Линкор, он же линейный корабль. В эпоху Просвещения — самый вооруженный и опасный корабль на морских пространствах.
Любая держава, претендующая на господство в океанах должна была иметь в своей эскадре минимум несколько десятков кораблей подобного класса, чтобы чувствовать себя уверенно и не опасаться за позиции своего флота. Но в итоге прогресс: развитие новых средств в борьбе с плавучими судами противника, появление парового двигателя и популяризация бронированных кораблей вместо уже изживающих себя деревянных, привело к закату эпохи линейных кораблей в середине 19-го века. О них забыли почти на полстолетия, до 1906-го года. На тот момент броненосцы старой модели уже не удовлетворяли запросам военного начальства, они были слишком уязвимы при атаке наземных сооружений, ничего не могли противопоставить отрядам с более мелких и подвижных кораблей.
«Гангут»
Поэтому, как ответ новым вызовам, англичане принялись за разработку нового типа военного морехода. Так как это судно должно было стать новым хозяином водных территорий, то за основу названия взяли уже забытого повелителя морей и океанов — линейного корабля. Теперь самый мощный и вооруженный плавучий носитель смерти и разрушений назывался линкором.
Особенности
Линкоры являются мощными артиллерийскими бронированными кораблями. На момент начала Великой Отечественной войны на вооружении страны их было очень много. Линкоры СССР имели качественное вооружение в виде различных орудий, которые постоянно модернизировались. Чаще всего вооружение состояло из крупнокалиберных пулеметов, торпедных аппаратов. Данные корабли обеспечивали оборону Ленинграда, Севастополя и других приморских городов.
Технические характеристики
Длина и ширина каждого судна при закладке была, соответственно, 182 и 27 метров. Мотор, работающий на угле, выдавал мощность в 42 тыс. л.с., что позволяла линкорам разгоняться до 23-ех узлов, при ориентировочной дальности плаванья — 4000 миль.
Основным вооружением служило 12 корабельных пушек калибра 305 мм. Противоминная батарея состояла из 16-ти орудий, которое заряжалось снарядами в 120 мм. Из-за неудобства размещения, применить их в бою в ветряную погоду бывало затруднительно.
Класс «Севастополь»
Линкоры этого класса имели корпус мониторной формы, в котором площадь надводного борта и форштевень ледокольной формы были минимизированы. При небольшой длине корпуса водоизмещение корабля составляло 23 000 тонн, но на деле достигало порядка 26 000 тонн. В качестве топлива использовался уголь, а если требовался форсированный режим работы, то нефть. Эти линкоры ВМФ СССР оснащались силовой установкой в 42 000 л. с. при скорости в 23 узла и дальности плавания в 4000 миль.
В качестве вооружения линейный корабль оснащался нарезными орудиями, которые располагались линейно и отличались технической скорострельностью в 1,8 выстрела за одну минуту. В качестве противоминного вооружения использовались 16 орудий 120 мм, скорострельность которых составляла 7 выстрелов в минуту, причем все орудия располагались на средней палубе. Такое размещение артиллерии приводило к низкой эффективности стрельбы, что в сочетании с низкой мореходностью самого линкора делало их управление сложнее.
Эти линкоры СССР были подвергнуты модернизации еще перед Второй мировой войной, что сказалось на улучшении силуэта кораблей: у них появилась баковая надстройка, которая плотно сцеплялась с корпусом, а сверху закрывалась прочным настилом. Изменения коснулись носовой оконечности, энергетических установок и улучшения бытовых условий для команды.
Большие корабли советского флота (4 фото)
Автор: teamwows
23 января 2022 11:19
Метки: Военно-морской флот СССР вооружение история корабли
737
4
На протяжении истории линкоры являлись главной силой флота. Со времён англо-голландских войн 17 века и до Ютландского сражения 1916 года артиллерийская дуэль двух флотов решала исход войны на море. Сам термин линейный корабль впервые появился в 1653 году.
Английский адмирал Роберт Блейк в «Инструкциях по походу и бою» (Fighting Instructions) упомянул, что атакуют в линии. Все типы кораблей, которые по своим тактико-техническим характеристикам могли воевать в линии, стали именоваться линейными кораблями.
0
×
Развитие линкоров в первой половине 20 века было стремительным. К началу Русско-японской войны, в 1904 году, крупнейшие представители этого класса имели водоизмещение порядка 15 000 тонн. В 1906 году в Англии был спущен на воду HMS Dreadnought. Его полное водоизмещение составляло 20 730 тонн. Этот корабль стал последней ступенью к созданию линкоров — самых больших и мощных боевых кораблей, когда-либо выходивших в океан. Началась гонка морских вооружений. Новые дредноуты перечеркнули ценность кораблей прежнего типа. Всем морским державам пришлось формировать свои эскадры заново. К 1914 году Российский Императорский флот по темпам роста занимал одно из первых мест в мире. Российская империя оправилась от поражения в Русско-японской войне и снова претендовала на роль ведущей морской державы. Становление дредноута в России пошло по пути постепенной разработки новой концепции флота. В её основе было применение однотипных линейных кораблей в составе эскадр. Исход войны на море решается в одном генеральном сражении с участием линкоров, крейсеров и эсминцев. После Гражданской войны Красному флоту достались лишь три линкора — «Петропавловск», «Гангут» и «Севастополь». Они были переименованы соответственно в «Марата», «Октябрьскую Революцию» и «Парижскую Коммуну». В 1920-ые годы эти корабли уже были устаревшими. Ведущие морские державы мира серьезно не воспринимали флот молодой страны Советов. На международную конференцию в Вашингтоне в 1921 году СССР не пригласили.
0
Линкор «Марат»
В середине 1930-х годов морская доктрина СССР изменилась. Срок действия Вашингтонского соглашения 1922 года истекал 31 декабря 1936 года. Все крупные морские державы приступили к разработке нового поколения линейных кораблей. Руководство СССР не осталось в стороне, и страна вступила в гонку морских вооружений. В 1936 году между СССР и Великобританией начались переговоры с целью заключения двустороннего морского соглашения. Британо-советский договор об ограничении морских вооружений содержал отдельные положения для советского флота в европейских водах (Балтика, Баренцево и Чёрное моря) и для Тихоокеанского флота. В Европе СССР признал для себя обязательными положения второго Лондонского договора об ограничениях и обмене информацией о строящихся кораблях. Страна могла построить до 1 января 1943 года для европейской части страны 2 линкора с 406-мм орудиями и 7 крейсеров со 180-мм орудиями. Советский Тихоокеанский флот освобождался от любых рамок. Корабли для этого флота можно было строить на верфях в европейской части СССР. В июле 1936 года Совет Труда и Обороны СССР принял семилетнюю программу строительства «Большого флота». Предполагалось построить 533 корабля, в том числе 24 линкора. Проектные работы по созданию новых линкоров для Балтийского и Тихоокеанского флотов начались в 1935 году. Для Балтики предлагалось построить линкор водоизмещением 35 000 тонн (проект 21), для Тихого океана — водоизмещением 55 000 тонн (проект 23). Тихоокеанский линкор предполагалось вооружить девятью 460-мм орудиями, а балтийский — таким же количеством орудий калибра 406 мм. Для проекта 23 предусматривался бронепояс толщиной 450 мм, а для 21-го 350 мм. Создание эскизных проектов обоих линкоров было поручено КБ Балтийского завода имени С. Орджоникидзе. У советских инженеров не было опыта создания крупных надводных кораблей. Поэтому привлекались инженеры и конструкторы из Италии и США. В 1936 году от проекта линкора Б отказались в пользу тяжёлого крейсера проекта 69. На стадии технического проекта стандартное водоизмещение линкора достигло 58 500 тонн. Толщина броневого пояса составляла 375 мм. В районе носовых башен броня достигала 420 мм. Броневых палуб было три: 25-мм верхняя, 155-мм главная и 50-мм нижняя противоосколочная. Корпус оснащался противоторпедной защитой двух типов: в центральной части итальянского типа, а в оконечностях — американского. Артиллерийское вооружение линкора проекта 23 включало в себя девять 406-мм орудий Б-37 с длиной ствола 50 калибров. Пушка могла стрелять снарядами весом по 1 105 килограммов каждый на дальность 45,6 километра. По своим характеристикам она превосходила все зарубежные орудия этого класса. 18-дюймовки линкора «Ямато», имея снаряды большего веса, уступали Б-37 по дальности стрельбы и скорострельности. Энергетическая установка советского линкора — три турбозубчатых агрегата мощностью по 67 000 л.с. Проектная скорость корабля 28 узлов. Дальность плавания 14-узловым ходом — около 5 500 миль. Головной линкор «Советский Союз» заложили на ленинградском Балтийском заводе 15 июля 1938 года. За ним последовали «Советская Украина», «Советская Россия» и «Советская Белоруссия». В Большой судостроительной программе появились тяжёлые крейсера проекта 69. К постройке планировалось не менее 15 единиц. Этот проект был задуман как истребитель любых крейсеров. Основное вооружение корабля должно было включать девять 305-мм орудий. Полное водоизмещение превышало 41 000 тонн. В 1939 году в Ленинграде и Николаеве заложили два крейсера — «Кронштадт» и «Севастополь».
0
Линкор проекта 23
К 22 июня 1941 года готовность головного линкора «Советский Союз» оценивалась в 21%, а тяжёлых крейсеров в 12-13%. Нападение Германии перечеркнуло планы создания «Большого флота». Постановлением правительства от 10 июля 1941 года постройку линкоров прекратили. Броневые плиты линкоров использовали для строительства укреплений под Ленинградом. В сентябре того же года постройку «Кронштадта» прекратили. Недостроенный «Севастополь» был захвачен немцами в Николаеве. В 1936-1945 годах в мире было построено 27 линейных кораблей последнего поколения: 10 в США, 5 в Великобритании, 4 в Германии, по 3 во Франции и Италии, 2 в Японии. Ни в одном из флотов они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Опыт Второй мировой войны показал, что время линкоров ушло. В океане стали господствовать авианосцы. Палубная авиация превосходила корабельную артиллерию по дальности действия и способности поражать цели.
0
Крейсер проекта 82 «Сталинград»
Советский Союз продолжал проектировать линкоры и после Второй мировой войны. Конструкторы продолжали создавать проекты огромных кораблей. Преемником «Советского Союза» стал линкор проекта 24 полным водоизмещением 81 150 тонн. Преемником «Кронштадта» — тяжёлый крейсер проекта 82 водоизмещением 42 000 тонн. По расчётам его дальность плавания не превышала 5 000 миль 15-ти узловым ходом. В планах был ещё крейсер проекта 66 с 220-мм артиллерией главного калибра. Корабль хоть и именовался средним, но по водоизмещению 30 750 тонн приближался к линкорам. Проекты 24 и 66 остались на бумаге. По проекту 82 в 1951-1952 годах заложили три крейсера — «Сталинград», «Москва» и третий корабль без названия. Но вступить в состав флота им не пришлось. 18 апреля 1953 года после смерти И. Сталина постройку кораблей прекратили из-за их дороговизны и морального устаревания. Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Источник:
Еще крутые истории!
- Великолепная семёрка фактов обо всём на свете
- Работа автомеханика полна сюрпризов
- Мужчина 11 лет был прикован к постели и вылечил себя сам
- Находки из бутика «Ля Помойка»
- Когда свидание пошло не по плану: истории из интернета
Метки: Военно-морской флот СССР вооружение история корабли
Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
7 1 6
Понравилось
6 0
1
Новости партнёров
«Парижская коммуна»
Этот линкор проходил модернизацию самым последним. В ходе совершенствования его водоизмещение стало больше, мощность двигателя стала выше и составила 61 000 л.с., корабль развивал максимальную скорость в 23,5 узлов. Большое внимание при модернизации было уделено усилению противовоздушного вооружения: на носу и корме появились 6 зенитных пушек 76 мм, 16 артиллерийских орудий и 14 пулеметов. Эти линкоры СССР Второй мировой войны применялись при обороне Севастополя. За все время боевых действий во время Великой Отечественной войны линкор участвовал в 15 боевых походах, выполнил 10 артиллерийских стрельб, отразил больше 20 налетов вражеской авиации и сбил три самолета врага.
Во время Второй мировой войны корабль оборонял Севастополь и Керченский пролив. Первые боевые действия пришлись на 8 ноября 1941 года, и только за первое время боев было уничтожено большое количество танков, орудий, военных машин, перевозивших определенные грузы.
Огромные морские корабли на подводных крыльях: «Комета», «Колхида» и «Циклон»
Кроме речных «пароходиков», в ЦКБ Алексеева активно разрабатывали морские скоростные теплоходы разнообразных типов.
Первым серийным образцом стала «Комета», оснащенная модернизированными дизельными двигателями, запущенная в производство в 1961 году.
С 1962 по 1982 год было выпущено 125 «Комет» с «ёмкостью» до 120 пассажиров в зависимости от модификации. Из ни 39 ушли на экспорт.
В 1982 году на смену «Комете» появилась усовершенствованная «Колхида» на 120-140 пассажиров, также с дизельными двигателями.
Этот тип получил прочный сварной корпус с полноценным разделением на 9 водонепроницаемых отсеков, что обеспечивает непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков.
Завершили славную линейку двухпалубный флагман «Циклон» и малое морское судно «Ласточка», сошедшие со стапелей в 1986 году.
Производство первых планируется возродить в ближайшее время для освоения морских маршрутов Балтики и Дальнего Востока – в обновлённом варианте с индексом “250”.
«Марат»
Эти линкоры СССР защищали подступы к Ленинграду, ведя 8 дней защиту города. Во время одной из вражеских атак в корабль попали сразу две бомбы, которые разрушили носовую часть судна и привели к детонации снарядных погребов. В результате этого трагического события погибли 326 человек – членов экипажа. Спустя полгода кораблю была возвращена частичная плавучесть, кормовая часть, которая затонула, всплыла. Немцы долгое время пытались уничтожить поврежденный линкор, который использовался нашими военными как форт.
Однако спустя некоторое время линкор был отремонтирован и частично восстановлен, но даже это позволило ему сопротивляться артиллерийскому огню противника: после восстановления кораблем были уничтожены самолеты, батареи и личный состав противника. В 1943 году этот линкор СССР был переименован в «Петропавловск», а еще спустя 7 лет и вовсе снят с вооружения и переведен в учебный
Этот линкор изначально базировался в Таллинне, но с началом Второй мировой был перебазирован в Кронштадт, как только к городу стали подступать немцы. «Октябрьская революция» стала надежной артиллерийской обороной города, так как все попытки немецкой армии потопить линкор остались безуспешными. За годы войны этот самый большой линкор СССР показал себя как надежный противник на воде.
Боевая история во Второй мировой войне
“Севастополь”, он же — “Парижская коммуна”
С флагмана и начнем. Что символично, принимал участие в обороне города-тезки.
Сначала был вынужден скрыться с поля боя, чтобы избежать печальной участи и не быть подорванным авиацией противника, но через месяц вернулся на театр боевых действий, а еще через месяц вернул должок врагу, за один боевой выход уничтожив 13-ть танков, 8 орудий, 47 авто с военным грузом, и несколько сот живой силы противника. Вот это отомстил! Знатно потрепав в 42-ом году фортификационные сооружения врага, отправился на ремонт из-за износа орудий. В 43-ем вернулся в строй, где и был обратно переименован в “Севастополь”.
Модель линкора «Севастополь»
После совершив еще около десятка боевых выходов и сбив парочку самолетов во время авианалетов был по делу в июле 45-го награжден орденом Красного знамени. Со славой поплавав еще десяток лет, в 57-ом году был сдан на металлолом.
“Петропавловск”, который — “Марат”.
История его участия в войне тяжела, и не так славна, как у флагманского корабля. Брал участие в обороне Ленинграда с самых первых боев, кошмаря технику и пехоту фашистов на берегу.
Но длилось это до конца сентября 41-го. Немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель дважды метко сбросил на линкор бомбы, которые привели корабль в полную негодность и стали причиной его потопления. Погибло свыше 300-от человек, судно полностью скрылось под водой, все оборудование вышло из строя. В 42-ом году начались работы по восстановлению боеспособности корабля, было восстановлено 3-и корабельных орудия. Их взяли на вооружение до конца блокады. В 43-ем году кораблю также вернули прежнее название. Орденами награжден не был, в 50-ых годах также списан на металл.
“Гангут”, или — “Октябрьская революция”
Как и упомянутый выше собрат, участвовал в обороне Ленинграда. Как и упомянутый выше собрат, был поврежден во время авианалета.
Картина с изображением линкора «Гангут»
Сверху еще добавили артиллерией. Но, в отличие от упомянутого выше того же собрата, смог избежать подобной тяжелой участи, и, с горем пополам, остался на плаву. Уничтожил не одну боевую единицу, активно брал участие в сражениях до самой блокады обороняемого города. Обратно не переименовывали, но наградили орденом Красного знамени. В 50-ых годах, как и остальные, был сдан на металлолом.
“Полтава”, “Фрунзе”, — все равно не важно
И не важно по одной-единственной причине — еще в 30-ых годах его списали и разобрали на запчасти. Когда модернизация других кораблей шла полным ходом, на этот линкор не хватило денег.
Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
После долгой бумажной волокиты, его было решено сдать в утиль. Орудия пошли по все стране, а корпус распилили на все тот же металлолом.
Первое заключение
Вот такова краткая история советских линкоров, начало которых корнями достигает еще существования Российской империи. Но на этом не все.
Ведь была у СССР программа по созданию новых кораблей подобного типа, ведь как не модернизируй старое, а новое это не заменит. Правда закончились они все неудачно, хотя надежды были. Об этом речь дальше
От «Гангута» к «Революции»
Первоначальное название линкора было «Гангут». Именно под этим названием судно принимало участие еще в Первой мировой войне: под его прикрытием ставились минные заграждения, на котором впоследствии подорвался не один немецкий крейсер. Уже после присвоения кораблю нового имени он выступал во время Второй мировой войны, причем все попытки немцев справиться с ним были провальными. Линкоры СССР Второй мировой войны вообще отличались надежностью: так, «Октябрьская революция» подвергалась многочисленным авиационным и артиллерийским атакам, и все равно устояла. Сам же линкор за годы войны выпустил порядка 1500 снарядов, отразил многочисленные авиационные налеты, сбил 13 самолетов и еще большое количество повредил.
Основные походы «Гангута» («Октябрьской революции»)
Интересен тот факт, что грозные корабли нашей армии ни разу за время двух мировых войн – первой и второй – не встретились в бою именно с линкорами противника. Единственный бой был проведен «Севастополем» еще в Гражданскую войну, когда судно прикрывало эсминец «Азард» и отразило нападение целых семи британских эсминцев.
В общем и целом «Гангут» побывал в трех боевых походах на Балтику, где он обеспечивал минные постановки, затем на вооружении Красной Армии он получил новое название и был включен в состав Морских сил Балтийского моря. Принимал участие линкор и в советско-финской войне как огневая поддержка сухопутным войскам. Самой ответственной задачей линкора была защита Ленинграда.
В 1941 году, 27 сентября, в судно попала бомба весом в 500 кг, которая пробила палубы, разорвала башню.
Боевые катера на подводных крыльях. Первые серийные СПК
Торпедный катер проекта 123К “Комсомолец”В результате Алексеев получил задание разработать перспективное боевое судно. Основой первого боевого корабля на подводных крыльях стал десяток серийных торпедных катеров проекта 123К.
Разработанные конструктором крылья получили уже стоявшие в стапелях корпуса, попутно лишившиеся брони. Главной защитой «москита», как их часто называют моряки, стала скорость: проект 123К типа «Комсомолец» (А-11) развивал 50 узлов (90 километров в час) при осадке всего в 0,8 метра.
Такой мог бороздить моря, безбоязненно ныряя в прилежащие реки. А пара торпедных аппаратов с 3 пулемётами были достаточны для прибрежного патрулирования. Выстрелил — убежал.
Следом появился модернизированный катер проекта 184 чуть больших габаритов, который в последствии в дополнение к носовому крылу получил турбореактивный двигатель РД-9. Тот самый, что в МиГ-19 возил советских «Ли-Си Ци-Нов» во Вьетнаме.
Благодаря этому судно достигло рекордной скорости в 69 узлов, что составляет 127 километров в час. Но одного торпедного аппарата с парой боезарядов казалось мало.
Поэтому проект был забыт, а следом появился сторожевой СПК проекта 125А с бомбосбрасывателями вместо торпедных аппаратов. Всего их с 1963 по 1967 выпустили 16 экземпляров.
Разработки Алексеева в дальнейшем послужили подспорьем в работах ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз»): серийных ракетоносцы проекта 206-М «Шторм» и 206МЭ «Вихрь» и уникального ракетного корабля проекта 1240 «Ураган» с титановыми крыльями.
ЦКБ Алексеева к теме боевых кораблей вернулось только с проектом 133 «Антарес», спроектированными для морских частей КГБ. В составе пограничных частей им удалось дослужить до 2010 года.
Пара газотурбинных агрегатов разгоняли эти торпедные катера до 112 км/ч. Среди серийных кораблей им равных так и не появилось.
«Архангельск»
Не все линкоры СССР периода Второй мировой войны изначально были на вооружении нашей страны. Так, линейный корабль «Архангельск» сначала был в составе военно-морского флота Великобритании, затем был передан Советскому Союзу. Примечательно, но данное судно было переоборудовано в США, оснащено современными радиолокационными системами для любых видов вооружения. Именно поэтому «Архангельск» известен еще и как HMS Royal Sovereign.
В межвоенные годы линкор неоднократно модернизировался, причем серьезно. И изменения касались в основном дополнительного оснащения орудиями. Ко Второй мировой войне этот линкор уже был устаревшим, но, несмотря на это, все-таки его включили во флот страны. Но его роль была не столь доблестна, как у других линкоров: «Архангельск» большей частью стоял у берегов Кольского залива, где обеспечивал огневое наступление советских войск и срывал эвакуацию немцев. В январе 1949 года корабль был сдан в Великобританию.
Первые пассажирские корабли на подводных крыльях: «Ракета» и «Метеор»
Параллельно ракетному катеру, Алексеев в 1949 году инициативно разработал скоростной пассажирский А-7, ставший эталонным крылатым судном.
Даже сегодня корабли, построенные на основе седьмой компоновки Алексеева, бороздят реки страны: те самые «Метеоры» и «Кометы», знакомые многим с детства, стали серийным воплощением конструкции.
В них сохранены пропорции, общая схема подводных крыльев и даже их профиль. Но признание пришло не сразу, ведь в начале эры СПК о пассажирах ещё никто не думал.
Только появление в 1955 году серийных пассажирских кораблей на подводных крыльях Supramar PT 20 изменило мнение руководителей государства.
Секретность с подводных крыльев сняли, и в 1957 году на основе ракетных катеров и проекта А-7 конструктор при поддержке правительства спустил на воду головной теплоход «Ракета».
Появившись на Фестивале молодёжи и студентов, удивительный самолёто-корабль произвёл фурор мирового масштаба, закономерно получив серийное продолжение.
После первая экспериментальная «Ракета» была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгу на линию Горький—Казань: расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов против обычных 30.
С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», из них 30 ушло на экспорт в самые неожиданные страны. Они долгое время являлись не только транспортом, но и популярным видом отдыха.
«Ракеты» эксплуатировались между городами Тарту и Псковом, на озере Ильмень, на маршруте Новгород — Старая Русса и обратно, между Кёльном и Дюссельдорфом на Рейне, бороздили Темзу между Лондоном и Грейвзендом.
Были они и в Канаде, и в США, и даже в Никарагуа. О соседних с СССР странах можно даже не вспоминать.
В 1958 году спустили на воду первый улучшенный пассажирский корабль на подводных крыльях «Метеор», ставший на пару с «Ракетой» главным речным средством транспорта на много лет.
Он был рассчитан на 64-66 пассажиров, второй в зависимости от модификации умещал от 74 до 128 человек. Вдвое больше, чем в автобусе.
На крейсерской скорости в 60 километров в час по кратчайшему водному пути у них не было равных в Союзе: быстрее, удобней, надёжней транспорта не существовало.
Гиганты в 30 метров длиной стали основой советского речного флота, не теряя возможности заходить в большинство речных портов. Всего было выпущено около 400 кораблей этого типа.
Модернизированный для морских условий «Метеор» получил название «Комета». Эти суда, как и их предшественники, так же высоко оценили страны Запада: только 52 корабля из 86 остались в СССР.
«Метеор» стал самым известным из всех судов на подводных крыльях, самым распространённым. Но не последним — и не самым лучшим.
Проекты линкоров СССР
Линкоры СССР, проекты которых разрабатывались самыми разными инженерами, всегда считались одними из самых надежных во всем мире. Так, инженер Бубнов предложил проект сверхдредноута, который привлекал внимание проработанностью деталей, мощностью артиллерии, высокой скоростью хода и достаточным уровнем бронирования. Проектирование началось еще в 1914 году, причем главной задачей инженеров было разместить три четырехорудийные башни на небольшом корпусе, которого было мало для подобного вооружения. Получалось, что корабль при таком раскладе оставался без надежной противоторпедной защиты. К основным средствам вооружения на данном корабле выступали:
- главный броневой пояс, который распространялся на 2/3 длины судна;
- горизонтальное бронирование на четырех уровнях;
- круговое бронирование башен;
- 12 орудий в башнях и 24 орудия противоминного калибра, которые располагались в казематах.
Специалисты говорили о том, что данный линкор – это мощная боевая единица, которая по сравнению с зарубежными аналогами была способна развивать скорость хода в 25 узлов. Правда, бронирования было недостаточно уже на момент Первой мировой войны, а модернизации кораблей не планировалось…
Линкоры Советского производства
“Проект 23”
В 30-ом году вышло постановление Совета Министров, что главной ударной силой ВМС СССР отныне являются линкоры. Правда, незадача состоялась в том, что единственные корабли данного типа, находившиеся на вооружение, были построены еще во времена Российской империи, и что даже модернизация, которой они подвергались, не позволила бы им встать в один ряд с передовыми судами тех годов. Поэтому в 36-ом году уже знакомому читателю Балтийскому заводу было заказано первых два корабля. Однако, запуск строительства так и не состоялся. Причиной тому стали репрессии 37-38-ых годов, в ходе которых ведущие конструктора были посажены за решетку. Заменить их сразу не удалось, но в 39-ом году работы таки продолжились.
«Червона Украина»
Всего было запланировано построить 4-ре линкора — флагман “Советский Союз”, также три не менее мощных корабля — “Советская Украина”, “Советская Белоруссия”, и “Советская Россия”. Заложили всю четверку в 38-39-ых годах, планировали сдать к 46-му. Что произошло дальше, уверен, знают все — началась Вторая мировая.
Стало совсем уж не до расширения флота, обходились тем, что было. Так они и простояли, брошенные и недостроенные, до конца войны, чтобы потом их разобрали на металлолом. Большой стране нужно было отстраиваться после большой разрухи, и нужные материалы для разрушенных заводов, фабрик и т.д. брали откуда только можно. Понятное дело, что тут было не до расширения ВМС. По своим параметрам, таким как бронирование и скороходность, корабли, в оценке, должны были превосходить большинство прямых конкурентов. Огневая мощь обеспечивалась 9-ю пушками огромного калибра в 405 мм и 12-ю вспомогательными орудиями в 152 мм.
“Проект 24”
В 40-ом году, когда высшее военное руководство страны ознакомилось с опытными образцами “Проекта 23” и планируемой мощностью линкоров этой серии, многих она не удовлетворила как несоответствующая главной задаче, поставленной перед конструкторами, — достигнуть полного превосходства над всеми судами противника аналогичного класса.
Хотя линкоры 23-го проекта и должны были получиться отличными, все же не во всем они были первыми или лучшими. Поэтому было принято решение о пректирование и закладке судов следующей серии — “Проект 24”. Проектирование и работа над созданием опытного образца велась с перерывами до начала 50-ых годов. Корабли должны были получить улучшение по всем параметрам, при этом не обходясь в астрономическую сумму по производству.
Проект 24
Первый, отвечающий всем запросам военных, эскиз, по которому планировали строить линкор следующего поколения, появился только в 50-ом году. Но до самого строительства так и не дошло — после окончания войны линкоры потеряли свою популярность, а деньги требовались колоссальные, поэтому проект заглох, работы прекратились в 51-ом году. Со смертью Сталины в 53-ом на линкорах и вовсе поставили крест, сосредоточившись на более современном вооружении.
Проект инженера Костенко
Совершенные линкоры России и СССР не раз выручали советские войска. Одной из разработок был корабль Костенко, который считается самым поздним. К его отличительным особенностям относились сбалансированные характеристики вооружения, отличная скорость и качественное бронирование. В основе проекта лежал англо-германский опыт Ютландского сражения, поэтому инженер заранее отказался от предельного артиллерийского оснащения суден. А акцент делался на сбалансированности бронезащиты и подвижности.
Данный корабль разрабатывался аж в четырех версиях, причем самым быстрым оказался именно первый вариант. Как и в версии Бубнова, линейный корабль имел главный боевой пояс, который дополнялся переборкой из двух плит. Горизонтальное бронирование коснулось нескольких палуб, которая сама по себе выступала как броневая настилка. Бронирование выполнялось в башне, рубки, по кругу судна, кроме того, внимательно отнесся инженер к противоторпедной защите, которая раньше на линкорах выступала в виде простой продольной переборки.
В качестве вооружения инженер предлагал использовать орудия главного калибра 406 мм и орудия 130 мм. Первые располагались в башнях, что обеспечивало хорошую дальность стрельбы. Проекты данного судна, как уже говорилось, были разными, что сказывалось и на количестве пушек.
Теория. Как работают подводные крылья
Принцип работы подводных крыльев
Суда на подводных крыльях стали продолжением так называемых глиссирующих кораблей или глиссеров: малогабаритных лодок, катеров и даже в досках для сёрфинга.
Глиссирование — движение по воде за счёт скорости, скольжение по поверхности, во время которого резко снижается сопротивление жидкости.
Подводные крылья стали логичным развитием идеи: они заставляют корабль приподниматься при достижении определённой скорости, снижая сопротивление воды и улучшая динамику движения.
Самолёт буквально «взлетает» в толще воды, используя её подъёмную силу.
Схема судна на подводных крыльях
На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно.
Уменьшается площадь контакта с водой, сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.
Крейсерская скорость достигает 100 км/ч, а для ряда военных судов — даже 180 км/ч. Примерно в 2-5 раз быстрее обычных кораблей.
При больших скоростях крыло «закипает» из-за резкого понижения давления перед ним. Возникает эффект «кавитации», которую используют суда с воздушной каверной.
Проект инженера Гаврилова
Гаврилов предлагал построить самые мощные, так называемые предельные линкоры СССР. Фото показывает, что такие модели были небольшим по размерам, зато по техническим и эксплуатационным характеристикам были более эффективными. Согласно общей концепции, линкор представлял собой предельный корабль, технические характеристики которого были на грани достижимого уровня. Проект учитывал только самые мощные параметры вооружения:
- 16 орудий главного калибра 406 мм в четырех башнях;
- 24 орудия 152 мм противоминного калибра в казематах.
Такое вооружение вполне отвечало концепции русского кораблестроения, когда отмечалось удивительное сочетание максимально возможного артиллерийского насыщения с высокой скоростью при ущербе бронированию. Оно, кстати, было не самым удачным на большинстве советских линкоров. Зато двигательная установка корабля была одной из самых мощных, так как ее действие основывалось на турбинах-трансформаторах.
И ещё теория. Какие подводные крылья бывают?
Частично погруженное крыло
Существует два типа подводных крыльев:
- частично погружённое — U-образное
- полностью погружённое — в форме перевёрнутого Т
Частично погруженные крылья во время движения на полной скорости находятся на границе между водой и воздухом, поднимая корпус над водой.
Современное полнопогруженное крыло
Погруженные крылья появились недавно: хотя они снижают качку до нуля, им требуется постоянная коррекция и управление, что удалось реализовать только благодаря современным компьютерам.
Их используют гибридные суда, сочетающие обычный корпус, не использующий глиссирование, и подводные крылья для снижения качки в движении.
История этой конструкции насчитывает много лет, много важных вех и открытий. Почти каждая связана с русским авиаконструктором Ростиславом Алексеевым и его КБ.
Итоги
Как отмечают специалисты, Вторая мировая война стала определенным этапом для проверки состояния линейных кораблей СССР к готовности. Как оказалось, линейный флот не был готов к разрушительной силе и мощи атомных бомб и высокоточного управляемого оружия. Именно поэтому уже ближе к концу войны линейные корабли перестали считаться мощной боевой силой, а развитию палубной авиации уже не уделялось столько внимания. Сталин приказал исключить линкоры из планов военного кораблестроения, так как они не отвечали требованиям времени.
Как следствие, из действующего флота были выведены такие корабли, как «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна», какие-то модели были выведены в резерв. Впоследствии Хрущев оставил на вооружении страны буквально несколько тяжелых артиллерийских кораблей, считая их эффективными в боях. А 29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры — последний линкор СССР «Новороссийск». После этого события наша страна распростилась с идеей наличия в составе своего флота линейных кораблей.
Есть ли будущее у «крылатых» кораблей?
В чем же причина угасания столь популярного транспорта?
Все просто: их успех в России ушёл вместе с протекцией Алексеева в начале восьмидесятых. По инерции какое-то время они ещё производились, но все силы были брошены на более перспективные по мнению руководства корабли на воздушной подушке (кто же сравнивает несравниваемое, скажете вы?)
Частные речные пароходства в своей массе не смогли в голодные девяностые содержать, и что самое главное, обновлять столь дорогостоящие аппараты: экономически не выгодно.
Голландская “Комета”. Сегодня по нормам шума их эксплуатация там запрещена
К тому же российские малые населённые пункты стали вымирать — а ведь именно им были удобны скоростные корабли, поскольку на той же Волге СПК заходили почти в каждую деревню по пути своего маршрута.
Поэтому сохранились отдельные экземпляры для развлечений туристов. А общественные перевозки стали использовать другие виды транспорта.
Такая же пристань существовала в каждой деревне Ульяновской области
А в XXI веке их необходимость и вовсе сомнительна: есть скоростные поезда, самолёты, частный автотранспорт. Кто хочет — сам придумает как добраться.
Можно ли без СПК? Конечно. Но для России пока ничего лучше не придумали.
(59 голосов, общий рейтинг: 4.86 из 5)