«Адмирал граф Шпее». Пиратские будни и конец линкора-обреза


Рейдеры в Атлантике

Перед нападением на Польшу Германия подстраховалась — на случай, если западные союзники не станут смотреть спокойно, как вермахт рвёт армию незадачливых наследников Пилсудского. Уже в конце августа 1939 года в море ушли подводные лодки и два «карманных линкора» — броненосцы «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее».
Перед ними стояла задача — действия против торгового судоходства в Атлантике, если англичане и французы захотят вмешаться в конфликт. Надводные рейдеры поделили океан пополам: «Дойчланд» остался в Северной Атлантике, «Шпее» ушёл в Южную.

После начала Второй мировой они приступили к работе. Первый не достиг больших успехов, а вот второй вошёл в историю как более удачливый «корсар». В течение трёх месяцев, ускользая от вражеских поисковых групп, «Шпее» потопил девять судов на полсотни тысяч бруттотонн.

Но фортуна — дама капризная.

В декабре 1939 года рейдер был обнаружен английскими крейсерами и принял бой у залива Ла-Плата — что стало началом его конца.


Тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее»

Фолклендский финал

Утром 8 декабря эскадра Шпее подошла к английской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах. Целью выхода была атака базы и захват английского губернатора — своего рода симметричная акция в отместку за пленение губернатора германского Самоа.

Сразу стало понятно, что что-то пошло не так. В бухте Порт-Стэнли отчетливо виднелись характерные трехногие мачты двух крупных кораблей, в первом донесении названных «эскадренными броненосцами». Немцам, полагавшим, что максимум, кого они могут там встретить — это «Канопус», не хотелось верить, что это — конец. В Южную Атлантику вышли британские линейные крейсера — «убийцы убийц торговли»: быстрее любого из броненосных крейсеров, оснащенные главным калибром дредноутов.

На рейде Порт-Стэнли стоял спешно вытолкнутый из Англии отряд кораблей, основу которого составляли линейные крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл», одноклассники «Острэлии», от встречи с которой Шпее уклонился, уйдя в восточную часть Тихого океана. Эти корабли пришли в Порт-Стэнли буквально сутками ранее, 7 декабря. Шпее имел возможность просочиться мимо базы и получить пусть призрачный, но шанс поискать себе путь в Атлантике, немало поразбойничав по дороге на английских коммуникациях с Латинской Америкой. Но он сунулся сразу в логово.

Фолклендский бой стал бенефисом английского командующего, вице-адмирала Фредерика Доветона Стэрди. Сидя в кресле начальника Главного штаба Адмиралтейства, Стэрди своим лакированным светским упрямством настолько выбешивал Джона Фишера (и без того бешеного по темпераменту), что тот приложил титанические усилия, чтобы выпихнуть его куда-нибудь в моря, на командование.

Линейный крейсер «Инвинсибл»

Фото:

Стэрди пожал плечами и «выпихнулся». Ему было все равно. Ловить Шпее так ловить Шпее. Стэрди не отличался оригинальным видением, как тот же Фишер, буквально сломавший об колено и построивший заново британский флот. Он не блистал тактическими талантами и командными компетенциями, как хозяин Большого Флота Джон Джеллико. Он не умел восхищать людей, как кумир флота Дэвид Битти, водивший в бой авангард этого флота — 1-ю эскадру линейных крейсеров. Он просто строил карьеру, не совершая непоправимых ошибок. Это был, следуя определению Ивлина Во, «офицер и джентльмен», совершенно типичный продукт флотской корпорации Британской империи.

В этом бою он тоже не совершил ни одной ошибки, хотя до боя, кажется, приложил все усилия к тому, чтобы он не состоялся. В 1919 году ядовитый и желчный хам Фишер, уже будучи одной ногой в могиле, еще раз плюнет в спину «обожаемого» им Стэрди: «Если бы этому болвану позволили собрать с собой все рубашки, которые он запланировал, то он до сих пор ловил бы Шпее в Атлантике».

Тем не менее бой Стэрди сыграл как надо. Начав погоню с утра в условиях идеальной видимости, немного посуетившись с выбором позиции, он догнал оба германских броненосных крейсера и разобрал их на куски.

Вице-адмирал сэр Доветон Стерди

Фото:

Шансов у Шпее не было ни малейших. Изношенные машины «Шарнхорста» и «Гнейзенау» едва позволяли выжимать 20 узлов, а основное вооружение составляло шестнадцать 210-мм орудий главного калибра на двоих. Линейные крейсера Стэрди могли делать 26 узлов, неся на двоих также шестнадцать орудий, но уже калибра 305 мм.

В ближний бой с криками «На абордаж!» Стэрди не полез — его артиллерия позволяла работать с дистанции. Насколько изменилась война на море за десять лет после появления дредноутов, видно из итогового расхода боезапаса.

«Инвинсибл» выпустил 513 305-мм снарядов, «Инфлексибл» — 661 такой снаряд. Много это или мало? Для сравнения: весь отряд броненосцев адмирала Того Хэйхатиро в Цусимском бою, несших те же шестнадцать 305-мм орудий, за все (!) генеральное сражение, решавшее судьбу Русско-японской войны, выпустил только 446 снарядов этого калибра — втрое меньше, чем позволил себе офицер и джентльмен Доветон Стэрди во второстепенной периферийной стычке Первой мировой.

Бой у Фолклендских островов. Рисунок А. Ганзена

Изображение: архив Петра Каменченко

«Шарнхорст» затонул со всем экипажем, включая адмирала Шпее и его сына. В воде с температурой 6-7 градусов по Цельсию выживать было проблематично, а англичане развернули спасательную операцию только после того, как утопили «Гнейзенау». С него удалось принять почти 300 человек, но многие умерли через несколько часов от переохлаждения (всего выжили 190 человек).

Легкие крейсера Шпее отделились в середине боя и попробовали ускользнуть, но были перехвачены английскими легкими крейсерами. В результате преследования «Дрездену» удалось улизнуть (его прижмут и утопят в марте 1915 года у чилийского побережья), а «Нюрнберг» и «Лейпциг» были перехвачены и потоплены. На «Нюрнберге» погиб второй сын Макса фон Шпее.

Мнимый конвой

Утром 13 декабря «Шпее» искал у побережья Уругвая вражеский конвой. Заметив на горизонте мачты, немцы решили, что цель обнаружена. Но они ошиблись — это была английская эскадра коммодора Харвуда: тяжёлый крейсер «Экзетер» и лёгкие «Аякс» и «Ахиллес».

Английские военные корабли не смутили командира рейдера Лангсдорфа. Он решил, что перед ним эскорт конвоя — один крейсер и два эсминца. А значит, если их уничтожить, его ждёт лакомая добыча — ордер из торговых судов.

Лангсдорф решил атаковать.

Но это оказалось ошибкой. Конвоя не было, а мнимые эсминцы оказались крейсерами. Увы, Лангсдорф понял это, лишь начав бой.

Сражение по пачке «Беломора»

Трагедия эскадры Максимиллиана фон Шпее вскрыла еще один важный аспект войны на море, новый в новых условиях. Руководство морской войной стремительно начало уходить с мостиков горделивых красавцев-флагманов в пыльные комнаты морских штабов. Дальномеры и разведка легких сил в секторах начали уступать место картинке радиоперехватов и сообщений, наносимой на карты обстановки.

Мощные береговые радиостанции и корабли-ретрансляторы позволяли уже управлять эскадрами, находящимися в другом полушарии планеты. Война на море сделалась глобальной и потребовала усилить береговое штабное звено, которое до того выполняло декоративно-административные функции.

В истории с эскадрой Шпее самым неприятным поражением, которое потерпели англичане, стал не бой у Коронеля, а осознание тотальной дисфункции Главного морского штаба. Отсутствие кадров, декомпозиции и делегирования задач, выстроенной процедуры работы. Наконец, полное отсутствие морской разведки. Джон Фишер, главный сосуд яда на британском флоте, в начале войны походя обозвал разведотдел Главморштаба «эффективнейшим в истории собирателем газетных вырезок».

Именно параллельно с сюжетом вокруг эскадры Шпее Британия начала создавать нормальный функциональный штаб флота – как оперативный орган управления. Одновременно усилилась и разведка: появилась так называемая «комната 40» — служба радиоперехвата и дешифрования, получившая в свое распоряжение коды германского флота, выброшенные с севшего на мель крейсера «Магдебург» на Балтике и поднятые российскими водолазами.

Морская война, начинавшаяся, в соответствии с известным анекдотом, «по пачке «Беломора»», обретала прочную методологическую основу.

Сражение без победителей

Харвуд решил взять «Шпее» в клещи, разделив свои корабли. С одной стороны по нему стрелял «Экзетер», с другой — «Аякс» и «Ахиллес». Но рейдер оказался грозным противником. Сосредоточив огонь шести своих 280-мм орудий на «Экзетере», он быстро добился успеха. Получив от немцев на полную катушку, сильно повреждённый «англичанин» вышел из сражения.


Вид на «Ахиллес» с «Аякса»

Однако Лангсдорф недооценил Харвуда.

На ту же тему

Невозможное: как немецкая подлодка прорвалась в Скапа-Флоу

Пока «Шпее» громил своими «чемоданами» «Экзетер», «Аякс» и «Ахиллес» делали дело. Они нагло сблизились с «германцем» и, засыпав его 152-мм снарядами, добились своего. Оставив их раненого собрата в покое, Лангсдорф перенёс всю мощь орудий на два английских корабля.

Огонь рейдера был по-прежнему точен.

Вскоре «Аякс» получил от него два раза из главного калибра и лишился половины артиллерии. При таком раскладе продолжать бой было опасно, поэтому Харвуд прекратил сражение, отведя свои корабли на безопасное расстояние.

Но затем Лангсдорф удивил англичан: вместо преследования он взял курс на Монтевидео. «Аякс» и «Ахиллес» двинулись следом. Когда Харвуд понял, что рейдер идёт в нейтральный порт, пришлось оставить его в покое.

Четырнадцатого декабря «Адмирал граф Шпее» вошёл в гавань столицы Уругвая и спустя три дня был затоплен своей командой. Гибель этого корабля окружена мифами, которые скрывают истинную причину произошедшего.


Повреждённый «Экзетер» после боя

Арена в 180 миллионов квадратных километров

Основное действие предстоящей драмы только готовилось развернуться на полях Европы, и мало кто из обывателей, да и военных, тревожно вчитывавшихся в страницы газет и телеграммы первых чисел августа 1914-го, следил за происходящим по ту сторону Земли. Однако на просторах величайшего океана планеты, способного с лихвой вместить в себя все земные материки, судьба сдавала карты новой игры, итоги которой определят судьбу окрестных земель и народов на десятилетия вперед.

В центре расклада, на Каролинских островах, находилась крейсерская, известная также как восточноазиатская, эскадра Кайзермарине — германских военно-морских сил. Эскадра состояла из двух броненосных крейсеров — «Шарнхорст» и «Гнейзенау», и четырех легких — «Дрезден», «Эмден», «Лейпциг» и «Нюрнберг».

Командир эскадры, вице-адмирал Максимилиан граф фон Шпее оказался перед сложнейшим выбором. Его главной базой был Циндао, принадлежавший Германии китайский порт на западном побережье Желтого моря. Судьба города и всей немецкой колонии Киао-Чао, а равно и всех прочих немецких колониальных владений на Тихом океане, теперь зависела от предстоящей «сдачи карт». С одной стороны, главным вопросом был вопрос времени и условий вступления в войну Великобритании (именно морские коммуникации Британской империи были первостепенной целью крейсерской эскадры), с другой — Королевский флот, обладая безусловным превосходством в силах, мог быстро блокировать Циндао, превратив удобный порт в мышеловку. Путь домой таким образом был отрезан.

Максимилиан фон Шпее

Фото:

Блокада сама по себе, однако, не могла привести к падению города, опиравшегося на довольно развитую колонию и имевшего тесные экономические связи с окружающими территориями Китая. Сухопутных сил для осады и штурма Циндао с суши англичанам в условиях войны в Европе явно не хватало. Главной угрозой самому существованию германской колонии в этих условиях становилась союзная Антанте Япония, которая располагала поблизости и сильным флотом, и достаточной сухопутной армией.

В этих условиях единственной надеждой фон Шпее становились активные действия на коммуникациях, которые заставили бы британцев и их союзников рассредоточить свои силы. Оставался вопрос направления: двигаться на север означало идти прямиком в объятия японцев, чей многочисленный флот контролировал окрестные воды достаточно плотно, а на юг и на запад от Каролинских островов вырастала густая сеть угольных станций Королевского флота, прикрываемых превосходящими силами, включая в том числе линейный крейсер «Острэлиа».

Фото:

В итоге выбор пал на восточное направление. Эскадра фон Шпее направилась к берегам Чили, где немцы имели возможность, во-первых, получить уголь, а во-вторых — провести короткий ремонт: Чили, несмотря на нейтралитет, была настроена к Германии дружественно.

Легкий крейсер «Эмден»

Изображение: архив Петра Каменченко

Западное направление, впрочем, не осталось без внимания. На охоту за британской торговлей в водах Юго-Восточной Азии фон Шпее отрядил легкий крейсер «Эмден», который вскоре станет одним из самых знаменитых германских кораблей этой войны. Крейсер «Нюрнберг» отправили в Гонолулу, принадлежавший нейтральным США, за новостями: кабели телеграфа, ведшие к германским островным владениям, уже были перерезаны, а дальности имеющихся у фон Шпее радиостанций для прямой связи с рейхом не хватало.

Миф первый — струсили и затопили

На ту же тему

Авианосцы против подводных лодок: первая победа над «серыми волками»

Во время сражения с англичанами броненосец получил сильные повреждения. Лангсдорф рассчитывал отремонтироваться в Уругвае, но проанглийское правительство этой страны отказало в помощи. Уругвайские верфи не взялись за ремонт немецкого корабля.

Англичан беспокоило нахождение «Шпее» в Монтевидео. Они считали, что тот может выйти в море в любой момент и раствориться в океанских просторах. А задержать рейдер двумя лёгкими крейсерами Харвуд не мог.

Считается, что ему помогли слухи, будто немецкий рейдер на выходе из гавани уже ждала мощная английская эскадра с линейным крейсером «Ринаун» и авианосцем «Арк Ройал». Якобы они так сильно давили на нервы Лангсдорфу, что тот проявил трусость и предпочёл затопить свой корабль, не сражаясь.

Но сражаться он попросту не мог.

Чтобы выяснить состояние «Шпее», Берлин срочно отправил в Монтевидео своего эксперта. Изучив вопрос, последний доложил в Германию, что в бою с английскими крейсерами броненосец получил два серьёзных повреждения: были уничтожены камбуз с провизионкой и вышел из строя командно-дальномерный пост. В результате выход в море был исключён. Во-первых, без камбуза и провизионки в походе не прокормить экипаж. Во-вторых, с неисправным КДП в бою невозможно точно стрелять.

На ремонт требовалось две недели, но Уругвай дал только три дня. Не видя другого выхода, 17 декабря 1939 года Лангсдорф уничтожил корабль. Спустя три дня он застрелился, чтобы не прослыть трусом.


Горящий «Адмирал граф Шпее»

«Адмирал граф Шпее». Пиратские будни и конец линкора-обреза

«Адмирал граф Шпее» в Монтевидео. Последняя стоянка

Вечером 17 декабря 1939 года многотысячная толпа зрителей с берегов залива Ла-Плата наблюдали захватывающее зрелище. Война, которая уже вовсю бушевала в Европе, дотянулась наконец до беспечной Южной Америки и уже не в качестве газетных сообщений. Угловатый, с резкими рублеными формами, подобно средневековому тевтонскому рыцарю, германский рейдер «Адмирал граф Шпее» двигался по фарватеру. Те, кто был сведущ в военно-морской истории, задумчиво качали головами – обстоятельства слишком напоминали события 120-летней давности, когда жители Шербура провожали крейсер конфедератов «Алабама» на бой с «Кирсарджем». Толпа жаждала боя и неизбежного кровопролития: все знали, что у входа в залив «Шпее» стережет английская эскадра. «Карманный линкор» (английский термин, немцы называли такие корабли линкорами-обрезами) неторопливо вышел за пределы территориальных вод, загрохотали в клюзах отдаваемые якоря. А потом загремели взрывы – облако дыма и пламени поднялось над кораблем. Толпа вздохнула заворожено и разочарованно. Столь ожидаемого сражения не состоялось. Рухнули пари и сделки, газетчики остались без гонораров, а врачи Монтевидео – без работы. Карьера немецкого «карманного линкора» «Адмирала графа Шпее» была окончена.

Острый кинжал в узких ножнах

Стремясь унизить и втоптать в грязь Германию после Первой мировой войны, союзники по Антанте опутали побежденную страну множеством ограничений, в первую очередь в военном отношении. Было достаточно нелегко в длиннейшем списке с не менее внушительными дополнениями, уточнениями и пояснениями определить: а что же можно иметь на вооружении побежденным и как оно должно выглядеть? С гибелью самого боеспособного ядра Флота открытого моря путем самозатопления в Скапа-Флоу британским лордам наконец-то задышалось легче, и туман над Лондоном стал не таким мрачным. В составе небольшого «клуба престарелых», который с большой натяжкой можно назвать флотом, Веймарской республике было разрешено иметь только 6 линейных кораблей, не считая ограниченного количества кораблей остальных классов, фактически являвшихся броненосцами еще додредноутной эпохи. Прагматизм западных политиков был очевиден: этих сил вполне хватало для противостояния ВМФ Советской России, состояние которого к началу 20-х годов было еще более унылым, и в то же время совершенно недостаточно для каких бы то ни было попыток выяснить отношения с победителями. Но чем объемнее текст договора, чем больше в нем пунктов, тем легче найти в нем соответствующие лазейки и поле для маневра. По Версальскому мирному договору Германия имела право строить новые линейные корабли с ограничением по тоннажу в 10 тыс. тонн вместо старых по истечении 20 лет службы. Так уж получилось, что время нахождения в строю броненосцев типа «Брауншвейг» и «Дойчланд», вступивших в строй в 1902–1906 годах, подходило к заветному двадцатилетнему рубежу уже к середине 1920-х. И уже спустя несколько лет после окончания Первой мировой войны немцы начинают проектирование кораблей своего нового флота. Судьба в лице американцев преподнесла побежденным неожиданный, но приятный подарок: в 1922 году состоялось подписание Вашингтонского морского соглашения, накладывающего ограничения на количественные и качественные характеристики кораблей основных классов. У Германии появился шанс создать с нуля новый корабль, находясь в рамках менее жестких соглашений, нежели у победивших ее стран Антанты.

Поначалу требования к новым кораблям были достаточно умеренными. Это противостояние на Балтике либо с флотами Скандинавских стран, у которых самих старья было в достатке, либо отражение «карательной» экспедиции французского флота, где главными противниками немцы считали линкоры промежуточного класса типа «Дантон» – вряд ли французы послали бы на Балтийское море свои глубоко сидящие дредноуты. Будущий немецкий броненосец вначале уверенно походил на типичный корабль береговой обороны с мощной артиллерией и невысоким бортом. Другая группа специалистов ратовала за создание мощного 10000-тонного крейсера, способного бороться с любым из «вашингтонцев», то есть с крейсерами, построенными с учетом ограничений, наложенных Вашингтонским морским соглашением. Но опять же, крейсер был малополезен на Балтике, к тому же адмиралы чесали затылки, сетуя на недостаточное бронирование. Образовался проектный тупик: требовался хорошо вооруженный, защищенный и одновременно быстроходный корабль. Прорыв в ситуации наступил, когда флот возглавил адмирал Зенкер, бывший командир линейного крейсера «Фон дер Танн». Именно под его руководством немецким конструкторам удалось скрестить «ежа с ужом», результатом чего явился проект I/M 26. Удобство управления огнем и экономия пространства привела к оптимальному 280-мм главному калибру. В 1926 году уставшие от победы французы покинули демилитаризованную и занятую ими Рейнскую область, а концерн Круппа мог гарантировать своевременное изготовление новых стволов. Первоначально корабль планировалось оснастить промежуточными калибром – универсальными 127-мм орудиями, что было для тех лет новаторским и прогрессивным решением. Однако все, что прекрасно выглядит на бумаге, не всегда воплощается в металле (иногда, к счастью) либо реализуется совсем не так. Консервативные адмиралы, которые всегда готовятся к морским баталиям ушедшей войны, потребовали возврата к 150-мм среднему калибру, который бы дополняли 88-мм зенитные орудия. Дальнейшая служба «карманных линкоров» показала ошибочность этой идеи. Центр броненосца оказался перегруженным вооружением, защищенным к тому же ради экономии только противоосколочными щитами. Но адмиралам этого показалось мало, и они продавили установку еще и торпедных аппаратов, которые пришлось размещать на верхней палубе позади главной башни. Заплатить за это пришлось защитой – главный броневой пояс «похудел» с 100 до 80 мм. Водоизмещение увеличилось до 13 тыс. тонн.

Первый корабль серии под заводским номером 219 был заложен в Киле на верфи «Дойче веерке» 9 февраля 1929 года. Постройка головного броненосца (именно так, чтобы не смущать «просвещенных мореплавателей» и их друзей, классифицировались новые корабли) шла не очень быстро, и он под претенциозным названием «Дойчланд» был сдан флоту 1 апреля 1933 года. 25 июня 1931 года на государственной верфи в Вильгельмсхафене была заложена вторая единица – «Адмирал Шеер». Его строительство шло уже достаточно быстрыми темпами. Тем временем появление у Германии каких-то подозрительных «броненосцев», имеющих на бумаге договорные размеры, но в реальности выглядящих весьма внушительно, не могли не беспокоить соседей. В первую очередь французов, которые в спешном порядке начали проектировать «охотников» на немецкие «дойчланды». Опасения французов воплотились в корабельной стали линейных крейсеров «Дюнкерк» и «Страсбург», по всем параметрам превосходящих своих оппонентов, хотя и были значительно дороже. Германским конструкторам необходимо было чем-то ответить на появление «дюнкерков», что вызвало некоторую паузу в строительстве серии. Вносить кардинальные изменения в проект было уже поздно, поэтому ограничились пересмотром системы бронирования третьего корабля, доведя его до 100 мм, и вместо 88-мм зениток поставили более мощные 105-мм.

«Адмирал граф Шпее» сходит со стапеля

1 сентября 1932 года на освободившемся после спуска «Шеера» стапеле закладывают «броненосец С» с построечным номером 124. 30 июня 1934 года дочь немецкого адмирала графа Максимилиана фон Шпее, графиня Губерта, разбила традиционную бутылку шампанского о борт корабля, названного в честь ее отца. 6 января 1936 года «Адмирал граф Шпее» вступил в состав кригсмарине. В память об адмирале, погибшем в 1914 году у Фолклендских островов, новый броненосец нес на носу герб дома фон Шпее, а на башнеподобной надстройке была сделана готическая надпись «КОРОНЕЛЬ» в честь победы, одержанной адмиралом над английской эскадрой у берегов Чили. От первых двух броненосцев серии «Шпее» отличался усиленным бронированием и развитой надстройкой. Несколько слов следует сказать и об энергетической установке кораблей типа «Дойчланд». Естественно, ни для какой защиты Балтийских вод эти так называемые «броненосцы» не предназначались – главной задачей их было нарушение вражеских коммуникаций и борьба с торговым судоходством. Отсюда повышенные требования к автономности и дальности плавания. В качестве главной энергетической установки предполагалась установка дизелей, в производстве которых Германия традиционно сохраняла лидерство. Еще в 1926 году известная приступила к разработке облегченного судового дизеля. Для эксперимента подобное изделие было применено в качестве установки экономического хода на легком крейсере «Лейпциг». Новый двигатель оказался капризным и часто выходил из строя: поскольку конструкция получилась облегченной, она создавала повышенную вибрацию, что приводило к поломкам. Ситуация была настолько серьезной, что на «Шпее» начали прорабатывать варианты установки паровых котлов. Но инженеры «MAN» обещали довести свое детище до ума, к тому же требования к проекту не предусматривали различие в типах установленных двигателей, и третий корабль серии получил предусмотренные для него 8 главных девятицилиндровых дизелей общей мощностью 56 тыс. л.с. К началу Второй мировой войны двигатели на всех трех кораблях были доведены до высокой степени надежности, что доказало на практике первое рейдерство «Адмирала Шеера», прошедшего за 161 день 46 тысяч миль без серьезных поломок.

Предвоенная служба

«Шпее» проходит Кильским каналом

После различных испытаний и проверки оборудования «карманный линкор» принял участие в состоявшемся 29 мая 1936 года военно-морском параде, на котором присутствовали Гитлер и другие высшие чины Рейха. Перед возрождающимся германским флотом встала проблема обучения кадров плавсостава, и уже 6 июня «Граф Шпее», взяв на борт гардемаринов, уходит в плавание в Атлантику к острову Санта-Крус. Во время 20-дневного похода проверяется работа механизмов, в первую очередь дизелей. Была отмечена их повышенная шумность, особенно на главном ходу. По возращении в Германию – снова учения, тренировки, учебные плавания на Балтике. С началом Гражданской войны в Испании Германия приняла живейшее участие в этих событиях. Являясь членом «Комитета по невмешательству», в функции которого входило препятствовать подвозу военных грузов обеим противоборствующим сторонам, немцы отправили в испанские воды практически все свои крупные корабли. В испанских водах побывали вначале «Дойчланд» и «Шеер», затем наступила очередь «Графа Шпее», который ушел в плавание в Бискайский залив 2 марта 1937 года. «Карманный линкор» два месяца нес свою вахту, посещая между делом испанские порты и подбадривая своим присутствием франкистов. Вообще, деятельность «Комитета» со временем начала носить все более издевательский и односторонний характер, превращаясь в фарс.

«Карманный линкор» на морском параде в Спитхеде

В мае «Шпее» вернулся в Киль, после чего был послан как самый современный на тот момент немецкий корабль представлять Германию в военно-морском параде на Спитхедском рейде, данном в честь британского короля Георга VI. Затем опять поход в Испанию, на этот раз краткосрочный. Оставшееся до большой войны время «карманный линкор» провел в частых учениях, учебных плаваниях. Неоднократно на нем поднимал флаг командующий флотом – «Шпее» имел весомую репутацию образцово-показательного парадного корабля. В 1939 году был запланирован большой заграничный поход германского флота с целью демонстрации флага и технических достижений Третьего рейха, в котором должны были принять участие все три «карманных линкора», легкие крейсеры и эсминцы. Однако в Европе произошли иные события, и кригсмарине стало уже не до демонстрационно-показательных походов. Началась Вторая мировая война.

Начало войны. Пиратские будни

Немецкое командование в условиях все более ухудшающейся обстановки лета 1939 года и неизбежного столкновения с Польшей и ее союзниками Англией и Францией планировало начать традиционную рейдерскую войну. Но флот, адмиралы которого носились с концепцией хаоса на коммуникациях, к созданию оного оказался не готов – готовы к длительному походу в океан были только постоянно находящиеся в плотной эксплуатации «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее». Выяснилось также, что полчища рейдеров, переоборудованных из коммерческих судов, имеются лишь на бумаге. Для экономии времени решено было послать в Атлантику два «карманных линкора» и суда снабжения для обеспечения их всем необходимым. 5 августа 1939 года судно «Альтмарк» покинуло Германию и ушло в США, где оно должно было принять на борт дизельное топливо для «Шпее». Сам «карманный линкор» покинул Вильгельмсхафен 21 августа под командованием капитана цур зее Г. Лангсдорфа. 24-го за своим систершипом последовал «Дойчланд», работающий в связке с танкером «Вестерфальд». Зоны ответственности были поделены следующим образом: «Дойчланд» должен был оперировать в Северной Атлантике, в районе к югу от Гренландии – у «Графа Шпее» охотничьи угодья находились в южной части океана.

Европа жила еще мирной жизнью, но Лангсдорфу уже было предписано соблюдать максимальную скрытность движения, чтобы не переполошить англичан раньше времени. «Шпее» удалось прокрасться незамеченным сначала к берегам Норвегии, а потом выйти в Атлантику южнее Исландии. Этот маршрут, впоследствии тщательно охраняемый британскими патрулями, не повторит ни один германский рейдер. Плохая погода помогла немецкому кораблю и дальше оставаться незамеченным. 1 сентября 1939 года застало «карманный линкор» в 1000 милях к северу от островов Зеленого Мыса. Там была назначена и состоялась встреча с «Альтмарком». Лангсдорф был неприятно удивлен тем, что команда снабженца обнаружила и опознала германский рейдер по высокой башнеподобной надстройке, не имеющей аналогов у других кораблей. Причем сам «Альтмарк» был замечен с борта «Шпее» позже. Приняв топливо и доукомплектовав команду снабженца артиллерийской прислугой, Лангсдорф продолжил плавание на юг, соблюдая полное радиомолчание. «Шпее» соблюдал полную скрытность, уклоняясь от любого дыма, – Гитлер все еще надеялся решить вопрос с Польшей в стиле «Мюнхен 2.0» и поэтому не хотел раньше времени злить англичан. Пока на «карманном линкоре» ждали инструкций из Берлина, его команда, учитывая мнение коллег с «Альтмарка», занялась маскировкой корабля. Из фанеры и парусины позади передней башни главного калибра установили вторую, что придало «Шпее» отдаленное сходство с линейным крейсером «Шарнхорст». Можно было рассчитывать, что подобная уловка сработает с капитанами гражданских судов. Наконец 25 сентября Лангсдорф получил свободу действий – пришел приказ из штаба. Охотник мог теперь стрелять дичь, а не только наблюдать за ней из кустов. Снабженец был отпущен, а рейдер начал патрулировать северо-восточное побережье Бразилии в районе порта Ресифи. 28 сентября первый раз повезло – после непродолжительного преследования был остановлен британский 5-тысячный пароход «Клемент», выполнявший каботажный рейс из Пернамбуко в Баию. При попытках отправить свою первую добычу на дно немцам пришлось изрядно попотеть: несмотря на заложенные подрывные патроны и открытые кингстоны, пароход не тонул. Пущенные по нему две торпеды прошли мимо. Тогда пошли в ход 150-мм орудия и, расходуя драгоценные снаряды, строптивого англичанина, наконец, отправили на дно. Война только начиналась, и обе стороны не накопили еще беспощадной ожесточенности. Лангсдорф связался с береговой радиостанцией и указал координаты шлюпок, в которых находились члены экипажа «Клемента». Впрочем, это не только раскрывало местонахождение рейдера, но и помогло противнику идентифицировать его. То, что в Атлантике оперирует мощный германский боевой корабль, а не кое-как вооруженный «торгаш», встревожило британское командование, и оно оперативно отреагировало на угрозу. Для поиска и уничтожения немецкого «карманного линкора» было создано 8 тактических боевых групп, в состав которых входили 3 линейных крейсера (британский «Ринаун» и французские «Дюнкерк» и «Страсбург»), 3 авианосца, 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, не считая кораблей, привлеченных к сопровождению атлантических конвоев. Впрочем, в водах, где собирался работать Лангсдорф, то есть в Южной Атлантике, ему противостояли все три группы. Две из них не представляли чрезмерной угрозы и состояли в общей сложности из 4 тяжелых крейсеров. Встреча с группой «К», в состав которой входил авианосец «Арк Ройял» и линейный крейсер «Ринаун», могла оказаться смертельной.

Свой второй трофей, британский пароход «Ньютон Бич», «Шпее» захватил на линии Кейптаун – Фритаун 5 октября. Вместе с грузом маиса немцам досталась неповрежденная английская корабельная радиостанция с соответствующей документацией. 7 октября жертвой рейдера стал пароход «Эшли», перевозивший сахар-сырец. Корабли союзников активно вели поиск разбойника, посмевшего залезть в Атлантику, в этот «старый английский двор». 9 октября самолет с авианосца «Арк Ройял» обнаружил большой танкер, лежащий в дрейфе западнее островов Зеленого Мыса, который назвался американским транспортом «Делмар». Поскольку кроме «Ринауна» авианосец никто не сопровождал, адмирал Уэллс решил не проводить досмотр и следовать прежним курсом. Так снабженец «Альтмарк» избежал участи быть уничтоженным в самом начале своего плавания. От греха подальше транспорт перебрался в южные широты. 10 октября «карманный линкор» остановил большой транспорт «Хантсмэн», перевозивший различные пищевые грузы. Потопив его, «Шпее» 14 октября встретился с едва не разоблаченным «Альтмарком», на который передал пленных и продукты с захваченных английских судов. Пополнив запасы топлива, Лангсдорф продолжил операцию – 22 октября рейдер остановил и потопил 8-тысячный рудовоз, успевший, впрочем, предать сигнал бедствия, который приняли на берегу. Опасаясь быть обнаруженным, Лангсдорф решил сменить район деятельности и попытать счастья в Индийском океане. Впервые с начала похода связавшись со штабом в Берлине и сообщив, что планирует продолжать поход до января 1940 года, 4 ноября «Шпее» огибает мыс Доброй Надежды. Он двинулся в сторону Мадагаскара, где пересекались крупные океанские судоходные пути. 9 ноября при посадке в условиях волнения на море получил повреждения корабельный самолет разведчик Ar-196, что надолго оставило «карманный линкор» без глаз. Расчет на богатую добычу, на которую рассчитывали немцы, не оправдался – только 14 ноября был остановлен и затоплен небольшой теплоход «Африка Шелл».

20 ноября «Адмирал граф Шпее» вернулся в Атлантику. 28 ноября – приятное для измотанного бесплодным походом экипажа новое рандеву с «Альтмарком», с которого приняли топливо и обновили запас провизии. Лангсдорф решил вернуться в успешные для своего корабля воды между Фритауном и Рио-де-Жанейро. Восполнивший запасы корабль мог теперь продолжать крейсировать вплоть до конца февраля 1940 года. Его двигатели были перебраны, и авиамеханики, наконец, смогли вернуть к жизни самолет-разведчик. С летающим «Арадо» дело пошло веселей – 2 декабря потоплен турбоход «Дорик Стар» с грузом шерсти и мороженого мяса, а 3 декабря 8-тысячный «Тайроа», также перевозивший баранину в холодильниках. Лангсдорф вновь решает сменить район крейсирования, выбрав для этого устье реки Ла-Плата. Буэнос-Айрес – один из крупнейших портов Южной Америки, и сюда практически ежедневно заходили несколько английских кораблей. 6 декабря «Адмирал граф Шпее» в последний раз встречается со своим снабженцем «Альтмарком». Пользуясь возможностью, «карманный линкор» проводит артиллерийские учения, избрав в качестве мишени собственный танкер. Их итог крайне обеспокоил старшего артиллериста корабля фрегатенкапитэна Ашера – персонал системы управления огнем за два месяца бездеятельности показал весьма посредственный уровень владения техникой. 7 декабря, увозя более 400 пленных, «Альтмарк» навсегда расстался со своим подопечным. К вечеру того же 7 декабря немцам удалось захватить свой последний трофей – пароход «Стреоншэл», груженный пшеницей. В найденных на его борту газетах была фотография британского тяжелого крейсера «Камберленд» в камуфляже. Решено было загримироваться под него. «Шпее» перекрашивается, и на нем монтируют фальшивую дымовую трубу. Лангсдорф планировал, попиратствовав у Ла-Платы, возвращаться в Германию. Однако история сложилась по-другому.

Британское крейсерское соединение «G» коммодора Хэрвуда, подобно настойчивым охотничьим псам, шедшим по следу волка, уже давно бороздило Южную Атлантику. Кроме тяжелого крейсера «Эксетер» коммодор мог рассчитывать на два легких крейсера – «Аякс» (ВМС Новой Зеландии) и однотипный «Ахиллес». Условия патрулирования группы Хэрвуда были, наверное, самыми тяжелыми – ближайшая британская база Порт-Стэнли находилась на расстоянии более 1000 миль от района деятельности его соединения. Получив сообщение о гибели у берегов Анголы «Дорик Стар», Хэрвуд логически просчитал, что немецкий рейдер метнется от берегов Африки к Южной Америке в самый «хлебный» район на предмет добычи – в устье Ла-Платы. Со своими подчиненными он давно уже разработал план боя на случай встречи с «карманным линкором» – настойчиво сблизиться, чтобы по максимуму использовать многочисленную 6-дюймовую артиллерию легких крейсеров. Утром 12 декабря все три крейсера находились уже у побережья Уругвая («Эксетер» был спешно вызван из Порт-Стэнли, где он проходил профилактический ремонт).

Примерно в этот же район двигался и «Шпее». 11 декабря его бортовой самолет при посадке был окончательно выведен из строя, что, возможно, и сыграло немаловажную роль в произошедших позднее событиях.

Волк и гончие. Бой у Ла-Платы

В 5.52 наблюдатели с вышки сообщили, что видят верхушки мачт, – Лангсдорф тут же отдает приказ дать полный ход. Он и его офицеры посчитали, что это какой-нибудь «торговец», спешащий в порт, и пошли на перехват. Однако в приближающемся корабле со «Шпее» быстро опознали тяжелый крейсер типа «Эксетер». В 6.16 «Эксетер» просемафорил на флагманский «Аякс», что неизвестный похож на «карманный линкор». Лангсдорф решает принять бой. Боекомплект был практически полный, а одна «вашингтонская жестянка» была слабой угрозой «карманному линкору». Однако вскоре были обнаружены еще два корабля противника, поменьше. Это были легкие крейсеры «Аякс» и «Ахиллес», ошибочно принятые немцами за эсминцы. Решение принять бой у Лангсдорфа укрепилось – он принял крейсер и эсминцы за охрану конвоя, который должен быть неподалеку. Разгром конвоя должен был успешно увенчать скромное по результативности плавание «Шпее».

В 6.18 германский рейдер открыл огонь, стреляя по «Эксетеру» главным калибром. В 6.20 британский тяжелый крейсер отрыл ответный огонь. Первоначально Лангсдорф отдает приказ сосредоточить огонь на самом крупном английском корабле, предоставив «эсминцы» вспомогательной артиллерии. Следует отметить, что кроме стандартных приборов управления стрельбой в распоряжении немцев был еще и радар FuMO-22, способный действовать на расстоянии до 14 км. Впрочем, во время сражения артиллеристы «Шпее» более полагались на свои отличные дальномеры. Общее соотношение артиллерии основных калибров: шесть 280-мм и восемь 150-мм орудий на «карманном линкоре» против шести 203 и шестнадцати 152-мм на трех английских кораблях.

«Эксетер» постепенно сокращал дистанцию и своим пятым залпом попал в «Шпее» – 203-мм снаряд пробил 105-мм установку правого борта и взорвался внутри корпуса рейдера. Ответ немцев был весомым, восьмой залп «карманного линкора» разбил башню «B» на «Эксетере», шквал осколков изрешетил мостик, ранив командира корабля капитана 1-го ранга Белла. Затем последовали новые попадания, выведшие из строя рулевое управление и нанесшие новые повреждения. Осевший на нос и окутанный дымом, британец снижает темп стрельбы. До этого времени ему удалось добиться трех попаданий в «Шпее»: самое чувствительное – в его КДП (контрольно-дальномерный пост). В это время оба легких крейсера подкрались к «карманному линкору» на 12 тыс. метров, и их артиллерия начала наносить повреждения легко бронированным надстройкам рейдера. Именно из-за их настойчивости в 6.30 Лангсдорф был вынужден перенести огонь артиллерии главного калибра на этих двух «наглецов», как потом говорили сами немцы. «Эксетер» выпускает торпеды, но «Шпее» легко от них уклонился. Командир германского корабля приказал увеличить дистанцию до 15 км, нивелируя уже сильно досаждающий огонь «Аякса» и «Ахиллеса». В 6.38 очередной немецкий снаряд вывел из строя башню «А» на «Эксетере», и теперь уже он увеличивает дистанцию. Его спутники снова бросаются на рейдер, и тяжелый крейсер получает передышку. Он находится в плачевном состоянии – даже корабельный самолет «Аякса», который пытался корректировать огонь, доложил Хэрвуду, что крейсер горит и тонет. В 7.29 «Эксетер» вышел из боя.

Теперь бой вылился в неравную дуэль двух легких крейсеров и «карманного линкора». Англичане постоянно маневрировали, меняли курс, сбивая немецким артиллеристам наводку. Хотя их 152-мм снаряды не могли потопить «Шпее», их разрывы крушили незащищенные надстройки немецкого корабля. В 7.17 был ранен Лангсдорф, командовавший боем с открытого мостика, – осколками ему посекло кисть руки и плечо и так приложило о мостик, что он на время потерял сознание. В 7.25 обе кормовые башни «Аякса» были выведены из строя метким попаданием 280-мм снаряда. Однако легкие крейсеры не прекращали стрельбы, добившись в общей сложности 17 попаданий в «Адмирала графа Шпее». Потери в его экипаже составили 39 человек убитыми и 56 ранеными. В 7.34 новый немецкий снаряд снес верхушку мачты «Аякса» со всеми антеннами. Хэрвуд решил завершить бой на этом этапе – все его корабли имели тяжелые повреждения. Независимо от своего английского оппонента к такому же выводу пришел и Лангсдорф – доклады с боевых постов были неутешительными, наблюдалось поступление воды внутрь корпуса через пробоины у ватерлинии. Ход пришлось снизить до 22 узлов. Англичане ставят дымовую завесу и противники расходятся. К 7.46 сражение заканчивается. Англичане пострадали гораздо сильнее – только «Эксетер» потерял убитыми 60 человек. В экипажах легких крейсеров было 11 погибших.

Нелегкое решение

Конец немецкого рейдера. «Шпее» подорван экипажем и горит

Перед немецким командиром встала нелегкая задача: дождаться ночи и попытаться ускользнуть, имея на хвосте как минимум двух противников, или идти на ремонт в нейтральный порт. Специалист по торпедному вооружению, Лангсдорф опасается ночных торпедных атак и решает идти в Монтевидео. Днем 13 декабря «Адмирал граф Шпее» входит на рейд столицы Уругвая. «Аякс» и «Ахиллес» стерегут своего противника в нейтральных водах. Осмотр корабля дает противоречивые результаты: с одной стороны, потрепанный рейдер не получил ни одного смертельного для себя повреждения, с другой – общая сумма урона и разрушений вызывала сомнения в возможности перехода через Атлантику. В Монтевидео находилось несколько десятков английских судов, с ближайших ведется непрерывное наблюдение за действиями немцев. Британское консульство умело распускает слухи о том, что ожидается приход двух крупных кораблей, под которыми недвусмысленно подразумеваются «Арк Ройял» и «Ринаун». На самом деле «просвещенные мореплаватели» блефовали. Вечером 14 декабря к Хэрвуду вместо ушедшего на ремонт «Эксетера» присоединился тяжелый крейсер «Камберленд». Лангсдорф ведет нелегкие переговоры с Берлином на предмет дальнейшей судьбы команды и корабля: интернироваться в Аргентине, лояльной Германии, или затопить корабль. Вариант прорыва почему-то не рассматривается, хотя все шансы на это у «Шпее» были. В конце концов, судьбу немецкого корабля решил непосредственно Гитлер в тяжелом разговоре с гросс-адмиралом Редером. Вечером 16 декабря Лангсдорф получает приказ затопить корабль. Утром 17 декабря немцы начинают уничтожать на «карманном линкоре» все ценное оборудование. Сжигается вся документация. К вечеру работы по подготовке к самоуничтожению были завершены: основная часть экипажа была переведена на немецкое судно «Такома». Около 18 часов на мачтах «карманного линкора» были подняты флаги, он отошел от причала и начал медленное движение по фарватеру в северном направлении. За этим действом следила толпа численностью не менее 200 тысяч человек. Отойдя от берега на 4 мили, рейдер бросил якорь. Примерно в 20 часов прогремело 6 взрывов – корабль лег на дно, на нем начались пожары. Взрывы были слышны на берегу на протяжении еще трех дней. Экипаж за исключением раненых благополучно достиг Буэнос-Айреса. Здесь Лангсдорф в последний раз обратился к команде с речью, поблагодарив ее за службу. 20 декабря он застрелился в номере одного из отелей. Поход «карманного линкора» был завершен.

Остов корабля

Насмешливой судьбе было угодно, чтобы корабль «Адмирал граф Шпее» через четверть века упокоился на дне океана всего в какой-то тысяче миль от могилы человека, в честь которого он был назван.

Действенность умного пиара

Донесение о произошедшем вызвало в Адмиралтействе лёгкую панику. Командование понимало, что если «хищник залечит раны» и выйдет в море, оба английских корабля будут уничтожены. Требовалось любой ценой задержать «…Шпее» в порту до прибытия подкрепления, а ещё лучше было бы интернировать его, то есть по законам военного времени лишить свободы передвижения и выхода за пределы страны до окончания военных действий. Казалось, что добиться этого невозможно, однако за неимением силы англичане прибегли к тому, что мы называем «пиар» — управлению сознания с помощью информации. Предстояло внушить высшим военно-морским чинам Германии, от которых зависело дальнейшее развитие событий, необходимость принятия мер, необходимых Адмиралтейству, и сделать это так, чтобы они посчитали это собственным решением.

Дополнительная библиография

  • Агияр Годиньо Карлос, мэр: Анекдоты из миссии (Опека немецких морских пехотинцев Графа Шпее и Такомы)
    . Ред., Военный центр, Монтевидео (Уругвай), 2002 г.
  • Алмейда, Рони: История карманного линкора Almirante Graf Spee (или правда о морском бою в Пунта-дель-Эсте)
    . Издание автора, Буэнос-Айрес (Аргентина), 1977 г.
  • Британское Адмиралтейство: Битва у реки Плейт
    . Ред. Канцелярия Его Величества, Лондон (Великобритания), 1940 г.
  • Этвилл, РФ: Битва на Ривер-Плейт, декабрь 1939 г. — Монография 105
    — Под ред. Австралийское историческое общество военно-морского флота, Рути-Хилл (Австралия), 2001 г.
  • Разные авторы (имя не пожелали) — Raider Spee
    (капер Шпее). Эд Минерва, Буэнос-Айрес (Аргентина), 1949 г.
  • Беккер, Рольф О .: Auf Kaperfahrt im Atlantik
    (Корсар в Атлантике). Эд Цимерманн, Balve EA (Германия), 1960.
  • Беккер, Каюс: борьба и смерть немецкого флота
    (первоначальное название «Kampf und Untergang der Kriegsmarine»). От редакции Луис Каральт, Барселона, 1959 г. ISBN 84-217-5684-2
  • Беннетт, Джеффри: Битва на Ривер-Плейт
    . Эд Ян Аллан, Лондон (Великобритания), 1972.
  • Брейер, Зигфрид: Panzerschiff Admiral Graf Spee — Serie Marine Arsenal Nr. 8
    . Эд. Подзун Паллас, Фридеберг (Алемания), 1989 г.
  • Брейер, Зигфрид: линкоры и линейные крейсера 1905-1970 гг
    . Doubleday & Company, Нуэва-Йорк, 1973 год.
  • Брейер, Зигфрид: Die Panzerschiffe der Kriegsmarine, Special Band 2
    (карманные линкоры немецкого флота). Серия «Морской Арсенал» № 2. Под ред. Подзуна Палласа, Вёльферсхайм-Берштадт (Германия), 1995.
  • Кэмпбелл, А.Б., Comdr. РД: Битва у
    Платы (La batalla del Plata). Эд. Herbert Jenkins Ltd., Лондон (Гран-Бретания), 1941 г.
  • Кампос, Альфредо Р., Grl Div Arq.: Эпизод Второй мировой войны в территориальных водах Восточной Республики Уругвай
    . Издание Военного центра, т. 5 (перепечатка оригинала), Монтевидео (Уругвай), 2002 г.
  • Дарнау, Мартин: Приключение «Графа Шпее»: История битвы на Ривер-Плейт
    . Эд Из Нового Света, Монтевидео (Уругвай), 1989.
  • Дау, Генрих, капитан: Unendeckt über die Meere — Die Fahrt der «Altmark»
    («Скрытые морями — путешествие на «Альтмарке»). Издание Die Wehrmacht, Берлин (Германия), 1941 г. Существует датская версия, озаглавленная
    Fra Montevideo til Jössingfjord — Eventyrlige Altmark Togt som Ledsageskib для «Graf Spee» («От Монтевидео до Йоссингфьорда — авантюрное путешествие Альтмарка как компаньон графа Шпее)
    из издательства Martins, Копенгаген (Дания), 1944.
  • Дик, Энрике: По следам графа Шпее
    . Ред. ЭДИВЕРН. Буэнос-Айрес, Аргентина, 2005 г. ISBN 987-1084-06-4 . Английская версия:
    In the Wake of the Graf Spee
    Ed WIT, Саутгемтон (Великобритания), 2015, ISBN 978-1-84564-932-6
  • Голубь, Патрик: Я был пленником графа Шпее
    . Эд Cherry Tree, Манчестер (Великобритания), 1940, и Viking Press, 1956.
  • Фаррелл, Флорида: Surface Raider
    . Издательство Trojan Publ., Лондон (Великобритания) без указания года.
  • Фибер, Иоганн: Последняя поездка и побег из интернирования
    (Última travesía y huida de la internación). Эд. Ян и Эрнст, Гамбург (Германия), 1986 г.
  • Фукс, Ганс: Eine Insel im La Plata
    (Остров на Плате). Издание Hanseatische Verlagsanstalt, Гамбург (Германия), 1943 г.
  • Гилби, Джозеф: Лангсдорф из графа Шпее, почетный принц
    . Издание del Autor, Онтарио (Канада), 1999 г. Аргентинское издание
    Langsdorff del Graf Spee, Príncipe de honor
    , было опубликовано Naval Publications в Буэнос-Айресе (Аргентина) в 2000 г., а второе издание — в 2006 г.
  • Гилби, Джозеф: Кригсмарине: флот адмирала Ридера
    . Авторское издание, Онтарио (Канада), 2005 г.
  • Гроув, Эрик Дж.: Цена непослушания
    . Издательство Военно-морского института, Аннаполис, Мэриленд (США), 2000.
  • Хармут, Герхард, Швальбе, Георг: «Граф Шпее» в море (от Киля до Пунта-дель-Эсте)
    . Editorial Haz, Буэнос-Айрес (Аргентина), 1954 г. Существует более новое издание, без указания года, от García Hispan Editores в Гранаде (Испания) и недавнее издание от Librería Huemul, Буэнос-Айрес (Аргентина), 2005. NB: Эта книга представляет собой версию, переведенную Хосе Ново Серро из «Raider Spee», где авторы заявили, что их имена не называются.
  • Ланата, Хорхе : Аргентинцы, том 2
    . Издания B, 2003 г. ISBN 950-15-2259-8
  • Ландсборо Гордон: Битва на Ривер Плейт
    . Эд Пантера, Лондон (Великобритания), 1956.
  • Лоуренс, Рикардо Э.: От Вильгельмсхафена до Монтевидео . Авторское издание, Росарио (Аргентина), 1992 г.
  • Лоуренс, Рикардо Э.: Operativo Graf Spee
    , Ed Del Autor, Росарио (Аргентина), 1996.
  • Лоуренс, Рикардо Э.: Члены экипажа Graf Spee в трех увлекательных историях
    . Авторское издание, Росарио (Аргентина), 2000 г.
  • Лейхт, Федерико : Граф Шпее, от Вильгельмсхафена до Рио-де-ла-Плата
    . Издания Plaza, Монтевидео (Уругвай), 2009 г.
  • Малманн Шоуэлл, Як П.: Немецкий флот во Второй мировой войне
    . Издательство военно-морского института, Аннаполис, 1979. ISBN 0-87021-933-2
  • Миллингтон-Дрейк, сэр Ойген : Драма графа Шпее и битва на Ривер-Плейт
    . Издательство Colombino Hnos (Уругвай), 1965 г., и Instituto de Publicaciones Navales (Аргентина), 1966 г. Имеются издания на английском языке (оригинал)
    The Drama of Graf Spee and the Battle of Plate
    , Peter Davies, 1964, и на французском языке,
    La fin de Graf Spee
    , Laffont 1968 и J`ai Lu, 1968.
  • Пауэлл, Майкл: Die Schicksalsfahrt der Graf Spee
    (Драматический переход через Граф Шпее). Издательство Fackelverlag, Штутгарт (Германия), 1957. Существуют различные издания оригинальной книги «
    Смерть в Южной Атлантике»; Последнее путешествие «Графа Шпее»или
    «
    Битва на реке Плейт
    », Лондон, 1956 г. (Ходдер и Стоутон, стр. 224), 1960, 1973, 1974 и 1975 гг . Затопление Графа Шпее), Утрехт, 1962/63, и на французском языке,
    La bataille du Rio de la Plata
    , Ed Presses de la Cité, 309 стр., 1957.
  • Нойманн, Клаус: «Panzerschiff Admiral Graf Spee» — второе издание по случаю 80-летия битвы при Рио-де-ла-Плата. Ed.epubli/Holzbrinck-Verlag, Берлин (Германия), 2022. ISBN 978-3-750208-83-4 . Автор является сыном члена экипажа Graf Spee, а также создал документацию Panzerschiff «Admiral Graf Spee» .
  • Расенак, Фридрих Вильгельм: Битва при Рио-де-ла-Плата
    — изд., Гуре, Буэнос-Айрес (Аргентина), 1957 г. Оригинальное издание,
    Panzerschiff Admiral Graf Spee
    , было опубликовано в Германии издательством Heyne в 1956 г. Существуют различные издания на немецком языке. и испанский за 1957 год (Kehlers), 1977, 1981, 1982 (Heyne), 1985, 1989 (Beutelspacher), 1999 и 2000 (Вчера и сегодня).
  • Рюппель, Эрих: Panzerschiff Admiral Graf Spee
    — Изд. автора, Нордерштедт (Германия), 2004 г.
  • Шлихтер, Андрес Хосе, Спинетто, Хулио Рикардо: Почтовая история экипажа линкора «Адмирал Граф Шпее»
    . Издания Histpost, Буэнос-Айрес (Аргентина), 1989.
  • Сьерра, Луис де ла: Морская война в Атлантике (1939-1945)
    . Молодежь, 1974, ISBN 84-261-5715-7 .
  • Страболги, Лорд, Р.Н.: Битва у Плиты
    . Издательство Hutchinson & Co., Лондон (Великобритания), 1941 г. Доступна французская версия под названием
    La bataille du Rio de la Plata et ses suites: la fin du cuirassé de poche allemand Admiral Graf Spee et l’affaire de l’Altmark dans les eaux norvégiennes
    (Битва при Рио-де-ла-Плата и ее последствия: конец немецкого карманного линкора и вопрос Альтмарка в норвежских водах). Пайо, 1945 год.
  • Дикий, Генрих: Шпее был моей судьбой
    (El Spee fue mi destino). Эд. del Author, Буэнос-Айрес (Аргентина), 1989 г.
  • Йорк, Мартин: Затопление Графа Шпее
    (El hundimiento del Graf Spee). Серия Combat Library Nr. 26, изд. Издательство GM Smith, Портсмут (Гран-Бретания), 1960.

Мыльные оперы

  • Хардинг, Дункан: Потопите Граф Шпее
    (Hundan al Graf Spee). Эд. Библиотека Magna Books, Корнуолл (Гран-Бретания), 1999 г.
  • Гриль, Этьен: Логово графа Шпее
    (La guarida del Graf Spee). Изд.Собрание Марабу, Париж (Франция), 1945.
  • Медина Сока, Омар: гробницы на Рио-де-ла-Плата
    . Издание автора, порт Монтевидео (Уругвай), 1969 г.
  • Мюллер, Рудольф (псевдоним Хуана Андреса Куэльо Фрейре): Граф Шпее
    . Эд Энрике Синьорис, Буэнос-Айрес (Аргентина), 1954 г.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]