«Конго»: конец легенды
К началу Второй мировой войны линейные корабли типа «Конго» стали самыми старыми дредноутами Императорского флота Японии. Однако из всех японских линкоров именно они приняли наиболее активное участие в боевых действиях и нанесли противнику самый существенный урон.
Старые, но быстрые
К декабрю 1941 года линкоры типа «Конго» занимали в японском флоте довольно своеобразную нишу: по скорости (30 узлов) они были вполне современными кораблями, находясь на уровне лучших линкоров того времени. По калибру артиллерии (356 мм) они также стояли вровень с кораблями своей эпохи, в японском флоте уступая только линкорам «Нагато» и «Муцу», а также еще не введенным в строй гигантам типа «Ямато».
Линейный корабль «Конго» в 1944 году Источник: Masataka Chihaya and Yasuo Abe. IJN Kongo/Battleship 1912–1944 – Warship Profile №12
Зато по толщине броневого пояса (203 мм) корабли типа «Конго» оставались практически на уровне печально знаменитых английских линейных крейсеров эпохи Ютландского сражения. Не помогало даже усиление горизонтального бронирования, осуществленное в ходе модернизаций начала 30-х годов. Теоретически общей толщины палуб в пределах цитадели (140–160 мм) хватало для защиты от 356-мм снарядов старых американских линкоров на дистанциях до 150 каб. Однако из-за того, что новые броневые плиты приходилось укладывать в глубине корпуса, инженерам не удалось обеспечить достаточной целостности нижней броневой палубы. Кроме того, восьми 14-дюймовых стволов для линейного корабля было уже явно недостаточно – старые американские и японские линкоры несли по двенадцать таких орудий, старые английские линкоры – по восемь, но 15-дюймовых.
Главный калибр линкора «Конго». К 1942 году эти 356-мм орудия уже уступали артиллерии новейших американских линкоров. Фото из коллекции автора
Парадоксально, но именно эта «неполноценность» кораблей типа «Конго» обеспечила им бурную боевую биографию. Не рассчитывая на них как на существенную подмогу в грядущем генеральном морском сражении, командование японского Объединенного флота не «тряслось» над ними и не боялось активно задействовать их в ударных операциях первого периода войны, а высокая скорость этих кораблей позволяла им действовать вместе с крейсерами.
Первый год войны: от Перл-Харбора до Цейлона
«Хиэй» и «Кирисима» вместе с двумя тяжелыми крейсерами («Тоне» и «Тикума») составляли ядро Отряда поддержки Ударного авианосного соединения адмирала Нагумо во время атаки на Перл-Харбор. «Конго» и «Харуна» вместе с четырьмя тяжелыми крейсерами («Атаго», «Такао», «Майя» и «Тёкай») базировались в бухте Камрань, прикрывая операции в Южно-Китайском море – сначала высадку в Малайе («Конго») и на Борнео («Хиэй»), а затем вторжение на остров Лусон, приведшее к падению Филиппин.
От Малайи до Цейлона. Действия японского флота в западной части Тихого океана и Индийском океане в декабре 1941-апреле 1942 годов Источник: Морской атлас. Том III, часть вторая. Издание ГШ ВМФ, 1963
В январе 1942 года «Хиэй» и «Кирисима» участвовали в захвате Рабаула – они прикрывали авианосцы, наносившие удары по этой британской базе на острове Новая Британия и по порту Кавиенг на Новой Ирландии. В начале февраля оба линкора пытались перехватить американские авианосцы «Йорктаун» и «Энтерпрайз», выходившие для атаки Марианских островов.
В конце февраля 1942 года все четыре корабля типа «Конго» вновь объединились в составе Ударного соединения адмирала Нагумо, обеспечивавшего японское вторжение на Яву. 1 марта «Конго» вместе с тяжелым крейсером «Тикума» потопил американский эсминец «Эдсолл», а 7 марта вместе с «Харуной» обстрелял британский остров Рождества.
В апреле 1942 года линкоры участвовали в знаменитом рейде авианосного соединения адмирала Нагумо в Индийский океан. Именно один из трех гидросамолетов «Аити» тип 0 мод. 1 (E13A) с «Харуны» 8 апреля обнаружил у восточного побережья Цейлона британские корабли, бежавшие из Тринкомале – легкий авианосец «Гермес», эсминец «Вампир», корвет «Холлихок», танкер «Бритиш Серджент» и плавбазу «Ательстан». Все они были уничтожены налетом девяноста японских палубных бомбардировщиков.
Новая Гвинея и Соломоновы острова. Красными кружками обозначены японские базы по состоянию на август 1942 года Источник: ibiblio.org
В начале июня 1942 года все четыре линкора участвовали в сражении у Мидуэя: «Харуна» и «Кирисима» входили в Ударное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо, а «Конго» и «Хиэй» вместе с тяжелыми крейсерами – в Соединение поддержки вице-адмирала Кондо. После неудачного завершения операции корабли возвратились в метрополию, где прошли ремонт и модернизацию в Морском арсенале Куре: на «Конго» и «Кирисиме» были установлены радиолокаторы воздушного обнаружения тип 21 мод. 1 (поверх командно-дальномерного поста на носовой надстройке).
В октябре 1942 года все четыре линкора были направлены в Рабаул, где «Конго» стал флагманом Передового соединения вице-адмирала Куриты. Задачей Куриты была непосредственная поддержка японских войск на острове Гуадалканал – в ключевой точке японского оборонительного периметра, где лучшие войска Страны восходящего солнца сошлись в бою с элитой американской морской пехоты.
Аэродром Хендерсон-Филд (главная цель японских атак на Гуадалканале), август 1942 года. Фото из Национального архива США
13 октября «Конго» и «Харуна» вышли к Гуадалканалу и в ночь на 14 октября обстреляли аэродром Хендерсон-Филд, выпустив соответственно 430 и 483 специальных осколочно-фугасных снарядов. В ходе ночного обстрела с моря и предшествовавшего ему налета японских бомбардировщиков было полностью уничтожено 48 американских самолетов из 90, а главное – сгорели практически все запасы бензина. Этот удар стал одним из самых ярких успехов японцев в боях на острове: временный вывод аэродрома из строя позволил японским транспортам с войсками 15 октября разгрузиться буквально в полутора десятках километрах от него. На берег были высажены крупные подкрепления: 16-й полк 2-й пехотной дивизии и часть 230-го полка прибывшей из Индонезии 38-й пехотной дивизии (всего около 4500 человек с боеприпасами и продовольствием). С этого момента японские войска на Гуадалканале начали усиливаться быстрее, чем американские.
Пятница, тринадцатое…
12–15 ноября 1942 года все четыре линкора приняли участие в решающем морском сражении за Гуадалканал. «Конго» и «Харуна» в составе Соединения поддержки находились к северу от Соломоновых островов, прикрывая авианосцы «Хийё» и «Дзуньё», и непосредственного участия в артиллерийском бою не принимали. А вот «Хиэй» и «Кирисима» угодили в самое пекло. Вместе с легким крейсером «Нагара» и четырнадцатью эсминцами они вошли в состав Добровольческого ударного соединения вице-адмирала Абэ, державшего свой флаг на «Хиэй». Пока вышедшие с острова Буин быстроходные транспорты (бывшие эсминцы) разгружали войска, боеприпасы и продовольствие у мыса Тассафаронга, соединение Абэ должно было дважды обстрелять аэродром Хендерсон-Филд и разгружающиеся американские транспорты (в ночь с 12 на 13 и в ночь с 13 на 14 ноября). Для максимальной эффективности удара адмирал Абэ решил рискнуть: на линкоры были взяты, в основном, осколочно-фугасные снаряды для обстрела берега, они же и были подняты в перегрузочные отделения, а бронебойные боеприпасы оставались внизу.
Вечером 12 ноября разразился шторм, нарушивший строй японских кораблей и разбросавший эсминцы прикрытия. Уже после полуночи, в 1:21, с эсминца «Юдати» внезапно обнаружили американские корабли – отряд адмирала Каллахэна: три тяжелых и три легких крейсера, а также одиннадцать эсминцев. Адмирал Абэ приказал спешно менять снаряды – ситуация напоминала перевооружение самолетов Нагумо в битве при Мидуэе.
Бой у Гуадалканала в ночь на 13 ноября 1942 года. Маневрирование «Хиэй» и «Кирисимы» Источник: The Campaigns of the Pacific War
Однако для американцев встреча тоже оказалась неожиданной: их лучший поисковый радар, стоявший на крейсере «Хелена», обнаружил противника на три минуты позже японских наблюдателей. Завязался беспорядочный бой, в ходе которого корабли противников перемешались; огонь крейсеров велся с «пистолетной» дистанции в 15–25 каб, на которой бортовая броня японских линкоров уже не спасала от 203-мм американских снарядов.
В то же время, 356-мм снаряды линкора «Хиэй» обрушились на американский легкий крейсер «Атланта», который был тяжело поврежден и затонул ближе к утру (на нем погиб командир Оперативной группы 67,4 контр-адмирал Скотт со своим штабом). Однако тем самым японский линкор обнаружил себя, после чего на нем сосредоточили огонь большинство американских кораблей вплоть до эсминцев. Адмирал Абэ потерял управление боем и успел отдать приказ на отход, после чего вражеские снаряды уничтожили радиостанцию.
Легкий крейсер ПВО «Атланта» заправляется с тяжелого крейсера «Сан-Франциско», 16 октября 1942 года Источник: ibiblio.org
Этой стрельбой американские корабли, в свою очередь, обнаружили себя, после чего остававшийся незамеченным «Кирисима» открыл огонь по флагманскому тяжелому крейсеру «Сан-Франциско». Снаряды уничтожили все башни главного калибра и попали в боевой мостик, где был убит еще один адмирал – командир американского соединения контр-адмирал Каллахэн. Сам японский линкор в ответ получил всего одно попадание 203-мм снаряда.
Управление боем было утрачено обеими сторонами, и теперь каждый корабль дрался в одиночку, а командиры принимали решение в зависимости от своего представления о ситуации. Эсминцы «Юдати» и «Амацукадзе» выпустили по восемь торпед; одна торпеда с «Юдати» попала в корму тяжелого крейсера «Портленд», но и сам японский эсминец был накрыт огнем и потоплен. Торпеда с «Амацукадзе» попала в эсминец «Бартон», который взорвался и затонул. После этого «Амацукадзе» огнем своих 127-мм орудий смог поджечь легкий крейсер «Джуно», но попал под град 127-мм снарядов крейсера «Хелена» и затонул. На «Хелену» обрушился огонь японских эсминцев, и она тоже вышла из боя, однако уцелела. А вот поврежденному «Джуно» повезло меньше: утром следующего дня на отходе он был потоплен японской подлодкой I-26.
Тяжелый крейсер «Портленд» на ремонте в Сиднее через месяц после боя Источник: navsource.org
Постепенно бой затих – корабли противников разошлись в разные стороны. Помимо оставленного командой «Юдати», японцы потеряли эсминец «Амацукадзе», погибший со всем экипажем. Американцы недосчитались четырех эсминцев («Бартон», «Кашинг», «Монссен» и «Лэффи»). До полудня 13 ноября список американских потерь пополнился двумя легкими крейсерами, а один тяжелый крейсер надолго вышел из строя.
Японцев же подстерегало еще большее несчастье. «Хиэй» находился севернее острова Саво, у него было выведено из строя рулевое управление, но корабль имел ход, и японские моряки надеялись его спасти. Однако днем 13 ноября (в пятницу) линкор обнаружили американские самолеты, после чего последовала серия воздушных налетов. Именно теперь сказалось полное господство американцев в воздухе. К 14:30 линкор потерял ход, а в 18:00 пришел приказ снять с корабля экипаж и затопить его.
Перелом у Гуадалканала
Тем временем к Гуадалканалу шел новый конвой – на этот раз, состоявший из больших тихоходных транспортов. Он перевозил два полка свежей 38-й пехотной дивизии (228-й и 230-й) и должен был достичь места выгрузки у мыса Тассафаронга в ночь на 15 ноября. Главную опасность для транспортов на подходе к острову представляли американские самолеты с Хендерсон-Филд, поэтому адмирал Абэ решил продолжить операцию против аэродрома, усилив свой отряд крейсерами адмирала Микавы (Соединение Внешних Южных морей).
В ночь на 14 ноября тяжелые крейсера «Тёкай», «Майя» и «Судзуя» обстреляли аэродром Хендерсон-Филд осколочно-фугасными снарядами и, не обнаруженные противником, отошли на соединение с остальными силами. Однако утром американские пикировщики с Гуадалканала атаковали отряд Микавы и потопили тяжелый крейсер «Кинугаса». Если ночью японцы могли противостоять американцам и даже наносить им серьезные потери, то днем, не имея серьезного воздушного прикрытия, они были бессильны против вражеских самолетов.
Японский отряд идет к Гуадалканалу, 14 ноября 1942 года. Снимок сделан с крейсера «Атаго», впереди видны крейсер «Такао» и линкор «Кирисима» Источник: Tameichi Hara. Japanese Destroyer Captain. Ballentine Books, 1961
Поэтому адмирал Кондо сделал последнюю ставку на ночной бой. Теперь впереди его соединения шло дальнее охранение из легкого крейсера «Сендай» и трех эсминцев. 14 ноября в 22:10 в десяти милях к северо-востоку от острова Саво они обнаружили вражеские корабли. И вновь американские радары уступили японским наблюдателям – американцы обнаружили дозор противника только в 22:52.
Бой опять шел беспорядочно, поскольку японские корабли обходили остров Саво с двух сторон. Японские эсминцы выпустили торпеды, потопив эсминец «Уолк», а их лидер, легкий крейсер «Нагара», 140-мм снарядами потопил эсминец «Престон»; эсминец «Бенсон» получил попадание торпеды и затонул на следующий день. Японцы потеряли эсминец «Аянами».
Но в 23:40 японцы обнаружили, что им противостоит нечто большее, чем тяжелые крейсера: в лучах их прожекторов появился новейший американский линкор «Саут Дакота».
Линейный корабль «Саут Дакота» Источник: US Fast Battleships 1936–1947. Osprey Publishing 2010 (Osprey New Vanguard #169)
«Кирисима», единственный остававшийся у Абэ линкор, был на целых два поколения старше – он имел восемь 356-мм орудий против девяти 406-мм, заведомо более слабую броню и лишь слегка превосходил противника в скорости. Но японцы использовали представившийся им шанс и открыли огонь первыми. «Саут Дакота» получил нескольких попаданий тяжелых снарядов, на нем вспыхнули пожары, а главное – вышла из строя система управления огнем. Потеряв 39 человек убитыми и 59 ранеными, американский линкор вышел из боя. Ремонт корабля продлился три месяца – до февраля 1943 года.
Линкор «Вашингтон» ведет огонь по «Кирисиме» Источник: navsource.org
Открыв огонь, «Кирисима» также обнаружил себя. А в темноте таился еще один американский линкор – «Вашингтон», следовавший в кильватере за «Саут Дакотой». В 0:05 его 406-мм снаряды с дистанции в 40 каб обрушились на японского ветерана. В течение следующих семи минут «Кирисима» получил как минимум девять попаданий 16-дюймовых снарядов, его руль заклинило, корабль потерял ход и начал принимать воду. Осознав ужасающее превосходство противника, адмирал Кондо решил прекратить операцию: в 0:30 он приказал эсминцам снять с «Кирисимы» экипаж и отходить на северо-восток. Попыток буксировать линкор не предпринималось, но он продержался на плаву еще три часа и затонул лишь в 3:23 в семи милях к северо-западу от острова Саво. На линкоре погибло 284 человека, а еще 84 человека из числа спасшихся были ранены.
Бой у Гуадалканала в ночь на 15 ноября 1942 года. Дуэль линкоров Источник: The Campaigns of the Pacific War
Тем временем к мысу Тассафаронга подошли транспорты японского конвоя – после дневных налетов американской авиации их осталось всего четыре из одиннадцати. Но и они, обстрелянные артиллерией американских эсминцев, были вынуждены выброситься на берег. Всего на Гуадалканал удалось доставить четырехдневный запас риса и 2000 человек (из 10 000 солдат 38-й пехотной дивизии). Около 5000 человек погибло.
Японские транспорты «Хирокава-мару» и «Кинугава-мару», выбросившиеся на берег у мыса Тассафаронга Источник: wwiiarchives.net
«Конго» и «Харуна» участия в сражении не приняли. Трудно сказать, чем оно могло окончиться, если бы вице-адмирал Кондо бросил их в бой вместе с «Хиэй» и «Кирисимой». Вряд ли японцам удалось бы потопить новейшие американские линкоры, но можно предполагать, что судьба шедшего на Гуадалканал конвоя оказалось бы иной. А высадка свежей 38-й дивизии давала японцам шанс удержаться на острове и, возможно, добиться успеха в боях за Хендерсон-Филд.
Транспорт «Кинугава-мару» через год после боя Источник: history.navy.mil
Именно морское сражение у Гуадалканала стало переломным моментом войны на Тихом океане. До «пятницы тринадцатого» японцы наступали, а американцы оборонялись, японский флот действовал активно и, в целом, более удачно, а до середины ноября 1942 года японцам удавалось наращивать свои силы на острове быстрее, чем это делали американцы.
Медленный закат
В конце ноября 1942 года «Конго» и «Харуна» были отправлены в метрополию и вновь поставлены на текущий ремонт, совмещенный с модернизацией: количество 25-мм зенитных автоматов на кораблях было увеличено до 34; установлены инфракрасные приборы ночного видения и радиолокатор надводного обнаружения тип 22 мод. 4.
На протяжении 1943 года «Конго» и «Харуна» в боях не участвовали. В марте с «Конго» были сняты два 152-мм казематных орудия (седьмое и восьмое), с «Харуны» – шесть 152-мм орудий. Вместо них на «Харуне» были добавлены две спаренных 127-мм установки. Число 25-мм стволов на «Конго» увеличилось до 26 (добавлены два строенных автомата), на «Харуне» – до 34 (добавлены 7 спаренных автоматов). Про итогам боев у Гуадалканала на обоих кораблях защита румпельного отсека была дополнительно усилена слоем бетона, теоретически способным выдержать попадание 203-мм снаряда.
В сентябре линкоры были направлены в Сингапур – самую мощную и лучше всего оборудованную японскую базу в Южных морях. Вдобавок Сингапур находился вблизи от источников топлива, которого в Японии не хватало. Здесь корабли осенью 1943 года получили РЛС обнаружения надводных целей управления огнем тип 23.
В начале 1944 года последовала очередная модернизация: с «Конго» были сняты еще четыре 152-мм орудия (1-е, 2-е, 11-е и 12-е), число 127-мм спаренных универсальных установок на нем также довели до 6, а количество 25-мм стволов – до 94. К лету 1944 года их число составило уже 118, одновременно с этим корабли получили РЛС обнаружения воздушных целей и управления зенитным огнем тип 13.
В июне 1944 года оба линкора были готовы принять участия в бое в Филиппинском море, однако сражение ограничилось схваткой авианосцев и было вчистую проиграно японцами. Линейные японские силы подверглись лишь отдельным атакам американских палубных бомбардировщиков – в ходе одной из них «Харуна» получил бомбу в кормовую часть цитадели (для предотвращения взрыва кормовых погребов боезапаса их пришлось затопить). Ремонт в Сингапуре продлился до начала августа – в ходе него число 25-мм автоматов на линкоре увеличили до 100 стволов: 16 строенных, 6 спаренных и 40 одинарных. В конце лета «Конго» и «Харуна» были включены во Вторую группу ночного боя Первого ударного диверсионного соединения (1-YB). Фактически они должны были играть роль смертников: задачей диверсионного соединения было под покровом темноты сблизиться с противником и любой ценой нанести ему максимальные повреждения.
25 октября оба корабля приняли участие в сражении в заливе Лейте – последней отчаянной попытке японского флота сорвать американское вторжение на Филиппины. Целью японских линкоров было любой ценой добраться до американских авианосцев, прикрывавших высадку. «Конго» это удалось: огнем своих 356-мм орудий он тяжело повредил эскортный авианосец «Гамбиер-Бэй», впоследствии добитый японскими крейсерами и эсминцами. Самому «Конго» удалось вернуться на свою базу в Бруней.
Линкор «Конго» в конце войны. Рисунок японского художника И. Мидзуно
Но это был последний успех японского флота. 21 ноября на пути из Брунея в Японию «Конго» был атакован американской подлодкой «Силайон II» в 40 милях от Формозы. Из шести выпущенных торпед в линкор попали только две, но из-за сильного шторма он лишился хода. Пока два японских эсминца пытались взять поврежденный линкор на буксир, субмарина вернулась и произвела еще один залп. Третья торпеда оказалась роковой: корпус старого линкора разломился на две части, которые затонули почти мгновенно.
«Харуне» удалось дойти до базы Куре – но лишь для того, чтобы здесь и остаться. В январе 1945 года число 25-мм стволов на корабле было увеличено до 118, однако выйти в открытое море ему уже не удалось. 19 марта 1945 года линкор был поврежден при налете американской авиации – бомба разрушила заднюю часть надстройки. Однако самым сильным стал налет 24 июля – в «Харуну» попало несколько бомб, броневая палуба смогла защитить цитадель, но носовая и кормовая оконечности получили тяжелые повреждения. Борьбы за живучесть практически не велось, незащищенные броней отсеки заполнились водой, и корабль лег на грунт в гавани. После войны он был разобран на металл.
В течение почти всей войны командование японского Объединенного флота готовилось к генеральному морскому сражению и берегло для него свои линейные силы. Поэтому для проведения боевых операций выделялись наиболее устаревшие и малоценные линкоры – ими и считались корабли типа «Конго», «карьера» которых оказалась столь богата событиями.
Список литературы:
- Ю. В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Том 1. Линкоры и авианосцы. 10.1918–8.1945 гг. СПб.: Галея-Принт, 1996
- Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- С. Э. Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне. Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943. М.: АСТ, 2002
- М. Морозов, Е. Грановский. Гуадалканал! М.: ЧеРо, 1996
- The Campaigns of the Pacific War. United States Strategic Bombing Survey (Pacific). Naval Analysis Division. Washington, 1946
История создания
К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 г. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл» (Invincible
). В соответствии с этим корабль должен был иметь водоизмещение 18650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из четырёх 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Тем временем британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон» (
Lion
) в сравнении с которым все проекты японцев выглядели очень слабыми.
В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона (Georges Thurston
), который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру «Тайгер» (
Tiger
). Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течение 1911—1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».
В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными, нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.
Примечания
- Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
- Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
- [www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Jap_BC/03.htm Устройство, строительство и модернизации]
- Назван в честь горы в центральной части о. Хонсю. См.: Апальков Ю. В. С. 92.
- По данным Апалькова ю,В. С. 93. Другие источники приписывают этот успех линейным крейсерам «Хиэй» и «Кирисима». // Балакин С. А., Дашьян А. В. и др.
Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — С. 211. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59. - Назван в честь монастырской горы рядом с Киото. См.: Апальков Ю. В. С. 95.
- «Туманный остров». Назван в честь горы на о. Кюсю, префектура Кагосима и Миядзаки. См.: Апальков Ю. В. С. 94.
- Назван в честь потухшего вулкана на севере о. Хонсю, префектура Симма. См.: Апальков Ю. В. С. 95.
- Существует мнение, что японцы пришли к этой идее сами, основываясь на результатах Цусимского боя, но не смогли её адекватно реализовать.
Литература
- Апальков Ю. В.
Боевые корабли японского флота: Линкоры и авианосцы. — СПб.: Дидактика, 1997. - Балакин С. А., Дашьян А. В. и др.
Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
Тип «Фусо» | «Фусо» · «Ямасиро» |
Тип «Исэ» | «Исэ» · «Хюга» |
Тип «Нагато» | «Нагато» · «Муцу» |
Тип «Тоса» | «Тоса» · «Кага» |
Тип «Кии» | «Кии»,«Овари»,«Суруга»,«Оми»(не закладывались) |
Тип «Ямато» | «Ямато» · «Мусаси» |
Линейные крейсера | |
Тип «Конго» | «Конго» · «Хиэй» · «Кирисима» · «Харуна» |
Тип «Амаги» | «Амаги» · «Акаги» · «Атаго» · «Такао» |
Тип «B-65» | · |
Линейные крейсера | тип «Конго» · тип B-65 |
Тяжёлые авианосцы | «Акаги» · «Кага» · «Сорю» · «Хирю» · тип «Сёкаку» · тип «Дзюнъё» · «Тайхо» · «Синано» · тип «Унрю» |
Лёгкие авианосцы | «Хосё» · «Рюдзё» · тип «Дзуйхо» · «Рюхо» · тип «Титосэ» · «Ибуки» |
Эскортные авианосцы | тип «Тайё» · «Кайё» · «Синъё» |
Гидроавианосцы | «Ноторо» · «Камои» · тип «Титосэ» · «Мидзухо» · «Ниссин» · «Акицусима» |
Тяжёлые крейсера | тип «Фурутака» · тип «Аоба» · тип «Мёко» · тип «Такао» · тип «Могами» · тип «Тонэ» |
Лёгкие крейсера | тип «Сэндай» · «Юбари» · тип «Иосима» · тип «Катори» · тип «Агано» · «Оёдо» |
Эсминцы | тип «Минэкадзэ» · тип «Камикадзе» · тип «Муцуки» · тип «Фубуки» · тип «Акацуки» · тип «Хацухару» · тип «Сирацую» · тип «Асасио» · тип «Кагэро» · тип «Югумо» · тип «Акидзуки» · «Симакадзэ» · тип «Мацу» · тип «Татибана» |
Миноносцы | тип «Тидори» · тип «Отори» |
Кайбоканы | тип «Симусю» · тип «Эторофу» · тип «Микура» · тип «Укуру» · тип «Хибури» · тип C · тип D |
Десантные корабли | «Синсю Мару» · тип T1 · тип SS · тип T101 · тип T103 |
Торпедные катера | тип T1 · тип T23 · тип T14 · тип T15 · тип T51 |
Охотники за ПЛ | тип CH1 · CH3 · тип CH51 · CH53 · тип CH4 · тип CH13 · тип CH28 |
Минные заградители | «Сиратака» · «Ицукусима» · тип «Камомэ» · «Яэяма» · тип «Насами» · «Сарусима» · «Окиносима» · «Цугару» · тип «Сокутэн» · тип «Хацутака» · тип «Хацусима» · тип «Камисима» |
Тральщики | тип W1 · тип W5 · тип W13 · тип W17 · тип W7 · тип W19 |
Представители
Название | Место постройки | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
«Конго» | 17 января 1911 | 18 мая 1912 | август 1913 | Потоплен 21 ноября 1944 подводной лодкой USS Sealion (SS-315) (англ.)русск. | |
«Хиэй» | 4 ноября 1911 | 21 ноября 1912 | август 1914 | Погиб в боях за Гуадалканал. | |
«Кирисима» | 17 марта 1912 | 1 декабря 1913 | август 1915 | Затонул 15 ноября 1942 года из-за многочисленных попаданий снарядов. | |
«Харуна» | 16 марта 1912 | 14 декабря 1913 | апрель 1915 | В июле 1945 года был потоплен американской авиацией. |
Конструкция
Несмотря на то, что защита корабля и модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20 000 до 25 000 метров, следует признать, что такое бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом «Конго», поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момента вступления корабля в строй.
В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод: бронирование «Конго» может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции.
[3]
Оценка проекта
Оценка пректа «Конго» не может быть отделена от оценки линейных крейсеров как класса, так как эти корабли были построены в рамках классической концепции адмирала Фишера. Согласно идеям Фишера, линейные крейсера должны были выполнять функции вооружённой разведки, поддерживать лёгкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота[9]. Вплоть до 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Результаты Ютландского боя, где линейные крейсера использовались в полном противоречии с данной концепцией и понесли тяжёлые потери, поставили крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейные крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка — слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьёзные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнём линкора «Вашингтон».
Японское командование вполне сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота. Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых являлось прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее, на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами и проявили они себя не слишком ярко, так же, как гораздо более сильные линкоры японского императорского флота.
Можно заключить, что явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые capital ships
японского флота провели куда более яркую карьеру, чем линкоры, почти всю войну простоявшие в резерве. Как ни странно, но по критерию стоимость/эффективность линейные крейсера оказались самыми полезными из крупных артиллерийских кораблей Японии.