6.3. Обороняя родной Севастополь. Гибель «Червоной Украины»


Крейсеры типа «Светлана»

После завершения неудачной русско-японской войны в отечественных военных и политических кругах неоднократно поднимался вопрос о том, какой флот нужен Российской империи. В немалой степени это касалось не только линейных сил, но и легких крейсеров. Быстрое развитие военной техники выдвигало все новые требования, а средств и мощности отечественных предприятий не хватало. В этом плане Российская империя на несколько лет отставала как от своих союзников по Антанте, так и Германии.

В силу ограниченных финансовых возможностей, а корабли всегда стоили дорого, шел поиск оптимального проекта строительства сразу восьми легких быстроходных крейсеров для Балтийского и Черноморского флотов. Значительной проблемой стало вооружение — первоначально на крейсеры предполагалось установить одно-два 203 мм. орудия главного калибра в башнях и 120-мм пушки. От малокалиберной артиллерии по опыту русско-японской войны решили отказаться. Но 203-мм орудия в башнях имели значительный вес и требовали увеличения водоизмещения легкого крейсера. При этом по опыту крейсеров типа «Баян» уже были известны недостатки таких орудий.


Иосиф Сталин и Григорий Орджоникидзе на палубе крейсера, 1929 год. (topwar.ru)

Время шло и, наконец, в 1913 году было принято решение вооружить легкие крейсеры новыми 130-мм орудиями. 130-мм пушки с длиной ствола в 55 калибров имели хорошие баллистические качества и могли стать универсальным орудием как для легких крейсеров, так и линейных кораблей (в качестве противоминного калибра). В конечном итоге, каждый из крейсеров типа «Светлана» должен был нести по пятнадцать 130-мм пушек в одноорудийных установках и четыре 63,4 мм противоаэроплановых пушки.

Стоимость одного корабля оценивалась в 10 млн. рублей. Все строящиеся крейсеры получили имена выдающихся русских адмиралов XVIII — XIX веков. Головной корабль черноморских крейсеров получил имя Павла Степановича Нахимова. Но до Первой мировой войны ни один из крейсеров типа «Светлана» не был введен в строй и всю войну 1914−1918 гг. русский флот провел с легкими крейсерами, построенными еще до русско-японской войны.

Крейсер «Адмирал Нахимов»: достройка и переименование

В 1920-х годах в СССР приступили к восстановлению флота. В 1922 году «Адмирал Нахимов» был переименован и получил имя «Червона Украина». Самым простым способом в тяжелых экономических условиях и при отсутствии опыта строительства современных крупных кораблей стала достройка находившихся в различной степени готовности крейсеров.

Как достраивать — по первоначальному проекту или с радикальными изменениями в вооружении? Второй путь был наиболее перспективным и заманчивым, но в сложной с технической и экономической точки зрения ситуации ввод в строй всех 8 крейсеров был невозможен. Поэтому со значительными изменениями в вооружении был достроен крейсер «Красный Кавказ», получивший новые 180-мм орудия, а «Червона Украина» и «Красный Крым» были введены в строй с относительно небольшими отличиями от первоначального проекта.


Общий вид крейсера «Червона Украина». 1927 г. (war-book.ru)

В 1927 году «Червона Украина» стал первым советским крейсером, вступившим в строй после завершения Гражданской войны. В 1920—1930-х годах корабль совершил несколько дальних походов с заходом в порты Турции, Италии и Греции. А в июле 1929 г. при плавании вдоль побережья Северного Кавказа на крейсере находился И. В. Сталин.

Значительную роль крейсер «Червона Украина» сыграл и в качестве учебного корабля. В 1933 — 1936 годах командиром крейсера был будущий нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов. В 1939 году крейсер был поставлен на ремонт и модернизацию. С корабля был демонтирован гидросамолет, зато усилено зенитное вооружение: крейсер получил три установки спаренных 100-мм универсальных орудий Минизини.

ТТД:

Водоизмещение: 7999 т. Размеры: длина — 163,2 м, ширина — 15,7 м, осадка — 5,7 м. Скорость полного хода: 29 узлов. Дальность плавания: 3700 миль при 14 узлах. Силовая установка: котлотурбинная, 4-вальная, 50 000 л.с. Бронирование: борт — 76 мм , рубка — 76/50 мм, палуба 25 мм. Вооружение: 15×1 130-мм (9 палубных, 6 казематных), 3×2 100-мм, 4х1 45-мм орудий, 7х12,7-мм пулеметов; 2×3 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 якорных мин. Экипаж: 852 чел.

История корабля:

Крейсер типа «Светлана»

К постройке серии легких крейсеров типа «Светлана» в России приступили незадолго перед Первой мировой войной. Помимо строившихся для Балтики в Ревеле и Петербурге четырех крейсеров этого типа, 19 октября в Николаеве («Руссуд») приступил к постройке для Черноморского флота крейсеров «Адмирал Нахимов» (головной) и «Адмирал Лазарев», а 11 ноября 1915 года там же дополнительно заложили еще два — «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

Основные проектные тактико-технические элементы этих будущих черноморских крейсеров выглядели следующим образом: водоизмещение 7600 т, длина по 163,2 м, ширина с обшивкой и броней 15,7 м, осадка 5,58 м; мощность четырехвальной паротурбинной энергетической установки 55000 л.с. при 14 паровых котлах, скорость до 29,5 уз. Бронирование: главный 75-мм бортовой (от 0 до 125-го шпангоута) броневой пояс из крупповской цементированной стали высотой 2,1 м (из них 1,2 м ниже ватерлинии), над ним по всей длине корабля 25-мм пояс из крупповской нецементированной брони. Толщина верхней и нижней палуб 20, стен боевой рубки 75, ее крыши, пола и кормового траверза на 125-м шпангоуте 50 мм. Бронировались также кожухи дымовых труб и элеваторы подачи боезапаса. Подвод кабелей управления осуществлялся по трубам со стенками толщиной 50 и 75 мм. Вооружение: пятнадцать 55-калиберных 130-мм орудий на палубных установках со щитами, четыре 63,5-мм «противоаэропланные» пушки, столько же пулеметов, два подводных бортовых 457-мм торпедных аппарата; на верхнюю палубу могло приниматься до 100 мин заграждения.

Начавшаяся первая мировая война нарушила ход строительства кораблей. И хотя два первых черноморских крейсера сошли со стапелей соответственно 24 октября 1915 года и 8 июня 1916 года, достроить их до окончания боевых действий так и не удалось. Причем готовность головных крейсеров была весьма высокой. Однако все более ухудшающееся экономическое положение и развал промышленности сделали планы по скорому вводу крейсеров в строй неосуществимыми. Хотя по оптимистической оценке, данной в боевом расписании флота Черного моря на 1919 год, утвержденном 24 января главнокомандующим Вооруженными силами юга России генерал-лейтенантом А.И. Деникиным, для приведения в полную готовность крейсера «Адмирал Нахимов» требовалось всего два месяца интенсивных работ.

После окончания гражданской войны, когда встал вопрос о возрождении военно-морского флота, определилась и судьба недостроенных кораблей, в том числе и легких крейсеров. По мнению начальника Морской академии, члена Морской подкомиссии по восстановлению военной промышленности М.А.Петрова, эти корабли ни в коей степени не утратили своей современности. А в качестве примера он приводил данные по спущенному в 1921 году в США новому легкому крейсеру (имелся в виду крейсер типа «Омаха»), который мало чем отличался от «Светланы». Однако разрушенное хозяйство страны и непопулярность флота у некоторых ее руководителей отрицательно сказались на его возрождении. Из восьми кораблей правительство решило ввести в строй только по два легких крейсера для каждого из флотов. Причем из-за финансовых и технических трудностей «Светлана» (с 5 февраля 1925 года «Профинтерн», а с 31 октября 1939 года «Красный Крым») и «Адмирал Нахимов» достраивались по первоначальному проекту с незначительными изменениями.

«Адмирал Нахимов» достраивался на вновь созданном объединении Николаевских государственных заводов им. А. Марти. 26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — «Червона Украина». Работы на корабле проводились крайне медленно, не хватало топлива, материалов, рабочей силы и различного оборудования. Поэтому «Червона Украина» вошла в состав флота только 21 марта 1927 года. Его первым командиром стал Н.Н. Несвицкий. На нем поднял свой флаг командующий флотом.

В сопровождении эскадренных миноносцев «Незаможник» и «Петровский» в 1928 году крейсер с дружеским визитом посетил Турцию. В 1930 году крейсер под командованием П.А. Евдокимова в сопровождении эскадренных миноносцев совершил поход в Средиземное море с заходом в Мессину на острове Сицилия и Пирей в Греции, а четыре года спустя крейсер снова идет в Турцию. В январе 1941 года после ремонта крейсер стал на свое штатное место в Северной бухте.

22 июня 1941 г. встретил под командованием капитана 1 ранга Н.Е.Басистого в составе бригады крейсеров эскадры в Севастополе. Уже 23-25 июня участвовал в постановке оборонительных минных заграждений. В ночь на 5 июля в составе отряда боевых кораблей вышел к новому месту базирования в Новороссийск, куда прибыл в 9.00 6 июля. 27 августа в 16.19 вышел в Севастополь, куда прибыл в 8.55 28 августа. В тот же день в 20.45 вышел в Одессу для оказания огневой поддержки нашим войскам. 29 августа — 1 сентября осуществлял огневую поддержку обороняющимся под Одессой войскам. 2 октября вышел к Тендре для эвакуации с косы войск и 3 октября в 12.53 возвратился обратно с батальоном морской пехоты.

6 октября вышел в Одессу и уже через сутки возвратился обратно с эвакуированными. 13 октября в 16.30 вновь вышел в Одессу, куда прибыл 14 октября в 7.30. 15 октября выполнил две артиллерийские стрельбы по позициям противника. 16 октября в 5.28, приняв 1164 человека, снялся на Севастополь, куда прибыл в тот же день. 30 октября в 15.14 вышел к Тендре для эвакуации войск и в 3.00 следующих суток, приняв их, начал движение в Севастополь, куда прибыл днем.

5 ноября командиром корабля назначается капитан 2 ранга И.А.Заруба. 8 ноября первый из кораблей эскадры открыл огонь из Севастополя по наступающим войскам противника. 9 и 10 ноября выполнил семь стрельб (было выпущено 48 и 100 снарядов соответственно).

12 ноября 1941 года на стоящий у Графской пристани (Совторгфлотская пристань) Севастополя крейсер был совершен целый ряд воздушных налетов авиации противника. В первой волне участвовало 28 пикирующих бомбардировщиков. В 11.00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12.24 еще три бомбы разорвалось в непосредственной близости от его борта. Носовая часть “Червоной Украины” заметно осела в воду, но корабль продолжал вести бой и держаться на плаву. Всего на корабле погибло 70 человек.

Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Экипаж делал все возможное для спасения крейсера, однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло около трех тысяч тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир “Червоной Украины” капитан 2 ранга Н. Заруба по приказанию штаба командующего флота отдал команду покинуть корабль. В четыре часа утра, когда последний барказ отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым кормовым флагом. На дно Южной бухты лег крейсер, который первым ввели в состав флота после Октябрьской революции. Он был единственным советским крейсером, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Его экипаж вошел в состав частей, обороняющих Севастополь, а 17 декабря из снятых с крейсера 130-мм орудий в Севастополе сформировали четыре береговые батареи.

В ноябре 1947 года крейсер «Червона Украина» был поднят, 08.02.1948 г. поставлен в док, корпус отремонтирован и использовался как учебно-тренировочная станция. С 30.10.1950 г. он был превращен корабль-мишень. 10.05.1952 г. посажен на грунт в районе косы Бакая как мишень для бомбометания морской авиации.

В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украина».

Этим кораблем в разное время командовали: — капитан 1 ранга Басистый Н.Е. (22.06.1941 — 05.11.1941); — капитан 2 ранга Заруба И.А. (05.11.1941 — 12.11.1941).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]