Крейсера типа Свердлов пр. 68бис и пр. 68А – 14 (2)


Крейсера проекта 68 бис.

Крейсера проекта 68-бис, по классификации НАТО — класса «Свердлов». Одни из первых послевоенных проектов артиллерийских крейсеров в СССР. Могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. Серийная постройка данного типа производилась в соответствии с первой послевоенной программой военного судостроения СССР, принятой в 1950 году. К середине 1950-х гг. к постройке по пр. 68-бис, было запланировано 25 единиц. Заложено — 21 единица, фактически достроены в различных модификациях — 14 единиц, для Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов СССР.

Легкий крейсер Свердлов.

Легкий крейсер Свердловпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 5 июля 1950г. и вступил в строй 15 мая 1952г. вошел в состав 4-го ВМФ -(в/ч 63834). Далее 24 декабря 1955г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 06 по 19 июня 1953г. находился с дружественным визитом в Великобритании -принимал участие в параде в честь коронации Елизаветы II. Бортовые номера: 22(1957), 51(1958), 300(1959), 102(1962), 252(1963), 884(1973), 851(1974), 866(1974), 891(1975), 861(1976), 881(1976), 074(1981), 100, 161(1989). Списан: 1989г.

Легкий крейсер Адмирал Нахимов.

Легкий крейсер Адмирал Нахимовпостроен в рамках проекта 68бис. Спущен на воду 29 июня 1951г. и вступил в строй 27 марта 1953г. вошел в состав Черноморского флота (ЧФ). С 1955г. использовался для испытаний противокорабельных ракет. Бортовые номера: 22(1953), 93(1954), 33(1954), 592(1958). Списан: 1960г.

Легкий крейсер Адмирал Ушаков.

Легкий крейсер Адмирал Ушаковпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. В 1905г. погиб броненосец береговой обороны с одноименным название «Адмирал Ушаков», его имя перешло данному крейсеру. Спущен на воду 29 сентября 1951г. и вступил в строй 8 сентября 1953г., был включён в состав Балтийского Флота (БФ), за тем 3 ноября 1956г., перешел на Северный Флот (СФ) и уже 5 октября 1963г., на Черноморский Флот (ЧФ). Принимал участие в маневрах «Океан» в 1970г. В 1971г. был модернизирован по проекту 68А. Бортовые номера: 6(1954), 54(1955), 33(1956), 21(1957), 23(1957), 30(1958?), 203(1961), 120(1967), 844, 859(1971), 860(1971), 855(1972), 845(1973), 852(1974), 109(1979), 100(1981), 108(68А), 113(1983), 101. Списан: 1987г.

Легкий крейсер Октябрьская Революция.

Легкий крейсер Октябрьская Революцияпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 25 мая 1954г. и вступил в строй 30 октября 1954г. под именем «Молотовск» и далее 30 октября 1954г. был переименован в «Октябрьскую Революцию» и вошел в состав Северного флота (СФ). 16 декабря 1960г. зачислен в состав Краснознаменного Балтийского Флота (КБФ). Принимал участие в маневрах «Океан» в 1970г. С 17 по 23 июля 1970г., и с 25 сентября по 1 октября 1972г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии, а с 17 мая по 25 июня, с 5 по 9 июля 1971г., и с 8 по 12 сентября 1972г. вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 4(1958), 6, 22(1957), 202(1960), 842, 891, 118(1967), 846(1970), 899(1971), 890(1971), 015(1976), 892(1977), 844(1978), 141(1978), 154(1980), 194(1986), 154(1980). Списан: 1987г.

Легкий крейсер Дмитрий Пожарский.

Легкий крейсер Дмитрий Пожарскийпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 25 июня 1953г. и вступил в строй 31 декабря 1954г., был включён в состав Северного Флота (СФ), а 7 сентября 1955г. в состав Тихоокеанского флота (ТОФ). Бортовые номера: 56(1955), 55(1956), 125(1956), 71(1957), 619(1964), 636(1966), 824(1967), 835(1970), 633(1971), 833(1973), 021, 837(1974), 823, 881, 012(1976), 832(1.05.1977), 027(1980), 023(1987). Списан: 1987г.

Легкий крейсер Александр Невский.

Легкий крейсер Александр Невскийпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 7 июня 1951г. и вступил в строй 31 декабря 1952г., был включён в состав Северного Флота (СФ). В ходе службы оказывал помощь подводной лодке К-19 и крейсеру Адмирал Головко. Бортовые номера: 02(1953), 30(1957), 8(1957), 150(1962), 813(1971), 812(1972), 805(1974), 868, 097, 077(1981), 057(1982), 077(1986), 067(1989). Списан: 1989г.

Легкий крейсер Мурманск.

Легкий крейсер Мурманскпостроен в рамках проекта 68бис. Спущен на воду 24 апреля 1955г. и вступил в строй 22 сентября 1955г., вошел в состав Северного флота (СФ). В 1962 г. вошел в состав 6-й дивизии. В ходе учений «Океан» в 1970г. был крейсером управления силами ВМФ в Северной Атлантике. С 1 ноября 1970г. по 31 июля 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию

помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 52(1956), 88, 154(1963), 120(1967), 818(1968), 150, 816, 805, 806(1973), 803(1976), 820, 050(1978), 074(1981), 020, 057(1989). Списан: 1992г.

Легкий крейсер Михаил Кутузов.

Легкий крейсер Михаил Кутузовпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 29 ноября 1951г. и вступил в строй 30 декабря 1954г. Вошел в состав Черноморского флота 31 января 1955г.

С 1 по 31 июня 1967г. и с 1 августа по 31 декабря 1968г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а с 1 марта по 31 июля 1970г. вооруженным силам Сирии.

В 1961г. на борту крейсера «Михаил Кутузов» снимался фильм «Увольнение на берег» с участием В.Высоцкого. Принимал участие в маневрах «Океан» в 1970г. Бортовые номера: 4, 18(1954), 554(1955), 46(1957), 24(1958), 131(1959), 590(1960), 108(1962), 131(1965), 832(68бис), 590(1970), 856(1970), 859(1970), 850(1971), 854(1977), 020, 010(68бис), 113(1978), 920(1980), 113, 105(1984), 852, 856, 100, 102. Списан: 25 августа 2001г. переведен в Новороссийск в качестве корабля-музея.

Легкий крейсер Жданов.

Легкий крейсер Ждановпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 27 декабря 1950г. и вступил в строй 31 декабря 1952г. С 24 декабря 1955г. входил в состав Краснознаменного Балтийского флота, а с 31 февраля 1970г.- в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). В 1971г. модернизирован по проекту 68-У1 и 27 декабря 1971г. переклассифицирован в КР управления. В 1984г. принимал участие в учениях «Океан». Бортовые номера: 16(1954), 19(1955), 20(1957), 62(1957), 320(1959), 842(1971), 854(1972), 857(1972), 856(01.1974), 835(1974), 855(1974), 842(1975), 849(1976), 845(1976), 855(1980), 132(1981), 121(1982), 117(1983), 118(1984), 111(1984), 116(1984), 101(1986). Списан: 1990г.

В 1984г. на борту КР «Жданов» снимался фильм «Чичерин».

Легкий крейсер Дзержинский.

Легкий крейсер Дзержинскийпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 31 августа 1950г. и вступил в строй 18 августа.1952г., был включён в состав Черноморского Флота (ЧФ). 3 августа 1961г. переклассифицирован в учебный КРЛ. С 5 по 30 июня 1967г. и с 5 по 24 октября 1973г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 11(1953), 37(1954), 516(1958), 145(1967), 159(1969), 542(1970), 846(1970), 849(1970), 847(1971), 849(1971), 856(1971), 854(1974), 850(1976), 859(1977), 195(1978), 106(1979), 104(70Э), 101(1980), 106(1987), 045, 846(70Э), 848(70Э), 855, 858(70Э). Списан: 1988г.

Легкий крейсер Орджоникидзе.

Легкий крейсер Орджоникидзе — построен в рамках проекта 68бис. Спущен на воду 17 сентября 1950г. и вступил в строй 18 августа 1952г. вошел в состав Балтийского флота (БФ), а с 14 февраля 1961г перешел в состав Черноморского флота (ЧФ). Бортовые номера: 18(1953), 45(1954), 21(1956), 53(1958), 310(1959), 743(1961). Списан: 24 января 1963г. исключен из состава ВМФ СССР, по причине передачи его ВМС Индонезии.

Легкий крейсер Александр Суворов.

Легкий крейсер Александр Суворовпостроен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 15 мая 1952г. и вступил в строй 31 декабря 1953г., был включён в состав Краснознаменного Балтийского Флота (КБФ). 31 января 1956г. был включен в состав ЭОН-66 и 27 февраля 1956г. переведен в состав Северного флота (СФ). В 1970 года в период маневров «Океан» принимал участие в специальной поисковой операции в Филиппинском море. В 1971г. выполнял задачи боевой службы в Индийском океане, в 1979г. выполнял задачи боевой службы в Южно-Китайском море, в 1981г. выполнял задачи боевой службы в Индийском океане. Бортовые номера: 20, 45(1956), 834(1970), 033(1979), 016(1981), 015(1984), 035(1986). Списан: 1989г.

Легкий крейсер Адмирал Сенявин.

Легкий крейсер Адмирал Сенявин — построен в рамках проекта 68бис. С 28 июня 1977г. классифицировался как крейсер. Спущен на воду 22 декабря 1952г. и вступил в строй 30 ноября 1954г., и уже 18 декабря 1954г. был включён в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 24 февраля 1955г. переведен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ), а 7 сентября 1955г. перешел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). Корабль назван в честь вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, который руководил Русской эскадрой кораблей на Средиземном море и в 1807г. разгромил турецкий флот. В 1972г. модернизирован по проекту 68-У2 и переклассифицирован в КР управления и включен в состав 10-й ОПЭСК. 13 июня 1978г. в результате взрыва и пожара в башне номер 1 погибло 37 человек.

Бортовые номера: 12(1956), 51(1956), 138(1958), 203(68бис), 619(пр.68бис), 825(1964), 833(68бис), 832(1972), 838(1973), 833(1.05.1977), 472(1978), 490(1981), 485(1985), 824(68У2), 052(1989). Списан: 1991г.

Цены экскурсий на крейсере «Михаил Кутузов» в 2022 году

Тарифы на вход и экскурсионное обслуживание зависят от выбранной программы, гражданства посетителя и его возраста. Граждане иностранных государств, группа из 10 человек:

  • взрослые — 300 руб. с человека;
  • студенты и школьники — 100 руб.

Граждане РФ или стран СНГ:

  • взрослые — 300 руб. с человека;
  • студенты и школьники, пенсионеры и инвалиды — 100-200 руб.

Профессиональная фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно: 1 тыс. и 2 тыс. руб. соответственно.

Специальные тематические программы и событийно-периодические оплачиваются отдельно по договоренности.

© Александр Вепрёв

Как добраться до крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске

Ближайшая к «Михаилу Кутузову» остановка общественного транспорта — Гостиница Черноморская. Доехать можно на следующем транспорте:

  • троллейбусы: 1, 6, 7, 10, 12, 14;
  • автобусы: 1, 11, 15А, 19, 30;
  • маршрутки: 7, 8, 8А, 10, 14, 15, 17, 20, 21, 22, 24, 27.

Чтобы доехать на своей машине, можно проложить на навигаторе маршрут от вашего местоположения до Набережной Адмирала Серебрякова​, 2А либо до «Михаила Кутузова».

Маршрут до музея-крейсера «Михаил Кутузов» на машине — Яндекс.Карты

Также в Новороссийске действуют почти все популярные сервисы такси, такие как Uber, Gett, Яндекс. Такси и другие.

Видео про музей-крейсер «Михаил Кутузов» в Новороссийске

Экспозиция

Легендарный крейсер «Михаил Кутузов» уже почти 20 лет радует туристов своими коллекциями и выставками. Помимо них, визуальный восторг вызывает и сама машина, её боевые оружия и неповторимая техническая составляющая.

Кают-компания

В кают-компании размещена выставка моделей морских боевых единиц. На стенах перед ней можно ознакомиться и историей крейсера и фотографиями с боевых действий и дальних плаваний «Михаила Кутузова».

В салоне можно увидеть бронзовую пепельницу весом 36 килограммов. Это символ и оберег корабля. В главной каюте можно увидеть бюст М. И. Кутузова, имя которое и послужило названием крейсеру.

© Александр Вепрёв

Витрины о Великой Отечественной войне

Несколько витрин в корабле посвящены героям ВОВ: морякам, пехотинцам и летчикам. Помимо фотографий, вырезок из газет и наград можно увидеть личные вещи этих героев. Такие как гранаты, пистолеты, бинокли, предметы одежды и другое.

Арсенал крейсера

Главное оружие «Михаила Кутузова» — четыре башни МК-5бис Б-38 калибра. Эти орудия могли с точностью поражать цели на огромном расстоянии, причем как наземные, так и воздушные, что являлось уникальным для флота в те годы. Каждая башня нуждалась в обслуживании более чем 50 человек.

На корабле расположено 2 вида зенитных установок, 36 и 30-мм. С огромной скорострельностью эти орудия могли поражать цели на расстоянии в несколько километров.

Имеются в вооружении и 6 орудийных 100-мм башен, которые бьют по любым целям.

В начале 80-х был проведен модернизационный ремонт корабля, который значительно улучшил артиллерию, а также аппаратуру обнаружения и связи. Это дало кораблю функции управления.

© Галин Владимир Петрович

Палуба оснащена также минным вооружением. До 70 различных мин весом более 700 кг умещались на специальных дорожках корабля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]