Боевые корабли. Крейсера. Очаровательное недоразумение


Крейсера типа «Des Moines»

Тяжелые крейсера типа “Des Moines”

CA-134 “Des Moines” 28.5.45 / 27.9.46 / 16.11.48 – Вычеркнут из списков 9.7.91 CA-139 “Salem” 4.7.45 / 27.3.47 / 14.5.49 – Выведен в резерв 1.59 CA-140 “Dallas” (II) 15.10.45 / – / – CA-148 “Newport News” 1.10.45 / 6.3.48 / 29.1.49 – Выведен из состава флота 27.6.75 CA-150 “Dallas” 15.10.45 / – / –

Были также заказаны СА-141, 142, 143 фирме Bethlehem, Quincy, названий не получили, заказ аннулирован 12.8.45. СА-149, 151, 152, 153 заказаны на верфи фирме Newport News, заказ аннулирован 28.3.45.

Водоизмещение: 17000 / 21500 т Размеры: 218,39 х 22,96 х 7,92 м Машины: 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик; 4 котла Бабкос-Уилкокс; 12000 shp = 33 узл. 3000 тонн нефти = 10500 миль (15 узл). Броня: пояс 102 – 152 мм; палуба 95 мм; верхняя палуба 25 мм; барбеты 160 мм; башни 203 мм лоб, 102 мм крыша, 95 мм борта; рулевая рубка 140 – 165 мм Вооружение: 9 – 203/55 (3х3), 12 – 127/38 (6х2), 24 – 76/50 (12х2), 12 – 20 мм (6х2) Экипаж: 1799 человек

Главным недостатком 203-мм орудий была малая скорострельность, что в ночных боях на малых дистанциях, которые шли на Соломоновых островах, было очень ощутимо. Чтобы как-то исправить положение, было создано новое скорострельное 203-мм орудие с клиновым замком и латунными гильзами. Предполагалось, что его темп стрельбы достигнет 7 выстрелов в минуту. Работы начались весной 1943, и новое орудие появилось только к концу 1945. Это было 203/55 орудие Mk 16. Планы вооружить им крейсера типа “Орегон Сити” сорвались, так как требовались слишком большие переделки. Выяснилось, что проектные весовые характеристики нового орудия слишком занижены, и новые башни будут весить гораздо больше. Возник план установить двухорудийные башни на 4 крейсерах серий СА-122 и СА-138, а также крейсерах CA-139 – СА-142. Однако, он тоже не был реализован. Вместо этого началось проектирование совершенно новой башни.

Первоначальный проект предусматривал строительство улучшенного “Орегон Сити” с увеличенной толщиной палубной брони. Новые башни породили массу проблем, так как оказались гораздо тяжелее ожидаемого. Увеличение скорострельности потребовало более просторных снарядных погребов. Это в свою очередь привело к увеличению длины броневого пояса. В результате, вес брони увеличился на 695 тонн. Появились более совершенные системы управления огнем, а в результате водоизмещение сначала подскочило до 16000 тонн, а потом превысило эту цифру.

Корпус нового корабля был на 12,1 м длиннее, чем у “Орегон Сити” и на 1,7 м шире. Водоизмещение в конечном итоге достигло 19930 тонн. Система броневой защиты отличались от использованной на крейсерах типа “Балтимор” только появлением верхней броневой палубы, которая должна была заставить срабатывать взрыватели бомб до того, как они попадут в главную броневую палубу. Пояс толщиной 132 мм имел ширину 3,05 м, а на нижней кромке его толщина уменьшалась до 88 мм. Была увеличена толщина брони башен. Внутри корпуса имелось 5 раздельных бронированных зон. Броневые переборки внутри цитадели должны были ограничить зоны вероятных повреждений. В целом все брони составил 2189 тонн или 12,6%, что не превышало относительный вес брони на “Балтиморе”. Машинная установка осталась тем же стандартным 4-вальным ТЗА мощностью 120000 shp. Это привело к сокращению максимальной скорости. Но расположение машин отличалось от ранее использованной схемы. В 3 носовых отделениях располагались котел и турбина. Четвертая машинная установка имела раздельные отсеки для турбины и котла, так как валы носовых машин не допускали иной компоновки. Вес новых орудийных башен достиг 451 тонны. Они имели дальность стрельбы 150 каб при угле возвышения 41 град. и могли заряжаться при любом угле возвышения. Снаряд весил 152 кг. Огневая производительность корабля была впечатляющей – 90 снарядов в минуту или 13,5 тонн стали. Наведение орудий было электро-гидравлическим. Универсальная артил- лерия была стандартной 6х2-127/38, но появились 4 ПУАЗО. Сначала планировалось установить 12х4 – 40 мм и 20 – 20 мм автоматов. Однако в конце войны стало ясно, что даже 40 мм снаряд не может остановить решительного камикадзэ, а 20 мм автоматы стали практически бесполезны. Поэтому счетверенные 40-мм автоматы были заменены 76/50 спарками. 20-мм автоматы сохранил только “Де Мойн”, но и с него их сняли довольно быстро. Также незаметно исчезли с “Де Мойна” за ненадобностью и бортовые самолеты вместе с катапультами. “Сейлем” и “Ньюпорт Ныос” их вообще не получили. После некоторых споров были заказаны 12 крейсеров, причем СА-134 уже был заказан, как крейсер типа “Балтимор” фирме “Нью-Йорк Шипбилдинг Корп”. Контракт был передан на верфь “Бетлхэм” в Куинси, и корабль перезаказали 25 сентября 1943. СА-139 – СА-142 были уже заказаны как крейсера типа “Орегон Сити” 14 июня 1943, но строились по новому проекту. СА-150 – СА-153 были заказаны 22 февраля 1945. В программу включили еще 3 корабля, ранее заказанные как легкие крейсера – СА-143, СА-148 и СА-149. Но скорый конец войны привел к сокращению программ строительства новых кораблей. 28 марта 1945 было отменено строительство СА-150 “Даллас” и СА-151 – СА-153. В конце войны, 12 августа 1945, были остановлены работы на СА-142, СА-143 и СА-149, однако на остальных 4 крейсерах работы продолжались. СА-140 получил имя “Даллас” вместо отмененного СА-150. В конце 1945 было отменено строительство всех замороженых кораблей. 7 января 1946 было отменено строительство СА-140, как находящегося в наименьшей готовности. Однако 27 мая 1946 последовал приказ достраивать только корабли с 20% готовностью, после чего осталось всего 3 корабля.

История службы “ДЕ МОЙН”, “САЛЕМ”, “ДАЛЛАС” – Эти крейсера в боевых действиях участия не принимали.

“НЬЮПОРТ НЬЮС” Участвовал во Вьетнамской войне. 1.10.72 во время обстрела берега снаряд взорвался прямо в стволе среднего орудия башни № 2. Погибли 20 человек и 36 были ранены. Поврежденное орудие было снято, а порт заделан. Крейсер так и закончил службу с неработающей башней.

Боевые корабли. Крейсера. Очаровательное недоразумение

После французских тяжелых крейсеров так и тянет на что-то легкое и несерьезное. И лучшего объекта приложения стараний, чем вот эта несуразность, пожалуй, не найти среди всех флотов стран, участвовавших во Второй мировой войне.

Откровенная нескладица

Ни крейсер. Ни лидер эсминцев. Ни пойми что. Тем не менее, построенное приличной серией и воевавшее от души – вот что такое крейсера типа «Атланта».


Но начнем, как всегда, с отправной точки. То есть не с упомянутого нами ранее Вашингтонского соглашения и последовавшего за ним Лондонского. Так что пусть те, кто разрабатывал и подписывал эти документы, возмущаются там сами, а мы с вам поговорим о более серьезных вещах.
Ограничив и связав себя по рукам и ногам, страны, которые хотели иметь мощные флоты, начали искать способы обойти навязанные ограничения чуть ли ни сразу после подписания. Никто не хотел ущемить себя.

Однако с тем, что нарисовали в Лондоне для нового класса легких крейсеров (8 000 тонн водоизмещения и главный калибр орудий не больше 152-мм), – тут не захочешь, а начнешь экспериментировать.

В США начали работать сразу в двух направлениях – нормальный, но компактный универсальный легкий крейсер и крейсер – лидер эсминцев.

Лидер ли эсминцев?

Именно лидер эсминцев. Многие называли «Атланты» «крейсерами ПВО», но простите, какие корабли ПВО в 1936 году? О чем мы? Эти корабли разрабатывались именно как лидеры эсминцев со всеми атрибутами этого подкласса.
Даже концептуально: фактически эсминец, но такой, как на стероидах. Увеличенный чуть ли не вдвое. Обычный лидер эсминцев, которые строили Франция и Италия, превышал водоизмещение обычных эсминцев максимум на 1 000–1 500 тонн. Здесь расклад был иной, и по факту это был полноценный «лондонский» крейсер, но с очень своеобразным вооружением.


Этот корабль должен был ходить вместе с эсминцами, со скоростью около 40 узлов. И защищать свои корабли от эсминцев противника. А также (вторично) отстреливать самолеты противника на средних дистанциях.

И в 1936 году было принято решение о создании крейсеров типа «Атланта». Именно как крейсеров-лидеров, водоизмещением 6–8 тысяч тонн и скоростью 40 узлов.

Для сравнения: ровесник (1934 год) эсминец типа «Фаррагут» имел полное водоизмещение 2 100 тонн и ходил со скоростью 36 узлов. Так что никак не лидер, а все-таки крейсер, эта «Атланта».

Вооружение

С вооружением было интересно. Сначала хотели сделать комбинированный комплект из четырех орудий главного калибра 152-мм в двух башнях на носу и корме. А 127-мм универсальные установки разместить в средней части корабля.
Но в 1937 году было принято решение не устанавливать 152-мм орудия. А все вооружение сделать однородным. То есть 127-мм.

Спорное решение. Но американские корабелы поняли, что даже в 8 000 тонн водоизмещения (а реально планировалось меньше) не уложить все требования к этому кораблю. И чем-то придется жертвовать.

Жертвовали все страны, подписавшие Договор. Так что американцы в этом случае решили пожертвовать главным калибром. Так, кстати, не поступал больше никто.

Проект со смешанным вооружением пытались реализовать на крейсерах типа «Омаха». Но даже при большем водоизмещении, чем у «Атланты» из этого ничего приличного не получилось.

И в итоге вышел крейсер водоизмещением 6 000 тонн и с главным калибром от эсминца.


Тем не менее, было построено 11 кораблей. И почти все из них приняли участие в морских сражениях Второй мировой войны.

Что представляли собой эти корабли?

Бронирование

Бронирование осуществлялось по стандартной американской схеме: вертикальная и горизонтальная защита. Вертикальная защита – бронепояс толщиной 95-мм с 95-мм же траверзами. Пояс прикрывал машинные отделения и прочие механизмы. Под водой был еще один бронепояс, толщиной от 95 мм наверху и до 28 мм внизу, примыкавший к первому. Этот пояс прикрывал артиллерийские погреба в носу и корме.
Горизонтальное бронирование состояло из бронепалубы толщиной 32 мм.

Башни имели толщину брони 25–32 мм. Боевая рубка на кораблях имела толщину 62,5 мм.

В целом – почти крейсер. Масса брони составляла 8,9% водоизмещения, что соответствовало уровню бронирования американских крейсеров.

Энергетическая установка

Каждый крейсер оснащался двухвальной энергетической установкой, состоявшей из двух турбозубчатых агрегатов и четырёх паровых котлов, работавших на нефти.
Мощность энергетической установки 75 000 л. с. Максимальная скорость 32,5 узла. И наибольшая дальность плавания в 8 500 миль при скорости хода в 15 узлов и запасе топлива в 1 360 т нефти.

Экипаж

Численность по штату мирного времени составляла 623 человека. По штату военного времени – 820 человек.

Вооружение


Вооружение в соответствии с проектом было тем же, что и у американских эсминцев: универсальные орудия 127-мм, зенитные автоматы и торпедные аппараты.
Артиллерийское вооружение состояло из шестнадцати 127-мм универсальных орудий, располагавшихся в восьми двухорудийных башенных установках. По три башни размещались линейно-возвышенно на носу и в корме, ещё две – в средней части по бортам корабля.


Выглядел этот набор весьма устрашающе. И в теории – горе тому эсминцу, который подвернулся бы под стволы. Отперфорировали бы его по полной программе, но…

«Но» заключалось в том, что эти установки (как бы это помягче сказать) не имели должного уровня воздействия на корабли противника. Причем, нельзя было выделить, что же именно плохо придумано или сделано. Тут, скорее, все следовало оценивать комплексно.


Вообще 127-мм орудия были откровенно слабоваты. Проблема заключалась в боеприпасах, которые не обладали должной мощностью. Страдали баллистика, дальность и точность. То, что при автоматической подаче боеприпасов орудия по плану должны были иметь скорострельность 15 выстрелов в минуту, а отдельные уникумы на эсминцах, когда припекало, запросто выдавали 20–21, не спасало. Статистика говорит, что для того, чтобы подбить один самолет, орудие должно было сделать около тысячи выстрелов.

Получилось, что скорострельные орудия были весьма «так себе», в плане точности и дальности. Увы, но это был не единственный их недостаток. Конечно, 127-мм снаряд уступал по характеристикам своему 152-мм коллеге, но кто знает, насколько! Считается, что американский снаряд 152-мм превосходил 127-мм собрата вдвое по пробиваемости и производимому эффекту.

И третье. Семь башен и 14 стволов – это очень здорово смотрится, но лишь на бумаге. По факту же, свести их на одну цель для нанесения максимального урона было очень сложно. Эти семь башен могли вести огонь по одной цели, но в очень ограниченном секторе, чуть меньше 60 градусов, да еще и идя бортом к противнику. Не лучшая позиция.

Управляли стрельбой два новейших на тот момент директора Мк37, принятые на вооружение аккурат в 1939 году. Этого хватало для обстрела двух целей Но на большее количество – увы.

В целом, универсальный калибр «Атланты» действительно больше подходил для стрельбы по воздушным целям. Но, как уже говорилось, крейсера создавали совершенно не для этого.

«Чикагское пианино»


А теперь о том, что реально должно было работать по самолетам. Первоначально зенитное вооружение должно было состоять из 3–4 счетверенных установок калибром 28-мм. Так называемое «чикагское пианино». Но эта установка была настолько тяжелой, громоздкой, неповоротливой и ненадежной, что их по мере возможности начали менять на спаренные «Бофорсы» 40-мм, которые производили по лицензии в США.
В качестве средств ПВО ближнего боя предполагались спаренные или счетверенные пулеметы «Браунинг» 12,7-мм. Но вместо них на этапе строительства начали устанавливать одноствольные зенитные автоматы 20-мм от «Эрликона».

Вообще, зенитное вооружение крейсеров, которые строились тремя сериями, отличалось друг от друга. Если вооружение первой серии состояло из 4х4х28-мм и 8х1х20-мм, то крейсера третьей серии были вооружены в этом плане намного богаче: 6х4х40-мм + 4х2х40-мм + 8х2х20-мм.


Здесь на примере «Атланты» видно, что башни 1 и 3 установлены для ведения огня по воздушным целям. А башня №2 — по надводным.

Минно-торпедное вооружение

Так как крейсера должны были действовать вместе с эсминцами, то отчего бы не запустить вместе с ними и торпеды? Два четырехтрубных торпедных аппарата 533-мм по бортам. Вообще, учитывая то, что американские конструкторы не баловали свои крейсера (точнее, не захламляли палубы) торпедными аппаратами, здесь именно прослеживается мысль, что крейсера типа «Атланта» рассматривались ими как близкие больше к эсминцам, чем к полноценным крейсерам.
А что касается названия «крейсер ПВО», так на это могли претендовать, пожалуй, только корабли третьей серии, которые вошли в строй уже после войны. Ну и кстати, флотское командование США начало классифицировать эти корабли как Cruiser Light Anti-Aircraft, то есть крейсер ПВО только с марта 1949 года.

Нечто особенное

Если оценивать проект, то тут смешанные чувства. Понятно, что 30-е годы после Вашингтона и Лондона – это пора метаний. Но вот тут, пожалуй, американцы всех превзошли, соорудив
нечто
. А действительно, что это – «Атланта»?


Это не лидер эсминцев/контрминоносец. Французские «Ягуары» имели водоизмещение около 3 000 тонн. Итальянские лидеры – до 4 000 тонн. А здесь вдвое больше всего: водоизмещения, оружия, людей.
Крейсер? Нет. Для крейсера откровенно слабовато вооружение и бронирование.

Крейсер ПВО? Тоже нет. Для корабля ПВО явно не хватало систем управления огнем.

Плюс заявленная скорость в 40 узлов оказалась то ли военной хитростью дезинформативного характера, то ли еще чем-то. Но 32 узла – это то, чем были богаты эти корабли. Для полноценного взаимодействия с эсминцами (а тот же «Фаррагут» выдавал на 4 узла больше) этого явно было маловато.

Вот так и вышло. Раз вышло нечто непонятное, то и боевая служба у кораблей про проходила примерно в том же духе.

«Атланта»


Фактически, боевая служба этого корабля началась в 1942 году. Тогда корабль вошел в состав оперативного соединения TF16, основу которого составляли авианосцы «Enterprise» и «Hornet».
Именно в составе этого соединения крейсер принял участие в битве за Мидуэй. Лавров «Атланте» тогда не досталось. Поскольку (согласно диспозиции) крейсер находился в стороне от основных событий. Но поставленная задача соединением была выполнена.

Далее экипаж крейсера проводил учения. В том числе, отрабатывалась стрельба по площадям.

29 июля 1942 года Atlanta была передана в состав оперативной группы TF61. И с 7 августа участвовала в прикрытии как высадки десанта на Восточных Соломоновых островах, так и персонально – авианосца «Энтерпрайз».


24 августа «Атланта» вступил в бой с самолетами противника, атаковавшими авианосец. По рапорту капитана было сбито 5 самолетов.

Далее крейсер был переведен в оперативное соединение TF66. Выполнял боевые задачи у Гуадалканала.

12 ноября 1942 года крейсер успешно отражал атаки японских самолетов, сбив два из них. Далее была ночная фаза боя. Она достойна отдельного описания и обсуждения. Мы же лишь коротко остановимся на действиях «Атланты».

Неопознанный плавающий объект

Экипаж крейсера после обнаружения противника с помощью РЛС первым визуально вошел в контакт с эсминцем «Акацуки», осветив его прожекторами и буквально изуродовав с расстояния в милю с небольшим. «Акацуки» вышел из строя. И, как показали потом пленные, до конца битвы не совершал никаких боевых действий.
Далее крейсер сцепился с двумя эсминцами, «Иназума» и «Иказучи». Начал по ним стрельбу из всех орудий 127-мм. А вот то, что произошло дальше, мы рассмотрим в другой статье более подробно.

Произошла детективная история. В ней участвовал «неопознанный легкий крейсер». Он открыл артиллерийский огонь по «Атланте».

Затем в крейсер попала торпеда. В район носового котельного отделения. От чего корабль теряет ход и энергоснабжение. Прекращает огонь из орудий. И вынужден перейти на резервное рулевое управление).

А вишенкой на тортике стал опознанный тяжелый крейсер «Сан-Франциско». Он влепил в «Атланту» около двух десятков снарядов 203-мм. Погибла треть экипажа и контр-адмирал Скотт.

История темная, повторюсь. Мы ее разберем. Но по факту «Атланту» соединенными усилиями угробили свои. Экипаж (точнее, его остатки) под командованием отличного капитана Дженкинса начал бороться за живучесть.

Благо, подошел тральщик «Боболинк» и попытался отбуксировать избитый крейсер. Во время буксировки нанесли визит японские самолеты. От них героические члены экипажа «Атланты» отбивались из двух оставшихся 127-мм орудий и пары «Эрликонов».

Все это привело к тому, что Дженкинс приказал оставить корабль. И «Атланта» затонула в трех милях от мыса Лунга.

Честно заработанные пять звезд. И благодарность президента за мужество и несгибаемый боевой дух. Экипаж у «Атланты» был явно весьма хорош.

«Джуно»


Судьба этого крейсера была еще короче.
«Джуно» принял участие в спасении экипажа авианосца «Wasp», потопленного японской подводной лодкой 15 сентября 1942 года. Далее получил назначение в оперативное соединение TF17, в составе которого участвовал в рейде на острова Шортленд и в бою у островов Санта Крус. В начале ноября 1942 года в составе соединения TG62.4 прикрывал переход конвоев из Нумеа на Гуадалканал.

В ночном бою (в котором разнесли «Атланту») 12 ноября 1942 года получил попадание торпеды в левый борт в районе носового котельного отделения. С большим креном на малой скорости попытался покинуть место боя. Но севернее Гуадалканала получил еще одну торпеду в район носовых погребов с японской подводной лодки I-26.

Боеприпасы сдетонировали. И крейсер затонул в течение 20 секунд.

Спаслось всего 10 человек.

«Сан Диего»


Впервые принял участие в боях в ходе сражения за Соломоновы острова. Участвовал в набеге на острова Шортленд. В бою у островов Санта Крус. Летом 1943 года поддерживал высадку на Нью Джорджии.
Участник десантной операции на острова Гилберта, рейда на Кваджаллейн, ударов по японским базам на Маршалловых островах и по Труку, высадки на атолле Эниветок.

В 1944 году участвует в рейдах на Маркус и Уэйк. Прикрывает высадку на Сайпан. А также в бою в Филиппинском море. И в высадках на Гуам и Тиниан. Кроме того, в ударах по Палау и Формозе.

16 боевых звезд.

«Сан Хуан»

Крейсер присоединился к оперативному соединению TF18 в июне 1942 года в Сан Диего. Сопровождал на Соломоновы острова конвой с войсками для высадки на Тулаги.
Участвовал в бою у Санта-Крус. Там был поврежден бомбой. Она пробила насквозь корму. Но не взорвалась.

Участвовал в рейде на Кваджаллейн, в атаках на Палау, Япа, Улити, высадке в Холландии. Летом 1944 года был в бою в Филиппинском море. В декабре 1944 года – в операциях в Южно-Китайском море, у Формозы, в атаках на Филиппины. В марте 1945 года — в ударах по Иводзиме и Окинаве.

13 боевых звезд.

«Оукленд», «Рено», «Тусон» и «Флинт»

Крейсеры второй серии «Оукленд», «Рено», «Тусон» и «Флинт» вошли в строй в 1944 году. И не принимали участия в войне так активно, как корабли первой серии. Однако успешно выполненные операции были и на счету этих кораблей.

Итоги

Подытоживая все сказанное, стоит сказать, что корабли, в принципе, при должном понимании их задач и возможностей, были годны к применению. Другое дело, что для них толком не было продуманной ниши, отчего и не получилось эффективного использования.
Крейсер, у которого проблема с бронированием и огневой мощью – это не крейсер. Лидер эсминцев, который не в состоянии догнать подопечных – это не лидер. Да и, откровенно говоря, американские «Флетчеры» и «Гиринги» были прекрасными и мощными эсминцами, не нуждающимися в няньках.

Только третья, послевоенная серия «Атланта» могла рассматриваться в качестве кораблей ПВО, потому что на них уже было 6 директоров управления вместо двух.

В целом же «Атланта» – это привычный уже продукт компромиссов. Порожденный вашингтонскими документами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]