Характеристики тяжелых крейсеров проекта B-64/65
Вскоре после начала второй мировой войны в Японии стало известно о ведущемся в США проектировании сверхтяжелых, «больших» крейсеров типа «Аляска» с 305-мм орудиями и скоростью свыше 30 узлов, ответом на которые стали «суперкрейсера класса А», как они официально именовались в японском императорском флоте.
Другой причиной появления этого проекта было желание флота получить новые мощные и быстроходные артиллерийские корабли для замены уже устаревших, несмотря на все модернизации линкоров типа «Конго», которые находились в строю уже более 25 лет.
Состав подводных сил
Командующий подводными силами имеет звание вице-адмирала и руководит следующими военными единицами:
- штабом на базе Йокосуке;
- двумя флотилиями с подводными лодками, располагающимися там же и на базе Куре;
- учебным центром подводников и учебным дивизионом.
Каждая флотилия находится под командованием контр-адмирала, которому также подчиняются все военнослужащие в штабе, на флагманском корабле-плавбазе подводных лодок, в двух-трех дивизионах подлодок (в каждый входит 3-4 субмарины).
Задачи японского суперкрейсера
Старым линкорам оперативными планами морского генерального штаба, впрочем, также отводилась важная роль. Согласно этим планам 3-я дивизия линкоров (корабли типа «Конго») представляла собой ядро 2-го флота, так называемое «Соединения ночного боя». В ночь перед генеральным сражением — это соединение должно было атаковать главные силы противника. 3-я дивизия линкоров и 4-я дивизия крейсеров (тяжелые крейсера типа «Такао») должны были прорвать внешнее кольцо охранения линкоров противника, состоящее из тяжелых «вашингтонских» крейсеров, после чего в дело вступали 5-я и 7-я дивизии крейсеров (тяжелые крейсера типов «Миоко» и «Могами»), дивизия торпедных крейсеров и эскадры эсминцев 16-корабельного состава.
Быстроходные линкоры типа «Конго» в целом соответствовали возложенным на них задачам: они имели мощную артиллерию и высокую скорость хода, ненамного уступая по этому показателю крейсерам и эсминцам противника. Однако их бронирование было явно недостаточным, например, вертикальное бронирование оставалось неизменным с момента ввода кораблей в строй, и на реальных дистанциях боя могло противостоять лишь обстрелу с тяжелых крейсеров. Поэтому работы над большими крейсерами в США требовали незамедлительного ответа японской стороны.
Япония: ВМФ (структурный состав)
Руководителем японских военно-морских сил является командующий, он же – начальник штаба, имеющий звание адмирала.
Структурно ВМС Японии состоит из штаба, флота, пяти военных морских районов, учебного авиационного командования, а также соединений, частей и учреждений, находящихся в центральном подчинении. Местонахождение штаба – административный комплекс в столице государства, где также располагаются пункты управления другими родами войск и Министерство обороны.
Всего в штате штаба числится 700 сотрудников, из которых около шестисот – офицеры и адмиралы.
Флот состоит из:
- штаба, расположенного на военно-морской базе Йокосука;
- трех командований – эскортного, подводного и авиационного;
- флотилии тральщиков;
- группы разведки;
- опыт-группы;
- подразделения океанографии;
- патрульного отряда спецназначения.
В корабельном составе флота имеется немногим более сотни боевых кораблей. Вот список некоторых позиций:
- дизельные подводные лодки – 16 штук;
- эскадренные миноносцы – 44 штуки;
- фрегаты – 8 шт.;
- десантные корабли – 7 шт.;
- минные тральщики – около 39 шт.
Флот находится под командованием вице-адмирала.
Проектирование суперкрейсеров В-64
Проектирование новых крейсеров началось летом 1940 года. Тогда же первые два корабля включили в «Пятую программу пополнения флота 1942-43 г.г.» под строительными номерами 795 и 796, а с августа они появились в плановом составе 2-го флота вместо линкоров типа «Конго».
Предварительная схема базового проекта B-64 была закончена в сентябре 1940 года. (Проекты линейных кораблей обозначались буквой «A», линейных крейсеров – «B», тяжелых крейсеров – «C» и т.д., а цифра указывала номер разработки.) Новые корабли имели много общего с линкорами типа «Ямато»: формы корпуса, общее расположение, система бронирования, противоторпедная защита, надстройка, которая делала похожими даже их силуэты.
Cуперкрейсер проекта B-64 звали «облегченным Ямато». Сходство с этим линкором угадывается даже в очертаниях.
Обводы гладкопалубного корпуса соответствовали принятым морским техническим отделом, которые были предложены в 1930 году капитаном 1 ранга Фудзимото при проектировании договорных линкоров.
Наибольшей ширины корпус достигал несколько в корму от середины корабля. Высота надводного борта в носовой части определялась требованиями высокой мореходности, в средней части — необходимым запасом плавучести и остойчивости, в корме — наименее возможная в целях экономии веса. Основными конструктивными элементами, обеспечивавшими продольную прочность, были три палубы, из которых средняя — броневая, три платформы в оконечностях и броневой пояс, включенный в силовую структуру корпуса.
На протяжении котельных и машинных отделений нижняя платформа переходила в тройное дно, чего не было на линкорах типа «Ямато» и что отличало в лучшую сторону крейсера проекта B-64. Для уменьшения сопротивления воды носовая часть получила особую, закругленную форму.
Структура остальных групп
Опыт-группой командует контр-адмирал.
Состав подразделения следующий:
- штаб в Йокосуке;
- дивизион судов;
- три центра: первый – по разработке и проектированию судов, второй – по системам управления и связи, третий – испытательная лаборатория по корабельному вооружению с полигоном в Кагосиме.
В океаническую группу, кроме штаба, центра по противолодочной обороне, группы по метеорологическому обеспечению и двух береговых гидроакустических станций, входят также корабли для гидрографических исследований, гидроакустических наблюдений и кабелеукладчики.
В группу разведки входит штаб и три отдела (по сбору оперативной информации, ведению информационно-аналитической деятельности, разведке радиоэлектронными средствами).
У патрульного отряда спецназначения следующие задачи:
- задерживать и досматривать суда, нарушающие территориальные береговые границы;
- бороться с террористическими и диверсионными группами;
- проведение разведывательной деятельности и диверсий.
Бронирование и вооружение крейсеров B-64
Согласно первоначальным требованиям система бронирования должна была противостоять обстрелу из 305-мм орудий с дистанции 20000 — 30000 м, а также выдерживать попадания 800-кг (позднее 1000-кг) бомб, сброшенных с пикирования.
Ее общая схема во многом соответствовала принятой на линкорах типа «Ямато». Броневой пояс толщиной 190 мм, установленный с наклоном наружу 20°, что значительно увеличивало его эффективную толщину, прикрывал 59% длины корабля по ватерлинии (от носовой до кормовой башни главного калибра). В оконечностях он завершался броневыми траверзами, которые возможно также были установлены под наклоном. На верхнюю кромку пояса опиралась броневая палуба толщиной 125 мм. Барбеты башен главного калибра выше уровня броневой палубы должны были иметь толщину 250 мм, лобовые плиты башен — 200 мм, боковые — 150 мм. Толщина стенок боевой рубки определялась в 200 мм. Кроме этого в корме находились два хорошо забронированных помещения основной и вспомогательной рулевых машин.
Противоторпедная защита должна была выдерживать контактный взрыв 400-кг заряда тринитротолуола, что было стандартным требованием при проектировании крупных кораблей в японском императорском флоте, а также подводные попадания 305-мм снарядов.
Основу противоторпедной защиты, как и на «Ямато», составляла единственная мощная броневая противоторпедная переборка, являвшаяся продолжением главного броневого пояса. Однако иное по сравнению с «Ямато» размещение котельных и машинных отделений в более длинном и узком корпусе (четыре машинных отделения в два ряда по два отделения вдоль диаметральной плоскости и восемь котельных отделений в два ряда по четыре отделения также вдоль ДП) позволило установить на протяжении носовых погребов главного калибра, котельных и машинных отделений еще одну водонепроницаемую переборку, что являлось важным улучшением. Она предотвратила бы фильтрацию воды через пробитую основную переборку в случае повреждения ПТЗ и затопление машинных и котельных отделений, что наблюдалось на «Ямато» и «Мусаси».
В качестве основного вооружения на линейных крейсерах проекта B-64 планировалось установить новые 310-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров. Особенностью этого орудия было использование очень тяжелого (561 кг) бронебойного снаряда, который смог бы эффективно пробивать как вертикальное, так и горизонтальное бронирование на различных боевых дистанциях. Максимальная дальность стрельбы составляла 32 920 м при угле возвышения 45°, скорострельность 3 выстрела в минуту. Общий запас снарядов (540 штук, по 60 на орудие) вполне соответствовал принятым в японском флоте нормам.
Учитывая специфику планировавшегося применения этих кораблей, для скоротечного ночного боя такого количества боеприпасов вполне хватало. Система управления огнем включала в себя два 10-метровых дальномера на носовой и кормовой надстройках и еще три дальномера в каждой из башен главного калибра, два директора тип 98 в закрытых башенках над установленными на надстройках дальномерами и вычислительное устройство с прибором слежения за целью.
Вспомогательный калибр состоял из восьми двух-орудийных башенных установок новых 100-мм универсальных орудий «тип 98». Это орудие было прекрасным средством ПВО, и по баллистическим характеристикам (начальная скорость 1000 м/с, дальность стрельбы 19500 м) и скорострельности (15-20 выстр./мин) оно превосходило универсальное 127-мм орудие «тип 89», которое тогда обеспечивало дальнюю ПВО практически всех кораблей японского флота.
Для управления огнем универсальных орудий служили четыре стабилизированных поста наводки тип 94 с 4,5-метровыми дальномерами тип 89 и прибор управления зенитным огнем тип 94. Ближнюю зону ПВО прикрывали четыре спаренных, позднее строенных, 25-мм автомата с двумя прицельными визирами тип 95 и два спаренных 13-мм пулемета.
Дополнялось вооружение крейсеров двумя палубными четырехтрубными 610-мм торпедными аппаратами, а также тремя бортовыми гидросамолетами и одной катапультой.
Общие данные
Всего в составе японского флота служит немногим более 45,5 тыс. военных и 3,7 тыс. гражданских лиц. Из них в состав морской авиации входит 8000. В качестве постоянного резерва приписаны 1100 добровольцев, покинувших военную службу по окончании контрактов либо выслуге лет. Около 12 тыс. человек работают в Управлении безопасности моря (УБМ).
Как небольшое островное государство, довольно мощным флотом обладает Япония. ВМФ, фото отдельных единиц которого можно увидеть в статье, имеет на вооружении внушительное количество судов и подводных лодок. Из боевых кораблей основного класса составлены эскадры, базирующиеся в основном на главной военно-морской базе Йокосука.
- В эскадру с эскортными кораблями входят четыре флотилии, где приписаны миноносцы.
- В подразделение с подводными лодками включены 2 группы субмарин.
- Местом базирования двух флотилий минных тральщиков, кроме базы Йокосука, служит также военно-морская база Куре.
- Флотилии, занимающиеся охраной береговых вод, дислоцируются на военных базах: Йокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру и Оминато. Таких подразделений всего пять. Туда входят устаревшие эсминцы и фрегаты, десантные корабли, боевые катера, вспомогательные судна.
Учеба новобранцев проводится на учебных кораблях.
В ВМФ Японии сегодня входит в общей сложности 447 единиц различных типов судов и подводных лодок. Это боевые и патрульные корабли, катера и суда обеспечения, расположенные, как уже отмечалось, на главных военно-морских базах – Йокосука, Сасебо, Кюре, и вспомогательных – Майдзуру, Оминато и Ханшин.
Морские силы самообороны Японии содержат также авиацию. Это самолеты – 190 единиц, и вертолеты – 140 штук. Из них 86 патрульных и противолодочных самолетов Р-3С «Орион», а также 79 вертолетов SH-60J Seahawk.
Силовая установка крейсера
Силовая установка должна была состоять из восьми котлов и четырех турбозубчатых агрегатов (все — типа «Канпон»), что при общей мощности на валах в 170000 л.с. позволило бы достичь требуемой скорости в 33-34 узла. Как уже отмечалось выше, в соответствии с японской практикой все котлы и турбоагрегаты располагались отдельно, каждый в своем отделении. Рулевое управление включало два руля, вспомогательный впереди основного, и две рулевые машины в отдельных расположенных достаточно далеко друг от друга отсеках.
Структура авиационных сил
Месторасположение авиационного командования – авиабаза Ацуги.
Структурно она состоит из таких подразделений:
- штаба;
- семи авиационных крыльев;
- трех отдельных эскадрилий;
- трех отрядов: двух авиаремонтных и отряда по управлению воздушным движением;
- одной мобильной инженерной роты, расположенной на авиабазе Хатинохе.
Командующий авиационными силами носит звание вице-адмирала. Начальник штаба и командиры авиакрыльев – контр-адмиралы.
Авиационные крылья состоят из:
- штаба;
- четырех эскадрилий: патрульной, поисково-спасательной, подразделения противолодочных вертолетов и радиоэлектронной борьбы;
- группы по инженерному и авиационному обеспечению и снабжению;
- отряды по аэродромно-техническому обеспечению.
31-му авиакрылу подчиняется специальный отряд, содержащий беспилотные летательные аппараты-мишени. В авиационной эскадрилье имеется от одного до трех авиа- и технических отрядов. Находящиеся в каждом авиакрыле патрульные авиаэскадрильи, вооружены базовыми самолетами Р-3С «Орион». В эскадрильях с противолодочными вертолетами дислоцируются модели SH-60. В поисково-спасательных эскадрильях находятся до трех отрядов с вертолетами UH-60J.
Развитие проекта крейсера B-64
Когда в конце 1941 года в Японии стали известны основные характеристики крейсеров типа «Аляска», в техническом отделе флота был подготовлен проект B-65 с шестью 356-мм орудиями в двухорудийных башнях и усиленной защитой, которая могла бы противостоять обстрелу из 356-мм орудий. Однако из-за роста водоизмещения и ухудшения ходовых качеств от усиления защиты пришлось отказаться.
В связи с началом войны на Тихом океане все работы над проектом B-64/65 были прекращены, а заказы на строительство суперкрейсеров так и не были выданы. В 1941 году командованием японского флота было проводилось обсуждение «Шестой программы пополнения флота». По результатам этого обсуждения было предложено построить в рамках Программы четыре линейных крейсера, близких по техническим данным к проекту B-65, но этот вопрос находился лишь на этапе исследований и дальнейшего развития не получил.
В целом, проект B-64/65 в пределах заданных спецификаций был достаточно хорош и в сравнении с другими проектами подобных кораблей неплохо сбалансирован. В нем сочетались значительная наступательная мощь, высокая скорость и неплохая ПТЗ, значительно превосходившая то, что имели американские крейсера «Аляска».
Броневая защита позволяла без особых осложнений иметь дело с тяжелыми крейсерами и равноценными кораблями противника. Будь эти корабли построены, их место в боевом расписании флота скорее всего изменилось бы, причиной тому стали бы многие факторы: возрастающая роль авиации, появление в составе флота противника быстроходных линкоров, обладавших сравнимой с новыми линейными крейсерами скоростью и др. Наиболее вероятно, что они бы заняли место полудивизии линкоров типа «Конго» в составе эскорта авианосного ударного соединения. Здесь нашли бы применение высокая скорость и многочисленная зенитная артиллерия этих кораблей, а мощные орудия главного калибра служили бы надежной защитой в случае столкновения с противником.
• Справочник ВМФ • Японский флот • Боевые корабли того же периода •
Разрушители [ править ]
Эсминцы 1-го класса [ править ]
- Класс Ураказе (1915) Ураказе
- Кавакадзе
- Исокадзе
- Канран (HMS Nemesis
)
)
- Кавакадзе
- Minekaze
- Асакадзе
- Фумизуки
- Акебоно
- Акацуки
- Ариаке
- Харусаме
- Редкий
- Акигумо
- Акишимо
- Акизуки
(не завершено)
- Shimakaze
- Хиноки
- Азуса
(не запущен)
(не запущен)
(не завершено)
(не запущен)
(не запущен)
(не завершено)
(не запущен)
(не завершен)
(не завершено)
Эсминцы 2-го класса [ править ]
- Сакура класс (1911-1912) Сакура
- Татибана
- Каба
- Момо
- Еноки
- Моми
- Вакатаке
Эсминцы 3-го класса [ править ]
- Класс Муракумо (1898–1922) Муракумо
- Shinonome
- Югири
- Сирануи
- Кагеро
- Usugumo
- Иказучи
- Акацуки
- Сиракумо
- Харусаме
- Камикадзе
Внешние ссылки [ править ]
- Индекс японских эсминцев MaritimeQuest
- Обзор эсминцев класса MaritimeQuest Akatsuki
- Обзор эсминцев класса MaritimeQuest Akizuki
- Обзор эсминцев класса MaritimeQuest Hatsuharu
- Обзор эсминца класса MaritimeQuest Matsu
- Обзор эсминцев класса MaritimeQuest Minekaze
- Обзор класса эсминцев класса MaritimeQuest Kamikaze
- Индекс японских линкоров MaritimeQuest
- Японские канонерские лодки на японском, с фото
- Японские канонерские лодки на японском, с фото
- Материалы IJN
- Монография 144 Глава II
Торпедные катера [ править ]
- Класс Ширатаки (1899–1923) Ширатака
- Хаябуса
- Чидори
- Хато
Бесславный конец линкоров
Большую часть войны линейные корабли класса «Ямато» простояли без дела возле острова Трук. У них не было ни единого шанса показать всю свою огневую мощь. В 1943 году линкор «Мусаси» отправился к Алеутским островам, а в 1944 оба корабля задействовали у Филиппин, в заливе Лейте.
Именно там 24 октября 1944 года затонул линейный корабль «Мусаси». В этом бою стали очевидны все недостатки линкоров, обладающих огромной огневой мощью. Вся она стала совершенно бесполезной, когда речь зашла об авианалётах. Линейный корабль был лёгкой мишенью для истребителей и бомбардировщиков, его расстреливали как в тире. При полном отсутствии системы ПВО тому просто нечем было ответить, а в сопровождавшей его эскадре не было ни одного авианосца.
В течение шести авианалётов японская эскадра была полностью потоплена: 23 эсминца, 11 крейсеров и 7 линкоров. «Мусаси» досталось от 16 до 20 торпед и до 17 тяжёлых авиабомб.
Та же участь постигла и линкор «Ямато» 7 апреля 1945 года возле Окинавы, куда тот оправился в сопровождении одного крейсера и семи эсминцев. Они должны были оказать помощь в отражении высадки американцев, пожертвовав собой ради этого. Корабли не достигли Окинавы, их обнаружили раньше и атаковали с авианосцев.
В авианалёте принимало участие 227 палубных самолётов. За два часа в линкор попало около десятка торпед (все по одному борту) и около 13 тяжёлых авиабомб. «Ямато» дал крен, сместившиеся 460-миллиметровые снаряды, находившиеся на борту, взорвались, после чего корабль пошёл ко дну вместе с 3063 членами экипажа, спастись удалось лишь 269. Потери с американской стороны составили 47 самолётов.
Масштабные катастрофы происходят и с гражданскими судами. Некоторые из них даже превосходят по своим масштабам крушение Титаника.