Боевые «аллигаторы» Черноморского флота: большие десантные корабли проектов 775 и 1171. Надежность и сила на пользу флоту


Большие десантные корабли Проект 1171, шифр «Тапир»

Количество

14 + 1 единиц

Постройка

Калининград, Прибалтийский ССЗ «Янтарь»

Наименование

Заводской Заложен Спущен на воду Вступление в строй Примечание
Группа 1
БДК-10 №291 5.02.1964 1.07.1964 18.08.1966с 22.02.1967 — Воронежский комсомолец, с 15.02.1992 БДК-65, с 26.07.2003 — Саратов
БДК-6 №292 4.07.1964 15.02.1965 30.12.1966с 9.11.1970 — Крымский комсомолец, с 15.02.1992 — БДК-6
БДК-13 №293 18.02.1965 26.03.1966 30.09.1967с 20.06.1972 — Томский комсомолец, с 15.02.1992 — БДК-25
БДК-62 №294 5.08.1966 1.03.1967 29.12.1967с 14.09.1981 — Комсомолец Карелии, с 15.02.1992 — БДК-62
Группа 2
БДК-66 №295 7.03.1967 28.08.1967 27.09.1968с 13.02.1975 — Сергей Лазо
БДК-69 №296 30.08.1967 29.02.1968 31.12.1968с 20.10.2002 — Орск
Группа 3
БДК-77 №297 12.03.1968 31.08.1969 30.09.1969с 12.10.1972 — 50 лет шефства ВЛКСМ, с 15.02.1992 — БДК-80
Донецкий шахтер №298 5.09.1968 10.03.1969 31.12.1969
БДК-100 №299 18.03.1969 11.10.1969 30.09.1970с 11.04.1970 — Красная Пресня
БДК-104 №300 17.10.1969 31.03.1970 10.06.1971с 25.05.1982 — Илья Азаров
Александр Торцев №301 6.04.1970 27.11.1970 31.12.1971
Петр Ильичев №302 30.11.1970 30.08.1971 29.12.1972
Группа 4
Николай Вилков №303 3.09.1971 30.11.1973 30.07.1974
Николай Фильченков №304 30.01.1974 29.03.1975 30.12.1975
Николай Голубков №305не достроен

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное:2885
полное:4946
Размеры, м:
длина:113,1
ширина:15,6
осадка:3,655
Скорость полного хода, уз:17,3
Дальность плавания:6312 миль (17,3 уз), 7654 миль (16,3 уз), 9150 миль (9 уз)
Автономность, сут:15 сут (группы 1, 2), 20 сут (группы 3, 4)
Силовая установка:2х4500 л.с., дизели 58А (группы 1,2), 58А-3 (группа 3), 58А-4 (группа 4), 2 ВФШ, 2 ДГ ДГР-300/500-1 по 300 кВт (группы 1, 2), 3 ДГ ДГР-300/500-1 по 300 кВт (группы 3, 4), 1 ДГ ДГР-100/750 (группы 1, 2)
Вооружение:1х2 57 мм ЗИФ-31Б – 1200 выстрелов 2х2 25 мм 2М-3М (группа 4) 2х1 45 мм 21КМ (на БДК-13, 62, 66, 100, Александр Торцев) 1х40 122 мм ПУ МС-73 НУРС А-215 «Град-М» (группы 3, 4, кроме БДК-77) (160 выстрелов 9М22) – ПУС ПС-73 «Гроза-1171» 3х4 ПУ МТУ-4С ЗРК 9К34 «Стрела-3» (на Петре Ильичеве – 2*4 МТУ-4С, нет на БДК-66, Комсомольце Карелии) – 24 ЗУР 9М36 (на Петре Ильичеве – 16 ЗУР) – установлены в ходе эксплуатации
РТВ:2 НРЛС «Дон», аппаратура госопознавания – ответчик «Хром-КМ», противодиверсионная ОГАС МГ-7 «Браслет»
Десантовместимость:Группы 1, 2 – 20 средних танков и 313 чел или 47 единиц БТТ и 313 чел или 52 грузовых автомобиля и 313 чел, группы 3, 4 — 20 средних танков и 440 или чел 47 единиц БТТ и 440 чел или 52 грузовых автомобиля и 440 чел или 1000 т груза
Экипаж, чел:77 чел (6 офицеров, 9 мичманов)

Общий вид

Большой десантный корабль проекта 1171 — Общий вид

Модернизации проекта

На Николае Вилкове установлены 2х7 55 мм гранатомета МРГ-1 «Огонёк» (гранаты РГ-55) На БДК-13 установлены 2х1 45 мм 21КМ На БДК-10 установлена НРЛС МР-231 «Пал» Нереализованные модификации: пр.11711Э – экспортный вариант

Распределение по флотам

БФ

: БДК-100, Донецкий шахтер, Петр Ильичев (затем
СФ
)
ЧФ
: БДК-6, 10, 69, 104, Николай Фильченков
СФ
: БДК-62
ТОФ
: БДК-13, 66, 77, Александр Торцев, Николай Вилков

Бортовые номера

БДК-6: 080, 449?(1968), 438, 445, 442(1970), 414(1972), 441(1972?), 403(1974), 407(1975), 412, 139(1980), 146(1982), 141(1983), 149, 151(1984), 136, 142, 144(1991) БДК-10: 9(1966), 447(1968), 419(1972), 442, 405(1974?), 431, 435(1974), 136, 139(1982), 142(1985), 150(1990) БДК-13: 507(1966), 361(1968), 341(1971), 398(1973), 353(1975), 384(1977), 072(1978), 076(05.1981), 068(1984), 055(1987), 093(05.1990), 072(05.1993) БДК-62: 484(1969), 454(1969), 455(1973), 453(1975), 463(1977), 015, 037(Комсомолец Карелии), 042(1981), 027(1986), 030(1987), 023(1993) БДК-66: 558(1968?), 424(1969), 362(1970), 342(1972), 344(1972), 356(1975), 387, 065(1978), 058(1981), 085(1988), 078(05.1990), 087(05.1993) БДК-69: 515(1968), 421(1968), 438, 415(1971), 411(1971), 424, 405(1974), 412(1974), 400(1976), 413(1977), 410(1978), 142(1980), 141(1982), 144, 146, 150(1988), 148(1997) БДК-77: 564(1972), 363, 343(1972), 355(1974), 397(1975), 386(1977), 083(1978), 079(1981), 092(1986), 099(1989), 062(05.1990), 075(05.1993) БДК-100: 533(1970), 570, 527(1973), 573?(1973), 562, 550(1975), 521(1976), 511(1977), 110(1979), 115(1982), 111(1985), 120(1986), 115(1993) БДК-104: 565(1971), 401(1974), 431(1975), 412(1976), 428, 406(1977), 435(1978), 146(1979), 144(1981), 142(1982), 139(1984), 148(1986), 146(1990) Александр Торцев: 558(09.1972), 546, 399(1974), 354(1975), 385(1977), 055(1978), 052(1982), 062(1987), 099(05.1990), 097(05.1993) Донецкий шахтер: 555(1970), 505(1971), 500(1971), 546, 540(1975), 520(1976), 523, 428, 107(1979), 100(1980), 120(1982), 106(1984), 114(1985), 119(1991) Николай Вилков: 500, 554, 357(1974), 388, 022, 053(1977), 075(1980), 078(1981), 066(1984), 070(1987), 068(1990), 089(1992), 081(1993) Николай Фильченков: 560(1975), 409(1976), 417, 141(1980), 136(1982), 143, 146(1985), 142(1988), 152(1991) Пётр Ильичев: 473(1975), 451(1976), 491(1977), 144(1981), 047(1983), 029(1984), 015, 012(1988), 044(1990)

Списание

1992 – БДК-6 (19.03, сухогруз Сож, в 1995 выброшен штормом на берег, разобран на металл) 1993 – БДК-100 (30.06, сухогруз, затонул в 1995 при буксировке в шторм в Северном море), Пётр Ильичев (30.06) 1994 – БДК-13 (5.07), БДК-66 (5.07), БДК-77 (5.07), Александр Торцев (5.07) 1997 – БДК-62 (1.12) 2002 – Донецкий шахтер (10.04)

Экспорт

Украина: 1 единица Ривне U401 (до 10.01.1996 БДК-104). В 1997 переоборудован в транспорт U762 – все вооружение снято, 1 НРЛС «Дон», 55 чел (4 офицера). С 2004 сухогруз

История проекта

Занялось созданием 11711 Невское проектно-конструкторское бюро. Первый корабль, который получил наименование «Иван Грен». был заложен в декабре 2004 года на в Калининграде. В 2008 году ожидалась его передача во флот, но постройка была заморожена из-за проблем с финансированием. В результате чего за эти четыре года были собраны только некоторые секции. Но в этом же году процесс постройки стал более интенсивной, и в итоге через четыре года произошел спуск на воду БДК. В 2010 году завод подписал контракт о строительстве второго корабля этого проекта.

Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

Процесс и результат работы по созданию этого проекта является примером непродуманного подхода к строительству флота. Имело место простое пополнение морально устаревших кораблей слегка модернизированными аналогами.

Очевидно, что необходимость действовать в Океанской зоне требует качественного повышения боевых возможностей флота. Полумеры в виде большого десантного корабля «Иван Грен» или «москитного» флота с ракетами «Калибр» – пустая трата денег. Перспективным направлением, к примеру, может стать строительство универсальных десантных кораблей проекта «Прибой».

Вооружение

В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.

В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.

Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.

ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» – двухавтоматная установка с возможностью применения одного или двух автоматов одновременно. Ее скорострельность достигает 10 тыс. выс./мин. Управление стрельбой осуществляется системой «Вымпел-АМ2» по данным РЛС МР-123АМ2.

Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».

Конструкция

Основой новых больших десантных кораблей стал проект 1171, по той причине, что он отлично себя показал во время службы во флотах СССР и РФ. При разработке конструкция подверглась капитальным изменениям. Они больше всего затронули внутренние помещения и надстройку. При постройке применяются технологии последнего поколения, особенно уменьшилась заметность, благодаря техническим решениям и современным материалам.

Кроме того, разработчики подумали о жилищных условиях десантников и экипажа.

Осуществлять погрузку техники на корабль возможно следующими способами: с использованием палубного либо портального кранов через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе или самостоятельно с помощью аппарелей. Четырехстворчатые грузовые люки позволяют сверх того осуществлять вентиляцию подпалубного пространства, в тех случаях, когда двигатели машин перед выходом работают на холостых оборотах и из-за этого десантное отделение наполняется выхлопными газами. Имеющиеся на корабле два шлюпочных крана для работы с моторными лодками (их на БДК три – одна малая и две большие) и шлюпками, а также грузовой кран грузоподъемностью шестнадцать тонн позволяют проводить погрузочно-разгрузочные операции.

Состав серии

НазваниеЗаложенСпускна водуВводв стройТекущий статус
Иван Рогов10109.197331.05.197715.06.1978Списан в 1996 году.Разобран на металл в сухом доке «Дальзавода» в 2004 году.
Александр Николаев10203.1976осень 198230.12.1982С 1997 года в резерве.Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.
Митрофан Москаленко10305.1984198823.09.1990С 2002 года в резерве.По данным на 5.5.2014 выставлен на продажу, вероятно, в состоянии, исключающем его использование по прямому назначению.Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.

Аналоги

  • Вuque de Аpoyo Logistico (BAL)
    — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40-мм Bofors L/70.
  • Десантные корабли класса Magar (англ.)русск.
    — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122-мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами
    LCVP
    (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
  • Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск.
    — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140-мм РСЗО «WM-18», 4 — 30-мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
  • Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск.
    — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37-мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
  • Десантные корабли класса Jason (англ.)русск.
    — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40-мм АУ «Breda», 4 — 20-мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).

Состав серии

Бортовая проекция кораблей базового проекта 11711 (БДК «Иван Грен» и «Пётр Моргунов»).
Всего в серии планировалось 6 кораблей, позднее это число было сокращено до двух. Однако в 2022 году принимается решение о закладке ещё двух БДК.

Задержки со вторым БДК проекта 11711 военные эксперты объясняют тем, что решение о постройке серии будет принято только после испытаний головного корабля. Перед запуском производства весь комплекс должен быть обкатан, чтобы понять какие изменения и дополнения нужно внести в проект. Испытания займут примерно год.

23 апреля 2022 года, в ходе закладки 3-го и 4-го БДК проекта 11711 «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», президент Объединённой судостроительной корпорации Алексей Рахманов сообщил о том, что их строительство будет вестись по изменённому проекту. В частности, у кораблей будет увеличено водоизмещение до 7—8 тысяч тонн. Также от базового проекта они будут отличаться надстройкой, и кроме того будут внесены другие изменения. Корректировка шифра проекта при этом производиться не будет.

НазваниеЗаложенСпуск на водуВвод в стройФлотСостояние
Базовый проект 11711
«Иван Грен»0130113523.12.200418.05.201220.06.2018СФВ строю.
«Пётр Моргунов»0130211711.06.201525.05.201812.2019БФ или ЧФЗаводские ходовые испытания
Изменённый проект 11711
«Владимир Андреев»0130323.04.2019202212.2023ТОФСтроится
«Василий Трушин»0130423.04.2019202312.2024ТОФСтроится
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]