Боевые корабли. Крейсера. Лукавые британские джентльмены


Крейсера | Великобритания

Линейный крейсер «Renown»

Линейный крейсер «Repulse»

Серия крейсеров типа «Renown» состояла из 2 единиц («Renown», «Repulse») и была построена на верфи «Fairfield». Корабли были введены в эксплуатацию в 1916 г. Крейсер «Repulse» прошел первую модернизацию в 1918-1920 гг. и в 1933-1936 гг. вторую. Первую модернизацию «Renown» прошел в 1923-1926 гг., вторую – в 1936-1939 гг. «Repulse» погиб в 1941 г, а «Renown» был списан в 1948 г.

ТТХ «Renown»: водоизмещение стандартное — 30,8 тыс. т, полное — 36,1 тыс. т; длина – 229 м, ширина – 31 м; осадка – 9,6 м; скорость – 30,8 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 120 тыс. л.с.; запас топлива – 4,6 тыс. т. нефти; дальность плавания – 6,6 тыс. миль; экипаж – 1 200 человек. Бронирование: борт – 229 мм; траверсы – 102 мм; башни — 229 мм; барбеты – 102 — 178 мм, палуба – 25 — 127 мм; рубка – 76 мм. Вооружение: 3х2 – 381-мм орудия, 10х2 — 114-мм орудий; 3х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 8х1 — 533-мм торпедных аппаратов, катапульта и 2 гидросамолета.

ТТХ «Repulse»: водоизмещение стандартное — 34 тыс. т, полное — 38,3 тыс. т; длина – 229 м, ширина – 31 м; осадка – 9,6 м; скорость – 28,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 42 паровых котла; мощность – 112 тыс. л.с.; запас топлива – 4,2 тыс. т. нефти; дальность плавания – 4,7 тыс. миль; экипаж – 1 200 человек. Бронирование: борт – 229 мм; траверсы – 102 мм; башни — 229 мм; барбеты – 102 — 178 мм, палуба – 13 — 146 мм; рубка – 254 мм. Вооружение: 3х2 – 381-мм орудия, 4х3 и 6х1 — 102-мм зенитных орудий; 2х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 8х1 — 533-мм торпедных аппаратов, катапульта и 2 гидросамолета.

Линейный крейсер «Hood»

Крейсер был построен на верфи «John Brown» и принят на службу в 1920 г. и два десятка лет был самым крупным кораблем в мире. На протяжении 1929-1939 гг. в процессе ремонтов корабль модернизировался. Погиб крейсер в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение — стандартное 43,4 тыс. т, полное — 48,4 тыс. т; длина – 247 м, ширина – 32 м; осадка – 10,2 м; скорость – 31 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 32 паровых котла; мощность – 144 тыс. л.с.; запас топлива – 4,6 тыс. т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 1 400 человек. Бронирование: борт – 305 мм; траверсы – 127 — 152 мм, башни — 381 мм, барбеты – 305 мм, палуба – 25 — 76 мм; рубка – 280 мм. Вооружение: 4х2 – 381-мм орудия, 12х1 — 140-мм орудий; 4х2 – 102-мм орудия, 3х8 — 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7-мм зенитных автомата; 4х1 — 533-мм торпедных аппарата.

Тяжелый крейсер «Hawkins»
Тяжелый крейсер «Frobisher»
Тяжелый крейсер «Effingham»

Из серии крейсеров типа «Hawkins» к началу войны состояли на вооружении 3 корабля «Hawkins», «Frobisher» и «Effingham», которые были приняты на службу в 1919 г., 1924 г. и 1925 г. соответственно. Крейсер «Effingham» в 1937-1939 гг. прошел модернизацию, а в 1940 г. погиб. «Hawkins» был списан в 1947 г, «Frobisher» — в 1949 г.

ТТХ «Hawkins»/«Frobisher»: водоизмещение стандартное — 9,8 тыс. т, полное — 12,5 тыс. т; длина – 172 м, ширина – 17,7 м; осадка – 6,2 м; скорость – 29,5/30,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8/10 паровых котла; мощность – 65/55 тыс. л.с.; запас топлива – 2,2/2,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 690 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 25 мм; щиты орудий — 51 мм; палуба – 37 мм; погреба – 25 мм. Вооружение: 7/5х1 — 190-мм орудий; 4/5х1 — 102-мм орудий; 4х1/4х2 – 40-мм зенитных автомата; 7х1 – 20-мм зенитных автоматов («Frobisher»), 4х1 — 533-мм торпедных аппарата.

ТТХ «Effingham»: водоизмещение стандартное — 9,6 тыс. т, полное — 12,5 тыс. т; длина – 172 м, ширина – 17,7 м; осадка – 6,2 м; скорость – 29,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 58 тыс. л.с.; запас топлива – 2,6 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,4 тыс. миль; экипаж – 690 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 25 мм; щиты орудий — 25 мм; палуба – 37 мм; погреба – 25 мм. Вооружение: 9х1 — 152-мм орудий; 4х2 — 102-мм орудия; 2х8 – 40-мм зенитных автомата; 3х4 – 12,7-мм пулемета, 4х1 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Тяжелый крейсер «Kent»
Тяжелый крейсер «Bervick»

Тяжелый крейсер «Suffolk»

Тяжелый крейсер «Cornwall»

Тяжелый крейсер «Suffolk»

Тяжелый крейсер «Australia»
Тяжелый крейсер «Canberra»

Серия тяжелых крейсеров типа «Kent» состояла из 7 единиц («Kent», «Bervick», «Cumberland», «Cornwall», «Suffolk», «Australia», «Canberra»). «Suffolk», «Canberra») и была построена для Австралии. Корабли были введены в эксплуатацию в 1928 г. В 1935-1939 гг. крейсера, кроме «Canberra» прошли модернизацию. Крейсера «Cornwall» и «Canberra» погибли в 1942 г, «Kent», «Bervick» и «Suffolk» были списаны в 1948 г. «Australia» был списан в 1955 г., а «Cumberland» — в 1959 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,7 – 10,3 тыс. т, полное — 13,5 – 14,1 тыс. т; длина – 180 м, ширина – 21 м; осадка – 6,3 м; скорость – 31,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 13,3 тыс. миль; экипаж – 685 — 710 человек. Бронирование: борт – 127 мм; траверсы – 25 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 или 4х1 или 2х2 — 102-мм орудия; 2х8 или 2х4 или 4х1 – 40-мм зенитных автомата; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата («Kent», «Australia», «Canberra»), катапульта и 2 гидросамолета (1«Kent»). «Canberra» не имел авиации.

Тяжелый крейсер «London»

Тяжелый крейсер «Devonshire»

Тяжелый крейсер «Shropshire»

Серия тяжелых крейсеров типа «London» состояла из 4 единиц («London», «Devonshire», «Sussex», «Shropshire») и была введена в эксплуатацию в 1929 г. Крейсер «London» в 1939-1941 гг. прошел модернизацию, а «Shropshire» в 1942 г. был передан Австралии. В период службы на кораблях неоднократно усовершенствовалось зенитное вооружение. В 1950 г. крейсер «London» был списан, «Devonshire» в 1954 г, а «Sussex», «Shropshire» — в 1955 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 9,8 – 11,5 тыс. т, полное — 11,1 – 14,6 тыс. т; длина – 181 м, ширина – 20 м; осадка – 6,3 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 12,5 тыс. миль; экипаж – 700 человек. Бронирование: борт – 25 мм («London» — 114 мм), траверсы – 25 мм, башни и барбеты – 25 мм, палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 ((«London») или 8х1 — 102-мм орудий; 2х8 или 2х4 или 4х4 – 40-мм зенитных автомата; 4х4 или 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет (2 «London»).

Тяжелый крейсер «Norfolk»

Тяжелый крейсер «Dorsetshire»

Серия тяжелых крейсеров типа «Norfolk» состояла из 2 единиц («Norfolk», «Dorsetshire») и была введена в эксплуатацию в 1930 г. В период службы на кораблях усовершенствовалось зенитное вооружение. В 1942 г. крейсер «Dorsetshire» погиб, а «Norfolk» был списан в 1950 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 10,4 тыс. т, полное — 14,1 тыс. т; длина – 181 м, ширина – 20 м; осадка – 6,3 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 3,2 тыс.т. нефти; дальность плавания – 12,5 тыс. миль; экипаж – 710 человек. Бронирование: борт – 25 мм; траверсы – 25 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 4х2 — 203-мм орудия; 4х2 — 102-мм орудия; 2х8 – 40-мм зенитных автомата; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х4 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Тяжелый крейсер «York»

Тяжелый крейсер «Exeter»

Серия тяжелых крейсеров типа «York» состояла из 2 единиц («York», «Exeter») и была введена в эксплуатацию в 1930 и 1931 гг. соответственно. Крейсер «York» был затоплен в 1941 г., а «Exeter» погиб в 1942 г. ТТХ корабля «York»/«Exeter»: водоизмещение стандартное — 8,2/8,4 тыс. т, полное — 10,4/10,5 тыс. т; длина – 165 м, ширина – 17,4 м; осадка – 6,2 м; скорость – 32,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,9 тыс.т. нефти; дальность плавания – 10 тыс. миль; экипаж – 630 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 89 мм; башни и барбеты – 25 мм; палуба – 35 — 37 мм; погреба – 111 мм. Вооружение: 3х2 — 203-мм орудия; 4х1 — 102-мм орудия; 2х4 – 12,7-мм пулемета, 2х3 — 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Легкий крейсер «Adelaide»

Крейсер «Adelaide» был построен в Австралии и относится к легким крейсерам типа «Chatham». Он вступил в строй в 1922 г. В 1938-1939 гг. прошел модернизацию в ходе которой был переведен на нефтяное топливо. Сдан на слом в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,6 тыс. т, полное – 6,2 тыс. т; длина – 131 м, ширина – 15,2 м; осадка – 4,9 м; скорость – 24,3 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 10 паровых котлов; мощность – 23,5 тыс. л.с.; запас топлива – 1,4 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 470 человек. Бронирование: борт – 76 мм; траверсы – 89 мм; башни и барбеты – 13 мм; палуба – 40 — 15 мм; рубка – 102 мм. Вооружение: 8х1 — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 6х1 – 20-мм зенитных автомата, 2х1 — 533-мм торпедных аппарата.

Легкий крейсер «Calypso»

Легкий крейсер «Cardiff»
Легкий крейсер «Cairo»
Легкий крейсер «Calcutta»

Серия крейсеров типа «С» состояла из трех групп. Первая: «Caledon» (принят на службу в 1917 г, исключен в 1948 г.), «Calypso» (принят – 1917 г., погиб – 1940 г.), «Caradoc» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г.). Вторая: «Cardiff» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г), «Ceres» (принят – 1917 г., исключен – 1946 г), «Coventry» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Curacoa» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Curlew» (принят – 1917 г., погиб – 1940г.). Третья: «Carlisle» (принят – 1918 г., исключен – 1946 г), «Colombo» (принят – 1918 г., исключен – 1948 г), «Calcutta» (принят – 1918 г., погиб – 1941г.), «Cairo» (принят – 1918 г., погиб – 1942 г.), «Capetown» (принят – 1922 г., исключен – 1946 г). В 1935-1943 гг. часть крейсеров была преобразована в корабли ПВО. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,1 – 5,2 тыс. т, полное – 4,2 – 5,4 тыс. т; длина – 130 — 137 м, ширина – 15,2 м; осадка – 4,5 – 4,7 м; скорость – 29,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 0,9 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5,9 тыс. миль; экипаж – 400 — 440 человек. Бронирование: борт – 32 — 76 мм, щиты орудий – 25 мм, палуба – 25 мм. Вооружение: 5×1 — 152-мм орудий или 4х2 или 10×1 — 102-мм орудий, 2x 1 — 76-мм орудия, 2-8×1— 40-мм зенитных автоматов или 6х2 — 20-мм зенитных автомата., 2×4 — 12,7-мм пулемета; 4×2 — 533-мм торпедных аппарата.

Легкий крейсер «Danae»
Легкий крейсер «Dragon»

Легкий крейсер «Delhi»

Серия легких крейсеров типа «D» состояла из 8 единиц («Danae», «Dauntless», «Dragon», «Delhi», «Dunedin», «Durban», «Diomede», «Despatch») принятых в эксплуатацию в 1919-1922 гг. В период службы на кораблях усовершенствовалось зенитное вооружение, в 1944 г. были сняты торпедные аппараты. Крейсер «Dunedin» погиб в 1941 г, «Durban» и «Dragon» были затоплены в 1941 и 1944 г., «Dauntless», «Diomede» и «Despatch» — списаны в 1946 г. Корабли «Danae» и «Delhi» были списаны в 1948 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 4,6 тыс. т, полное – 6 тыс. т; длина – 136 м, ширина – 14 м; осадка – 4,9 м; скорость – 29 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 40 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс.т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 450 — 470 человек. Бронирование: борт – 25 — 76 мм; щиты орудий – 25 мм; палуба – 25 мм; рубка – 75 мм. Вооружение: 6х1 — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 2х1 – 40-мм зенитных автомата.

Легкий крейсер «Emerald»

Легкий крейсер «Enterprise»

Серия крейсеров типа «Е» состояла из 2 единиц («Emerald», «Enterprise») принятых на службу в 1926 г. Крейсеры были сняты со службы в 1948 и 1946 г. соответственно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное — 7,6 тыс. т, полное – 9,4 тыс. т; длина – 163 м; ширина – 16,6 м; осадка – 5,6 м; скорость – 33 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 8 паровых котлов; мощность – 80 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 тыс.т. нефти; дальность плавания – 8 тыс. миль; экипаж – 570 человек. Бронирование: борт – 37 — 76 мм, щиты орудий – 25 мм; палуба – 25 мм. Вооружение: 7х1 («Emerald») или 1х2 и 5х1 («Enterprise») — 152-мм орудий; 3х1 — 102-мм орудия; 2х1 – 40-мм зенитных автомата, 4х4 – 12,7 пулемета (на «Emerald»), 4х4 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Легкий крейсер «Leander»

Легкий крейсер «Achilles»

Легкий крейсер «Neptune»

Легкий крейсер «Orion»

Легкий крейсер «Ajax»

Серия легких крейсеров типа «Leander» состояла из 5 единиц («Leander», «Achilles», «Neptune», «Orion», «Ajax») принятых в эксплуатацию в 1933 – 1935 гг. В период службы на кораблях усовершенствовалось вооружение. Крейсер «Neptune» погиб в 1941 г., «Achilles» передан Индии в 1948 г, остальные корабли были списаны в 1949 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 6,9 — 7,2 тыс. т, полное – 8,9 — 9,2 тыс. т; длина – 169 м, ширина – 17 м; осадка – 5,8 м; скорость – 32,5 узл.; энергетические установки — 4 паротурбинных установки и 6 паровых котлов; мощность – 72 тыс. л.с.; запас топлива – 1,7 – 1,8 тыс.т. нефти; дальность плавания – 10,3 тыс. миль; экипаж – 570 человек. Бронирование: борт – 102 мм, траверсы – 37 мм, башни и барбеты – 25 мм, палуба – 32 мм, погреба – 89 мм. Вооружение: 4х2 — 152-мм орудия; 4х2 — 102-мм орудия; 3х4 – 12,7 пулемета, 2х4 – 533-мм торпедных аппарата, катапульта и гидросамолет.

Поделиться в:

Страницы: 1

Боевые корабли. Крейсера. Лукавые британские джентльмены

Да, ох уж эти британские джентльмены! Как, негодяи, меняли правила игры, когда игру проигрывать начинали! Но как у них это здорово получалось!

Наша сегодняшняя история – история наплевательства на все эти договоры, вашингтонский и лондонский вместе взятые, которая, однако, породила весьма и весьма хорошие корабли.


Речь пойдет о крейсерах типа «Southampton». Легких крейсеров этого типа было построено пять, и они отпахали войну, что называется, «от звонка до звонка». И войну закончили четыре из пяти. А после войны служили по полной программе, и последний, самый знаменитый, пожалуй, «Шеффилд», был разобран на металл в 1968 году. Однако – карьера удалась…

Итак, «Саутгемптоны» — это первая серия кораблей класса «Town», которую бросились проектировать, узнав о том, что коварные японцы построили «Могами».


15 стволов по 155-мм – и британцы поняли, что если придется (а пришлось в итоге!) столкнуться где-то в районе колоний, то британские легкие крейсера типа «Линдер» с их 8 орудиями по 152-мм просто не будут иметь шансов. Про «Аретьюзы» с их шестью 152-мм орудиями даже вспоминать не хочется.

В общем, срочно нужен был защитник. Потому что разведка донесла, что японцы собираются строить десяток кораблей типа «Могами», соответственно, британцам нужно было иметь два десятка (а то и больше) тех же «Линдеров», чтобы хоть как-то да противостоять.

Столько крейсеров Британия не могла себе позволить, несмотря на то, что колонии в том регионе, где капала слюной Япония у них имелись в большом количестве и защищать их все равно пришлось бы.

В общем, как бы не хотелось лордам Адмиралтейства строить дешевые «Аретьюзы», но увы, пришлось напрячь и бюджет, и конструкторов. Потому что 35 узлов, на которых мог идти «Могами» и его 15 стволов 155-мм – это было очень неприятно понимать. Лорды понимали, адмиралы выли и требовали денег на корабли. Планы пересматривались на ходу. Когда было нужно, британцы забывали о консервативности и начинали рвать и метать.

Собственно, так империи и строились. А в империях строились крейсера и линкоры для защиты интересов империй.


И в Великобритании 1933 года бросились разрабатывать крейсер с 12 орудиями 152-мм. Вертикальная броня должна была держать 152-мм снаряды на всех дистанциях, горизонтальная защита погребов — до 105 кабельтовых, защита силовой установки — до 80 кабельтовых.

А еще считалось, что хороший крейсер обязан тащить на себе эскадрилью (ладно, половину) гидросамолетов. От 3 до 5 штук.

Дальность плавания должна была быть не меньше, чем у «Линдера», иначе вообще смысла не было огород городить, а вот скорость разрешили сделать поменьше – 30 узлов.

Вот со скоростью странно все смотрится. Если мы говорим о том, что новые крейсера должны были по идее противодействовать «Могами», то как бы для этого они должны были уметь две вещи: — догнать «Могами» при необходимости; — при иной необходимости смыться от того же «Могами». Как это сделать, имея разницу в 5 узлов – мягко говоря, не понятно.

Тем не менее, работы начались. Чтобы не тратить времени на разработку «с нуля», было принято решение взять за основу крейсер «Амфион». Это улучшенный вариант «Линдера», который можно было без особых усилий расширить, чтобы установить трехорудийные башни вместо стандартных двухорудийных.

В итоге работы получился проект крейсера, имевшего вооружение из 4 x 3 152-мм орудий, 3 x 2 102-мм зениток, 3 x 4 12,7-мм пулеметов, 2 x 3 533-мм торпедных аппаратов и от 3 до 5 самолетов.

Бронирование состояло из 127-мм пояса, 31-мм палубой над энергетической установкой и 51-мм над погребами боезапаса. Стандартное водоизмещение варьировалось от 7 800 до 8 835 тонн, скорость — от 30 до 32 узлов.

Всего было подано четыре проекта, которые не сильно различались между собой. За исключением количества дислоцируемых самолетов на корабле и орудий вспомогательного калибра, все четыре дизайна отвечали поставленным Адмиралтейством требованиям. За основу был принят самый тяжелый вариант.

В итоге в Адмиралтействе пришли к выводу, что 32 узла – это самый минимальный минимум, которым должен обладать крейсер. А лучше еще больше.


Кроме того, сразу же, как только был утвержден проект, начались переделки. Сперва количество самолетов уменьшили до трех. Поворотную катапульту заменили на неподвижную, которая располагалась поперек палубы. Решили, что будет проще довернуть крейсер, зато сэкономить вес.

Зенитное вооружение было решено усилить двумя счетверенными 40-мм установками «пом-пом», еще одной спаренной установкой 102-мм орудий и вторым зенитным директором для управления.

Водоизмещение ожидаемо выросло до 9 110 тонн. Уже не совсем легкий крейсер, но и не тяжелый, которые начинались от 10 000 тонн. Но все было впереди…

В 1934 году началось строительство первых двух кораблей, которым дали названия «Минотавр» и «Полифем». Однако через некоторое время в Адмиралтействе приняли решение дать всей серии имена в честь британских городов, и эти корабли переименовали в «Саутгемптон» и «Ньюкасл». Следующие три крейсера были названы «Шеффилд», «Глазго» и «Бирмингем».

При строительстве кораблей были внесены легкие изменения в конструкции типа увеличения топливных цистерн, установки третьего зенитного директора. Однако, в строй корабли вошли даже с небольшой недогрузкой по водоизмещению.

Реальное водоизмещение «Саутгемптона» было 9090 т, «Ньюкасл» — 9083 т, «Шеффилд» — 9070 т, «Глазго» — 9020 т, «Бирмингем» — 9394 т.


Это дало весьма неплохую возможность для маневра с вооружением и оснащением кораблей.

В первую очередь это коснулось бронирования. По сравнению с «Амфионом» оно было увеличено. Увеличили длину бронепояса и его толщину. Теперь бронепояс прикрывал не только энергетическую установку и артиллерийские погреба, но и погреба боезапаса зенитной артиллерии. Был защищен и центральный пост.

Пояс из 114-мм цементированной брони опускался ниже ватерлинии на 0,91 м, а по высоте доходил до главной палубы. Замыкали пояс 63-мм траверзы, а сверху накладывалась 32-мм бронепалуба, которая шла от погребов башни А до румпельного отделения.

Артиллерийские погреба имели вид короба со стенкой толщиной 114-мм стенками. Башни и барбеты были слабым местом, так как толщина их брони составляла всего 25 мм. В остальном же можно было считать крейсера вполне защищенными кораблями. Общий вес брони составил 1431 т или 15,7% от стандартного водоизмещения.

Силовая установка состояла из стандартных котлов и ТЗА Адмиралтейского типа, общей мощностью 78 600 л.с. На испытаниях «Саутгемптон» развил скорость 33 узла, а при полной загрузке в 10 600 тонн 31,8 узла.

Объем топливных цистерн позволял брать 2 060 тонн нефти и пройти на этом количестве 7 700 миль при скорости в 13 узлов.

Экипаж состоял из 748 человек, на флагманском корабле численность составляла 796 человек.

Вооружение.

«Саутгемптон» стал первым британским крейсером, на котором установили новые трехорудийные башенные установки Mk.XXII, пусть и со старыми 152-мм/50 орудиями Mk.XXIII. Они имели высокую степень автоматизации, что обеспечивало в теории весьма приличную скорострельность в 12 выстрелов в минуту. По факту, боевая скорострельность составляла не более 6 выстрелов в минуту.


Максимальный угол возвышения стволов равнялся 45 градусам, что обеспечивало дальность стрельбы в 23,2 км. Начальная скорость снаряда 841 м/с, бронепробиваемость на расстоянии 11 км – 76 мм брони, на расстоянии 20 км – 51 мм.

Заметной особенностью всех британских трехорудийных башен в том числе и на последующих моделях крейсеров, стало смещение среднего ствола на 76 см назад. Это было сделано для того, чтобы исключить взаимное влияние дульных газов при залпе и предотвратить рассеивание снарядов при выстреле.

Вспомогательная артиллерия

Зенитная артиллерия дальнего действия была совершенно такой же, как на крейсерах предыдущих серий, то есть, восемь 102-мм орудий Mk.XVI в четырех спаренных установках Mk.XIX.


Боевая скорострельность этих орудий 15-20 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда 811 м/с, дальность стрельбы при угле возвышения 45 градусов — 18,15 км, при угле возвышения 80 градусов — 11,89 км.

Зенитная артиллерия ближнего боя в виде двух счетверенных автоматов Vicker Mk VII калибром 40-мм, установленных на крышах самолетных ангаров на легких крейсерах появилась впервые.

40-мм орудия QF 2 pdr Mk VIII стреляли на дальность от 347 до 4,57 км в зависимости от вида боеприпаса.


Начальная скорость полета снаряда колебалась от 585 до 700 м/с, углы вертикальной наводки от -10 до +80 градусов.

12,7-мм пулеметы Виккерс в счетверенных установках


Минно-торпедное вооружение

Два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата располагались на верхней палубе между 102-мм установками.

Авиационное вооружение

Крейсера оснащались поперечными палубными катапультами типа D-IH и могли принимать до трех гидросамолетов Supermarine Walrus (два в ангары, один на катапульту), но чаще всего в море брали только два.


Естественно, как только корабли вошли в строй, начались программы модернизаций крейсеров.

«Саутгемптон» в мае 1940 года получил радар типа 279.

«Ньюкасл». Получилось интересно. Сперва на крейсер в мае 1940 года смонтировали две 20-ствольных пусковые установки неуправляемых ракет UP. В мае 1941 корабль получил РЛС типа 286. В ноябре 1941-го с крейсера убрали ракетные установки, счетверенные 12,7-мм пулеметы, радар типа 286. Взамен установили 5 одноствольных 20-мм автоматов Oerlikon и две РЛС, тип 273 и тип 291.


В конце 1942 года с крейсера была снята катапульта, ангары и самолеты, снято авиационное и РЛС типа 291. Взамен установлено 10 одноствольных автоматов 20-мм Oerlikon и РЛС типов 281, 282, 284 и 285. В сентябре 1943 года 6 автоматов 20-мм были заменены на 4 спаренных установки 20-мм автоматов того же Oerlikon.

«Шеффилд» уже в августе 1938 года был оснащен экспериментальным образцом РЛС типа 79Y. Умение использовать РЛС весьма пригодилось экипажу в последовавшей войне.

В сентябре 1941 года вместо 12,7-мм пулеметов установили 6 одноствольных 20-мм автоматов Oerlikon и РЛС типов 284 и 285. В середине 1942 года радар типа 279 заменен целым набором РЛС: типы 281, 282, 283 и 273. Весной 1943 года установили еще 8 одноствольных автоматов 20-мм.

В январе 1944 года с «Шеффилда» демонтировали все авиационное оборудование и вместо него установили еще 8 автоматов Oerlikon. В течении капитального ремонта в 1944-45 годах с крейсера убрали одну артиллерийскую башню и на ее место установили 4 счетверенных установки 40-мм от Bofors, а 15 одноствольных 20-мм «Эрликонов» были заменены на 10 спаренных установок той же фирмы. РЛС типа 273 заменили на более новую тип 277.


«Бофорс»
«Глазго» в июле 1940 года получил радар типа 286 и две 20-ствольных установки НУР UP. Летом 1941 года ракетные установки были сняты. Летом 1942 года убрали 12,7-мм пулеметы и РЛС типа 286, вместо них установили 9 одноствольных 20-мм автоматов «Эрликон» и РЛС типов 281, 282, 284, 285 и 273. В декабре того же года 5 одноствольных 20-мм автоматов были заменены на 8 спаренных установок.
В октябре 1943 года добавлено еще 2 одноствольных 20-мм автомата, к концу 1944 – еще четыре. В ходе капитального ремонта в 1944-45 годов демонтировали башню ГК, авиационное оборудование, 2 спаренных и 4 одноствольных 20-мм автомата, РЛС типов 281, 284, 273. Вместо этого оборудования установили 2 счетверенных и 4 одноствольных 40-мм автоматов «Бофорс» и РЛС типов 281b, 294, 274.

«Бирмингем» в июне 1940 года получил одну 20-ствольную ракетную установку UP, которая была демонтирована в июле 1941-го. В марте 1942 года вместо 12,7-мм пулеметов установлено 7 одноствольных 20-мм «Эрликонов» и радары типов 291 и 284. Летом 1943 года демонтировано авиационное оборудование, 5 одноствольных автоматов заменены на 8 спаренных установок 20-мм, а РЛС типа 291 заменили радарами типов 281b и 273.

В конце 1944 года снята башня, установлено 4 счетверенных 40-мм установки «Bofors», 2 спаренных и 7 одноствольных автоматов 20-мм.

Логично, что полное водоизмещение крейсеров к концу войны возросло до 12 190 — 12 330 т. Для сравнения, тяжелый крейсер типа «Хокинс» имел водоизмещение 12 100 тонн. Да, разница между старым тяжелым крейсером и новым легким была не очень существенна, несмотря на все ограничения.

Боевое применение

«Саутгемптон»

В начале войны принимал участие в поисковых операциях в Атлантике, вместе с эсминцами «Джервис» и «Джерси» потопил немецкий пароход «Мелькенбур».

Участвовал в Норвежской операции, прикрывал действия эсминцев, получил попадание 500-кг бомбы, которая не причинила вреда и попал под атаку немецкой подводной лодки, но торпеды из-за дефекта не взорвались.

Был переведен в Средиземное море, где прикрывал конвои в Африку и на Мальту. Участвовал в бою у Спартивенто. На короткое время был переведен в состав антирейдерских сил в Индийском океане. Потом снова вернулся в Средиземное море.

11 января 1941 года «Саутгемптон» в составе конвоя ME6. В 220 милях к востоку от побережья Сицилии, конвой подвергся нападению 12 Ju.87. Шесть самолётов атаковали «Саутгемптон», добившись в него двух попаданий 500-кг бомб. «Саутгемптон» получил тяжёлые повреждения, на нём бушевали пожары, которые сразу же вышли из-под контроля. Было принято решение оставить корабль и затопить, что было сделано крейсером «Орион».

«Ньюкасл»


В начале войны выполнял задания в Атлантике и Северном море. Искал немецкие блокадопрорыватели и рейдеры.

В ноябре 1940 года был переведен в Средиземное море, принимал участие в бою у Спартивенто.

В декабре оперировал в Южной Атлантике, искал немецкие блокадопрорыватели и рейдеры. В 1942 году проводил конвои в Индийском океане.

В июне 1942 года, находясь в Средиземном море, получил серьезные повреждения торпедой с немецкого торпедного катера. После ремонта, в 1943 году, был переведен в Индийский океан, где действовал против Японии вплоть до конца войны.

«Шеффилд»


Наверное, самый активный из британских легких крейсеров. 12 звезд за удачные боевые операции – это показатель того, что и крейсер был хорош, и экипаж ему под стать.

Весь 1939 год крейсер оперировал в Северном море и Атлантике, искал немецкие рейдеры и транспорты.

Принимал участие в десантных операциях в Норвегии, прикрывал высадки и эвакуировал войска.

Был переведен в Средиземное море, где в составе «Соединения Н» прикрывал мальтийские конвои. Принял участие в бою у Спартивенто. Перехватывал вишистские конвои, охотился за «Адмиралом Хиппером», который гонял британские конвои в Атлантике.

Участвовал в поиске и бою с линкором «Бисмарк». После боя патрулируя свой сектор, обнаружил и потопил немецкий танкер-снабженец подводных лодок «Fredriche Breme».


До ноября 1941 года крейсер оперировал в Северной Атлантике, после чего получил назначение в состав сил прикрытия североатлантических конвоев. До января 1943 года принял участие в проводке 11 конвоев.

Участник «Новогоднего боя» в Баренцевом море. Именно артиллеристы «Шеффидла» и «Ямайки» потопили эсминец «Фридрих Экхольдт» и накидали по полной программе «Адмиралу Хипперу».

В 1943 году был на короткое время переведен в Средиземное море, где прикрывал высадки американских войск на Сицилии и в самой Италии.

Далее был снова переведен на Север и принял участие в проводке конвоев и бою у Нордкапа. Получил залп от «Шарнхорста», который повредил двигатели. Но в итоге «Шарнхорст» был потоплен.


Затем выполнял различные задачи у побережья Норвегии.

Мало кораблей в британском флоте могут похвастаться участием в таких операциях, в каких участвовал крейсер «Шеффилд». А проводка 13 конвоев – это очень весомая помощь.

«Глазго»


Не столь богат на награды, как предшественник, но 4 звезды за успешные операции – это тоже неплохо.

В начале войны, до конца 1939 года патрулировал в Северном море.

В 1940 году принял участие в Норвежской операции. Прикрывал высадку войск, эвакуировал, вывез часть золотого запаса Норвегии в Великобританию, эвакуировал королевскую семью Норвегии.

В 1941 году был переведен в Средиземное море. Прикрывал британские авианосцы при осуществлении налета на Таранто. 3 декабря получил две торпеды от итальянских самолетов и встал на ремонт.

После ремонта был переведен в Индийский океан, где проводил конвои и охотился за немецкими рейдерами. Нашел «Адмирала Шеера», который пиратствовал, но не смог поддерживать контакт из-за нехватки топлива.


Был переведен обратно в метрополию. Принял участие в бою в Бискайском заливе 28 декабря 1943 года. Два крейсера, «Глазго» и «Энтерпрайз», сошлись в бою с 5 немецкими эсминцами и 6 миноносцами. В итоге 1 эсминец и 2 миноносца были потоплены.

Принимал участие в высадке войск союзников в Нормандии. Получил повреждения в бою с немецкими береговыми батареями, после ремонта до конца войны оперировал в Индийском океане.

«Бирмингем»


Начало войны встретил в Сингапуре и до 1940 года выполнял задания в Индийском океане.

В 1940 году был переведен для участие в Норвежской операции.

В 1941 году участвовал в операциях в Средиземном море. Был снова переведен в Индийский океан, где до середины 1943 года выполнял различные задания.


27 ноября 1943 крейсер прибыл в Восточное Средиземноморье, а 28 ноября у берегов Киренаики, получил торпеду с немецкой подводной лодки U-407. В результате попадания погибло 29 человек, у крейсера были затоплены носовые погреба, корабль получил дифферент в 8 градусов, а его скорость упала до 20 узлов. Ремонт продолжался до апреля 1944 года.

В 1944 году участвовал в операциях возле Норвегии, после чего был снова переведен в Индийский океан, где встретил конец войны.

Активная и плодотворная служба крейсеров типа «Саутгемптон» в качестве рабочих лошадок британского флота показывает, что на деле это получились весьма сбалансированные, крепкие и живучие корабли. С весьма приличным потенциалом для дальнейшего развития.

Да, легкими эти крейсера были исключительно по вооружению, что совершенно не мешало им выходить на противников, превосходящих их по всем статьям. Лучший тому пример – бой в Бискайском заливе, где против 17 орудий 152-мм и 22 торпедных аппаратов британских крейсеров было 20 орудий 150-мм и 24 орудия 105-мм плюс 64 торпедных аппарата немецких кораблей. Да, эсминцы и миноносцы не держали снаряды 152-мм орудий британцев, но шансы были у обеих сторон.

Огромные расстояния, которые могли преодолевать корабли, позволяли перебрасывать их из одного океане в другой ради выполнения задач.

В общем – это оказались очень хорошие крейсера.

Крейсер

После Вашингтонского договора от 1922 года всем великим державам запрещалось иметь крейсера водоизмещением более 10000 тонн и вооружением более 203-мм. А так как немцам оставили самые дряхлые кайзеровские корабли те уже в середине 20-х годов имели право их заменить и начали создавать им замену. В итоге же творения сумрачного тевтонского гения вызвали панику в морских штабах Антанты ещё даже не выйдя с кульманов — при официальных 10000 тонн водоизмещения в них впихнули две трёхорудийные башни 280-мм орудий (при том, что максимумом у других стран, напомним, были 203-мм), обшили их 60 мм бронёй по всему борту между башнями («вашингтонские» крейсера 20-х годов нередко либо вовсе не имели бортовую броню, либо пояс был до смешного невысок), поставили на них дизельные двигатели — в итоге на одной заправке они могли проплыть от Санкт-Петербурга до Владивостока даже через мыс Доброй Надежды). По скорости (27-28 узлов) они могли уйти от любого тогдашнего линкора (не более 25 узлов). В итоге достойно им ответить в конце 20-х могли только три британских («Худ», «Рипалс» и «Ринаун») и три японских («Конго», «Кирисима» и «Харуна») линейных крейсера — остальные либо не могли догнать, либо не могли победить. Ещё раз подчеркнём — официально карманные линкоры числись среди и проходили по лимиту для броненосцев. Французскую прессу накрыла паника, скандалы и причитания, что в случае чего троица «Дойчландов» разорвёт на части все морские французские коммуникации и Морской штаб начал пороть дикую горячку в своей кораблестроительной программе — срочно построили пару слабых недолинкоров типа «Дюнкерк» специально для охоты на «Дойчланды» (хотели и вовсе три, убив на эту дурь почти треть разрешенного её тоннажа линкоров!). Английские адмиралы тоже старательно раздували скандальчики в прессе чтобы увеличить финансирование флота, заламывали руки в выступлениях перед парламентом о том, что им против «Дойчландов» нужно слать как минимум линейный крейсер и именно они придумали кличку «карманный линкор»! Но сверхлимитные денежки потратили на строительство вполне классических крейсеров-«защитников торговли» с 6″ и 8″ орудиями. Как показала история они были полностью правы — в декабре 1939 года три английских крейсера (всего 6-203 мм, 16-152 мм) смогли навязать бой «Графу Шпее» и нанести ему достаточные повреждения, чтобы его командир совершил ошибку встав в порт для ремонта. А затем англичане пустили слух, что к ним на помощь подошли линейный крейсер (как раз тот противник от которого немец не мог убежать и с которым не мог сражаться) и авианосец, после чего командир «Графа», не проверивший информацию, отправил паническую телеграмму в Берлин, откуда пришёл не менее панический ответ затопить корабль. И справедливости ради стоит отметить, что англичане победили «по очкам» — «Граф» в бою почти не потерпел урона и вполне мог уйти от погони, в то время как один из «англичан» (причём самый сильный) вышел из строя полностью и лишь чудом добрался до Фолклендов.

Глава 76 Возрождение броненосного крейсера, 1899-1904 гг.

Самые первые британские броненосные крейсера, такие как «Шаннон» и «Нельсон» относились к «линкорам 2-го класса», у которых ни артиллерия, ни бронирование не были настолько тяжёлыми, что позволяли включать их в состав боевой линии, в то время как недостаток скорости (на это довольно долго закрывали глаза) не позволял использовать их непосредственно в качестве крейсеров. Впоследствии эти корабли отправили служить далеко заграницу, где их недостатки не имели большого значения. «Имперьюз» и «Уорспайт» (1886) оказались того же поля ягодами, но уже с этого момента – не считая «поясных крейсеров» серии «Австралия» (1889), ставших настоящими крейсерами, хотя и с поясом по ватерлинии сомнительной ценности – появилось очень чёткое различие между кораблями для линии баталии, несущими тяжёлые орудия и толстую броню, и крейсерами, основными качествами которых была высокая скорость и среднекалиберная артиллерия. «Эра Уайта» характеризовалась хорошо вооружёнными крейсерами 1-го, 2-го и 3-го классов, разработанными для несения разведывательной службы и защиты торговли. Их защита плавучести и остойчивости возлагалась на подводные броневые палубы, значительные по ширине угольные ямы и подразделение корпуса на мелкие отсеки.

Однако с созданием во Франции экстравагантного «Дюпюи де Лома» (1891) в конструкцию крейсера был привнесён совершенно новый аспект. Воспроизведённый в несколько модифицированном виде в «Брюи» (1894) и его производных, череда которых впоследствии закончилась постройкой вызывающего, но неудачного крейсера «Жанна д’Арк» (1899), этот тип крейсера хорошо подходил для действий на морских торговых путях для проведения самостоятельных операций, которые, по мнению французской «молодой школы», были способны поставить Англию на колени. Морская война [согласно этой доктрине] выигрывалась не решительным сражением главных сил противоборствующих флотов, а уничтожением торгового судоходства противника, пресечением его продовольственного снабжения и параличом всего ввоза-вывоза. Основной удар по торговому флоту оттеснял линкоры на второй план, а массы быстроходных и хорошо вооружённых крейсеров являлись на замену дорогих и уязвимых линкоров, запертых в своих базах тучами маленьких миноносцев.

Однако преемники адмирала Оба не разделяли его теории как руководства к действию, а продолжили строительство линкоров, вместе с тем отдавая явное предпочтение броненосным крейсерам, которые также стали появляться во всё возрастающих количествах и в других флотах. До 1898 г. британское Адмиралтейство ограничивалось только созданием бронепалубных крейсеров. Однако затем, когда технологии Круппа сделали возможным добавление и бортовой брони, достаточно прочной, чтобы выдержать попадание 6″ стального снаряда, при сохранении прежних размерений и водоизмещения, в Британии также обратились к типу броненосного крейсера. Так, серия «Кресси» (1899-1901) являлась по сути «диадемами» с 9,2″ пушками в носу и корме вместо прежних 6-дюймовок; за ними последовали крейсера 1-го класса серии «Дрейк» (1902) и 2-го серии «Кент» (1903) и «Девоншир» (1905) – все эти корабли были спроектированы для противостояния специфическим французским броненосным крейсерам в войне на торговых путях.(13*)

На конец «эры Уайта» пришлись перемены во взгляде на использование броненосных крейсеров. Помимо выполнения прямых крейсерских обязанностей их, при более тяжёлом вооружении и защите, предполагалось задействовать как быстроходное крыло в составе линейного флота, ориентированное против германских «облегчённых линкоров» классов «Кайзер», «Виттельсбах» и «Брауншвейг». В эту пору традиционное британское противостояние с Францией и Россией быстро сменялось потеплением отношений перед лицом новой угрозы, исходившей от быстро растущего германского флота и, хотя новые броненосные крейсера могли с успехом использоваться в качестве защитников торговли, было очевидно, что в составе эскадры они обладали настолько значительной боевой ценностью, что никакой командующий не отказался бы от такой прибавки к своим линкорам.

Ситуация, в которой Уайт заканчивал своё долгое пребывание на посту главного строителя, была затянута тучами. Растущая враждебная критика его проектов, как во флоте, так и в других кругах, совершенно игнорировала тот факт, что главный строитель не был свободен в выборе принципиальных акцентов своих разработок, но был стиснут множеством специфических ограничений по тоннажу и обязан выполнять все требования Совета в части вооружения, защиты, скорости хода, запаса топлива, остойчивости, припасов и размещения экипажа – и всё это в сочетании с непременными требованиями надлежащей конструктивной прочности и мореходных качеств, соответствующих стандартам Адмиралтейства. В 1895 г. «Маджестик» являлся лучшим изо всех плававших тогда кораблей, а уже в 1902 г. «Куин» не вызывал энтузиазма в сравнении с табличными характеристиками своих зарубежных компаньонов; «диадемы» и «кенты» ничего не могли добавить к репутации Уайта, которой к тому же было суждено перенести сильный удар в связи с катастрофой королевской яхгы «Виктория энд Альберт». Отрыв от длинной вереницы линкоров, созданных по схеме «4 12» и 12 6″ пушек», последовавшей в серии «Кинг Эдуард VII», был воспринят с удовлетворением, однако и в этом случае рассчитывали на большее.

Новый главный строитель, Филип Уотте, переведённый из Элзвика, был сторонником большого количества вооружения, так что от создателя «Эсмеральды» и «О’Хиггинса» ожидали многого. Его знали как приверженца 9,2″ орудия, которое действительно было превосходным образцом морской артиллерии, отличавшимся высокой скорострельностью и большой силой его 170-кг снаряда, способного пробивать большинство броневых преград на тогдашних боевых дистанциях. Само собой, крейсер с батареей подобных орудий и скоростью хода 23 уз (или около того) не мог рассчитывать на защиту уровня линкора, но полагали, что бронирование против огня 6м орудий вполне для него подойдёт, так что подобный корабль имел все шансы хорошо выглядеть на фоне своих зарубежных оппонентов в части общей площади, защищённой бронёй. Итак, в качестве «второй линии» «Эдуардов», были заказаны два крейсера совершенно нового типа, которые, в соответствии со сложившейся практикой, имели такое же расположение вооружения, как и их линкоры.

Строитель Заложен Спущен на воду Введён в строй Стоимость, ф. ст.*

«Блэк Принс» «Тэмз Айрон Уоркс» июнь 1903 ноябрь 1904 январь 1906 1 201 687

«Дюк оф Эдинбург» Пембрук февраль 1903 14 июня 1904 март 1906 1 193 414

* включая орудия

Размерения,

м 146,3 (154,1 полная) х 22,4 х 7,22/8,23 (12590 т)

Водоизмещение,

т В нормальном грузу – 13550, в полном грузу – 13965

Вооружение

6 9,2745 10 6750 20 47-мм (3-фунтовых) 3 457-мм подводных торпедных аппарата

Броня,

мм Пояс 152 (в середине) – 102 (в носу) – 76 (в корме), батарея 152, барбеты 152-76, башни 191-140-114, палубы: верхняя 25, средняя 25-18, нижняя 38-18, боевая рубка 254. (вес брони 3075 т)

Механизмы

Машины и котлы изготовлены: «Дюк оф Эдинбург» – «Хоуторн Лесли», «Блэк Принс» – «Тэмз Айрон Уоркс» два комплекта 4-цилиндровых тройного расширения, мощность 23000 л.с., скорость хода 22;84 уз («Дюк оф Эдинбург»), при форсированном дутье – 23,65 уз («Блэк Принс»), 20 котлов Бабкок/Уилкокс

Запас топлива,

т 1000/2150 уголь, 600 нефть

Дальность,

миль 3250 21-узловым ходом, 8130 10-узловым ходом

Экипаж,

чел. 789

Конструктор

Э.Н.Муни

В качестве крейсерской версии «Кинга Эдуарда VII» эти корабли производили хорошее впечатление на бумаге, но имели много конструктивных пробелов: 6″ батарея располагалась слишком низко, чтобы иметь возможность вести огонь при любой погоде, за исключением сомой спокойной. Так, в «сражении крейсеров» во время манёвров 29 июня 1906 г. «Блэк Принс» в шторм, черпая воду носом и кормой, был легко «выведен из строя» «Левиафаном». Оглядываясь на это время, кажется непонятным, как сложившаяся традиция [т. е. расположение 6" орудий под верхней палубой. – Ред.] смогла оказать такое значительное влияние на ведомство инспектора, что самая неприглядная особенность проектов Уайта попала и в проект нового крейсера, несмотря на все её давно известные пороки. Когда «Дрейк» и «Гуд Хоп» – «могучие крейсера» Гошена, от которых ожидали многого – вышли на свои первые испытания, их неспособность использовать свои низко расположенные 6″ пушки стала причиной многих едких комментариев. Журнал «Инженер» прямо объявил их неудачными на основании этого. Тем не менее, более длинные орудия на «Дюк оф Эдинбург» были установлены на точно такой же высоте и оказались даже ещё более неработоспособными.
Вооружение
9 2″ орудия в установках на центральном штыре оснащались и гидравлическим, и ручным приводом; сектора горизонтального наведения концевых орудий имели угол 285°. Бортовые установки могли вести продольный огонь, но по причине слишком чувствительного действия дульных газов при стрельбе в мирное время их не наводили в пределах 30-градусных секторов по носу и корме. Темп ведения огня составлял порядка четырёх выстрелов в минуту. 6″ орудия оборудовались электрической подачей боезапаса и имели сектора горизонтального обстрела 120°; для ведения огня кормовыми орудиями по корме в бортах были устроены срезы.

Противоминная артиллерия из допотопных 47-мм пушек была заведомо бессильна против тогдашних миноносцев в 300-400 т. Располагалась она двумя группами на надстройках и на крышах башен – это нововведение обеспечивало орудиям широкие сектора обстрела и возносило на высоту, недоступную для брызг.

В марте 1916 г. оба корабли встали на прикол для производства существенных переделок. Все орудийные порты на средней палубе были заделаны, шесть 6″ орудий перенесли на верхнюю палубу, а в мае 1917 г. на полубаке «Дюк оф Эдинбург» добавили ещё две 6″ пушки. К большому сожалению, все чертежи и фотографик, отражающие эти переделки, погибли во время Второй мировой войны, но сохранившийся чертёж рангоута свидетельствует о наличии трёхногой фок-мачты, а также амбразур в надстройке, под которой эти 6″ пушки располагались (как на линкорах серии «Айрон Дюк»),
Бронирование
Борт по ватерлинии в середине корпуса и батарея бронировались плитами в 152 мм; верхняя кромка этой брони возвышалась над ватерлинией на 4,42 м, нижняя опускалась 1,47 м ниже неё. Торцы цитадели перекрывались перпендикулярными к диаметральной плоскости траверзами также в 6″. Орудия в батарее разделялись короткими 51-мм переборками. Толщина пояса по ватерлинии в носу уменьшалась до 102 мм, в корме до 76 мм. Верхняя броневая палуба имела в пределах цитадели толщину 18 мм, в оконечностях 25 мм; нижняя – 18 мм, за исключением участка над рулевым приводом, где её толщина увеличивалась до 38 мм. Защита башен была 191-114 мм, барбетов – 152-76 мм. Конструкция шахт подачи боезапаса перешла из проекта «Кресси»: в целом они повторяли подобное же французское устройство.
Общее
Во исполнение установки о всемерном ограничении высоты дымовых труб на обоих кораблях они не превышали уровня крыши штурманской рубки; лишь несколько лет спустя трубы нарастили на 1,8 м, дабы избежать при попутном ветре задымления мостиков и рубок. «Блэк Принс» стал одним из первых крейсеров, у которых для интенсификации процесса сжигания топлива поверх слоя горящего угля производилось разбрызгивание нефти – в подобные моменты у него, как и у «Марса», а также эсминцев «Сэрли» и «Спайтфул», валили из труб огромные клубы дыма, словно корабль шёл на лучшем японском угле.

«Блэк Принс». Схема распределения броневой защиты

Следует отметить, что итоговый проект удалось уместить в водоизмещение, которое более чем на 1000 т было меньше официально утверждённого и указанного в Списке флота; подобные достижения доходили у некоторых кораблей до нескольких сот тонн, но оба «дюка» остались в этом смысле рекордсменами.

«Дюк оф Эдинбург» проходил ходовые испытания в бурную погоду и при сильном ветре, показав скорость 22,89 уз. «Блэк Принс» развил почти на узел больше – (правда, его пробеги были сделаны в спокойную погоду).
«Блэк Принс»
Вступил в строй в январе 1906 г., включён в состав 2-й крейсерской эскадры Атлантического флота. В 1908 г. переведён в 1-ю крейсерскую эскадру Флота канала. В 1909 г., во время большой реорганизации флотов, переведён в 5-ю крейсерскую эскадру Атлантического флота, в составе которой оставался до 1912 г., когда был направлен на Средиземное море. В августе 1914 г. принимал участие в бесплодных операциях против«Гебена» и «Бреслау», в декабре вернулся в метрополию, где был включён в состав 1-й эскадры крейсеров Гранд-Флита. Потоплен в ночь после Ютландского сражения, погибло 857 человек.
«Дюк оф Эдинбург»
Вступил в строй в марте 1906 г., включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. В 1908 г. переведён в 1-ю эскадру крейсеров Флота канала. В ходе реорганизации 1909 г. включён в состав 5-й крейсерской эскадры Атлантического флота, где состоял до 1913 г., после чего переведён на Средиземноморье. В августе 1914 г. принимал участие в поисках«Гебена» и «Бреслау», затем возвратился в отечественные воды и был включён в состав 1-й крейсерской эскадры Гранд-Флита. Участвовал в Ютландском сражении, потерь не понёс. После расформирования 1-й крейсерской эскадры в июне 1916 г. переведён во 2-ю эскадру, в составе которой находился до сентября 1917 г. Впоследствии был задействован в эскортировании атлантических конвоев. Исключён из списков флота в 1919 г.

«Блэк Принс». Внешний вид корабля
«Уорриор»
(4 единицы, бюджет 1903-1904 гг.) Согласно первоначальным планам эта серия должна была строиться по проекту «Блэк Принса», но когда по итогам испытаний последнего наконец-то стали понятны все неудобства расположения батареи на средней палубе, проект переработали в пользу замены 10 6″ орудий батареи четырьмя 7,5″ пушками в одиночных башнях по бортам в середине корпуса на верхней палубе. Во всех отношениях это была удачная замена. Артиллерия могла теперь вести огонь в любую погоду, а все четыре одноклассника оказались превосходными мореходными судами, удостоившись репутации лучших крейсеров из когда-либо созданных для Королевского флота.

Строитель Заложен Спущен на воду Введён в строй Стоимость, ф. ст.*

«Ахиллес» «Армстронг» [2[22]евраля 1904 17 июня 1905 [2[22 апреля]907 1 191 103

«Кохрен» «Фэйрфилд» [2[24]арта 1904 20 мая 1905 [1[18]евраля 1907 1 193 121

«Натал» «Виккерс» [6[6]нваря 1904 [3[30]ентября 1905 [5[5 марта]907 121 824

«Уорриор» Пембрук [5[5]оября 1903 [2[25]оября 1905 [1[12 декабря]907 1 186 395

* включая орудия

Размерения,

м 146,3 (154,1 полная) х 22,4 х 7,54/7,62 (13200-13350 т)

Водоизмещение,

т По Списку флота – 13550, в полном грузу – 14500

Вооружение

6 9,2745 4 7,5750 24 47-мм (3-фунговых), 1 76-мм зенитное орудие (установлено впоследствии) 3 457-мм подводных торпедных аппарата (один в корме)

Броня,

мм Пояс 152 (в середине) – 102 (в носу) – 76 (в корме), верхний пояс 152, барбеты 152-76, башни 191-140-114, палубы: верхняя 25, средняя 25-18, нижняя 51-38-18.

Механизмы

Машины и котлы изготовлены: «Ахиллес» – «Хоуторн Лесли» «Кохрен» – «Фэйрфидд» «Натал» – «Виккерс» «Уорриор» – «Уоллсэнд» два комплекта 4-цилиндровых тройного расширения, мощность 23000 л.с., скорость хода 23 уз 19 широкотрубных котлов Ярроу + 6 цилиндрических

Запас топлива,

т 1000/2050 уголь, 600 нефть

Дальность,

миль 3140 21-узловым ходом, 7960 10-узловым ходом

Экипаж,

чел. 712

Конструктор

Э.Н.Муни

(Данные в скобках [], отсутствующие у О.Паркса, приводятся по справочнику: Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860-1905. London: Conway Maritime Press, 1979. p. 72)

«Уорриор». Схема распределения броневой защиты

Все орудия оснащались и гидравлическими, и ручными приводами. Сектора обстрела составляли: концевых 9,2″ орудий – 285°, бортовых 9,2″ орудий – 120°, 7,5″ орудий – около 110°.

Верхняя броня борта в 152 мм, являвшаяся в прежнем проекте защитой батареи 6″ орудий, была сохранена, приняв на себя функцию защиты бортовых башен. В остальном же распределение бронирования осталось прежним.

Машинная установка повторяла «дюков», вес её составлял 2250 т. Корабли сжигали около 23,5 т угля в час на полном ходу и 15 т при ходе 21 уз. Результаты испытаний на полную мощность были следующими:

«Ахиллес» 23977 л.с. 23,50 уз

«Кохрен» 23654 л.с. 23,29 уз

«Натал» 23590 л.с. 23,30 уз

«Уорриор» 23705 л.с. 22,59 уз (по лагу)

Как и предшествующая пара, «ахиллесы» вошли в строй с низкими трубами, дым из которых часто окутывал мостики. Позднее на «Уорриоре» переднюю трубу приподняли выше уровня штурманской рубки – крейсер стал первым крупным кораблём с таким неприглядным силуэтом – впоследствии остальные трубы нарастили до этого же уровня, а затем по этому образцу переоборудовали и три остальных корабля. Введённые в состав флота с мачтами шестового типа и небольшими марсами, подобно «Британии», «Кохрен» и «Уорриор» отличались более высокими мачтами, чем на остальных двух кораблях серии. После Ютландского сражения фок-мачта стала треногой, а на фор-марсе установили контрольно- дальномерный пост.

Вследствие дополнительного веса на верхней палубе и соответствующего уменьшения метацентрической высоты крейсера этой серии оказались устойчивыми орудийными платформами, обычно демонстрируя на стрельбах хорошие результаты. «Ахиллес» возглавлял список самых метких кораблей в 1907 г., а «Натал» в 1909 (тогда крейсер установил новый рекорд, продемонстрировав 12 попаданий из 13 выстрелов, сделанных в течение 105 секунд из 7,5″ орудия и 10 попаданий из 11 выстрелов из 9,2″ орудия) и 1910 гг.

«Кохрен». Внешний вид корабля
«Ахиллес»
Вступил в строй в марте 1907 г., включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где числился до сентября 1917 г. Участвовал в Ютландском сражении. Совместно с вооружённым пароходом «Данди» участвовал в потоплении рейдера «Леопард» 16 марта 1917 г. к северу от Шетландских островов. Прошёл ремонт в феврале-декабре 1918 г., выведен в резерв в Чатеме в качестве учебного корабля кочегаров. Продан на слом в 1920 г.
«Кохрен»
Вступил в строй в феврале 1907 г., включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где числился до сентября 1917 г. Участвовал в Ютландском сражении. Прошёл ремонт в феврале-декабре 1918 г. Погиб при кораблекрушении в устье Мерси 14 ноября 1918 г.
«Натал»
Введён в строй в 1907 г., включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где состоял до самой свой гибели от внутреннего взрыва в заливе Кроматри 30 декабря 1915 г.
«Уорриор»
Вступил в строй в 1907 г., включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии. После реорганизации переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, где состоял до 1914 г. В 1914 г. переведён на Средиземное море, затем зачислен в состав 1 -й крейсерской эскадры Гранд-Флита. Участвовал в Ютландском сражении. затонул ог повреждений, полученных от огня противника 31 мая 1916 г.
«Минотавр»
(3 единицы, бюджет 1904-1905 гг.) Программой 1904-1905 гг., по которой строился «Лорд Нельсон», также предусматривалась постройка трёх броненосных крейсеров. Им было суждено стать последними крейсерами с артиллерией промежуточного калибра, вошедшими в состав Королевского флота. Конструктивно они являлись увеличенными «Уорриорами» – на 10 футов (3 м) длиннее и на фут шире, осадка же была на фут меньше, а отношение L/B осталось прежним, т. е. 6,5: 1. Корпус «Шэннона» несколько отличался от двух собратьев – он был на фут шире них и имел ещё на фут меньшую осадку: это, однако не дало особых преимуществ, а даже несколько сказалось на скорости.

Это трио можно считать крейсерской версией «Лорда Нельсона» с тем отличием, что парные установки 7,5″ орудий для них сочли слишком габаритными и разместили вспомогательный калибр в одиночных башнях. По сравнению с «Уорриором» они имели преимущество в бортовом залпе на три 7,5″ орудия, так же как «Лорд Нельсон» имел на борт натри 9,2″ орудия больше, чем его предшественник «Кинг Эдуард VII». Противоминная батарея из 16 76-мм пушек представляла собой значительный шаг вперёд по сравнению с предшествующей серией. Эти орудия, первоначально установленные на крыше 9,2″ башен, впоследствии перенесли на надстройку.

Строитель Заложен Спущен на воду Введён в строй Стоимость, ф. ст.

«Дифэнс» Пембрук 22 февраля 1905 27 апреля 1907 апрель 1908 1 362 970

«Минотавр» Девонпорг 2 января 1905 6 нюня 1906 март 1908 1 410 356

«Шэннон» Чатем 2 января 1905 20 сентября 1906 март 1908 1 415 135

Размерения,

м 149,4 (158,2 полная) х 22,7 («Шэннон» 23,0) х 7,92 («Шэннон» 7,62)

Водоизмещение,

т 14600, в полном грузу – 16100

Вооружение

4 9,2750 10 7,5750 16 76-мм (12-фунтовых), 5 457-мм подводных торпедных аппарат

Броня,

мм Пояс 152 (в середине) – 102 (в носу) – 76 (в корме), барбеты 178, башни 203-178 (9,2″ орудий), 203-152-114 (7,5″ орудий), палубы: 25-38, боевая рубка 254

Механизмы

Два комплекта 4-цилиндровых тройного расширения. Мощность 27000 л.с., 2 вала, скорость хода 23 уз Котлы: системы Ярроу или Бабкок/Уилкокс

Запас топлива,

т 950 («Шэннон»), 1000 («Минотавр» и «Дифэнс»>/2060 уголь, 750 нефть

Дальность,

миль 2920 20,5-узловым ходом, 8150 10-узловым ходом

Экипаж,

чел. 755

Конструктор

Э.Н…Муни

Броневая защита воспроизводила «Уорриор», но без полосы брони в 152 мм между средней и верхней палубой, а подача боезапаса проходила внутри шахт из 178-мм брони (выше поясной защиты).

«Минотавр» получил котлы системы Бабкок/Уилкокс, а оба его собрата – Ярроу. К этому времени оппоненты водотрубных котлов полностью растеряли своё былое влияние, так что компромиссные смешанные установки из котлов двух типов были отставлены в пользу исключительно водотрубных.

«Дифэнс» 27570 л.с. 22,90 уз

«Минотавр» 27856 л.с. 23,01 уз

«Шэннон» 28533 л.с. 22,49 уз

«Дифэнс». Схема распределения броневой защиты

Отличавшейся формой корпуса «Шэннон» не дал ожидаемой прибавки в скорости, недобрав в своему расчётному ходу пол-узла. Первоначально установленные невысокие трубы в 1909 г. нарастили на 4,5 м, однако полученная дополнительная тяга, хотя и дала прибавку в мощности, практически не сказалась на скорости.

На этих кораблях в машинных отделениях впервые применили глухие переборки, в которых отсутствовали даже водонепроницаемые двери. В 1917 г. шестовую фок-мачту сменила тренога с контрольно-дальномерным постом, прожекторные мостики были установлены между труб, а также в основании грот-мачты. «Минотавр» и «Дифэнс» были включённые в состав британских морских сил на Дальнем Востоке в противовес германским «Шарнхорсту» и «Гнейзенау», причём в соответствии с негласным «джентельменским соглашением» было решено, что в случае, если им будет когда-нибудь суждено встретиться в бою, «минотавры» для честного поединка не станут вводить в дело одно 7,5″ орудие.
«Дифэнс»
Введён в строй в 1908 г., включён в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии, в 1909 г. переведён в 1-ю крейсерскую эскадру. В 1910-1912 гг. находился в китайских фодах, в 1913-1914 гг. на Средиземноморье. Флагманский корабль соединения 1-й крейсерской эскадры («Блэк Принс», «Дюк оф Эдинбург», «Уорриор») во время охоты за «Гебеном» и «Бреслау» в августе 1914 г. Получил приказание идти на усиление соединения адмирала Крэдока, но отозван; вместо этого включён в состав соединения у Ла-Платы (флагманский корабль адмирала Стоддарта) во время поисков эскадры фон Шпее. С января 1915 г. в составе 1-й крейсерской эскадры Гранд-Флита, сменён в мае 1916 г. «Уорриором». Флагманский корабль адмирала Арбетнота в Ютландском сражении, потоплен артиллерией германских линкоров. Погибло 893 человека.
«Минотавр»
Вступил в строй в марте 1908 г., зачислен в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии, позднее переведён в 1-ю крейсерскую эскадру. Флагманский корабль соединения в китайских водах в 1910-1914 гг. После ухода германской эскадры с места её базирования, соединение Джерома патрулировало в водах голландской Ост-Индии, прикрывало австралийские конвои, затем вошло в состав группы кораблей у Кейптауна (флагман адмирал Кинг-Холл). После сражения у Фолклендов вернулся в метрополию, прошёл ремонт. Включён в состав 2-й крейсерской эскадры Гранд-Флита (июнь 1916 – декабрь 1918 гг., несколько раз на короткие промежутки времени становился флагманским кораблём). Участвовал в Ютландском сражении, потерь не понёс. Состоял в резерве до продажи на слом в 1920 г.
«Шэннон»
Вступил в строй в марте 1908 г., зачислен в состав 5-й крейсерской эскадры Флота Метрополии, позднее переведён во 2-ю крейсерскую эскадру, в которой состоял в 1909-1911 гг. В 1912 г. включён в 5-ю крейсерскую эскадру Атлантического флота, затем вновь во 2-й эскадре Флота Метрополии.

«Минотавр». Внешний вид корабля

С января 1915 г. по декабрь 1918 г. во 2-й крейсерской эскадре Гранд-Флита, участвовал в Ютландском сражении, потерь не понёс. Флагманский корабль в январе 1915 – июне 1916 г. и в мае 1918 г. В 1919 г. сопровождал Атлантические конвои. В резерве в Ширнесе до продажи на слом в 1920 г.

Строительство британских броненосных крейсеров с промежуточной артиллерией закончилось на «минотаврах» – к тому времени уже во всю шло проектирование «Инвинсибла». 1905 г. стал последним годом начала широкой постройки броненосных крейсеров – «Вашингтона» в США, «Сан-Марко» в Италии, «Валь- дека Руссо» во Франции, «Рюрика» и «Баяна» в России; в 1906 г. были заложены их последние представители – германский «Блюхер» и японский «Ибуки». Через несколько лет выяснилось, что разведку можно возлагать на большие мореходные эсминцы, а защиту британских торговых путей обеспечивать, по Фишеру, полной закупоркой германского флота в Северном море, обеспечиваемой радиосвязью и эшелонированной системой патрулей. Строительство лёгких крейсеров продолжалось только в Германии и лишь с 1909 г., с закладкой крейсеров класса «Бристоль», возобновилась традиционная британская политика удовлетворения потребностей империи в защите торговых путей, требовавшая многочисленных быстроходных лёгких крейсеров.

Для конвойной службы броненосные крейсера подходили в самый раз, однако в качестве быстроходного крыла линейного флота они подвергались смертельному риску. На этом поприще их сменили линейные крейсера, а отважная атака броненосных крейсеров Арбетнота 31 мая 1916 г., оказавшаяся фатальной, со всей очевидностью доказала их абсолютную слабость для боя в линии баталии.

Оглавление

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]