Эскадренный Миноносец типа «Быстрый» проекта №7 – 1936 год

Главная » Альтернативная История (художественная литература этого жанра) » Кировская весна. Эсминцы проекта 7 — альтернативное вооружение.

Альтернативная История (художественная литература этого жанра)Альтернативная История (художественная литература этого жанра)

Дмитрий Ю 20.01.2017 830

0

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Должен сказать, что я не люблю эсминцы проекта 7. Они слишком не прочные, и имеют слишком слабое ПВО. Однако, итальянская техническая помощь была единственной реальной технической помощью, а, значит, никакого иного крупносерийного эсминца у нас в тридцатые годы родиться не могло.

В предыдущих своих материалах вместо эсминцев проекта 7 я предложил строительство лидеров типа Ладный. Однако теперь хочу предложить иное видение ситуации

В целом мне показалось историчнее оставить все без исключения предвоенных проекты, в том числе и эсминцы проекта 7, без изменения, кроме следующего: на вооружение ВМС РККА с середины тридцатых имеются производимые серийно в СССР лицензионные 100мм универсальные орудия Минизини и 40-мм автоматические пушки Бофорс

Разумеется никакого проекта 7У не будет — а будут достроены все заложенные эсминцы

в тексте это выглядит пока так:

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав Балтийского флота входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав Черноморского флота состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

24.05.40 Газета Известия.

Военные действия в Западной Европе

БЕРЛИН, 23 мая. (ТАСС). Германское информационное бюро передает следующее сообщение верховного командования германской армии:

«Наши войска, наступающие во Фладндрии за Шельдой, встречая сильное сопротивление противника, медленно захватывают территорию. Бои происходят еще близ Валансьена. Лесистая местность у Мормаль, к югу-востоку от Валансьена, очищена от укрывшихся там французских войск. Вчера при взаимодействии наземных войск и авиация отбиты попытки бронетанковых частей противника прорвать фронт близ Камбрэ, причем противнику нанесены тяжелые потери. В западной части Артуа (департамент Па-де-Калэ) германские войска движутся на север в направлении Па-де-Калэ. На протяжении фронта от Соммы до Мааса противник оказывает сопротивление. В крепости Льеж нашим войскам сдался недавно отстроенный форт «Баттис», причем взято в плен двадцать офицеров и 650 солдат. На фронте к югу от Намюра противник еще удерживает некоторые укрепления.

Атаки германской авиации были направлены прежде всего на коммуникации и на отступающие войска противника, а также на тыловые скопления войск во Фландрии и в Артуа.

Разведывательной авиацией армии, действующей на берегу Ламанша, потоплены три транспортных и одно нефтеналивное судно общим водоизмещением около 20.000 тонн. Один эсминец противника серьезно поврежден. Склады в портах Дюнкерк и Дувр подверглись успешной бомбардировке. Скорострельные пушки германского флота потопили перед Дюнкерком неприятельский эсминец. Действия авиации обеих сторон были ограничены метеорологическими условиями. Противник потерял девять самолетов. Пять германских самолетов не вернулись на свои базы.

Близ Нарвика был поврежден линкор. Потоплено одно транспортное судно водоизмещением в 3.000 тонн и повреждено другое. Кроме того, подожжены склады военных материалов и боеприпасов. Колонны подкреплений противника рассеяны. С успехом проведены атаки против береговых батарей и набережных.

Прошлую ночь противник снова предпринял беспорядочные воздушные надеты на невоенные об’екты Германии.

В Голландии английские самолеты произвели налет на местечки Неймеген и Ваальвейк. Убито несколько человек из гражданского населения. Как уже сообщалось, за время с 10 по 15 мая зенитной артиллерией сбито 342 самолета противника».

*

ЛОНДОН, 23 мая. (ТАСС). Агентство Рейтер передает по радио, что, согласно опубликованному вчера вечером в Лондоне официальному сообщению, английские войска в течение 22 мая всюду удерживали занимаемые ими позиции. Английские войска предприняли контратаки в районе между Аррасом и Дуэ. Бельгийские войска успешно атаковали германские части, которые в двух местах форсировали реку Шельду. Согласно полученным в Лондоне из Парижа сведениям, вчера произошло крупное сражение между Камбре и Валансьеном. Оперирующие в этом районе английские войска нанесли сокрушительный удар во фланг германских частей вблизи Камбрэ. Французские силы приближаются к Амьену. Между Аррасом и Соммой, а также севернее Соммы ситуация остается неопределенной. Легкие германские моторизованные мотоциклетные части пытаются разрушить коммуникации союзников. Значительные французские силы, сконцентрированные вдоль Соммы и Энн, вчера продолжали твердо удерживать свои позиции.

ЛОНДОН, 22 мая. (ТАСС). Авиационный обозреватель «Дейли телеграф энд морнинг пост» опровергает германское сообщение о том, что потери воздушных сил союзников в среднем составляли 120 самолетов в день с момента начала германского наступления на западном фронте. Английские военно-воздушные силы, продолжает обозреватель, принимали большое участие в воздушных операциях, и ежедневные потери английских самолетов не превышали 40 единиц.

*

Новое в современной войне

Воздушные десанты

В современной империалистической войне одной из новых форм ведения войны является применение воздушных десантов. Начав войну, германское командование сразу же попыталось использовать воздушные десанты как боевую силу. Союзники до сих пор не применяют воздушно-десантных войск, хотя в мирное время они очень много писали по этому вопросу.

Применение немцами воздушных десантов в нынешней войне можно разделять на три этапа:

Первый — война в Польше. Во время боевых операций в Польше германское командование применило небольшое число парашютно-десантных групп. Задача выброшенных в тылу у поляков парашютных десантов состояла в той, чтобы дезорганизовать тыл польской армии и сообщать командованию о численности войск противника в том или ином районе. Выброшенные в Польше парашютные десанты немцев имели ограниченные задачи. Это была первая попытка применить новый род войск в начавшейся войне.

Второй этап применения воздушных десантов в современной войне относится к военным действиям Германии в Данни и Норвегии. В этих операциях германское командование учло уроки действий воздушных десантов в Польше и применяло воздушные десанты совершенно по-новому. Воздушно-десантные войска были высажены непосредственно на аэродромы противника, вблизи об’ектов, имеющих важное стратегическое значение. Высадившиеся на аэродромах войска сразу же распространяли свои действия на близлежащие районы, обеспечивая таким образом возможность организация дальнейшей высадки воздушно-десантных войск.

Таким образом, в тылу противника создались действующие германские части. Военный атташе одной из нейтральных стран, находившийся в Осло, сообщил корреспонденту «Пари суар» следующие подробности захвата германским воздушным десантом аэродрома в Осло: «Сразу же после того, как норвежское правительство отвергло ультиматум германского командования, немецкие самолеты с войсками приземлились на аэродроме Осло, и начались боевые действия. За 2 часа на аэродроме было высажено 1.500 солдат, вооруженных автоматическими винтовками, пулеметами и легкими пушками. Вместе с войсками были выгружены также и мотоциклы. Подход эскадрилий к аэродрому осуществлялся в строю по 5 самолетов, посадку производили одновременно 2—3 самолета. Самолеты, прикрывающие высадку воздушного десанта, вели пулеметный огонь по окрестностям, прилегающим к аэродрому».

При дальнейших операциях в Норвегии воздушные десанты так же эффективно применялись, как и в первых операциях. С целью разрушения железнодорожного узла Домбос в районе Домбос был высажен парашютный десант. Особенно большую помощь оказали воздушные десанты войскам, сражающимся в районе Нарвика. До последних дней туда посылаются подкрепления и боеприпасы воздушным путем.

Операции в Норвегии показали, что эффективность применения воздушных десантов в значительной мере зависит от их массового применения, от умения расширить район действия высаженных десантов, а также от умения организовать питание боеприпасами и подкрепление людьми в ходе боевых действий.

Третьим этапом в применении воздушных десантов является общее наступление германских войск в Бельгии и Голландии, а также во Франции. По данным иностранной печати, в Голландии и Бельгии действовали десантные части двух германских воздушных дивизий. На этот раз германское командование использовало крупные соединения воздушно-десантных войск. На воздушные десанты были возложены следующие задачи: захватить аэродромы противника, разрушить коммуникации, дезорганизовать тыл противника и, наконец, содействовать своим войскам в захвате укрепленных пунктов.

Как видно из хода военных действий, германские воздушные десанты эту задачу выполнили.

Первая группа германских парашютистов была выброшена в Голландии утром 10 мая. Парашютные десанты заняли районы Наарден, Зообург, Сладрехт и аэродром Вальхавен. В дальнейшем на аэродром Вальхавен, повидимому, могли совершать посадку германские самолеты.

В то же время были высажены парашютные десанты в районе Хогесвалюв, Лейден и на Фризских островах. Ночью и на рассвете 11 мая были высажены воздушные десанты в районе Амстердама и Роттердама, были также выброшены десанты в районе Гаудз, Бокстель, Добрехт и Мурдейк.

Таким образом, почти по всей Голландии в тылу у армии оказались германские войска. Высаженные воздушные десанты продержались на территории противника 4 дня, удерживая важные стратегические пункты до подхода основных германских войск. В Мурдейк десантные войска захватили железнодорожный мост через реку Маас и удержали его, дав возможность войскам совершить переправу. В Голландии воздушные десанты выполнили важнейшую задачу по предупреждению затопления.

По сообщениям английской «Дейли геральд», в треугольнике Амстердам— Роттердам—Гаага только в первый день немцы выбросили 12 тысяч парашютистов. Это вынудило голландское командование выделить значительные войска для противодействия германским десантам. В современной войне это первый случай, когда воздушный десант, высаженный в тылу у противника, выполнил поставленную перед ним боевую задачу и соединился с подошедшими войсками.

Одновременно с высадкой воздушных десантов в Голландии последние было высажены и в Бельгии. Парашютные десанты опустились в районах Ниведь, Сен-Трон, Льеж, Эбен Эмаель и у канала Альберта. 12 мая был высажен воздушный десант в Вильворд (15 км от Брюсселя).

При штурме германскими войсками форта Эбен Эмаель парашютный десант оказал войскам большую помощь. Парашютисты опустились непосредственно в район форта и, действуя ручными гранатами, содействовали войскам в захвате этого форта. Как известно, гарнизон этого форта капитулировал.

Можно предполагать, что на фронте Бельгии и Голландии действовали две дивизии воздушно-десантных войск. Вырисовывается организационная структура крупных соединений германских воздушно-десантных войск. В Германии существуют два типа воздушно-десантных войск: парашютные десантные войска, воздушно-транспортные войска. Обе группы воздушно-десантных войск имеют тесное взаимодействие при выполнении боевых операций.

Если позволяет обстановка, десант высаживается прямо на аэродром противника, в противном случае выбрасывается парашютный десант, который захватывает аэродром и обеспечивает посадку самолетов воздушно-транспортного десанта. Высадившиеся войска воздушного десанта постепенно пополняются и расширяют район своих действий (смотря по обстановке).

Воздушные десанты принимают участие в атаках наземных войск на укрепленные пункты, а также питают боеприпасами и живой силой части, действующие изолированно от общей массы войск (Нарвик). Кроме того, отмечается, что высадка воздушного десанта прикрывается с воздуха (необходимо господство в воздухе).

Несмотря на успешные действия германских воздушных десантов, боевую их ценность нельзя переоценивать. То, что оказалось возможным в Бельгии и Голландии, может оказаться невозможным на территории других стран. Наступление немцев во Франции пока не сопровождается массовой высадкой воздушных десантов. Были только два сообщения о высадке немецкого десанта за линией Мажино, но до сих пор ничего неизвестно о действиях этого десанта.

Выгодное положение для высадки воздушных десантов в Бельгии и Голландии обусловливалось тем, что эти страны не находились в состояния войны и поэтому можно было рассчитывать на внезапность действий. Применение воздушных десантов должно базироваться на строгом учете конкретной боевой обстановки и на плане общей операция. На фоне высадки воздушных десантов вырисовывается и метод борьбы с ними. Основным врагом десантных войск является авиация. Если авиация своевременно обнаружит начало высадки десанта, она сможет тут же его уничтожить.

Воздушные десанты появились задолго до нынешней войны, но применение их в таких широких масштабах никогда ранее не практиковалось. На голландском и бельгийском театрах военных действий парашютные десанты во взаимодействии с наземными войсками вполне оправдали себя.

Капитан С. СОКОЛОВ

Пикирующие бомбардировщики

Впервые пикирующие бомбардировщики были применены в большом количестве во время германо-польской войны. Их меткие удары были направлены на железнодорожные узлы, мосты, пересечения шоссейных дорог, радиостанции и штаб-квартиры. Разрушение этих об’ектов весьма затруднило проведение мобилизации польской армии, сорвало перевозки, усложнило управление войсками. Тыл польской армии был настолько потрясен, что до конца войны полякам не удалось провести перегруппировку своих сил.

Значительную помощь оказывали пикирующие бомбардировщики наземным войскам. В местах, где продвижение мотомехвойск задерживалось, на помощь вызывались по радио самолеты. Совместные удары пикирующих бомбардировщиков и наземных войск по очагам сопротивления быстро расчищали путь движения последних.

В боевых операциях на западном фронте — в Голландии, Бельгии и Северной Франции — германские пикирующие бомбардировщики оказывают содействие продвижению своих войск ударами по огневым точкам и батареям противника. Они атакуют также колонны танков и войска, подходящие к полю боя. Активно действуют пикирующие бомбардировщики против кораблей союзников на море. Известно, что английский линкор «Уорспайт» был выведен ими из строя у берегов Норвегии.

Опыт европейской войны показывает, что пикирующие бомбардировщики являются новым и весьма эффективным оружием, а бомбометание с пикирования — один из основных способов действия бомбардировочной авиации. Тем не менее во многих воздушных флотах это новое оружие до последнего времени недооценивалось.

Что же представляет собой бомбометание с пикирования? Увеличение скорости и высота полета современных боевых самолетов значительно усложняют работу экипажа. Рост эффективности средств противовоздушной обороны делает необходимым проводить бомбардировочные атаки на больших высотах, на максимальной скорости полета и с применением противозенитного маневра. В результате этого точность бомбометания уменьшается. Правда, совершенствуются и приборы для бомбометания, но все же это не дает желаемых результатов. Насколько изменяются условия бомбометания, можно проиллюстрировать следующим примером: запаздывание в сбрасывании бомб на 0,5 сек. при скорости полей в 150 км в час дает отклонение от цели на 20 м, тогда как при скорости полета в 600 км в час оно возрастает до 80 м. Чем больше высота бомбометания, тем больше будут отклонения бомб от цели. Классический способ бомбометания с горизонтального полета при атаке малых целей с больших высот требует большого расхода самолетов и бомб.

Все это заставило искать новые, более эффективные способы бомбометания. Одним из способов повышения точности бомбометания является бомбометание с пикирования. Этот способ был известен еще во время войны 1914—1918 гг. Но усиленное внимание ему уделяется только с 1927 года. Бомбометание с пикирования увеличивает меткость попадания (в два-три раза) и является более безопасным по сравнению с горизонтальным бомбометанием в зоне огня зенитной артиллерии. Сбрасывание бомб с пикирования увеличивает их разрушительную силу. Это особенно важно при атаке конструктивно прочных целей. При пикировании возможен обстрел цели пушечным и пулеметным огнем.

Пикирование—это крутой спуск самолета под большими углами к линии горизонта. Прицеливание осуществляется наведением всего самолета. Так как самолет летит в направлении на цель, угловая скорость смещения его по отношению к цели значительно уменьшается. При этом ошибки в определении скорости полета, высоты и направления полета значительно меньше влияют на точность бомбометания. Самолет не сбрасывает бомб на известном удалении от цели, а скорее «стреляет» по цели бомбами. Все это дает возможность поражать небольшие об’екты.

Свобода маневра при подходе к цели, большая скорость перемещения самолета во время пикирования уменьшают потери от зенитного огня. В момент сбрасывания бомба уже имеет начальную скорость, равную скорости самолета. Увеличение же скорости полета бомбы увеличивает ее пробивное действие.

Все эти особенности бомбометания с пикирования делают его весьма эффективным в современной войне. На фронте и в тылу имеются небольшие по размерам, но весьма важные об’екты. К ним можно отнести долговременные огневые точки, батареи, колонны мотомехвойск, железнодорожный узлы, мосты, пересечения автострад, промышленные предприятия. Особое значение приобретают пикирующие бомбардировщики при действиях на море. Самый характер целей, небольшие размеры кораблей и высокая прочность делают необходимым использовать против них именно пикирующие бомбардировщики. Только они позволяют сочетать меткость удара с большой пробивной способностью авиабомбы.

Однако наряду с преимуществами бомбометание с пикирования имеет и ряд недостатков. Атака цели может производиться только мелкими подразделениями, что дает возможность истребителям противника нападать на мелкие группы или одиночные самолеты.

Бомбометание с пикирования требует применения специальных типов самолетов. Германский воздушный флот к началу империалистической войны имел специальные авиачасти пикирующих бомбардировщиков. Они были вооружены самолетами «Юнкерс-87» и «Хейнкель-123». Длительное пикирование и выход из него связаны с большими перегрузками самолета. Отсюда требование к самолету — иметь большой запас прочности. Большая скорость пикирования вызывает раскрутку винтов, требует сбрасывания бомб с большой высоты (так как необходимо иметь запас высоты дли вывода из пикирования) и увеличивает радиус вывода самолета из пикирования. Для уменьшения скорости пикирования применяют воздушные тормоза (щитки) и реверсивные винты.

Техническая мысль успешно разрешила трудности, связанные с пикированием. Можно ожидать, что в ближайшее время пикирующие бомбардировщики получат новые усовершенствования и прочно войдут в систему воздушных флотов всех стран.

Капитан Н. КРАЙНЕВ.

{1}

История создания эсминцев проекта номер «7»

В связи с новыми амбициями страны Командование Военно-Морских Сил РККА нуждался в обновление устарелого флота. Первые работы над новым типом эсминцев начался в конце 1920-ых годов, но в связи с финансовыми трудностями процесс стоял на месте. Только в начале 1930-ых годов был создан Центральное Конструкторское Судостроительное Бюро, которые отвечало за проектирование новых эсминцев. Основными требованиями к бюро являлись:

  1. Постройка эскадренных миноносцев должна была быть не дорогой и быстрой;
  2. Новые эсминцы должны были быть не хуже своих «собратьев» из других стран.

Основными ответственными лицами за проектировку стали В. Никитин (руководитель проекта) и П.Трахтенберг (исполнитель проекта). Центральное Бюро решило обратиться за помощью к Итальянским верфям за помощью в создание нового типа эсминца. На это было две причины:

  1. Итальянские эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» (построенные судостроительной ) вызывали положительные отзывы у Советского руководства;
  2. Дружественные отношения между Советским Союзом и Италией.


Маэстрале 1942
Кораблестроительная с удовольствием приняла предложение ЦКСБ и решила помочь нашим инженерам. В связи с таким поворотом событий был предрешен силуэт и проект корпуса нового эсминца. Делегация состоявшая из членов «Союзверфи» и Командование ВМФ РККА отправилась в Италию. предоставила всю нужную документацию и чертежи, а также дала доступ советским инженерам к верфи.

После трех месяцев совместной работы советско-итальянских инженеров осенью того же года Главный Революционерный Военный Совет принял модель нового эсминца. По своим особенностям проект номер «7» должен был иметь водоизмещение – около 1 300 тонн, максимальную скорость – 40 узлов и максимальную дальность хода -1 800 морских миль. На вооружение эсминца планировалось поставить 4 артиллерийских пушки 130 мм и 3 зенитных орудия 76мм, а также 2-х торпедных аппаратов 533мм. Более того в общем виде был спроектирован под итальянский лад – эсминец имел линейную главную энергетическую установку и однотрубный корпус.

Выбор оптимальной конфигурации

В связи с непостижимостью желаний командование и реальностью возможностей страны, проект был пересмотрен и переделан. Во первых уровень технологии и нехватка нужной техники заставило ЦКСБ отойти от итальянского прототипа. Во вторых желание построить более мощное, но с меньшим водоизмещением боевое судно – привело инженеров в тупик.

Окончательный эскиз нового судна был утвержден и подписан Советом Труда и Обороны в 1934-ом году. Технические данные судна должны были выглядеть так: водоизмещение – от 1430т до 1750 т; длина – 112 м; ширина – 10,2 м; максимальная скорость – 38 узлов; персонал – 170 человек; вооружение – 4 артиллерийских пушки 130 мм, 2 зенитки 76 мм и 2 трехтрубного торпедного орудия. Нужно отметить важный факт – на тот момент многого из орудий и техники существовало только в планах инженеров, а планировка кораблей не имела никакого запасного водоизмещение.

Постройка и испытания

Строительство эсминцев проекта номер «7» была разделена между 4 основными и 2 вспомогательными верфями страны.

Основными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №189 им. Жданова;
  • Судостроительный завод №190 им. Орджоникидзе;
  • Судостроительный завод №198 им. Марти;
  • Судостроительный завод №200 им. 61 Коммунара.

Вспомогательными верфями являлись:

  • Судостроительный завод №199;
  • Судостроительный завод №202;

Основной задачей которых являлась собирать готовые части эсминца на берегах Тихого океана.

Строительство началось в 1935-ом году, в последующий год были заложены практически все остальные эсминцы. Однако несмотря на то, что в начале компании все шло по графику, со временем строительство потеряла свой ход. Основными причинами являлась нехватка инфраструктуры и кадров страны. Впоследствии чего в 1936-м году было достроено только 6 эсминцев проекта номер «7».

Однако переломным моментом в строительства советских эсминцев стал инцидент случившийся у берегов Испании. В начале 1937-го английский эсминец «Хантэр» был уполномочен за мирным контролем действий двух сторон испанской гражданской войны (республиканцы и франкисты). Ранним весенним утром того же года «Хантэр» нашел на мину, которая сразу же вывела из строя главную энергетическую установку корабля. Инцидент произвел огромнейшее влияние на проект номер «7» т.к. боевой корабль «Хантэр» так же как и «семерки» имел линейную энергетическую установку. Несмотря на то, что по европейским стандартам «Хантэр» был признан довольно живучим боевым судном, Советский Союз решил изменить конструкцию корабля. Ответственные конструкторы – В.Бжезинский, П. Трахтенберг и В. Римский-Корсаков были сосланы в Сибирь за халатное отношение к делу. В конце концов приняли решение сделать модификацию корабля. Основной задачей было изменить структуру главной энергетической установки. Модифицированной версией стал тип «7У» (проект номер «7» усовершенствованный). «7У» был модернизирован в течение месяца инженером О. Якобом.

Первое судно проекта номер «7» – «Бодрый» был спущен в воду в 1938-ом году. Однако из-за того что он не набрал планового скоростного режима, судно было возвращено на верфь. Вследствии этого первым эсминцем пройденный испытания и вошедший в эксплуатацию стал «Гневный».


миноносец “Гневный”

В общей сложности было построено 29 эсминцев проекта номер «7» и 18 эсминцев проекта номер «7У». Оставшиеся 6 корпусов было решено разделить на модули и использовать в качестве запасных частей. Эсминец «Решительный», чем командовал будущий Главнокомандующий ВМС Советского Союза С. Горшков затонул при спуске на воду в штормовую погоду и, следовательно не был взят в строй военно-морского флота.

Итальянский прототип

Вам будет интересно:Миндальничать – это значит, проявлять нежность или коварство?

На тот момент самыми лучшими в мире считались эсминцы итальянского производства. Поэтому в Италию была срочно направлена группа советских ученых-инженеров, целью которых было перенять опыт заграничных коллег по цеху. Советские инженеры изучили документацию, понаблюдали за ходом строительства и вернулись на родину с новыми идеями.

Конструкция эсминца “Быстрый”

Силуэт проекта номер «7» был однотрубным, довольно длинным и не совсем широким. Имея отношение длины к ширине 11:1 и высокую скорость маневренность корабля была довольно низкой.

Сам корпус корабля был сделан из маломарганцевистой стали, что повлияло на живучесть корабля. Дело в том что маломарганцевистая сталь отличается высокой твердостью с одной стороны, но с другой стороны она очень легко поддается треску. Даже от ударов полученных при швартовке корабля к порту, эсминцы порой получали трещины. Надпалубные сооружения были сделаны из обычной стали.

ЭУ Корабля

Проект номер «7» имел линейную энергетическую установку. Если быть точнее котлы кораблей находились в одном длинном отсеке в однолинейном порядке. Основной причиной выбора линейного вида ГЭУ было экономичность. Однако в модернизированных «7У» ГЭУ была изменена. В последних ГЭУ находилась в разных отсеках корабля, что в свою очередь увеличело живучесть корабля.

Известные сражения

Во время войны часто бывает так, что обычный рядовой бой навсегда входит в историю. Именно таким стало сражение у мыса Канин Нос. В трудный 1942 год Россия нуждалась в помощи союзников. Оружие, топливо – все это мы получали морским путем благодаря конвоям. Но именно в сентябре 1942 года Уинстон Черчилль высказался о том, что конвои необходимо временно прекратить из-за больших потерь. Однако руководство страны уговорило Великобританию организовать очередной конвой, который начал движение 18 сентября. Находясь в зоне ответственности союзников, он потерял 11 судов. После этого охрану приняли на себя советские эсминцы. Среди них были известные «семерки» — «Гремящий» и «Сокрушительный». Возле мыса Канин Нос немцы атаковали конвой со всех сторон. В мощном комбинированном ударе участвовали немецкие самолеты и подводные лодки. Жестокий бой длился два с половиной часа. С воздуха конвой атаковали десятки торпедоносцев и бомбардировщиков, но все они были встречены мощным согласованным огнем. В результате жаркого сражения конвой прибыл к месту назначения и понес при этом минимальные потери. Только одно судно было торпедировано. Немцы в том бою потеряли 15 самолетов. Стало понятно, что конвои нужны, что это опасно, но вполне оправдано.

Вооружение Корабля

На вооружение эскадренного миноносца находилось: основное орудие, зенитное вооружение, торпедное вооружение и противолодочное оружие.

Основное Орудие

Основным артиллерийским орудием были 4 пушки 130 мм. Сами орудия были производства . Скорость снаряда достигала 900 м/с, а дальность снарядов была около 30 км. В общем на каждое орудие было предназначено 150 снарядов разного предназначение с весом 33,7 кг.

Зенитное Вооружение

В качестве зенитного вооружения эсминец имел два орудия класса «34-К» с 76 мм.

Торпедное Вооружение

Два 3-х трубных торпедных аппарата класса «39-Ю» были частью вооружение эсминца. Торпеды имели дальность 4 км и скорость в 12 м/с.

Противолодочное Вооружение

На борту эсминца проекта номер «7» находилось от 60 до 65 мин (в зависимости от класса мин). Стандартное вооружение состояло из:

  1. 25 единиц глубинных мин;
  2. 10 единиц больших мин;
  3. 15 единиц малых мин.

25.05.40 Штаб ВМС РККА

— Товарищи, все ли читали вчерашние Известия? – спросил участников оперативного совещания командующий ВМС РККА Кожанов.

— Вы, Иван Кузьмич, вероятно, о пикирующих бомбардировщиках? – спросил заместитель командующего по боевой подготовке Кузнецов.

— О них, стервецах. Какое против них самоле эффективное орудие, Лев Михайлович? – спросил он своего заместителя по кораблестроению.

— Известно какое – автоматичееские 40-мм пушки Бофорс.

— И как у нас с ними на кораблях? – спросил Кожанов.

— Почти все проекты кораблей защищены 40-мм пушками – с удовлетворением ответил Галлер.

— Так, и напомните, сколько их, к примеру, на новых эсминцах? – задал новый вопрос Кожанов.

— Вооружение эсминцев проекта 7 включает четыре спаренные 100-мм универсальные артустановки Минизини, четыре одинарные 40-мм автоматические пушки, а также два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата – доложил Галлер.

— Мало! – неожиданно огорошил собравшихся Кожанов. Всего четыре ствола! Нужно минимум втрое больше.

— Но помилуйте, Иван Кузьмич, допустим в части случаев можно заменить одинарные автоматические пушки на спаренные, дополнительно поставить автомат на корму, но увеличить число стволов в три раза, а кроме того втрое увеличить и боекомплект 40-мм зенитных снарядов, просто невозможно, на корабле нет столько места! – возразил Галлер.

— А если снять вторую носовую Минизини? – предложил неожиданно Кузнецов.

— Вот видите? – поддержал Кузнецова Кожанов, — а если еще подумать? Словом, вот Вам приказ, Лев Михайлович: идите к проектировщикам, сроку Вам три дня. Без проекта с 12 стволами 40-мм калибра не возвращайтесь.

Оценка Проекта

Эсминцы «Гневный» (проект номер «7») и «Сторожевой» (проект номер «7У») являются самым масштабным серийным боевым судном в истории советского и российского флота. Безусловно 47 построенных эсминцев должны были сыграть важнейшую роль в исходе Великой Отечественной Войны. Однако в связи с тем, что все эсминцы были разделены на 4 флота мощь такого серийного судостроение была рассеяна и не смогла проявить себя.

Другим важным фактором является увеличение расходов СССР на морскую промышленность. Если 1935-ом году расходы страны составляли 4.6 млр. рублей, то в 1941-ом году это цифра составила 12,8 млр. рублей.

Несмотря на масштабную серийную постройку эсминцев и увеличение расходов, выделяемых на флот, Советский Союз не смог правильно использовать свою морскую мощь (разделив флот на части). Впоследствии чего СССР не смог стать морской державой в послевоенное время.

Послевоенная служба[ | ]

«Грозящий» в 1946 году вошел в состав 4-го (Юго-Балтийского) ВМФ, с декабря 1948 — в составе 8-го (Северо-Балтийского ВМФ). В июне 1952 ода поставлен на капитальный ремонт, но уже в августе следующего года ремонт был прекращен, а корабль исключен из состава ВМФ и отправлен на слом.

«Стерегущий» с 1948 по 1957 год входил в состав 8-го ВМФ, затем Балтийского флота, в январе 1958 года исключен из списков флота и в следующем году отправлен на слом.

«Бодрый» продолжал службу в составе Черноморского флота, в 1951—1953 годах прошел капитальный ремонт, но уже в 1956 году выведен из боевого состава и использовался как судно-цель, а в 1962 году посажен на мель у Тендровской косы в качестве мишени.

«Бойкий» также оставался в составе ЧФ, в 1948—1951 гг. прошел капремонт. С 1956 года служил опытовым судном, в 1958 году отправлен на слом.

«Резкий» в 1955 году передан КНР, переименован в «Фушунь», в 1989 году отправлен на слом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]