Эскадренный броненосец «Полтава» — Мельников Рафаил Михайлович


Описание конструкции

Корпус

Схема Броненосца типа «Полтава»
Корабли типа «Полтава» имели гладкопалубный корпус с прямым форштевнем и скруглённой кормой, отличавшийся весьма необычной особенностью: большим завалом внутрь бортов над главной палубой в нос и корму от башен среднего калибра, особенно хорошо заметным на поперечных сечениях броненосцев. Такая конструкция способствовала уменьшению верхнего веса, что отчасти компенсировало высокое расположение орудий в тяжёлых башенных установках, а главное — если не исключало, то сильно снижало разрушающее воздействие на верхнюю палубу пороховых газов от орудий среднего калибра, когда они стреляли вдоль диаметральной плоскости. Корпус имел три полных палубы: нижнюю, главную (батарейную) и верхнюю. Таран, расположенный полностью под водой, выдавался вперёд от форштевня на 2 м. Примерно от центра носовой башни до центра кормовой проходили боковые кили.

Шпация в средней части корабля (по длине бронепояса — между 20 и 80 шпангоутами) составляла 1,22 м, в оконечностях — 0,92 м. На шпангоутах 5, 9, 14, 20, 32, 48, 60, 70, 80 и 85 имелись поперечные переборки, доходившие до нижней палубы. В машинно-котельных отделениях имелась продольная переборка в диаметральной плоскости, а также две бортовых, причём в машинных отделениях бортовые переборки были ближе к бортам, чем в котельных. Между наружной обшивкой и бортовыми переборками располагались главные угольные ямы.

Бронирование

Информация по бронированию броненосцев типа «Полтава» весьма противоречива и неполна. Изначально корабли предполагалось защитить сталежелезной бронёй, вскоре появилась полностью стальная броня, которую начали легировать добавками хрома или никеля. Спустя немного времени сталь придумали закалять по способу Гарвея и в конце концов — методом Круппа. Эти изменения, произошедшие на протяжении буквально нескольких лет, постарались учесть и на «полтавах», из-за чего у кораблей этой серии броня различалась и по толщине, и по качеству, а абсолютно достоверной информации по их бронезащите в открытой печати не встречалось.

На «Севастополе», по всей вероятности, использовалась сталеникелевая броня, за исключением среднего участка главного пояса: для него в США на было куплено 550 т гарвеевской стали. В русских документах того времени это предприятие обычно именуют Вифлеемским заводом, поскольку название библейского Вифлеема по-английски записывается как Bethlehem

, а именно так называется американский город, где располагалось указанное сталелитейное предприятие.

Главный бронепояс

«Севастополя» имел длину 73,15 м и высоту 2,29 м, при нормальной осадке уходя под воду на 1,39 м. Средняя его часть длиной 46,2 м (между шпангоутами 32 и 70) на высоте 1,23 м от верхней кромки имела толщину 368 мм, а ниже плавно утончалась до 184 мм (именно она, похоже, была из гарвеевской брони). Остальная часть пояса имела толщину 254 мм, тоже утончаясь к нижней кромке до 127 мм. С концов главный пояс замыкался броневыми
траверзами
толщиной 229 мм в носу и 203 мм в корме.

23 ноября 1895 года на Охтинском полигоне 368-мм плиту гарвеевской стали из партии, предназначенной для установки на «Севастополь», подвергли испытательному расстрелу и 229-мм 30-калиберного орудия (вес снаряда 178—179 кг, скорость при ударе в плиту до 588 м/с). Ни один из выстрелов плиту так и не пробил. Расчёты показали, что сопротивляемость этой бронеплиты эквивалентна 635-мм железной бронеплите.

Выше главного проходил верхний пояс

толщиной 127 мм, высотой 2,29 м и длиной около 50 м. С концов он закрывался наклонными к диаметральной плоскости переборками той же толщины, доходящими до барбетов башен главного калибра. С каждого борта в этих переборках было по двери.

Броневая палуба

, проходящая по верхней кромке главного пояса, имела толщину 51 мм. В оконечностях, не имевших бортовой брони, она опускалась ниже ватерлинии и принимала карапасную форму, имея толщину 63,5 мм в горизонтальной части и 76 мм на скосах.

Башни главного калибра и их барбеты имели толщину 254 мм. Крыши этих башен имели толщину 51 мм.

Башни среднего калибра и их барбеты имели толщину 127 мм, их крыши — 25 мм.

Батарея

152-мм орудий никакой защиты, кроме обшивки борта, не имела. Однако с началом войны обшивку усилили железными листами суммарной толщиной 76 мм.

Боевая рубка

защищалась 229-мм бронёй.

Главные отличия кораблей типа «Полтава» заключались в бронировании, причём абсолютно достоверной информации по этому поводу в открытой печати не появлялось. Броненосцы строились во время быстрого прогресса металлургии, когда буквально за несколько лет сталежелезная броня была заменена на стальную (в частности, на получившую широкое распространение сталеникелевую), чуть позже — на сталь, закалённую по способу Гарвея, а ещё спустя немного времени — по способу Круппа. Эти достижения постарались учесть и на строившихся русских кораблях, но удалось это в разной степени.

«Петропавловск» имел типичную для броненосцев того периода схему бронирования, основой которой являлся главный броневой пояс по ватерлинии длиной 73,15 м (65 % длины корпуса) и высотой 2,29 м (из которых при нормальной осадке 1,39 м находилось под водой). Главный броневой пояс защищал машины, котлы и основания орудийных башен. В центральной части на протяжении 46,2 м (между 32 и 70 шпангоутами) его толщина составляла 406 мм, а далее в нос и корму (к 20 и 80 шпангоутам), в районе башен главного калибра, толщина броневых плит уменьшалась до 305 мм. К нижней кромке плит их толщина снижалась вдвое, до 203 мм в центральной части и до 152 мм ближе к оконечностям. С носа пояс закрывался броневым траверзом толщиной 229 мм, с кормы — толщиной 203 мм..

Над главным броневым поясом находился верхний броневой пояс длиной около 50 м, высотой 2,29 м и толщиной 127 мм, упиравшийся в барбеты башен главного калибра.

Сверху главный пояс закрывался плоской броневой палубой толщиной 51 мм, за пределами броневого пояса бронепалуба становилась сводчатой (карапасной) толщиной 63,5 мм в плоской части и 76 мм на скосах.

Башни и барбеты главного калибра были защищены бронёй толщиной 254 мм, крыша башен имела толщину 51 мм. Башни и барбеты среднего калибра имели толщину брони 127 мм, крыши — 25 мм.

Четыре расположенных в батарее 152-мм орудия никакой защиты, кроме бортовой обшивки, не имели. Однако с началом русско-японской войны весь борт между башнями среднего калибра между главной и верхней палубами был защищён полудюймовыми листами железа суммарной толщиной 76 мм.

Боевая рубка была защищена 229 мм бронёй.

Качество брони отличалось на разных участках. Большая часть вертикального бронирования была выполнена из сталеникелевой брони, изготовленной на Ижорском заводе. Броневая палуба была изготовлена из мягкой никелевой стали. На центральную часть пояса толщиной 406 мм пошла специально закупленная в США на гарвеевская броня (всего приобретено 605 тонн по 485,55 рублей за тонну). Правда, с последней не всё ясно. Дело в том, что 1 июля 1895 года на Охтинском полигоне проводили испытания 406-мм бронеплиты из партии, предназначенной для «Петропавловска», но эта плита была сталеникелевой, а не закалённой по способу Гарвея. Она была пробита третьим выстрелом из 229-мм орудия с длиной ствола 30 калибров (скорость снаряда при ударе 531 м/с, его вес — 179 кг). Расчёты показали, что испытанная бронеплита по сопротивляемости эквивалентна 546-мм железной броне. В то же время 368-мм плита для «Севастополя», которая действительно была гарвеевской, пробита на испытаниях так и не была, и её сопротивляемость оценили в 635 мм железа. Таким образом, остаётся неясным, был ли центральный участок пояса «Петропавловска» выполнен из гарвеевской брони и если был, то какая именно его часть.

Конструктивной противоторпедной и противоминной защиты, за исключением расположенных у бортов угольных бункеров и двойного дна, броненосцы не имели.

Артиллерийское вооружение

Главный калибр

броненосцев типа «Полтава» был вполне традиционным и состоял из четырёх 305-мм орудий с длиной ствола 40 калибров, размещённых в двух башнях в носу и корме корабля. Наряду с броненосцами «Три Святителя» и «Сисой Великий» они получили пушки этой системы (ранее применялись 35- и 30-калиберные). Орудия изготовил Обуховский завод, а башни заказали Металлическому.

По первоначальному проекту бронезащита каждой башни главного калибра весила 446 т, но после изменения конструкции вес брони, включая подкладку, удалось снизить до 316—328 т (вся башня без орудий весила 496 т). Как впоследствии выяснилось, конструкция получилась недостаточно прочной, и её пришлось подкреплять, что в итоге свело на нет достигнутую экономию веса, но даже после этого стрелять полными зарядами из обоих орудий сразу в мирное время разрешалось лишь в крайних случаях.

Приводы наводки и заряжания были гидравлическими, а подача боеприпасов — электрической. Угол горизонтального наведения составлял 270°, угол возвышения орудий — от −5° до 15°, скорость горизонтального наведения — до 2,2 град/с. Заряжание производилось при любом угле горизонтального наведения, но при фиксированном вертикального. Контрактная скорострельность составляла один выстрел в полторы минуты, однако из-за неудачной конструкции замка вкупе с требованием обеспечить возможность заряжания и выстрела одним человеком реальная скорострельность была существенно ниже: на неприцельный выстрел уходило 2—2,5 минуты (из которых открытие и закрытие замка гидравлическим приводом занимало по 14 с) это было следствие применения на русских крупнокалиберных пушках отнимавшего много времени на открывание и закрывание затвора системы Розенберга, тогда как затвор Велина выполнял те же операции за 5—7 сек. В боекомплект каждого 305-мм орудия входило 58 выстрелов.

В качестве среднего калибра

изначально предполагалось установить восемь 203-мм 35-калиберных орудий в четырёх барбетах, однако после принятия на вооружение скорострельных пушек системы Канэ было принято решение использовать их. Поскольку 152-мм 45-калиберное орудие Канэ было более чем вдвое легче старой восьмидюймовки, в дополнение к башенным пушкам удалось поставить ещё четыре в небронированной батарее, размещённой между башнями среднего калибра. С началом русско-японской войны эти четыре пушки были защищены со стороны борта листами железа суммарной толщиной 76 мм. Действенность этой защиты, впрочем, проверить не удалось: ни одного попадания в батарею за время войны не было.

Башни среднего калибра были изготовлены Обуховским заводом и имели поворотный стол круглой формы. Носовые башни имели углы горизонтального наведения от 0° до 135° на борт, кормовые — от 45° до 180°. Углы вертикального наведения находились от −5° до +15…18°. Башни имели электрический и ручной приводы горизонтального наведения; в вертикальной плоскости орудия наводились только вручную.

Орудия в батарее наводились вручную; угол наведения в горизонтальной плоскости составлял 100° (по 50° вперёд и назад от траверза), вертикального — от −5° до +15°.

В боекомплект каждой пушки входило 200 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

Противоминная батарея

включала двенадцать 47-мм и 28 37-мм одноствольных пушек Гочкиса. 47-мм были установлены побортно на спардеке (по бокам боевой рубки, носовой трубы и грот-мачты), на главной палубе перед становыми якорами и кормовым балконом и в самой корме под балконом. Десять 37-мм пушек находились на боевом марсе, шесть — на навесном мостике, четыре — в корме на главной палубе и шесть — в корме на нижней палубе. Ещё два 37-мм орудия предназначались для вооружения минных катеров.

В ходе войны орудия нижней палубы были сняты: они стояли слишком близко к воде и использоваться практически не могли. Часть из них перенесли на кормовой балкон, спардек и навесной мостик, а остальные пошли на береговые позиции Порт-Артура.

Артиллерийское вооружение корабля традиционно включало две 63,5-мм десантные пушки

Барановского, которые могли устанавливаться на корабельных или колёсных лафетах, а также стрелять с крупных шлюпок.

Минное вооружение

Корабль имел четыре 381-мм надводных торпедных аппарата и два подводных 457-мм. Два 381-мм неподвижных аппарата стояли без какой-либо защиты в оконечностях корабля, ещё два подвижных находились несколько позади грот-мачты и перед кормовой башней за 127-мм бронёй верхнего пояса и имели углы наведения от 35° в нос до 45° в корму. 457-мм аппараты были установлены неподвижно перед носовой башней под углом 12° в корму от траверза.

Помимо торпед, корабль имел 50 сфероконических мин заграждения, хранящихся в минном погребе под отделением подводных торпедных аппаратов. Устанавливались мины с катеров и шлюпок, соединённых в так называемые «минные плотики».

Минные паровые катера (две единицы) могли вооружаться одним метательным минным аппаратом и одной 37-мм пушкой каждый.

Энергетическая установка

Две главные паровые машины

проектной мощностью 10 600 л. с. (к несчастью для «Севастополя» машины были заказаны не в Англии, как случилось с его систершипами, а на петербургском Франко-Русском заводе). Машины были вполне обычными механизмами тройного расширения и работали на четырёхлопастные гребные винты диаметром 4,5 м.

На кораблях было установлено 16 цилиндрических паровых котлов в двух котельных отделениях. По проекту паропроизводительность котлов при естественной тяге была достаточна для мощности 9000 л. с., что обеспечивало ход 16 узлов; при использовании форсированного дутья мощность возрастала до 10 600 л. с., а скорость — до 17 узлов. «Полтавы» стали последними русскими броненосцами с цилиндрическими котлами, подъём пара в которых занимал в несколько раз больше времени, чем в уже появившихся водотрубных.

Обе дымовые трубы имели меньшую высоту, чем расположенная между ними вентиляционная мачта (соотношение высот труб и этой мачты являлось главным внешним отличием броненосцев типа «Полтава»). На «Севастополе» они были круглыми, в то время как на двух других броненосцах типа «Полтава» вторая труба была эллиптической: в неё выходили дымоходы шести, а не восьми котлов (на этих кораблях устанавливалось по 14 котлов).

По официальным данным, на дополнительном трёхчасовом пробеге 11 июля 1900 года (основной, проводившийся 16 октября 1899 года, был прерван из-за аварии рулевого привода) при водоизмещении 11 249 т «Севастополем» была показана мощность 9368 индикаторных л. с. и средняя скорость 16,41 уз. Недогруженная «Полтава» (отсутствовала вся артиллерия, кроме пушек главного калибра) при мощности 11 255 инд. л. с. развила среднюю скорость 16,29 узла при максимальной 16,5 уз, а «Петропавловск» при водоизмещении 10 890 т и мощности 11 213 инд. л. с. показал средний ход 16,38 узла и максимальный 16,86 узла. На семичасовых испытаниях «Севастополь» развил лишь 15,3 узла.

Запас угля

(700 т нормальный и 1050 т полный; по другим данным, 900 и 1500 т соответственно) по проекту должен был обеспечить дальность плавания 10-уз ходом в 4500 миль. Реальная дальность плавания оказалась меньше: 10-уз ходом при запасе 900 т — 2800 миль, при запасе 1200 т — 3750 миль; 15-уз ходом при полном запасе — 1750 миль.

Другие судовые системы

Электроэнергию

вырабатывали пять генераторов ; четыре из них обеспечивали силу тока в 640 А каждый и один — 320 А.

Шесть боевых прожекторов диаметром 75 см с углами действия 180°—220° размещались попарно на салинге фок-мачты, и на площадках грот-мачты и средней мачты между трубами.

В 1897 г. «Полтава» и «Севастополь» и стали первыми русскими кораблями, получившими стационарные радиостанции

системы Попова-Дюкретэ с дальностью действия до 15 миль.

Набор шлюпок

был стандартным для кораблей 1 ранга: два паровых минных [катера на кильблоках верхней палубы между башнями среднего калибра, два 20-вёсельных баркаса и два 16-вёсельных катера на спардеке, два 14-вёсельных катера, два вельбота (командирский и рабочий) и два яла — эти шесть шлюпок при стоянке на рейде висели на шлюпбалках, а в походе устанавливалис вторым ярусом на спардеке. Для спуска и подъёма катеров и баркасов имелось четыре грузовых стрелы — по две на грот-мачте и вентиляционной мачте между трубами.

Якорное устройство

включало два становых адмиралтейских якоря весом около 6,5 т, хранящихся на манер кораблей парусного флота, лишь крамболы и кат-балки стали металлическими. На их уборку уходило около часа времени. На открытом участке батарейной палубы под портами ближайших к корме 152-мм орудий хранились два вспомогательных якоря системы Мартина.

Экипаж

корабля насчитывал 21—27 офицеров и 605—625 нижних чинов.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003 , pp. 84–85, 90.
  2. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003 , pp. 84, 88–89.
  3. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003 , pp. 84–85, 89–90.
  4. Сильверстоун , стр. 382.
  5. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003 , pp. 84, 86, 90.
  6. ^ а б Маклафлин 2008 , стр. 53.
  7. Перейти
    ↑ Westwood , pp. 15–21.
  8. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003 , p. 160.
  9. Forczyk , стр. 41-43.
  10. Forczyk , стр. 45-46.
  11. ^ а б в г д Маклафлин 2008 , стр. 54.
  12. ^ а б в Маклафлин 2003 , стр. 163.
  13. Ваттс , стр. 21.
  14. Forczyk , стр. 49-52.
  15. Уилмотт , стр. 90.
  16. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003 , p. 164.
  17. «Влияние огня под большим углом на русские корабли в Порт-Артуре» . Журнал артиллерии США
    .
    26
    : 138. 1906.
  18. ^ a b c d e f g Ленгерер , стр. 52.
  19. Сильверстоун , стр. 337.
  20. Перейти
    ↑ McLaughlin 2003 , p. 451.
  21. Ленгерер , стр. 50.
  22. Jentschura, Юнг и Микель , стр. 19.
  23. ^ а б Тарас , с. 24.
  24. Перейти
    ↑ McLaughlin 2008 , pp. 54–55.
  25. Перейти
    ↑ McLaughlin 2008 , p. 55.
  26. ^ а б в Маклафлин 2003 , стр. 91.
  27. Сильверстоун , стр. 374.
  28. Перейти
    ↑ McLaughlin 2008 , pp. 55–56.
  29. Перейти
    ↑ McLaughlin 2008 , p. 56.

Возвращение на родину

Спустя 10 лет Франция и Англия решили начать Дарданелльскую операцию, целью которой был захват одного из Черноморских проливов. Россия хотела дать отпор с помощью своей эскадры, но кораблей оставалось мало, поэтому было принято решение выкупить у японцев свои же броненосцы, которые десятилетие назад были захвачены в плен. Согласно заключенному с Японией договору, за 15,5 млн рублей русским войскам удалось выкупить и привезти на Родину три корабля: «Танго», «Сою» (русский «Варяг») и «Сагами» (русский «Пересвет»). Они были доставлены во Владивосток в марте 1916 года.

Выкупленным кораблям вернули изначальные названия, «Танго» был переименован в «Чесму», так как «Полтавой» назвали один из новых дредноутов. Новый капитан броненосца В.Н. Черкасов написал в рапорте, что корабль находился далеко не в идеальном состоянии.

Начало русско-японской войны

Ночью 26 января 1904 года произошло нападение японских эсминцев на стоявшую возле Порт-Артура русскую эскадру, которая после боя лишилась двух больших кораблей, но сумела отогнать от себя неприятеля, который почему-то в самом разгаре сражения смутился и стал отступать. «Полтаве» в этом бою осколки от бомб попали в бортовой торпедный аппарат, но что-то уберегло команду и корабль от взрыва: было ранено всего три члена команды. Сам же броненосец сумел выпустить около семидесяти зарядов по вражеским суднам. Утром по окончании боя русские корабли уплыли во внутреннюю гавань, во время входа в которую «Полтава» и «Севастополь» задели друг друга боками.

В середине марта с броненосца «Полтава» был спущен паровой катер, который запустил метательную мину в японскую эскадру и потопил один из брандеров. Вскоре после этого экипажи кораблей начали демонтировать артиллерию и оборудовать из нее четырехорудийную батарею на Перепелиной горе, для защиты Порт-Артура, на который японцы готовили нападение. 26 июня «Полтава» находилась в бухте Тахэ, откуда вместе с другими броненосцами и крейсерами вела обстрел по японской эскадре.

В годы революции

После Октябрьской революции команда «Чесмы» встала на сторону советской власти, а в марте судно было захвачено англичанами, которые стали использовать броненосец как плавучую тюрьму. Через два года они бросили судно при эвакуации из Архангельска. Когда его нашли в июне 1921 г., то сдали на хранение в Архангельский порт, а после трехлетнего простоя там было принято решение отправить «Чесму» в Отдел фондового имущества для того, чтобы разобрать на металл. Так же поступили и с другими эскадренными броненосцами типа «Полтава».

В осажденном Порт-Артуре

В конце осени японцам удалось захватить высоты возле Порт-Артура и начать обстреливать оттуда русские корабли. 22 ноября в «Полтаву» попал снаряд, который взорвался в погребе, из-за чего «Полтава» начала тонуть, в конечном счете осев на грунт. Экипаж, который на тот момент составлял 311 нижних чинов и 16 офицеров, попал в плен к японцам.

В июле 1905 года японцы закончили починку захваченного броненосца «Полтава» и, подняв его на воду, переименовали в «Танго». Во время реставрации были заменены некоторые мачты, трубы, вентиляционные каналы и торпедные аппараты. А через четыре года «Танго» стал полноценным японским броненосцем береговой охраны. Его экипаж увеличили до 750 человек.

Строительство

Модель броненосца «Полтава» планировали, основываясь на чертежах броненосца «Николай I», который обладал большой впечатляющей мореходностью, но в «Полтаве» планировалось увеличить водоизмещение, чтобы тем самым поднять показатели дальности плавания. Кроме того, на новом броненосце была установлена еще одна башня с двумя орудиями, каждое по 305 мм.

7 мая 1892 года в присутствии Александра III и его семьи «Полтава» была заложена, хотя начальные работы над кораблем, которыми руководили известные морские инженеры И.Е.Леонтьев и Н.И.Янковский, начались еще в феврале того же года. Несмотря на последующую довольно длительную застройку, спуск броненосца на воду произошел 25 октября 1894 года.

Ссылки [ править ]

  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–05
    . Лондон: скопа. ISBN 978-1-84603-330-8.
  • Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг
    . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-X.
  • Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Танго (бывшее Полтавское)». Вклады в историю японских императорских военных кораблей
    (Документ V): 50–52.(требуется подписка) (свяжитесь с редактором на lars.ahlberg halmstad.mail.postnet.se для получения информации о подписке)
  • Маклафлин, Стивен (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Полтава». Вклады в историю японских императорских военных кораблей
    (Документ V): 53–56.(требуется подписка)
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры
    . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-481-4.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных судов
    . Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN 0-88254-979-0.
  • Тарас, Александр (2000). Корабли Российского Императорского флота 1892-1917 гг
    [
    Корабли Императорского русского военно — морского флота 1892-1917
    ]. Военно-историческая библиотека. Минск: Харвест. ISBN 978-985-433-888-0.
  • Уоттс, Энтони (1990). Императорский флот России
    . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-912-6.
  • Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну
    . Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-88706-191-5.
  • Уилмотт, Хедли (2009). Последний век морской мощи: от Порт-Артура до Чанака, 1894–1922 гг . Блумингтон, Индиана: Издательство Индианского университета. ISBN 978-0-253-35214-9.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]