«Ниасилил, много букв»: наземная техника сухопутных войск
Танкам, бронетранспортёрам и прочей бронетехнике обозначения наносятся на корпус — спереди и сзади. У автомобилей они располагаются на бампере — опять же, на переднем и заднем. С первого взгляда эта мешанина цифр и букв может сбить с толку, но, если приглядеться, всё оказывается логично и легко запоминается.
Вот для примера — танк M1A1 «Абрамс» с базы Форт-Стюарт в Джорджии. На его лобовом бронелисте написано 3I 6-8CAV (слева) и D14 (справа). Понять, что это такое, легко, если представить, что это что-то вроде почтового адреса: сначала пишется город, потом улица, дом, квартира и, наконец, имя адресата. Точно так же и здесь — информация идёт от общего к частному.
Первой указывается дивизия. В данном случае, 3-я пехотная (3rd Infantry) — отсюда 3I. Иногда пехотная дивизия может обозначаться как ID, а не I. Танковые дивизии обозначаются A или AD (Armored Division).
Далее идут батальон и полк. 6-8CAV — это 6-й батальон, 8-й кавалерийский (Cavalry) полк. Пехотные батальоны и полки обозначаются INF (Infantry), танковые — ARM (Armored), разведывательные — R или REC (Recon). Есть и более экзотические обозначения — скажем, EOD (сапёры, Explosive Ordnance Disposal), TMP (транспорт, Transportation Motor Pool), S&S (снабжение и обслуживание, Supply & Service). Но они обычно встречаются на красивых фотографиях куда реже.
D14 — это рота, взвод и номер танка. В данном случае рота D или «Дельта» (четвёртая — в американской армии роты не нумеруются, а обозначаются буквами), 1-й взвод, танк номер четыре. У американцев в танковом взводе четыре машины, танк командира всегда носит номер 1, танк его заместителя — номер 4. Здесь перед нами именно последний случай. Стоит отметить, что прицепы для автомобилей имеют тот же номер, что и сам автомобиль, только к нему добавляют букву T (trailer, «прицеп» то бишь). То есть, например, у грузовика A23 прицеп будет A2T3.
Как видите, всё просто. Впрочем, столь длинными обозначениями заморачивается только армия. ВВС, ВМФ и корпус морской пехоты ограничиваются только регистрационным номером машины, который обычно состоит из пяти-восьми цифр и расшифровке не подлежит — это просто порядковый номер.
Вероятный противник: военные автомобили Соединенных Штатов
Мы уже довольно давно ведем военную рубрику и успели изучить старую и новую российскую технику, иномарки на службе в РФ, украинские военные автомобили, а также европейские армейские грузовики. Теперь мы обращаем взор за океан и снова хотим подчеркнуть, что наши публикации не несут никакой политической подоплеки.
Также перед тем, как мы расскажем о ряде выдающихся американских военных авто, стоит отметить, что военная индустрия США развита невероятно хорошо и на рынке царит конкуренция частных компаний, которые предлагают десятки разных автомобилей.
Мы рассмотрим лишь малую часть из них, и в этом списке будут как передовые, так и весьма архаичные конструкции.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
HMMWV фото: amgeneral.com
HMMWV
Длина: 4,6 метра. Двигатель: турбодизель V8 объемом 6.5 литра. Отдача: 190 л.с. и 380 Нм. Трансмиссия: 3-ступенчатая АКПП, привод 4х4. Снаряженная масса: 2 676 кг. Максимальная скорость: 88 км/ч. Дорожный просвет: 410 мм. Когда мы говорим «американский военный автомобиль», то первым делом вспоминаем его, родимого. И пусть «старину Хамви» уже достаточно массово списывают, он в строю уже почти 30 лет и заслуживает отдельного абзаца в этом материале. Вначале немного о названии. HMMWV — это ни что иное, как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, то есть «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство». Американцы любят прозвища, поэтому скоро «навороченная» аббревиатура превратилась в созвучное Humvee.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
HMMWV фото: amgeneral.com
Многие ошибочно думают, будто бы Humvee — детище General Motors, но это не так. На самом деле, модель придумала в конце 70-х и выпускает ее по сей день компания AM General, которая никакого отношения не имеет к GM, несмотря на похожие названия. Эта оборонная фирма когда-то была частью корпорации Kaiser-Jeep, так что можно сказать, что Humvee в какой-то мере является наследником легендарного «Виллиса» времен Второй мировой. В начале 90-х концерн GM просто купил права на выпуск гражданской версии HMMWV под созвучным и более брутальным именем Hummer («молоток»), тем более что изначально именно General Motors был поставщиком моторов для автомобилей модели. После «заморозки» этого проекта выпуск военной модификации продолжился.
HMMWV фото: amgeneral.com
Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle
Длина: 4,57 метра. Двигатель: турбодизель объемом 1.9 литра. Отдача: 150 л.с. и 350 Нм. Трансмиссия: 6-ступенчатая АКПП, привод 4х4. Снаряженная масса: 2 041 кг. Максимальная скорость: 136 км/ч. Дорожный просвет: 350 мм. Военные автомобили необязательно должны быть большими и страшными. Руководствуясь таким соображением, американцы в конце 70-х озаботились созданием легкого и быстрого транспорта для патрулирования пустыни. Исполнителем заказа стала небольшая фирма Chenowth Racing Products из Калифорнии. Тот автомобиль назывался DPV, что буквально расшифровывается как «транспорт для патрулирования пустыни», и больше напоминал багги. Он мог быстро перемещаться по песку и нести на себе пулеметы. Такие штуковины пригодились американским военным в ходе операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе. В 90-е им на смену пришли похожие конструктивно LSV — «легкий ударный транспорт».
Сейчас для армии закупаются уже «продвинутые», то есть Advanced LSV, получившие имя собственное — Flyer («летун»). Они производятся калифорнийским, опять-таки, оборонным концерном Marvin Group. Эти машины уже гораздо меньше похожи на багги, хотя их коньком остается быстрота на пересеченной местности. Если верить паспортным характеристикам, то углы въезда и съезда составляют 59 и 50 градусов соответственно. Есть варианты для перевозки грузов и транспортировки раненых, а также версии, оснащенные пулеметами и даже броней, для участия непосредственно в боевых операциях. Машины относительно компактны, и их можно перевозить вертолетами как снаружи, так и внутри.
Flyer ALSV – Advanced Light Strike Vehicle фото: gd-ots.com
International MaxxPro
Длина: 6,5–7,2 метра. Двигатель: турбодизель Navistar DT объемом 9.3 литра. Отдача: 330–375 л.с. Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 4х4. Снаряженная масса: 12 700 – 14 500 кг. Дорожный просвет: 350 мм. Этого монстра, как и другие грузовики под брендом International, производит корпорация Navistar. Его называют преемником Humvee, но это не вполне так. Отчасти функции «Хамви» выполняет упомянутый выше Flyer, а MaxxPro — не просто автомобиль, а тяжелый MRAP — Mine Protected Ambush Resisted, то есть транспорт, защищенный от мин и засад.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
International MaxxPro фото:
wikipedia.org
Выполнять эти функции ему помогает V-образное днище, которое рассеивает ударную волну. Похожую конструкцию имеют российские «Тайфун-М» и «Тайфун-К», о которых мы уже писали в обзоре о перспективном российском вооружении. Много споров идет вокруг боеспособности MaxxPro. В частности, военные эксперты (в том числе и американские) говорят о том, что четыре колеса — маловато для бронеавтомобиля, ведь после взрыва мины он, оставшись без одного или двух колес, не сможет двигаться дальше. Тем не менее в США построено уже более 9 000 экземпляров нескольких модификаций и множество их отправлено на экспорт, в армии европейских стран. Стоит отметить, что, помимо упомянутого в этой статье MaxxPro, в распоряжении американской армии есть еще несколько модификаций MRAP, в том числе трехосные Buffalo и Caiman.
International MaxxPro фото: wikipedia.org
Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter
Длина: 15,8 метра. Двигатель: Detroit Diesel Series 92 8V92. Отдача: 500 л.с. Трансмиссия: 5-ступенчатая АКПП, привод 8×8. Снаряженная масса: 19 500 кг. Американцы долго не думали над названием, поэтому автомобиль именуется «Транспортер для тяжелого оборудования». И действительно, могучая конструкция способна возить до 64 тонн, хотя и очень медленно — максимальная скорость составляет 72 км/ч.
Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter фото:
oshkoshdefense.com
Нынешняя версия тяжелого грузовика выпускается с 1993 года, а собирает его один из старейших производителей специальной и военной техники — корпорация Oshkosh из Висконсина. В основном М1070 используют для перевозки танков и прочей гусеничной техники. Помимо армии США, они являются основным тяжелым транспортом британцев — ради поставок в Старый Свет американцы умудрились адаптировать свой древний V-образный детройтский дизель до нормы «Евро-3».
Oshkosh M1070 Heavy Equipment Transporter фото: oshkoshdefense.com
Dragon Runner
Длина: 38 см. Снаряженная масса: 4 кг. Чтобы уменьшить человеческие потери в бою, американцы активно внедряют беспилотную технику. «Дракон-бегун» — один из доброго десятка серийных передвижных роботов, и мы выбрали его в основном потому, что он по своему виду ближе других к автомобилям. Остальные, как правило, на гусеницах или с «ногами». Предполагается, что этого малыша солдат может унести в рюкзаке и при необходимости выбросить на разведку. Выбросить — в прямом смысле слова, ибо Dragon Runner выдерживает падение на твердый грунт из движущегося на скорости до 70 км/ч транспорта. Колеса у него больше корпуса, так что без разницы, на какую сторону падать. Из «вооружения» у Dragon Runner — только камера, микрофон да датчик движения, плюс передатчик для отправки информации на «базу». Роботов собирают в Пенсильвании, на производстве компании Automatika. С 2010 года они работают в Афганистане для исследования опасных территорий и поиска мин.
Dragon Runner фото: wikipedia.org
Послать на две буквы: логика ВВС
Самая приметная деталь самолётов американских ВВС — две буквы на хвостовом оперении. Что они обозначают? Место базирования. Например, на фото ниже — истребители F-15E 335-й истребительной эскадрильи. Кстати, у машины слева под двумя буквами присутствует соответствующая пометка — 335FS (Fighter Squadron). Располагается 335-я на авиабазе Сеймур-Джонсон в Северной Каролине — отсюда буквы SJ (Seymour Johnson). Ниже виден номер самолёта и буквы AF — Air Force, то есть ВВС.
Аналогичным образом сокращаются и другие авиабазы. Например, ED (база Эдвардс в Калифорнии), HL (база Хилл в Юте), LN (Лейкенхит в Великобритании).
Впрочем, если бы всё было так просто и логично, это была бы не авиация (которая, как известно, начинается там, где заканчивается порядок). Скажем, F-22, обитающие на авиабазе Эльмендорф-Ричардсон, носят буквы не EL, не ED, не ER и не какие-то другие подобные, а AK. Потому что база расположена на Аляске. А самолёты с авиабазы Кадена в Японии вообще обозначаются ZZ. Почему? Покрыто мраком тайны. Возможно, за этим кроется какая-то интересная история, но мы это, скорее всего, никогда не узнаем.
Иногда бывает и такое, что вместе с логикой выбрасывают и сами сокращения. У самолётов национальной гвардии Южной Каролины, например, на килях так и написано — South Carolina. Гордо и без купюр. Правда, это всё же национальная гвардия, «вояки по выходным», у них всё не как у людей…
Вы думали, у армейцев много букв? Посмотрите на флот!
ВМС США нередко действует по принципу «как угодно — главное, не так, как у сухопутных крыс». Поэтому воздушные суда флота и корпуса морской пехоты хоть и носят по две буквы на хвосте, значение у них совсем другое. Первая буква символизирует флот. Атлантический — A, Тихоокеанский — внезапно — N (а не P от Pacific, как можно было бы подумать). Вторая — код авиационного крыла, для каждого она уникальна. Внизу на фото — истребитель-бомбардировщик F/A-18E 8-го крыла. Оно базируется на авианосце «Джордж Буш» в Атлантике и обозначается буквой J, поэтому на килях у самолёта обозначение AJ.
Помимо букв на киле, морские самолёты и вертолёты носят длинные аббревиатуры. Первой буквой обозначается тип летательных аппаратов, которым вооружена эскадрилья: V (самолёты) или H (вертолёты). Далее, если эскадрилья относится к морской пехоте, ставится буква M. Последние две буквы обозначают род занятий эскадрильи. Вот список:
A — ударная/штурмовая C — боевая F — истребительная P — патрульная Q — радиоэлектронной борьбы S — противолодочная W — радиообнаружения и наведения
После аббревиатуры ставится номер эскадрильи. То есть тот же F/A-18E на фото выше, имеющий на фюзеляже обозначение VFA-31, относится к 31-й истребительно-штурмовой эскадрилье. А такой же на фото ниже — к 115-й истребительно-штурмовой эскадрилье Корпуса морской пехоты США.
M1A1SA Abrams
Единиц — 775 единиц
Эта версия Абрамс более старенькая, но машины или танки на вооружении США стоят по-прежнему. Они принадлежат первому поколению американских машин. Масса составляет около 61 тонны и это тяжеловес. Стандартно оснащается пушкой с калибром 105 миллиметров М68А3. В боекомплекте находится 55 единиц. Танки США 2021 Абрамс «1» используют моторы на 1,5 тысячи сил с воздушным охлаждением газотурбинного типа. По идее M1A1SA Abrams закладывался для эксплуатации в других странах, таких как Марокко, но вооруженные силы решили оставить огромное количество единиц себе. Поэтому долгое время танки на вооружении США остаются и трудятся во благо армии.
- Масса: 61,3 т.
- Длина: 9 828 мм
- Высота: 2 400 мм
- Ширина: 3 653 мм
- Калибр пушки: 105 мм
- Мощность мотора: 1 500 л. с.
- Скорость: 66,8 км/ч
Какой номер у саксофониста?
Ну и напоследок, в качестве бонуса, — цифровые коды воинских специальностей Корпуса морской пехоты США. Это не обозначения техники, но тоже может быть интересно. Полный список можно найти здесь (на английском), мы же приведём наиболее интересные варианты:
0311 — стрелок 0313 — член экипажа лёгкой бронетехники 0317 — снайпер-разведчик 0911 — инструктор строевой подготовки 1812 — член экипажа танка 2783 — переводчик с венгерского 2791 — переводчик с русского 4641 — фотокорреспондент 5537 — саксофонист 8411 — вербовщик
Эти номера плотно вошли в жаргон морпехов, так что не удивляйтесь, услышав фразу типа «Эй, два семь восемь три, как по-венгерски будет „сдавайся“?»
M1A2 SEP v2 Abrams
Единиц – 1 611
Это танки, устанавливаемые на популярную военную боевую платформу в Абрамс, во втором поколении. Первые машины этой модификации появились еще в 1992-ом году, они получили тепловизионный прицел, обновления наводчика и многое другое. Конкретно эти танки США M1A2 SEP v2 Abrams появилась в 2008-ом году. Управляя ими операторы могут следить за обстановкой через дисплеи, которые стали цветными. Также был улучшен двигатель и введены инновационные технологии.
Из основного вооружения танки США 2022 имеют пушку с калибром 120 миллиметров М256. Производят ее немцы, но только с использованием лицензии от американцев. Говоря о боезапасе, то тут уже использовали последние инновационные технологии. Бронебойный снаряд изготавливается при помощи уранового сплава, так что пробить сталь с толщиной больше 75 сантиметров для него не будет проблемой, притом, что расстояние до нее от танка будет 2 километра. Максимальная же дистанция таких снарядов 3,5 километра.
Еще одно преимущество, почему танки на вооружении США считаются одними из лучших, это масса M1A2 SEP v2 Abrams, достигающая 62,5 тонн, в боекомплекте стандартно находится 40 единиц. Из вспомогательного орудия это 3 пулемета, два калибра 7,62 миллиметра и один на 12,7 мм. Двигатель танка обладает мощностью в 1500 лошадиных силы, такой позволяет 62-хтонной машине двигаться по шоссе со скоростью 67 километров в час. Полного бака хватает на 470 километров пути.
- Масса: 62,5 т.
- Длина: 9 830 мм
- Высота: 2 430 мм
- Ширина: 3 660 мм
- Калибр пушки: 120 мм
- Мощность мотора: 1 500 л. с.
- Скорость: 67 км/ч