Хит-парад. Наиболее распространённые армейские автомобили СССР и России

В настоящее время ежегодно изобретаются все новые и новые боевые машины. Одни используются исключительно для защиты, другие для атакующих действий и подавления огнем противника. Одно можно сказать точно: есть боевые машины мира, которые удивляют своей броней, скоростью и возможностями, в том числе и разрушительными. Давайте поговорим о самых интересных и известных моделях, рассмотрим их ключевые особенности, возможности в условиях боевого конфликта и многое другое. Особое внимание уделим технике для транспортировки личного состава, так как она является очень интересной.

Немного общих сведений

Как было отмечено выше, речь по большей части пойдем о технике для транспортировки пехоты, к примеру, БТР и БМП. По сути, они друг от друга практически не отличаются. Ключевое отличие БМП состоит в том, что такая техника способна поддерживать союзную пехоту на поле боя, в то время как БТР — только транспортировать ее до точки назначения. Но в настоящее время все эти машины используются с одной и той же целью. Танк «Мардер», например, является довольно известной машиной бундесвера. Техника весит порядка 33 тонн. Была принята на вооружение еще в 1970 году и до сегодняшнего дня входит в десятку лучших боевых машин пехоты. Служит для перевозки пехоты (7 человек). Экипаж БМП состоит из трех человек. Это, безусловно, достойная немецкая машина, правда, она не участвовала в боевых действиях.

ГАЗ-66 (1964-1999)

Третья строчка принадлежит ГАЗ-66 (годы выпуска:1964-1999). Этот автомобиль широко известен в нашей стране. Он имеет две оси и полный привод. Его часто используют и в армии России. Производили его три с половиной десятилетия, а общее количество произведённых грузовиков едва не достигло миллиона. Только военные знают, сколько этих автомобилей эксплуатируется в нашей стране сегодня. И запасы его в армии довольно серьёзные, поскольку с девяностых годов и по текущий момент эти машины (которые предварительно списываются) продаются с консервацией.

Грузовик ГАЗ-66 в армии оснащался разными надстройками кузова (бортовой кузов, разные КУНГи для командования, связи, медобслуживания и т.п.). Используют реактивные установки и модули для дезинфекции и душа. Существовал вариант для десанта (ГАЗ-66Б), имеющий крышу и складной руль, чтобы автомобиль мог поместиться в транспортном самолёте. Сегодня в армии ГАЗ-66 часто меняют на грузовик ГАЗ-3308, который называется «Садко». В сущности, этот автомобиль является модернизированной версией ГАЗ-66.

Выживаемость в условиях бездорожья и отличная проходимость – характерные черты автомобиля ГАЗ-66. Он является компактным, лёгким, и имеющим отличную развесовку, а также в мостах «самоблоки». Кроме того, в грузовике имеется лебёдка механическая и подкачка шин. Его ценят не только в армии, но и в «гражданских» организациях. Карбюраторный двигатель (V8, 4,2 литра) хорошо переносит излучение (электромагнитное), которое бывает при взрыве (ядерном). Этого нельзя сказать об «электронных» моторах. Подкачала эргономика водительского места: при посадке практически обнимаешь силовой агрегат, руль практически горизонтальный, рычаг КПП расположен в задней части кабины. Нужно помнить, что военные должны стойко справляться со сложностями на службе.

Лучшие боевые машины мира: М1114

Данный бронированный автомобиль родом из Америки. Увидев его на фото, сразу можно догадаться о том, что это тот самый легендарный «Хамви». Примерно к 1990 годам принято решение заменить шасси М998, которое было недостаточно эффективным в условиях военного конфликта. При этом перед разработчиками ставилась задача: улучшить скорость, противоосколочную и противоминную броню и уложиться в вес 5 тонн. Все это было достигнуто. Помимо всего прочего, добавилась внушительная огневая мощь. В частности, съемное вооружение состоит из противотанковых ракетных комплексов, дистанционно управляемых 12,7-миллиметровых пулеметов, а также легких пулеметов на крыше.

Сегодня «Хамви» является символом армии США, так как данная бронированная мобильная колесная машина используется во всех конфликтах на протяжении 30 лет. По некоторым данным, в настоящее время изготовлено порядка 200 000 различных модификаций «Хамви». Конечно, данная бронированная машина очень часто подвергалась обстрелам, ломалась, загоралась, глохла и взрывалась, но выживаемость экипажа была довольно высокой.

ГАЗ-АА/ММ (1932-1949)

Вторую позицию занимает ГАЗ-АА (ММ), который выпускали в 1932-1949 г.г. Если танк Т-34 считают танком нашей Победы, то знаменитую «полуторку» — грузовиком этого знаменательного события, вывезшим на «горбу» всю войну. Выпущено этих автомобилей около миллиона единиц, что позволило сделать его в первой половине 20 века распространённым грузовым автомобилем не только Красной Армии, но и всего СССР. В армии ко времени начала войны было свыше 150 тыс. автомобилей, и использовали их вплоть до 60-х годов.

Из-за военной необходимости и небольшого срока жизни этих грузовиков на фронт стали поставлять ГАЗ-ММ-В (военного образца). С целью экономного расхода используемого металла вместо крыльев, имеющих полукруглую форму, стали использовать прямые, которые гнут из такого материала, как кровельное железо. У автомобиля не было

тормозов (на передние колёса), дополнительных фар, дворников, глушителя и ряда иных компонентов. Для изготовления кабины использовалось дерево, однако в 1942 году вместо дверей стали использоваться пологи из брезента.

На войте такие автомобили перевозили пехотинцев, раненых, разные грузы, орудия, радиостанции, разные цистерны и т.д. И это в условиях бездорожья и с перегрузками. Первый вариант – ГАЗ-АА, выпускавшийся в 1932-1938 г.г. Автомобиль являлся аналогом Ford AA (США). У него был бензиновый двигатель (42 л.с. и 3,3 литра). Он был очень выносливым, по сравнению с техникой, поставлявшейся по операциям ленд-лиза. С 1938 по 1949 г.г. производили вариант ГАЗ-ММ (модернизированный), мотор которого был несколько мощнее (50 л.с.). Кроме того, у этого автомобиля была усиленная подвеска и рулевое управление, которое подвергнуто переделке.

Universal Carrier и Sonderkraftfahrzeug 251

Первый танк родом из Британии. Он, по сути, является бронетранспортером-тягачом. Внешний вид Universal Carrier довольно неказистый, тем не менее с экипажем в 5 человек машина передвигалась со скоростью 50 км/час и имела достаточно хорошую проходимость. Во время Второй мировой войны использовалась практически на всех фронтах. Масса машины – 4 тонны при броне в 10 мм. С 1934 по 1960 годы было изготовлено порядка 110 000 таких машин, после чего они были сняты с производства.

Довольно известным является полугусеничный бронетранспортер с названием SdKfz 251. Это очень быстрая, вместительная и довольно защищенная машина. Скорее всего, именно поэтому она полюбилась немцам. Экипаж состоял всего из двух человек, в кузове же вмещались 10 человек десанта. Защищал личный состав бронелист толщиной 15 мм. За годы Второй мировой войны SdKfz 251 пережил довольно много модификаций. Устанавливались различные приборы наблюдения и связи, а также такое вооружение, как система реактивного залпового огня.

ЗиЛ-131 (1966-2002 гг.)

Четвёртую позицию занял ЗиЛ-131, выпускавшийся до 2002 г.г. (с 1966 г.). Хотя известный завод им. Лихачёва уже не существует, автомобиль ЗиЛ-157 и облегчённый аналог «Урала» можно встретить в разных военных частях. Но знаменитый 131-й нельзя назвать молодым, поскольку значительную часть этих машин выпускали во времена СССР и некоторое время после его распада. С течением времени техника изнашивается, и её списывают с армейских складов. Запасы такой техники пока ещё значительны.

ЗИЛ-131 используют в армии в качестве «универсального средства». Он может транспортировать не только полуприцепы, платформы (бортовые), но и грузы, личный состав и комплексы (как ракетные, так и зенитные). Он также используется для транспортировки КУНГов, применяемых в мастерских по ремонту, медицинских пунктов, походных кухонь и радиоэлектронных комплексов.

В СССР топливо было дешёвым, так что в качестве базового двигателя для этого автомобиля был мотор V8 (150 л.с.), который является карбюраторным. Но двигатель является его уязвимым местом: тяга незначительная, но расход топлива большой. Поэтому «зилок» сдаёт завоёванные позиции дизелям. Но потенциал в плане проходимости у этого автомобиля существенный. Имеется полный привод, а к переднему мосту проведено электропневматическое подключение. Кроме того, имеется 330-мм клиренса и система, изменяющая в шинах уровень давления. Предусмотрена лебёдка, имеющая механический привод. Производился даже редкий в наше время автопоезд (5-осный) с полным приводом, имеющий тягач ЗиЛ-137. Имеется полуприцеп (10 тонн), оси (ведущие) которого, установлены от ЗиЛ-137Б.

Боевые машины пехоты мира: Achzarit и БМП-1

Achzarit – тяжелая техника Израиля, которая используется исключительно в оборонительных целях. В настоящее время это самая защищенная бронемашина в своем роде. «Во лбу» находится бронелист толщиной 200 мм, который был улучшен динамической защитой и карбоновыми волокнами. Все это добавило бронетранспортеру 17 тонн веса, но значительно увеличило шансы личного состава на выживание. Achzarit идеально подходит для боевых действий в городских условиях. Это обусловлено толстыми бронелистами. Машина не боится выстрелов из гранатометов даже в упор, что уж говорить об осколочных повреждениях.

«Леопард» 2А7 и «Абрамс»

Это единственные танки, выдержавшие 10 из 12 испытаний в моделированных танковых боях. «Леопард» — полноценный воин, который может штурмовать и защищаться в условиях города и открытой местности. Оснащается пушкой 122 мм, имеет броню «во лбу» башни 1300 мм, что делает его совершенно неуязвимым. Вес «Леопарда» составляет 67 тонн, но даже так он показывает неплохую динамику и разгоняется до 75 км/час. Данную модель можно найти даже в журнале издательского дома «ДеАгостини». Боевые машины мира, собранные в изданиях этого популярного журнала, без сомнения, заслуживают внимания. «


Абрамс» и «Леопард» повторяют друг друга. Единственное ключевое отличие заключается в том, что у «Абрамса» лобовая броня составляет 1 000 мм, что тоже довольно много.

Лёгкие машины для тяжёлой работы

Лёгкие машины для тяжёлой работы

14 June ’19

Пустынные патрульные машины, машины быстрой атаки, быстроходные штурмовые машины, боевые багги — все эти слова об одном и том же. Условно можно считать, что предвестником таких машин стали лёгкие армейские внедорожники (Volkswagen Kübelwagen, Bantam BRC и другие), но цели у этих видов транспорта кардинально разные.

Если лёгкие армейские внедорожники в первую очередь нужны армии, то боевые багги скорее транспорт спецназа. Именно на пустынных патрульных машинах (Desert Patrol Vehicle, DPV) отряд американских сил специальных операций Navy SEAL Team 6, более известный как «Морские котики», первым вошёл в город Кувейт во время операции «Буря в пустыне».

Боевые багги не имеют брони, а их проходимость обусловлена прежде всего небольшим весом. На пересечённой местности, а также в наборе скорости мало какие армейские машины могут составить им конкуренцию. В этой подборке представлены некоторые из сверхлёгких машин, которые разработаны для «особых солдат» разных стран мира.


Машины Fast Attack Vehicle (FAV) можно условно считать первыми боевыми багги. Раллийная команда Chenowth в 80-е годы выиграла американский армейский контракт на разработку быстрого военного багги, и понеслось… militarymachine.com


Первые автомобили Fast Attack Vehicle (FAV) появились в 1982 году, но длительное время «простаивали». Звёздный час машин быстрой атаки настал во время операции «Буря в пустыне». militarymachine.com


Американские «Морские котики» на FAV сумели быстро преодолеть пустыню и прорваться в город Кувейт. Тем самым они сделали лучшую рекламу для Chenowth и этого класса техники. militarymachine.com


Американские FAVы оснащались 2-литровыми 200-сильными двигателями Volkswagen, весили 680 кг и могли проехать 320 км на одной заправке, максимальная скорость составляла 97 км/ч. В 1991 году Fast Attack Vehicle были переименованы в Desert Patrol Vehicle (DPV). militarymachine.com


С ростом потребностей американской армии появились машины Light Strike Vehicle (LSV), весившие 960 кг, набиравшие скорость до 130 км/ч и вмещавшие значительно больше груза (в том числе вооружения). militarymachine.com


Позже LSV заменил ALSV (Advanced Light Strike Vehicle). Это был ещё более тяжёлый монстр массой 1600 кг с 160-сильным двигателем, способным «затаскивать» машину в полном снаряжении на 75-градусные склоны. militarymachine.com


«Коджак» — боевой багги боливийской армии, принятый на вооружение в 2005 году. Трёхместная машина может оснащаться как стрелковым оружием, так и пусковыми ракетными установками. razonyfuerza.mforos.com


«Апереа» — боевой багги уругвайской армии. Существует несколько модификаций, самая мощная из которых может разгоняться до 160 км/ч при массе в 630 кг. vasili.io.ua


«Лобо», он же VATT (Vehiculo de Ataque Todo Terreno — «вездеходная штурмовая машина»), принят на вооружение перуанской армии в 2005 году. Длина VATT составляет 4,5 м, ширина — 2,2 м, высота — 2,6 м, масса — 850 кг. discasanave.com


VELA (Vehiculo de Exploracion Ligero de Asalto — «лёгкая разведывательно-штурмовая машина») разрабатывалась для ВС Аргентины, но на вооружение официально не поступила. Машина комплектуется 1,6-литровым мотором «Фольксваген» и двумя пулемётами (12,7-мм М2НВ и 7,62-мм М60). vasili.io.ua


Машина VLF (Vehiculo Liviano de Fiero — «лёгкая огневая машина») разработана для кубинского спецназа «Ависпас Неграс» («Чёрные осы»). vasili.io.ua


Китайский Fast attack vehicle разработан корпорацией NORINCO в 2001 году. По своим характеристикам он ближе к лёгким внедорожникам и, в отличие от всех предыдущих машин, вмещает 4, а не 3 человека. military-today.com


«Чаборз М-3» — боевой багги от «Чеченавто» (РФ). Лёгкий многоцелевой вездеход способен перевозить экипаж из трёх человек и груз до 250 кг в условиях степи, пустыни и гор. defence.ru


«Чаборз М-6» — ещё одна боевая машина спецназа от «Чеченавто». Может перевозить до шести бойцов в полной экипировке и разгоняться до 130 км/ч. Его длина превышает 4 м, масса составляет 1,5 т. tass.ru


Flyer-60 Advanced Light Strike Vehicle — лёгкий по армейским меркам американский внедорожник типа «багги». Машина вмещает пять человек, оснащается 150-сильным дизельным двигателем объёмом 1,9 л и может перевозить до 1,6 т груза. armyrecognition.com


Электробагги Reckless UTV от американской Nikola Corportation оснащён четырьмя электродвигателями (по одному на каждое колесо), которые обеспечивают мощность, эквивалентную 555 л.с. Машина может вооружаться пулемётами, автоматическими гранатомётами и ПТРК Javelin. armyrecognition.com


Гибридный багги OV-2 разработан концерном «Калашников». Автомобиль развивает скорость до 100 км/ч и перевозит до 4 человек, включая водителя. Длина багги OV-2 составляет 2,9 м, ширина — 1,8 м, высота — 1,5 м. kalashnikov.media


Украинский «Багги». По словам разработчиков, их детище является гибридом Humvee и DPV. kyivpost.com


Одни из самых популярных современных боевых багги — семейство MRZR от американской Polaris Defense. Эти машины имеют модульную конструкцию, что позволяет адаптировать их под любые нужды. Кроме того, эти машины доступны на гражданском рынке. На фото — модификация MRZR D4. military.polaris.com


Багги Polaris MRZR с боевым лазером от Raytheon. raytheon.com

Т-90 – один из лучших

Заслуживает внимание и танк российского производства Т-90. Он оснащается 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, которая может стрелять бронебойными, подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными и противотанковыми ракетами. На крыше устанавливаются 12,7-миллиметровый пулемет, способный выдавать до 900 выстрелов в минуту, который может вести огонь по воздушным целям. Также предусмотрен и 7,62-миллиметровый пулемет с дальностью стрельбы до 2 км. В целом же это отличный танк, для которого отведена отдельная коллекция. Боевые машины мира, представленные в данной статье, являются реальными. Но некоторые из них уже давно находятся в музеях, другие же активно участвуют в конфликтах по всему миру.

Вкратце о «М2 Бредли»

Данная американская боевая машина пехоты заслужила множество наград и широкое признание благодаря своей защите. Действительно, выживанию экипажа тут уделено довольно большое внимание (динамическая защита, многослойная броня 50 мм толщиной и много чего еще). Тут же есть и отличное вооружение, позволяющее личному составу вести прицельный огонь по противнику. Можно говорить о том, что на сегодняшний день это самые массовые модели. Боевые машины мира такого типа изготавливаются и сегодня. Уже выпущено порядка 7000 экземпляров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]