Бронированные автомобили: вникаем в суть городских «танков»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Такие автомобили оснащены пуленепробиваемым стеклом, утолщенными стальными элементами и поликарбонатным кузовом – всем тем, что сделает транспорт неприступным. Понадобиться целая армия, чтобы его остановить. Кроме высоких степеней защиты, подобные автомобили предлагают своему владельцу непревзойденную роскошь – стилем не жертвуют ради безопасности. Для того чтобы быть защищенным и незаметным, понадобится автомобиль из представленных в нашем списке, правда стоит он большие деньги.

Lexus LS 460 L – 300 000 долларов

Lexus LS 460 L сочетает в себе дизайн и безопасность с десятками бронированных и небронированных элементов. Автомобиль является творением компании INKAS, производителем бронированных автомобилей различных конфигураций. Он тяжелый, но скоростной с мощным двигателем 389 л.с. и 8-скоростной коробкой передач. Кузов выдерживает нападение стрелкового оружия и миномета, хотя внешне никто и не подумает, что машина настолько надежна.

Carro Forte 915 E

Вот еще одна инкассаторская машина, которая называется Carro Forte 915 E. Этот мини-грузовик также в основном используется для перевозки денежных купюр и других ценных бумаг.

Эта машина также будет не по зубам преступникам.

Да, конечно внутрь Carro Forte 915 E добраться гораздо легче бронированной фуры, но это не говорит, что у злоумышленников получится украсть деньги.

Инкассаторский Мерседес оснащен специальным сейфом, с системой защиты.

Например, при попытке взлома сейфа сработает система впрыска пенополиуретана, который сделает кражу бессмысленной.

Теоретически воры могут украсть деньги, но для этого им необходимо всего 22 секунды. Сами понимаете, что такое возможно только Джеймс Бонду в фильме про агента 007.

BMW 750 Li – 340 000 долларов

Международная корпорация International Armoring Corporation модернизировала привычный автомобиль BMW и превратила его в настоящий танк на колесах. BMW 750 Li оснащен 8V-образным двигателем мощностью 400 л.с. и бронированным кузовом. Во многих похожих автомобилях защищены задние сиденья или отделение для основных пассажиров, чтобы снизить стоимость. Но эта модель защищена полностью, в неЙ даже бронированная выхлопная труба, аккумулятор, радиатор, переднее крыло и топливный бак.

BMW 750Li Sedan

Инженеры легендарного немецкого автоконцерна решили не придумывать «велосипед», а модернизировать привычную модель, которая уже давно успешно зарекомендовала себя на рынке, превратив ее в полноценный танк. BMW 750Li Sedan оснащен мощной силовой установкой с максимальной отдачей 400 лошадиных сил и полностью бронированным кузовом. В этой модели от обстрела защищена даже выхлопная труба, радиатор и аккумулятор.

В отличие от многих других автомобилей, в процессе разработки BMW 750Li Sedan инженеры базировались исключительно на нуждах и личных предпочтениях VIP-персоны. Благодаря сверхпрочной подвеске седан отлично чувствует себя в любой труднодоступной местности. Цена BMW 750Li Sedan порядка 350 тыс. долл.

Cadillac Escalade ESV – 350 000 долларов

Компания Becker Automotive Design не экономила на средствах, чтобы разработать роскошный интерьер с кожаным салоном с элементами из ценных пород дерева. Салон, расширенный на 50 см, представляет собой современный офис со всем необходимым для работы, включая большие плоские мониторы. Бронированный автомобиль ESV оснащен крепкими надежными колесами, пуленепробиваемыми стеклами толщиной 40мм. Другие части автомобиля тоже защищены.

7. Mercedes-Benz S-Guard – 400 000 долларов

Бронированный Mercedes-Benz S-Guard стал очень популярным на рынке благодаря стильному дизайну, броне и усиленным деталям экстерьера, которые обеспечивают максимальную защиту пассажирам. Автомобиль S-Guard-класса может выстоять во время атаки из пулемета М-60. На случай газовой атаки салон оснащен автономной кислородной системой. Хорошо герметизированные пуленепробиваемые стекла, управляемые гидравликой, тоже защитят во время газовой атаки.

Knight XV – 629 000 долларов

Автомобиль Knight XV – это флагман от компании Conquest Vehicles, лидирующего производителя бронированных автомобилей. Модель в стиле «милитари», оснащенная 10 V- образным двигателем, единственная в своем роде. Еёвыпуск ограничен 100 единицами. Автомобиль бронирован от лобового стекла до дисков. Кроме этого, он обладает роскошным салоном – своеобразный номер «люкс» на колесах. Салон оснащен спутниковым телевидением, баром, кулером, системой подогрева сидений, черным ящиком, музыкальным и медиа центром.

Бронированная автоцистерна

Автоцистерна Oshkosh HEMTT A4 идеальное решение для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей в местах проведения военных действий, где в обычных бензовозах перевозить горючие жидкости не возможно.

Грузовая цистерна способна перевозить около 9400 литров бензина.

Также на борту грузовика есть лебедка способная выдерживать девять тонн. Это поможет Oshkosh HEMTT A4 в случае если грузовик увязнет в трудной местности.

Также компания Oshkosh предлагает бронированный обычный грузовик для перевозки различных грузов весом до 9,8 тонн.

Huron APC – 630 000 долларов

Вместо того чтобы маскироваться в автомобиле обычного вида, выезжаем на этом автомобиле и даем всем понять, что готовы ко всему. Атакующий и оборонительный автомобиль Huron APC может выдержать атаки пулемета М80 калибром 7,62. Дно может выдержать взрыв гранаты, а пассажиры смогут отстреливаться из пулемета, установленного на крыше. Конечно, этот автомобиль не подойдет для светских дел.

Audi A8 Security – 700 000 долларов

Audi A8 Security полностью бронирован, но внешне напоминает обычный автомобиль. Стальные и керамические элементы выполнены из специальных сплавов, а сам автомобиль прошел сертификацию немецких специалистов из German Ballistics Testing Center. Он был собран вручную опытными рабочими за 400 часов. Корпус и стекла могут выдержать практически все атаки. Автомобиль может быть модифицирован по требованию клиента. В салоне есть детектор дыма, цифровая радиосистема, сирена и светодиодные сигналы.

3. Mercedes-Benz G63 AMG – 1 миллион долларов

Mercedes-Benz G63 AMG от компании INKAS является одним из самых лучших бронированных лимузинов, доступных на рынке. В нём удачно сочетаются роскошь и безопасность. Автомобиль оснащен кожаным салоном, эксклюзивным освещением, пуленепробиваемыми стеклами, камерами, бронированным баком и другими усиленными и бронированными элементами. Хозяин автомобиля находится в полной безопасности внутри.

Rezvani Tank Military Edition

Прежде чем приступить к работе над этим броневиком американская компания Rezvani специализировалась исключительно на мелкокосерийном производстве эксклюзивных спорткаров. Однако в какой-то момент они решили переключить внимание на производство бронированной техники. Модель Tank Military Edition на сегодняшний день является единственным внедорожником компании.

Инженеры автоконцерна постарались сделать его максимально мощным. По сути, Tank Military Edition действительно имеет много общего с настоящим боевым танком. Внедорожник оснащен бронированной капсулой, в которой находятся пассажиры и пуленепробиваемым стеклом. Кроме того, в Tank Military Edition действует мощная противопожарная система.

Броневик имеет мощные шины и сверхпрочную подвеску, которая позволяет оставаться внедорожнику на ходу, даже после того, как он наехал на мину. Помимо всего прочего, в случае необходимости Rezvani Tank Military Edition может выпустить дымовую завесу, которая позволит дезориентировать врагов, и уехать незамеченным. В салоне внедорожника имеется огромный набор медикаментов и средств оказания первой помощи, а также несколько противогазов.

2. Cadillac “The Beast” – 1,5 миллиона долларов

Это единственный культовый автомобиль из всех бронированных машин, представленных в списке, так как это автомобиль президента США, который известен под прозвищем “The Beast”. Его стоимость составляет 1,5 миллиона долларов. В автомобиле предусмотрены бронированный бак, противопожарная система, автономная кислородная система, оружие. Корпус выполнен из стали, алюминия, титана и керамики. Снаружи автомобиль в случае опасности открыть не возможно.

Karlmann King

Перед вами гигантский шеститонный внедорожник, который был спроектирован на базе конструкции легендарного пикапа Ford F-550. Глядя на Karlmann King, неудивительно, что он претендует на звание самого мощного броневика мира. Кузов Karlmann King был сделан в стиле штурмовиков в сочетании с пуленепробиваемыми панелями и массой инновационных примочек. Ориентировочная цена бронированного внедорожника в базовой комплектации – порядка двух миллионов долларов. За персонализированный Karlmann King придется выложить около 3,8 миллиона долларов.

В «заряженную» версию внедорожника входит: натуральное дерево и золото в отделке салона, удвоенное количество сенсорных экранов, ультрасовременная мультимедийная система и даже стробоскоп.

Kombat T98 – 1,5 миллиона долларов

Компания Dartz, российский производитель Промброн, выпустила самый дорогой бронированный автомобиль Kombat T98. Бронированный внедорожник характеризуется роскошным салоном из кожи китового пениса, инкрустированной бриллиантами приборной панелью из белого золота и золотыми рамами. Автомобиль популярен среди российских политиков и европейских королевских особ. Броня автомобиля защищает 8,1-литровый 8V-образный двигатель и ценных пассажиров. Власть и деньги – это, безусловно, здорово, но ведь из-за них появляется масса ограничений, делающих жизнь скучной и пресной. А ведь в мире столько интересного, например, можно покататься автомобилях, созданных по мотивам мультфильмов.

Бронирование авто: виды и гарантии защиты

Бронирование автомобиля бывает:

  1. оригинальным (заводским), когда защитные элементы устанавливаются в процессе сборки;
  2. неоригинальным, когда автомобиль разбирается и вновь собирается.

Оригинальная бронировка делается только ограниченным количеством автомобильных заводов (БМВ, Ауди и другими), большинство же машин бронируется специальными фирмами.

Следует отметить, что бронирование, увеличивая вес авто, снижает его манёвренность и скорость.

Материалы, из которых изготавливается броня:

  • сталь и алюминий. Броня алюминиевая устоит перед 9-миллиметровыми пулями, стальная (в зависимости от толщины) — перед автоматной угрозой или пулемётом винтовочного калибра. Увы, оба вида не справятся с большинством бомб дистанционного управления;
  • ткани. Волокно кевлар — обеспечивает самые простые варианты защиты внутри авто;
  • керамика и армированная стекловолокном пластмасса. Первый вариант часто применяется для защиты и в авиации, благодаря своей прочности и эффективности. Армированная пластмасса обладает высокой сопротивляемостью пулям;
  • пуленепробиваемое стекло — применяется обычно от одного до восьми слоёв;
  • акриловые соединения и поликарбонаты — прозрачные, прочные и лёгкие, но огнеопасные.

Как бронируют автомобили?

Первый этап — выбор категории бронирования. Класс определяет, от какого вида оружия гарантируется защита. Исходя из этого, подбирают необходимые материалы для бронирования.

Категории защиты авто (всего их семь):

B1–B7 характеризуют защищённость кузова автомобиля, по аналогии, BR1–BR7 действуют для стёкол. Самые распространённые классы защиты — B4 и B6/B7.

Специальное оснащение бронированных машин:

  • пуленепробиваемые покрышки, которые даже после повреждения функциональны;
  • встроенные огнетушители;
  • GPS-система определения местоположения;
  • особые переговорные устройства;
  • пульт дистанционного запуска двигателя;
  • вентиляция извне — защита против нападений с использованием газа и так далее.

На втором этапе бронирования автомобиль покрывают защитной плёнкой, машину полностью разбирают изнутри, выстраивается трёхмерная модель, по которой затем изготавливаются лекала бронекапсулы. На то, чтобы разобрать авто до каркаса, уходит не более семи часов. Внутренности авто покрывают слоями материалов:

После вставляют бронепластины и так далее — в зависимости от класса защиты.

Дорабатывают защиту бензобака, устанавливают усиленные тормоза, приводят подвеску в соответствие с весом от 500 кг или выше, масса авто значительно увеличивается из-за брони.

Дорабатывают подкапотку, вваривая пластины, ставят защиту днища и основных электронных систем. В некоторые модели ставят бронежалюзи для радиатора.

Устанавливают пуленепробиваемые стёкла (Bulletproof Glass / Transparent Armor) либо Lexan. Бронированные стёкла для автомобиля собирают в специальном помещении, поскольку мельчайшая пылинка способна ослабить стекло. Изготавливают их, чередуя слои стекла и поликарбоната, и тестируют разными видами оружия, к примеру, с применением стандартного боевого оружия снайпера НАТО — винтовки М80. Средняя толщина такого стекла 5 см, опускаться оно может совсем незначительно — например, для того, чтобы можно было протянуть пропуск.

Монтируются колёса со спец. вставками, позволяющие до 50 километров ехать на пробитом/простреленном колесе — обычно этого хватает, для того чтобы покинуть опасное место.

Остались мелочи: усилить все дверные петли, защитить проёмы, установить различные дополнительные опции и, вообще, привести авто в «товарный» вид.

Машину выкатывают за пределы цеха и передают заказчику.

Ремонт бронированных автомобилей

Такие авто требуют специального подхода к проведению ремонтных работ. Самые распространённые операции для бронированной машины:

  • восстановление бронезащиты авто после ДТП;
  • замена пуленепробиваемых стёкол;
  • ремонт металлической бронезащиты;
  • замена дверей авто;
  • кузовной ремонт;
  • установка системы пожаротушения;
  • замена запасных частей электрооборудования, мелких элементов системы защиты, а также стандартных узлов и агрегатов;
  • большая масса кузова авто создаёт уязвимости двигателя, трансмиссии, ходовой части.

Ремонт бронированных автомобилей дороже, чем их обычных собратьев, поскольку детали часто приходится изготавливать на заказ.

Renault HiGuard

Компания Renault производит не только Clio, Megane и Espace, но и изготавливает потрясающие бронированные автомобили.

Грузовики Renault HiGuard универсальны. Например, они могут использоваться как для перевозки людей в горячих точках во время проведения военных действий, а также могут служить командным пунктом, пожарной машиной и даже военной скорой помощью.

Бронированный автомобиль Обамы

Служебный лимузин люкс-класса Барака Обамы носит прозвище «Зверь» (The Beast). Его называют самым бронированным автомобилем в мире:

  • броня дверей — 20 сантиметров;
  • броня окон — 12 сантиметров;
  • баллоны с кислородом на случай химической атаки;
  • пушки со слезоточивым газом;
  • вес более 8 тонн;
  • двигатель Duramax, потребляющий топливо любого качества и исключающий взрыв;
  • предел скорости — 100 км/ч.

Разрабатывалась машина на платформе грузового пикапа GMC TopKick концерном General Motors. У неё есть собственный самолёт — С-17 Globemaster, который используется службой охраны президента для перевозки авто. Интересно, что в распоряжении Обамы находится несколько клонов «Зверя», ни один из которых не имеет номеров. Сколько стоит бронированный автомобиль Обамы? Ориентировочно около 300000 $.

Заботиться о своём комфорте и безопасности очень важно. Какого бы «зверя» выбрали вы, покупая бронированный автомобиль, и почему?

Бронированные автомобили: вникаем в суть городских «танков»

Одна из ключевых потребностей человека — безопасность. Бронированные средства передвижения зачастую ассоциируются с чем-то непоколебимым и неприступным. Посудите сами, броня уберегла жизни таких людей, как Александр II, Аслан Масхадов, Рональд Рейган, Эдуард Шеварднадзе, Юнус-бек Евкуров, Анатолий Чубайс… В то же время с автомобилями непосредственно связаны убийства эрцгерцога Фердинанда и президента Джона Кеннеди. Выходит, что появление и развитие защищенных бронированных автомобилей, пусть и косвенно, но все же влияет на ход истории.

За понятием «бронеавтомобиль» скрываются сразу несколько вполне конкретных образов, каждый из которых имеет свои особенности. Единственное, что их объединяет — повышенный уровень защищенности. Дальше в дело вступают нюансы. То, каким в итоге получится бронеавтомобиль, зависит, в первую очередь, от задач и техзадания, что и обуславливает применение тех или иных решений. Что это будет? Военная бронемашина для ведения боевых действий, автомобиль с высокой грузоподъемностью для безопасной транспортировки ценностей или легковая модель со скрытой защитой?

Военные бронемашины

Техника, изначально разработанная для военных и силовых ведомств, как правило, обладает противопульной, а иногда и противоснарядной броней. В большинстве случаев она представляет собой высокозащищенное транспортное средство, выполняющее функцию перевозки личного состава к месту проведения специальной операции или очагу боевых действий. В некоторых случаях такие бронеавтомобили имеют разведывательную аппаратуру и специальное вооружение.

На фото слева — новый Урал-ВВ, разработанный по техзаданию ВВ МВД. Автомобиль с однообъемным бронированным кузовом, в котором можно разместить до 17 бойцов с полным вооружением. В центре — высокозащищенный бронетранспортер MBOMBE 6×6 производства южноафриканской Paramount Group. Справа… Да-да, вы не ошиблись. Это Gelandewagen. Всем известно о его изначально армейском происхождении, так что не удивительно, что среди его многочисленных вариантов были и бронированные версии

Яркими представителями армейских бронеавтомобилей в России являются ВПК-233114 «Тигр-М» и Iveco LMV «Рысь». Так как, по сути, это автомобили одного класса, то обладают они схожими чертами и наглядно демонстрируют основные особенности подобных транспортных средств: независимую подвеску всех колес, повышенную проходимость и, конечно же, броню,обеспечивающую защиту от стрелкового оружия и осколков, а также усиленную защиту днища автомобиля, оберегающую экипаж от воздействия взрывных устройств.


Iveco LMV «Рысь» (слева). Подобные автомобили в 2022 году были замечены в Сирии. Именно их использовали российские саперы при разминировании освобожденных районов. Справа — ГАЗ «Охотник» на базе ГАЗ-233114 «Тигр-М». Изначально этот автомобиль создавался для ОАЭ, но позже нашел применение и у себя на родине

Бронеавтомобили инкассации

Бронеавтомобили инкассации или спецсвязи, предназначенные для транспортировки ценных грузов. Такая техника чаще всего строится на основе уже существующих шасси фургонов, минивэнов и грузовых автомобилей. Несколько лет назад, когда банковские карты были в диковину и значимая часть покупок совершалась за наличные, деньги особенно часто перевозили в бронированных грузовиках. С ростом доли безналичных платежей и оплаты «картами» постепенно снижается доля перевозок денег на бронеавтомобилях (это один из целевых показателей банков в плане оптимизации), но физические ценности по-прежнему транспортируются в них.


Слева — автомобиль инкассации на базе фургона VW Crafter. В центре — один из самых больших инкассаторских автомобилей в мире — монструозный Constellation 24.280 8×2 Protege. Иногда в качестве исходной базы для инкассаторского автомобиля используют шасси пикапов. В данном случае донором стал VW Amarok (справа)

Чем больше исходная платформа, тем проще инженерам получить необходимый уровень защищенности. Главный фактор в таком случае — масса. Легковую платформу необходимо доработать так, чтобы не поменялась категория транспортного средства. По понятным причинам такой проблемы с грузовиками уже не возникает.

Автомобили скрытого бронирования

Внешне неприметная модель скрытого бронирования — иногда это лишь имидж владельца, но чаще — дополнительные меры защиты. Такая техника также создается в основном на узлах и агрегатах серийных автомобилей, но при этом перед инженерами стоит задача обеспечить не только повышенный уровень защиты относительно серийного аналога, но и замаскировать броню. Последнее в некотором роде тоже работает на безопасность, мешая злоумышленникам заранее спланировать нападение, исходя из реальной степени защищенности.

Слева — бронированные Mercedes-Benz разных эпох. В центре — специальный бронеавтомобиль для папы римского на базе Mercedes-Benz ML 430. В простонародье его называли «Папамобилем». Справа — бронированный Hongqi HQE L9 генерального секретаря КНР

При внешнем сходстве с небронированным аналогом защищенный вариант заметно отличается не только с инженерной точки зрения, но и с эксплуатационной. Тяжелейшие двери, толстенные стекла, не пропускающие в салон звуки извне, специальные шины… Для водителя это иногда в разы увеличившаяся масса и, как следствие, гигантская инерция, требующая более аккуратного управления.

Дела давно минувших дней

Первым из значимых событий в мире бронированного транспорта, пожалуй, стало покушение на Александра II (1 марта 1881 года), когда на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге под его экипаж народовольцами была закинута бомба. Благодаря стальным листам, закрывавшим днище кареты, император не пострадал.


Карета Александра II, в которой он находился в момент покушения

После взрыва Александр II принял решение покинуть свою бронированную цитадель, чтобы осмотреть раненых, за что и поплатился жизнью, попав под второй взрыв.

По мере вытеснения двигателем внутреннего сгорания конной тяги стали появляться небольшие мастерские, предлагающие кустарные доработки первых серийных представительских автомобилей. И даже убийство эрцгерцога Фердинанда с супругой в представительском (но незащищенном) Gref & Stift в 1914 году, которое стало поводом для начала Первой мировой войны, не послужило толчком к бурному развитию бронированных автомобилей, в том числе и для первых лиц.


Gräf & Stift, в котором были убиты эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена

Забавно, но «восстановить справедливость» в данном вопросе взялся преступный мир, королем которого в ту эпоху был американский Аль Капоне. Его абсолютно уникальный Cadillac 341 обладал пуленепробиваемыми стеклами, четвертьдюймовой броней (6,3 мм) по всему корпусу (включая «мягкий» верх) и скрытыми бойницами в дверях.


Cadillac 341, принадлежащий главному гангстеру США 30-х годов Аль Капоне

Кроме всего прочего Cadillac Аль Капоне был оснащен системой сброса масла в выхлопную трубу для постановки дымовой завесы и специальным люком в полу, через который можно было выбросить на дорогу, например, стальные шипы.

Историю этого автомобиля можно было бы считать закрытой после того как гангстера посадили за решетку, но 15 февраля 1933 года в Чикаго произошло покушение на президента США Франклина Рузвельта, после чего всем известный Cadillac стали использовать в интересах первого лица страны.


Рузвельт был не единственным президентом США, которого пытались убить и не смогли. Вот на таком Lincoln Continental увозили с места покушения Джеральда Форда и Рональда Рейгана

Спустя какое-то время известные марки ведущих стран запада начали налаживать выпуск бронеавтомобилей собственной разработки, на которых ездили самые известные личности той эпохи — главы государств и другие видные политические деятели.


Mercedes-Benz 770 Pullman-Limousine Gepanzerte, активно используемый высшими чинами вермахта

Достаточно вспомнить о величественном Mercedes-Benz 770 — автомобиле партийной верхушки нацистской Германии — или сталинском ЗиС-115, разработанном на основе ЗиС-110, который, в свою очередь, вел свою родословную от американского Packard, подаренного вождю народов Франклином Рузвельтом.


Сталинский ЗиС-115 — очень красивый автомобиль!

Когда ЗиС-115 представили Сталину, он усадил в него конструкторов и приказал открыть по автомобилю огонь: проверил заявленные характеристики на практике. Сложно даже представить уровень ответственности, с которым тогда трудились советские инженеры.

После Второй мировой войны и в США, и в СССР (а в других странах тем более) бронированные автомобили практически не использовались, что стоило жизни Джону Кеннеди и могло стоить Леониду Ильичу Брежневу. Собственно, после последнего покушения пришлось даже расчехлить обратно позабытый во время хрущевской оттепели ЗиС-115.

Покушение на Брежнева

От неминуемой смерти Леонида Ильича Брежнева спасло то, что нападавший Виктор Ильин выбрал для атаки «неправильный» автомобиль: в салоне Зил-111 оказался не генсек, а космонавты кораблей «Союз-4» и «Союз-5» . В результате Брежнев не пострадал, зато досталось водителю автомобиля (Илья Жарков был смертельно ранен) и космонавтам (Георгия Берегового ранило осколками стекла, Леонову пуля прошила шинель, а Андрияну Николаеву оцарапала спину). Огнестрельное ранение также получил мотоциклист сопровождения — Зацепилов В.А.

Таким образом, в нашей стране очередной виток развития «бункеров на колесах» начался лишь в 80-е годы XX-го века, когда для руководства партии были разработаны ЗИЛ-41057 и ЗИЛ-41052, ставшие настоящими символами своей эпохи.


Слева — ЗИЛ-114. Один из таких автомобилей должен был стать местом кончины Леонида Ильича Брежнева. Но судьба распорядилась иначе. В центре — ЗИЛ-41047. Последний автомобиль этого типа произвели только в 2002 году. Президенты США — как во времена «холодной войны», так и сегодня — предпочитают пользоваться услугами бронированных Cadillac (справа)

Последние бронеавтомобили, разработанные для первых лиц СССР, имели встроенную в кузов бронекапсулу, обеспечивавшую уровень безопасности, сопоставимый с лучшими зарубежными аналогами. Жаль, что столь ценный опыт советских конструкторов в современной России остался невостребованным.

Топ-5 покушений с участием бронеавтомобилей

1. Покушение на Анатолия Чубайса

17 марта 2005 года на Минском шоссе произошло покушение на одного из самых непопулярных политиков в истории современной России — Анатолия Чубайса: при выезде кортежа на обочине было приведено в действие взрывное устройство (около 1 кг в тротиловом эквиваленте), а спустя некоторое время по машинам открыли огонь из автоматов. При нападении автомобиль тогда еще главы РАО ЕЭС России (BMW-760Li заводского бронирования) практически не пострадал, получив лишь незначительные повреждения капота и лобового стекла.

2. Покушение на Эдуарда Шеварднадзе

9 февраля 1998 года по пути в резиденцию бронированный Mercedes-Benz S600 президента Грузии подвергся нападению. В ходе покушения на правительственный кортеж было использовано не только стрелковое оружие, но и гранатометы типа «Муха» и РПГ-7. Одна из гранат попала в моторный отсек автомобиля первого лица, но сам Шеварднадзе при этом не пострадал.

3. Покушение на Юнус-бека Евкурова

22 июня 2009 года на трассе Назрань — Магас в кортеж главы Ингушетии вклинился автомобиль, начиненный взрывчаткой (по некоторым данным, ее было около 70 кг). В результате мощного взрыва президент республики, ехавший на бронированном Mercedes W220, получил тяжелые травмы, но остался жив. При этом водитель, являющийся двоюродным братом Юнус-беку Евкурову, от полученных ранений позже скончался в больнице.

4. Покушение на Сосо Орджоникидзе

20 июня 2002 года у поворота с Рублевского на Можайское шоссе было совершено нападение на бронированный Volvo S80 вице-мэра Москвы Сосо Орджоникидзе. Несколько человек, притворившись работниками милиции, остановили автомобиль чиновника и открыли по нему огонь из стрелкового оружия (пистолеты Макарова и пистолет-пулемет Стечкина). Несмотря на то, что несколько пуль попали в стекла и кузов, вице-мэр не пострадал.

5. Покушение на Мурата Зязикова

Утром 6 апреля 2004 года на трассе Назрань — Магас бронированный Mercedes-Benz S600 президента Ингушетии поравнялся с заминированным ВАЗ-2107, которым управлял террорист-смертник. В результате подрыва 100 кг взрывчатки Мурат Зязиков и его охранники получили ранения, но остались живы. При этом на месте машины нападавшего осталась лишь воронка радиусом 3 метра и глубиной 80 см.

Как это устроено

Изначально повышенный уровень защищенности обеспечивался за счет интеграции высокопрочных стальных листов под обшивку кузовных панелей, пола и крыши. Однако такой способ является достаточным лишь в случае применения против автомобиля легкого стрелкового оружия. Поэтому со временем технология изготовления бронемашин значительно усложнилась.

Изначально исходный автомобиль практически полностью разбирается и в кузов монтируется бронекапсула, являющаяся основой всей защиты. В качестве материала нередко используют гетерогенные стальные листы с поверхностной термообработкой одной из сторон. Благодаря такому подходу решается сразу две задачи: внешняя сторона листа (с высокой твердостью) обеспечивает максимальную пулестойкость, а внутренняя (вязкая) сторона оберегает пассажиров от осколков, которые могут образовываться при обстреле автомобиля бронебойными пулями, когда тупой сердечник выбивает куски металла из этого самого листа. В отдельных случаях используют разнесенное бронирование — броневые листы располагаются на расстоянии друг от друга для обеспечения лучшей степени защиты. Между броней и внутренней обшивкой салона располагают слои поливинилхлорида или кевлара, что позволяет еще эффективнее уберечь пассажиров от разрушительного воздействия осколков или ударной волны.


Слева — изображение бронекапсулы в Mercedes-Benz S600 Guard. Справа — так выглядит кевлар, материал, защищающий экипаж бронеавтомобиля от поражающего действия осколков

Кевлар, или параарамидное волокно, обладает хорошими характеристиками поглощения энергии удара, поэтому из него изготавливают средства индивидуальной защиты: каски и бронежилеты.

Следующий элемент, требующий доработок, — окна. Для них производят стеклопакет толщиной 35–70 мм, сделанный из нескольких слоев, каждый из которых помимо самого стекла содержит слой пластика. Такой «сэндвич» помещают в специальную рамку, удерживающую прозрачный элемент на своем месте в случае взрыва. Естественно, «родные» стеклоподъемники заменяют на мощные «домкраты».

Возросшая масса автомобиля неминуемо влияет на его ходовые качества. Поэтому в обязательном порядке штатную подвеску меняют на усиленную, а тормозные механизмы — на более мощные. В отдельных случаях используют еще и силовой агрегат с большей отдачей, но это происходит нечасто: за основу чаще всего берутся автомобили премиум-класса, имеющие «от рождения» высокопроизводительную силовую установку с завидными тяговыми характеристиками. Другое дело, что такие моторы по желанию заказчика могут получать иную прошивку блока управления. В подкапотное пространство имплантируется обязательная система автоматического пожаротушения.

Для того, чтобы обладать достаточной защитой, бронестекло приходится делать достаточно толстым, что сказывается на его массе, а, следовательно, и конструкции всего узла. Возросшие в связи с установкой брони нагрузки на ходовую часть компенсируются новыми усиленными элементами. Система автоматического пожаротушения под капотом срабатывает по команде датчиков температуры и за считанные секунды создает переизбыток углекислого газа, что приводит к нейтрализации угрозы дальнейшего распространения огня

Одна из последних, но от этого не менее важная позиция в списке доработок — замена стандартных колес на пулестойкие, обладающие не только усиленным кордом, но и внутренней вставкой, позволяющей автомобилю оставаться на ходу даже с поврежденной шиной. Ну и на финишном этапе устанавливаются обратно элементы интерьера (иногда изрядно переработанные) и такие опции, как, например, дополнительные средства связи или системы жизнеобеспечения.


Наибольшую популярность среди пулестойких колес получили Michelin Pax System и Hutchinson. Комплект таких колес может стоить более 14 000 евро

Вопрос стандартов

Россия, как и любая другая страна, занимающаяся производством бронированных автомобилей, имеет свой стандарт, по которому оценивается уровень защищенности — ГОСТ Р 50963-96.


Сравнить национальные стандарты бронирования в различных странах можно по данной таблице

Бронеавтомобили в наше время

С тех пор как с конвейера сошли последние бронированные ЗИЛы, ситуация в стране и в мире претерпела значительные изменения. Помимо представителей власти появилось достаточно много «сильных мира сего», нуждающихся в повышенном уровне защиты: крупных бизнесменов, звезд шоу-бизнеса и других. Это, в свою очередь, послужило стимулом развития бронированного автотранспорта для VIP-персон.

BMW X5 Security Plus, Audi A8 L Security и Mercedes-Maybach S600 Pullman Guard

Человек, желающий приобрести подобного рода технику, может поступить одним из двух способов. Первый — выбрать уже готовый серийный вариант от какого-либо мирового автогиганта. Чаще всего в качестве «гаранта» выступает один из немецких концернов: Audi (Security), BMW (Security), Mercedes (Guard). Все остальные марки, как правило, бронируются силами специальных мастерских. Даже Bentley и Rolls-Royce не готовят такие версии своих автомобилей на заводе.

Если бронированные представительские седаны немецких брендов выпускаются преимущественно в кооперации с заводом-изготовителем исходной платформы (например, Audi Security или Mercedes-Benz Guard), то, к примеру, бронированный Land Cruiser часто делают сторонние независимые компании.

Второй вариант — приобрести любой желаемый автомобиль и уже затем в специальных мастерских (таких как «БМД-Моторс», «Армор Групп», «Рида» и пр.) наделить его тем или иным классом защиты. Собственно, именно такой способ, в силу своей универсальности, на данный момент является наиболее распространенным.

Впрочем, если вы любитель экзотики, то возможно еще одно решение — покупка настоящего монстра отечественного производства с американскими корнями — «Комбат» Т-98. Этот автомобиль представляет собой симбиоз разработанного в России бронированного кузова, сопряженного с платформой, узлами и агрегатами General Motors. В результате получился один из самых быстрых и защищенных внедорожников в мире.


Один из самых дорогих, быстрых и хорошо защищенных бронеавтомобилей в мире — «Комбат» Т-98

Проект «Кортеж»


Предполагаемый вид лимузина проекта «Кортеж»

Говоря о бронеавтомобилях, невозможно обойти стороной тот факт, что в России на данный момент ведутся работы по проекту «Кортеж», в рамках которого создают автомобили для первого лица страны и его сопровождения. Безусловно, в конструкции этих транспортных средств будут заложены новейшие технологии, направленные на сохранение жизни человека, и остается только надеяться, что их разработчиками станут отечественные инженеры. Ведь именно такой подход может послужить мощнейшим толчком для развития этой индустрии в нашей стране.

Начиная с самых ранних образцов «бронекарет», заканчивая последними достижениями в области бронирования автомобилей, в основе которых лежат совершенные модели, принцип создания этих «средств защиты» практически не изменился. Но каждый последующий виток развития технологий приходит на смену предыдущему все быстрее. Как бы то ни было, сейчас бронеавтомобили остаются важнейшим элементом в жизни тех, кто принимает ключевые решения в этом мире. Таким образом, эти «крепости» на колесах, пусть и косвенно, но все же имеют отношение и ко всем нам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]