С развитием машиностроения армейская пехота все больше становилась механизированной. Применение боевых машин и бронетранспортеров показало свою эффективность еще в годы Второй Мировой. Основной акцент делался на поддержке танковых наступлений пехотой.
Помимо масштабных наступлений боевые машины ценились и в небольших диверсионных операциях. Броня, вооружение, мобильность доставки десанта — все это делало такую технику актуальной против небольших очагов сопротивления. В итоге их стали перенимать и службы безопасности.
«Фалькатус» — бронеавто ФСБ, рассчитанное на проведение штурмовых операций. На вооружение поступил недавно, многие аспекты продолжают улучшаться. Под вопросом остаются и технические характеристики, имеющиеся сведения могут быть недостоверными.
Конструкция броневика спецназа
«Фалькатусы» на вооружении ЦСН ФСБ
Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.
Броневой лист
Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.
Средства наблюдения и связи
О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.
В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.
Ходовая часть
Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.
Число пассажирских мест
«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.
Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.
ЗИЛ «Каратель» — последняя попытка Завода имени Лихачёва сохранить производство
Московский Завод имени Лихачёва долгие десятилетия оставался флагманом советского производства грузовых автомобилей. Но кроме того, на ЗИЛе периодически выпускали новые модели правительственных лимузинов, и даже спортивные автомобили для участия в гонках.
Но в начале 1990-х годов заводу пришлось резко сократить объёмы производства, так как после распада Советского Союза оборвались все связи с бывшими республиками. Постепенно завод выпуск грузовых автомобилей сократился с 200 000 в год, до нескольких тысяч экземпляров в год.
Но сегодня я хочу рассказать вам про последнюю попытку Завода имени Лихачёва показать, что там ещё остались выдающиеся конструкторы, способные создавать уникальные машины. В 2012 году ЗИЛ, который уже в 2011 году был приговорён к сносу, создал броневик «Каратель», предназначенный для возможной эксплуатации в Вооружённых Силах России и продажи в армии других стран. Разумеется, всё это было только в планах, так как ресурсов умирающего завода точно бы не хватило на запуск даже в мелкосерийное производство новой модели.
Прототип броневика «Каратель» имел дизель Камминс, развивающий мощность в 185 л.с и автоматическую пятиступенчатую коробку передач. Если бы удалось заинтересовать своим броневиком российскую армию, то в дальнейшем планировалось устанавливать мощнейший дизельный мотор марки ЯМЗ 7Э846, развивающий 730 л.с, или ЯМЗ 7Э846.10-07, развивающий 830 л.с.
Кто не в курсе, двигатели ЯМЗ 7Э846 устанавливаются на спортивные КамАЗы, хотя производитель уверяет, что может по заказу устанавливать данные моторы на любой подходящий для этого грузовой автомобиль.
У броневика «Каратель» мосты и подвеска от КамАЗа с полным приводом, раздатка тоже взята от этого автомобиля. Раньше бы руководство Завода имени Лихачёва посмеялось над теми, кто сказал бы, что новые модели ЗИЛ будут сделана из узлов от других моделей стороннего производителя, но в 2012 году ситуация на заводе была плачевной, а в 2013 году он вообще был объявлен банкротом, так что удивительно, что вообще была изыскана возможность создать новую модель автомобиля, причём такого интересного и узкоспециализированного.
Броневик ЗИЛ «Каратель» имеет длину 6330 мм, высоту 2566 мм и ширину 2397 мм. Вес броневика составляет 4,5 тонны без навесной брони, и около 8 тонн с полным комплектом бронировки. В брюхе этого чудо-автомобиля помещается 10 человек вместе с водителем и командиром бронеавтомобиля. Экипаж сидит спереди, а десантники размещены в своём отсеке, причём сидят они таким образом, чтобы обеспечить полный круговой обзор.
Все стёкла в броневике «Каратель» бронированные, они разделены на секции и расположены под углом, чтобы уменьшить вероятность пробития из стрелкового оружия. Максимальная скорость бронемашины составляет не менее 120 км/ч по трассе и около 30 км/ч по грунтовым дорогам.
Автомобиль был оснащён системой видео обзора, состоящей из 6 камер, причём две из них одновременно выполняют функции зеркал заднего вида. Все камеры могут работать в режиме ночной съёмки.
К сожалению, данный проект не смог спасти ЗИЛ, и автомобиль так и остался в единственном экземпляре. Но через пару лет неожиданно машина всплыла уже на КамАЗе, только под именем «Фалькатус». Я точно знаю, что по меньшей мере два таких броневика используются чеченским СОБР. Вот такая вот история последней попытки возрождения ЗИЛ.
Другие модели автомобилей ФСБ
Спецназ под прикрытием «Фалькатуса»
Модельный ряд броневых автомобилей ФСБ за время конструирования и производства сменил уже несколько названий. В условиях повышенной секретности неизвестно, какие из них официальные, какие придуманы средствами массовой информации. Также нет точных данных о серийном производстве ответвлений модельного ряда.
Каратель
Бронеавтомобиль «Каратель» — одно из самых распространенных наименований машины. Именно такое название было дано в 2012 году, когда о ней стало известно широкой общественности. Позже проект был официально переименован в «Фалькатус».
Клоп
«Клоп» — ранние образцы броневых машин, разрабатываемые в начале 2000-х. Название получено за характерный внешний вид, напоминающий данное насекомое.
Антиградиент
«Антиградиент» — одна из моделей бронеавтомобиля, которая должна была поступить в серийное производство. Неизвестно, остался ли секретный проект в заморозке или его объединили с другими конструкторскими решениями для создания более поздних «Фалькатусов».
ЯМЗ-7Э846: автомобиль Каратель и машина-танк ЦСН
Несколько последних лет были ознаменованы тем, что начали производиться новейшие модификации автомобилей, предназначенных военных. Данная тенденция у многих вызывает определенные вопросы и домыслы, но то, что это вызывает повышенный интерес, нет никаких сомнений.
Название «Каратель» появилось всего пару лет назад, но уже успело вызвать немало обсуждений. Все разговоры, отчасти, были от того, что было крайне мало достоверной информации о различных характеристиках, сфере применения, да и просто о внешнем виде этого автомобиля.
Технические характеристики «Фалькатуса»
Неоспоримым является то, что броневик выполнен по схеме 4Х4, предположительно на базе раллийного грузовика КАМАЗ-4911. Эти грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-7Э846, мощностью 730 л. с. При предположительной массе броневика в 12 тонн такие показатели возможно излишни, поэтому двигатель может стоять и менее мощный. При использовании же этого двигателя можно разогнать машину до 200 км/ч, что иногда может быть полезным.
- Масса пустого — 12 т
- Полная снаряженная масса — 15,42 т
- Колесная формула — 4х4
- Максимальная скорость — 200 км/ч
- Максимальный угол подъема — 36 градусов
- Максимальный десант — до 12 человек с водителем
Двигатель
- Двигатель — ЯМЗ-7Э846, V-образный
- Тип — дизель
- Количество цилиндров — 8
- Объем двигателя — 17 литров
- Мощность двигателя — 730 л.с. при 2500 об/мин
- Максимальный крутящий момент — 2700 Н·м, при 1200-1400 об/мин
Меч или древняя акула
Машины, замеченные и заснятые народными умельцами весной 2015 года, явно отличаются от тощенького «Клопа» своим брутальным видом. Это похожий, но совсем другой бронеавтомобиль – «Фалькатус» (Falcatus), который разрабатывает, по всей видимости, совместно с КАМАЗом московское ЗАО “Форт Технология” в интересах Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ. На КАМАЗе свое участие в разработке броневика не подтверждают, но и не опровергают. На официальном сайте нет ни слова, впрочем, сайт ЗАО «Форт Технология» вообще находится «в стадии разработки».
Назван броневик в честь изогнутого кельтского меча – Falcatus или Falcatа. Если кому-то больше нравится фауна, то фалькатус – это еще и предок современной акулы, живший 320 млн лет назад. Ну а любители флоры могут производить название от комнатного цветка Аспарагус Фалькатус (Asparagus Falcatus).
https://youtube.com/watch?v=9JaAv8IO9Xo
Собственно говоря, ЗАО «Форт Технология», в первую очередь, – разработчик, производитель и поставщик пулезащитной экипировки. По информации СМИ, компанией был разработан и внедрен в производство ряд баллистических материалов и броневых композиций для бронежилетов и пулезащитных шлемов.
Экипировку, разработанную и произведенную компанией, используют ФСБ и ФСО, в частности – бронежилеты «Гренадер» и «Дефендер». Можно предположить, что ЗАО «Форт Технология» разрабатывает, в первую очередь, броню и элементы конструктивной защиты. Кстати, макет «Клопа» никакой брони не имел.
История создания
Работы над броневиком для центра специального назначения федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) начались ещё в 2002 году. По неофициальным данным первый прототип проектировался на АМО «ЗиЛ» и носил название «Клоп», так окрестили его конструкторы из-за необычного внешнего вида. В 2009 году был собран полный макет «Клопа». Но из-за неизвестных разногласий сборка проходила не на заводе ЗиЛа , а на предприятии «КамАЗ». Из-за этого не была соблюдена технология и макет разобрали. Неизвестно когда вернулись к проектировке, но весной 2012 года были опубликованы первые фотографии данной машины вместе с некоторыми техническими параметрами, что вызвало бурную реакцию в обществе. За это время броневик сменил название на «Фалькатус» (официальное), пресса же окрестила его намного более грозно – «Каратель».
Фалькатус – разновидность меча, что указывает на предназначение машины. Правда информация о технических параметрах слишком скудна для того чтобы из нее можно было бы составить полное представление о броневике, большая часть сведений о нем – догадки, основывающиеся на фотографиях. Так по фотографиям видно, что машина принадлежит ЦСН ФСБ. Из-за недостатка информации о «Фалькатусе» постепенно забыли.
Вторая волна обсуждений началась после того, как в мае 2015 года «Фалькатус» вместе с бронеавтомобилем «Викинг» появился на дороге в Татарстане. Постепенно стали возникать фотографии и из других регионов России, а в феврале 2016 года «Фалькатус» засветился и на телевидении, во время представления его Владимиру Путину. Новая машина доработана специалистами ЗАО «Форт Технология». В том же видеосюжете директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что бронеавтомобиль «Фалькатус» — противопартизанская машина.
Использование
Универсальный советский броневик ба-64
Македонский гоплит с фалькатой.
Фальката — клинок особый, из-за формы его центр тяжести сильно смещён к острию. Это обеспечивает очень сильный эффективный рубящий удар, который по силе сравним с ударом топора. Из-за этого же центра тяжести рука, держащая фалькату не соскальзывала на лезвие, отсюда и отсутствие полноценной гарды, и наличие клювообразного навершия рукоятки, чтобы меч не вырвался из руки. Так же из-за обратный изгиб делал эффективными режущие движения на обратном ходе клинка. Режущее движение прямым клинком или клинком с нормальным изгибом, требует некоего усилия, чтобы прижать клинок к телу. Клинок с обратным изгибом такого усилия почти не требует. Острый конец позволял и колющие удары. Правда, то, что острие находятся значительно «ниже», чем рукоять, делали колющий удар достаточно затруднительным. Можно предположить, что техника работы фалькатой была основана на рубящих движениях. Носили фалькату на поясе, отточенной стороной вниз.
Вооружение римских легионеров | |
Доспехи: | |
Шлемы: | |
Щиты: | Скутум • Парма • Клипеус |
Древковое оружие: | Гаста • Пилум • Плюмбата • Ланцея |
Клинковое оружие: |
Бронеавтомобиль ЗИЛ “Каратель” – технические характеристики и история разработки
Год назад на российских дорогах был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.
История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пленума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду автозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого назначения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг. АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех организаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе.
Однако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства завода проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4×4 и 6×6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом. И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициативном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны.
Получив согласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскизного проекта семейства автомобилей 4×4 многоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Новый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.
С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных войсковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизированного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свободный Ирак», 2003 г.).
С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и религиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, оснащенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий. В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника.
Расположение мест для экипажа
Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» – руководителем проекта инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины.
Компоновку и размещение агрегатов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руководителем разработки эскизного проекта и ходового макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу. Нельзя не сказать, что автомобиль с однообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектировщиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного макета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.
В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баумана, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитический материал по автомобилям многоцелевого назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.
Разработку конструкции макета автомобиля «Каратель» вели с использованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполнителей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполнения проекта. Проектирование велось с учетом тенденций в автомобилестроении, связанных с заменой литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе.
В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюминиевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы – 1000 мм; колея передних и задних колес – 2100 мм; величина колесной базы – 3800 мм. При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 – январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласования с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9.
Места водителя и командира находятся в передней части кузова, по бокам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа располагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечивается круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру.
Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. Бойцы без труда могут покидать машину благодаря широким дверным проемам. В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания неповторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции бронеавтомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием.
Достоинства и недостатки
Проведенные испытания и применение в реальных боевых условиях показали достоинства броневика «Фалькатус». Машина способна не только преодолевать плотный огонь противника, но и доставлять десант к нужной точке, штурмовать и прорывать препятствия, расчищать путь в минных заграждениях.
С учетом небольшого количества информации о машинах «Фалькатус» говорить о недостатках сложно. Наиболее существенным моментом отмечают заметность такого автомобиля
Выполненный в черно-красной расцветке он привлекает всеобщее внимание на любых дорогах, что ставит под сомнение секретность проводимых операций
Обращают внимание и на названия машин, их негативный окрас и нерусское происхождение. «Каратель» у многих ассоциируется с немецкой оккупацией, хотя точных сведений об официальности данного наименования также не имеется
«Клоп» — кровосос, также не добавляющий людям веры в службу безопасности.
Фалькатой же называли серповидный меч времен Древнего Рима, получивший распространение в Иберии. Название ему дали только в XIX веке, им же назвали и доисторическую вымершую рыбу. Какая тут связь с броневиком пока остается загадкой.
Возвращение
Второе появление машины состоялось спустя три года – в конце весны 2015 года. Сразу несколько «Карателей» заметили на одной из трасс в Татарстане, где они спокойно двигались в общем потоке. Сеть сразу облетели соответствующие фотографии и видеоролики.
Наблюдатели сразу заметили некоторые изменения внешнего вида автомобиля, в том числе его габаритов. Предполагалось также, что были доработаны также ходовая часть и силовая установка.
Тогда же в прессе появилось новое название бронемашины. Вместо «Карателя» автомобиль стал именоваться поэтично – «Фалькатус» (в древние времена так называли кельтский меч в форме серпа).
Впервые в реальных боевых условиях машина была продемонстрирована в апреле 2016 года в ходе контртеррористической операции ФСБ и МВД в Махачкале. Оперативники уничтожили засевшую в одном из домов группу бандитов. На кадрах спецоперации «Фалькатус» стоит с открытыми дверьми у ворот дома, рядом с ним находятся бойцы.
Конструктивные особенности бронеавтомобиля ФСБ
Несмотря на всю футуристичность внешнего вида такая конструкция корпуса позволяет обезопасить экипаж от обстрела из ручного стрелкового оружия и пулеметов. V-образное днище рассеивает волну от взрыва мины, что также положительно сказывается на живучести экипажа.
Обзор из кабины водителя ведется через три бронестекла с большим углом наклона, что затрудняет обзор, но также повышает пулестойкость. Из-за вытянутой передней части в поле зрения водителя образовывается большая слепая зона, которая, скорее всего, ликвидируется по средствам наружных видеокамер. В свою очередь экипаж ведет наблюдение за местностью через небольшие вытянутые бронестекла, расположенные по периметру всей машины.
Десантироваться из машины бойцы могут через пять дверей автомобиля, которые расположены по бортам (две с каждой стороны) и в корме. Двери раскрываются в разные стороны, что может прикрыть группу при перекрестном огне. Также бортовые двери очень широкие, что позволяет без труда покинуть машину, используя ее в качестве укрытия. Задняя дверь открывается вниз, образовывая подножку, для чего имеет две решетчатые площадки.
«Фалькатус» может перевозить кроме экипажа 10-12 человек десанта. Они располагаются спинами друг к другу, что позволяет им наблюдать за полем боя, а также вести огонь из личного оружия. Для этого имеются бойницы аналогичные бойницам в армейских бронетранспортерах. Однако, в связи со сложной формой корпуса, при обстреле образуются слепые зоны. Чтобы избавиться от этого предусмотрен второй ряд бойниц, расположенный таким образом, чтобы обстреливать нижний сектор. Пулеметчики имеют отдельные места ведения огня. Во-первых, в задней двери имеется специальная бойница. Во-вторых, в крыше имеется люк для ведения огня. Возможно, на месте люка можно устанавливать башню, однако информации или фотографий подтверждающих это нет.
Служба Разминирования
Чаще всего, данное подразделение использует коммерческие легковые автомобили Volkswagen Crafter, а также ГАЗ-2705. Помимо цветографической схемы автомобили оснащены «балкой-мигалкой» и целым комплексом оборудования для разминирования.