Ан-178 – недорогой трудяга в небе от украинских авиастроителей


Наверное, этот факт может показаться странным, но военная транспортная авиация в мире до сегодняшнего дня использует самолеты, которым исполнилось по 40-50 лет. По этой причине, очевидно, что необходимость появления новых машин стоит максимально остро.

Проект украинского авиагиганта «Антонов» — средний транспортный самолет Ан-178 –который начал разрабатываться в 2010-х годах, редкий экземпляр. У машины немного конкурентов, разработки есть, но большинство из них пока еще не запущены в серию. Несмотря на существующие минусы и недоработки, спрос на Ан-178 очень высок по всему миру.

История создания

К сожалению, для всей авиационной промышленности бывшего Советского Союза характерен длительный простой в сфере авиастроения почти до наступления 2010-х годов. Но предприятие АНТК им.Антонова даже в период недостатка финансирования готовило интересные проекты и разработки. Возможно, ключевым секретом успеха украинцев можно считать приверженность типичным советским качествам в технике: ориентированность на простоту в сборке, использование проверенных схем и узлов, а также общая дешевизна производства.

В 2010 году были проведены испытания проекта Ан-158 – региональной версии пассажирского лайнера для местных авиалиний. Самолет был создан на базе Ан-148 – предыдущей машины для перевозки пассажиров. Именно тогда разработчикам стало понятно, что оба проекта: Ан-148 и Ан-158, можно назвать успешными и качественными.

На основе Ан-148 и было принято решение строить средний транспортный самолет, который мог бы использоваться и для военных, и для гражданских целей. Конструкторов подталкивал тот факт, что используемые во многих странах самолеты Ан-12 уже давно выработали свой срок (самая новая машина появилась еще в 1972 году). Да и ниша транспортной авиации средней категории на сегодня занята крайне слабо. Именно ее и планировалось завоевать с помощью Ан-178.

О старте работ объявили в 2010 году, а первый фюзеляж собрали уже в 2014 году.

7 мая 2015 года был совершен первый полет, а в декабре того же года начали испытывать новые двигатели для самолета. Три месяца проводила голосование по выбору названия для будущего проекта Ан-178. В конкурсе победили варианты: «Амет Хан Султан», «Степан Бандера» и «Кiборг». Но руководство не отдало предпочтение ни одному выбору, считая, что победившие названия несут слишком очевидный политический подтекст.

Изначально интерес к новому проекту самолета был серьезный. Руководители предприятия оценивают всю нишу средних транспортников в мире до 800 единиц. Но на сегодняшний день поставки еще не начались, так как из-за тяжелой политической ситуации, потребовалось экстренно менять детали, поставляемые Россией. У самой Украины возникли ожидаемые сложности с разворачиванием собственной сборки важных узлов или переориентацией на продукцию из других стран.

Детали Ан-178 производятся в 14 странах на 200 заводах. И около трети узлов собирались в России: шасси, элементы ВСУ, гидравлика, большая часть авионики и детали двигателей. Но украинская сторона отказалась от кооперации с РФ, отчего нанесла урон собственному производству.Впрочем, это не единственная проблема нового самолета Ан-178, собиравшегося в спешке и имеющего ряд существенных конструкторских недоработок, которые, хочется верить, будут оперативно исправлены перед запуском серийной сборки.

[править] Общие оценки самолёта

В марте 2022 года бывший исполняющий обязанности руководителя ГП «Антонов» Сергей Меренков заявил: «Почти трёхлетнее участие самолёта [Ан-178] во всех „топовых“ мировых авиасалонах только подтвердило отсутствие реального интереса [к самолёту] с чьей-либо стороны. <�…> Расхождение его реальных характеристик на 20-30 % с заявляемыми видно любому профессионалу.»[65]

Оценка авиаконструктора Анатолия Вовнянко (март 2022 года): «Построенные в единственном экземпляре самолёты Ан-178 и Ан-132D неконкурентоспособны и никому не нужны, а поэтому их используют исключительно для пиара».[66]

Конструкция

Ан-178 стал обладателем классической схемы для транспортного самолета. У него высокое расположение крыла, оперением киля выбрана Т-образная схема. У машины трехопорное шасси, с традиционным расположением стоек в задней части и одной – в носу. Передняя стойка получила два колеса, а задние шасси – по две стойки с каждой стороны и по одному колесу на каждой.

Достаточно серьезные изменения претерпел фюзеляж самолета.

Он приобрел некоторые особенности: например, стал шире и выше, чем у Ан-148, закрывается полностью герметично и все так же изготавливается полностью из металла. Композитные материалы частично применяются лишь в строении крыла, подкрылков и хвостового оперения.

Зато Ан-178 получил возможность перевозить до 99 солдат, 3 поддона (форма П-7 с грузом) или 2 стандартных морских контейнера (М-2). Серьезный шаг «Антоновцы» смогли сделать в компьютеризации системы управления. Теперь вычислительные мощности исключают некоторые ошибки в пилотировании, которые раньше приводили к авариям и катастрофам.

Кабина Ан-178 осталась прежней по размерам (относительно своего прототипа), но в ней отражены современные веяния: так, перед командиром и вторым пилотом установили дисплеи, которые заменили прежние аналоговые датчики.

Изменения также коснулись и двигателей, которых теперь стало два, вместо четырех, устанавливаемых на предшественнике Ан-12.

Но выбор оказался очевидным, потому что с двумя силовыми установками удалось существенно повысить экономичность перелета, скорость, а также показатель максимальной высоты. Турбовентиляторные двигатели Д-436-148ФМ установлены на пилонах под крылом.

Но у Ан-178 наблюдаются некоторые «детские» болезни, которые касаются плохо отлаженной авионики и неочевидных конструкторских решений. Если многие ошибки обычно исправляются в процессе эксплуатации лайнеров (Ан-178 в этом вопросе далеко не первопроходец), то в отношении проигрышной центровки самолета, вероятно, ничего изменить не получится.

А фюзеляж сконструирован таким образом, что требуется устанавливать дополнительный балласт, когда самолет вылетает без нагрузки. Для этого за кабиной пилотов размещаются 15 плит общим весом 1,32 тонны.

О достоинствах и недостатках авиаконструкции

Как известно, любая продукция, даже если она впервые выпущена, имеет свои как положительные стороны, так и отрицательные. То же самое можно сказать и о самолетах, ведь они являются итоговым продуктом деятельности как людей, так и специального оборудования. Касаемо плюсов данной модели авиалайнеров, нужно отметить:

  • Воздушное судно заняло почетное место в категории новая усовершенствованная модель, соответствующая всем предъявленным требованиям;
  • По своим летно-техническим характеристикам превзошел своих известных предшественников, например:
  • как представитель ближнемагистральных авиасуден (среднего размера) обладает улучшенными параметрами грузоподъемности начиная от 18 и заканчивая 20 тоннами, без труда преодолевает расстояние более чем 5 тыс. км, а набирать высоту до 10.1 тыс. м;
  • использованные двигатели-турбовентиляторы позволили самолету развить высокие показатели крейсерской скорости (в пределах 825-870 км/час);
  • наличие усовершенствованной системы управления при разработке, которой использованы новейшие компьютерные системы, исключающие появление любых даже самых минимальных ошибок в процессе пилотирования.

Не обошлось и без отрицательных моментов. В первую очередь существенным недостатком стала нарушенная центровка всего корпуса (ошибка, допущенная на этапе разработки). Как следствие, чтобы механическим путем устранить этот момент на борт перед полетом требуется загружать балласт, вес которого не должен быть меньше показатели в 1.3–1.4 тонны. Причем он обязан быть в виде специальных плит, закрепленных непосредственно за кабиной, в которой находятся пилоты.

В связи с напряженными отношениями Украины и России, возник вопрос о том, будет ли первая, продолжать закупку определенных комплектующих.

Как показала статистика в 2016 году большого спроса на данный самолет не было выявлено и сделаны лишь 2 авиамашины. Эксперты говорят, что по этим показателям давать полноценную и объективную оценку происходящему не представляется возможным. Что и может оказывать влияние, так это обнаруженные мелкие неполадки в бортовой системе и автоматике. Существенное влияние имеют ошибки серьезного характера, связанные с конструкцией, что стало поводом для их массового устранения.

Летно-технические характеристики Ан-178 в сравнении с конкурентами

В момент старта работ, общие задачи для проекта выглядели следующим образом:

  • «Антоновцы» должны были оставить у Ан-178 способность взлетать и садиться на аэродромы с разным покрытием, в том числе и грунтовым (как у Ан-12, которые планировалось выводить из эксплуатации);
  • транспортный самолет должен был принимать на борт больше груза.

В итоге, Ан-178 по многим показателям превзошел своего предшественника. К примеру, новый транспортник получил больший запас хода (на 1000 км), стал более экономичный и может лететь на 225 км/ч быстрее на крейсерской скорости. Правда, одна из главных задач не была решена, и грузоподъемность сократилась с 21 тонны на Ан-12, до 18 тонн на Ан-178.

Конкурентами Ан-178 называют российский Ил-214 (который также пока не вошел в серию) и бразильский проект EmbraerKC-390, в производство которого включился американский гигант – концерн Boeing.

Ан-178, УкраинаИл-214, РоссияEmbraer KC-390, Бразилия (США)
Длина, м32,9537,733,43
Размах крыла, м28,8432,3533,94
Высота, м10,1412,5111,43
Двигатели2хТРВД по 7010 кгс Д-436-148ФМ2хТРВД по 14000 кгс ПС-90А-762х ТРВД по 139,5 kHIAEV2500-E5
Скорость, км/ч870870870
Дальность пустого/с максимальной нагрузкой, км5500/10007300/20006130/1834
Масса максимальная на взлете, т686881
Грузоподъемность, т182023-26
Потолок, км121210,97

Серьезный «вклад» в два проекта (российский и украинский) внес распад Советского Союза, а потом дальнейшие сложности в отношениях новообразовавшихся стран. Возможно, по этой причине ни Ан-178, ни Ил-214, которые уже готовы к массовому запуску производства, так и не увидели свет.

К сожалению, такой, безусловно, важный фактор, но второстепенный с точки зрения конструкторов и сборщиков, послужил тому, что проект конкурентов Embraer KC-390, вероятно, начнет занимать нишу средних транспортных перевозок раньше. Бразильский самолет уже поступает в ВВС своей страны. Точно заключен контракт на поставку 26 самолетов, первые из которых начнут приниматься на вооружение уже в конце 2018 года. А Ан-178 и Ил-214, так и остаются пока собранными в количестве нескольких штук для проведения испытаний.

Содержание

  • 1 Характеристики
  • 2 История
  • 3 Цена
  • 4 Комплектующие и материалы 4.1 Крыло
  • 5 Возможные заказчики
      5.1 Внутренние 5.1.1 МВД Украины
  • 5.1.2 Вооружённые силы Украины
  • 5.2 Экспорт
      5.2.1 МВД Перу
  • 5.2.2 Silk Way
  • 5.2.3 Ирак
  • 5.2.4 Китай
  • 5.2.5 Taqnia
  • 5.2.6 Beijing A-Star
  • 6 Оценки рынка украинской стороной
  • 7 Оценка перспектив продаж
      7.1 Коммерческий грузовик
  • 7.2 Военно-транспортный самолёт
  • 8 Общие оценки самолёта
  • 9 Сравнение с аналогами
      9.1 КС-390
  • 9.2 Y9
  • 9.3 Ан-12
  • 10 Ссылки
      10.1 ЖЖ
  • 10.2 UA-нет
  • 10.3 Рунет
  • 10.4 Прочее
  • 11 Примечания
  • Производство и заказы самолета Ан-178

    Самолет Ан-178 планируется комплектовать всеми узлами и деталями силами исключительно украинских предприятий. На сегодняшний день полным ходом идет переориентация производства в рамках заводов страны.

    Серьезным конкурентным преимуществом проекта Ан-178 называется невысокая стоимость.

    Она оценивается в 40 миллионов долларов за единицу. Это сопоставимо с аналогичным российским проектом Ил-214 (35-40 млн.) и намного меньше бразильского конкурента EmbraerKC-390 (85 млн.).

    Известно, что большой интерес к украинскому проекту проявила индийская сторона, которая первоначально занималась совместной разработкой российского транспортного самолета МТС Ил-214, но потом разорвала соглашения. Интерес Индии оценивается в 60 машин, но прямых контрактов пока нет.

    Предварительные соглашения «Антонов» имеет с китайской стороной (с дальнейшим переориентированием сборки самолета на территорию Китая), Ираком, Саудовской Аравией и Азербайджаном. Упоминаются договоренности о производстве 36 транспортников для всех стран.

    Рынки сбыта и заказы[ | ]

    По мнению директора Центра экономического и политического анализа Александра Кавы, высказанному в феврале 2010 года, рынок сбыта самолёта Ан-178 может составить около 800 самолётов в течение 10-12 лет[28].

    В мае 2015 года тогдашний генеральный конструктор Дмитрий Кива заявлял, что предварительный пакет заказов на этот самолёт составлял около 100 единиц; в покупке заинтересованы Саудовская Аравия и страны Персидского залива[29].

    По состоянию на август 2016 года совокупный портфель твёрдых заказов на Ан-178 состоял из 11 самолётов.[30].

    В апреле 2022 года украинское издание «Зеркало недели» так характеризовало портфель заказов : «На сегодняшний день с определенной долей оптимизма можно говорить лишь о контракте по поставке авиакомпании Silk Way (Азербайджан) 10 самолетов Ан-178. <�…> Справедливости ради надо отметить наличие соглашения о совместном серийном производстве 12 экземпляров Ан-178 для компании Beijing A-Star Science & Technology Co., Ltd (Китай), пока не реализованного в виде контракта. На этом можно поставить точку… Это все. Подчеркиваю, ни один самолет „Антонов“ больше не заказан ни Саудовской Аравией, ни Минобороны Украины, ни кем-либо еще. По крайней мере, по состоянию на апрель 2022 года».[31]

    Ан-178 в стадии строительства для Министерства внутренних дел Перу (2020)

    Меморандум с МВД Украины[ | ]

    В июне 2022 года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что МВД Украины закупит 13 самолётов Ан-178[32]; по словам Авакова, на самолётах будут установлены украинские и европейские комплектующие, поставка самолётов ожидается через 3 года[33], а 8 октября Аваков и президент ГП «Антонов» Александр Донец подписали Меморандум, в рамках XVI Международной специализированной выставки «Оружие и безопасность — 2019» — МВД Украины заказало у ГП «Антонов» 13 самолетов АН-178. Девять самолетов будут работать на нужды ГСЧС (Госслужбы по чрезвычайным ситуациям), ещё четыре будут использоваться Национальной гвардией Украины, — заявил министр Аваков[34].

    Контракт с МВД Перу[ | ]

    В августе 2022 года концерн «Укроборонпром» () выиграл тендер на поставку одного военно-транспортного самолёта Ан-178 для министерства внутренних дел (в частности полиции) Перу[35][36][37], стоимостью около 65 млн долларов[38][39]; в контракт входят: сборка самолёта, обучения пилотов, обучения персонала обслуживания. Сумма контракта составила около 65 млн долл. Срок поставки по контракту составлял 24 месяца с даты подписания контракта (то есть 23 октября 2021 года) и может быть изменён по соглашению сторон. В середине 2020 года в Перу разразился коррупционный скандал в связи с контрактом на поставку Ан-178[40][41][42]; однако представители Перу в режиме онлайн-конференции подтвердили, что контракт продолжает действовать[43].

    В начале 2022 года представитель «Антонова» заявил, что предприятие не получило средства в рамках контракта, на постройку данного Ан-178; в апреле сообщалось, что, несмотря на заявление о приостановке работ по строительству самолёта, ГП «Антонов» продолжает закупать для него комплектующие.

    В означенное время контракт исполнен не был (инспекция представителя авиации Перу на мощности украинского производителя выявила, что конструктивно самолёт имеет приблизительный общий прогресс в 65 %, авиадвигатели для него находятся в процессе производства); нет также и договора об изменении графика поставки[44], администрация Перу инициализировала процедуру применения штрафных санкций[45].

    Согласно заявлению СпецТехноЭкспорта: «По состоянию на сегодняшний день контракт действующий, но из-за отсутствия финансирования со стороны заказчика — Министерства внутренних дел Республики Перу — выполняется с задержкой. Указанная проблема связана с непринятием банковской гарантии государственными и частными банками Перу, в том числе гарантии, предоставленной первоклассным европейским банком, который входит в перечень банков первой категории, утвержденный Центральным резервным банком Перу.» и что по состоянию на сегодняшний день не получили ни одного платежа от заказчика и «украинская сторона самостоятельно производит самолет за свой счет».[46]

    Контракт с Вооружёнными силами Украины[ | ]

    29 декабря 2022 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны Украины и ГП «АНТОНОВ» по строительству самолетов для нужд Вооружённых сил Украины. Одновременно с этим был подписан и контракт на заказ трех военно-транспортных самолётов Ан-178. Поставка первого из заказанных самолетов запланирована на 2023 год[47].

    Заказы

    Заключённые соглашения о поставках
    ПокупательТипЗаказаноОпционПримечаниеПоставлено
    Beijing A-Star Aerospace Technology Co.Ан-17820Меморандум[48]. Предусмотрена закупка двух Ан-178 у Украины и последующее совместное производство с Китаем[49].0[50]
    Airspace Industry Corporation of ChinaАн-178250Меморандум[51]0
    Тaqnia AeronauticsАн-178300Меморандум[52]0[53]
    ВС ИракаАн-17810Заказан 1 самолёт для армии Ирака[54][55][56]0
    Полиция ПеруАн-17810Заказан 1 самолёт для полиции Перу. Постройка Ан-178 происходит за счёт украинской стороны, Украина не получила от Перу ни одного платежа за самолёт. Согласно контракту, поставка самолёта заказчику должна была состояться осенью 2022 года. В связи со срывом срока поставки в Перу инициировали процесс наложения штрафов на украинскую сторону.[57][58]0
    Госслужба по чрезвычайным ситуациям.Национальная гвардияАн-178130Меморандум[34] Заказано 13 самолётов0
    Воздушные силы УкраиныАн-17830Заказано 3 самолёта.[47]0
    Отменённые заказы
    ПокупательТипЗаказаноОпционПримечаниеПоставлено
    Silk Way AirlinesАн-178100Твёрдый контракт[30]. Контракт изначально предусматривал комплектацию самолётов российскими комплектующими, при этом цена самолёта должна была составить около $25 млн за единицу. В 2017 году азербайджанской стороне было сообщено, что самолёт будет с другим оборудованием, а цена самолётов составит около $45 млн за единицу.[59] В ноябре 2022 года председатель профкома Профсоюза авиастроителей Украины на ГП «Антонов» Виктор Гуска заявил, что контракт с Азербайджаном на 10 Ан-178 был «потерян».[60]0

    [править] Ссылки

    [править] ЖЖ

    • Раздел об Ан-178 в ЖЖ bmpd
    • Ан-178
    • Интервью с первым вице-президентом ГП «Антонов» Александром Коцюбой. 31 мая 2016
    • Срыв контракта с Перу: сертификация Ан-178 после замены 60 % российских ПКИ потребует 600—700 полетов. 26 января 2021
    • [71]
    • Почему Ан-178 не долетел до Азербайджана? 13 апреля 2021

    [править] UA-нет

    • Середній багатоцільовий транспортний літак AN-178
    • Раздел об АН-178 на сайте РИАН Украина
    • Авиастроения Украины — имитация продолжается. 2 ноября 2015
    • Ан-178: полет в туманное будущее. 25 июня 2015
    • Развитие ГП «Антонов» и реформы на УЗ: как это видят в Минэкономразвития. 3 июля 2015

    [править] Рунет

    • Ан-178
    • Ан-178
    • Украинский транспортник Ан-178 совершил первый полет. 8 мая 2015
    • Ан-178 против Ил-214. Выгодно ли россиянам финансировать конкурентов? 27 февраля 2010

    [править] Прочее

    • Ан-178: ВПК Украины делает последние потуги. 10 мая 2015
    • Полеты во сне и наяву. 28 апреля 2014
    • ГП Антонов получило заказы на 43 самолета. 7 сентября 2015
    • Новые крылья. Украина начинает производство транспортника Ан-178. 9 декабря 2015
    • ​»Укроборонпром» викотить «імпортозаміщений» Ан-178-100Р з російським двигуном 28 грудня. 24 декабря 2021
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]