Глостер «Гладиатор» стал последним истребителем-бипланам, принятым на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30, предусматривавшей отход от стандартов истребителя 20-х гг. — относительно тихоходной машины с вооружением из пары 7,7-мм пулеметов. Новые требования предполагали, что скорость истребителя должна составлять не менее 400 км/ч, а вооружение будет состоять из четырёх 7,7-мм пулеметов. Проектирование истребителей под эти требования вели сразу несколько британских фирм, но одно время судьба этих самолетов вообще была под вопросом — ожидалось, что на вооружение Королевских ВВС в скором времени поступят современные истребители-монопланы. Однако вскоре стало понятно, что между снятием с вооружения старых бипланов и поступлением новых монопланов может получиться пауза, которую следовало заполнить. Предполагалось, что новый истребитель в 1935-1936 гг. придет на смену «Бристоль» «Буллдогу».
Проект «Глостера» под обозначением SS.37, разработку которого возглавил Г.П. Фолланд, представлял собой глубокую модернизацию только что принятого на вооружение «Гонтлета». Машина должна была получить более мощный вариант мотора «Меркюри», а её аэродинамика подверглась существенному облагораживанию — в частности, применили закрытую пилотскую кабину и бесподкосные стойки шасси с установленными внутри них пружинными амортизаторами. Правда, вооружение изначально не соответствовало спецификации и состояло лишь из двух синхронных пулеметов «Виккерс» Mk.NI (боекомплект по 600 патронов). Разумная консервативность конструкторов «Глостера», в не увлекавшихся, в отличие от конкурентов, техническими новинками, обеспечила успех проекту. Прототип, ещё со старым двигателем «Меркюри» VIS.2 (640 л.с), вышел на испытания в сентябре 1934 г. Результаты испытаний оказались вполне успешными, и Королевские ВВС заказали первую серийную партию (по доработанной спецификации F.14/35), присвоив машине наименование «Гладиатор».
Производство осуществлял завод в Хакклкоте, поставки начались в феврале 1937 г. Общий объем производства составил 747 машин.
Основные модификации Глостер «Гладиатор»
«Гладиатор» Mk.l — двигатель «Меркюри» IX (840 л.с). Вооружение на первых 70 машинах — 2 синхронных 7,7-мм пулемета «Браунинг» (по 600 патронов) и 2 пулемета «Льюис» под крылом (по 97 патронов); на остальных подкрыльевые пулеметы заменены «Браунингами» (по 400 патронов). В 1937-1938 гг. изготовлено 378 машин.
«Гладиатор» Mk.ll — двигатель «Меркюри» VIIIA. Взамен двухлопастного деревянного винта применен трехлопастный металлический. Выпущено 270 самолетов.
«Си Гладиатор» — палубный вариант для авиации Королевских ВМС, созданный в середине 1938 г. как временное решение до поступления на вооружение новых палубных истребителей специальной разработки. Создан на базе «Гладиатора» Mk.ll, от которого отличался усиленным нижним крылом, наличием тормозного гака и измененным составом приборного оборудования. Выпущено 98 машин в двух подвариантах: «Си Гладиатор» (переходный) — 38 единиц и «Си Гладиатор» Мк.1 с полным составом морского оборудования, включая надувную спасательную шлюпку (60 самолетов).
Британские гладиаторы на финской арене (часть 1)
В сентябре 1933 года британское Министерство авиации (БМА) заказало у 24 экземпляра нового истребителя-биплана, получившего название «Гонтлет». Истребитель «доводился до ума» главным конструктором компании Генри Фолландом в течение нескольких лет и, наконец, получил заслуженное признание. Первая машина из заказанной партии была готова в декабре 1934-го, а в мае следующего года самолеты начали поступать на вооружение Королевских ВВС.
Первые серийные «Гонтлеты» еще только собирались в заводских цехах, а Генри Фолланд уже подготовил модернизированный вариант, разработанный под требования спецификации Министерства авиации F.7/30, подразумевавшей максимальную скорость до 400 км/ч и вооружение из четырех пулеметов. В сентябре 1934 года летчик-испытатель П. Сайер поднял в воздух модифицированный «Гонтлет» под обозначением SS.37. От серийных «Гонтлетов» его отличали главным образом упрощенная конструкция крыльев, оснащенных посадочными щитками, новое шасси и стойки крыльев, а также вооружение. В первом же полете прототип развил скорость 390 км/ч (серийный «Гонтлет» с тем же мотором выжимал максимум 370 км/ч), чем привлек внимание Министерства авиации.
Весной 1935 года военные выкупили SS.37, и «Глостер» продолжила работу над уже принадлежавшим британским ВВС самолетом под их «чутким руководством». На истребитель был установлен новейший двигатель «Меркьюри» IX, выдававший мощность 820 л.с. вместо 640 л.с. у предшественника Меркьюри VIS. Помимо этого, на самолете смонтировали полностью закрывающийся фонарь кабины пилота. Специально под самолет Министерство авиации быстренько выпустило спецификацию F.14/35 и немедленно заказало «Глостеру» партию из 23 новых машин, получивших название «Гладиатор» Mk.I. В сентябре 1935 года последовал и более крупный заказ сразу на 180 машин. Серийный выпуск начался летом 1936 года, а с февраля 1937 года «Гладиаторы» начали поступать на вооружение, постепенно вытесняя «Гонтлеты» из рядов Королевских ВВС.
Третий серийный экземпляр «Гладиатора» Mk.I в полете / Фото: wikipedia.org
В 1937 году «Глостер» выпустил еще одну партию «единичек», прежде чем Министерство авиации выпустило новую спецификацию F.36/37 под новую модификацию «Гладиатор» Mk.II. От предшественника она отличалась совсем незначительно. Двухлопастный деревянный винт был заменен на трехлопастный металлический, а все вооружение унифицировано: если ранее на «Гладиаторах» в фюзеляже устанавливались два пулемета 7,69-мм «Браунинг», а в небольших обтекателях под нижними крыльями два «Льюиса» того же калибра, то «двойка» получили четыре «Браунинга». Двигатель был заменен на «Меркьюри» VIIIA мощностью 840 л.с.
Выпуск «Гладиаторов» Mk.II начался в 1938 году. Министерство авиации заказало в общей сложности 350 машин этого типа, в том числе 98 в варианте палубного истребителя, получившего название «Си Гладиатор» и отличавшегося, главным образом, установкой оборудования для посадки на авианосец и старта с катапульты. В 1938 году «Гладиатор» стал основным типом истребителя Королевских ВВС, но уже в следующем году из эскадрилий первой линии его начали вытеснять более совершенные истребители-монопланы «Харрикейн» и «Спитфайр». Тем не менее, к началу Второй мировой войны 152 «Гладиатора» все еще числились в составе английских эскадрилий, откуда их окончательно убрали только к концу 1941 года.
«Гладиаторы» Mk.I и прототип «Гладиатора» Mk.II на , 1937 год / Фото: surfcity.kund.dalnet.se
«Гладиатор» вызвал большой интерес не только у британского Министерства авиации, но и за рубежом. «Глостер Эйркрафт» построила на экспорт 147 «единичек» и 33 «двойки», разошедшиеся по ВВС Норвегии, Бельгии, Латвии, Литвы, Ирландии, Греции, Португалии, Египта, Южно-Африканского Союза, Ирака и Китая. Министерство обороны Финляндии также в 1935-1936 гг. рассматривало в числе прочих новый британский истребитель в качестве претендента на вооружение своих истребительных эскадрилий, но в итоге сделало выбор в пользу голландского моноплана «Фоккер» D.XXI. Соседняя Швеция приобрела для своих ВВС в 1936-38 гг. в общей сложности 37 Mk.I и 18 Mk.II, получивших местное обозначение J8 и J8A соответственно. К началу Второй мировой войны в составе ВВС Швеции имелся 51 «Гладиатор», являвшийся основным шведским истребителем.
«Гладиатор» ВВС Латвии / Фото: worldofwarplanes.eu
«Принимай нас, Суоми-красавица!»
Финны вновь обратили внимание на «Гладиатор» только после начала советско-финляндской войны, более известной во всем мире как «Зимняя война». В составе истребительной авиации финских ВВС на 30 ноября 1939 года числилось всего четыре десятка D.XXI и полтора десятка еще более древних истребителей «Бульдог» Mk.IV. Судорожные попытки прикупить какие-нибудь относительно современные истребители на замену «Бульдогам», предпринятые финскими военными осенью 1939 года, привели к заключению контракта на поставку итальянских «Фиатов» G.50, но этих машин еще следовало дождаться.
С самого начала войны финское руководство обратилось к западным странам с просьбой продать современную боевую технику и вооружение, в том числе и самолеты. Надо отметить, что первоначально европейские страны не слишком торопились отозваться на призыв Финляндии, поскольку никто не верил, что она сможет долго противостоять Советскому Союзу. Тем не менее, 5 декабря Великобритания, в ответ на запрос финского посла в Лондоне Г.А. Грипенберга (Georg Achates Gripenberg), согласилась продать финнам два десятка «Гладиаторов» Mk.II. Официальный заказ поступил 12 декабря, причем финская сторона формально договаривалась напрямую с «Глостер Эйркрафт», поскольку английское правительство пока еще не желало из-за этого осложнять отношения с СССР. Сразу был подписан договор на покупку 20 «Гладиаторов» на сумму 80.000 фунтов стерлингов, а еще 10 машин позже были предоставлены британцами безвозмездно.
Основной истребитель ВВС Финляндии периода «Зимней войны» Fokker D.XXI / Фото: www.airwar.ru
«Гладиатор» по своим ЛТХ заметно превосходил финские «Бульдоги», однако на фоне основного истребителя финских ВВС «Фоккера» D.XXI в целом выглядел бледнее. Он медленнее набирал высоту, хуже пикировал, однако почти не уступал в максимальной скорости («двойка» разгонялась до 410 против 418 км/ч у «Фоккера») и превосходил в горизонтальном маневре. Однако, горизонтальная маневренность для финских истребителей первостепенным показателем не была, т.к. финны не планировали вести маневренные бои с советскими самолетами, понимая, что в этом случае преимущество так или иначе будет на стороне более многочисленных истребителей ВВС РККА. Главным было иметь возможность без проблем вести прицельный огонь и быстро выйти из боя при неблагоприятной обстановке, и в этом смысле устойчивость «Фоккера» при стрельбе и отличные пикирующие качества с точки зрения финских летчиков были гораздо ценнее, нежели возможность переманеврировать противника на горизонталях.
Поскольку уступка «Гладиаторов» не сильно ударяла по обороноспособности самой Великобритании, где эти машины из первой линии Королевских ВВС вытеснялись более современными истребителями, английское командование могло себе позволить отгружать финнам «Гладиаторы» прямо из эскадрилий, перевооружавшихся на более современную технику. Более того, Грипенбергу в перспективе пообещали продать еще 30 «Гладиаторов» (забегая вперед, заметим, что данное обещание выполнено так и не было).
Занимательно, что ободренные успехом финны попытались купить у англичан еще и 25-30 оставшихся к тому времени «Гонтлетов», но эту партию перехватил у них Южно-Африканский Союз, чтобы в начале февраля 1940-го… подарить эти самолеты финнам! «Гонтлеты» начали прибывать в Финляндию в марте 1940-го и сразу поступали в учебные подразделения, где верой и правдой прослужили до января-февраля 1945 года, после чего уцелевшие машины были законсервированы и окончательно списаны в январе 1950-го.
Gloster Gauntlet из 17-й учебной эскадрильи ВВС Финляндии, аэродром Луонетярви, апрель 1944 года / Фото:sa-kuva.fi
Поскольку летные данные «Гладиаторов» в конце 1939 года восторгов уже не вызывали, финское командование изначально не планировало вооружать ими собственно истребительные эскадрильи, сведенные во 2-й авиаполк, как существующие, так и формируемые. В ближайшее время ожидалось прибытие куда более современных машин – о «Фиатах» уже говорилось выше, а 12 декабря США согласились за 3,4 млн. долларов поставить 44 истребителя F2A «Баффало». В конце декабря и французы решились подарить финнам полсотни истребителей «Моран-Солнье» MS.406C-1. В этой связи «британцев» сразу же решено было направить на доукомплектование эскадрилий 1-го авиаполка, которые предназначались для непосредственного взаимодействия с армией.
Дело в том, что с самого начала боевых действий стало очевидно, что даже «Фоккеры» С.Х, наиболее современные из имевшихся на вооружении ВВС Финляндии разведчиков и легких бомбардировщиков, не могут самостоятельно действовать днем над линией фронта из-за господства в воздухе советской авиации. О более древних «Райпонах» и «Фоккерах» C.V и говорить не приходилось. По замыслу командования финской авиации, «Гладиаторами» надлежало перевооружить по одному-два звена в каждой эскадрилье 1-го полка, чтобы те могли самостоятельно вести разведку днем или прикрывать действия специализированных разведчиков.
Однако, планы, как известно, не всегда совпадают с реальностью. В середине декабря разгорелся международный скандал: 8 декабря лондонские корреспонденты шведских газет «Свенска дагбладет» и «Дагенс нюхетер» сообщили, что Германия поставляет Финляндии 20-мм зенитные орудия и разрешила транзит через свою территорию 50-60 итальянских бомбардировщиков «Савойя». СССР немедленно заявил Германии протест, а немецкий МИД опроверг это обвинение, хотя поставка орудий действительно шла, а итальянские «Фиаты» уже готовились направиться в Финляндию через территорию Германии. В результате немцы немедленно прекратили транзит и поставки уже закупленного финнами вооружения, финны недополучили около 60 зенитных автоматов, а истребители отправились обратно в Италию и уже оттуда морем, вокруг Европы, в Швецию. Только два G.50 успели попасть в Финляндию в декабре.
Для финских ВВС это означало, что уже подготовившаяся к приему итальянских истребителей 26-я эскадрилья майора Р. Харью-Йеанти (Raoul Harju-Jeanty) на неопределенное время осталась без матчасти: свои «Фоккеры» она передала в 24-ю эскадрилью еще перед войной, а «Бульдоги» из ее состава вывели в качестве самостоятельного отряда уже после начала боев.
Между тем, британские ВВС достаточно быстро отгрузили финнам два десятка «Гладиаторов». Самолеты разбирали, морем перевозили в Швецию, где хорошо знакомые с «Гладиаторами» шведские механики собирали их на авиазаводе в Мальмё. После этого готовые самолеты перелетали в Баркарби, откуда уже финские пилоты перегоняли их в Финляндию. Первые четыре «Гладиатора» прибыли уже 18 января и сразу же были направлены на вооружение 26-й эскадрильи, которую временно решили оснастить английскими истребителями. В течение месяца, до 18 февраля, все 30 «Гладиаторов» прибыли в Финляндию, где получили бортовые номера начиная с GL-251 по GL-280. К 1 февраля два из трех звеньев базировавшейся на аэродроме Утти (восточнее крупного железнодорожного узла Коувола) эскадрильи LLv 26 имели на вооружение уже 11 «Гладиаторов». Частично эскадрилью доукомплектовали за счет резервистов, но в основном в кабины английских бипланов садились отнюдь не новички. Из 24-й эскадрильи был возвращен личный состав, переданный «в аренду» вместе с «Фоккерами» и уже успевший повоевать и даже имевший победы.
Из-за спешки прибывшие самолеты перекрашивать по финским стандартам не стали, и они летали в довольно замысловатой английской окраске: зелено-коричневый камуфляж сверху, серебристый низ фюзеляжа и черно-белая нижняя часть крыльев. Финны лишь закрасили британские опознавательные знаки своими и нанесли номера. Единственным зимним атрибутом на истребителях стало лыжное шасси, которое устанавливали сразу в Швеции.
Истребитель в роли… истребителя
Первый серьезный инцидент с «Гладиаторами» произошел уже 30 января: на рулежке по аэродрому GL-252 повредил плоскость и до конца войны «выпал из обоймы». В целом же дебют «Гладиаторов» на финском фронте получился более чем удачным. Первую победу на этом типе самолета в финских ВВС одержал лейтенант Пааво Берг (Paavo David Berg), 2 февраля сбивший в районе Ханко «Чайку» из состава 3-й эскадрильи 38-го ИАП Особой авиабригады ВВС РККА (летчик ст. лейтенант Бедарев попал в плен). Спустя полтора часа жертвой еще одного «Гладиатора», на этот раз под управлением датского добровольца лейтенанта Йорна Ульриха (Jorn Juel Ulrich), стал СБ ст. лейтенанта Пинчука из 57-го СБАП ВВС КБФ, вылетавший на фоторазведку. После упорного боя (экипаж СБ заявил, что сбил один из двух атаковавших самолетов противника) Ульриху удалось поджечь бомбардировщик, который совершил посадку на лед, а экипаж позже был эвакуирован. Уже 7 февраля экипаж Пинчука в полном составе был удостоен звания Героя Советского Союза.
Самый эффектный бой в этот день провел старший сержант Ойва Туоминен (Oiva Emil Kalervo Tuominen), впоследствии один из лучших финских асов. На своем «Гладиаторе» он в одиночку атаковал группу советских самолетов в составе пары ДБ-3 из 85-го авиаполка особого назначения, шедших под эскортом сразу шести И-16 149-го ИАП. При этом Туоминену «повезло» встретиться с новейшими на тот момент пушечными И-16 тип 27, которые значительно превосходили «Гладиатор» практически по всем статьям. Но удача любит смелых!
Советские летчики вовремя заметили заходивший в атаку на них с хвоста «Гладиатор», и одно звено под командованием ст. лейтенанта Киселева начало разворот для атаки противника. Именно в этот момент Туоминен открыл огонь. Пытаясь уклониться, один из ведомых Киселева метнулся в сторону и сорвался в штопор. Второй ведомый тоже неудачно сманеврировал, пытаясь одновременно с маневром сбросить баки, и также сорвался в штопор! Не став преследовать беспорядочно кувыркавшегося противника, Туоминен атаковал ведущего, который в итоге сел на лед в районе города Котка. После этого Туоминен бросился в погоню за другим И-16 (вероятно, одним из ведомых Киселева). Летчик И-16 мог легко оторваться от «Гладиатора», но, судя по всему, просто не замечал угрозы, спокойно уходя над Финским заливом в сторону своего аэродрома. После 20 минут погони на полном газу Туоминен все-таки настиг И-16 в районе острова Гогланд и, по его словам, сбил советский истребитель. В действительности в этот день был сбит только ст. лейтенант А.Л. Киселев, а оба его ведомых благополучно вернулись на свой аэродром. Туоминену засчитали два сбитых и один поврежденный И-16.
И-16 тип 28 А.Л. Киселева, отремонтированный финнами, на испытаниях в Тампере. Апрель 1940 года / Фото: i16fighter.aviaskins.com
В результате в течение дня «Гладиаторам» засчитали четыре сбитых и один поврежденный советский самолет, что вселило определенный оптимизм в финское командование, до этого довольно скептически относившемуся к возможностям «нового» самолета. Командир 2-го полка полковник Р. Лоренц (Richard Lorenz) в своем донесении писал: «Глостер «Гладиатор» оказался в произошедшем 2 февраля бою с И-16 очень хорош. Он довольно легко догнал на полном газу И-16, отставая примерно на 1000 м, между Инкеройненом и Коткой
».
Благостную картину несколько подпортило донесение датского лейтенанта Ульриха, который сообщил, что «Гладиатор» не может догнать ДБ-3, отставая примерно на 20 км/ч на высоте 3000 м. Однако, это не помешало Лоренцу продолжить: «Тем не менее, в произошедших между юго-западной и центральной Финляндией воздушных боях уже выяснилось, что «Гладиатор» был сопоставим с вражескими истребителями, по крайней мере, в маневренности, и, следовательно, подходил на роль фронтового истребителя, учитывая, что его скорость, как можно полагать, также оказалась достаточной. Для окончательной оценки требуется еще дополнительный опыт»
.
Однако, дополнительный опыт заставил ждать себя довольно долго и оказался не таким успешным, как первые схватки.
В начале февраля финское командование решило сосредоточить на Карельском перешейке как можно больше имевшихся в распоряжении ВВС «Фоккеров» D.XXI, которые небольшими группами были разбросаны на огромном пространстве от Турку на юго-западе страны до северо-восточного Приладожья. Чтобы при этом не оставить IV армейский корпус в Приладожье совсем без воздушного прикрытия, туда решили перебросить отряд в составе девяти «Гладиаторов» под командованием командира 2./LLv 26 лейтенанта Е. Кивинена (Mauri Ensio Kivinen), что и было сделано 5 февраля. Четырьмя днями позже еще один отряд в количестве семи «Гладиаторов» лейтенанта П. Сиирияйнена (P. Siiriäinen) отправилось еще дальше на север, в район Каяни, где финская 9-я пехотная дивизия пыталась сломить сопротивление окруженной советской 54-й горно-стрелковой дивизии.
Хотя формально все полученные «Гладиаторы» поступали на вооружение LLv 26, прибывшие после 4 февраля машины прямиком пошли в эскадрильи взаимодействия с армией. На базе 26-й эскадрильи лишь переучивали бывших пилотов-разведчиков. До этой даты LLv 26 успела принять 18 истребителей (GL-251… GL-266, GL-268 и GL-269), следующие проходили через нее фактически «транзитом» в 1-й полк, который начал получать «Гладиаторы» с 12 февраля.
Продолжение следует.
МОСКВА, Сайт warspot.ru, Олег Киселев 1
Оригинал