Микоян-Гуревич «МиГ-1 / МиГ-3», Истребитель
Микоян-Гуревич МиГ-1 и МиГ-3
Первая совместная работа Артема Микояна и Михаила Гуревича, ставших впоследствии одними из самых знаменитых авиаконструкторов, состоялась в 1938г. Образовавшееся в результате этого сотрудничества конструкторское бюро известно и сегодня по инициалам его создателей – МиГ. Начало первой разработке положил конкурс ВВС на создание нового истребителя-перехватчика, который должен был быть оснащен 12-цилиндровым V-образным двигателем конструкции Микулина. Почти одновременно было разработано два варианта. Первым из них был самолет, обозначенный Тип 65, но его сразу отвергли в пользу разработки конструкторского бюро Ильюшина. Второй вариант Микоян-Гуревич МиГ-1 (первоначально имел обозначение И-61 и оснащался двигателями АМ-35А и АМ-37) победил в конкурсе, после чего последовал заказ на три опытных экземпляра под обозначением И-200. Первый из них поднялся в воздух 5 апреля 1940г. После летных испытаний начался серийный выпуск самолетов МиГ-1, развивавших скорость до 628 км/час (390 миль/час). В связи с этим в 1940-41 гг. СССР заявлял, что МиГ-1 – самый быстрый в мире истребитель-перехватчик. Однако самолет имел ряд недостатков, поэтому было построено всего около 100 машин этого типа. Ему мешали недостаточная устойчивость, малая дальность полета, низкая живучесть конструкции. В результате появилась новая модификация истребителя – МиГ-3, обладавшая улучшенной аэродинамикой и увеличенным углом поперечного V внешних отсеков крыла. Кроме того, был увеличен запас топлива, мощность вооружения и толщина брони. Всего было построено 3422 машины (включая самолеты типа МиГ-1). В результате попыток модифицировать МиГ-3 появились И-210, он же МиГ-3-82, со звездообразным двигателем М-82 конструкции Швецова, улучшенный вариант И-211, а также МиГ-ЗУ с двигателем АМ-35А конструкции Микулина. Однако ни один из перечисленных вариантов не пошел в серийное производство.
одификация | МиГ-3 |
Размах крыла, м | 10.20 |
Длина, м | 8.25 |
Высота, м | 3.50 |
Площадь крыла, м2 | 17.44 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2699 |
взлетная | 3350 |
топлива | 463 |
Тип двигателя | 1 ПД АМ-35А |
Мощность, л.с. | |
номинальная | 1 х 1200 |
взлетная | 1 х 1350 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 505 |
на высоте | 640 |
Практическая дальность, км | 1250 |
Скороподъемность, м/мин | 877 |
Практический потолок, м | 12000 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | один 12.7-мм пулемет УБС, два 7.62-мм пулемета ШКАС; 6 НУРС 57-мм РС-82 или 2х 100 кг бомбы ФАБ-100 или ФАБ-50 |
Палубный истребитель МиГ-23К
В 1976 году на вооружение авиации ВМФ СССР были приняты палубные истребители МиГ-23К («К» – корабельный; изделие «23-32»). Первоначально МиГ-23К должны были стать истребителями-бомбардировщиками, выполнять функции истребителей, перехватчиков, штурмовиков-бомбардировщиков, разведчиков и самолетов радиоэлектронной борьбы и входить в состав авиагрупп строившихся в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре авианосцев проекта 1143 («Минск»).
Однако вскоре планы поменялись; ударные задачи и задачи РЭБ и РЭП было решено возложить на штурмовики-бомбардировщики Су-17М3К – оморяченный вариант истребителя-бомбардировщика Су-17М3, а разведку перепоручить палубным самолетам ДЛРО Як-44.
Пилот и технический персонал на фоне палубного штурмовика-бомбардировщика Су-17М3К
Пилот в кабине Су-17М3К
Палубный штурмовик-бомбардировщик Су-17М3К
Палубный самолет ДЛРО Як-44Э на палубе авианосца «Минск»
Компоновка палубного самолета ДРЛО Як-44Э
При разработке МиГ-23К за основу был взят истребитель МиГ-23МЛ, от которого морской вариант отличался опущенной на 2° вниз для улучшения обзора из кабины носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, установкой посадочного гака (поворотный подфюзеляжный гребень при этом заменялся на два гребня), увеличенной площадью и высотой киля. Помимо этого «23-32» получил крыло с двухщелевыми закрылками увеличенной площади и систему дозаправки топливом в полете.
Другими отличиями конструкции палубной машины стали:
- • складывающиеся консоли крыла;
- • усиленные стойки шасси;
- • внедрение усовершенствованной системы создания дополнительной подъемной силы на оснащенном двухщелевыми закрылками ПГО;
- • два дополнительных подфюзеляжных узла подвески (перед основными стойками шасси).
Схема палубного истребителя МиГ-23К
За основу бортового оборудования МиГ-23К был взят состав БРЭО истребителя МиГ-23МЛ; отличия заключались в установке:
- • системы автоматического управления САУ-23МЛК;
- • навигационной системы «Полет-2К-23»;
- • РЛС «Сапфир-23МЛ-К» (затем заменена на «Сапфир-23МЛА-К»);
- • радиостанции Р-862;
- • теплопеленгатора ТП-26;
- • системы ограничительных сигналов СОС-3-4;
- • аппаратуры для автоматического наведения самолета на цель по командам установленной на Як-44 автоматизированной системы наведения.
Палубный истребитель МиГ-23К
В 1982 году для имевших авианосцы стран третьего мира был разработан палубный истребитель МиГ-23КЭ («Э» – экспортный), отличавшаяся упрощенным составом БРЭО и улучшенными ударными возможностями. ОКБ им. Микояна ориентировалось на Индию и страны Латинской Америки: в первую очередь на Аргентину, в которой к власти пришло гражданское правительство, и (в перспективе) на Бразилию, диктаторский режим которой постепенно сдавал свои позиции.
Главная » Миг-3 — «черноморский» камуфляж (ModelArt)
Миг-3 — «черноморский» камуфляж (издатель: ModelArt, автор: E.Zarkov, 1:32, перекрашен мною) |
Версия МиГ-3 от ModelArt представляет истребитель, воевавший в Крыму в 1942, и построена мною в пару к Bf.190F-4, который был противником советских истребителей в сражениях за Крым в 1941-1942 гг.
Выбрал «черноморский» камуфляж, найденный на одном из известных сайтов («VVS research page»):
Это «самолет 62-го ИАП ВВС Черноморского флота» по версии Massimo Tessitori.
Перекрашивал непосредственно оригинальный PDF в «Иллюстраторе», используя простейшие (но не худшие) средства — замену цветов и цветовые пятна. Переходящие пятна выравнивал, лазая по экрану специально напечатанной картонной линейкой.
Изменил все цвета: и голубой, и стальной (внутренности), и цвет патрубков. Цвета в основном выбирал по каталогам АКАН — их цветовые таблицы считаются наиболее достоверными. Цвета такие (RGB):
зеленый — #546214 (АМТ-4 Зелёный/защитный) выхлоп — #433737 («Горелый металл») голубой — #b6dee8 (АМТ-7 Голубой) красный — #ED1C24 (оставлено так, как в оригинале) внутренности — #949a9b (А-14 Серый/Стальной )
а также подобранные на мой собственный вкус:
черный (камуфляжные пятна и капот) — #2D2D23 промежуточный (переход от черного к зеленому) — #414B23
Модель строится по той же схеме, что и предыдущая, с некоторыми изменениями:
— выкройки печатаны на той же глянцевой фотобумаге Lomond Glossy Inkjet Photo Paper 160 г/м2, но после печати листы сразу покрыты парой слоев акрилового лака Motip Clear Vanish. Покрытие резко улучшает механическую прочность поверхности и резко снижает впитываемость фотослоя: случайные капли кофе теперь можно просто стереть. Лак также теоретически защищает от ультрафиолета. Глянцевость поверхности фотобумаги никак при этом не меняется: тот же приятный ровный отсвет;
— в этот раз строить начал не с мелочевки, как рекомендует инструкция, а сразу с кокпита;
— для остекления использована полиэстеровая пленка потоньше — 0.05 мм (выдрана из ненужного фотоальбомчика);
— для подкраски краев / дефектов замешаны соответствующие акриловые краски на основе белой акриловой эмали с добавлением нужных колеровочных паст.
Полностью собранный фюзеляж получился таким:
Расшивка на черном, как и следовало ожидать, видна не очень, а на фото вообще не просматривается. Впрочем, на капоте и так достаточно деталей, и внешность беднее не стала.
Соответствующая часть кока винта крашена черной матовой краской, упомянутой в моем предыдущем описании сборки. Такими же (как и положено) будут и лопасти пропеллера.
То, что получается, мне пока нравится.
Крылья — пополнен каркас
Склеил и поставил крылья. Для исключения провисания обшивки каркас крыльев пополнил добавочными парами нервюр в консолях. Добавочные нервюры получил масштабированием нервюр 39/40 с соответствующей подгонкой по высоте по месту (профиль крыла переменной высоты).
Кроме того, пришлось повозиться с установкой ниш шасси. Для точной установки по месту передние концы нервюр 39/40 пришлось сместить в стороны.
Полоски, формирующие задние / концевые кромки, как обычно, вырезал из той же бумаги (160 г/м2) и приклеил на нижнюю обшивку, по задней кромке — 2 перекрывающиеся полоски.
Под верхние концы стоек шасси наклеены надлежащие утолщения из бумаги.
Приклеив обшивку сверху, пришел к выводу, что вместо добавочных нервюр лучше было бы добавить в консоли лонжероны — позаимствованная у сына фотобумага оказалась мягковата, и крылья вышли таки неровные. В предыдущей модели (P-40N) добавочные нервюры были полезны, но там бумага была жестче. Лонжероны были бы лучше и в этой модели, да и вообще — именно так делается во многих моделях. Хорошая мысля приходит опосля.
Приклеил крылья и поклеил зализы:
Крылья поставил точно по отметкам на фюзеляже, а зализы (их задние и центальные части) приклеил точно по крылу и фюзеляжу. Передние концы, как водится, оказались длиннее, чем надо — это известный глюк данной модели. Подрезал по месту. Зализы, кстати, не надрезал — при должном тщании удается их поставить без этого.
Шасси — свежая (?) мысль
Сооружая на досуге шасси, пришла мне в голову свежая мысль, которая, похоже, до меня никого не посещала (сужу по доступным мне фотографиям).
Если внимательно посмотреть на чертежи, то можно видеть, что стойки основного шасси утоплены в створках, для чего в створках есть соответствующие выпуклости, которые в модели даны отдельными деталями 64b/65b. В то же время инструкция и выкройки это обстоятельство обходят стороной и предлагается створки просто прилепить к стойкам. Что все обычно и делают (я в том числе — в первом «релизе»). Вид при этом получается несколько ненастоящий и как бы взъерошенный.
Проблема решается элементарно: в створках вырезаются отверстия с отступом на 1.5 мм от линии, обозначающей место приклеивания выпуклости 64b (65b). Далее выпуклости клеятся на место, а получившиеся углубления при желании закрашиваются серым в тон (а можно и не красить — все равно не будет видно). Далее створки клеятся к стойкам с нужным наклоном — так, чтобы нижние края створок отстояли от плоскостей колес на 1.5 мм. Получается удачно и клеится просто: нижний срез «обмотки» стойки как раз упирается в кромку выреза, а нижний конец стойки утопляется в углубление ровно настолько, насколько позволяет выходящая из нижнего среза «обмотки» проволочка.
Отгибы («лепестки») на створках, кстати, я отрезал — их на чертежах нет, а верхние края створок достаточно будет зафиксировать каплей клея. Колеса зафиксированы шайбочками на краске и вертятся. Чтобы концы осей и шайбочки на них не торчали, в серединах колес с одной стороны сверлом Ф6 высверлены углубления, а диски при приклеивании вдавлены в них овальным задним концом маркера.
Модель готова и сфотографирована
Приклеив все оставшиеся детали (шасси поставлены по шаблону, как и в предыдущем релизе, антенна из проволочки, трубка Пито из иголки от шприца и пр.), стал фотографировать. Получилось вот что:
И еще коллаж — для сравнения: модель и исходный рисунок (правда, разные бока — рисунки камуфляжа немного различаются, как нарисовано у Tessitori).
В основном похоже (со скодкой на искажения при съемке с близкого расстояния — из-за света). Что и требовалось.
Видно, кстати, что мачта антенны у Заркова заметно больше, чем надо — я это заметил только на этом коллаже. Сверился с чертежами — так и есть, мачта великовата.
27.09.2007
Дополнение от 07.01.2010
Эта перекрашенная модель предлагается Моше Лемером вместе с другими моделями Е.Заркова:
https://www.papermodels.co.il/Store.htm
Для этого издания я немного изменил и улучшил выкройки:
Прежде всего я изменил цвета — привел их к современному представлению об окраске тех времен. Кроме того, я добавил трехмерность в некоторых существенных местах, чтобы была хотя бы иллюзия отдельности подвижных поверхностей.
Дополнение от 20.07.2011
Перекраска, которую я отдал Моше Лемеру, издана Московским Комбинатом Игрушек: