Роль авианосцев Эссекс в истории флота США
К типу Эссекс относят серию тяжелых авианосцев ВМС США, которые были построены с началом Второй мировой войны. Основное назначение: размещение ударной авиации вблизи берегов противника. Вначале конструкторы планировали ограничиться одним таким кораблем. Однако, участие США в боевых действиях с конца 1941 года потребовало строительства серии авианосцев. Они составляли основной костяк ударной группы ВМС США в 50-70 годы прошлого столетия.
Культурные произведения [ править ]
История трагедии в Эссексе
не только вдохновила большую часть классического романа американского писателя Германа Мелвилла «
Моби-Дик»
1851 года, но и была драматизирована в фильмах, на телевидении и в музыке:
- Театрализованный документальный фильм « Месть кита»
(2001) был спродюсирован и показан 7 сентября 2001 года на канале NBC . [29] - Создание струнного квартета композитора Дейрдры Гриббин « What the Whaleship Saw
» в 2004 году было вдохновлено этим событием. [30] - Телевизионный фильм «Кит»
(2013) был показан на BBC One 22 декабря, в котором пожилой Томас Никерсон (которого играет Мартин Шин ) рассказал о событиях в
Эссексе
. Чарльз Фернесс сыграл младшего Никерсона, Джонас Армстронг сыграл Оуэна Чейза, а Адам Рейнер сыграл капитана Полларда. - Фильм 2015 года « В сердце моря»
режиссера Рона Ховарда был основан на книге Филбрика. Крис Хемсворт сыграл Оуэна Чейза, а Бенджамин Уокер — капитана Полларда. Брендан Глисон и Том Холланд изобразили старшего и младшего Никерсона соответственно.
Конструктивные особенности авианосцев типа Эссекс
От предшественников, кораблей типа USS Йорктаун, отличались большими габаритами. Еще одной особенностью стало разделение на обособленные отсеки частей корабля, находящиеся ниже ватерлинии. Это позволяло уверенно держаться на плаву, причем, при аварийном затоплении некоторых из них. Почти по всему периметру дно состояло из трех слоев. Тем самым повышая непотопляемость.
Новаторством стала конструкция более широкого миделя, заостренных обводов в сочетании с большим развалом шпангоутов. Это значительно снижало встречное сопротивление воды при движении. Геометрически, длина авианосцев к их ширине соотносилась в пропорции 8 к 8,1.
Слабым звеном оставалась палуба и ангар для самолетов. При сильном шторме данная надстройка нарушала геометрию, подвергала носовую часть большей нагрузке, вследствие чего последняя могла повредиться при встрече с очень большими волнами.
Габаритные размеры
Положительным стало расширение взлетной полосы, в том числе за счет уменьшения габаритов надстройки «острова», а также уменьшения срезов палубы, где находились зенитные установки. Практика ведения морских боев привела к тому, что конструкторским бюро в 1943 году принято решение об изменении длины авианосцев с 262,8 до 270,8 метров. Это помогло увеличить угол обстрела орудий, которые были размещены в носовой и кормовой части судна.
Бронирование
Установленная броня надежно противостояла поражению снарядами калибра 152 миллиметра, выпущенных с расстояния 10-17 километров, а также последствиям от взрыва бомбы весом до 1000-и фунтов. Боковая броня стала толще. Утолщение брони палубы предупреждало повреждение машинного отделения, находящегося под ней.
Бронирование обеспечивалось 102 миллиметровыми плитами, которые были установлены на стальной конструкции. Поясная защита протяженностью 155 метров на 62 % защищала ватерлинию. Покрытие цитадели состояло из плит толщиной 37 мм, ангар накрывала 64 миллиметровая броня. Отдельно, плитами 64 и 37 мм, были защищен рулевой отсек и рубка, соответственно. Рулевой отсек также имел бронированные 102 миллиметровые стены.
Общий вес металла брони составлял 996,7 т. Для погашения ударной волны в случаях подводной атаки, топливо находилось в двух внешних отсеках, за которыми следовали пустые, служащие расширительной камерой. Данная конструкция с успехом противостояло малым авиационным бомбам, но не могло создать препятствие для поражения большими 610 миллиметровыми торпедами.
Энергетическая установка
Авианосцы приводились в движение четырьмя агрегатами и восьмью модернизированными, в сравнении с устанавливаемыми на Yorktоwn, паровыми котлами.
По океану на вельботах
Ясно было, что ждать спасения на месте — утопия. Было решено выбираться своими силами, единственный вопрос — куда. решение стало катастрофическим. Капитан Поллард предлагал двигаться на запад к Маркизским островам, до которых было 2200 км. Но Чейз и команда опасались людоедов, которые по слухам населяли острова и проголосовали за движение на восток, к Южной Америке. Правда проблемой стали пассаты, из-за которых нужно было сначала пройти 1800 км на юг, а только затем можно будет повернуть за восток, используя западный ветер и пройти еще 5500 км.
Главной проблемой стало отсутствие пресной воды. Кроме того, большая часть провизии побывала в морской воде, что сделало ее еще более соленой, что в свою очередь усиливало жажду. . И две недели люди ели подсоленные продукты, полоща рот морской водой и употребляя собственную мочу. Вельботы, уже получившие ранее повреждения, а также не предназначенные для длительного плавания в принципе, постоянно давали течи, что еще сильнее усложняло жизнь людям. Экипажу одной из лодок как-то пришлось накренить свое суденышко так, чтобы пробоина показалась из воды и люди со второго вельбота могли ее заделать.
До первых смертей от жажды оставались буквально считанные часы, когда люди заметили землю. Это оказался необитаемый остров Хендерсона. Буквально в 192 километрах на юго-запад находился другой остров, Питкэрн, на котором жили последние участники мятежа на «Баунти» и где потерпевшие бедствие получили бы помощь. Но им не повезло в очередной раз…
На острове оказался небольшой источник пресной воды, птицы и их яйца, крабы. Буквально за неделю моряки практически полностью исчерпали ресурсы острова и 26 декабря решили отправляться дальше, опасаясь голодной смерти. Но Сет Уикс, Уильям Райт и Томас Чаппел решили остаться на острове. Остальные члены экипажа отплыли в канун нового года к острову Пасхи, пообещав прислать за оставшимися помощь. Уже через 3 дня запасы птиц и крабов с острова закончились, на вельтботах осталось лишь немного хлеба еще с «Эссекса». 4 января моряки поняли, что добраться до острова Пасхи не смогут и направились к острову Мас-а-Тьерра, до которого оставалось 3367 км, а там уж да Южной Америки останется всего 776 км.
Совсем скоро начали умирать люди в лодках. Оуэн Чейз и Джордж Поллард плыли в разных лодках. Чейз 10 января потерял своего друга, второго помощника Мэттью Джоя. На следующий день лодки попали в сильный шквал, в результате чего вельбот Оуэна отделился от остальных. 18 января погиб очередной моряк, которого как и Джоя погребли в море, зашив в собственную одежду. Тело умершего 8 февраля Айзека Коула оставили в лодке — оставшиеся в живых решили пойти на крайние меры — каннибализм. 15 февраля продукты в лодки закончились…
В лодках капитана Полларда и рулевого Обеда Хендрикса дела шли еще хуже, к 14 январю еда закончилась у лодке Хендрикса, а 21 — в вельботе Полларда. 20 января было решено употребить в пищу тело умершего Лоусона Томаса. Та же участь постигла и умерших один за другим Чарльза Шотера, Айзейю Шепарда и Сэмюэля Рида. 28 января лодки были разделены. Оставшихся в одной из них Обеда Хендрикса, Джозефа Уэста и Уильяма Бонда более никто не видел. Считается, что все они пропали в море.
Очередной голодный этап наступил 1 февраля. В лодке Полларда было решено тянуть жребий, кто должен будет отдать свою жизнь ради спасения остальных. Короткая соломинка досталась Оуэну Коффину. Это был довюродный брат капитана, которого тот обещал оберегать. Поллард хотел сам принять жребий, но Коффин решил все по-своему. Его останки позволили продержаться Полларду, Барзиллау Рэю и Чарльзу Рамсделлу еще несколько дней. Рэй умер 11 февраля, что избавило от жребия оставшихся. Далее Поллард и Рамсдейл обгладывали кости умерших.
Оружейное оснащение
Зенитное вооружение авианосцев, система его управлением и тип боеприпасов также были модернизированы. Количество стволов увеличено. При этом также расширили угля обстрела в сравнении с предыдущими моделями. Общее количество вооружения:
- 12 орудий калибром 127 миллиметров, из которых 8 находились на палубе, позволяя вести огонь по обоим флангам;
- 32 единицы по 40 мм типа Бофорс, вместо используемых ранее 12,7 миллиметровых пулеметов;
- 46 пушек калибром 20 мм, которые направлялись на цели по отдельности.
40 мм орудие Бофорс
Радарные установки
Новаторские разработки в области радиоэлектроники предоставили огромные преимущества военной промышленности США. Оснащение первых авианосцев составляли две радарные установки типа «SK» и «SC2», без проблем обнаруживающие цели на расстоянии до 80 миль, парные радары «МК4», радиомаяк смонтированный на мачте. Кроме этого, для выявления надводных целей служили антенные устройства «SG». В процессе модернизации, на более поздних моделях кораблей устанавливали уже по 5 радаров. А к концу войны появились приборы для создания искусственных помех работе аппаратуры противника.
Электрооборудование
Для выработки электрической энергии служили 4 генератора, каждый из которых выдавал до 1250 кВт мощности. Кроме того, в отдельных отсеках, устанавливалась пара аварийных генераторов аналогичной мощности. Нововведением стала установка, служащая дозаправке в море. Благодаря данному оснащению, судно могло автономно полтора месяца находиться в плавании. А резервные запасы расширяли этот срок до 16-ти недель.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Корабль и команда
- 2 Заключительный рейс 2.1 Истощение китобойных угодий
- 2.2 Ремонт и пополнение запасов на Галапагосских островах
- 2.3 Морская земля
- 2.4 Нападение китов
- 3.1 Выход на сушу
Тип перевозимых самолетов
В среднем, авианосцы Эссекс были приспособлены для транспортировки около 100 единиц летательных аппаратов. Типичная авиагруппа по количественному составу была такой:
- от 20 до 49 противолодочных самолетов типа S2 Трекер;
- от 16 до 20 ед. противолодочных вертолетов SH3 Сиа Кинг, или HSS1N Сиабэт;
- 4-5 самолетов дальней авиации типа Е1 Трейсер, а также AD5W Скайрейдер. Еще, как правило, на палубе перевозился один транспортный самолет типа С1 Трейдер, но не всегда.
Самолет S2 Трекер
Серийные выпуски кораблей
Всего в течение пяти лет, с 1940 по 45 года, было спущено на воду 24 корабля. Благодаря этому, данный тип вошел в историю морской авиации, как наиболее массовая серия за всю историю. Примечательно, что они с успехом прошли всю войну в полном составе. Несмотря на полученные в ходе боев повреждения, продолжили службу после капитальных ремонтов отдельных узлов.
Когда закончилась война, 14 кораблей перевели в резерв флота, откуда на службу они так и не вернулись. Те, что остались, прошли модернизацию. С начала 1970-х годов, ввиду повышения требовательности к характеристикам, было решено списать данный тип кораблей со службы, по причине морального устаревания. До 1992 года дожил лишь один авианосец Лексингтон, в роли учебного образца для подготовки будущих моряков. Так прекратилось существование кораблей семейства Эссекс, навсегда вошедших в историю боевой флотилии Америки.
Первопроходец «Эссекс»
Авианосец USS Essex (CV/CVA/CVS-9) стал первым в семействе кораблей указанного типа. На постройку корабля верфи Ньюпорт Shipbuilding потребовалось чуть больше года: с весны 1941 до момента спуска на воду 31.07.42 года.
Последствия [ править ]
Оуэн Чейз в более поздней жизни
Томас Никерсон в 1870-х годах
Поллард вернулся в море в начале 1822 года, чтобы возглавить китобойный корабль « Два брата»
. Он потерпел крушение на отмелях французского фрегата во время шторма у берегов Гавайских островов в его первое плавание, после чего он присоединился к торговому судну, которое вскоре после этого потерпело крушение у Сандвичевых островов ( Гавайские острова ). К тому времени Полларда считали «Ионой» (неудачником), и ни один судовладелец не доверял ему снова плавать на корабле, поэтому он был вынужден уйти в отставку. Впоследствии он стал ночным сторожем Нантакета. Сообщается, что каждый 20 ноября он запирался в своей комнате и постился в память о мужчинах
Эссекса
. [15] Он умер в Нантакете 7 января 1870 года в возрасте 78 лет.[22]
Первый помощник Оуэн Чейз вернулся в Нантакет 11 июня 1821 года и обнаружил, что у него есть 14-месячная дочь, с которой он никогда не встречался. Четыре месяца спустя он закончил отчет о катастрофе, « Рассказ о самом необычном и печальном кораблекрушении китового корабля« Эссекс »»
; Герман Мелвилл использовал его как одно из источников вдохновения для своего романа «
Моби-Дик»
(1851 г.). В декабре Чейз шел первым помощником капитана китобойного судна «
Флорида»
, а затем капитаном «
Уинслоу»
в каждом последующем рейсе, пока не смог позволить себе построить собственный китобойный корабль
Charles Carrol.
. Чейз оставался в море 19 лет, возвращаясь домой ненадолго каждые два или три года, каждый раз заводя ребенка. Его первые две жены умерли, когда он был в море. Он развелся со своей третьей женой, когда обнаружил, что она родила через 16 месяцев после того, как он видел ее в последний раз, хотя впоследствии он воспитал ребенка как своего собственного. В сентябре 1840 года, через два месяца после развода, он женился в четвертый и последний раз и ушел из китобойного промысла. [15] Воспоминания о мучительном испытании на
Эссексе не
давали покоя Чейза, он страдал от ужасных головных болей и кошмаров. Позже он начал прятать еду на чердаке своего дома в Нантакете на Оранж-стрит и в конечном итоге был помещен в лечебное учреждение. [23] Он умер в Нантакете 7 марта 1869 года в возрасте 73 лет.
Юнг, Томас Никерсон , стал капитаном торговой службы и в конце своей жизни написал свой собственный отчет о потоплении под названием «Потеря корабля« Эссекс », затонувшего китом, и испытание экипажа в открытых лодках»
. Никерсон написал этот отчет через 56 лет после затопления, в 1876 году, и он был утерян до 1960 года; историческая ассоциация Нантакета опубликовала его в 1984 году он умер в феврале 1883 года, в возрасте 77.
Остальные выжившие члены экипажа встретили разные судьбы:
- Томас Чаппл умер от чумной лихорадки на Тиморе , работая миссионером. [24]
- Уильям Райт погиб в урагане в Вест-Индии. [25]
- Чарльз Рамсделл умер в Нантакете 8 июля 1866 года в возрасте 62 лет. [26]
- Бенджамин Лоуренс умер в Нантакете 28 марта 1879 года в возрасте 80 лет. [27]
- Сет Уикс умер 12 сентября 1887 года в округе Барнстейбл, штат Массачусетс , последним из выживших в Эссексе
. [28]
Техническое оснащение
Длина составляла 265, 9 метров, ширина: 45 метров, высота от киля до взлетной палубы: 24,9 метров. Корабль был достаточно маневренным для своего времени. Водоизмещение составляло 23785 в сухом и 34881 тонн в загруженном виде.
Модель авианосца “Лексингтон”
Броня
Судно было надежно защищено 64-102 миллиметровой броней по периметру. На траверзах и румпельных отделениях: 64 до 102 мм, 37 миллиметров стали защищали моряков, находящихся в боевой рубке.
Двигатель
Мощность в 150 тысяч лошадиных сил и максимальную скорость в 33 узла создавали 4 движителя, восемь котлов марки Бабкок-Уилклкс и четыре турбины Вестинхауз. Одноразовой заправки хватало для преодоления 15000 морских миль на скорости 15 узлов. Грузоподъемность и вместимость позволяла перевозить от 91 до 103 боевых самолетов.
Экипаж
По штату предусматривалось, что нести службу будут 2386 человек, из которых 215 офицеров. Однако данного количества оказалось мало. Поэтому число служащих увеличили до 3106 человек, а лиц офицерского состава – до 226.
Боевую мощь составляли:
- 6 двуствольных единиц 127 миллиметровых пушек марки МК12;
- 8 четырех ствольных, калибром 40 мм., марки Бофорс МК2;
- 46 одноствольных, 20-ти миллиметровых ствола типа Эрликон МК4.
Орудие Эрликон МК4
Другие корабли атакованы китами [ править ]
« Эссекс»
— не единственное известное судно, подвергшееся нападению кита:
- В 1807 году кит напал на Союз
и потопил его . [31] - В 1835 году на Пузи-Холл
было совершено нападение. [32] - В 1836 году киты напали на Лидию
и
двух генералов
. [32] - В 1850 году Покахонтас
затонул кит . [32] - 20 августа 1851 года кит потопил Энн Александер
. - В 1852 году кит потопил Crusader
. [33] - В 1855 году кит затонул Ватерлоо
. [33] - 15 июня 1972 года стая косаток затопила 13-метровую шхуну Lucette
. - 7 июля 1999 года горбатый кит затопил 73-футовый (22 м) 111-летний Мерлин,
спроектированный Херрешоффом, в заливе Кит, остров Бараноф , Аляска. [34]
Боевая служба
31 декабря этого же года начал нести боевую службу на Тихом океане. Неоднократно получал повреждения, проходил модернизацию вплоть до начала 1947 года, когда его перевели в резерв морских сил. Там подвергся капитальной перестройке. После введения возвращения в строй попал аварию, приведшей к большим повреждениям, потере 10 самолетов, гибели моряков.
После очередного возврата на службу, воевал у корейских берегов. Затем передислоцирован в Атлантику, после – в Средиземноморье. Участвовал в Ливанской войне, в Бейруте, на Кубе, обеспечивал посадку космического аппарата серии «Аполлон».
Авианосец-музей Интрепид «USS Intrерid СV»
Источники [ править ]
- Чейз, Оуэн (1821). Рассказ о самом необычном и печальном кораблекрушении китового корабля » Эссекс». Нью-Йорк: В. Б. Гилли. OCLC 12217894 .
- Чейз, Оуэн (1965) [1821]. Хаверстик, Иола; Шепард, Бетти (ред.). Обломки китобойного судна «Эссекс» . Нью-Йорк: Harcourt, Brace & World, Inc.
- Хеффернан, Томас Фарел (1990) [1981]. Плита у кита: Оуэн Чейз и Эссекс . Мидлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета . ISBN 0819562440.
- Филбрик, Натаниэль (2001). В самом сердце моря: трагедия китобойного судна «Эссекс» . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-100182-8. OCLC 46949818 . См. Также « В сердце моря: трагедия китобойного судна« Эссекс »»
Ссылки [ править ]
- ^ a b c d «Эссекс» . Государственный университет Боулинг-Грин
. Проверено 9 апреля 2022 . - ^ a b «Информационная система национального реестра» . Национальный реестр исторических мест
. Служба национальных парков . 9 июля 2010 г. - ^ a b c d e f g h «Историческое описание USS Essex» . Историческое общество Миннесоты
. Проверено 9 апреля 2022 . - ^ a b «USS Essex (+1931)» . Место крушения
. Проверено 9 апреля 2022 . - ^ a b «Обломки кораблей Верхнего озера — USS Essex» . Историческое общество Миннесоты
. Проверено 9 апреля 2022 . - ^ a b «Заявление о значимости USS Essex» . Историческое общество Миннесоты
. Проверено 9 апреля 2022 . - ^ a b c d e f g h i j «USS Essex-Construction and Career» . Историческое общество Миннесоты
. Проверено 9 апреля 2022 . - Essex (деревянный пароход) , DANFS
- ^ a b «Эссекс, USS (1874, военно-морское судно)» . Морская история Великих озер
. Проверено 9 апреля 2022 . - «Получатели Почетной медали — Промежуточные награды, 1871–1898» . Почетная медаль
. Центр военной истории армии США . 5 августа 2010 . Проверено 20 августа 2010 года . - ^ a b c d e f «USS Essex — Описание крушения» . Историческое общество Миннесоты
. Проверено 12 апреля 2022 года . - «Кораблекрушение USS Essex» . База данных Национального реестра Миннесоты
. Историческое общество Миннесоты. 2009 . Проверено 4 августа 2018 .
Эта статья включает текст из общедоступного
словаря американских военно-морских боевых кораблей
. Запись можно найти здесь .