С момента своего появления в рядах военных эскадр авианосцы изменили форму и характер морского боя. Они отправили на «пенсию» броненосцы и линкоры. Командующий эскадрой смог получать данные об окружающей обстановке в радиусе нескольких сотен километров. Благодаря им в локальных конфликтах создавался перевес в средствах воздушного нападения (СВН). Они олицетворяли мощь государства: наличие хотя бы одного авианосца в составе флота повышало статус любой державы, а наличие десятка — переводило в ранг сверхдержавы. Но в последнее время этот класс кораблей стал подвергаться все большей критике. Почему?
Проблема «вызрела»
В сентябре 2022 года американское интернет-издание The Business Insider опубликовало статью These are the world’s 7 worst aircraft carriers that are currently in service, в которой составила рейтинг худших авианосцев мира. В список попали наш ТАВКР «Адмирал Кузнецов», таиландский авианосец «Чакри Наруэбет», два австралийских — «Канберра» и «Аделаида», а также два американских — «Уосп» и новейший «Джеральд Форд».
Наш авианесущий крейсер не критиковал только самый ленивый журналист из зарубежных СМИ, а вот чтобы в антирейтинг попала новинка, корабль, который только-только сошел со стапелей верфи, — необычный случай.
Факты о преследующих «Джеральда Форда» поломках периодически появляются в различных открытых источниках информации. Что это — рядовой случай с головным кораблем серии или закономерность, которую тщательно скрывает от налогоплательщиков командование ВМС США?
Вдогонку на сайте Военно-морского института США появилась статья эксперта Сэма ЛаГрона о текущем положении дел с авианосцами. Сразу после этого пролить свет на происходящее с американскими авианосцами попытался бельгийский интернет-ресурс Dedefensa, который опубликовал свой отклик на статью ЛаГрона. Одномоментное появление такого массива информации говорит о том, что проблема «вызрела».
ЛаГрон приводит такие факты. Самое большое количество авианосцев — 30 кораблей — было в 1973 году, когда флот США оказал максимальную авиационную поддержку сухопутным войскам в Южном Вьетнаме. На этот же год приходится самая большая операционная доступность авианосцев — 42% из списочного состава.
То есть во время Вьетнамской войны в боевых действиях были задействованы 12 таких кораблей ВМС США. По нынешним временам — это практически все американские авианосцы. В то же время были периоды, когда эти корабли больше простаивали на якорной стоянке или в ремонтных доках. Неудивительно, что этот период пришелся на 2018 год — 15% операционной доступности и всего 11 авианосцев в составе флота.
Казалось бы, что такого в этой информации? Для простых американских граждан стоящий на якоре авианосец — это повод для экскурсий или шанс попасть на авиашоу, приуроченное ко Дню независимости США. Специалисты же такой простой считают опасной тенденцией.
В качестве вступления
В наше современное время в мире есть всего лишь десять государств, которые имеют в составе своих военно-морских сил авианосцы. Безусловными лидерами условного рейтинга являются именно американцы, у которых есть 11 авианосцев. Второе место поделили между собой Италия и Испания. У этих стран есть по два таких корабля. Далее следуют Китай, Россия, Франция, Бразилия, Индия, Таиланд, Великобритания. У всех этих государств имеется по одному авианосцу.
Посчитали, прослезились…
В 2022 году Счетная палата США (The Government Accountability Office) опубликовала отчет о состоянии ВМС США. В отчете, в частности, говорится: «Доступные в настоящий момент мощности в сухих доках судостроительных заводов не соответствуют потребностям будущих операций. В ВМС предполагают, что заводы не смогут выполнить 73 из 218 операций по техобслуживанию, которые запланированы на будущие 23 года. В частности, это касается (всех) авианосцев и 50 подлодок».
Выводы Счетной палаты выглядят контрастно на фоне анонсированной министром обороны США Джеймсом Мэттисом стратегии ВМС США под названием «Динамическое развертывание сил», которая действует в согласованности с другой стратегией — «Глобального мгновенного удара». По регламенту, ВМС США должны развернуть свои корабли, в том числе и авианосцы, в течение 96 часов в любой точке планеты для нанесения первого обезоруживающего удара по любому противнику.
В 2022 году «Динамическое развертывание сил» дало сразу несколько сбоев. В апреле 2022 года авианосец «Гарри Трумэн» присоединился к военной операции по «наказанию Асада». Но его участие стало скорее символичным, чем действенным. После этого, чтобы показать Ирану «чьи в доме тапки», корабль должен был занять позицию в Персидском заливе, но вместо этого он отправился в порт приписки для проведения ремонтных работ. В Норфолке его уже ждали собратья «Дуайт Эйзенхауэр» и «Джордж Буш», срок ремонтных работ которых продлили на очередной год.
Пикантность произошедшего состоит в том, что глава Пентагона Джеймс Мэттис как раз на примере авианосца «Гарри Трумэн» хотел продемонстрировать всем союзникам Соединенных Штатов образец реагирования в рамках объявленной стратегии «Динамическое развертывание сил». Но что-то пошло не так, и «Гарри Трумэн» только 28 августа 2022 года — через три месяца! — вновь вышел в море.
Эксперты задают риторический вопрос о том, как бесконечные ремонты авианосцев типа «Нимиц» и неудачи с авианосцем «Джеральд Форд» скажутся на помощи союзникам или на применении силы в ходе боевых операций? Вот как на это отвечают авторы интернет-ресурса Dedefensa.
«В результате все находящиеся на службе авианосцы становятся все более уязвимыми, превращаются в настоящих «гадких утят», которые заперты у причалов и парализованы необходимостью постоянного техобслуживания. Такая ситуация все больше ударяет по всем аспектам вооруженных сил, которые становятся более «тяжеловесными» в техническом плане. Техника оказывается все более дорогостоящей и сложной в использовании. Это в первую очередь отражается на авианосцах: логистические операции ширятся и затягиваются, и все в конечном итоге может зайти в катастрофический тупик. Это Мэттис, видимо, и называет «Динамичным развертыванием сил»…»
Задачи военного времени
Рассматривая боевые задания авианосцев, целесообразно ознакомиться с предназначением всей авианосной ударной группы, которая создана для:
- Нанесения ударов по различным объектам, которые расположились как на побережье, так и на суше.
- Авиационного прикрытия и оказания поддержки десанту и сухопутным частям, которые проводят свои действия в прибрежной зоне.
- Завоевания и удержания абсолютного превосходства в воздушном пространстве в районе проведения запланированной военной операции.
- Обеспечения противовоздушной обороны других кораблей, десанта, конвоев во время движения их по морю.
- Блокады прибрежной линии противника.
- Ведения тактической авиационной разведки.
Собственно говоря, в мирное время Соединённые Штаты путем использования авиационных ударных групп показывают всему миру свою мощь и силу в ключевых с политической точки зрения для страны регионах планеты.
Последняя капля
Действительно, с определенного времени гордость ВМС США — авианосцы все реже и реже стали появляться в различных уголках Мирового океана. Как оказалось, это связано отнюдь не с отсутствием желания нести «ценности западной демократии» всем сопротивляющимся «недемократическим» странам, а с возникшими проблемами в оборонном комплексе США, в частности с кораблестроительными фирмами.
Факты, связанные с техническими проблемами у авианосца «Джеральд Форд», эсминца «Замволт» и проблемы с сварными швами при строительстве атомных подлодок типа «Вирджиния», оказались лишь вершиной айсберга, подводную часть которого удавалось долго скрывать за ширмой дорогостоящих проектов. Пока американским адмиралам предлагали «чудо-оружие» в виде авианосца-невидимки («Джеральд Форд») или корабля с рельсотроном («Замволт»), ремонтные доки заполнились до отказа кораблями, которые составляют костяк ВМС США.
Именно авианосцы стали последней «каплей», которая вскрыла неудовлетворительное состояние военного флота США, и, может быть, именно поэтому Дональд Трамп заговорил о возможной скорой отставке Джеймса Мэттиса. Это неудивительно: выступая на предвыборных дебатах, Трамп обещал американцам за счет ввода в строй новых надводных кораблей и подводных лодок нарастить мощь флота страны до 355 единиц. Под эти обещания Пентагону был выделен рекордный бюджет — 716 млрд долларов.
И вдруг такой прокол! Авианосцы ломаются — как новые, так и старые. Союзники негодуют, русские вместе с китайцами — смеются. А еще при этом сведения о том, что в России есть гиперзвуковые противокорабельные ракеты, оказываются достоверными…
Ситуация с авианосцами схожа с положением дел в ВВС США, где 60% авиапарка требует срочного ремонта. При этом новые самолеты F-35 тоже постоянно ломаются, вызывая скепсис у потенциальных заказчиков. Да и баллистические ракеты «Минитмен-3» при проверке показали себя не лучшим образом.
Универсальные десантные корабли — это недоавианосцы. Где разум?
Однако сам характер этих попыток подчёркивает, скорее, фундаментальность возникшего тупика, нежели наличие света в конце тоннеля.
Прежде всего, ВМС США взялись за пересмотр концепции применения своих авианосных сил. Ввиду огромной дороговизны и растущей уязвимости больших авианосцев, была предпринята попытка перенести центр тяжести прорыва «запретных зон» на Корпус морской пехоты и вооружённые ударной палубной авиацией универсальные десантные корабли (УДК).
© marines.mil
Универсальный десантный корабль Корпуса морской пехоты USS Makin Island.
Однако уже сегодня стало вполне очевидно, что это попытка с негодными средствами. УДК, оснащённые самолетами F-35B, имеющими весьма ограниченные боевые возможности в сравнении с ударной авиацией классических авианосцев, оказались чем-то вроде недоразвитых авианесущих кораблей, способных выполнять ограниченный спектр операций против крайне слабых в военном отношении стран.
Американские титаны
Итак, давайте же подробнее рассмотрим, сколько авианосцев в США. Как уже было сказано выше, их насчитывается одиннадцать штук. Список авианосцев США имеет следующий вид:
- «Нимиц».
- «Дуайт Эйзенхауэр».
- «Теодор Рузвельт».
- «Карл Винсон».
- «Авраам Линкольн».
- «Джордж Вашингтон».
- «Джон К. Стеннис».
- «Гарри Труман».
- «Джордж Буш».
- «Рональд Рейган».
- «Джеральд Р. Форд».
Теперь давайте познакомимся с ними поближе.
Сороковой президент США
Авианосец «Рональд Рейган» стал полноправным членом флота в июле 2003 года. У судна есть пара существенных отличий от своих «собратьев». Первое заключается в наличии трех (а не четырех) высокопрочных тормозных тросов. Второе – носовая часть корабля имеет бульбообразную форму, что сделано для увеличения остойчивости всего авианосца.
«Рональд Рейган» способен нести на своем борту порядка девяноста вертолетов и самолетов. Основной ударной силой корабля являются боевые воздушные суда широкого назначения F/A-18 Hornet, которые уже были многократно испытаны на практике в различных боевых операциях США.
Вторая мировая война
Для Американского флота война началась в декабре 1941 года, в тот момент, когда Япония напала на базу тихоокеанского флота США Перл-Харбор. В течение двух налетов с 6 японских авианосцев вылетело 353 самолета. По итогам атак удалось потопить или повредить 14 кораблей, более 200 самолетов, погибло около 2,5 тысяч человек. Такой агрессии со стороны Японии никто не ожидал. США в тот же день объявили войну «Стране восходящего солнца». По стечению обстоятельств в Перл-Харборе на момент проведения атаки находились только старые корабли. Современные авианосцы располагались в другой части американского побережья.
Авианосцы типа «Эссекс»
В этом же 1941 году были заложены 3 авианосца типа «Эссекс», которые относились к ударному классу авианосных кораблей. Проектировка была начата за 3 года до начала строительства. Изначально планировалось построить всего один такой корабль. Однако после нападения на базу Перл-Харбор в срочном порядке было принято решение о создании дополнительно двух судов. Всего же за годы войны было произведено 24 авианосца данного типа. Примечательным является тот факт, что «Эссекс» принимал участие во многих сражениях, однако ни один из кораблей не был затоплен. Длина судна составляла 266м, максимальная скорость достигала 33 узлов, экипаж включал 3000 человек (в соответствии со штатным расписанием 2 386 чел.). Из снаряжения было около 100 самолетов, зенитная артиллерия и радиолокационное вооружение.
Авианесущие суда типа эссекс
Тип: Ударные авианосецы «Эссекс» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Эссекс» USS Essex (CV/CVA/CVS-9) | 31 декабря 1942 15 января 1951 | 9 января 1947 30 июня 1969 |
«Йорктаун» USS Yorktown (CV/CVA/CVS-10) | 15 апреля 1943 2 января 1953 | 9 января 1947 27 июня 1970 |
«Интрепид» USS Intrepid (CV/CVA/CVS-11) | 16 августа 1943 | 15 марта 1974 |
«Хорнет» Hornet (CV/CVA/CVS-12) | 29 ноября 1943 20 марта 1951 11 сентября 1953 | 15 января 1947 12 мая 1951 25 июля 1989 |
«Франклин» USS Franklin (CV/CVA/CVS-13, AVT-8) «Большой Бен» «Big Ben» | 31 января 1944 | 17 февраля 1947 |
«Тикондерога» USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14) | 8 мая 1944 1 октября 1954 | 9 января 1947 1 сентября 1973 |
«Рэндольф» USS Randolph (CV/CVA/CVS-15) | 9 октября 1944 1 июля 1953 | 25 февраля 1948 13 февраля 1969 |
«Лексингтон» USS Lexington (CV/CVA/CVS/CVT/AVT-16) «Голубой Призрак» «The Blue Ghost» | 17 февраля 1942 | 8 ноября 1991 |
«Банкер Хилл» USS Bunker Hill (CV-17) | 24 мая 1943 | 9 января 1947 |
«Уосп» USS Wasp (CV-18) | 24 ноября 1943 | 1 июля 1972 |
«Хэнкок» USS Hancock (CV-19) | 15 апреля 1944 1 марта 1954 | 9 мая 1947 31 января 1976 |
«Беннингтон» USS Bennington (CV-20) | 6 августа 1944 | 15 января 1970 |
«Боксер» USS Boxer (CV-21) | 16 апреля 1945 | 1 декабря 1969 |
«Бон Омм Ричард» USS Bon Homme Richard (CV-31) | 26 ноября 1944 1 октября 1952 | 9 января 1947 2 июля 1971 |
«Лейте» USS Leyte (CV-32) | 11 апреля 1946 | 15 мая 1959 |
«Кирсардж» USS Kearsarge (CV-33) | 2 марта 1946 | 13 февраля 1970 |
«Орискани» USS Oriskany (CV-34) | 25 сентября 1950 | 30 сентября 1976 |
«Энтитем» USS Antietam (CV/CVA/CVS-36) | 28 января 1945 | 8 мая 1963 |
«Принстон» USS Princeton (CV-37) | 18 ноября 1945 28 августа 1950 | 21 июня 1949 30 января 1970 |
«Шангри-Ла» USS Shangri-La (CV-38) | 15 сентября 1944 1 февраля 1955 | 7 ноября 1947 30 июля 1971 |
«Лейк Чемплейн» USS Lake Champlain (CV-39) | 3 июня 1945 19 сентября 1952 | 17 февраля 1947 1 декабря 1969 |
«Тарава» USS Tarawa (CV/CVA/CVS-40, AVT-12) | 8 декабря 1945 3 февраля 1951 | 30 июня 1949 13 мая 1960 |
«Велли-Фордж» USS Valley Forge (CV-45) | 3 ноября 1946 | 15 января 1970 |
«Филиппин Си» USS Philippine Sea (CV-47) | 11 мая 1946 15 мая 1959 | 28 декабря 1958 1 декабря 1969 |
Авианосцы типа «Лонг-Айленд»
Учитывая медленную скорость строительства ударных авианесущих кораблей, было принято решение о переоборудовании ряда транспортных судов. Эскортный авианосец можно было построить за несколько месяцев. В начале 40-х годов было переоборудовано 2 транспортника, один из которых был передан британскому флоту. Американский «Лонг-Айленд» использовался преимущественно в качестве тренировочной базы для пилотов и сопровождения других кораблей, лишь однажды он принимал посредственное участие в обеспечении безопасности при битве у атолла Мидуэй. Корабль имел длину 150 метров, скорость около 16 узлов и экипаж до 1000 человек. Вооружение включало 16 самолетов. После окончания войны был снят со службы, однако долгие годы после этого прослужил в гражданских целях вплоть до 1977 года.
Тип «Лонг-Айленд»
Авианосцы типа «Эвенджер»
В этот же период еще 4 транспортника было преобразовано в эскортные авианосцы, часть из которых была передана партнеру США – Великобритании. Технические характеристики судна практически ничем не отличались от авианосцев типа «Лонг-Айленд», разве что на борту базировалось не 16, а 15 самолетов. Главный из четырех описываемых кораблей немецкая подводная лодка смогла потопить недалеко от Гибралтара.
Авианосец типа «Рейнджер»
«Рейнджер» является первым ударным кораблем, изначально проектируемым в качестве американского авианосца. Взлетная полоса выглядела в виде надпалубного сооружения, сделанного из дерева и покрытое сверху тонким слоем стали для защиты при возникновении пожара. Дымоход разделялся на 6 труб – по три с каждого борта. В зависимости от направления ветра подсоединяли одну или другую сторону, тем самым обеспечивалась нормальная видимость для взлета и посадки самолетов. Корабль находился в строю с 1934 года, во время войны патрулировал Атлантический океан, участвовал в операциях 1942 года в Северной Африке. За это время с корабля было осуществлено 496 боевых вылетов самолетов. По окончании войны судно было выведено из состава флота и в 1947 году продано в качестве лома. Длина «Рейнджера» составляла почти 235 метров, скорость 29 узлов, авиационная группа состояла из 86 самолетов.
Авианосцы типа «Йорктаун»
В 30-х годах прошлого столетия также было построено 3 авианесущих корабля, которые являлись модернизированной копией «Рейнджера». Все они активно использовались в военных сражениях. Спустя всего год после вступления США в войну 2 «Йорктауна» было потоплено, третий авианосец «Энтерпрайз» был снят с вооружения в 1947 году. Длина кораблей составляла 246 метров, скорость 32,5 узла, за каждым судном было закреплено по 96 самолетов. Особенно примечательным был авианосец «Энтерпрайз» – он признан самым известным кораблем ВМС Соединенных Штатов в Тихом океане времен Второй мировой войны. Корабль принимал активное участие в сражениях у атолла Мидуэй.
Стоит детальнее рассказать о битве за Мидуэй, так как это сражение было одним из важнейших, повлиявших на итоги войны. Понимая все возрастающую мощь американских авианосцев, Япония детально планировала внезапное нападение на морские силы США, базировавшиеся в районе атолла Мидуэй. Однако, криптографы США сумели рассекретить шифр и узнали о задачах врага. Решив пойти на опережение, адмирал Нимиц отправил 3 полностью укомплектованных авианосца типа «Йорктаун». В результате тяжелых сражений Япония потеряла 4 тяжелых авианосца, 248 самолетов и тем самым упустила возможность ведения атакующей линии поведения в войне. США в этой битве потерял один из авианосцев «Йорктаун».
Тип: Ударные авианосецы «Йорктаун» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Йорктаун» USS Yorktown (CV-5) | 30 сентября 1937 | 2 октября 1942 |
«Энтерпрайз» USS Enterprise (CV-6) | 12 мая 1938 | 17 февраля 1947 |
«Хорнет» USS Hornet (CV-8) | 20 октября 1941 | 26 октября 1942 |
Авианосец типа «Уосп»
Данный тип представлен всего одним экземпляром корабля. Он являл собой урезанный вариант «Йорктауна». «Уосп» был введен в эксплуатацию в 1940 году, с началом участия США в войне корабль патрулировал воды Атлантического океана, неоднократно переправлял сухопутные самолеты из Англии в Средиземноморье. В 1942 году «Уосп» и его авиация обеспечивали безопасность прохода американских кораблей. Однако на его пути встретилась японская субмарина. При атаке со стороны ВМС Японии авианосец был поврежден и затем потоплен.
Авианосцы типа «Индепенденс»
В условиях острой нехватки авианосцев в период Второй мировой войны было создано еще несколько легких авианесущих кораблей (тип «Индепенденс»), перестроенных из крейсеров «Кливленд». За 2 года было переоборудовано 9 таких судов. Несмотря на их малый размер и уязвимость, они активно эксплуатировались в годы войны. После войны и развития авиации малый размер палубы не позволял использовать авианосные крейсеры по назначению, поэтому в 1946-47 годах все они были сняты со службы ВМФ США. Часть из них была передана флотам Франции и Испании, часть использовали при ядерных испытаниях, остальные ушли на лом. Длина «Индепенденс» составляла 190 метров, борт вмещал в себя до 30 самолетов.
Авианосцы типа «Индепенденс»
Тип: Легкие авианосецы «Индепенденс» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
Авианосец «Индепенденс» USS Independence (CVL-22) | 1 января 1943 | 28 августа 1946 |
«Принстон» USS Princeton (CVL-23) | 25 февраля 1943 | 24 октября 1944 |
«Белло Вуд»/«Буа Белло» Belleau Wood/Bois Belleau | 31 марта 1943 года (США) 23 декабря 1953 (Франция) | 1960 |
«Лэнгли»/«Лафайет» Langley/La Fayette | 31 августа 1943 (США) 2 июня 1951 (Франция) | 9 февраля 1964 |
«Кэбот»/«Дедало» Cabot/Dedalo | 17 ноября 1943 (США) 30 августа 1967 (Испания) | 1989 |
Авианосцы типа «Сайпан»
Группа легких авианосцев 40-х годов, созданных в качестве замены предполагаемых потерь «Индепенденс». Было построено 2 корабля этого типа, оба так и не успели встать на вооружение в военное время. По завершении войны началось усиленное развитие реактивных самолетов, такую тяжелую технику «Сайпан» принять на борт уже не мог. Ввиду этого корабли выступали в качестве вспомогательных судов или учебных экспонатов и были сняты с вооружения только в конце 70-х годов прошлого столетия.
Авианосцы типа «Боуг»
Группа эскортных авианосцев времен Второй мировой войны, чаще всего используемые британскими союзниками. Всего было переоборудовано 45 единиц техники. Отличительными особенностями данных эскортных авианосных кораблей выступали следующие показатели. Из-за нехватки дизельных двигателей, «Боуг» использовал корпус с паротурбинными установками – это увеличило количество выработанного газа, но и способствовало большей скорости судна. Длина корабля была увеличена, сама же палуба была защищена 6-мм листами стали, все это позволило принимать на борт более тяжелые самолеты.
Тип «Боуг»
Авианосцы типа «Касабланка»
Самая большая группа эскортных авианосцев, в период войны было создано 50 единиц, строились корабли за рекордные 4 месяца. «Касабланка» отличались от «Боуга» большей скоростью движения и увеличенным ангарным помещением, однако они не могли преодолевать большие расстояния. Также их палуба была короче предшествующих «Боугов», соответственно взлет и посадка самолетов была сложной. В период войны авианосцы активно использовались в качестве поддержки десанта. 5 кораблей было потеряно при сражениях. По окончании боевых действий «Касабланка» стала непригодной к использованию в связи со своими небольшими размерами палубы.
Авианосцы типа «Сэнгамон»
Четыре эскортных авианосца типа «Сэнгамон» были переоборудованы из недостроенных нефтяных танкеров и также участвовали во Второй мировой войне. Корабли служили на территории Атлантики, а позднее Тихого океана. Себестоимость таких судов была достаточно высокой, поэтому не было построено большого количества техники. Все авианосцы «Сэнгамон» были задействованы в операции «Торч». В авиационное вооружение входило 14 истребителей и 17 бомбардировщиков разных видов. В одном из походов «Сенгамон» был обнаружен японскими кораблями. Авианосец пытался оторваться от врагов, но уже на следующий день был атакован самолетом, врезавшимся в палубу. Дыра на палубе достигала 40м², спустя несколько минут авианосец торпедировала субмарина. В этот же день еще 2 камикадзе врезались в борт корабля, оставляя все больше и больше пробоин и сотни погибших. Несмотря на это, «Сэнгамон» продолжал плыть.