Мощный военно-морской флот любого государства определяет политический статус страны. На протяжении нескольких веков самой сильной морской державой считалась Великобритания. Однако после завершения Второй мировой войны пальму первенства взяли Соединенные Штаты Америки. Значительной силой ВМФ страны и национальным достоянием являются атомные авианосцы. США – единственная страна в мире, имеющая на вооружении 11 действующих авианосных кораблей. Остальные 9 стран, которые владеют подобными судами, могут похвастаться одним, максимум двумя единицами техники.
Авианосцы США
- Авианосцы — Сравнение по странам — История создания
Разновидности
Авианосец «Рональд Рейган»
Авианосцы типа «Нимиц»
Авианосцы типа «Индепенденс»
Авианосцы типа “Кити Хок”
Авианосцы типа «Нимиц»
Авианосцы типа «Эссекс»
Авианосцы типа «Форрестол»
Авианосцы типа «Мидуэй»
История создания Авианосцев США
Идея создания плавучей взлетной полосы принадлежит американцам. И это неудивительно. Основные сражения практически всегда происходят вдали от берегов Северной Америки, при этом США всегда стремились контролировать любые военные конфликты.
В 1910 году впервые самолет взлетел с борта корабля. Это был легкий американский крейсер Бирмингем, на котором был воздвигнут деревянный помост размером 25х7 метров. Спустя 5 минут летательный аппарат, оборудованный специальными поплавками, успешно приземлился на воду. В следующем году американский офицер благополучно выполнил посадку самолета на искусственно созданную увеличенную палубу крейсера. Проводя дальнейшие исследования, уже в 1915 году была разработана катапульта, необходимая для пуска воздушного судна с борта корабля.
В период Первой мировой войны активно использовался флот Великобритании, по окончании военных действий Америка тщательно изучила действия морской авиации Англии. Первый авианосец США был переоборудован из судна, занимающегося перевозкой угля, и получил имя CV-1 «Лэнгли». На корабле была создана палуба длиной 163 метра и установлены краны для поднятия самолетов на борт. Следующие корабли – авианосец Лексингтон (CV-2) и авианосец Саратога (CV-3) были переоборудованы с линейных кораблей еще на этапе строительства.
CV-1 «Лэнгли»
1927 год является важной датой в истории американских авианосцев. В этом году было принято решение о строительстве (а не переоборудовании) первых пяти авианесущих кораблей. Каждый из судов вмещал в себя от 70 до 80 самолетов.
В первой половине прошлого века в ряде стран появились авианесущие корабли разных размеров и соответственно, отличающиеся по назначению. Выделяли несколько классов судов:
- Легкий авианосец. Корабль небольшого размера в сравнении с аналогами другого класса, вмещает от 20 до 50 летательных аппаратов.
- Эскортный авианосец. Является подвидом легкого авианосца. Эти корабли перестраивались из гражданских судов. Особенностью такой техники являлась низкая скорость и ненадежность в сражениях. Первый экспериментальный авианосец Лэнгли можно отнести именно к этому классу кораблей.
- Тяжелый/ударный авианосец. Представляет собой тип крупных кораблей, позволяющих осуществлять горизонтальный взлет и посадку. Вмещают от 70 до 100 воздушных судов. Такая морская техника способна нанести масштабные удары по врагу, может длительное время находиться вдали от берега. Во время войны и в послевоенный период были построены такие авианосцы США типа «Эссекс» и «Мидуэй».
Споры о методе уничтожения военного судна
До этого корабля американские военные не затапливали ни одно судно подобного рода. Авианосец предыдущего поколения был разобран на металлолом. Следующий за ним корабль превратили в музей. И только этому судну выпала честь послужить в качестве испытательного снаряда и ответить на многие вопросы создателей о противоударности корабля.
Такое решение вызвало массу протестов среди американцев. Многие утверждали, что подвергнуть обстрелам и последующему затоплению корабль, который носит имя великой страны, неправильно.
Однако, в результате, спустя почти десять лет со дня списания судна, оно было отбуксировано в океанские воды Вирджинии. Предварительно в разных его частях были заложены боевые заряды, которые в течение месяца взрывались, имитируя попадание боевых снарядов в разные части корабля.
Спустя месяц, корабль все еще оставался на плаву и только позднее все-таки накренился на нос и постепенно пошел ко дну.
Сейчас он находится в водах Атлантического океана в нескольких сотнях километров от берегов США на глубине более 6 км. Летом 2018 года фото гибели авианосца были рассекречены и попали в интернет.
Вторая мировая война
Для Американского флота война началась в декабре 1941 года, в тот момент, когда Япония напала на базу тихоокеанского флота США Перл-Харбор. В течение двух налетов с 6 японских авианосцев вылетело 353 самолета. По итогам атак удалось потопить или повредить 14 кораблей, более 200 самолетов, погибло около 2,5 тысяч человек. Такой агрессии со стороны Японии никто не ожидал. США в тот же день объявили войну «Стране восходящего солнца». По стечению обстоятельств в Перл-Харборе на момент проведения атаки находились только старые корабли. Современные авианосцы располагались в другой части американского побережья.
Авианосцы типа «Эссекс»
В этом же 1941 году были заложены 3 авианосца типа «Эссекс», которые относились к ударному классу авианосных кораблей. Проектировка была начата за 3 года до начала строительства. Изначально планировалось построить всего один такой корабль. Однако после нападения на базу Перл-Харбор в срочном порядке было принято решение о создании дополнительно двух судов. Всего же за годы войны было произведено 24 авианосца данного типа. Примечательным является тот факт, что «Эссекс» принимал участие во многих сражениях, однако ни один из кораблей не был затоплен. Длина судна составляла 266м, максимальная скорость достигала 33 узлов, экипаж включал 3000 человек (в соответствии со штатным расписанием 2 386 чел.). Из снаряжения было около 100 самолетов, зенитная артиллерия и радиолокационное вооружение.
Авианесущие суда типа эссекс
Тип: Ударные авианосецы «Эссекс» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Эссекс» USS Essex (CV/CVA/CVS-9) | 31 декабря 1942 15 января 1951 | 9 января 1947 30 июня 1969 |
«Йорктаун» USS Yorktown (CV/CVA/CVS-10) | 15 апреля 1943 2 января 1953 | 9 января 1947 27 июня 1970 |
«Интрепид» USS Intrepid (CV/CVA/CVS-11) | 16 августа 1943 | 15 марта 1974 |
«Хорнет» Hornet (CV/CVA/CVS-12) | 29 ноября 1943 20 марта 1951 11 сентября 1953 | 15 января 1947 12 мая 1951 25 июля 1989 |
«Франклин» USS Franklin (CV/CVA/CVS-13, AVT-8) «Большой Бен» «Big Ben» | 31 января 1944 | 17 февраля 1947 |
«Тикондерога» USS Ticonderoga (CV/CVA/CVS-14) | 8 мая 1944 1 октября 1954 | 9 января 1947 1 сентября 1973 |
«Рэндольф» USS Randolph (CV/CVA/CVS-15) | 9 октября 1944 1 июля 1953 | 25 февраля 1948 13 февраля 1969 |
«Лексингтон» USS Lexington (CV/CVA/CVS/CVT/AVT-16) «Голубой Призрак» «The Blue Ghost» | 17 февраля 1942 | 8 ноября 1991 |
«Банкер Хилл» USS Bunker Hill (CV-17) | 24 мая 1943 | 9 января 1947 |
«Уосп» USS Wasp (CV-18) | 24 ноября 1943 | 1 июля 1972 |
«Хэнкок» USS Hancock (CV-19) | 15 апреля 1944 1 марта 1954 | 9 мая 1947 31 января 1976 |
«Беннингтон» USS Bennington (CV-20) | 6 августа 1944 | 15 января 1970 |
«Боксер» USS Boxer (CV-21) | 16 апреля 1945 | 1 декабря 1969 |
«Бон Омм Ричард» USS Bon Homme Richard (CV-31) | 26 ноября 1944 1 октября 1952 | 9 января 1947 2 июля 1971 |
«Лейте» USS Leyte (CV-32) | 11 апреля 1946 | 15 мая 1959 |
«Кирсардж» USS Kearsarge (CV-33) | 2 марта 1946 | 13 февраля 1970 |
«Орискани» USS Oriskany (CV-34) | 25 сентября 1950 | 30 сентября 1976 |
«Энтитем» USS Antietam (CV/CVA/CVS-36) | 28 января 1945 | 8 мая 1963 |
«Принстон» USS Princeton (CV-37) | 18 ноября 1945 28 августа 1950 | 21 июня 1949 30 января 1970 |
«Шангри-Ла» USS Shangri-La (CV-38) | 15 сентября 1944 1 февраля 1955 | 7 ноября 1947 30 июля 1971 |
«Лейк Чемплейн» USS Lake Champlain (CV-39) | 3 июня 1945 19 сентября 1952 | 17 февраля 1947 1 декабря 1969 |
«Тарава» USS Tarawa (CV/CVA/CVS-40, AVT-12) | 8 декабря 1945 3 февраля 1951 | 30 июня 1949 13 мая 1960 |
«Велли-Фордж» USS Valley Forge (CV-45) | 3 ноября 1946 | 15 января 1970 |
«Филиппин Си» USS Philippine Sea (CV-47) | 11 мая 1946 15 мая 1959 | 28 декабря 1958 1 декабря 1969 |
Авианосцы типа «Лонг-Айленд»
Учитывая медленную скорость строительства ударных авианесущих кораблей, было принято решение о переоборудовании ряда транспортных судов. Эскортный авианосец можно было построить за несколько месяцев. В начале 40-х годов было переоборудовано 2 транспортника, один из которых был передан британскому флоту. Американский «Лонг-Айленд» использовался преимущественно в качестве тренировочной базы для пилотов и сопровождения других кораблей, лишь однажды он принимал посредственное участие в обеспечении безопасности при битве у атолла Мидуэй. Корабль имел длину 150 метров, скорость около 16 узлов и экипаж до 1000 человек. Вооружение включало 16 самолетов. После окончания войны был снят со службы, однако долгие годы после этого прослужил в гражданских целях вплоть до 1977 года.
Тип «Лонг-Айленд»
Авианосцы типа «Эвенджер»
В этот же период еще 4 транспортника было преобразовано в эскортные авианосцы, часть из которых была передана партнеру США – Великобритании. Технические характеристики судна практически ничем не отличались от авианосцев типа «Лонг-Айленд», разве что на борту базировалось не 16, а 15 самолетов. Главный из четырех описываемых кораблей немецкая подводная лодка смогла потопить недалеко от Гибралтара.
Авианосец типа «Рейнджер»
«Рейнджер» является первым ударным кораблем, изначально проектируемым в качестве американского авианосца. Взлетная полоса выглядела в виде надпалубного сооружения, сделанного из дерева и покрытое сверху тонким слоем стали для защиты при возникновении пожара. Дымоход разделялся на 6 труб – по три с каждого борта. В зависимости от направления ветра подсоединяли одну или другую сторону, тем самым обеспечивалась нормальная видимость для взлета и посадки самолетов. Корабль находился в строю с 1934 года, во время войны патрулировал Атлантический океан, участвовал в операциях 1942 года в Северной Африке. За это время с корабля было осуществлено 496 боевых вылетов самолетов. По окончании войны судно было выведено из состава флота и в 1947 году продано в качестве лома. Длина «Рейнджера» составляла почти 235 метров, скорость 29 узлов, авиационная группа состояла из 86 самолетов.
Авианосцы типа «Йорктаун»
В 30-х годах прошлого столетия также было построено 3 авианесущих корабля, которые являлись модернизированной копией «Рейнджера». Все они активно использовались в военных сражениях. Спустя всего год после вступления США в войну 2 «Йорктауна» было потоплено, третий авианосец «Энтерпрайз» был снят с вооружения в 1947 году. Длина кораблей составляла 246 метров, скорость 32,5 узла, за каждым судном было закреплено по 96 самолетов. Особенно примечательным был авианосец «Энтерпрайз» – он признан самым известным кораблем ВМС Соединенных Штатов в Тихом океане времен Второй мировой войны. Корабль принимал активное участие в сражениях у атолла Мидуэй.
Стоит детальнее рассказать о битве за Мидуэй, так как это сражение было одним из важнейших, повлиявших на итоги войны. Понимая все возрастающую мощь американских авианосцев, Япония детально планировала внезапное нападение на морские силы США, базировавшиеся в районе атолла Мидуэй. Однако, криптографы США сумели рассекретить шифр и узнали о задачах врага. Решив пойти на опережение, адмирал Нимиц отправил 3 полностью укомплектованных авианосца типа «Йорктаун». В результате тяжелых сражений Япония потеряла 4 тяжелых авианосца, 248 самолетов и тем самым упустила возможность ведения атакующей линии поведения в войне. США в этой битве потерял один из авианосцев «Йорктаун».
Тип: Ударные авианосецы «Йорктаун» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Йорктаун» USS Yorktown (CV-5) | 30 сентября 1937 | 2 октября 1942 |
«Энтерпрайз» USS Enterprise (CV-6) | 12 мая 1938 | 17 февраля 1947 |
«Хорнет» USS Hornet (CV-8) | 20 октября 1941 | 26 октября 1942 |
Авианосец типа «Уосп»
Данный тип представлен всего одним экземпляром корабля. Он являл собой урезанный вариант «Йорктауна». «Уосп» был введен в эксплуатацию в 1940 году, с началом участия США в войне корабль патрулировал воды Атлантического океана, неоднократно переправлял сухопутные самолеты из Англии в Средиземноморье. В 1942 году «Уосп» и его авиация обеспечивали безопасность прохода американских кораблей. Однако на его пути встретилась японская субмарина. При атаке со стороны ВМС Японии авианосец был поврежден и затем потоплен.
Авианосцы типа «Индепенденс»
В условиях острой нехватки авианосцев в период Второй мировой войны было создано еще несколько легких авианесущих кораблей (тип «Индепенденс»), перестроенных из крейсеров «Кливленд». За 2 года было переоборудовано 9 таких судов. Несмотря на их малый размер и уязвимость, они активно эксплуатировались в годы войны. После войны и развития авиации малый размер палубы не позволял использовать авианосные крейсеры по назначению, поэтому в 1946-47 годах все они были сняты со службы ВМФ США. Часть из них была передана флотам Франции и Испании, часть использовали при ядерных испытаниях, остальные ушли на лом. Длина «Индепенденс» составляла 190 метров, борт вмещал в себя до 30 самолетов.
Авианосцы типа «Индепенденс»
Тип: Легкие авианосецы «Индепенденс» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
Авианосец «Индепенденс» USS Independence (CVL-22) | 1 января 1943 | 28 августа 1946 |
«Принстон» USS Princeton (CVL-23) | 25 февраля 1943 | 24 октября 1944 |
«Белло Вуд»/«Буа Белло» Belleau Wood/Bois Belleau | 31 марта 1943 года (США) 23 декабря 1953 (Франция) | 1960 |
«Лэнгли»/«Лафайет» Langley/La Fayette | 31 августа 1943 (США) 2 июня 1951 (Франция) | 9 февраля 1964 |
«Кэбот»/«Дедало» Cabot/Dedalo | 17 ноября 1943 (США) 30 августа 1967 (Испания) | 1989 |
Авианосцы типа «Сайпан»
Группа легких авианосцев 40-х годов, созданных в качестве замены предполагаемых потерь «Индепенденс». Было построено 2 корабля этого типа, оба так и не успели встать на вооружение в военное время. По завершении войны началось усиленное развитие реактивных самолетов, такую тяжелую технику «Сайпан» принять на борт уже не мог. Ввиду этого корабли выступали в качестве вспомогательных судов или учебных экспонатов и были сняты с вооружения только в конце 70-х годов прошлого столетия.
Авианосцы типа «Боуг»
Группа эскортных авианосцев времен Второй мировой войны, чаще всего используемые британскими союзниками. Всего было переоборудовано 45 единиц техники. Отличительными особенностями данных эскортных авианосных кораблей выступали следующие показатели. Из-за нехватки дизельных двигателей, «Боуг» использовал корпус с паротурбинными установками – это увеличило количество выработанного газа, но и способствовало большей скорости судна. Длина корабля была увеличена, сама же палуба была защищена 6-мм листами стали, все это позволило принимать на борт более тяжелые самолеты.
Тип «Боуг»
Авианосцы типа «Касабланка»
Самая большая группа эскортных авианосцев, в период войны было создано 50 единиц, строились корабли за рекордные 4 месяца. «Касабланка» отличались от «Боуга» большей скоростью движения и увеличенным ангарным помещением, однако они не могли преодолевать большие расстояния. Также их палуба была короче предшествующих «Боугов», соответственно взлет и посадка самолетов была сложной. В период войны авианосцы активно использовались в качестве поддержки десанта. 5 кораблей было потеряно при сражениях. По окончании боевых действий «Касабланка» стала непригодной к использованию в связи со своими небольшими размерами палубы.
Авианосцы типа «Сэнгамон»
Четыре эскортных авианосца типа «Сэнгамон» были переоборудованы из недостроенных нефтяных танкеров и также участвовали во Второй мировой войне. Корабли служили на территории Атлантики, а позднее Тихого океана. Себестоимость таких судов была достаточно высокой, поэтому не было построено большого количества техники. Все авианосцы «Сэнгамон» были задействованы в операции «Торч». В авиационное вооружение входило 14 истребителей и 17 бомбардировщиков разных видов. В одном из походов «Сенгамон» был обнаружен японскими кораблями. Авианосец пытался оторваться от врагов, но уже на следующий день был атакован самолетом, врезавшимся в палубу. Дыра на палубе достигала 40м², спустя несколько минут авианосец торпедировала субмарина. В этот же день еще 2 камикадзе врезались в борт корабля, оставляя все больше и больше пробоин и сотни погибших. Несмотря на это, «Сэнгамон» продолжал плыть.
Корабль президентов
«Карл Винсон» – авианосец, вступивший в строй в мае 1982 года. Корабль назван в честь конгрессмена, который на протяжении 29 лет был главой Комитета по делам вооруженных сил. Основным местом службы корабля был Индийский и Тихий океан, а также Персидский залив. Судно было задействовано в съемках киноленты «Лучший стрелок».
После уничтожения Усамы бен Ладена весной 2011 года его тело было доставлено именно на этот авианосец, после чего отправлено в воды Аравийского моря. А через полгода Барак Обама и его жена побывали на баскетбольном матче между студенческими командами, который проводился на палубе этого морского гиганта.
Послевоенное время
Морские сражения во Второй мировой войне показали необходимость использования авианосцев для различных целей. Ударные экземпляры принимали непосредственное участие во многих знаменательных сражениях. Эскортные и легкие аналоги обеспечивали безопасность передвижения других судов, перевозили авиатехнику и выступали в качестве учебной техники. Одержав победу, США вместе с союзниками продолжили развитие морской авиации и как следствие, требовался новый авианосец, способный принять на борт тяжелые реактивные самолеты. Ввиду этого большая часть действующих авианесущих кораблей была списана и на их место встали новые более современные и модернизированные экземпляры.
Учитывая развитие техники и кораблестроения были разработаны такие современные классы авианесущих кораблей:
- Суперавианосец – крупные ударные авианесущие судна, в современное время чаще всего имеющие на борту ядерную установку. Водоизмещение составляет от 50 до 100 тысяч тонн. Включают в себя большое количество летательных аппаратов с возможностью горизонтального взлета и посадки самолетов. Ударными их называют потому, что они способны самостоятельно нанести мощный удар по противнику, без применения дополнительных кораблей. Такие авианосцы имеют возможность длительного плавания.
- Многоцелевой авианосец – судно водоизмещением 30-50 тысяч тонн с возможностью осуществления горизонтальной посадки. Корабли схожи по своим функциям с суперавианосцами, однако имеют меньший размер, меньшее количество авиации на борту и меньше могут находиться вдали от берега.
- Легкий авианосец – водоизмещение не превышает 25 тысяч тонн, на нем используются только самолеты вертикального взлета и посадки. Поэтому такой авианосец называют СВВП. Они не такие мощные как предыдущие классы, но и себестоимость их в разы дешевле. В связи с этим некоторые страны используют такие виды судов.
Авианосцы типа «Мидуэй»
Первая группа тяжелых ударных авианосных кораблей была произведена по подобию аналогов Великобритании. Тип «Мидуэй» отличались от своих предшественников большим размером и более мощным бронированием корпуса. В отличие от 25-мм брони всех предыдущих поколений, данный тип имел толщину палубы 87 мм. В военный и послевоенный период было построено 3 экземпляра, но ни один из них не успел побывать в сражениях II мировой войны. При этом корабли участвовали в ряде других сражений, происходящих в мире, в том числе во вьетнамском конфликте. Два из трех авианосцев прошли модернизацию и состояли на флоте почти 50 лет. Длина судна составляла 295 метров, количество авиации в разные периоды варьировалось от 136 до 153 самолетов. Последний авианосец списан в 1992 году, на сегодняшний день является музейным экспонатом.
Тип: Ударные авианосецы «Мидуэй» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Мидуэй» USS Midway (CV-41) | 10 сентября 1945 | 11 апреля 1992 |
«Франклин Д. Рузвельт» USS Franklin D. Roosevelt (CV-42) | 27 октября 1945 | 30 сентября 1978 |
«Корал Си» USS Coral Sea (CV-43) | 1 октября 1947 | 26 апреля 1990 |
Операция «Порывистый ветер»
«Мидуэй» участвовал в спецоперации «Порывистый ветер». В 1975 году руководство страны отправило несколько авианосцев к берегам Вьетнама для вывоза жителей Сайгона. Пилот ВВС Южного Вьетнама посадил в небольшой двухместный самолет жену с 5 детьми и вылетел из опасной зоны. В морских просторах он увидел Мидуэй и попросился посадить воздушное судно на авианесущий корабль. Для возможности посадки самолета необходимо было быстро очистить палубу от техники. Капитан Мидуэя отдал приказ убрать с палубы воздушные судна. Некоторые из них пришлось выкинуть за борт, в результате чего было потеряно авиации на сумму 10 млн долларов. К удивлению всех присутствующих на корабле пилот сумел посадить самолет и спас семью.
Авианосцы типа «Форрестол»
Следующими в списке тяжелых ударных авианосцев стали корабли типа «Форрестол», созданные в 50-х годах прошлого столетия. Необходимость в них возникла после проведения анализа морских сражений в районе Корейского полуострова. Было построено 4 судна – это были самые крупные боевые корабли в мире за всю историю кораблестроения на тот момент. Длина составляла 317 метров, благодаря новому техническому оборудованию авианосец мог совершать автономное плавание в течение 90 суток. Вооружение включало в себя радиолокационное оснащение, зенитную артиллерию и до 90 самолетов. «Форрестол» участвовали во Вьетнамской войне и представляли собой базовый набор судов в ВМФ США. Последний из кораблей был выведен из строя в 1998 году.
«Форрестол» USS Forrestal (CV-59)
Тип: Ударные авианосецы «Форрестол» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Форрестол» USS Forrestal (CV-59) | 1 октября 1955 | 11 сентября 1993 |
«Саратога» USS Saratoga (CV-60) | 14 апреля 1956 | 20 августа 1994 |
«Рейнджер» USS Ranger (CV-61) | 10 августа 1957 | 10 июля 1993 |
«Индепенденс» USS Independence (CV-62) | 6 июня 1958 | 10 января 1959 |
Авианосцы типа «Китти Хок»
После испытаний в бою и эксплуатации предыдущей серии авианосцев «Форрестол» было исправлено несколько элементов в проектировке судов. В 60-х годах мир увидел 4 образца усовершенствованных моделей под названием «Китти Хок». Основным отличием от предшественников являлась увеличенная палуба и другое размещение лифтов. Длина составляла 326 метров, экипаж достигал 5 624 человек – без учета авиа пилотов, на борту находилось около 80 самолетов и вертолетов. Последний из авианосцев был выведен из состава флота в 2009 году.
USS Constellation (CV-64) Тип Кити Хок
Тип: Ударные авианосецы «Китти Хок» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Китти Хок» USS Kitty Hawk (CV-63) | 21 апреля 1961 | 31 января 2009 |
«Констеллейшн» USS Constellation (CV-64) | 27 октября 1961 | 7 августа 2003 |
«Америка» USS America (CV-66) | 23 августа 1965 | 9 августа 1996 |
«Джон Кеннеди» USS John F. Kennedy (CV-67) | 7 сентября 1968 | 1 августа 2007 |
Корабль мира
В заключение, заканчивая рассматривать вопрос о том, сколько авианосцев в США, обратим внимание на корабль данного типа под названием «Дуайт Эйзенхауэр».
Это боевое судно было сдано в эксплуатацию в 1977 году. В период 1985-1987 годов корабль пребывал на первой своей плановой реконструкции, а вторая пришлась на 2001-2005 годы. Почти двадцать лет авианосец был «мирным» и не принимал участия в каких-либо военных операциях. Однако в 1991 году его привлекли в зону боевых действий – Персидский залив. В 2000 году корабль обеспечивал бесполетные зоны в Иране во время выполнения операции «Южный дозор».
Появление атомных авианосцев
С развитием ядерной энергетики проводилось множество морских экспериментов и испытаний. Для этого использовали некоторое количество авианосцев, переживших Вторую мировую войну, но не способных принимать на борт новые тяжелые самолеты. После проведения ряда исследований Америка решилась на невероятное. Началось строительство принципиально нового авианесущего судна, аналогов которому в мире не существовало. Это был атомный ударный суперавианосец «Энтерпрайз». Он был введен в эксплуатацию в 1961 году.
Изначально было запланировано строительство 5 подобных судов. Однако учитывая огромную себестоимость – 451 млн долларов, было решено остановиться на единственном экземпляре.
Его длина составляет 342 метра. Возможность автономного плавания достигала 13 лет. Это в разы превышало возможности всех остальных авианосцев США и мира. «Энтерпрайз» участвовал в Карибском кризисе и Вьетнамской войне.
В 1969 году произошло трагическое событие, одна из ракет по неосторожности экипажа взорвалась и врезалась в бак одного из самолетов, стоящих на палубе. В результате катастрофы погибло 27 человек, общий материальный ущерб составил 126 миллионов долларов.
После проведения ремонтных работ и модернизации ряда элементов корабль продолжил участие в боевых операциях. В частности, в Афганистане и Ираке. В 2011 году был замечен недалеко от берегов Сомали, где помогал в борьбе с морскими пиратами. В 2012 году авианосец был выведен из состава флота. Однако лишь в феврале 2017 года был официально списан. Это было связано с тем, что ВМС США планировали произвести замену «Энтнрпрайза» на новый американский суперавианосец, который был готов лишь в 2022 году.
Авианосцы типа «Нимиц»
Основные авианосцы, действующие на данный момент в ВМС США являются судна типа «Нимиц». Корабли так же как и «Энтерпрайз» и «новый «Форд» имеют ядерную силовую установку. Первый корабль этого типа был введен в эксплуатацию в 1975 году, последний в 2009 году. Себестоимость производства составляет 4,5 миллиарда долларов, возможна эксплуатация в течение 50 лет. Период перезарядки атомного реактора составляет 20 лет. Всего было выпущено 10 единиц.
Авианесущие корабли «Нимиц» принимали активное участие в операциях, связанных с военными конфликтами в Югославии и Ираке. На сколько качественное бронирование установлено на авианосцах США неизвестно, поскольку они используются в данный момент, однако есть основания полагать, что при производстве использовались кевларовые пластины толщиной 63,5 мм. Такой защиты недостаточно при прямом попадании современных ракет, однако противовоздушные системы обороны по заявлениям ВМФ США не допустят приближения этих ракет в опасную зону вокруг корабля.
Ударный авианосец «Нимиц»
Тип: Ударные авианосецы «Нимиц» | ||
Название | Введен в эксплуатацию | Выведен из состава флота |
«Нимиц» USS Nimitz (CVN-68) | 3 мая 1975 | Стоит на вооружении |
«Дуайт Эйзенхауэр» USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69) | 18 октября 1977 | Стоит на вооружении |
«Карл Винсон» USS Carl Vinson (CVN-70) | 13 мая 1982 | Стоит на вооружении |
«Теодор Рузвельт» USS Theodore Roosevelt (CVN-71) | 25 октября 1986 | Стоит на вооружении |
«Авраам Линкольн» USS Abraham Lincoln (CVN-72) | 11 ноября 1989 | Стоит на вооружении |
«Джордж Вашингтон» USS George Washington (CVN-73) | 4 июля 1992 | Стоит на вооружении |
«Джон К. Стеннис» USS John C. Stennis (CVN-74) | 9 декабря 1995 | Стоит на вооружении |
«Гарри Трумэн» USS Harry S. Truman (CVN-75) | 25 июля 1998 | Стоит на вооружении |
«Рональд Рейган» USS Ronald Reagan (CVN-76) | 12 июля 2003 | Стоит на вооружении |
«Джордж Буш» USS George H. W. Bush (CVN-77) | 10 января 2009 | Стоит на вооружении |
ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ
Авианосный флот США располагает палубной авиацией, не имеющей аналогов в мире по численности и боевой мощи. По состоянию на 2013 год в ВМС США имелось 765 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Супер Хорнет» различных модификаций. Эти самолеты являются главной ударной силой американского авианосного флота.
Кроме истребителей-бомбардировщиков, по состоянию на 2013 год ВМС США располагали:
- 85 противолодочными самолетами «Локхид» S-3 «Викинг»,
- 170 патрульными самолетами «Локхид» P-3 «Орион»,
- 127 транспортными самолетами различных моделей,
- 65 палубными самолетами ДРЛО,
- 87 палубными самолетами РЭБ «Грумман» EA-6B и 1 EA-18G,
- более чем 500 палубными вертолетами различных моделей.
Организационно палубная авиация ВМС США состоит из воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Те, в свою очередь, состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.
Рассмотрим основные типы авиационной техники, состоящей на вооружении палубной авиации ВМС США.
САМОЛЕТЫ F/A-18С И F/A-18E «ХОРНЕТ»
Истребитель F/A-18 |
Фирма-изготовитель: .
Энергетическая установка: два турбовентиляторных двигателя «Дженерал Электрик- F414-GE-400
Максимальная скорость на высоте: 1915 км/ч.
Дальность полета с подвесным топливным баком: 3300 км.
Практический потолок: 15500 м.
Вооружение: 20-мм автоматическая пушка М61А1/А2 «Вулкан»; на внешней подвеске самолет может нести свыше 8000 кг другого оружия, включающей почти все бомбы и ракеты, которые применяются в ВМФ США.
ЕДИНЫЙ УДАРНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-35C
Перспективный палубный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.
Изготовитель: .
Энергетическая установка: форсированный турбовентиляторный двигатель «Пратт энд Уитни» F135 с бесфорсажной тягой 13 000 кгс, на форсаже 19500 кгс.
Максимальная скорость на высоте: 1907 км/ч.
Дальность полета: 1150 км.
Практический потолок: 14400 м.
Самолет F-35C отличается большими складными крыльями и стабилизаторами, что улучшает полетные характеристики на малых скоростях, а также более надежным шасси, хорошо выдерживающим удары при посадке на палубу авианосца. Крылья повышенной площади увеличат дальность полета и грузоподъемность, и с полными внутренними баками истребитель будет иметь вдвое большую дальность полета, чем F/A-18C, и сможет выполнять практически те же задачи, что и более тяжелый «Супер Хорнет». В фюзеляже смонтирована четырехствольная 25-мм пушка GAU-22/A, имеется 4 внутренних и 6 внешних точек подвески, на которых может размещаться разнообразное ракетное вооружение.
САМОЛЕТ ДРЛО Е-2 «ХОКАЙ»
Е-2 «Хокай» |
Изготовитель: «Нортроп Грумман».
Энергетическая установка: два турбовинтовых двигателя «Эллисон» Т56.
Максимальная скорость: 695 км/ч.
Дальность полета: 2975 км.
Практический потолок: 9400 м.
Вооружение: отсутствует.
Самолет-разведчик Е-2 «Хокай» — это «небесное око» авианосной ударной группы. Последняя модификация этого самолета может вести наблюдение сразу за двумя тысячами целей (и обнаруживать двадцать тысяч целей одновременно) на расстояниях, превышающих 650 км, и одновременно наводить на цели от сорока до ста самолетов.
Сколько авианосцев у США сегодня?
Военно-морской флот США имеет в составе 11 атомных ударных авианосцев. Американские авианесущие корабли значительно превышают по мощности все остальные авианосцы в мире вместе взятые.
Джеральд Р. Форд (CVN-78)
Самая последняя разработка в сфере авианосцев представлена новым кораблем типа «Форд», который вступил в ряды ВМФ Америки 31 мая 2017 года. На сегодняшний день среди действующих авианосцев в мире «Форд» – самый большой экземпляр. Стоимость его строительства обошлась американцам почти в 13 миллиардов долларов. Судно оснащено электромагнитной катапультой Emals, которая обеспечивает более плавный разгон самолетов. Новые реакторы способны создавать на 25% электроэнергии больше, чем его предшественник. Благодаря увеличенному количеству автоматизированных элементов удалось сократить количество задействованных при эксплуатации человек. Таким образом, появляется экономия при использовании корабля в размере 4 миллиардов долларов. «Джеральд Р. Форд» имеет возможность автономного плавания до 30 лет.
Ядро команды
Несмотря на то, сколько авианосцев в США сейчас и сколько их будет в будущем, эти корабли были, есть и будут основой авианосной ударной группы. При этом любое такое судно не имеет собственного мощного оборонительного вооружения и не адаптировано для проведения самостоятельных действий. Авианосец перемещается по водной глади под прикрытием других кораблей. Отличительной чертой ударной группы является ее способность за сутки пройти расстояние почти 1500 километров и параллельно с этим остаться незамеченной для потенциального противника.