Чёрный флаг, бочки рома, повязки через глаз — это не про пиратов. Захват, грабёж и убийства — вот что такое пиратство. Опуститься до уровня морского разбойника проще простого, особенно когда кругом война и за порядком следить некому. Вот с чем пришлось столкнуться советским морякам в Красном море на рубеже 80-90-х годов. Особенно отличился «Разведчик» — небольшой корабль, не пасовавший даже перед, в разы, превосходящим противником.
Служба у адских врат
Ещё в годы холодной войны, когда Эфиопия примкнула к социалистическому лагерю, на архипелаге Дахлак (на арабском это значит «Ворота ада») в Персидском заливе появилась советская военно-морская база. Впрочем, «база» — это громко сказано. Причал, док, мастерская, склады горючего да посёлок, где жили семьи служивших на Красном море советских моряков, — вот и вся база. Служба на Красном море — как заманчиво звучит! Но только для тех, кто ни разу эту самую службу не нёс. Десять месяцев в году в регионе стоит невыносимая жара. 30 градусов в тени (хотя какая, к чёрту, в море тень?) можно считать прохладой. Температура пересолёной воды держится на той же отметке. Спасения ждать неоткуда, ветры и те дуют с пустынь. В таких условиях любая царапина мгновенно превращается в гнойную рану. Пресная вода в строгом лимите. Не очень-то похоже на приятный круиз, не находите? Но советским морякам не привыкать, этих людей измором не возьмёшь. Красноморские бандиты прочувствовали это на собственной шкуре. Помните старый детский акростих? Каждый охотник желает знать… где проходит грань, отделяющая человека от животного. Видимо, там же, где и грань, разделяющая борца за свободу от заурядного пирата. К началу 1990-х годов затянувшаяся гражданская война в Эфиопии подходила к финалу. Правительство Менгисту Хайле Мариама, которое поддерживал СССР, разваливалось под давлением сепаратистов из Народного фронта освобождения Эритреи (НФОЭ). Боевые действия набирали обороты, регулярным налётам начали подвергаться и советские суда, методы боевиков становились всё нахальнее и в конце концов скатились в банальный разбой — бессмысленный и беспощадный. Весной 1990 года НФОЭ окончательно выбил эфиопов из Эритреи и последние, недолго думая, бросили оставшиеся корабли в порт Дахлака, фактически под защиту СССР. Прикинув, чем может обернуться реальное вмешательство «красной военной машины» в конфликт, лидеры НФОЭ поспешили объявить, что любое советское судно, замеченное в окрестностях Дахлака, будет уничтожено. Горький опыт ограниченного контингента в Афганистане был ещё слишком свеж в памяти, чтобы рваться на рожон и наводить порядки в чужой войне чужой страны. Но здравый смысл одного полюса не мог пересилить остервенелой бесшабашности другого. Сепаратисты хотели поиграть мускулами на публике и не собирались отказывать себе в этом нехитром удовольствии. Особенно когда противник был в меньшинстве и, по их близорукому мнению, не мог дать сдачи достаточно больно. К счастью для сепаратистов, Стране Советов было не до их возни. А вот советским морякам, уже служившим на Красном море, взяться за оружие всё-таки пришлось.
Рождение тральщиков
С появлением в арсеналах флотов крупнейших морских держав нового вида вооружения – морских мин, встал вопрос об их поиске и нейтрализации. Мины стали основным средством обороны морских баз и нарушения морских коммуникаций противника. Извечный вопрос «щит-меч» был впервые успешно разрешён в Российском флоте. Минные тральщики получили боевое крещение в 1904 году в ходе Русско-японской войны. Боевой опыт русских тральщиков был досконально изучен в других странах, результатом чего стало резкое увеличение численности тральщиков в действующих флотах в межвоенный период.
Корабль конвоя
Пока большие дяди мерились силами, скромный трудяга «Разведчик» капитана 3-го ранга Виктора Носенко из Черноморского флота примерял на себя новую роль — роль корабля конвоя. В первой же миссии «Разведчик» закрыл собой вверенный танкер «Иман» от разорвавшейся в считанных метрах ракеты, после чего подставлять борт под снаряды окончательно сорвавшихся с поводка сепаратистов стало его работой. Он выходил в конвой дважды в неделю, старался передвигаться в тёмное время суток, чтобы не привлекать лишнего внимания, но это не спасало от бесконечных обстрелов. Обычно дело ограничивалось залпами «Градов» с берега, но 14 мая 1990 года всё пошло не по плану. В ночь с 13 на 14 мая «Разведчик» должен был защищать дальневосточный танкер «Интернационал». Пожилой капитан немолодого тяжёлого судна с неприкрытым скептицизмом выслушал инструктаж Носенко, после чего на всякий случай благосклонно позволил крошке-конвоиру (при своих 61 м длины и 735 тоннах водоизмещения «Разведчик» был втрое меньше и в 20 раз легче) защитить тихоходный танкер. Около 3 часов утра конвой вошёл в опасную зону. Как полагалось, объявили боевую тревогу. Едва «Разведчик» встал на позицию, заслонив собой «Интернационал», с берегов раздался грохот «Градов». Испытание само по себе не для слабонервных, но всё обошлось. Спустя час конвой вышел из зоны обстрела. Но как только тревогу сменили боевой готовностью, на радаре возникли четыре яркие точки, вышедшие из-за острова и бросившиеся вдогонку. Катера НФОЭ. Через восемь минут катера подошли к конвою на расстояние менее морской мили и перестроились в «волчью стаю». Тьму прочертили дорожки трассеров. Эритрейские флибустьеры вышли явно не на морскую прогулку. Они шли убивать.
Модульные противоминные комплексы
В последнее время бурное развитие противоминных сил вылилось в применение модульных противоминных систем (МПС). Оснащённые этими системами боевые корабли и подводные лодки, теперь могут самостоятельно бороться с минами, не нуждаясь в тральщиках. Наиболее интересным МПС является необитаемый подводный аппарат ВМС США RMS AN/WLD-1. Полупогруженный, управляемый на расстоянии аппарат с буксируемым локатором бокового обзора, способен достаточно долгое время самостоятельно вести поиск мин на большом расстоянии от корабля-носителя. Сейчас ВМС США располагает 47-ю подобными аппаратами.
Один против четырёх
Наверное, сейчас самое время упомянуть, что «Разведчик» не был ни крейсером, ни даже сторожевым кораблём. Он был тральщиком. Расчищал пути прохода дружественных кораблей от разбросанных по Красному морю мин. Из вооружения на нём — две 30-мм кормовые артиллерийские установки АК-230, две зенитные установки 2М-ЗМ калибром 25 мм да пара реактивных бомбомётов для борьбы с подводными лодками. И всей этой «мощи» предстояло помериться силами с четырьмя катерами шведской постройки, наперебой палившими из 106-мм орудий. На панику времени не было. Носенко передал на эскадру: «Подвёргся нападению, вступил в бой», — после чего посоветовал капитану «Интернационала» поскорее ретироваться. Долго упрашивать не пришлось. С перепугу нагруженный танкер проявил удивительную прыть, разогнавшись почти до 16 узлов вместо 9 заявленных. Дав полный ход, «Разведчик» открыл огонь из всего, что могло стрелять, кроме бомбомётов. Подключили даже обычно остававшихся в стороне автоматчиков группы боевого противодействия. Несчастный тральщик кидало с борта на борт, вражеские снаряды рвали обшивку, но он продолжал отстреливаться. Грохот и вспышки заполнили всё вокруг, творился сущий ад, но к чести штурманов, те не потеряли самообладания и продолжали прокладывать маршрут отхода. Спустя несколько минут один из «Утёсов» замолчал: стоявшего за ним гидроакустика Игоря Швеца ранило в ногу. Почти сразу затих и второй пулемёт. Заклинило. В открытой всем врагам визирной колонке судорожно крутился старшина 1-й статьи Александр Невзрачный, стараясь по ополоумевшим траекториям трассеров вычислить хоть одну цель. Наконец ему это удалось. Одна прицельная очередь — и головной катер «стаи» подорвался и скрылся в волнах, после чего его товарищи, такие смелые секунду назад, пустились в позорное бегство. В 4 часа 56 минут утра всё закончилось. Маленький, но гордый корабль конвоя не только сберёг подопечный танкер, вызвав огонь на себя, но и вышел из пекла без потерь. Если не считать потерями раненного в ногу Швеца да зашибленного свалившимся на голову чайником замполита. Бой с эритрейскими пиратами длился всего восемь минут, но за это время «Разведчик» успел израсходовать четыре с половиной из шести тонн имевшихся боеприпасов, за что ещё в разгар сражения ухитрился получить по шапке. Впрочем, у, возвращению тральщика на базу командование оперативной эскадры успело одуматься. Черноморцев встречали как героев и не поскупились на награды — 17 членов экипажа были приставлены к орденам и медалям. Уже на берегу они узнали, что программа «Время» успела сообщить об инциденте с «Интернационалом». Только о «Разведчике» не было сказано ни слова.
Немного терминологии
По своему принципу работы минные тральщики делятся на морские, базовые, рейдовые и речные. Тралы еще подразделяются на акустические, контактные и электромагнитные. Акустические предназначены для подрыва акустических мин, имитируя звук прохода корабля. Контактные тралы наиболее просты по своему устройству и представляют из себя цепь с ножами, срезающими удерживающие мины тросы, после чего всплывший заряд уничтожают с борта тральщика из пулемётов или мелкокалиберной артиллерии. Электромагнитные создают электрическое поле, которое имитирует проплывающий корабль, и используются против магнитных мин. На фото минных тральщиков также можно видеть и установки глубинных бомб, с помощью которых тральщик способен выполнять функции охотника за подводными лодками.
Дембельский аккорд
Не прошло и недели, как наш бедовый тральщик снова попал «в новый замес». 27 мая ему была поставлена задача переправить из порта Адена на санитарный корабль «Енисей» 70 уволенных в запас моряков. Маршрут обещал быть не из лёгких, поэтому на поддержку «Разведчика» вышел артиллерийский катер АК-213 капитан-лейтенанта Николая Белого. Во время перехода конвой взяли в клещи. И снова та же подлая тактика, и снова налёт превосходящими силами. Навстречу АК и тральщику вышли четыре потрёпанных, но опасных западногерманских «Ягуара» и потребовали немедленно сдаться в плен. Разумеется, советские моряки и мысли такой не допускали, но с почти уже мирными пассажирами на борту особо не повоюешь. После короткого совещания было решено прорываться. Катеру каким-то чудом это удалось, хоть его корма почти физически подгорала от коллективной ненависти преследователей. Эритреицы слезать с хвоста не собирались, так что капитан Белый решился пойти на рискованный приём — сбросить глубинную бомбу, чтобы отвлечь противника. Выстрелит или нет — предугадать было невозможно. Но выстрелило! Да как! Один из «Ягуаров» попал прямо в пузырь подводного взрыва. Его подбросило в воздух и опрокинуло. Секунды — и он скрылся в волнах. Бандиты бросились наутёк, а ошалевших от такого прощального круиза дембелей благополучно доставили на «Енисей». Правда, на обратном пути АК-213 уже поджидали успевшие просушить штанишки эритреицы, но на сей раз катер принял бой. Прицельным артогнём советские моряки отправили на дно ещё один «Ягуар» и вышли победителями. На самом АК не осталось даже царапины.
Сигнал «Барракуда»
Жаркие деньки на Красном море подходили к концу. В августе того же года бравый тральщик «Разведчик», успевший выполнить 29 проводок за тралом и конвоирование 52 судов, больше десятка раз подставлявший свои борта под реактивный огонь противника, вернулся в родное Чёрное море. Но ненадолго. В октябре 1991 года под началом нового капитана тральщик принял нелёгкое бремя охраны полутора сотен рыболовецких судов в Южной Атлантике. К счастью, от реальной опасности траулеры приходилось защищать нечасто. Обычно они дёргали несчастного «Разведчика» по всяким пустяковым делам, вроде распутывания намотавшихся на винт сетей — штатных водолазов у рыболовов не было. Но и в долгу промысловый люд не оставался: делился с экипажем тральщика уловом или «контрабандными» фруктами. Но 3 ноября траулеры «Домодедово» и «Ачинск» передали «Барракуду». А значит, дело плохо. Этот сигнал посылают только в случае нападения пиратов или визита других незваных гостей. Впрочем, тогда рыбаки сами были не без вины: забрели вплотную к марокканским территориальным водам, где и были застуканы с развёрнутыми сетями тремя сторожевыми катерами. А за это грозил арест с конфискацией кораблей и улова и самый натуральный плен с казематами, деклассированием и выкупом, сопоставимым с аппетитами нынешних террористов. Словом, нерадивых рыбаков надо было выручать, и капитан 3-го ранга Игорь Текунов тут же бросил свой «Разведчик» на помощь.
Своих не бросаем!
Тральщик мчался на всех оборотах. Пойманные на горячем траулеры находились в 12 милях от него, но оказалось, что в указанном квадрате никого нет. Капитаны, чтобы прикрыть перед начальством свои проштрафившиеся тылы, специально назвали координаты с погрешностью в целый градус — подальше от прибрежных вод. В итоге нагнать рыбаков удалось только через три часа. К тому моменту их уже успели прочно взять в тиски и качественно деморализовать. Понимая, чем всё может закончиться, капитан Текунов принял смелое решение: попытаться манёврами отогнать марокканские катера; если же это не поможет — высадить на один из траулеров абордажную команду для вооружённого сопротивления. Но, по-видимому, одних только отчаянных виражей «Разведчика» хватило, чтобы не на шутку озадачить марокканцев. Лавируя почти впритирку, тральщик отогнал один из катеров и, как пастушеская овчарка, начал отводить своих неповоротливых подопечных подальше в океан, прикрыв их собой с правого борта и попутно «огрызаясь» на агрессоров. Центральный командный пункт ВМФ СССР, с которым капитан поддерживал связь, рекомендовал соблюдать спокойствие, не поддаваться на провокации, чему «Разведчик» старался следовать изо всех сил. Марокканцы быстро вышли из ступора и, взяв сумасшедший тральщик в перекрестье всех орудий, начали последний отсчёт. Его пришлось повторить много, много раз… Капитан тральщика непрерывно вёл переговоры с головным катером марокканцев. Пока «ограбленные и обездоленные» хозяева давно оставшейся позади акватории демонстрировали, как ловко им удаётся считать задом наперёд, и угрожали подкреплением, Текунов требовал прекратить пиратские действия. Общего языка они так и не нашли. Подкрепление, кстати, действительно прибыло. На подмогу сторожевикам примчался ещё один корабль и военный самолёт, только это было лишнее. Возможностей самих трёх катеров с лихвой хватало, чтобы разнести «Разведчик» в щепки. Всё это время абордажная команда деловито готовилась к худшему. В смысле, к своему выходу. Так продолжалось уже восьмой час, когда марокканские суда внезапно резко раз», вернулись и отправились восвояси. За всё время противостояния не раздалось ни единого выстрела, если не считать хлопков натянутых до-предела нервов. Отстояли. Но служить храброму советскому тральщику оставалось недолго. В декабре 1991 года все военные суда отозвали на базы. СССР перестал существовать. После затяжного и болезненного раздела Черноморского флота «Разведчик» перешёл в ведомство ВМС Украины и получил новое имя — «Черкассы». И хотя его команду расформировали, а с перекрашенного в серый цвет борта исчезла знаменитая звезда за уничтоженный в Красном море вражеский катер, прошлого не отменить. Он до последних дней оставался всё тем же кораблём конвоя, грозой пиратов.
Информационный портал ветеранов 47 б. к. ОВРа КТОФ
Первые отечественные послевоенные базовые тральщики проектов 254 и 264 по уровню своих физических полей значительно уступали аналогам зарубежной постройки. Поэтому в 50-е годы в ВМФ усиленно велись опытно-конструкторские работы (ОКР) в области защиты тральщиков от подрыва на минах в трёх основных направлениях: — заблаговременное обнаружение мины впереди по курсу тральщика с целью уклонения от встречи с ней; — снижение уровня физических полей кораблей до безопасного уровня; — повышение взрывостойкости кораблей. Как оказалось достаточное надёжное обнаружение якорных мин впереди по курсу возможно с помощью высокочастотных гидроакустических станций (ГАС) миноискания, при этом их использование существенно повышает и производительность минной разведки Первая отечественная ГАС «Олень» (МГ – 59) отрабатывалась на ба- зовом тральщике проекта 264 и была принята на вооружение в 1959 г. ГАС МГ – 59 имела чрезмерно большие габариты, от её использования на серийных кораблях проектов 254 и 264 отказались, но на её основе была создана ГАС «Лань» (МГ – 69), обеспечивающая как показали испытания, надёжное обнаружение якорных мин на дистанциях 1000 – 1100 м. Работы по снижению физических полей тральщиков велись с начала 50-х годов. В 1958 г. вышло Постановлении Правительства СССР «О повышении защиты и скрытности кораблей ВМФ от подводного неконтактного оружия» и средств обнаружения противника» В соответствии с данным Постановлением предусматривались разработка мероприятий по снижению физических полей тральщиков и требований к их допустимым уровням, аппаратуры регистрации и анализа полей, а также создание специальных полигонов и стендов. К концу 50-х годов были построены: специальный полигон для замеров физических полей, полигон для испытания минного оружия, две станции безобмоточного размагничивания (СБР), три контрольно — измерительные магнитные станции (КИМС) и восемь гидроакустических контрольных судов (ГКС). В частности на ТОФ были построены КИМС – 2 (Амурский залив, 2-я речка), КИМЭС – 315 (Русский остров, бухта Новик). Повысить взрывостойкость тральщиков предлагалось за счёт усиления корпуса, амортизационной защиты и использования ударостойкого оборудования. На основе перечисленных выше ОКР в 1956 г. ВМФ выдал тактико – техническое задание ЦКБ – 363 (в последствии Западное проектно – конструкторское бюро (ПКБ), п/я А – 1277) на разработку проекта корабля нового поколения базового тральщика проекта 266, корабля 3 ранга. Главный конструктор проекта Н.П. Пегов, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга В.Т. Кузьмин. Разработка эскизного проекта была завершена в 1957 г., технического – в 1958 г. Технический проект был утверждён в 1959 г. Бтщ проекта 266 проектировался узкоспециализированным, с новым противоминным оружием, немагнитным (маломагнитным) и частично обесшумленным оборудованием (включая и высокооборотные звездообразные главные двигатели типа М503Б), с ма- лошумными винтами регулируемого шага (ВРШ), аппаратурой ночного видения и звукоподводной связью, гидроакустической станцией обнаружения якорных мин, антенна которой располагалась в обтекателе подъёмно-опускного устройства (ПОУ). Предварительно проект корабля разрабатывался в двух вариантах: с корпусом из маломагнитной стали, обклеенный снаружи (по первоначальному замыслу) 20 – миллиметровым резиновым покрытием, и с деревянным корпусом. Уже на первоначальном этапе проектирования от деревянного корпуса пришлось отказаться из-за отсутствия в стране необходимой производственной базы и разработка проекта велась в корпусе из маломагнитной стали Ю3. По архитектурному типу бтщ пр. 266 напоминал аналогичный бтщ пр. 264А, но имел меньшие (на 320 тонн) водоизмещение и относительное удлинение (отношение длины к ширине) 5,5 вместо 7,4, в результате чего корабль при более мощной энергетичес- кой установке (большую на 1000 л.с) имел меньшую скорость хода. Устанавливался один руль (одно перо руля). Для снижения уровня физических полей были предусмотрены многочисленные мероприятия и устройства, ранее не используемые на флоте. Для снижения уровня магнитного поля и для защиты от неконтактных мин с магнитными каналами замыкания в первые в отечественном кораблестроении корпус и корпусные конструкции исполнялись из маломагнитной стали Ю3. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиевомагниевых сплавов (АМГ) Механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались в маломагнитном исполнении. Размагничивающее устройство (РУ) с системой автоматического регулирования содержало как общеко- рабельные обмотки (основную горизонтальную – ОШТ, курсовую батоксовую – КБ, курсовую шпангоутную – КШ), так и местные на основные наиболее крупные механиз- мы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизельгенераторах и вспомогательном котлоагрегате, электродвигателе шпиля). Кроме того было предусмотрено вихревое размагничивающее устройство (РУВ) с системой автоматического регулирования для компенсации магнитных полей вихревых токов, возникающих в корпусе корабля при бортовой качке, с основной вихревой – ОВ, батоксовой вихревой обмотками – БВ. Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция с по- мощью амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов основных механизмов (ГДГД, ДГДГ, компрессора) и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра с относительно высокой частотой вращения. Впервые в отечественной практике были предусмотрены специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного (исключение протекторной защиты и др.) и электрического (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Тральные и палубные механизмы (лебёдка, вьюшка, кран-балки) переведены на гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механиз- мов производилась от трёх насосных агрегатов, состоящих из насосов IIД20 со своими электрическим приводами. Рулевая машина также переведена на гидравлический привод с системой управления «Альбатрос», предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления. Устанавливалось одно перо руля. Главная энергетическая установка двухвальная с эшелонным расположением (в двух машинных отделениях) главных двигателей типа М503Б мощностью по 2 500 л.с. Главные двигатели работали на винты регулируемого шага ВР 266. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществ- ляли насосы с электрическим приводом. Предусматривалось дистанционное управ- ление ГДГД и ВРШ из постов управления двигателями и с ГКП. Электроэнергетическая установка включала три дизельгенератора (~ 380V, 50 Гц) общей мощностью 500 кВт (2х200 кВт с дизелями 7Д12, 1х100 кВт с дизелем 7Д6).
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 9 водонепроницаемых отсеков.
1 отсек с (-) 5 – 5 шпангоут – форпик, цепной ящик, малярная кладовая; 2 отсек с 5 – 13 шпангоут – шпилевая, погреб артбоезапаса, кладовая ЗИП, трюмный отсек; 3 отсек с 13 – 22 шпангоут – коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, кладовая сухой провизии, помещение рефрижера-торной машины и рефкамера; 4 отсек с 22 – 36 шпангоут – коридор № 2, ноcовой кубрик, офицерские каюты, кают-компания, каюты старшин, шахта ПОУ гидроакустический отсек, гиропост; 5 отсек с 36 – 51 шпангоут – столовая личного состава, посудомойка, носовое машинное отделение; 6 отсек с 51 – 66 шпангоут – коридор № 3, пост энергетики и живучести, камбуз, кормовое машинное отделение, раздевалка личного состава, гальюн, умывальник, душевая личного состава 7 отсек с 66 – 78 шпангоут – помещение вьюшки, кормовой кубрик, отсек ВРШ; 8 отсек с 78 – 85 шпангоут – тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой провизии, помещение гидроагрегатной; 9 отсек с 85 – 100 шпангоут – румпельное отделение.
Основные проектные тактико-технические элементы:
Тральщик проекта 266-М
Советские тральщики, состоявшие на вооружении ВМС нескольких стран. Головной корабль вошёл в состав ВМФ СССР в 1963 году, до 1971 года было построено 40 кораблей этого проекта, а всего было построено 52, корабля. В середине 1990-х тральщики постепенно вышли из состава ВМФ России. Тральщик мог обнаруживать и уничтожать мины, расположенные на глубине от 25 до 150 метров. Для поиска он был оснащён гидроакустической станцией «Лань», а также несколькими тралами: электромагнитным, широкополосным, акустическим и контактным. От кораблей он защищался двумя автоматами АК-230М калибром 30 мм, против авиации он мог выпустить до 16 зенитных ракет 9М36 из ЗРК «Стрела-3». Для противолодочной обороны на корабле размещались две реактивные бомбометные установки Рбу-1200. Морской тральщик «Разведчик» был заложен в 1975 г. На Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (зав. №950), 10.06.1977 г. Вступил в строй и вошёл в состав Черноморского флота. Корабль неоднократно участвовал в боевых службах в Персидском заливе, Красном море, Атлантике. Так, за период январь-август 1990 года МТЩ «Разведчик» неоднократно выполнял траление миноопасных районов Красного моря. Осуществил 29 проводок за тралами и конвоирование гражданских судов в Красном море, всего провёл 52 судна. Из них 11 конвоев проводились под обстрелом реактивных снарядов.
Современность
Основная концепция современного минного тральщика была сформулирована в Великобритании в 1960-х годах. Корабль, оснащённый мощным акустическим радаром, занимался поиском мин, а в случае их нахождения, выпускал необитаемый подводный аппарат, занимающийся допоиском и обследованием обнаруженного объекта. Мины он уничтожает противоминным аппаратом: донные – путём наложения подрывного заряда, контактные – перекусыванием якорного троса. Данный тип кораблей получил в мировых флотах наименование тральщика-искателя мин (ТЩИМ).
С 1970-1980-х годов практически все тральщики мира являются ТЩИМ, либо вновь построенными, либо переделанными из старых тральщиков. Тралы теперь выполняют второстепенную функцию. С широким распространением устанавливаемых у самого дна широкополосных мин, обладающих внушительной дальностью обнаружения цели, торпедной или ракетной боевой частью, современному минному тральщику необходимо иметь глубоководный трал для работы на малом удалении от грунта.
С ростом характеристик коммерческих гидроакустических станций, в особенности локаторов бокового обзора, стало возможным их использование для поиска и уничтожения мин, что резко увеличило продуктивность работы противоминных сил. В портах и районах, около морских баз стал производиться заблаговременный осмотр, в результате которого в каталог заносятся все напоминающие мины объекты. Это позволяет в военное время сразу выявить новые объекты, которые, в подавляющем большинстве, будут минами. Все это повышает результативность противоминных сил и позволяет гарантировать безопасный выход из портов и баз.
Развитие противоминных средств, начавшееся на Западе в 60-е годы прошлого века, привело к увеличению эффективности этих сил. Обращает на себя внимание также и то, что борьба с минами всё больше отходит от «узкоспециальных» действий, становясь целым комплексом мероприятий, с задействованием различных сил и средств.
В ходе операции «Шок и трепет» (военное вторжение армии США и союзников в Ирак в 2003-ом), иракские минные заградители, замаскированные под торговые суда, были захвачены Силами Специальных Операций союзников, более 100 иракских мин обнаружено и уничтожено водолазами и необитаемыми подводными аппаратами. В результате этих действий, союзники не понесли потерь от иракских мин, что позволило американским сухопутным силам добиться полного успеха.
Торпедные катера типа «Ягуар»
Проект западногерманских торпедных катеров, созданный в 1950-х годах. Разработан на базе немецкого торпедного катера времён Второй мировой войны. Находился на вооружении ВМФ ФРГ с 1958 по 1976 год. Всего было построено около 20 катеров. Впоследствии часть из них была продана в Турцию в 1970-х годах. Данный катер послужил основой при разработке ракетного катера типа «Саар 2». Артиллерийское вооружение — 2×40-мм универсальные артустановки Bofors L60, минно-торпедное вооружение 4×533-мм торпедных аппарата.
Журнал: Война и Отечество №1, январь 2022 года Рубрика: Неизвестные конфликты XX века Автор: Игнат Волхов
Метки: СССР, корабль, Африка, Война и Отечество, море, Красное море, бой, тральщик, Эфиопия, Холодная война, Марокко
- Назад
- Вперед
Вторая мировая война
Вторая мировая война дала резкий толчок всем видам вооружения, в том числе, военным кораблям. Минные тральщики стали лучше защищены и вооружены, могли выполнять другие задачи:
- высаживать десанты;
- обстреливать побережье;
- сопровождать транспортные конвои;
- эвакуировать войска.
Наиболее передовыми были немецкие минные тральщики, экипажи которых за проявленное мужество получали нагрудный знак «Минный Тральщик». После окончания Второй мировой войны старые тральщики ещё долгое время занимались разминированием морей, уступив свой боевой пост новым судам, которые использовали передовой опыт судостроения.