Советский артиллерийский катер типа «Шмель» (проект 1204)

Приоритеты кораблестроительной программы РФ вызывают вопросы

Артиллерийские катера (АКА) Каспийской флотилии АК-201, АК-209 и АК-248 проекта 1204 «Шмель» прибыли в Санкт-Петербург, где участвуют в репетициях к главному военно-морскому параду по случаю Дня Военно-морского флота, который будет отмечаться 29 июля. Как сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу, эти катера откроют историческую часть парада. Они пронесут над Невой боевые знамена прославленных соединений морской пехоты, героически оборонявших и освобождавших в годы Великой Отечественной войны Ленинград, Севастополь и Новороссийск.

АКА проекта 1204 «Шмель» действительно имеют богатую историю, правда, она не имеет отношения к Великой Отечественной войне. Катера появились более двух десятилетий спустя после ее окончания. Но причина их создания поучительна.

«РЕЧНЫЕ ТАНКИ»

В годы Великой Отечественной заслуженно известными стали бронекатера (БКА) проектов 1124 и 1125, созданные под руководством Юлия Юльевича Бенуа (1908-1966) – представителя знаменитой династии отечественных архитекторов и художников. «Речные танки», оснащенные артиллерийскими танковыми башнями, прославились в боях на Припяти и Днепре, они принимали участие в Сталинградской битве и защите Дороги жизни на Ладоге, с них высаживались десанты морской пехоты на Балтике и на Черном море. Сыграли бронекатера заметную роль и в освобождении Европы от фашистского ига. Если бы бронекатера Дунайской флотилии своевременно не взяли под свой контроль венские мосты, то еще неизвестно, как бы сложилась судьба столицы Австрии. Завершили свой боевой путь БКА на реках Сунгари и Уссури, где участвовали во взятии ряда маньчжурских городов, захваченных японцами. Стоит заметить, что катера проектов 1124 и 1125 были одними из первых ракетных кораблей нашего флота, поскольку некоторые из них оснащались пусковыми установками РСЗО «Катюша».

После войны коллектив под руководством Юлия Бенуа продолжил работу над «речными танками». Наиболее удачным оказался проект малого бронекатера 191М. Он практически полностью отвечал требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. В центральной части катера имелась бронированная цитадель, защищавшая экипаж, энергетическую установку и вооружение, а толщина верхней броневой палубы была доведена до 10 мм. Она выдерживала попадания не только пуль, но и малокалиберных снарядов. Для улучшения мореходных качеств увеличили развал бортов. Значительно повысилась мощь артиллерийского вооружения. Корабельная универсальная 85-мм артиллерийская установка МК-85, размещаемая в бронированной башне, хотя и напоминала танковую пушку, была специально разработана для БКА. Угол ее возвышения составлял 77 градусов, что позволяло стрелять по воздушным целям, а также вести огонь «по-минометному», накрывая огнем объекты, находящиеся на высоком берегу. В двух бронированных башнях находились спаренные 14,5-мм пулеметы 2М-6, плюс можно было взять до 8 мин. Катера развивали 24-узловую скорость хода, а дальность их плавания с экипажем из 15 человек превышала 500 миль.

Для ВМФ СССР было построено 118 катеров проекта 191М. Еще более совершенными должны были стать БКА проекта 192. У них улучшили систему бронирования. Но флот получил только два таких БКА, поскольку военно-политическое руководство страны решило отказаться от строительства кораблей, не отвечающих «требованиям времени». А в 1958 году были расформированы все речные флотилии, так как «Советский Союз теперь окружали братские и дружественные страны». Боевые единицы, их составлявшие, «пустили на иголки».

Прорыватели переправ

Начавшаяся Великая Отечественная война, в особенности опыт применения Пинской флотилии подтолкнули командо­вание ВМФ к идее создания боевого кате­ра, предназначенного для уничтожения речных переправ, или как его тогда назва­ли — «прорыватель переправ». Первый эс­кизный проект такого катера за № 170 появился в декабре 1941 г. При наличии 76-мм танковой пушки, он все же являл­ся, прежде всего, минометным кораблем. В качестве главной энергетической уста­новки планировались два танковых двига­теля Т-17. Этот проект участвовал в кон­курсе наравне с катерами КВВ, но его отвергли в пользу КВВ-2. Однако идею катера прорывателя переправ сочли акту­альной, и в феврале 1942 г. появляется второй вариант пр. 170 . При водоизмеще­нии 74,5 т, длине 26,6 м, ширине 4,2 м, осадке 1,07 м и высоте бота 1,57 м, катер хотели вооружить одной башней от Т-34 с боекомплектом 80 выстрелов, установкой М-13-М с боекомплектом 32 НУРС, а так­же двумя башнями ДШММ-2Б. Двигатели заменили на два ГАМ-34-БС, что при за­пасе топлива 2,8 т обеспечивало макси­мальный ход 17 узлов и дальность плава­ния ходом 7 узлов — 300 миль. Оригиналь­ным являлся корпус катера: носовая и кормовая оконечности стальные, а цита­дель (17-42 шп.) — железобетонная. При этом толщина борта достигала 200 мм, палубы — 70 мм и траверсы — 100 мм. Экипаж 14 человек. Проект реализован не был. Отчасти из-за отсутствия заводских мощностей, но более в силу того, что к вес­не 1942 г. борьба с речными переправами противника не являлась приоритетной за­дачей советского ВМФ. О ней вспомнили еще только раз в июне 1944 г. Тогда пять бронекатеров Днепровской флотилии вне­запно атаковали переправу на реке Бере­зина в районе деревни Паричи. Всего чего они смогли достигнуть ценой тяжелейших повреждений всех пяти единиц, это крат­ковременно внести элемент паники в переправляющиеся войска, их спасло то, что они атаковали вверх по тече­нию, и поэтому полуразрушенные потерявшие ход бронекатера течением выносило из зоны огня про­тивника. Но ложка хо­роша к обеду и, посетовав на отсутствие специализированных катеров для проры­ва переправ, о них больше не вспоминали.

СПИРАЛЬ ИСТОРИИ

Спустя полтора десятилетия это решение, что называется, аукнулось. Когда в середине 1960-х годов советско-китайские отношения стали стремительно ухудшаться, то вспомнили о бронекатерах на Амуре, которые давно отправили на слом. Снова призвали творца «речных танков» Юлия Бенуа. К тому времени он занимался совсем другой тематикой – кораблями на воздушной подушке. Пришлось вспомнить старое. Заказ на создание малого артиллерийского катера (АКА) требовалось реализовать со сроком исполнения «вчера».

Надо прямо сказать, что АКА проекта 1204 «Шмель» уступал БКА проекта 191М. Но все равно получился очень ладный и достаточно хорошо вооруженный бронированный речной кораблик. При полном водоизмещении более 77 т и 24-узловой скорости он нес 76-мм пушку в башне от танка ПТ-76, спаренную с 7,62-мм пулеметом, а также спаренный 14,5-мм пулемет (позже его заменили на спаренный 25-мм автомат 2М-3М) и 17-ствольную 140-мм РСЗО БМ-14-17 с дальностью поражения береговых целей 9–10 км. «Шмели» предназначались для дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, переброски десантно-штурмовых групп к месту высадки, а также для операций в прибрежных мелководных районах морей.

Сам Юлий Бенуа не увидел своего «Шмеля», равно как и десантного КВП «Джейран» проекта 1232, на воде. Конструктор скончался в 1966 году. Его проекты завершили сподвижники. В 1967–1972 годах на четырех заводах было построено 118 АКА проекта 1204: 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 – морские части Погранвойск КГБ. К настоящему времени в составе ВМФ РФ остались лишь четыре «шмеля» на Каспии.

Стоит обратить внимание на то, что спрос на них, особенно в этом году, увеличился. К параду по случаю 100-летия Южного военного округа 5 мая этого года в Ростове-на-Дону привлекался АКА-248 проекта 1204. Как мы знаем, главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге откроют три «шмеля».

Однако эти артиллерийские катера выполняют функции отнюдь не только парадной гвардии. После обострения обстановки в Азовском море из-за пиратского захвата патрульным катером «Онiкс» Морськой охорони, то есть Береговой охраны Украины, российского траулера «Норд» в Керчь были переброшены с Каспия АКА-201 и АКА-248. А что делать? Ведь стали циркулировать слухи, что в Мариуполе срочно ремонтируется пограничный сторожевой корабль «Донбасс» проекта 205П «Тарантул». Он оснащен двумя спаренными 30-мм автоматическими пушками АК-230. То есть развернутым в Азовском море российским пограничным катерам, вооруженным пулеметами, нечего ему противопоставить. Тут и вспомнили о каспийских «шмелях».

Описание конструкции артиллерийского катера

Прочный корпус АКА проекта 1204 выполнен из гладкопалубной стали, в районе двигателей, в подводной части, произведено тоннельное образование. Артиллерийский катер разделен на следующие отсеки:

  1. Отсек основного корпуса судна – форпик;
  2. Жилое помещение для экипажа корабля – кубрик;
  3. Пространство в корпусе, ограниченное по длине поперечными переборками, а по ширине бортами – носовой артиллерийский отсек;
  4. Два помещение для времяпровождения команды – кубрик экипажа;
  5. Отсек с радиорубкой командирский
  6. Отсек поста управления двигателями;
  7. Генераторное и моторное отделение;
  8. Кормовой отсек;
  9. Помещение, специально оборудованное для приготовления пищи – камбуз;
  10. Крайний кормовой отсек на судне – ахтерпик.


Вьетнамский артиллерийский корабль
У артиллерийского катера было забронирована ходовая рубка, палуба в районе моторного отделения и поста управления, борта и барбет башни, где осуществлялось нахождение боезапаса. Энергетическая конструкция имела установку из двух двигателей мощностью по 1200 лошадиных сил. Электрическая система состояла из двух автоматизированных генераторов, мощностью по 25 кВт и напряжением тока в 380 ват. Автономная система охлаждения двигателя осуществлялось с помощью забортовой воды. На катере было установлено освещение в виде прожектора серии К-35-3ТМ. Гиромагнитный компас служил штурманским вооружением. На судне представлены два вида радиосвязи:

  • УКВ-радиостанция Р-619-1 Графит;
  • КВ-радиостанция Р-617 Аргон-Фтор-К.

Катер мог находится до 7 дней на воде, и имеет при этом запас топлива до 5 тонн. Уходить в плаванье артиллерийский катер мог на 320 миль при ходе в 10 узлов. Помещения, в которых находилась команда изолированы от моторного отделения и располагались в носовой части корпуса. В них была вмонтирована искусственная вентиляция.


АКА проекта 1204

Вооруженные

В корме судна был спроектированы рельсы, где размещались 14 морских гальваноударных и донных мин. При планировании ракетного вооружения, решили установить пусковую установку с 17 направляющими, располагающимися в два ряда. В первом ряду размещалось 8 направляющих, а в верхнем на одну больше. Подъёмным механизмом осуществлялась зарядка и наведение на цель, но огромным минусом данной установки являлось то, что ведение стрельбы по заданным целям могло происходить только с неподвижного катера. Управление ракетным вооружением осуществлялось вручную. В качестве зенитного вооружения служил пулемет с широким углом возвышения и круговым обстрелом, впоследствии было принято решение заменит на артиллерийскую двуствольную установку 25 мм. В форме усеченного конуса на катере располагалась танковая башня ПТ-76Б, которая была сконструирована из листовой брони и предназначалась для обстрела вражеских надводных целей. Также артиллерийский катер оснащен 76-мм пушкой Д-56ТС с дульным тормозом, скорострельность которого составляет 7 выстрелов в минуту. На катере расположены следующие участки брони:

  • Броневой пояс;
  • Рубка;
  • Моторное отделение на палубе;
  • Пост управления двигателями;
  • Барбет башни и ЗПУ.


Ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион»

Всего было произведено 118 артиллерийских катеров, из них 62 катера были использованы погранвойсками КГБ СССР и 56 Военно-Морской Флотом СССР. При эксплуатации было внесены небольшие изменения в бронировании судна, а также добавлены два боекомплекта ракет ПЗРК Стрела-2М. На сегодняшний день в пользовании военно-морского флота и МЧФПС России, осталось всего 16 катеров данного типа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]