В отечественном флоте на сегодняшний день наблюдается устойчивое противоборство двух разных концепций развития флота. Одна группа военных моряков из числа тактиков и стратегов ориентируется на создание для флота универсальных кораблей малого и среднего водоизмещения. По составу вооружения и своим тактико-техническим характеристикам такие корабли могут выполнять огромный объем работы, начиная с проведения ударных операций, заканчивая выполнением поисковых и патрульных операций. Основным аргументом сторонников этой концепции является невысокая стоимость строительства подобных кораблей и реальная возможность освоить серийное производство. Российскому ВМФ сегодня очень нужны современные суда, причем в больших количествах.
Лидер
Подошел период, когда богатое наследие Советского ВМФ реально отработало свой ресурс и требуется полноценная замена корабельного состава. Другая группа военно-морских стратегов тяготеет к созданию в России мощного океанского флота, оснащенного крупными боевыми кораблями. В данном случае сказывается сохранившаяся с советского периода тяга военно-морского руководства к гигантомании. Основной аргумент сторонников этой концепции банально прост и опирается больше на идеологические мотивы. Большая страна – значит надо иметь большой флот, оснащенными крупными боевыми судами. Проект эсминца 23560 – яркое тому подтверждение. История рождения проекта и последующие события наглядно показали, насколько готова отечественная кораблестроительная и оборонная отрасль к реализации столь масштабных планов. Проектируемый корабль должен стать ответом отечественного флота на появление в строю западных флотов аналогичных судов, американского эсминца «Замволт» и британского эскадренного миноносца «Даринг».
Зумвалт
Новый корабль является своеобразным тестом для российской оборонки на пригодность. Тактико-технические характеристики, заложенные в проект, являются на сегодняшний день самыми передовыми для военных судов. По силам ли отечественной промышленности освоить строительство новых перспективных судов для флота в необходимых количествах, или эскадренный миноносец типа «Лидер» станет очередным левиафаном в российском военном флоте?
Рождение проекта 23560 “Лидер” – откуда растут ноги
Российское Высшее военно-морское руководство поставило перед российскими конструкторами амбициозную задачу, создать крупный боевой корабль, в конструкции которого будут воплощены все передовые концепции и самые современные технологии. Новый эсминец должен быть меньше отечественных тяжелых крейсеров типа «Киров», но превосходить по размерам американский эсминец «Замволт».
На судне планируется использовать атомную энергетическую установку, что в разы увеличивает дальность действия и эксплуатационный ресурс. На американском корабле установлена энергетическая установка обычного типа. По технической оснащенности, энерговооруженности и боевому оснащению российский корабль должен стать мощнее своего американского визави. Уже оценивая предварительные тактико-технические характеристики, заложенные в проект, можно смело говорить о том, что на лицо типичные элементы очередной гонки вооружений. Проект 23560 – это очередная попытка догнать и перегнать технически западные военные флоты. Насколько это удачная идея, сейчас судить сложно, но есть причины, ввиду которых строительство судна такого класса для российского флота остается открытым.
Схема эсминца проекта 23560
Следует отметить, что столь крупные военные суда на российских верфях в современных условиях еще не строились. Имеется опыт модернизации крупных кораблей советской постройки, который и стараются использовать для разработки и строительства нового эсминца. Перспективный корабль может удивить даже специалиста, посвященного в тонкости и детали развития современных военных флотов. В конструкции корабля заложен целый ряд передовых технических новинок. Отдельного разговора заслуживает обеспечение корабля радиолокационным и навигационным оборудованием. Технология «стелс» является доминантой во всем проекте. Вдобавок ко всему, российский эсминец типа «Лидер» должен быть вооружен самым совершенными и мощными видами вооружения, превосходя по боевым возможностям все отечественные суда.
Многоцелевой эсминец разрабатывался для действий в дальней морской зоне. В функции корабля входила борьба с наземными кораблями всех классов, обеспечение противолодочной и противовоздушной обороны соединения кораблей, огневая поддержка десантных операций. Оценивая функциональность корабля, его технические характеристики и боевые возможности, возникает резонный вопрос – почему эсминец. По водоизмещению и размерам проектируемый корабль больше напоминает крейсер. Все перечисленные функции ранее возлагались на крейсера.
Японский брат «Конго»
Общепринято считать, что современный эсминец — это универсальный корабль, но в то же время полноценный флот конкретной страны заказывает корабли, так сказать, с национальным оттенком или перекосом в универсальности под решение основных задач. Важнейшим приоритетом российского флота на севере и на Тихом океане было и остается обеспечения развёртывания и прикрытия в бастионах стратегических ракетоносцев. И если для противолодочных вертолётов и патрульных самолётов берегового базирования само наличие в районе современного эсминца с ЗРК большой дальности на борту уже будет весомым аргументом для осторожности, то для подводных лодок-охотников это типовое задание. А количество таких лодок и их боевые качества у вероятных противников в настоящее время значительно превосходят возможности нашего флота в борьбе с ними.
Повседневная вероятность дуэли с подводной лодкой противника для нашего эсминца (в составе КУГ, АУГ) при проведении десантной операции или автономного плавания всё-таки выше, чем отражение звёздного налёта палубной авиации или ПКР. Поэтому спецификой нашего корабля должна стать готовность к противолодочной обороне при выполнении любых других задач.
Нам не надо выдумывать адекватное задание, посылая эсминец к берегам Флориды или Калифорнии, как это делают США у берегов Крыма или Персидского залива. И лучший эсминец ПВО западного мира в Королевских ВМС Великобритании типа «Деринг» (Daring) нам не подходит. Разочаруют нас и немцы своим универсальным фрегатом в размерах эсминца F125 «Баден-Вюрттенберг» (Die Baden-Württemberg-Klasse) с целями нашего проекта 22160. Пожалуй, наибольшее сходство с нашей спецификой мы найдём в японских эсминцах типов «Атаго» (Atago) и «Конго» (The Kongō class).
Эсминец «Асигара» DDG178 типа «Атаго», дальнейшее развитие типа «Конго»
Небольшое отступление. Почему именно эсминец
Создавая новый перспективный эсминец, российские конструкторы пошли по проторенному пути, успешному в других странах. Здесь вероятно сработал «эффект малого флота», который уже на протяжении 50 лет реализует Япония. После поражения во Второй Мировой войне Япония утратила весь свой линейный и крейсерский флот. В процессе возрождения флота была принята на вооружение концепция строительства военных судов малого водоизмещения. Основным боевым судном японских ВМС самообороны считался корабль класса эсминец. Со временем японские конструкторы и моряки развили концепцию эсминца, превратив его в совершенно другой корабль. Сегодня в японском флоте имеются эсминцы-авианосцы и эсминцы-десантные суда. Водоизмещение этих боевых единиц далеко перешагнуло порог, который был установлен для кораблей этого класса. В настоящее время эсминцы имеют водоизмещение в 10-15 тыс. тонн.
Японский эсминец авианосец
Таким образом, японские военные решили обойти ограничения в военном бюджете. Гораздо легче получить ассигнования на строительство эсминца, чем обеспечить финансирование строящегося крейсера, тем более авианосца. Неважно, что в процессе строительства, скромный эскадронный миноносец превращается в боевой корабль сравнимый по боевой мощи и размерам с линкором. Подобная практика принесла свои плоды и за короткое время Япония сумела обзавестись целой эскадрой крупных кораблей разного класса, которые с большой натяжкой можно назвать эсминцами.
Схожим путем решили пойти в США, где решили строить новейшие корабли подобным образом. Заложив в проекте военного бюджета строительство новейшего эсминца, американцы на выходе получили боевое судно, сравнимое по размерам и боевой мощи с крейсером. Англичане та же сумели построить новые корабль типа 45, который считается эсминцем, на самом деле вполне сравним с полноценным крейсером.
Даринг
В отечественном флоте не стали изобретать велосипед и сделали ставку на создание проекта перспективного военного корабля. Эсминец проект 23560 – это совершенно иной тип боевого судна, который ранее строился на отечественных верфях. По мощности вооружения и боевому оснащению этот корабль сравним с отечественным атомными тяжелыми крейсерами типа «Киров». Проектная стоимость в данном случае значительно меньше, что позволяет строить такие корабли большой серией.
Восемь лет до испытаний
Итак, в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что военно-промышленный комплекс России в состоянии создать современный корабль класса эскадренного миноносца на уровне мировых разработок. С 2014 года планомерно ликвидируются болевые точки нашего военного кораблестроения: отсутствие двигателей для военных кораблей и отставание от уровня мировых разработок в собственной электронике для систем вооружения.
Из всего комплекта вооружения корабля подлежит разработке почти с нуля номенклатура ракет для ЗРК большой дальности, совместимая с ПУ УКСК. (Если оправданием для присутствия на корабле уже двух различных вертикальных ПУ может служить оптимизация их под столь различные массогабаритные характеристики таких изделий, как 9М100 и 3М55, то для появления третьего типа вертикальной ПУ под ЗУР БД автор такое оправдание придумать не смог).
Залогом успеха реализации эсминца проекта 11552 становится минимальный уровень новейших разработок, которые потребуют значительных финансовых затрат и постоянных сдвигов по времени вправо для ввода в эксплуатацию самих кораблей. Уже восемь лет обсуждается проект эсминца «Лидер». Через восемь лет проект 11552 может быть уже на испытаниях. Остаётся решить главный вопрос: нужен ли новый эсминец флоту вообще?
Судьба эсминцев проекта 23560 типа “Лидер”
Из всего того громадного объема информации о проекте, которая на сегодняшний день циркулирует в прессе, в интернете и по телевидению, можно почерпнуть только некоторые детали. Планируется, что новейший российский корабль будет полностью изготовлен с учетом технологии «стелс». Это касается использования композитных материалов в сооружении основных надстроек в придании корпусу судна оптимальных обводов. Для эсминца проекта 23560 будет характерна высокая степень автоматизации всех основных технологических и боевых процессов. Атомная силовая установка и большие размеры судна обеспечат ему неограниченную мореходность и дальность плавания. Новейший корабль должен развивать скорость хода до 30 узлов. В дополнение к ударному и оборонительному вооружению на корабле планируется установить ангары и взлетные площадки для базирования и приема двух вертолетов.
При таких технических характеристиках и параметрах неизбежно увеличивается водоизмещение корабля, которое в соответствии с проектными данными может составить порядка 9 тыс. тонн.
Первоначально состояние с новейшим кораблем выглядело следующим образом. Еще в высоких кабинетах Главного Штаба ВМФ шли прения о том, каким должен стать эсминец нового поколения, а в недрах Северного ПКБ уже шли предварительные работы по разработке проекта. Идея с постройкой такого корабля для отечественного флота появилась еще в 2009 году, и только в 2013 году был утвержден эскизный проект нового судна.
Эскиз
Причина такой затяжки заключалась в том, что не было единого мнения, ни у военных моряков, ни у конструкторов в отношении типа силовой установки для новой боевой единицы. Боролись две концепции: отдать предпочтение атомной энергетической установке или все же сконцентрировать усилия на постройку судов с обычным, газотурбинным двигателем. Соответственно выбор в пользу того или иного варианта неизбежно приводил к изменению основных параметров судна. С атомной силовой установкой водоизмещение корабля значительно увеличивалось. Речь шла о 12-14 тыс. тоннах. С обычным двигателем корабль мог теоретически вписаться в проектные параметры, около 9 тыс. тонн.
Здесь следует отметить, что время расставило все на свои места. Пока решали какими двигателями будет оснащен новый эсминец, военно-политическая и экономическая ситуация в мире изменилась. Отказ Украины от поставки газотурбинных агрегатов для строительства российских кораблей привел к тому, что было решено ориентировать проект эсминца типа «Лидер» под атомную ЭУ. Проект планировалось подготовить с учетом новых требований в 2022 году, однако в эти сроки удалось только начать полноценные проектные работы.
Несмотря на это, уже в 2022 году на Международном салоне, где были представлены образцы военно-морских вооружений, Россия представила модель корабля проекта 23560Э, перспективный эсминец в экспортном варианте. На этом салоне были только озвучены тактико-технические данные, которыми должен будет обладать новый корабль. Что касается внешнего облика, то выяснилось, что представленная на выставке модель корабля только условно напоминает о новой разработке российского оборонпрома.
Эсминец проекта 23560Э
В экспортном варианте перспективный корабль должен нести 64 пусковые установки для противокорабельных ракет «Брамос», «Калибр-НК» или «Циркон». За противовоздушную оборону на корабле отвечали 56 пусковых установок морской версии ЗРК С-400 или более современная модификация С-500 «Прометей». Далее огневая мощь корабля усиливалась установкой пусковых контейнеров для зенитно-ракетного комплекса «Редут».
По боевой мощи российский проект превосходил все существующие на сегодняшний день военные суда. Ударный комплекс в сочетании с мощнейшей системой противовоздушной обороны делал такой корабль самым грозным противников на море. Как положено кораблю этого класса – эсминец типа «Лидер» был оснащен и торпедным вооружением. Традиционно на корабле решили оставить артиллерию, которая представлена автоматической 130 мм пушкой в башенном расположении.
Дальневосточная четверка
Одним из главных справедливых аргументов против строительства нового атомного авианосца для Тихоокеанского флота Российской Федерации считается отсутствие кораблей сопровождения будущей авианосной ударной группы. И то, что четвёрка полноценных современных эсминцев (первой серии) на Дальнем Востоке будет явно востребована через десять лет, не подлежит сомнению как у специалистов и экспертов, так и у людей, не равнодушных к состоянию нашего флота вообще.
Скептики утверждают, что на сегодняшний день в России негде и некому создать по военным стандартам корпус для атомного авианесущего корабля длиной в 305 метров и водоизмещением в 70 000 тонн. Что-то подобное создавалось на украинских николаевских верфях, утрачены технологии и компетенции, нет квалифицированных кадров как на рабочей площадке, так и в конструкторском бюро. Из последнего, что узнал: утрачен секрет производства бронированной стали для верхней палубы авианосца. Бог с ним, с авианосцем, с крейсером (ни у кого, кроме нас и американцев, их нет), ну а эсминец-то «сдюжим» или нет? Возьму на себя смелость утверждать, что мы не только можем построить его, но и должны! Не люблю гитлеровское слово «вундерваффе» (от нем. wunderwaffe — «чудо-оружие»). И не надо шедевральный, для себя, не на экспорт. Тридцать лет назад в Калининграде на судостроительном был заложен корпус корабля проекта 1155.1, который спустили на воду в 1994 году под наименованием «Адмирал Чабаненко». Завод родной, российский, с той поры и по настоящее время строит боевые корабли. И проверенный временем корпус последнего советского БПК с минимальными переделками подойдёт для первого российского универсального эсминца.
БПК проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко»
Те же американцы более тридцати лет клепают эсминцы типа «Арли Бёрк» (the Arleigh Burke), лишь добавляя от серии к серии водоизмещение корпуса по 300 тонн. Подобная стабильность вкуса в выборе корпуса показана и для нашего (не безразмерного) финансирования флотских разработок.
Эсминец DDG111 «Спрюэнс» типа «Арли Бёрк» серии 2А
Загадки проекта 23560 и реальное положение дел
Для того, чтобы представить весь масштаб затеваемого строительства, следует разобраться с одним нюансом. Почему корабль, который должен был стать эсминцем, сумел еще на стадии проекта превратиться в корабль, соизмеримый с ракетным крейсером? Задачи, которые должен решать такой корабль, выглядят чрезмерными для одного корабля. В данном случае сравнима ситуация, которая возникла в Японии с постройкой линкоров «Ямато» и «Мусаси», самых крупных военных судов этого класса. Попытка сосредоточить на одном-двух военных кораблях колоссальную огневую мощь, может обернуться для флота катастрофой.
Аналогично выглядят попытки российских военных моряков создать один-два крупных военных корабля, способного собрать у себя на борту огневую мощь целого флота. Будет ли это оправдано с тактической и с оперативной точки зрения – покажет время. Пока еще ситуация находится в зародышевом состоянии и суммы контрактов, которыми может обернуться строительство эсминцев типа «Лидер», выглядят заоблачными.
Первоочередная задача оснащения фрегатами
Как сообщал еще в 2005 году для представителей СМИ глава ведомства по строительству боевых кораблей Анатолий Шлемов: «командование ВМС, основываясь на флотскую науку, придерживается следующего плана: вначале необходимо вводить в строй корветы, затем фрегаты. И только после укомплектования морских сил кораблями данного типа, приступать к постройке эсминца и авианосца».
Интересно, что при этом, вопрос с корветами решается более или менее успешно, но вот с фрегатом типа 22350 вышла существенная задержка. По официальной версии, ее причиной стали разногласия между заводом Северная верфь и автором проекта «Алмаз-Антей».
Схема расстановки оборудования
Добавим сюда информацию, что начавшееся почти 12 лет назад строительство одного из главных кораблей «Адмирал Горшков» не завершено до сих пор по причине сложности работ. Похоже на отговорку, не правда ли!? Но давайте продолжим анализировать факты.
Несмотря на запланированные шесть кораблей, относящихся к типу 22350, начиная с 2013 года, на существующих верфях не заложили ни одного из них. При этом, перспектив что это произойдет в ближайшее время, тоже пока не видно. Опять странно.
В то же время, по средствам массовой информации прошла информация о планах строительства улучшенной модификации «Адмирала Горшкова» под кодовым номером «22350 М». Но это сильно не разглашается. Все что известно:
- Его вооружение больше, чем у «Адмирала Горшкова»;
- Он планируется на роль главного фрегата океанской акватории;
- Водоизмещение будет более 5000 тонн;
- Постройкой планируют заниматься две верфи: Санкт – Петербургская верфь «Северная» и Калининградская «Янтарь».
«План введения в строй военных разработок на 2018-2027 года» четко обозначил акценты: для начала важно построить атомные и неатомные подлодки. После – фрегаты береговой охраны. Такое положение дел значит, что фактическое начало создания «Лидера» смещено во времени на 7 или даже 10 лет.
Линкор в миниатюре
Между тем, один современный российский корвет обладает таким вооружением, ударная мощь которого вполне сопоставима не то, что с корветами Второй мировой, а с добрым десятком эсминцев того времени! А говоря точнее, она просто несравнима больше, особенно за счёт противокорабельных ракет «Уран» и околостратегических крылатых ракет «Калибр». Но тогда почему же он всего лишь «корвет»?
С теми огневыми задачами, которые способен решать этот мнимый «корвет», то есть номинально малый корабль, не был способен справиться, пожалуй, даже линкор периода Второй мировой войны.
Вот и возникает вопрос — зачем так принижать, в смысле классификации, да ещё без всяких на то причин, наши современные «корветы» данного проекта, заранее признавая приоритет над ними натовских «эсминцев»? Только лишь потому, что те «толще и тяжелее»? Но разве это должно быть главным критерием классности кораблей?
© mil.ru
Российский «корвет» проекта 20380/20385.
Сложности с местами строительства
Второй, не менее важной причины отсрочки начала постройки, могло быть фактическое отсутствие места строительства. Существующие верфи не приспособлены для кораблей с нестандартно большим водоизмещением. А в случае с проектом 23560, основываясь на официальные данные, оглашенные теперь уже бывшим заместителем главы оборонного ведомства по вопросам технического обеспечения Юрием Борисовым, речь идет о 14000 тоннах.
Если говорить о габаритах, то это примерно 199 метров в длину, 22,5 – в ширину, при осанке в 6,8 метров (согласно результатов расчетов, имеющихся чертежей, а также существующих на флоте аналогов).
Судостроительные мощности в Северодвинске и Дальневосточные верфи пока заняты постройкой подводных лодок. Недавно введенный в эксплуатацию Керченский «Залив» еще не готов. Балтийская верфь специализируется на атомных ледоколах. Дальневосточная «Звезда» находится в стадии реконструкции.
Конец 2022 года был значимым для Северной верфи и Метростроя. Они наконец-то подписали соглашение о сотрудничестве, предполагающее совместное судостроение агрегатов больших водоизмещений. Для этого даже было подготовлено площадку размерами 250 на 140 метров.
По результатам изучения спутниковых снимков Google, работы начались, хотя это широко не афишируется. Также, по имеющимся данным, срок окончания данных мероприятий: первый квартал 2019 года.
Новые судостроительные мощности в СПб планируются к использованию для постройки двух десантных носителей вертолетов, и только после этого – к выполнению более масштабных задач.