Артиллерийский катер
Для осуществления задач в прохождении патрульной службы на реках и озерах, был разработан проект катера под номером 1204 и названием «Шмель». Сопутствующими целями проекта являлись как истребление боевых и реечных судов, так и переправа собственного состава с вооружением на борту. Катер, также был предназначен для борьбы с катерами врагов и в поддержке сухопутных войск, для решения различных военных и гражданских задач.
Боевое звено из артиллерийских катеров
История создания
При совместном совещании Министерство судостроительной промышленности и Военно-Морского Флота Советского Союза в конце 50 годов прошлого столетия, было принято решение разработать техническое задание на создание реечного артиллерийского катера. В 1965 году был окончательно утвержден проект нового судна, а главным конструктором, для осуществления плана в реальность, был назначен Юлий Юльевич Бенуа. Российская проектная организация Алмаз, специализирующаяся на кораблестроении морских и речных катеров, а также кораблей для ВМФ. В 1966 году, после смерти Бенуа, проектом артиллерийского катера продолжает заниматься Леонид Васильевич Озимов. Основной задачей при построении корабля, являлось осуществление длительного патрулирования, и соответственно нахождение экипажа на воде в течение долгого времени.
Описание конструкции артиллерийского катера
Прочный корпус АКА проекта 1204 выполнен из гладкопалубной стали, в районе двигателей, в подводной части, произведено тоннельное образование. Артиллерийский катер разделен на следующие отсеки:
- Отсек основного корпуса судна – форпик;
- Жилое помещение для экипажа корабля – кубрик;
- Пространство в корпусе, ограниченное по длине поперечными переборками, а по ширине бортами – носовой артиллерийский отсек;
- Два помещение для времяпровождения команды – кубрик экипажа;
- Отсек с радиорубкой командирский
- Отсек поста управления двигателями;
- Генераторное и моторное отделение;
- Кормовой отсек;
- Помещение, специально оборудованное для приготовления пищи – камбуз;
- Крайний кормовой отсек на судне – ахтерпик.
Вьетнамский артиллерийский корабль
У артиллерийского катера было забронирована ходовая рубка, палуба в районе моторного отделения и поста управления, борта и барбет башни, где осуществлялось нахождение боезапаса. Энергетическая конструкция имела установку из двух двигателей мощностью по 1200 лошадиных сил. Электрическая система состояла из двух автоматизированных генераторов, мощностью по 25 кВт и напряжением тока в 380 ват. Автономная система охлаждения двигателя осуществлялось с помощью забортовой воды. На катере было установлено освещение в виде прожектора серии К-35-3ТМ. Гиромагнитный компас служил штурманским вооружением. На судне представлены два вида радиосвязи:
- УКВ-радиостанция Р-619-1 Графит;
- КВ-радиостанция Р-617 Аргон-Фтор-К.
Катер мог находится до 7 дней на воде, и имеет при этом запас топлива до 5 тонн. Уходить в плаванье артиллерийский катер мог на 320 миль при ходе в 10 узлов. Помещения, в которых находилась команда изолированы от моторного отделения и располагались в носовой части корпуса. В них была вмонтирована искусственная вентиляция.
АКА проекта 1204
Вооруженные
В корме судна был спроектированы рельсы, где размещались 14 морских гальваноударных и донных мин. При планировании ракетного вооружения, решили установить пусковую установку с 17 направляющими, располагающимися в два ряда. В первом ряду размещалось 8 направляющих, а в верхнем на одну больше. Подъёмным механизмом осуществлялась зарядка и наведение на цель, но огромным минусом данной установки являлось то, что ведение стрельбы по заданным целям могло происходить только с неподвижного катера. Управление ракетным вооружением осуществлялось вручную. В качестве зенитного вооружения служил пулемет с широким углом возвышения и круговым обстрелом, впоследствии было принято решение заменит на артиллерийскую двуствольную установку 25 мм. В форме усеченного конуса на катере располагалась танковая башня ПТ-76Б, которая была сконструирована из листовой брони и предназначалась для обстрела вражеских надводных целей. Также артиллерийский катер оснащен 76-мм пушкой Д-56ТС с дульным тормозом, скорострельность которого составляет 7 выстрелов в минуту. На катере расположены следующие участки брони:
- Броневой пояс;
- Рубка;
- Моторное отделение на палубе;
- Пост управления двигателями;
- Барбет башни и ЗПУ.
Ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 «Скорпион»
Всего было произведено 118 артиллерийских катеров, из них 62 катера были использованы погранвойсками КГБ СССР и 56 Военно-Морской Флотом СССР. При эксплуатации было внесены небольшие изменения в бронировании судна, а также добавлены два боекомплекта ракет ПЗРК Стрела-2М. На сегодняшний день в пользовании военно-морского флота и МЧФПС России, осталось всего 16 катеров данного типа.
Артиллерийские катера пр. 1204
Описание
Фотографии |
Водоизмещение, т: — стандартное 73,4, — полное 77,4 |
Главные размерения, м: |
— длина наибольшая (по КВЛ) 27,7 (26,8) |
— ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 4,3 (3,78) |
— осадка средняя 0,85 |
Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 14 (1) |
Автономность по запасам провизии, сут 7 |
Главная энергетическая установка: — тип дизельная, |
— количество х тип ДД 2 х М-50Ф (2 200), — количество х тип (суммарная мощность, л. с.) движителей 2 х ВФШ, — количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 2 х ДГ (по 25) |
Скорость хода, уз 23 |
Дальность плавания ходом 10 уз, мили 320 |
Вооружение: |
РСЗО: — наименование БМ-14-17, — количество ПУ х направляющих 1 х 17-140-мм, — боекомплект 34 НУРС М-14-ОФ |
Артиллерийские комплексы: — количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-76-мм (в башне от танка ПТ-76), — количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-14,5-мм (2М-6), 1 х 2-25-мм (2М-ЗМ) (На катерах последних серий), — количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 1-7,62-мм (ШСГ) (В башне от танка ПТ-76), — количество гранатометов х стволов (тип гранатометов) 4 х 1-30-мм («Пламя» БП-30) |
Зенитный ракетный комплекс: — наименование «Стрела-2М», — количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 2 (ПЗРК), — боекомплект 8 ЗР |
Радиоэлектронное: — навигационная РЛС «Донец-2» |
Речной артиллерийский катер пр. 1204 (шифр «Шмель») спроектирован ПКБ «Алмаз» под руководством Ю.Ю. Бенуа, затем Л.В. Ози-мова и М.В. Кошкина. Катер предназначен для несения патрульной службы и поддержки действий сухопутных войск в прибрежных районах.
Корпус гладкопалубный, стальной, с тоннельным образованием в подводной части в районе движителей. Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.
Толщина бронирования корпуса (в районе машинного отделения) достигает 8 мм, крыши ходовой рубки и палубы (также в районе машинного отделения) —5 мм, вертикальных стенок ходовой рубки и барбетов АУ —10 мм. По мнению специалистов, главным недостатком данных катеров являются слабость 76-мм АУ и бронирования, которое может защитить лишь от осколков и пуль.
С 1967 г. по 1977 г. в Керчи (на ССЗ «Залив»—98 ед.) и в Николаеве (на ССЗ им. 61 коммунара-20 ед.) для ВМФ и МЧ ПВ КГБ СССР построили 118 кораблей пр. 1204, из них 66 предназначались для ВМФ. В процессе эксплуатации часть кораблей, входивших в состав ВМФ, передали МЧ ПВ КГБ СССР. Катера, предназначавшиеся для службы на р. Амур, по железной дороге доставляли в Хабаровск, где и приводили в боеготовое состояние. Четыре катера пр. 1204 в 1984— 1985 гг. передали правительству Камбоджи. Кроме ниже приведенных, в состав флота входили катера АК-199, АК-206, АК-255, АК-233 и АК-586, построенные на ССЗ им. 61 коммунара в г. Николаеве.
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось четыре катера пр. 1204. Четыре таких же катера принадлежали правительству Украины, а еще 12-МЧ ФПС РФ.
АК-484
(зав. № 305)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 25.08.1970 г.; Спущен — 06.11.1970 г.; Вступил в строй — 30.11.1970 г.
Входил в состав ТОФ. В середине 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан МЧ ПВ КГБ СССР.
АК-485
(зав. № 306)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 08.09.1970 г.; Спущен — 28.11.1970 г.; Вступил в строй — 28.12.1970 г.
Входил в состав ТОФ (дивизион артиллерийских кораблей АФл). В 1989 г. из-за износа материальной части был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
АК-250
(зав. № 319)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 12.04.1971 г.; Спущен — 29.06.1971 г.; Вступил в строй — 30.07.1971 г.
Входил в состав ТОФ. В середине 1990 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали МЧ ПВ КГБ СССР.
АК-241
(зав. № 320)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 26.04.1971 г.; Спущен — 08.07.1971 г.; Вступил в строй — 31.07.1971 г.
Входил в состав ТОФ. В середине 1990 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали МЧ ПВ КГБ СССР.
АК-244
(зав. № 321)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 11.05.1971 г.; Спущен — 29.07.1971 г.; Вступил в строй — 29.08.1971 г.
Входил в состав ТОФ. В середине 1990 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали МЧ ПВ КГБ СССР.
АК-245
(зав. № 327)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 10.08.1971 г.; Спущен — 29.10.1971 г.; Вступил в строй — 30.11.1971 г.
Входил в состав ТОФ. В середине 1990 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали МЧ ПВ КГБ СССР.
АК-243
(зав. № 330)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 29.09.1971 г.; Спущен — 08.12.1971 г.; Вступил в строй — 31.12.1971 г.
Входил в состав ТОФ. В середине 1990 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали МЧ ПВ КГБ СССР.
АК-207
(зав. № 344)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 23.04.1972 г.; Спущен — 04.08.1972 г.; Вступил в строй — 31.08.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В 1985 г. был выведен в резерв, а в 1989 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
АК-404
(зав. № 669)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 26.11.1968 г.; Спущен — 07.03.1969 г.; Вступил в строй — 25.04.1969 г.
Входил в состав ТОФ. В 1988 г. был исключен из боевого состава флота хи передан ОФИ для утилизации.
АК-405
(зав. № 670)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 18.12.1968 г.; Спущен — 25.03.1969 г.; Вступил в строй — 08.05.1969 г.
Входил в состав ТОФ. В 1985 г. был выведен в резерв, а в 1989 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
АК-406
(зав. № 671)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 11.01.1969 г.; Спущен — 15.04.1969 г.; Вступил в строй — 31.05.1969 г.
Входил в состав ТОФ. В 1985 г. был выведен в резерв, а в 1989 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
АК-222
(зав. № 672)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 21.01.1969 г.; Спущен — 07.05.1969 г.; Вступил в строй — 12.06.1969 г.
Входил в состав ТОФ. В 1985 г. был выведен в резерв, а в 1989 г. исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
АК-483
(зав. № 682)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 23.07.1970 г.; Спущен — 23.10.1970 г.; Вступил в строй — 23.11.1970 г.
Входил в состав ТОФ. В середине 1990 г. был исключен из боевого состава флота и передан МЧ ПВ КГБ СССР.
АК-489
(зав. № 301)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 01.06.1970 г.; Спущен — 04.09.1970 г.; Вступил в строй — 30.09.1970 г.
Входил в состав БФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в декабре 1995 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-506
(зав. № 302)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 26.06.1970 г.; Спущен — 26.09.1970 г.; Вступил в строй — 28.10.1970 г.
Входил в состав ЧФ. В 1993 г был выведен в резерв, а в 1995 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-507
(зав. № 303)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 15.07.1970 г.; Спущен — 06.10.1970 г.; Вступил в строй — 31.10.1970 г.
Входил в состав БФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан Балтийской бригаде ПСКР ФПС РФ Прибалтийского ПО (г. Высоцк).
АК-585 (По другим данным, литерное обозначение АК-585 имел зав. № 652, а литерное обозначение АК-242- зав. № 318)
(зав. № 318)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 29.03.1971 г.; Спущен — 12.06.1971 г.; Вступил в строй — 30.06.1971 г.
Входил в состав ТОФ. В декабре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-249
(зав. № 325)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 12.07.1971 г.; Спущен — 30.09.1971 г.; Вступил в строй — 29.10.1971 г.
После вступления в строй входил в состав дивизиона артиллерийских кораблей АФл, а затем был передан МЧ ГШ ФСБ РФ (Северо-Восточный ПО).
АК-247
(зав. № 326)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 28.07.1971 г.; Спущен — 12.10.1971 г.; Вступил в строй — 31.10.1971 г.
Входил в состав БФ. В декабре 1994 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-248
(зав. № 328)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 27.08.1971 г.; Спущен — 11.11.1971 г.; Вступил в строй — 30.11.1971 г.
После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с марта 1994 г.— в состав КФл.
АК-246
(зав. № 329)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 09.09.1971 г.; Спущен — 30.11.1971 г.; Вступил в строй — 27.12.1971 г.
Входил в состав ЧФ. В феврале 1995 г. был передан правительству Украины, переименован в Kaнiв и 10.04.1994 г. включен в состав бригады Западного морского района ВМСУ.
АК-197
(зав. № 338)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 14.02.1972 г.; Спущен — 29.04.1972 г.; Вступил в строй — 31.05.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-198
(зав. № 339)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 28.02.1972 г.; Спущен — 17.05.1972 г.; Вступил в строй — 13.06.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-201
(зав. № 340)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 14.03.1972 г.; Спущен — 30.05.1972 г.; Вступил в строй — 30.06.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-202
(зав. № 341)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 29.03.1972 г.; Спущен — 12.06.1972 г.; Вступил в строй — 30.06.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
АК-203
(зав. № 342)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 20.03.1972 г.; Спущен — 07.07.1972 г.; Вступил в строй — 29.07.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-205 (По другим данным, литерное обозначение АК-205 имел зав. № 344, а литерное обозначение АК-201-зав. № 343)
(зав. № 343)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 29.04.1972 г.; Спущен — 17.07.1972 г.; Вступил в строй — 05.08.1972 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-208
(зав. № 345)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 13.06.1972 г.; Спущен — 22.08.1972 г.; Вступил в строй — 14.09.1972 г.
Входил в состав БФ, в марте 1992 г. был выведен в резерв второй категории, а в декабре 1994 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-209
(зав. № 346)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 26.06.1972 г.; Спущен — 05.09.1972 г.; Вступил в строй — 29.09.1972 г.
После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с ноября 1989 г. — в состав КФл.
АК-211
(зав. № 347)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 20.07.1972 г.; Спущен — 12.09.1972 г.; Вступил в строй — 30.09.1972 г.
Входил в состав ЧФ (ВМБ Кислица). С 1988 г. по 1992 г. корабль числился в резерве. В начале 1994 г. был передан правительству Украины, переименован в Лубни и 10.04.1994 г. включен в состав бригады Западного морского района ВМСУ.
АК-354
(зав. № 650, с 1986 г. — АК-33).
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 01.07.1967 г.; Спущен — 13.09.1967 г.; Вступил в строй — 30.09.1967 г.
Входил в состав ТОФ. В декабре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-584
(зав. № 651)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 31.03.1967 г.; Спущен — 10.02.1968 г.; Вступил в строй — 31.03.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В декабре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-242
(зав. № 652)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 30.04.1967 г.; Спущен — 12.03.1968 г.; Вступил в строй — 29.04.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был выведен в резерв второй категории, а в июле 1997 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-587
(зав. № 653)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 29.08.1967 г.; Спущен — 30.03.1968 г.; Вступил в строй — 29.05.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-581
(зав. № 654)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 15.11.1967 г.; Спущен — 26.04.1968 г.; Вступил в строй — 09.06.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В декабре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-588
(зав. № 655)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 07.02.1968 г.; Спущен — 03.06.1968 г.; Вступил в строй — 30.06.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был выведен в резерв, а в июле 1997 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-589
(зав. № 656)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 07.03.1968 г.; Спущен — 24.06.1968 г.; Вступил в строй — 29.07.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был выведен в резерв, а в июле 1997 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-599
(зав. № 657)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 08.04.1968 г.; Спущен — 13.07.1968 г.; Вступил в строй — 30.08.1968 г.
Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в 1955 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-582
(зав. № 658)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 18.04.1968 г.; Спущен — 31.07.1968 г.; Вступил в строй — 31.08.1968 г.
После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с ноября 1989 г.— в состав КФл.
АК-602
(зав. № 659)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 07.05.1968 г.; Спущен — 20.08.1968 г.; Вступил в строй — 30.09.1968 г.
Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был выведен в резерв, а в 1995 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-563
(зав. № 660)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 28.05.1968 г.; Спущен — 05.09.1968 г.; Вступил в строй — 30.09.1968 г.
Входил в состав ЧФ. В 1988 г. корабль вывели в резерв, а в начале 1994 г. передали правительству Украины, переименовали в Шжин и 10.04.1994 г. включили в состав бригады Западного морского района ВМСУ. В настоящее время корабль из-за плохого технического состояния корпуса законсервирован и поднят на берег.
АК-564
(зав. № 661)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 10.06.1968 г.; Спущен — 25.09.1968 г.; Вступил в строй — 31.10.1968 г.
Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был выведен в резерв, в начале 1994 г. передан правительству Украины и 10.04.1994 г. включен в состав бригады Западного морского района ВМСУ. В 1995 г. корабль из-за износа материальной части исключили из состава ВМСУ и разобрали на запасные части.
АК-583
(зав. № 662)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 27.06.1968 г.; Спущен — 07.10.1968 г.; Вступил в строй — 31.10.1968 г.
Входил в состав ЧФ. 10.04.1994 г. был передан правительству Украины и включен в состав бригады Западного морского района ВМСУ. В 1995 г. из-за износа материальной части корабль исключили из состава ВМСУ и разобрали на запасные части.
АК-384
(зав. № 663)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 09.07.1968 г.; Спущен — 24.10.1968 г.; Вступил в строй — 29.11.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В декабре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.
АК-385
(зав. № 664)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 20.07.1968 г.; Спущен — 06.11.1968 г.; Вступил в строй — 30.11.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.
АК-387
(зав. № 665)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 29.08.1968 г.; Спущен — 30.11.1968 г.; Вступил в строй — 28.12.1968 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был выведен в резерв, а в июле 1997 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-397
(зав. № 666)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 23.09.1968 г.; Спущен — 11.12.1968 г.; Вступил в строй — 17.01.1969 г.
Входил в состав ЧФ. В 1988 г. был выведен в резерв и в г. Измаил поставлен на прикол. В феврале 1995 г. корабль был передан правительству Украины, переименован в 1зма(л и 10.04.1994 г. включен в состав бригады Западного морского района ВМСУ.
АК-398
(зав. № 667)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 18.10.1968 г.; Спущен — 08.01.1969 г.; Вступил в строй — 12.03.1969 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был выведен в резерв, а в июле 1997 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-399
(зав. № 668)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 11.11.1968 г.; Спущен — 07.02.1969 г.; Вступил в строй — 29.03.1969 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был выведен в резерв, а в июле 1997 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-223
(зав. № 673)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Вступил в строй — 22.06.1969 г.
После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с марта 1990 г. — в состав КФл.
АК-224
(зав. № 674)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 28.02.1969 г.; Спущен — 20.06.1969 г.; Вступил в строй — 25.06.1969 г.
После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с марта 1990 г.— в состав КФл.
АК-225
(зав. № 675)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 11.02.1969 г.; Спущен — 23.05.1969 г.; Вступил в строй — 30.06.1969 г.
Входил в состав ЧФ. В 1988 г. корабль вывели в резерв, в начале 1994 г. передали правительству Украины и 10.04.1994 г. включили в состав бригады Западного морского района ВМСУ.
АК-408
(зав. № 676)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 04.04.1969 г.; Спущен — 18.07.1969 г.; Вступил в строй — 19.08.1969 г.
Входил в состав ТОФ. В апреле 1994 г. был выведен в резерв второй категории, а в июле 1997 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-409
(зав. № 677)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 21.04.1969 г.; Спущен — 07.08.1969 г.; Вступил в строй — 31.08.1969 г.
Входил в состав БФ. В марте 1992 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1994 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-508
(зав. № 699)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 04.04.1970 г.; Спущен — 31.07.1970 г.; Вступил в строй — 14.09.1970 г.
Входил в состав БФ. В декабре 1994 г. был исключен из боевого состава флота и передан Балтийской бригаде ПСКР ФПС РФ Прибалтийского ПО (г. Высоцк).
АК-509
(зав. № 700)
ССЗ «Залив» (г. Керчь): Заложен — 22.05.1970 г.; Спущен — 21.08.1970 г.; Вступил в строй — 22.09.1970 г.
Входил в состав БФ. В декабре 1994 г. был исключен из боевого состава флота и передан Балтийской бригаде ПСКР ФПС РФ Прибалтийского ПО (г. Высоцк).
АК-316
(зав. № 1601)
ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): Вступил в строй — 1969 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в декабре 1992 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-317
(зав. № 1602)
ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): Вступил в строй — 1969 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в декабре 1992 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-318
(зав. № 1603)
ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): Вступил в строй — 1969 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в декабре 1992 г. передан ОРВИ для утилизации.
АК-319
(зав. № 1604)
ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): Вступил в строй — 1969 г.
Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в декабре 1992 г. передан ОРВИ для утилизации.