Военные каски или как эффективно защитить голову бойца


Армейские защитные шлемы (ЗШ) – это напоминание об эпохе рыцарей. Именно они остались практически неизменной частью боевого доспеха. Если кираса трансформировалась в бронежилет, который совершенно не напоминает боевой военный панцирь рыцаря, то железные каски выпускались до недавнего времени.

Хотя в военной истории было время, когда солдаты вместо защитных шлемов носили головные уборы, в конце концов необходимость заставила военное начальство вновь вернуть эту часть доспеха в строй.

Появление боевых шлемов во Франции

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:

  • Колпака;
  • Гребня;
  • Юбки.

Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.

Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:

  • Россия;
  • Румыния;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Великобритания.

Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.

Как появилось понятие “каска”?

Специальный убор, предназначенный для защиты головы воина во время сражения, изначально назывался шлемом. Поскольку он являлся продолжением доспехов и был также изготовлен из железа, то военным командованием он был внесен в стандартный боевой комплект под официальным названием “стальной шлем” и признан эффективным средством индивидуальной защиты бойца.

С появлением различных видов войск и усовершенствованием военного ремесла стали модернизироваться и шлемы. Изделия имели куполообразную форму. Для их изготовления использовалась сталь. Но история знает образцы, изготовленные из фетра и кожи, защитные свойства которых обеспечивались большим количеством прикрепленных к ним металлических элементов. Из-за наличия этих стальных деталей головной убор ассоциировался с железом. Со временем в обиходе появилось более удобное слово “каска”, что на латыни значит «металлический шлем».

Английские солдатские шлемы

Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».

Просмотрев несколько вариантов, английское военное командование выбрало разработку Джона Броди, который представил собственную модель шлема, очень сильно напоминающую средневековую английскую железную шляпу Капеллина. В таких шлемах ангийские солдаты сражались в 11-16 веках. После небольших доработок, шлем был принят на вооружение английской армии под названием «Helmet Steel Mk1».

В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:

  • Соединённые Штаты Америки;
  • Канада;
  • Австралия.

Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».

Немецкие каски: испытания пулями

После войны специальная комиссия провела испытания, в которых участвовали два вида советских касок и немецкие каски шести моделей. В ходе исследования оценивали не только самый главный параметр — состав стали. Каски подвергли прямому обстрелу из оружия.

В каски стреляли из витовок Мосина с дистанции 800 метров и из нагана с расстояния в несколько шагов. Кроме того, рядом с касками разрывали осколочные снаряды. На самом деле защита от осколков — прямое назначение каски. От пули головной убор не спасал, так как у солдата попросту ломалась шея из-за энергии выстрела.

Комиссия установила, что советские каски в четыре раза прочнее немецких аналогов. Подробный отчёт был предоставлен руководству. Действительно ли советская сталь лучше защищала солдат, или работа комиссии велась лишь ради положительного отчёта?

Военные шлемы в Германии

Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.

В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.

Однако, как оказалось, прямого попадания в лоб лучше было всё-таки избегать. Каска прекрасно выдерживала попадание даже пулемётной пули, но шеи солдат оказались абсолютно не готовыми к подобным проверкам на прочность. Травмировались или даже ломались шейные позвонки, что в ряде случаев приводило к летальному исходу.

Среди солдат существовала интересная техника, которая позволяла сохранить шею целой при лобовом попадании пули. Для этого ремешок на каске не застёгивался, и она просто слетала с головы солдата. В результате подобной хитрости многим удалось выжить после получения пули в голову.

Дальнейшие попытки создать более прочный шлем также не увенчались успехом, потому как увеличение толщины брони придавало каске лишний вес, а шея всё равно ломалась.

Французская каска

Военные действия в Первую мировую войну носили окопный характер. Мишенями стали незащищенные головы солдат. Неосторожное передвижение вдоль окопа грозило серьезным ранением или смертью. Неприкрытая голова была уязвимым местом для стрельбы из винтовки или пулемета, для шрапнели и фугасов. Впервые в эти годы снова вспомнили о высокой эффективности шлемов. К этому времени мода на красивые шляпы и кивера прошла, и на службу опять вернулись каски.

Военные Франции первыми были укомплектованы новыми, более усовершенствованными моделями. Французские изделия содержали три элемента: колпак, юбку и гребень. “Адриана” – такое официальное название получили эти каски. Военные французы с 1915 года укомплектовывались данными защитными изделиями, что существенно снизило потери личного армейского состава. На 13% уменьшилась смертность и на 30% снизилось количество раненых. В годы Первой мировой войны французскими касками пользовались солдаты Англии, России, Италии, Румынии и Португалии.

Какие каски были в СССР после революции

Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.

Первый советский железный шлем был создан в 1929 году. Внешне он напоминал знаменитый М-17 «Sohlberg», который выпускался в Царской России. Была выпущена опытная партия экспериментальных шлемов, получивших название М-29. В связи с тем, что процесс производства был очень трудоёмкий и дорогостоящий, данная модель так и не стала производиться серийно.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

  • Польский поход;
  • Халхин-Гол;
  • Финская война;
  • Гражданская война в Испании;
  • Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

  • Он изготавливался из легированной броневой стали;
  • Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
  • При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
  • Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.

В дальнейшем каска СШ-40 несколько раз модернизировалась. Данные модификации проходили в 1954 и 1960 годах. В обоих случаях модернизация заключалась в замене подтулейного устройства на более совершенное, но по сути, все данные модификации являлись немного доработанной моделью СШ-39.

Чья каска была лучше?

Сравнение собственных образцов вооружения и снаряжения с принятыми на снабжение у врага всегда заботило не только рядовых бойцов, но и высшее командование, поэтому всю Великую Отечественную войну в тылу и на фронте трофеи тщательно изучались и испытывались. В наши дни большое количество публикаций традиционно посвящается сравнительным испытаниям танков, самолётов, стрелкового оружия. Тем не менее интересно узнавать о подобных испытаниях и более утилитарных, но не менее важных предметов солдатского снаряжения. Простой вопрос: чей шлем лучше — советский или немецкий? Ответ на него дала работа комиссии Главного интендантского управления Красной армии в январе-феврале 1943 года.

Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания.

Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36.
В июне 1939 года на снабжение РККА приняли стальной шлем СШ-39, который был избавлен от большинства недостатков СШ-36. Однако начавшаяся война с Финляндией показала, что подтулейное устройство СШ-39 не позволяет надевать его вместе с тёплым головным убором, а имевшиеся специальные шерстяные подшлемники для ношения с СШ-39 в сильные морозы не спасают от холода и обморожений. Поэтому были начаты работы по усовершенствованию подтулейного устройства СШ-39, что привело к выпуску в декабре 1940 года партии СШ-39 с новым подтулейным устройством. Впоследствии эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках в больших количествах.

Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов — от касок времён Первой мировой войны М16, М17 и М18 до более современных М35 и М40.

Советский стальной шлем СШ-40
Основными боевыми шлемами немецких солдат на фронтах в 1941 году были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но не были редкостью в тыловых подразделениях. Это объясняется тем, что они не удовлетворяли армию по целому ряду параметров, в том числе из-за слабой пулестойкости.

Стальной шлем нового образца приняли на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25 июня 1935 года, дав ему наименование «стальной шлем модели 1935 года», сокращённо М1935 (или просто М35). Базовая конструкция М35 была подобна шлему образца 1916 года М16, но новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес.

29 октября 1938 года был запатентован проект модификации М35. Она заключалась в технологических упрощениях производства и замене легирующего элемента в химическом составе стали. Эту модификацию приняли на снабжение только 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем модели 1935 года получил обозначение «стальной шлем модели 1940 года» (также М1940 или М40).

Немецкий стальной шлем образца 1935 года
В первый год войны стало очевидно, что быстрой победы не добьётся ни одна из сторон. В армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Резко требовалось увеличить производство всех предметов снаряжения, в том числе стальных шлемов. В такой обстановке требовалось максимальное удешевление и технологичность производства, и по обе стороны фронта велись работы в этом направлении. Параллельно для соответствия требованиям массового производства военного времени искали замену дорогим и дефицитным легирующим добавкам в составе стали, по возможности не в ущерб защитным свойствам готовых изделий.

В Германии результатом стало принятие на снабжение 6 июля 1942 года «стального шлема модели 1942 года» (также М1942 или М42). Серийно первые шлемы M42 произвели 1 августа 1942 года. Они были технологичнее в производстве, имели упрощённый состав стали. М42 использовался в немецкой армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.

Немецкие солдаты в касках М35 или М40.
В СССР работы были направлены на уменьшение технологических операций при изготовлении. Для поиска нового состава стали использовались наработки довоенного времени: в 1936–1940 гг. над этим совместно работали инженеры ленинградского НИИ № 13 и металлургического завода г. Лысьва (в документах назывался по-разному: , «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», завод № 700 наркомата чёрной металлургии, ЛМЗ). Итогом этих работ стала углеродистая кремний-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основной для стальных шлемов РККА. Эта сталь на заводе получила обозначение И-1 и использовалась не только для касок, но и для нагрудников. Сталь имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки, в которых с началом войны стала ощущаться нехватка. Именно этим добавкам и требовалось найти замену.

Весной 1942 года было предложено несколько вариантов сталей для замены И-1, причём испытание сталей-заместителей делалось сразу на опытно-валовом производстве: из опытной стали выпускались огромные партии стальных шлемов, которые тут же шли в войска. Так была принята испытанная в 1939 году сталь 36СГА (36СГ), получившая обозначение И-2. Эта сталь имела в своём составе гораздо меньше никеля, чем И-1, и, хотя не уступала ей по пулестойкости, процент брака касок при штамповке из И-2 был значительно больше, чем при штамповке из И-1. Всего предлагалось испытать и было испытано 14 вариантов марок сталей, но при улучшении обстановки со снабжением в конечном итоге вернулись к исходной И-1.

Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.
В ходе боевых действий у солдат воюющих сторон возникает частый и закономерный вопрос: чьи оружие и снаряжение лучше? Какие-то образцы, считающиеся лучшими, становятся желаемыми трофеями и находят применение в быту и бою — примеров тому масса. Аналогичная мысль посещала на фронте не только рядовых солдат, но и высшее руководство страны. Часто такое сравнение реальных трофейных образцов с собственными давало пищу для размышлений и служило толчком к работам по совершенствованию и созданию новых видов оружия и экипировки.

В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства. В комиссию вошли представители главного интендантского управления (ГИУ КА), наркомата чёрной металлургии (НКЧМ) и завода № 700 НКЧМ, а также броневой лаборатории НИИ № 13 наркомата вооружений (НКВ).

Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10–16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй — 7–12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ КА) в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, сделанные из сталей марок И-1 и И-2, а также трофейные немецкие шлемы.

Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями (РГАЭ)
К сожалению, трофейные немецкие шлемы не были разобраны по типам и одинаково испытывались все, хотя между шестью разными моделями (M16, M17, M18, M35, M40 и M42) была существенная разница. Сделать такое предположение позволяет таблица-реестр корпусов немецких шлемов, из которой видно, что испытывались шлемы разных размеров, а в таблице с определёнными на заводе № 700 и НИПСВО химическим составом стали и твёрдостью видно, что это каски разных типов. Местами в таблице вместе с размерами шлемов указана заводская маркировка, из чего следует, что это были каски разных заводов.

Испытания не подразумевали только определение химического состава и твёрдости материала касок. Наиболее интересная их часть — обстрел и близкие подрывы боеприпасов — давала представление о том, чья каска лучше.

Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/1930 г. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей обр. 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из 7,62-мм револьвера Нагана обр. 1895 г. «Наган» с дистанции 10 м.

Корпуса СШ-40 после испытаний (РГАЭ)
На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров.

Обстрел в тире и на полигоне вёлся по незакреплённым корпусам шлемов без подтулейного устройства с трёх сторон: лобовой, боковой и затылочной части. Зачёту в тире подлежали только попадания в определённую область шлема, не засчитывались касательные попадания, попадания ближе 20 мм от предыдущего или от заклёпки/отверстия для вентиляции. На полигоне требования к засчитанным попаданиям были мягче из-за более приближенных к реальности условиям.

Глубина вмятин у шлемов, выдержавших испытания, замерялась, результаты фиксировались в двух журналах параллельной записи, вдобавок в тире завода № 700 дополнительно фиксировалась скорость каждого выстрела патроном с приведённым зарядом. Такие достаточно жёсткие условия испытаний позволили объективно оценить качество продукции завода № 700 в сравнении с немецкими касками. На испытания было подано СШ-40 из стали 36СГН 620 штук, из стали 36СГ — 298 штук, немецких шлемов — 270 штук. Наравне с этими шлемами были испытаны опытные СШ-40, изготовленные по новой технологии однопереходного штампования: из стали 36СГН — 100 шлемов, из 36СГ — 60. Часть СШ-40 была сделана с утолщёнными стенками.

Задач у испытаний было несколько, решали целый спектр вопросов:

Соответствуют ли штатные шлемы СШ-40 техническим условиям?

Какова сравнительная пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?

Каковы преимущества и недостатки у шлемов с увеличенной толщиной стенок по сравнению со штатными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?

Какова сравнительная пулестойкость отечественных и немецких шлемов?

Достаточно ли отработаны технические условия на производство шлемов из стали 36СГ и можно ли их утвердить как постоянные?

Сравнительная пулестойкость СШ-40 из сталей 36СГН и 36СГ и немецких шлемов (РГАЭ)
После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. При этом отмечалось, что ТУ военного времени в части отбора процента шлемов из партии для проб следует отменить и вернуть довоенные, так как это «является менее надёжным критерием для оценки качеств шлемов».

В процессе обстрела было получено попаданий: из винтовки приведённым зарядом — 990, из винтовки нормальным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.

Обстрел показал, что сталь 36СГ почти равноценна стали 36СГН и обеспечивает пулестойкость, требуемую по действующим ТУ. Комиссия сочла возможным применение единых ТУ на стали 36СГ и 36СГН. Решили, что сталь 36СГ возможно допустить к валовому производству наравне с 36СГН. Технологию изготовления СШ-40 на заводе № 700 (операции штамповки, термообработки) комиссия сочла правильной. Отмечалось, что толщина стенок значительно влияет на пулестойкость, и шлемы с увеличенной толщиной стенок обладают лучшей пулестойкостью. Поэтому рекомендовалось установить минимальную толщину заготовки 1,20 мм, а максимальную — 1,41 мм. Это соответствовало повышению среднего веса корпуса СШ-40 2-го роста на 55 граммов.

Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8–10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.

Сравнительная диаграмма пулестойкости по зонам СШ-40 и немецких касок (РГАЭ)
При обстрелах из винтовок на дистанции 800 м пулей образца 1908 года у советских касок было 7,7–10% пробитий, а у немецких — порядка 34,5% (с учётом всех попаданий, как зачётных, так и нет). При стрельбе из ППШ немецкие каски были пробиты в 41,4% случаев, а советские — в 11,5–11,7%. ТТ дал 38,8% пробитий у немецких шлемов против 12,4–13,0% у советских, «наган» — 29,0% пробитий у немецких касок…

В заключении комиссия посчитала, что необходимо продолжить поиски более пулестойких марок стали, заниматься усовершенствованием технологии производства шлемов и доводить конфигурацию стального шлема до повышения пулестойкости. Кроме того, улучшить конструкцию подтулейного устройства. Нам же остаётся констатировать: несмотря на то что отбор немецких касок нельзя назвать идеальным, результаты сравнения оказались в пользу советских стальных шлемов.

Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году

Серьёзная модернизация СШ-39(40) произошла только в 1968 году. Новый шлем действительно был основательно переработан, а не стал очередной модернизацией СШ-39. Отличия новой модели заключались в следующих нюансах:

  • Металл был заменён на более прочный броневой сплав;
  • Наклон лобовой стенки был увеличен;
  • Бортики укоротили.

В настоящее время СШ-68 является основным российским защитным шлемом. Кроме того, защита такой же конструкции используется армиями СНГ, Китая, Индии, Вьетнама, Северной Кореи и ряда других стран.

Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:

  • СШ-68М;
  • СШ-68Н.

Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.

Усовершенствованная модель СШ

Существенная доработка СШ-39 была произведена в 1968 году. Модернизации подлежала форма, которую имела каска. Военная российская модель теперь обладала увеличенным наклоном лобной стенки купола и укороченными выгнутыми наружу бортами. Для ее изготовления использовался броневой сплав с большей прочностью. Наклон лобной стенки усиливал стойкость каски при осколочных попаданиях.

Подобную конструкцию шлема использует для укомплектования своего личного состава Китай, Северная Корея, Российская Федерация, Индия и Вьетнам.

Одними из самых эффективных военных касок, используемых силовыми структурами России, считаются:

  • СШ-68 М предназначена для внутренних войск;
  • СШ-68 Н используется вооруженными силами РФ.

Оба варианта имеют современные тулейки. Несмотря на то что вес у этих касок около двух килограммов, они отвечают первому классу стойкости, поскольку способны выдержать прямые пулевые попадания из пистолета Макарова и осколков, летящих со скоростью 400 м/с, масса которых не превышает одного грамма.

Современные модели российских военных касок

Так как в настоящее время касок СШ-68 гораздо больше, чем это требуется российской армии, их производство прекращено. Теперь российская военная промышленность осваивает производство новых моделей шлемов, которые выполнены из новых и современных материалов на тканево-полимерной основе. Новые модели касок гораздо легче и удобнее, чем их стальные аналоги, а главное – их защитные свойства превосходят свойства касок из стали.

Первый шлем, который был произведён в России с использованием современных материалов, называется 6Б7. Он поступил на вооружение российской армии ещё в 2000 году. Подобную защиту получали российские спецназовцы, части ВДВ, морская пехота и прочие подобные подразделения.

В 2006 году, используя в качестве базы шлем 6Б7, НИИ «Стали» выпускает новый шлем для российского спецназа – 6Б27, который по своим защитным характеристикам превосходит большинство зарубежных аналогов.

В настоящее время конструкторы НИИ «Стали» занимаются доработками уникального шлема «Ратник-БШ», который не имеет мировых аналогов.

Вторая мировая война и послевоенные годы

Уже первый год боевых действий на восточном фронте показал, что «блицкрига» у германской армии в России не получится. Вместо этого, началась тотальная война. На военную службу были призваны миллионы человек, каждого из которых нужно было вооружить и обмундировать. Такая ситуация требовала максимального удешевления и упрощения производства.

В 1942 году на вооружение немецкой армии был принят новый стальной шлем М42. По сравнению с М35 он был изготовлен из стали похуже, без легирующих добавок, также была упрощена конструкция шлема.

Советская армия прошла войну, используя шлемы СШ-39 и СШ-40. В послевоенный период советский шлем СШ-40 (в 1954 и 1960 году) два раза проходил модернизацию, результатом которых стали модели СШ-54 и СШ-60. В обоих случаях изменения касались только подтулейного устройства, сам стальной купол оставался прежним. В 1968 году произошла более серьезная модернизация, которая коснулась и стального купола шлема. Ее результатом стала каска СШ-68. Она была изготовлена из более прочного сплава, также был увеличен наклон лобовой части купола. СШ-68 и сегодня является основной каской российской армии и вооруженных сил постсоветских республик. Позже она была модернизирована, в результате чего появились каски СШ-68Н (для ВС РФ) и СШ-68М (для МВД РФ). Оба этих шлема изнутри усилены арамидной тканью, улучшена конструкция их подтулейника.

Вплоть до 80-х годов каски всех вооруженных сил мира выполнялись из листовой стали. В 1980 году произошла настоящая революция – на вооружение армии США был принят шлем, изготовленный из прессованной кевларовой ткани. Он был частью комплекса индивидуальной защиты солдата PASGT. Кроме шлема, в него входил еще и бронежилет. Новый шлем имел площадь защиты большую на 11% по сравнению со стальной каской М1. Его средняя масса составляла 1630 гр, а противоосколочная прочность на 50% превосходила М1.

В СССР в начале 80-х годов на вооружение был принят шлем СТШ-81 «Сфера» с титановым куполом. Его масса составляла 2,3 кг. Он разрабатывался для милицейских подразделений специального назначения, а также внутренних войск. Во второй половине 80-х и начале 90-х для бойцов спецназа было создано еще несколько шлемов: титановый «Алтын», стальные «Маска-1» и «Витязь-С», композитный ЗШ-1 и др.

Еще в начале 90-х годов в НИИ Стали началась разработка первого отечественного полимерного шлема 6Б7. Он был принят на снабжение войск в 2000 году. В настоящее время выпускается его улучшенная модификация 6Б7-М1. Она выдерживает выстрел из пистолета ПМ с пяти метров, а из ТТ – с пятидесяти метров. В 2007 году в том же НИИ Стали был разработан полимерный шлем 6Б27, который по своим защитным качествам не уступает лучшим иностранным аналогам. В настоящее время он закупается вооруженными силами РФ.

В 2011 году началась разработка шлема 6Б47, который является частью комплекта экипировки «Ратник». В 2015 году эксперты американской компании DuPont признали его лучшим в мире легким шлемом.

В 2003 году на вооружение американской армии был взят кевларовый MICH TC-2000 Combat Helmet, а затем и его улучшенная модификация Advanced Combat Helmet.

Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»

Хотя новейшая российская экипировка «Ратник» до сих пор проходит испытания, один из её элементов уже выпускается серийно – это защитный шлем 6Б47 «Ратник». Он отличается от предыдущих российских разработок своим весом, который составляет менее 1 кг и небольшими габаритами. Вместе с тем, данный шлем намного крепче, чем его более тяжёлые «собратья». Подобных характеристик удалось добиться за счёт использования новейших композитов для его производства.

Данный шлем имеет трёхслойную систему защиты. Внешний и внутренний слой сделаны из твёрдых композитов, между которыми помещён слой из арамидного материала. Данная каска по своей функциональности больше напоминает современный шлем лётчика. Она снабжена системой связи и монитором, на который проецируется изображение с оптического прицела.

Современные шлемы

Западные компании, которые занимаются созданием и производством новых армейских шлемов, заявляют, что отрасль сегодня находится на подъеме и активно развивается. Более того, по их словам, в последние годы произошел качественный скачок в характеристиках материалов и конструкции шлемов.

В каком же направлении идет развитие боевых шлемов? Как будут выглядеть пехотные каски через 10-15 лет.

В первую очередь, конечно, разработчики шлемов заняты повышением уровня безопасности и надежности своих изделий. Однако не менее важным вопросом является снижение их массы. И дело здесь не только в удобстве ношения более легкого снаряжения, но и в установке на шлемы различных аксессуаров, таких как, например, приборы ночного видения, видеокамеры, навигаторы или средства связи. Современный шлем все больше превращается в платформу, на которую устанавливаются многочисленные обвесы, значительно облегчающие жизнь солдата в бою. Однако все вышеперечисленные девайсы увеличивают вес каски.

Если говорить о новых материалах касок, то сейчас наметилась тенденция перехода от арамидных волокон – таких, как, например, Кевлар – к сверхвысокомолекулярному полиэтилену (СВМПЭ), что дает значительный выигрыш в массе изделия. Активно ведутся поиски других, еще более прочных и легких материалов. Так, например, в лаборатории NATICK, в которой была создана каска PASGT, ведутся исследования относительно нового материала Zyion. Использование его позволит уменьшить вес шлемов до 800-900 гр, при сохранении необходимого уровня защиты. Правда, пока он боится воды и солнечного света.

Лётные шлемы

Современный шлем лётчика – это не просто устройство, защищающее голову пилота. Большинство из них представляют собой сложные устройства, которые буквально нашпигованы электроникой. Развитие лётных шлемов происходило очень стремительно. Первые кожаные шапки с встроенными тяжёлыми авиаторскими очками быстро уступили место современным устройствам.

Наиболее интересным из современных лётных шлемов является так называемый «глазастый шлем», специально разработанный для пилотов американского истребителя F-35. Стоимость этой модели составляет около 600 000 долларов.

Военные каски, которые были незаслуженно забыты, вновь вернулись на мировую военную арену после начала Первой Мировой войны. В настоящее время новейшие военные каски представляют собой не просто защиту головы бойца – это настоящий компьютер, оснащённый современной электроникой.

Устройство касок

Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.

В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.

Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:

  • обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
  • предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
  • смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.

Военные современные шлемы более комфортны и безопасны для солдата, поскольку лепестки содержат прикрепленные к ним дополнительные, усиливающие мягкость подушечки из пенопласта или кожи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]