Еще в древние времена воины пользовались специальными защищающими головы стальными шлемами. Ими укомплектовывались легионеры Юлия Цезаря, скифы, средневековые рыцари в Европе. Свое широкое применение стальной шлем получил и в Киевской Руси, в которой он был представлен большим разнообразием видов.
В наше время защищающие во время сражений головные уборы уже не называют стальным шлемом. Сегодня это название не используется. Современные шлемы известны потребителям как каски. Военные составляют основной процент всех пользователей данного вида головных уборов. Кроме них, касками пользуются шахтеры, строители, полицейские, пожарные и участники экстремальных видов спорта.
Как появилось понятие “каска”?
Специальный убор, предназначенный для защиты головы воина во время сражения, изначально назывался шлемом. Поскольку он являлся продолжением доспехов и был также изготовлен из железа, то военным командованием он был внесен в стандартный боевой комплект под официальным названием “стальной шлем” и признан эффективным средством индивидуальной защиты бойца.
С появлением различных видов войск и усовершенствованием военного ремесла стали модернизироваться и шлемы. Изделия имели куполообразную форму. Для их изготовления использовалась сталь. Но история знает образцы, изготовленные из фетра и кожи, защитные свойства которых обеспечивались большим количеством прикрепленных к ним металлических элементов. Из-за наличия этих стальных деталей головной убор ассоциировался с железом. Со временем в обиходе появилось более удобное слово “каска”, что на латыни значит «металлический шлем».
Самые дорогие шлемы. Часть шестая. Шлемы Александра Невского
Не надо думать, что редкие и очень дорогие шлемы находили и находят только за рубежом. И уж тем более глупо считать в их находках какое-то умаление нашей российской культуры. Ну, не было на наших землях римской культуры, не дошли сюда римляне. Поэтому и нет в наших археологических находках римских шлемов, пусть даже и самых безвкусных. До Англии они дошли, и до Франции дошли. А вот за Рейном их опять-таки не было, так что фиксируется четкая граница находок – река Рейн – и тут римляне, а вот тут – «дикие германцы». Зато после крещения Руси ее духовное развитие шло в едином русле европейской цивилизации, появились те же мечи из Европы, но, и конечно же, свои местные изделия, которые были ничем не хуже западных и скандинавских. И вот как раз шлем князя Ярослава Всеволодовича — одно из этих изделий. Это древнерусский шлем, который датируют второй половиной XII — либо первой половиной XIII века. Находится он в Оружейной палате Московского Кремля.
Хорошие костюмы у русских воинов были в фильме «Александр Невский»!
По типологии российского ученого А.Н. Кирпичникова относится к типу IV. Он же отмечал, что шлем Ярослава Всеволодовича является одной из первых находок, с которых «началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей».
Копия шлема Ярослава Всеволодовича. (ГИМ, оригинал в Оружейной палате Кремля в Москве)
Ну, а нашли его совершенно случайно, причем довольно давно. Случилось так, что крестьянка А. Ларионова из села Лыкова, расположенного вблизи города Юрьева-Подольского осенью 1808 года «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это был шлем, лежавший поверх кольчуги, причем и она, и сам шлем сильно проржавели. Свою находку крестьянка отнесла деревенскому старосте, а тот увидел на шлеме святой образ и передал его архиерею. Тот в свою очередь послал его самому Александру I, а тот передал ее президенту Академии художеств А.Н. Оленину.
А.Н. Оленин. Он первым изучил шлем, который сейчас официально называется «шлем из Лыково»…
Тот начал шлем изучать и высказал предположение, что шлем вместе с кольчугой принадлежали Ярославу Всеволодовичу и были спрятаны им во время бегства с места битвы при Липице в 1216 года. Он обнаружил на шлеме имя Феодор, а это было имя князя Ярослава, данное ему при крещении. И Оленин предположил, что и кольчугу, и шлем князь снял, чтобы они не мешали его бегству. Ведь из Лаврентьевской летописи мы знаем, что князь Ярослав, когда потерпел поражение, то бежал в Переяславль, куда приехал лишь на пятом коне, а четырех коней загнал по дороге. Его брат Юрий тоже спешил сбежать с места битвы так, что приехал во Владимир лишь на четвертом коне, и летопись подчеркивала, что был он «в первои сорочице, подклад и тыи вывергл». То есть в одном исподнем, бедняга, прискакал, в таком был страхе.
К сожалению, тулья шлема сохранилась в очень плохом состоянии — в виде всего лишь двух крупных фрагментов, из-за чего точную ее форму, а также конструкцию определить невозможно. Принято считать, что она имела форму, близкую к эллипсоидной.
Рисунок из дореволюционной книги про русские древности…
Снаружи поверхность шлема была покрыта серебряным листом и позолоченными серебряными накладками, с чеканными изображениями образа Вседержителя, а также святых Георгия, Василия и Феодора. Налобная пластина несла на себе изображение образа Архангела Михаила и надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Край шлема украшает позолоченная кайма, покрытая орнаментом.
В целом можно говорить о высоком художественном мастерстве изготовителей этого шлема, их техническом мастерстве и хорошем вкусе. В его оформлении дореволюционные российские историки видели норманнские мотивы, а вот советские предпочитали сравнивать их с белокаменной резьбой храмов владимиро-суздальской земли. Историк Б.А. Колчин считал, что тулья шлема цельнокованая и сделана из железа либо малоуглеродистой стали при помощи штамповки, после чего последовала еще и выколотка, и этим он отличается от других аналогичных изделий этого времени. Полумаска шлема почему-то закрывает часть надписи, сделанной по периметру иконы, что позволяет утверждать, что сначала ее не было, а добавили ее потом.
По мнению А.Н. Кирпичникова, этот шлем переделывали по крайней мере три раза и что у него были хозяева и до князя Ярослава. Причем сначала он мог и не иметь никаких украшений. Затем к нему приклепали серебряные накладки. И только после этого к нему добавили его навершие и полумаску.
Историк К.А. Жуков отмечает, что у шлема не было нижних вырезов для глаз. Но, по его мнению, шлем переделке не подвергался, а сразу так и был сделан с полумаской. Автор статьи «Шлем князя Ярослава Всеволодовича» Н.В. Чеботарев указывает на нем на то место, где его налобная икона стыкуется с полумаской, и обращает внимание, что она почему-то закрывает часть надписи, обрамляющей икону, чего, в общем-то, быть не должно.
Его рисунок, сделанный в дореволюционное время.
Ведь если бы шлем делал один мастер и, так сказать, единовременно, то нет никаких сомнений в том, что тогда надпись на иконе соответствовала бы месту ее размещения. Но могло быть и так, что полумаску со шлема временно снимали, чтобы закрепить на нем икону, точно размеров ее не вымеряли, ну а потом «в силу традиции» надеяться «на авось», решили, что… «сойдет и так».
Почему-то шлемов у Александра в фильме два. Причем носит он их в ходе действия ОДНОВРЕМЕННО. Отличия в том, что на втором приделана полумаска с острым носом! Так сказать, у него «более боевой вид».
В любом случае форма этого шлема с налобной иконой и полумаской нашла свое отражение в искусстве. Именно такой шлем (причем в двух вариантах!) водрузил на голову своему герою режиссер Сергей Эйзенштейн в художественном кинофильме «Александр Невский». Наборы открыток с изображением князя Александра в этом шлеме печатались тысячными тиражами, так что неудивительно, что долгое время все так и думали, что «киношный шлем» делался по образцу реально существовавшего, хотя на самом деле это и было совсем не так.
Турецкий шлем начала XVII в. из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Обратите внимание, как сильно он похож на древнерусские шлемы. Понятно, что это не из-за того, что «Русь-Орда-Атаманская империя» (именно «Атаманская», потому что «атаманы», то есть «военные вожди», то есть князья/каганы — атаманы!). Просто форма эта рациональна, вот и все. Еще ассирийцы имели такие шлемы, и что они тоже славяне? А затем к таким шлемам добавили козырек, «стрелку-наносник», которую можно было поднимать вверх-вниз, «наушники», назатыльник и получилась… «шапка ерихонская» или как этот шлем называли на Западе – «восточный бургиньот» (бургонет).
Западноевропейский бургонет в восточном стиле. Конец XVI в. Изготовлен в Аугсбурге. Вес 1976 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
Второй шлем, приписывавшийся опять-таки Александру Невскому, также является экспонатом кремлевской Оружейной палаты, и не просто экспонатом, а одним из самых известных и знаменитых!
Официально он называется «Ерихонская шапка царя Михаила Федоровича» — то есть того самого Михаила Романова, который как раз и стал основателем… царского дома Романовых. А почему он считается шлемом благоверного князя Александра Ярославича? Просто в XIX веке существовала легенда о том, что шлем царя Михаила представляет собой переделку шлема Александра Невского. Вот и все!
Откуда появилась эта легенда не вполне ясно. В любом случае, когда в 1857 году утвердили Большой герб Российской империи, то его гербовый щит увенчали изображением «шлема князя Александра».
Однако совершенно очевидно, что этот шлем никак не могли сделать на Руси в XIII веке. Однако доказать, что он был сделан в начале ХVII века смогли окончательно только после Великой Отечественной войны, когда у историков в руках появились соответствующие технологии. То есть все, что так или иначе связывает этот шлем с именем Александра Невского – всего лишь легенда и не более.
Ну, а о том, что же все-таки собой представляет этот шлем, подробно изложил кандидат исторических наук С. Ахмедов в статье «Шлем работы Никиты Давыдова». По его мнению, этот шлем выполнен в восточной традиции, хотя наряду с арабской надписью на нем есть и православная символика. Кстати, очень похожие шлемы имеются в коллекции Метрополитен-музей в Нью-Йорке и о них точно известно, что они… из Турции!
В «Древностях Российского государства, изданных по Высочайшему повелению» (1853 г.), — откуда и взята приведенная здесь литография, — дан такой перевод 13-го Аята 61 Суры: «Помощь от Бога и близкая победа и возвести [это] благо верным». 61 Сура носит название Сура Ас-Сафф («Ряды»). Сура ниспослана в Медине. Она состоит из 14 Аятов. В самом начале Суры говорится, что Аллаха славят и на небесах, и на земле. И что ему угодно, чтобы все верующие в него сплотились и стали бы как одна рука. В ней же Муса и Иса клеймят сынов Исраила, объявляют их упрямыми неверными и обвиняют в том, что они хотят потушить свет веры Аллаха. В этой же суре Аллах обещает сделать свою религию выше всех остальных, пусть это и придется не по нраву язычникам-многобожникам. В самом конце Суры верующие призываются к борьбе за веру в Аллаха, к защите его религии, чтобы они жертвовали и своим имуществом, и даже жизнью. А в качестве примера приводятся апостолы, являвшиеся последователями Исы, сына Марийам. 13 Аят : وَأُخْرَىٰ تُحِبُّونَهَا ۖ نَصْرٌ مِنَ اللَّهِ وَفَتْحٌ قَرِيبٌ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ Один из переводов этого аята выглядит так: «Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!»; «И другое, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. И обрадуй же верующих!»; «И ещё для вас, о верующие, другая милость, которую вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа, благом которой вы будете наслаждаться. Обрадуй, о Мухаммад, верующих этим воздаянием!» И вот вопрос, как мог русский мастер Никита Давыдов сделать такой шлем (примерно в 1621 году), да еще и будучи православным, написать на нем по-арабски: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»?
В приходно-расходной книге Оружейного приказа от 18 декабря 1621 года есть такая запись: «Государева жалованья Оружейного приказу самопальному мастеру Никите Давыдову поларшина (далее следует перечисление тканей, которые надо выдать мастеру), а пожаловал его государь за то, что он и венцы, и мишени, и науши наводил золотом». То есть отделывал он золотом некий шлем, даденный ему для украшения и за то получил от государя плату «натурой».
Рисунки шлема из книги «Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению» (1853 г.). Тогда вот так подавали информацию о культурных ценностях Российской империи! Вид спереди, сзади.
Вид сбоку.
То есть не сам Никита Давыдов его делал, а только украшал. А украшать его нужно было, потому, как это был явный подарок царю с Востока. Возможно, что подарок непосредственно от государя, который нельзя не принять. Но, как же его носить, если вы православный царь, а на шлеме написаны цитаты из Корана. Восточного правителя обидеть отказом от его подарка никак нельзя. Но и подданные… они такие… Гришку Отрепьева признали самозванцем за то, что после обеда не спал, в баню ходить не любил и даже сказать такое стыдно – «любил жареную телятину». А тут еще и слова из книги «поганых» на голове у царя… Православный народ такого просто не поймет, еще и бунт поднимет.
Украшения, сделанные насечкой.
Поэтому-то Никита Данилов и был приглашен, чтобы привести этот шлем в «употребительный вид». Так на носовой стрелке шлема и оказалась миниатюрная фигурка архангела Михаила из цветных эмалей. На куполе же мастер при помощи насечки «набил» золотые короны, а на самом верху, то есть на навершии, укрепил золотой крест. Правда он не сохранился, но известно, что он был.
Вид изнутри.
И это, кстати, далеко не первый случай, когда оружие с Востока находило себе на Руси новых хозяев. С Востока на Русь попали сабли Мстиславского (шлем его, кстати, тоже восточный, турецкий!), Минина и Пожарского, хранящиеся в той же Оружейной палате и точно так же содержащие на себе восточные клейма и надписи арабской вязью.
П.С. Вот как интересно бывает в жизни. Написал я этот материал по заказу одного из постоянных читателей ВО. Но в процессе работы столкнулся с целым рядом «интересных моментов», которые легли в основу продолжения темы, так что…
Продолжение следует…
Устройство касок
Каски военных лет всегда были предметом для исследований историков и археологов, которые досконально изучили все особенности строения и формы средств индивидуальной защиты солдата, широко используемых не одну тысячу лет. Научные исследования дают основания полагать, что главная часть конструкции защитного шлема много веков оставалась неизменной. Изменения коснулись только формы. Она зависела от развития вооружения и поражающих средств, от которых была обязана защитить.
В качестве материала для изготовления касок использовался металл. Это были тонкие листы бронзы или меди, которые со временем были заменены стальными или железными. Именно каски из железных листов использовались всеми армиями мира до 80-х годов двадцатого века. Позже военные каски и шлемы стали изготавливаться из таких современных материалов, как титан, кевлар, тканевые полимеры, соединение титана с алюминием.
Внутреннее устройство каски представлено специальной кожаной деталью, крепящейся с помощью заклепок по окружности в нижней внутренней части изделия. Эта часть каски получила название “тулейка”. Она ответвляется с помощью прорезей на несколько соединенных шнурком лепестков. Основные функции, которые выполняют тулейка и лепестки:
- обеспечение сбалансированной посадки каски на голове;
- предотвращение контакта головы с металлическим листом шлема;
- смягчение силы ударов осколков и камней по наружной части каски.
Военные современные шлемы более комфортны и безопасны для солдата, поскольку лепестки содержат прикрепленные к ним дополнительные, усиливающие мягкость подушечки из пенопласта или кожи.
Мастер, выковавший шлем: кто он?
Ученые долго ведут споры о том, кто выковал шлем Александра Невского. Арабские надписи, казалось, довольно явно указывают на его восточное происхождение. Но в отношении истории никогда и ни в чем не стоит быть столь уверенным.
На Руси кузнечное дело было довольно развито, славянские мастера часто даже обучали этому ремеслу представителей различных народов. Поэтому не удивительно, что русские доспехи получались весьма прочными и искусно сделанными. Но вот украшать их арабской вязью было не принято. Да и как это может быть возможным — ведь в тринадцатом веке над Русью довлело татаро-монгольское иго. Тогда почему же надпись на шлеме Александра Невского выполнена на арабском? Ученые сделали несколько предположений на этот счет.
Согласно одному из них — шлем являлся подарком хана Золотой Орды русскому князю, символизирующим дружбу и уважение. Полученный дар Александр Невский не оставил без внимания и надевал его в каждый военный поход. Вполне вероятно, что шлем был создан в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Это версия имеет право на существование, ведь доказано, что воины хана никогда не убивали искусных мастеров. Они оставались жить в столице Орды и производили просто настоящие шедевры искусства. Чужеземные мастера делали превосходные ювелирные изделия, чудесное оружие и, конечно же, доспехи.
Если придерживаться данной версии, то возникает только один вопрос — почему шлем Александра Невского, выполненный восточными мастерами, содержит православную символику? Вот здесь ученым пришлось серьезно поломать голову прежде, чем они выдвинули новую гипотезу.
Французская каска
Военные действия в Первую мировую войну носили окопный характер. Мишенями стали незащищенные головы солдат. Неосторожное передвижение вдоль окопа грозило серьезным ранением или смертью. Неприкрытая голова была уязвимым местом для стрельбы из винтовки или пулемета, для шрапнели и фугасов. Впервые в эти годы снова вспомнили о высокой эффективности шлемов. К этому времени мода на красивые шляпы и кивера прошла, и на службу опять вернулись каски.
Военные Франции первыми были укомплектованы новыми, более усовершенствованными моделями. Французские изделия содержали три элемента: колпак, юбку и гребень. “Адриана” – такое официальное название получили эти каски. Военные французы с 1915 года укомплектовывались данными защитными изделиями, что существенно снизило потери личного армейского состава. На 13% уменьшилась смертность и на 30% снизилось количество раненых. В годы Первой мировой войны французскими касками пользовались солдаты Англии, России, Италии, Румынии и Португалии.
Появление боевых шлемов во Франции
Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.
Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.
Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:
- Колпака;
- Гребня;
- Юбки.
Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.
Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:
- Россия;
- Румыния;
- Италия;
- Португалия;
- Великобритания.
Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.
Английский шлем
Военное руководство Англии было не удовлетворено французским шлемом “Адриана”. Было решено создать свой собственный вариант военной каски. Разработчиком такого защитного изделия стал Джон Леопольд Броди, который за основу взял средневековую шляпу Капеллина, широко используемую военными в период с одиннадцатого по шестнадцатый век. Каска получила название “шлем стальной первой модификации” и представляла собой цельноштампованное изделие с широкими полями.
Подобная форма каски была очень удобна для окопных сражений, поскольку поля создавали солдату эффект зонтика, укрывали от падающих сверху осколков. Но данная модель была неудобна, когда нужно было атаковать, так как ее посадка на голове осуществлялась очень высоко и совершенно не защищала височную и затылочную части головы. Но, несмотря на этот недостаток, английский шлем Броди был принят на вооружение армиями Канады, Соединенных Штатов Америки и Австралии.
«Шлем Ивана Грозного»
В Королевском музее Стокгольма хранится боевой шлем с надписью «Шелом князя Ивана Василиевича». Кроме этой надписи, он ещё украшен вязью типа арабской.
Исследователи давно пришли к выводу, что эта вязь является внешним подражанием арабской графике, однако не содержит никакого смысла. Правда, не так давно один исследователь из Ирана прочитал эту вязь как семикратно повторенные слова «Аллах Мухаммед».
Но что действительно настораживает в этом шлеме, так это надпись «шелом князя Ивана Василиевича». Даже если шлем был изготовлен для Ивана IV до того, как он принял царский титул (в 1547 г.), то тогда московский государь назывался великим князем. Известно, сколь московские государи были щепетильны в обозначении своих титулов. То, что «Иван Васильевич» титулован просто князем, а не великим князем, издавна вызывало подозрение многих исследователей. Они полагают, что этот «шлем Ивана Грозного» в действительности – подделка XIX века. Во всяком случае, никаких доказательств атрибуции «князя Ивана Василиевича» с первым русским царём не существует.
Поэтому перейдём к шлемам, хранящимся в Оружейной палате Московского Кремля, принадлежность которых сомнений не вызывает.
Немецкий вариант каски
В отличие от других стран, Германия до 1916 года не тратилась на производство, по мнению ее экспертов, некачественных низкосортных касок. Ее оружейники в Ганновере занимались конструкцией действительно качественной продукции. В 1916 году Германия увидела знаменитый шлем Stahihelm, который впоследствии стал символом немецкого солдата, поскольку использовался в двух мировых войнах.
Немецкий шлем значительно превосходил по удобству и защитным качествам французские и английские модели. Характерной особенностью конструкции в шлеме Stahihelm было наличие в нем стальных рожек в височных областях. Они выполняли несколько функций:
- обеспечивали прикрытие вентиляционных отверстий в шлеме;
- осуществляли крепеж специального бронированного щитка, защищающего голову немецкого солдата от прямых попаданий винтовочных и пулеметных пуль.
Несмотря на отсутствие недостатков в конструкции и форме, немецкий вариант шлема не гарантировал абсолютной безопасности личного состава. Хоть каски и выдерживали прямые пулевые попадания, но не обеспечивали сохранности шейных позвонков солдата. Удары при попадании в шлем имели настолько высокую энергию, что травмировались шейные позвонки. А это, в свою очередь, влекло за собой летальный исход. На улучшение этой ситуации не влиял тот факт, что энергию ударов при прямых попаданиях спокойно выдерживала сама каска.
Описание шлема
Шлем Александра Невского, фото которого можно увидеть на страницах школьных учебников по истории, уже много лет хранится в Оружейной палате. Он составляет одно из самых драгоценных ее сокровищ. И действительно выглядит этот предмет очень впечатляюще. Приблизительно он датируется тринадцатым веком, но известно, что в семнадцатых веках шлем подвергался некоторой переделке и получил дополнительные украшения.
Шлем Александра Невского выполнен из железа красноватого оттенка и имеет полукруглую форму. Он покрыт золотым и серебряным витиеватым орнаментом, по всей окружности шлем украшен драгоценными камнями и жемчугом. Искусным придворным мастером на нем расположились более двухсот рубинов, практически сто алмазов и десять изумрудов. На носовой части шлема находится лаковая миниатюра с изображением архангела Михаила, а по периметру выгравированы царские венцы и православный крест. Но не это делает музейный экспонат столь уникальным, вся загадка заключается в надписи, нанесенной вокруг остроконечной верхушки. Хотите узнать, что написано на шлеме Александра Невского? Вы очень удивитесь, ведь надпись выполнена на арабском языке и содержит в себе стих из Корана. Почему на шлеме Александра Невского арабская вязь? Как православный князь мог носить доспехи с надписями иноверцев? Попробуем немного приоткрыть эту тайну.
Военная советская модель
Для производства касок в СССР использовалась легированная броневая сталь. Советская модель получила название СШ-39 и представляла собой изделие весом 1,25 кг. Стенки имели толщину 1,9 мм. Испытания каски были проведены лично С. М. Буденным и дали хороший результат. Советская модель была способна выдержать прямые попадания с дистанции десять метров от револьверной пули “Наган”.
В 1940 году СШ-39 подвергся модернизации. Тулейка укомплектовывалась дополнительными ремнями, сетками и подкладками. СШ-40 — такое официальное название получила усовершенствованная каска. Последующие изменения и новшества производились в 1954 и 1960 годах. Результатом стало появление новых касок СШ-54 и СШ-60, изменения в которых коснулись только тулейки. Сама конструкция с 1939 года оставалась неизменной.
Православно-исламское двоеверие
Писатель Алексей Бычков в книге «Киевская Русь: страна, которой никогда не было?» высказывает оригинальную версию. Православие и ислам долго представляли собой одну религию (недаром мусульмане и сейчас почитают Иисуса Христа под именем пророка Исы) – «правоверие». Она разделилась довольно поздно, в середине XVII века (Раскол). Поэтому и русские до того времени в равной мере почитали Аллаха, о чём, например, свидетельствуют и кресты на древних владимирских церквях: это кресты с полумесяцем.
Эта маргинальная версия отличается от «альтернативной хронологии» Фоменко и Носовского прежде всего тем, что вполне признаёт традиционную хронологию. Но утверждает, что в её рамках всё было несколько иначе, чем мы привыкли считать. Можно отмахнуться от подобной гипотезы как от нелепости. Но как быть, например, с арабскими молитвами Аллаху в «Хожении за три моря» Афанасия Никитина? Очевидно, вопрос о взаимоотношениях средневековых русских с мусульманским миром, о восприятии русскими мусульманской культуры и исламских традиций, пока ещё не может считаться решённым историками в полном объёме и без противоречий.
Усовершенствованная модель СШ
Существенная доработка СШ-39 была произведена в 1968 году. Модернизации подлежала форма, которую имела каска. Военная российская модель теперь обладала увеличенным наклоном лобной стенки купола и укороченными выгнутыми наружу бортами. Для ее изготовления использовался броневой сплав с большей прочностью. Наклон лобной стенки усиливал стойкость каски при осколочных попаданиях.
Подобную конструкцию шлема использует для укомплектования своего личного состава Китай, Северная Корея, Российская Федерация, Индия и Вьетнам.
Одними из самых эффективных военных касок, используемых силовыми структурами России, считаются:
- СШ-68 М предназначена для внутренних войск;
- СШ-68 Н используется вооруженными силами РФ.
Оба варианта имеют современные тулейки. Несмотря на то что вес у этих касок около двух килограммов, они отвечают первому классу стойкости, поскольку способны выдержать прямые пулевые попадания из пистолета Макарова и осколков, летящих со скоростью 400 м/с, масса которых не превышает одного грамма.
Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году
Серьёзная модернизация СШ-39(40) произошла только в 1968 году. Новый шлем действительно был основательно переработан, а не стал очередной модернизацией СШ-39. Отличия новой модели заключались в следующих нюансах:
- Металл был заменён на более прочный броневой сплав;
- Наклон лобовой стенки был увеличен;
- Бортики укоротили.
В настоящее время СШ-68 является основным российским защитным шлемом. Кроме того, защита такой же конструкции используется армиями СНГ, Китая, Индии, Вьетнама, Северной Кореи и ряда других стран.
Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:
- СШ-68М;
- СШ-68Н.
Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.
Современный российский шлем
Шлем СТШ-81 “Сфера”, начиная с 1981 года, и по сей день используется внутренними войсками Российской Федерации.
Для производства его корпуса была взята титановая пластина толщиной 0,3 см. Шлем весит 2,3 кг и применяется только для защиты от механических травм. Отвечает второму классу, поскольку не гарантирует защиты от огнестрельного оружия. Конструкция купола представляет собой три бронированных элемента, которые содержатся в специальных чехлах.
Шлем “Сфера” имеет модификацию “Сфера-П”, в которой была произведена замена титановых бронированных пластин стальными, что существенно повысило вес модели (3,5 кг). Недостатком в конструкции считается отсутствие ее целостности. Возможны черепно-мозговые травмы. Специальные чехлы с бронированными титановыми или стальными элементами быстро изнашиваются. Это приводит к их смещению и понижению защитных качеств шлема.
Шлем на Руси — 800 лет непрерывного развития
Главная » Книги по истрии древности » Шлем на Руси — 800 лет непрерывного развития
Книги по истрии древности
boroda 14.07.2019 1294
24
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
Шлем — главный элемент защитного снаряжения воина любой эпохи от начала времен и до наших дней. Голова — наиболее уязвимая цель для любых типов ударов, и во все времена человек стремился защитить ее как можно лучше. Само собой, Русь не стала исключением из этого правила. История развития шлема на Руси — достаточно сложная и комплексная тема, поэтому сегодня мы поговорим о эволюции этого доспеха в целом.
Реконструкция русского шлема византийского типа.
Русские шлемы известны с начала истории древней Руси. На начальном этапе существования Киевского княжества военные действия вела пехота (яркий пример — походы Святослава в X веке). Неудивительно, что внешний вид русского шлема той эпохи соответствовал общеевропейскому. Унаследовав свою форму у «варяжского», русский шлем представлял собой невосокое наголовье конической или сфероконической формы, практически всегда имел бармицу (кольчужное полотно) для защиты шеи и часто — наносник в виде вертикальной пластины. Другим распространенным явлением были характерные полумаски, защищавшие верхнюю часть лица воина.
Типичный шлем раннего средневековья. Использовался как в Западной Европе, так и на Руси.
С развитием государственности на Руси и все более тесными контактами с соседями — кочевниками возрастала роль конницы и формировался новый тип ведения боя. Уже к XII веку русский воин — это тяжеловооруженный конный копейщик, и форма шлема менялась в соответствии с этим. Широкое распространение получают высокие сфероконические шлемы, увенчанные шпилем. Наносник и полумаска используются все чаще, а бармица полностью закрывает лицо и плечи воина. Многие шлемы этого периода дополнялись масками-личинами.
Русский шлем с полумаской XII-XIII вв
Следующим важным событием, повлиявшим на развитие русского шлема стало монгольское нашествие на Русь. Тактика маневренного конного боя привела к тому, что полумаски и личины, неизбежно ограничивающие обзор воина теряют свое значение и исчезают. Интересно, что при этом круговая бармица, полностью закрывающая лицо остается, а наносник — укорачивается. Теперь шлем имеет характерный внешний вид, отчасти схожий с монгольским.
Шлем русского воина (музей Куликовской битвы)
В этот же период (начиная с середины XIII века) появляются шлемы с ровным ободом без наносников. Купол шлема нередко граненый или с рифлением для большей защиты от ударов.
Воин справа носит именно такой шлем.
К началу XVI века высокие шлемы на Руси занимают господствующее положение. Их высота могла достигать 30см и больше, а минимальная толщина металла — 1,2—1,8мм. В XIV веке такие шлемы начинают дополнять наушами, а в XV — козырьком и часто — стрелкой-наносником.
Пример высокого русского шлема начала XVI века.
Такие шлемы давали максимальную защиту от ударов сверху. Однако, они были уязвимы для боковых ударов. Поэтому, уже в середине XVI века невысокие полусферические шлемы практически полностью вытесняют их. Вместе с ними популярность набирают легкие шлемы — мисюрки.
Мисюрка с бармицей, закрывающей лицо и наушами усиленная бахтерными пластинами.
Наибольшее же распространение в XVI-XVIIвв получают так называемые «шапки железные» — легкие шлемы полусферической формы. К ним часто добавляют науши и козырек, реже — бармицу и наносник. Такие шлемы становятся преобладающим типом вплоть до полного отказа от доспехов.
Кольчуга и шапка железная XVII века.
В этом тексте я сознательно опустил многие детали и не упомянул о менее распространенных типах шлемов, чтобы разобрать долгий ход развития этого типа защитного снаряжения на Руси. О каждом из упомянутых здесь видов шлема (а также о тех, что не попали сюда) я расскажу позже.
Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5c7166010c6e9900b4b2b890/shlem-na-rusi-800-let-nepreryvnogo-razvitiia-5d12defa45b00700af475dbd