МЦ 19-09. ЦКИБовский крупнокалиберный карабин под патрон 9,3х64


Немного истории о создании МЦ-9.

Двуствольное охотничье ружьё МЦ-9, выпускалось очень короткий промежуток времени — всего 6 лет, в период с 1954-го по 1960-й год. Первые два года МЦ-9 изготавливалось вручную, после с использованием автоматизированных процессов. В серийное производство ни МЦ-9, ни многочисленные его модификации, так и не пошли, то есть это ружьё так и осталось на уровне экспериментального, но всё же было изготовлено примерно 700 единиц. В торговую сеть это ружьё никогда не поставлялось, а изготовленные образцы были штучными, и всегда делались на заказ под конкретного владельца в качестве дорогого подарка. Другого способа получить МЦ-9, в то время практически не существовало.
В настоящее время МЦ-9 достаточно большая редкость, хотя при желании и определённой доли везения, можно получить его в собственность

МЦ 19-09. ЦКИБовский крупнокалиберный карабин под патрон 9,3х64

Леонид Ильич Брежнев любил охоту и, будучи знатоком, ценил качественное оружие. И именно по его инициативе в СССР, в 1970-х гг., была начата разработка высококлассных охотничьих нарезных ружей. Первоначально это были две самозарядные модели МЦ 125, МЦ 126 и один карабин с ручным перезаряжанием – МЦ 19-07, который является одним из двух представителей семейства МЦ 19.

МЦ 19-07 выпускается под патрон 7,62х51, в «девятке” же используется мощный патрон 9,3х64, перекрывающий все мыслимые задачи при охоте на «русскую тройку», но более всего подходящий для охоты на самых крупных животных России – гигантского лося и дальневосточного медведя.

Когда я впервые взял в руки это оружие, поначалу особого впечатления оно на меня не произвело: какое-то «зализанное”, внешне похожее на «промысловку” МЦ 20-01 тульского производства. Но обратила на себя внимание солидность конструкции, а также отличная обработка металла, его отменное воронение и точно подогнанный стык между казенником ствола и ствольной коробкой. И все. Слишком тогда все показалось просто – сталь и орех. И – никакого внешнего блеска и лоска, свойственного современному импортному охотничьему оружию.

Прошло несколько лет, за которые у меня появился практический интерес к оружию ЦКИБа в целом и к классическому крупнокалиберному оружию – в частности. Многое было осознано заново, что-то переосмыслено. А главное – выпала хорошая возможность внимательно изучить и попробовать на практике тот самый карабин.

Есть только один способ для получения наиболее полной и достоверной информации – обращение к первоисточнику. В данном случае, я обратился за помощью к конструктору СОО ЦКИБ Аркадию Константиновичу Захаряну, который стоял у истоков появления МЦ 19.

А.К.Захарян родился в 1950 году в г. Баку. В 1967 году его семья переехала в Тулу. В том же году Аркадий поступил в ЦКИБ СОО чертежником-конструктором, затем армия, институт и вновь ЦКИБ СОО. В настоящее время Аркадий Константинович работает заместителем начальника отделения по разработке спортивно-охотничьего оружия. Разработал карабины МЦ 19-07, МЦ 19-09, МЦ 20-07. В последние годы занимался разработкой новых моделей МЦ-555 и МЦ-557.

Особенности конструкции МЦ 19

Часто утверждается, что винтовки МЦ 19 скопированы с системы Манлихера. На первый взгляд оно так и есть – та же плавность линий затворной группы, тот же роторный магазин и выраженная «классика” оружия. И лишь при ближайшем рассмотрении и сопоставлении становится понятным, что об оригинальности любой модели оружия марки МЦ говорят небезосновательно. И не важно, что внешний дизайн МЦ 19 в чем-то напоминает австрийскую винтовку. И пускай роторный магазин уже более 100 лет является визитной карточкой того же Манлихера.

Пришло время понять, что любая современная система стрелкового оружия является более-менее удачной компиляцией давно известных и отработанных технических решений, комбинируемых конструктором для наиболее эффективного выполнения поставленной задачи. Здесь в любом случае будут присутствовать оригинальные разработки, что позволяет говорить о действительно новых образцах.

В случае с МЦ 19, как и с любым оружием ЦКИБа, разработчики преследовали цель получить надежное, точное и красивое оружие высокого класса. Что и было реализовано на практике.

Начнем с того, что попробуем определить, что же это такое – оружие высокого класса. По словам А.Захаряна, такое оружие должно иметь все признаки «породистости” и быть безупречным, как красивая женщина, при взгляде на которую не хочется чего-либо отнять или прибавить.

Стиль определяет силуэт. И с этим трудно не согласиться. И создатели высококлассного оружия в любой стране мира стремятся к этим идеалам.

Надежность

Высококлассное охотничье оружие, в представлении конструкторов ЦКИБа, по надежности не должно уступать отечественным армейским образцам. Не будем забывать, что Центральное Конструкторское Исследовательское Бюро входит в состав элитного подразделения «оборонки”, и основным направлением его деятельности является работа в области армейского вооружения. Отсюда и такие требования и условия испытаний: охотничьи карабины марки МЦ испытываются по той же схеме, что и военные разработки. Это и определяет их высокую надежность.

В качестве наглядного примера: затвор МЦ 19 (ведущий свою историю от затвора ружья МЦ 20-01 и являющийся полностью оригинальной ЦКИБовской конструкцией) для его обслуживания, можно полностью разобрать руками. Для полевых условий это очень важный момент. На охоте всякое бывает. И запыленный или имеющий излишнюю смазку затвор может вызвать осечки или задержки при стрельбе. Плюс ко всему, конструкция затворной группы сама по себе достаточно простая. Все оружейники знают, что сложнее всего создать простую, но максимально работоспособную конструкцию. Европейские производители не всегда придерживаются аксиомы, гласящей: чем больше посредников, тем больше вероятность отказа. ЦКИБ чтит старые традиции.

Точность

Конечно же, высококлассное оружие должно быть точным и иметь соответствующую кучность боя. Карабины МЦ соответствуют и этим параметрам. Здесь хочется привести один факт: при испытании первого экземпляра МЦ 19, проводившихся в 1978 году, все пять стрелков получили кучность боя от 18 до 26 мм, стреляя серии по пять выстрелов. Согласитесь – даже по сегодняшним меркам, это очень хороший результат. Все стволы оружия ЦКИБ изготавливаются из очень хорошо зарекомендовавшей себя специальной стали (30ХН2МФА ГОСТ В 5160-89). Нарезы в винтовочных стволах получают электрохимией, что в совокупности с правильно рассчитанным контуром ствола, обеспечивает отсутствие напряжений в металле и хорошую термостабильность. Длина ствола МЦ 19-09 равна 650 мм, при общей длине оружия в 1160 мм.

Совокупность безусловной дизайнерской «породистости”, оригинальности конструкции, высокой надежности и отличной кучности и являются теми самыми критериями, определяющими высокий класс охотничьего оружия. Добавим сюда ограниченный выпуск и обратим внимание на характеристики применяемых материалов.

Вот именно здесь нужно отметить, что сейчас многие известные производители охотничьего оружия грешат стремлением к удешевлению продукции, путем применения пластмассы и легких сплавов. Возможности современных станков с ЧПУ позволяют собирать оружие без применения напильника, проще говоря – с минимальным вложением дорогостоящего ручного труда высококвалифицированных специалистов. В итоге конвейер выдает огромное количество абсолютно одинакового оружия машинного производства, что вместе с содержанием в конструкции большого количества композитных материалов и дюраля выводит его в разряд серийного охотничьего оружия, не более того.

Конечно, применение компромиссных материалов и технологий позволяет получить более легкое и дешевое оружие. Но ЦКИБ сознательно применяет дорогостоящие и трудоемкие технологии, по давно сложившейся традиции. И, согласитесь, 3,6 кг – это не такая уж большая масса для карабина из стали и ореха, применяющий патрон 9,3х64 мм.

Магазин

Еще один пример: возьмем тот же современный Манлихер, который, при прекрасном бое (стволы для этих винтовок еще не так давно изготавливались в Ижевске) и красоте дизайна, имеет пластмассовый магазин и рычаг предохранителя. А в МЦ 19 пластмассы нет и не может быть в принципе, а магазин изготовлен фрезерованием из алюминиевого сплава В95, который по своим характеристикам очень близок к стали и широко применяется при изготовлении высоконагруженных деталей. Один интересный момент – оба магазина, которыми комплектуется каждый магазин МЦ, индивидуально подгоняются к оружию таким образом, чтобы при подаче были полностью исключены контакты патрона со ствольной коробкой. Это является одним из факторов, благоприятно сказывающемся на стабильности боя.Магазин МЦ 19 имеет двустороннюю защелку и надежную фиксацию, удобен в снаряжении и компактен сам по себе.

Выбор именно такой редкой конструкции карабина был обусловлен стремлением получить выигрыш по высоте средней части карабина, при емкости магазина в пять патронов, что выше среднего. При этом, оружие, в районе цевья, стало более «хватким” и приобрело выраженную узнаваемость.

Открытые прицельные приспособления представлены классической открытой мушкой и целиком с двумя подъемными щитками, позволяющими вести стрельбу на 100 и 300 м.

Кронштейн для оптического прицела

Все кронштейны для оружия марки МЦ отличаются удобством в эксплуатации, надежностью и оригинальностью конструкции, обеспечивающей прецизионную установку прицела, необходимую для оружия с высокой кучностью боя.

Оптический прицел на оружие МЦ обычно устанавливается отечественного производства, но возможна установка любой оптики, равно как и конструирование любого кронштейна, отвечающего требованиям заказчика.

Ударно-спусковой механизм

Спусковой механизм МЦ 19 имеет шнеллер, автоматически выключающийся при подходе затвора к крайнему заднему положению и при постановке карабина на предохранитель. Характеристики спусков великолепные и одинаково хороши как для стрельбы навскидку с открытого прицела, так и для точной стрельбы с оптикой.

Патрон 9,3х64

С этим патроном связаны малоизвестные страницы истории колониальной Германии. После ПМВ немцы лишились практически всех колоний. Но, что вполне объяснимо, и в разоренной стране были люди, имеющие желание и возможность охотиться за пределами Германии, в т.ч. – на крупных и опасных зверей. Спрос рождает предложение. И немецкие охотники получили «свой» патрон, в каталогах Brenneke громко именуемый патроном «для любого зверя на Земле». Так началась непростая и не очень известная история немецкой «африканской девятки», изначально призванной стать конкурентом одному из лучших патронов этого класса 375 H&H и популярному 9,3х62.

Немцы имели давние традиции разработки крупнокалиберных патронов, но они в основном предназначались для штуцеров и имели фланец гильзы. Для использования винтовки Маузера обр. 1898 года, был нужен бесфланцевый патрон. И таковым в 1905 году стал патрон 9,3х62, с диаметром гильзы, равным таковому армейского винтовочного патрона 8х57. Но его мощность была не всегда достаточна. Пришло время для 9,3х64.

Целью это разработки ставилось получение максимального по мощности патрона, который можно было использовать в стандартном М98, без существенной его переделки. Действительно, 9,3х64 требовал только перествола и небольшой обработки чашки затвора и магазинного окна, но был при этом на 15% мощнее, чем 9,3х62. Автором нового патрона стал Вильгельм Бреннеке.

на фото ниже патрон 9,3х64 отечественного производства расположен вторым слева

Обычно создание этого патрона относят к 1927 году. Но есть упоминания о том, что 9,3х64 был разработан ещё в 1910 году. Учитывая факт потерь Германией колоний после ПМВ и страшную разруху после Версаля, эта версия имеет право на существование.

Если принять в качестве основной версии дату разработки 9,3х64 1927 год, то стоит учитывать, что сфера применения этого патрона после войны резко сузилась. Тем не менее, в небольшом количестве патрон и оружие появилось в коммерческом обороте. Они приобрели некоторую популярность и выпускаются в Германии до сих пор: это патроны RWS, с 19-граммовой пулей UNI (раньше она называлась TUG) и 14,6-граммовой скоростной пулей DK. В последнее время появились «оригинальные Бреннеке» с такой же 19-граммовой пулей TUG.

В США этот патрон выпускается фирмой A-Square, с пулями «триады» — монолитная бронзовая, полуэкспансивная и экспансивная.

В тех странах Африки, где калибр 9,3 разрешен, эти патроны успешно применяются для отстрела самых крупных зверей, вплоть до слона.

В России патрон обрёл «вторую родину». Возможно, главным фактором было то, что его приняли российские военные. Современные армии усиливают броневую защиту рядового бойца, и наши армейские патроны – винтовочно-пулеметный 7,62х54R и автоматный 5,45х39 становятся малоэффективными. Например, керамические панели современного бронежилета США «держат» бронебойную пулю СВД, и наши солдаты оказываются почти безоружными против тяжелой пехоты западного типа. Патрон же 9,3х64, со своей энергией, опасен для противника и на дальних дистанциях, а оружие для него можно получить переделкой имеющихся образцов.

По западным данным, на вооружении российской армии имеются винтовки СВДК и патроны 9СН (?) с пулями массой 16,6 г и стальным сердечником, которыми поражаются бронежилеты на дистанциях до 600 метров.

Гражданские варианты патрона – полуоболочка и оболочка – выпускаются в Новосибирске и Барнауле. Они имеют сходные паспортные данные (вес пули 17,4 г), но несколько различаются по баллитике и требуют отдельной пристрелки. Оружие ЦКИБа пристреливается новосибирской полуболочкой.

Первый 9х64 с полуфланцем на базе 8,2х66 сделал М.Н. Блюм в 1956 году, а 9х64 по типу Brenneke сделал М.М. Блюм в 1970 году, занимавшийся адаптацией 9,3х64 под отечественное производство.

Резюме

МЦ 19-09 является той самой престижной «классикой”, о которой сейчас так много говорится в мировой оружейной периодике. Это красивое, надежное и добротно сделанное оружие, в которое вложено большое количество ручного труда наших мастеров. Приобретая карабин или ружье под маркой МЦ, неважно – советского или современного производства, охотник становится обладателем действительно уникального оружия, по всем критериям являющимся оружием высокого класса.

С карабинами МЦ 19-09 охотятся люди, известные в области политики и искусства. Настоящую статью иллюстрирует карабин Андрея Паршева, ценителя оружия ЦКИБа, эксперта в области стрелкового оружия и автора нашумевшей книги «Почему Россия не Америка».

А теперь- интересные факты, обычно недоступные и потому волнующие всех владельцев оружия МЦ: выпуск МЦ 19-09 составил — 105 шт., а МЦ 19-07 – 280 шт. Как видите, более чем скромные цифры, но они и определяют раритетность «девятнадцатой» модели МЦ.

Цена на карабины в 2008 г. была определена: МЦ 19-07 – 83 000 руб., МЦ 19-09 – 92 000 руб. «Вилку” цен, как обычно, определяет рынок. Обратите внимание на конструкцию быстросъёмных антабок. Если антабку снять, место её крепления становится практически незаметным, а вид оружия — благороднее.

Карабин МЦ-19-09 комплектуется походным набором для ухода за оружием, куда можно так же поместить запасной магазин и боеприпасы.

Юрий Максимов Мастер-ружьё 07 — 2012

Курковая МЦ-9 — характеристики

По внешнему виду МЦ-9 — это классическая двуствольная горизонталка, переломного типа. Состоит из трех основных частей: цевья, сдвоенных стволов и приклада.

Стволы изготовлялись вручную из высококачественной стали, с хромированием патронников и внутренней части самих стволов. Процесс изготовления был достаточно трудоемким, однако в результате стволы получались просто превосходными.

Курки у МЦ-9 внешние, поэтому отсутствует предохранитель, что в целом делает это ружье более надежным и простым в обращении. Механизм запирания стволов прост и надежен: два подствольных крюка и верхний поперечный болт. Обычная, но до сих пор эффективная система запирания.

МЦ-9 имеет две основные модификации: спортивную и охотничью. Различие состоит в длине стволов: у спортивной версии 760 мм., у охотничьей 730 мм.

А вот охотничья версия МЦ-9 имеет большое разнообразие калибров: 10-й, 16-й 20-й, 32-й и 410-й. Ни одно ружьё МЦ-9 с вышеперечисленными калибрами не пошло в серийное производство, то есть так и остались экспериментальными.

В производстве имелась версия, с вертикально расположенными стволами, также под индексом МЦ-9 и тоже с 12-м калибром

МЦ-9 имело патронник 70 мм., поскольку до 1964-го года порох был дымный, черного цвета, в отличии от зелёного бездымного, который используется в настоящее время. Патроны использовались только в бумажной гильзе.

Ружье на всю жизнь (Часть II)

(Окончание. Начало в статье «Ружье на всю жизнь (Часть I

)»)

После выхода 1-й части материала «Ружье на всю жизнь» («МР» №159) у некоторых читателей появились вопросы, на которые я считаю необходимым ответить, прежде чем перейти к дальнейшему повествованию.

Первый вопрос. Читателем была замечена неточность в описании ружья «ТС-1». Да, действительно, ствольные коробки ружей «ТС» не могли никелироваться, так как в конце 40-х этот процесс на ТОЗе не использовался. Применялась цветная калка, которая очень быстро теряла декоративные (но не защитные) свойства в процессе эксплуатации, особенно спортивных ружей. Для изготовления ствольных коробок ЦКИБ применял разные сорта сталей: от 20 до 50А. Чем выше сорт стали, тем она прочнее, но тем менее красивая цветовая гамма получается в процессе цветной калки. Поэтому, скорее всего, сталь 50А не применялась при изготовлении ствольных коробок ружей «ТС». Ружьё «ТС-1», представленное в 1-й части, было восстановлено в 70-х годах. Отсюда — никель на коробке и спортивная ложа. Изначально ружья «ТС» имели прямую или, как её называет Д.М. Кочетов, «винтовочную» ложу. К сожалению, сегодня в России никто не занимается цветной кадкой и никто не умеет её восстанавливать.

Второй вопрос. Не всем понравилась версия о том, почему безкурковое МЦ-9 получило тот же номер, что и курковое. Прерогатива давать номера моделям принадлежала И.М. Михалёву. Версия была озвучена человеком, хорошо знавшим Ивана Михайловича.

Третий вопрос касался взаимосвязи куркового МЦ-9 и ружья МЦ-11. Тут история следующая. В начале 50-х годов в стране стал активно развиваться стрелковый спорт. В большом количестве требовались, в частности, стендовые ружья. Основное на тот момент спортивное МЦ-11 было дорогим в производстве и сложным в наладке. Поэтому было принято решение о разработке более дешёвого ружья с внешними курками. «Прародитель» всех тульских «курковок» — модель «Б» ТОЗа. ЦКИБ с первого дня своего существования занимался этой моделью. Выпускники ШОМ знали её досконально. Поэтому курковое МЦ-9 в разных калибрах и вариантах для спорта и охоты было разработано очень быстро и отличалось от МЦ-11, в принципе, только замками. ЦКИБ начал собирать МЦ-9 в 1954 году. С 1956 года МЦ-9 стало серийно выпускаться на ТОЗе цехом №12. Всем «патриотам» ЦКИБ, отстаивающим честь любимой марки в жарких спорах, необходимо понимать, что до 1958 года ЦКИБ и ТОЗ были одним целым.
«Гладиаторы». Гравер: Шуринов Андрей Владимирович
Производственные задачи ЦКИБ решал цех №22 — опытный цех ТОЗа, который в начале 50-х годов отошёл к ЦКИБ. Ствольные заготовки делал цех №14. Сборку ствольных блоков осуществлял цех №18. Думаю, именно поэтому клеймо ТОЗа встречается на верхней части стволов ружей ТС-2 и МЦ-11. Собственный ствольный участок появился у ЦКИБ в конце 50-х годов. Вообще-то, вопросы организационного и технологического взаимодействия ТОЗа и ЦКИБ всё ещё ждут своего исследователя. Что касается качества и, соответственно, цены, то они зависели от одного: в условиях какого производства (штучного или серийного) ружьё было выпущено. Для примера: цена штучного МЦ-9 была выше серийного более чем в три раза.

Четвёртый вопрос о модели МЦ-9-02. «Вертикалки» МЦ-9-2 и МЦ-9-02 — одно и то же ружьё с универсальным спусковым механизмом.

Пятый вопрос о «русском Боссе». Действительно, история восстановления ружья В.В. Зименко будет не полной, если не упомянуть замечательного мастера из Зеленограда Владимира Ивановича Гаврилова. Именно он, в конечном итоге, «победил» трёхнажимный механизм Робертсона, отладив его уже после того, как ружьё вернулось из ЦКИБ после реставрации.

МЦ-109

В 1971 году появилось новое ружьё МЦ-109, которое почему-то назвали «глубокой модернизацией» ружья МЦ-9. С тех пор слово «модернизация» повторяется постоянно, несмотря на то, что МЦ-9 и МЦ-109 — абсолютно разные ружья. Если и говорить о «модернизации», то, скорее, ружья МЦ-7, от которого МЦ-109 отличается, пожалуй, только замками. Поэтому, я думаю, справедливо будет назвать тех, кто принимал непосредственное участие в разработке ружья МЦ-7 в 1965 году: Н.С. Рыжов, Л.А. Быков, Ю.В. Дяблов, И.П. Корнейчев, М.В. Кострюков, М.И. Скворцов, В.А. Николаев, В.А. Погожев, А.К. Татаринов, И.М. Хрипунов. Первый экземпляр собрал слесарь-сборщик И.А. Сысоев.

МЦ-109 спроектировал Николай Сергеевич Рыжов при участии Михаила Ивановича Скворцова. Запирание осуществляется двумя П-образными рамками запирания. Нижняя входит в пазы переднего подствольного крюка, верхняя своими прямоугольными в сечении штифтами контактирует с торцами двух выступов на казённом срезе блока стволов, которые заходят в пазы колодки. Эта рамка не перпендикулярна плоскости колодки, а слегка наклонена вниз, что обеспечивает эффект самозатягивания в узлах запирания при выстреле. Узел шарнира представляет собой две полуоси, запрессованные в стенки ствольной коробки. Разгрузка шарнира обеспечивается за счёт выступов по бокам блока стволов и прямоугольного выступа в нижней части блока, которые заходят в специальные выемки ствольной коробки. Площадь контакта узлов блока стволов и коробки такова, что, с учётом эффекта самозатягивания, можно говорить об одной из самых прочных и долговечных систем запирания в мире.

Заложенные конструктором решения воплощает сборщик, добиваясь в процессе «приладки» максимального сопряжения частей ружья, буквально «втирая» блок стволов в ствольную коробку. Тщательная «приладка» — «конёк», который вместе с осадкой, качеством материалов и технических решений обеспечивает легендарную живучесть ружей ЦКИБ. Верхний ствол МЦ-109 изготавливается вместе с муфтой, куда потом запрессовывается нижний ствол. Ложно-подкладные замки смонтированы на боковых основаниях и имеют интерсепторы. Некоторое количество МЦ-109 было выпущено с замками, где применялась консольно-закреплённая пластинчатая боевая пружина. От неё отказались в пользу двупёрой. Взведение курков и нагнетание боевой пружины происходит при открывании. Ружьё имеет эжекторы и неавтоматический предохранитель. Оно предназначено для охоты и выпускается в гладкоствольном варианте только 12-го калибра с двумя (МЦ-109-12) или одним (МЦ-109-01) спусковым крючком. Длина стволов 750 мм. Дульные сужения чок/получок. Вес 3,4 кг. Ружьё может комплектоваться «штуцерной» парой стволов калибра 7,62 мм (МЦ-109-07), выпускаться в комбинированном варианте со стволом калибра 7,62 мм (МЦ-109-17) или 9 мм (МЦ-109-19).

МЦ-109 — самое «подарочное» ружьё страны. В разные годы обладателями его становились лидеры «братских» партий, государственные деятели, в том числе В.В. Путин. На базе ружья МЦ109-01 выпущено спортивное ружьё МЦ109-01С «Спортинт».

МЦ-111

Это ружьё выпускается с 1971 года. Его разработал Михаил Иванович Скворцов при участии Николая Сергеевича Рыжова и Анатолия Петровича Глинского. Нужно отметить, что в разработке всех ружей ЦКИБ самое непосредственное участие принимал Иван Михайлович Михалёв. Он разработал стройную систему построения профиля канала ствола в зависимости от калибра. Конструктору не нужно было тратить время на эту работу, а бой ружья оставался неизменно хорошим.

Но вернёмся к МЦ-111. Многими отказ от применения подкладных замков с переходом от МЦ-11 к МЦ-111 воспринимается как «модернизация наоборот». Действительно, подкладные «полные» замки с двупёрыми боевыми пружинами представляют собой предел изящества и совершенства. Они традиционно применяются в ружьях высокого разбора и имеют очевидные преимущества, обеспечивая необыкновенно мягкую и приятную работу всего механизма. Их главным недостатком считается сложность наладки и регулировки. Но в случае с МЦ-111, как и с МЦ-109, по словам Н.С. Рыжова, всё дело было в геометрических параметрах коробки, желании конструктора сделать её легче. Квалификация же мастеров ЦКИБ позволяет изготавливать механизмы любой сложности.

МЦ-111 — классическое ружьё 12-го калибра с горизонтально спаренными стволами и замками на боковых основаниях с механизмом, аналогичным МЦ-109. Взведение курков и нагнетание боевой пружины происходит при открывании. Запирание осуществляется рамкой на два подствольных крюка и «задвижкой Пёрдэ». Ружьё имеет эжекторы и неавтоматический предохранитель. Выпускается с двумя (МЦ-111-12) или одним (МЦ-111-01) спусковым крючком. МЦ-111-01 может иметь селектор, расположенный справа от спускового крючка, или селектор, совмещённый с кнопкой предохранителя. В переднем положении кнопки первым происходит выстрел из правого ствола, в среднем положении включается предохранитель, в заднем положении первым происходит выстрел из левого ствола. Длина стволов 750 мм. Дульные сужения: левый ствол 1 мм, правый — 0,5 мм. Вес — 3,4 кг. Ружьё может выпускаться с парой нарезных стволов калибра 7,62 мм (МЦ-111-07) или 9 мм (МЦ-111-09), или комплектоваться дополнительными парами стволов указанного калибра.

Гравёры

Рассказ о гравёрах и мастерах по изготовлению и художественной отделке лож я хотел бы начать словами И.А. Комарова и А.Н. Чубинского. В своей работе «Авторское художественное оружие в России» они написали: «художественное оружие — это …материализованное представление человека конца второго тысячелетия об идеальном оружии…» И хотя данные слова относятся к холодному оружию, они, по моему мнению, вполне подходят для оружия огнестрельного.

Оружие высокого разбора в представлении большинства охотников — идеальное охотничье оружие. Художественное украшение такого оружия вполне уместно, традиционно; оно гармонизирует и облагораживает внешний вид, усиливает эстетическое восприятие и, в конечном итоге, превращает технически совершенный механизм в произведение оружейного искусства. Как далеко можно двигаться в этом направлении — дело вкуса. Вопрос же мотивации зачастую остаётся без ответа. В результате случается так, что выполненная работа по «художественному оформлению» не приносит удовлетворения ни мастеру, ни заказчику. Естественно, существуют определённые каноны отделки охотничьего ружья высокого разбора, этой крайне консервативной по своей сути вещи. Но даже при наличии таких канонов вопрос мотивации остаётся главным: для чего я это делаю, а уже потом — что делаю и как.
Фрагменты отделки штуцера МЦ-10-09, принадлежавшего Л.И.Брежневу. Рельефная гравировка, всечка, цветная калка
Если говорить о сюжете, то удовлетворение потребностей заказчика в виде законченных художественных образов — работа для художника-дизайнера или для гравёра-художника. К сожалению, наши гравёры в большей степени ремесленники, чем художники. Это обстоятельство, возможно, послужило одной из причин появления того, что вызывает активное неприятие охотничьего сообщества, так называемой «новорусской хохломы», когда всего без меры и особого смысла: дорогих и драгоценных материалов, резьбы по дереву, оскалившихся хищников и так далее.

Справедливости ради нужно сказать, что эти «тенденции» в меньшей степени затронули ЦКИБ. Здесь всегда стремились к балансу формы и содержания, если такое выражение применимо к оружию. В этом есть заслуга и Михаила Ивановича Глаголева — художника и знатока охоты. Его сюжеты украшают многие выдающиеся ружья ЦКИБ. В советский период статусные заказчики не уделяли особого внимания отделке оружия; настоящие шедевры стали появляться в постсоветское время и, естественно, не на пустом месте. Как пишет в своей книге «Авторское оружие» выпускник ШОМ О.С. Семёнов, термин «тульская работа» в наше время, к сожалению, стал синонимом чего-то проходного и малоинтересного: «Аристократизм великолепно отгравированных и отчеканенных в ЦКИБ СОО ружей… был заменён многообразием всечки и насечки, массой использованного драгоценного металла сначала для «малиновых пиджаков», а потом и просто вошедшим в привычку». С этим высказыванием трудно не согласиться. Но «новые времена» принесли и другое — свободу творчества, когда художник получил возможность, опираясь на вековые традиции и опыт поколений мастеров, вырваться из плена условностей и подняться до высот великого искусства и мастерства.

Работа ученика ШОМ Ю. Бобкова, работы ученика ШОМ П. Полосминникова

Традиции, лежащие в основе «тульского стиля», как и многое другое на Руси, были привнесены английскими, немецкими и австрийскими мастерами. Интересно, что после войны опыт немецких мастеров оказался опять востребованным. Из Тюрингии в 1946 году были привезены не только ружья и инструменты для работы гравёров, но и доски с работами немецких мастеров. В том числе и по этим доскам ученики ШОМ постигали секреты мастерства. Зная работы современных немецких и австрийских гравёров, сравнивая их с лучшими тульскими, со всей ответственностью могу заявить, что ученики догнали учителей, а некоторые и превзошли их.

Это высказывание также справедливо, когда мы говорим о поколениях тульских мастеров гравёрного дела: каждое новое поколение превосходило мастерством предыдущее. Школа оружейного мастерства, где старые мастера передавали свои секреты, обучая и опекая молодых, была той самой благодатной почвой, попадая на которую, данный Богом талант мог расти и развиваться. В лучшие годы ученик гравёра обучался пять лет. В программу входили: рисунок с натуры (пленер), лепка, художественное литьё. На гравёрном участке, когда он находился на территории ТОЗа, вся лепнина была сделана учениками. Даже литые бронзовые ручки с изображением ветвей дуба и желудей выполнили будущие гравёры.
По работам немецких мастеров ученики ШОМ постигали секреты мастерства. «Зимсон» 76Е рельефная гравировка, классический сюжет (повторяется на многих немецких ружьях)
Традиции и стиль, бережно сохранённые старейшими мастерами: И.С. Федосеевым, И.И. Никольским, М.И. Почукаевым, Д.А. Бобковым, М.В. Шишовой, были переданы следующему поколению. Юрий Дмитриевич Бобков, Вячеслав Васильевич Голованов, Аркадий Васильевич Лявыкин, Михаил Сергеевич Игнатов, Павел Петрович Полосминников, Александр Сергеевич Чуканов, Григорий Фёдорович Кулешов, Александр Васильевич Зебницкий — этим мастерам любая работа была «по плечу» в любой технике и любой сложности. Прошло время, и на смену признанным именам пришли сегодняшние «гранды»: Владимир Сергеевич Левашов, Евгений Васильевич Генералов, братья Ермак — Станислав Васильевич и Юрий Васильевич. Нельзя не назвать Сергея Ивановича Данилина, который, отойдя от ружейной тематики, многие годы работает в области создания авторского холодного оружия. Во всю силу заявило о себе новое поколение талантливых мастеров: Олег Сергеевич Семёнов, Александр Алексеевич Сальников, Дмитрий Петрович Капелюха.

О.С. Семёнов создал, по сути, первый в современной России учебник гравёрного дела, собрав воедино весь предшествующий опыт поколений тульских гравёров. К сожалению, никто из них сегодня не работает в ЦКИБ СОО.

По этому поводу О.С. Семёнов написал следующее: «…никакую творческую личность невозможно удержать помимо её воли, …если только не создать условия, при которых мастер-творец сможет свободно заниматься Созиданием». Не хочется обсуждать, углубляясь в вопросы экономики, что нужно для создания таких условий. Скажу только, что в ЦКИБ, тем не менее, есть, кому поддержать традиции: Сергей Владиленович Леонов, Антон Васильевич Никифоров, Анатолий Анатольевич Тихонов. Есть целые династии гравёров. Бобковы, например. Сын Ю.Д. Бобкова Владимир Юрьевич работает в ЦКИБ.

Его дед Дмитрий Андреевич когда-то гравировал ружьё для В.И. Ленина.

Мастера по изготовлению и художественной отделке лож

Бывалые охотники говорят: ствол стреляет, а ложа попадает. Изначально существовали несколько разных специальностей, связанных с изготовлением и отделкой лож. Одну из них как только не называют: и «ложевик», и «ложейник» и даже «ложёвщик». Мне больше нравится определение «мастер по изготовлению лож». Его задача — изготовить и потом «выходить» ложу и цевьё. Осадчик, или мастер по осадке лож, занимается соединением деревянных и металлических частей ружья. Мастер по отделке лож занимается её украшением, применяя различные техники: резьбу по дереву, инкрустацию с использованием, например, драгоценных металлов и перламутра. В ЦКИБ проводились эксперименты по использованию интарсии и маркетри для украшения лож. Традиционно эти техники применяются при изготовлении подарочных оружейных футляров.
Посредственный орех, поэтому используется морилка и резьба по дереву
По воспоминаниям замечательного мастера Виктора Евгеньевича Лялина, мода на резное украшение лож приходила после войны три раза. Последний раз — в конце 1980-х. В промежутках резчики по дереву становились осадчиками, осадчики постигали профессию краснодеревщика. В конечном итоге, наносить сетку, терпужить и олифить — «выхаживать» ложу — стала специальная категория отделочников. Как правило, это были женщины, которым, в отличие от мужчин, хватало аккуратности и терпения этим заниматься. Некоторые вырастали в больших мастеров, к примеру, Галина Александровна Лентяева.

Говоря об осадчиках, надо вспомнить династию Чуковых. Дед Павел Андреевич отделывал ложу ружья И.В. Сталина. Сын Виктор Павлович, ученик В.Б. Соколова, считался лучшим осадчиком ЦКИБ. Внук Александр Викторович работает в ЦКИБ слесарем-сборщиком. Долговечность ружья во многом зависит от качества осадки. Лучшие мастера обеспечивали эталонное качество, скажем, такие как Вячеслав Викторович Киселёв.

Выдающихся мастеров по дереву в прошлой истории ЦКИБ было немного: Василий Борисович Соколов, в перечне его работ есть шахматы для И.В. Сталина, Луиза Алексеевна Ганчева (Старкова), Виктор Васильевич Авилов и, конечно, Алексей Власович Масленников.

Футляр ШОМ, фрагмент работы по дереву ученика ШОМ А. Бородавкина выполненный под руководством И. Щербакова

Отдельного рассказа заслуживает Игорь Серафимович Щербаков (1932-2001 гг.). Сын заместителя министра мясной и молочной промышленности, репрессированного в 1937 году вместе с женой, он родился и жил в Москве. После смерти родителей его взяла на воспитание бабушка, жившая в Туле. В 1945 году И.С. Щербаков пришёл в 8-й цех ТОЗа и в 19 лет уже имел 6-й (!) разряд как мастер-краснодеревщик. В 1950-1953 годах служил в армии в Германии. Там много интересовался работой немецких мастеров. Вернулся домой с набором инструмента, который сохранился до сих пор. В 1959 году по приглашению И.М. Михалёва пришёл в ЦКИБ. Выдающийся мастер. Полный Кавалер Орденов Трудовой Славы. При нём резать ложу считалось дурным тоном. Он развернул отделочников к истокам «тульского стиля» — к инкрустации по дереву. По воспоминаниям старых мастеров, вместе с М.И. Глаголевым «творил чудеса». Воспитал 39 учеников. Среди них: Александр Вячеславович Курганов, Николай Всеволодович Иванов, Евгений Викторович Кунаев, братья Герасимовы — Андрей Юрьевич и Максим Юрьевич, а также выдающиеся мастера — Олег Викторович Давыдов, Владимир Евгеньевич Дударов, Александр Валерьевич Бородавкин, Эдуард Анатольевич Новиков и ушедшие от нас Александр Николаевич Некрасов, Владимир Фёдорович Королёв, Геннадий Иванович Творогов и Сергей Иванович Тишин.

Ружьё «Русская охота»

В качестве примера современной работы тульских мастеров, расскажу о ружье «Русская охота». Оно задумывалось как головное в небольшой коллекции из четырёх ружей ЦКИБ, посвященной классическим видам русской охоты.

Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, заключалась в том, что ЦКИБ не выпускает, по понятным причинам, ружья в так называемом «белом» виде, то есть без отделки. Решать эту проблему пришлось квалифицированному слесарю Сергею Владимировичу Сапожкову, который выполнил опиловку поверхностей ствольной коробки, убрав, в основном, результаты старой роботы.

Ружьё «Русская охота»

То, что осталось, начеканивалось и шолировывалось гравёром. Заготовки ствольных коробок ружей ЦКИБ закаливаются в объёме до поверхностной твердости 29-34 единицы. В данном случае коробка оказалась исключительно твёрдой на всю глубину гравировки.

Необходимо было переосадить ружьё. Использовать орех выставочного качества для этого не предполагалось. Логика здесь следующая. Ружья ЦКИБ — эталон выносливости и долговечности. Свилеватый комлевой орех в этом смысле не вполне подходящий материал. Поэтому был использован менее дорогой орех светлого оттенка. Всю работу по изготовлению ложи и переосадке выполнил В.А. Гуськов. Старые мастера Владимира Алексеевича зовут между собой Паганини. Говорят, если оставить его без инструмента, он и перочинным ножом сделает работу.

Второй и главной проблемой, решение которой заняло много времени, стала сюжетная часть. Изначально предполагалось использовать классическую технику глубокой рельефной гравировки (оброн). Одним из лучших в России, а, возможно, и мире, кто работает в этой технике, является Евгений Васильевич Генералов — выпускник ШОМ, ученик Михаила Сергеевича Игнатова. Роль этого мастера для тульской гравёрной школы исключительно велика. За основу сюжетной части были взяты книжные иллюстрации Н.С. Самокиша. На правой доске предполагалось гравировать сюжет, связанный с эпизодом охоты Александра II, который едва не закончился трагедией: «Охота происходила в лесу около станции Торбино по Николаевской железной дороге. Медведь оказался очень свирепым: ранил двух облавщиков, прежде чем вышел на стрелковую линию, на которой стоял государь. Площадь охоты была прикрыта кустарником и густым ельником, который не был вырублен по недосмотру. Государь увидел медведя в нескольких шагах, когда он выскочил из-за куста. Государь выстрелил, ранил зверя, но не убил, и медведь стремительно бросился на государя. Другого выстрела император сделать не успел… Иванов не потерялся, вскрикнув: «Государь налево, рогатчик вперёд!» и в тот же момент сам стреляет, а рогатчик всаживает рогатину в грудь зверя, и зверь пал мёртвым у ног государя», — свидетельствовал очевидец происшествия.

Полный драматизма динамичный сюжет, но… не иллюстрированный. И вот тут проблема, о которой я писал выше, встала в полный рост. Не всегда большой мастер-ремесленник является большим художником. Есть и другие моменты, которые необходимо учитывать. К примеру, расположение осей и винтов на боковых досках ружья. Традиция ЦКИБ — использовать их как элемент изображения или обходить. В этом смысле наши гравёры в лучшую сторону отличаются от своих западных коллег. В итоге, после того, как были прорисованы десятки эскизов, пришлось искать другой сюжет, и он нашёлся у Вадима Николаевича Горбатова, любезно согласившегося на его использование. Странно, но многие не знают, что являются современниками этого выдающегося художника-анималиста.

Е.В. Генералов начал работу, которая продолжалась с перерывами более двух лет, с нижней доски. Её толщина позволила сделать нечто большее, чем просто гравюру на металле — настоящий барельеф с потрясающей детализацией, сохраняющий целостность даже при большом увеличении. Динамичный и увлекательный сюжет на левой доске гон лисы смычком русских псовых борзых, контрастирует с трагической обречённостью в эпизоде охоты на медведя на правой доске. Классический русский орнамент дополняет общую картину.

Всю организационную и техническую работу, связанную с ружьём «Русская охота», выполнил Михаил Сергеевич Казаков — директор тульской оружейной фирмы.

Каков же результат? Об этом судить специалистам. Но для меня важнее другое: самому убедиться и рассказать другим, что живой родник традиций уникального мастерства не иссяк. Да, школы оружейного мастерства в Туле уже нет, но дух её жив, пока живы и работают эти Мастера.

Вместо заключения

О многом ещё можно рассказать: о выдающихся мастерах-ствольщиках Михаиле Алексеевиче Дьячкове и его учениках — Василии Константиновиче Гольтякове и Викторе Ивановиче Старостине, о «тула-чоках» Ивана Михайловича Михалёва, об исследованиях по улучшению боя дробового ружья Симона Матвеевича Шейнина, о замечательных слесарях-сборщиках, таких как Юрий Викторович Черенков и Лев Владимирович Кудрявцев, о многих других мастерах и специалистах, имеющих прямое отношение к производству оружия высокого разбора. К сожалению, рамки журнальной статьи не позволяют пока этого сделать. Так что продолжение, возможно, последует…

Автор выражает искреннюю благодарность всем, кто помог в написании статьи: Л.А. Быкову, Н.С. Рыжову, Е.А. Шершову, К.И. Данилину, В.П. Пастухову, Ю.П. Моисееву, Е.В. Генералову, B.C. Левашову, О.С. Семенову, А.В. Бородавкину, В.Е. Лялину, В.К. Гольтякову, И.М. Хрипунову, О.Б, Ивлевой, Л.П. Будаевой, Н.И. Гладких, М.С. Казакову, Ю.В. Шокареву, СЕ. Плотникову, К.Е. Рачинскому, В.В. Зименко, С.А. Кузнецову, Е.И. Глаголевой, В.В. Куприкову. При подготовке были использованы материалы Тульского государственного музея оружия, записки Д.М. Кочетова и книга В.И. Волкова «50 лет ЦКИБ СОО».

Игорь Карклиньш фото автора и С. Плужника Мастер ружье 07-2010

Достоинства и недостатки охотничьего ружья МЦ-9

Как и любое другое ружьё МЦ-9 имеет свои достоинства и прежде всего, это его надежность. МЦ-9 обладает большим запасом прочности: оно легко может выдержать 38 — 42 тысячи выстрелов. Не каждое гладкоствольное ружьё способно на такое. Ручное изготовление также является несомненным плюсом.

Также, как достоинство можно отметить его эксклюзивность: никто не будет спорить, что 700 штук всех выпущенных МЦ-9 это настоящий раритет, который приобрести можно лишь при большой удаче. Наличие наружных курков гарантирует безопасную эксплуатацию: пока курки спущены, никакого случайного выстрела не произойдет.

Из недостатков МЦ-9 можно отметить что оно рассчитано на патроны с бумажной гильзой длиной 70 мм, то есть под обычный патрон. Вес МЦ-9 скорее его недостаток: при весе в 3.8 кг. ружьё достаточно обременительно при переходах во время охоты. Редкость МЦ-9 также можно считать минусом, поскольку его практически нельзя приобрести, не считая более редкие модели других калибров.

MAKSIMOV.SU

Мир старого оружия наполнен старыми прелестными мифами и живописными легендами, образуя причудливое сочетание из воспоминаний охотников старшего поколения и восторженного восприятия редко охотящейся нынешней молодёжи.

Холодный прагматизм

современных бездушных ружей никак не вяжется с образами из книг русских «охотничьих» классиков. Но хороших старых ружей становится всё меньше, при возрастающей их популярности…

Ружьё МЦ-9

На руках

российских охотников до сих пор остаётся огромное количество курковых тульских «горизонталок» — от редчайших дореволюционных «моделей Б» до наиболее распространённых советских ТОЗ-БМ и ТОЗ-63. Эти ружья, для многих ставших синонимом классического охотничьего оружия, обычно не отличались большим ресурсом или выдающимся боем. Но стоили они недорого, были почти повсеместно распространены, отличались простотой конструкции, ремонтопригодностью и надёжностью.

Но когда

после войны встал вопрос о необходимости выпуска большого количества спортивных двустволок, стало очевидно, что недавно созданный ЦКИБ СОО не имеет возможности производить массовое и недорогое оружие.

Чуть ли

не единственная тогда спортивная модель МЦ-11 была дорогой и сложной в производстве. Выход виделся в разработке ружья, максимально унифицированного с серийной моделью ТОЗа и способного удовлетворить спортсменов начального и среднего уровня. Такой моделью стало МЦ-9.

Ружьё МЦ-9,
вид сбоку

МЦ-9.
История и особенности конструкции
Внешне курковая МЦ-9

очень похожа на обычную курковую «тулку» — с подкладными замками и тройным запиранием. Иногда третий запорный элемент в виде болта Гринера заменяли запиранием на планочку – продолжение казённика стволов, почти как на Иж-58. Патронники – 70 мм. Стволы не хромированы.

Ружьё МЦ-9

При сопоставлении

колодок ТОЗ-80 12 калибра и МЦ-9 становится очевидно, что запас прочности последнего, помимо прочего, создан и благодаря большему количеству металла в конструкции. Из-за более крупной колодки, замочные доски спортивного ружья так же значительно больше, чем замки обычной «тулки». Крупнее и сами курки, при этом замочный механизм оставлен тот же.

Ружьё МЦ-9

Сходство МЦ-9

с классической моделью ТОЗ-БМ неудивительно — именно всем известная «рогатая тулка» была взята за основу при разработке нового спортивного ружья, появившегося на свет в начале 1950-х годов. Любому конструктору и слесарю ЦКИБа модель ТОЗ-БМ была знакома до последнего винтика и этим ружьём Бюро плотно занималось с момента своего появления.

Встречаются ТОЗ-БМ

ЦКИБовской сборки – судя по всему, дипломные творения выпускников школы оружейного мастерства. Кстати, есть интересные мнения, что МЦ-9 от редкой и дорогой МЦ-11 отличается лишь конструкцией замков. Это не совсем так, но во многом явное сходство у этих ружей присутствует.

Ружьё МЦ-9

МЦ-9.

Поначалу это были буквально единичные ружья в штучном исполнении, в течении примерно двух лет, с 1954 по 1956 гг., изготавливаемые с применением большого количества ручного труда. Однозначной информации о передаче производства МЦ-9 на ТОЗ найти не удалось, но ряд источников дружно утверждает о начале серийной сборки этих ружей на Тульском оружейном заводе в 1957 году (что обычно бывает тогда, когда авторы статей просто списывают информацию друг у друга).
Ружьё МЦ-9

Казалось бы,

этому противоречат встречающиеся МЦ-9 с клеймами ТОЗа более ранних выпусков, но этому есть объяснение: вплоть до 1958 года ЦКИБ и ТОЗ являлись одной структурой. Поэтому по клеймам нет никаких противоречий. По старым данным из открытых источников, серийный выпуск МЦ-9 начался в 1956 году и производился цехом N12.
Ружьё МЦ-9, вид сверху

Всего же,

с 1956 по начало 1960-х гг., на ТОЗе было выпущено около 30 тыс. ружей МЦ-9 (однако, есть некоторые основания полагать, что количество выпущенных моделей было намного меньшим). Количество выпущенных штучных ружей отследить не удалось, но известно, что они стоили примерно в три раза дороже серийных, отличаясь высочайшим качеством сборки и более богатой отделкой.

МЦ-9,
колодка ружья

В случае с МЦ-9,

ЦКИБу удалось реализовать идею передачи производства на ТОЗ, благо контора была более чем родственная. Кстати, гораздо позже, тулякам не удалось наладить производство МЦ-105-20, которое изначально разрабатывалось как промысловое ружьё, на оружейном заводе в Златоусте.

МЦ-9,
казенники стволов
Между тем,

МЦ-9 изначально так же планировалось изготавливать и в промысловых малых калибрах – вплоть до 32-го, в котором ружьё весило не более 2,3 кг.

К выпуску

готовилась и уточница 10-го калибра, со стволами длиной почти в метр. В серию «промысловки» не пошли, хотя изредка встречаются в продаже и именно ЦКИБовского производства. Возможно – это те же самые «дипломные работы» молодых мастеров.

МЦ-9, цевьё

Ружьё МЦ-9

производилось в двух вариантах – для траншейного стенда и как охотничье ружьё. Именно отсюда спортивные версии имеют длинные стволы (до 760 мм), сильные чоки (1,25 мм в обоих стволах) и приличную массу, достигающую 3,8 кг.

Ружьё

отличалось очень большой живучестью: его ресурс достигал 30-40 тыс. выстрелов (причём тогда спортсмены стреляли полноценными 32-граммовыми навесками). Для ружья с горизонтальным расположением стволов это очень серьёзный показатель.

МЦ-9,
длинный хвост спусковой скобы
Охотничья версия МЦ-9

имела более короткие стволы (до 725 мм), чоки послабее (0,5-0,7 мм) и массу поменьше – не более 3,7 кг. ЦКИБом выпускалась так же «однофамилица» курковой МЦ-9: «вертикалка» с таким же названием, что иногда вызывает путаницу.

Говорят,

что для пресечения такого непорядка, начальник и главный конструктор Центрального Конструкторского Бюро спортивно-охотничьего оружия, Герой социалистического труда Иван Михайлович Михалёв, предложил обозначить в названии МЦ-9 «курковую» принадлежность ружья, добавив букву «К».

Колодка штучного ТОЗ-80 12 калибра и МЦ-9.
Сравните разницу в размерах.
Замки ТОЗ-63 и МЦ-9 (снизу вверх).
Обратите внимание на разницу в размерах замочных досок и курков, при идентичных прочих деталях замка
От сотрудников ЦКИБа

и от старых стендовиков можно услышать и правдивую историю о том, как наш заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер РСФСР Н.Д.Дурнев в 1954 году стрельбой из куркового МЦ-9 произвёл неизгладимое впечатление на иностранных спортсменов. В том же 1954 году Дурнев стал чемпионом СССР. Но вот благодаря МЦ-9 или другому ружью – об этом информации найти не удалось.

Дурнев

Говоря об МЦ-9

как одном из последних в мире спортивных ружей с горизонтально расположенными стволами, не стоит забывать и об очень редкой модификации Иж-54, спроектированной для траншейного стенда с увеличенным запасом прочности – Иж-54 «Спорт».

Ружьё

было тщательно собрано и отлажено, имело массу до 3,8 кг и специально отобранные стволы 750 мм стволы со специфическими дульными сужениями (правый — ДС 0,6 мм, левый — ДС 1,0 мм).

Великолепная гравировка

придавала «Спорту» и определённую художественную ценность. На сегодняшний день это ружьё является коллекционным.

Два МЦ-9,
1956 и 1957 гг. выпуска
Заключение

Всё-таки

старые ружья обладают прямо-таки магическим действием на тонкую душевную организацию тех охотников, для которых слово «охота» не является собирательным образом разгульных пьянок «на природе» или набитого кабанами и лосями кузова деревенского трактора.

Не раз и не два

я слышал от владельцев таких ружей лирические рассказы о том, что их любимцы из сейфа всё чаще извлекаются лишь для профилактической чистки и смазки, а на охоте используются лишь современные «палки», сделанные из пластмассы и дюралевого сплава.

Наверное,

это здорово, что мы всё больше начинаем ценить старые добротные вещи, напоминающие нам о каких-то добрых и больше никому не ведомых событиях из прошлого, которое было не таких уж и плохим.

Курок ружья МЦ-9

Статья была опубликована в журнале «ОХОТА» в сентябре 2012 года

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]