ИС-1 – основоположник семейства

В далеком 1941 году танки, которые имелись на вооружении РККА, с легкостью боролись с любой бронетехникой Вермахта. Главным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, которая привела к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый известный танк «Тигр». С ним бороться на равных уже не получалось.

В 1942 году стали постепенно появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками большого калибра. Одним из самых успешных танков стал ИС-1, который в дальнейшем стал базой для еще более тяжелых танков.

ИС-1 – тяжелый советский танк второй половины Второй мировой войны. Аббревиатура «ИС» обозначает серию подобных машин и расшифровывается, как «Иосиф Сталин».

ИС (Иосиф Сталин) – советские тяжелые танки периода Великой Отечественной войны и послевоенной разработки. Первый танк семейства имел индекс 1, в годы войны данный танк обозначался ИС-1 или ИС-85, где цифра 85 соответствовала калибру установленного на танке орудия. Наиболее известной и массовой модификацией машины стал танк ИС-2, который принял участие во многих боях конечного этапа войны в 1944-1945 годах. После проведения послевоенных модернизаций танк ИС-2 состоял на вооружении Советской, а затем и российской армии до 1995 года. Последним же танком легендарной серии являлся ИС-8, более известный как Т-10. Производящийся серийно, он являлся одним из последних тяжелых танков в мире.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Тяжелый танк ИС-2.


В начале фронтовых испытаний стало очевидным, что тяжелые танки ИС, прорывая оборону противника, вынуждены отвлекаться на противодействие танкам противника, а в этой роли им особо похвастаться не чем. 85-мм пушка, установленная в ИС-85, была эффективна против тяжелых танков противника и «штугов» на дистанциях, когда собственная броня не могла защитить от бронебойных снарядов пушек противника. Тяжелые самоходные орудия «Фердинанд» могли поражать ИС-85 с запредельных для его 85-мм пушки дистанций. Наиболее массовая ПТП Pak 40, могла вывести из строя тяжелый танк, ведя огнь башне и бортам c дистанции в 500-800 метров. Остро стал вопрос о перевооружении танка более эффективным орудием.

По итогам Курской битвы выяснился тот факт, что из существующих орудий, способной успешно противостоять «Тигру» на всех реальных дистанциях боя способна только 122-мм корпусная пушка обр.1937г. Зенитные пушки, с одинаковой с 85-мм танковыми пушками баллистикой, недостаточно эффективны при ведении огня по лобовой броне «Тигра».


В свою очередь, в ответ на вопрос о возможности установки 122-мм корпусной пушки башню танка ИС, руководство завода заверило, что это возможно при условии оснащении пушки дульным тормозом. Идея вооружить танк ИС 122-мм орудием показалась привлекательной наркому танковой промышленности . Несмотря на протесты военных по поводу установки дульного тормоза, заводу №9 было предписано срочно изготовить танковый вариант орудия А-19 и испытать его не позднее 11 ноября 1944г.

Первый вариант 122-мм танковой пушки, с поршневым затвором, был готов к испытаниям 12 ноября 1943г. Спешно были проведены испытания танка ИС-2. На испытаниях пушка показала себя вполне удовлетворительно. В начале октября танк прошел испытание пробегом. В докладной записке на имя Сталина, сообщалось , что танк ИС-2 успешно прошел государственные испытания, хорошо вооружен, обладает хорошей маневренностью и бронезащитой.


На прошедшем, на следующий день заседании ГКО мнения по поводу вооружения танка разделились. Одни стояли за 100-мм пушку, как имеющую унитарный боеприпас, другие поддерживали идею с корпусной пушкой способной при необходимости бороться как артиллерией противника, так и долговременной фортификацией. Итогом стало постановление о принятии на вооружение тяжелого танка ИС-2, вооруженного 122-мм пушкой. В декабре сорок третьего года, танк ИС пошел в производство на ЧКЗ. До конца года цеха завода покинуло 67 танков ИС-85 и 35 ИС-122. Последние сорок танков ИС-85 покинули цеха в январе сорок четвертого года. Для ИС-2 завод №9 начал выпуск пушек Д-25 вместо Д-5Т. Первые десять орудий с поршневым затвором изготовили в конце осени 1943г, всего выпустили сто сорок семь пушек.

В конце сорок третьего года для орудия Д-25, заводом №9, был разработан полуавтоматический клиновой затвор. В процессе испытаний данное орудие показало себя гораздо более удобным, а скорострельность возросла с 1-1,5 до1,5-2 в/м. В начале весны сорок третьего года данное орудие освоено в производстве. Тогда же и произошло изменение наименования танка с ИС-85- на ИС-1, а также ИС-122 на ИС-2.

Описание конструкции

Компоновка

Советский тяжелый танк ИС-1, который являлся усовершенствованной и модернизированной конструкцией тяжелого танка КВ-1, был скомпонован классически. При этом бронекорпус от носовой части до кормы последовательно разделялся на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж танка состоял из 4 человек.

Механик-водитель располагался в отделении управления на продольной оси танка, три члена экипажа танка (командир, наводчик и заряжающий) размещались в боевом отделении, которое распространялось на часть броневого корпуса и башню. Здесь так же устанавливалось орудие Д-5Т, располагался его боекомплект и часть топливных баков. Трансмиссия, двигатель и радиаторы жидкостного охлаждения располагались в кормовой части танка.

Бронезащита корпуса и башни

Броневая защита советского тяжелого танка ИС-1 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу. При этом она защищала экипаж танка и его основные агрегаты от поражения снарядами средних калибров на основных снарядоопасных направлениях, а так же средних и крупных осколков. Броневой корпус, за исключением лобовых деталей, сваривался из катаных бронеплит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 миллиметров, которые соединялись между собой и каркасом. Лобовая деталь корпуса ИС-1 была обтекаемой формы и имела рациональные углы наклона брони к вертикали. Она производилась путем литья.

Ее толщина в различных местах колебалась в диапазоне от 30 до 120 миллиметров. С другими деталями корпуса и бронеплитами она соединялась путем сварки. Башня тяжелого танка ИС-1 так же имела сложную обтекаемую форму. Борта башни имели толщину брони до 100 миллиметров и ориентировались с наклоном к вертикальной нормали, что повышало снарядостойкость. Передняя (лобовая) часть башни с прямоугольной амбразурой для установки орудия образовывалась при пересечении четырех полусфер. Эта деталь производилась литьем и соединялась болтовыми соединениями с остальными деталями, которые формировали башню. Броневая маска орудия имела форму цилиндрического сегмента из катаной и изогнутой броневой плиты.

В ней выполнялось три отверстия различной формы и размеров для установки орудия, спаренного с ним пулемета и оптического прицела. Башня монтировалась на погон, который имел диаметр 1800 миллиметров в крыше боевого отделения и закреплялся крючкообразными захватами, что исключало отрыв или сваливания башни при опрокидывании танка или большом крене на борт. Со смещением влево от продольной оси танка на основной его башне монтировалась командирская башенка для обзора местности командиром с толщиной брони вертикальных стенок до 85 миллиметров. Для посадки в танк и высадки из него экипаж использовал два основных люка круглой формы: один двухстворчатый в командирской башенке и второй одностворчатый над местом расположения заряжающего.

Механик-водитель своего люка не имел, что уменьшало его шансы на спасение при подбитии машины. В днище корпуса имелся днищевый люк, который можно было использовать при экстренной эвакуации экипажа.

Вооружение

В качестве основного вооружения тяжелого танка ИС-1 использовалась 85-миллиметровая танковая нарезная пушка Д-5Т, разработанная в 1943 году на основе зенитного орудия 52-К. Она устанавливалась на цапфы в башню и полностью уравновешивалась. Пушка Д-5Т имела вертикальные углы наводки в диапазоне от −5° до +25°. Спуск при выстреле был электрическим, но так же имелась возможность произвести выстрел и ручным спуском. Боекомплект в танке для орудия составлял 56 выстрелов унитарного заряжания. Боекомплект к пушке Д-5Т размещался по бортам боевого отделения. В качестве вспомогательного вооружения тяжелого танка ИС-1 были использованы три пулемета ДТ калибром 7,62 миллиметра.

Один из них устанавливался справа от места механика-водителя в корпус и жестко фиксировался, являясь курсовым, второй монтировался в броневую маску и спаривался с пушкой и третий был установлен в приливе задней части башни в шаровую установку. Боекомплект ко всем трем пулеметам ДТ состоял из 2520 патронов, которые снаряжались в диски. В более поздние периоды выпуска танка от курсового пулемета отказались, так как ведение огня из него было неэффективным, а его наличие существенно понижало бронеустойчивость корпуса. Кроме этого экипаж танка вооружался личным оружием, которое состояло из пистолетов ТТ и пистолета-пулемета ППС, а так же гранатами Ф-1 в количестве от 8 до 16 штук.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия

Тяжелый танк ИС-1 в качестве силовой установки был оснащен четырехтактным V-образным двенадцатицилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС с жидкостным охлаждением, который мог развить максимальную мощность в 520 лошадиных сил, что обеспечивало развитие танком максимальной скорости при движении по ровной местности или шоссе до 37 километров в час.

При запуске двигателя использовали инерционный стартер с ручным или электрическим приводом. Тяжелый танк ИС-1 имел три топливных бака, которые располагались в боевом отделении (два) и в моторно-трансмиссионном (один). Танк также мог быть в случае необходимости оснащен четырьмя дополнительными наружными баками общей емкости 360 литров, которые не связывались с общей топливной системой силовой установки.

Тяжелый танк ИС-1 был оснащен механической трансмиссией, которая состояла из:

  • главного (основного) многодискового фрикциона, работающего по принципу сухого трения стали по феродо;
  • коробки передач (четырехступенчатой), оснащенной демультипликатором (при 8 передачах вперед и 2 – назад);
  • двух двухступенчатых бортовых планетарных механизмов поворота, оснащенных многодисковым оптимизированным фрикционом блокировки, который работал по принципу сухого трения сталь по стали;
  • тормозов ленточного типа;
  • двух двухрядных комбинированных бортовых редукторов.

Приводы для управления трансмиссией механиком-водителем танка были механические. По своему типу подвеска тяжелого танка ИС-1 была индивидуальная торсионная, работающая для каждого из 6 цельно литых опорных двускатных катков малого диаметра (550 миллиметров) применительно по каждому борту. По каждому опорному катку к броневому корпусу сваркой монтировался ограничитель хода для балансиров подвески.

Верхний рукав каждой гусеницы поддерживался тремя малыми цельно литыми катками с каждого борта. Ведущие колеса заднего расположения снабжались съемными зубчатыми венцами с цевочным типом зацепления. Ленивцы имели форму, идентичную форме опорных катков, располагались спереди. Механизм натяжения гусениц винтового типа располагался у ведущего колеса с обеих бортов. Каждая из двух гусениц собиралась из 86 траков, имевших одногребеневую форму и ширину в 650 миллиметров.

См. Также [ править ]

  • Танковый портал
  • КВ-1 тяжелый танк
  • Т-10 тяжелый танк
  • Штурмовое орудие ИСУ-152
  • Штурмовое орудие ИСУ-122
  • Список советских танков
  • Марш советских танкистов

Танки сопоставимой роли, производительности и эпохи [ править ]

  • Немецкий тяжёлый танк Tiger I — сопоставим с ИС-1 / ИС-85
  • Немецкий тяжёлый танк Tiger II — сопоставим с ИС-2 образца 1944 года и ИС-3
  • Американский средний танк M26 Pershing — сопоставим с ИС-2 образца 1944 г.
  • Британский Centurion тяжелый крейсер танк -comparable для IS-1 / ИС-2
  • Британский тяжёлый танк Conqueror, разработанный после Второй мировой войны — сопоставим с ИС-3 / ИС-4
  • Французский прототип тяжелого танка AMX 50 — сопоставим с ИС-2 образца 1944 г. и ИС-3 / ИС-4

Технические характеристики ИС-1

Боевая масса, т44
Скорость хода, км/ч40
Вооружение1х85мм Д5-Т85, 3х7,62 мм ДТ
Запас хода, км150
Экипаж, чел.4
Состояниепринят на вооружение в 1943 г.
РазработчикКБ ЧКЗ
ИзготовительЧКЗ
Производствомалая серия 1943 г.
Длина, мм– с пушкой вперед – 8560
– корпуса – 6770
Ширина, мм3070
Высота по крышу башни, мм2735
Клиренс, мм465
Ср. уд. давление на грунт, кг/см.кв.0.78
Преодолеваемые препятствия– подъем, град. – 36
– брод, м – 1,3
Тип двигателядизель В-2-10 (В-2-ИС)
Максимальная мощность, л.с520
Запас топлива, л500+360
Удельная мощность, л.с/т11,8
Максимальная скорость, км/ч40
Запас хода, км150
Бронирование, мм– лоб корпуса – 120
– лоб башни – 100
Средства постановки дымзавес2 ДШ
Прицел10Т-15, ПТ-4-15
Радиостанция10-РК-26

Операторы [ править ]

Китай

  • Народно-освободительная армия : в 1950–1951 поставлено 60 ИС-2. Эксплуатировался во время Корейской войны и в бетонных бункерах на советско-китайской границе.

Куба

  • Кубинская армия : поставлен 41 ИС-2М в 1960 году.

Чехословакия

  • Чехословацкая армия : 8 ИС-2 / ИС-2М на вооружении в 1945-1960 гг. Два ИС-3, поставленные в 1949 году, использовались только для испытаний и военных парадов.

Восточная Германия

  • NVA : 60 ИС-2 поставлено в 1956 году. Эксплуатировался до 1963 года.

Египет

  • Египетская армия : 100 ИС-3М эксплуатировались с 1956 по 1967 год, некоторые из них использовались в Шестидневной войне 1967 года.

нацистская Германия

  • Вермахт : Захвачены один или два ИС-2 в мае 1945 г. [22]

Венгрия

  • Венгерская народная армия : 68 ИС-2 на вооружении с 1950 по 1956 год. После подавления Венгерской революции 1956 года все были возвращены Советскому Союзу. [23]

Израиль

  • ЦАХАЛ : три ИС-3М, захваченные в Египте в 1967 году. Повторно использовались в качестве артиллерийских орудий с закрытых позиций на линии Бар-Лев на Синае и в качестве укреплений стационарных башенных бункеров вдоль границы долины реки Иордан .

Северная Корея

  • Корейская народная армия : небольшое количество ИС-2; никогда не участвовал в боевых действиях в Корейской войне.

Польша

  • Польские сухопутные войска : примерно 71 ИС-2 использовался в бою с 1944 по 1945 годы. 180 ИС-2 сохранились по состоянию на 1955 год и оставались на вооружении до 1960-х годов; некоторые позже были переоборудованы в бронированные эвакуационные машины . Два ИС-3 были закуплены в 1946 году только для испытаний.

Румыния

  • Румынские сухопутные войска : Один ИС-2 захвачен во время столкновений на румынской границе с 28 мая по 7 июня 1944 года. Впоследствии танк был выставлен в Бухаресте . [24]

Южная Осетия

  • Армия Южной Осетии : до 1995 года эксплуатировала несколько ИС-2, ИС-3 и Т-10.

Советский союз

  • Красная Армия : Тяжелый танк прорыва 1944-1945 гг.
  • Советская Армия : выведена из эксплуатации в начале 1970-х годов.

Новороссийские повстанцы

  • Один ИС-3, ранее выставленный на постаменте в селе Александро-Калиново возле Константиновки как памятник Великой Отечественной войне, использовался Вооруженными силами Новороссии в бою во время пророссийских беспорядков на Украине в 2014 году . [25] Константиновка была вновь взята украинскими войсками 7 июля 2014 года вместе с ИС-3. [26] [27]

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов — Белая Церковь.

Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

Модернизация ИС-2.


Первые же столкновения с немецкими танками обнаружили недостаточную прочность бронирования лба корпуса. Чтобы устранить этот недостаток ИС-2 , в начале сорок четвертого, корпус стали закаливать на более высокую твердость. И добились результата, обратному желаемому. Броня оказалась хрупкой и склонной к образованию большого количества вторичных осколков. Чем можно объяснить значительные потери тяжелых танков на протяжении зимы и весны текущего года.

В феврале 1944г., ЦНИИ-48 получил предписание на проведение работ, целью которых являлось усилению бронирования корпуса ИС-2. Исследования показали, что существующая форма носового узла позволит противостоять бронебойным снарядам калибра 75 и 88-мм, только при условии увеличения толщины брони до 145-150 мм.

Поэтому наилучшим выходом было изменить как форму носового узла ИС-2, так и режимы закалки. Данный вариант корпуса более известен как корпус со «спрямленным носом». Лобовой лист лишился люка-пробки, а сам лист установили под углом шестьдесят градусов к вертикали. Данное нововведение позволило исключить пробитие лобового листа ИС-2 при углах обстрела в плюс минус тридцать градусов 88-мм немецким ПТА практически в упор.


Нижний лобовой лист, бывший гораздо менее прочным, решили не трогать. Придание угла большего, чем существующий угол в тридцать градусов требовали внесения больших изменений в конструкцию танка ИС-2. Для увеличения стойкости между буксировочными крюками поместили укладку траков. Да и вероятность поражения нижнего лобового листа довольно низка.

Корпуса танка ИС-2 со спрямленным носом существовали двух типов:

  • с сварным носовым узлом Уралмашзавода, выпуска начиная с мая сорок четвертого года;
  • с литым носовым узлом, завода №200 выпуска с июня сорок четвертого.

Впрочем, завод №200 некоторое время выпускал корпуса обоих типов параллельно.

Значительно улучшить бронезащиту башни ИС-2 не получилось. Башня, разработанная под установку 85-мм орудия, статически уравновешена. Эта же башня, после установки 122-мм пушки получила момент неуравновешенности тысячу килограмм на метр. Техническое задание предусматривало усиление защиты башни до 130мм, от чего пришлось отказаться в виду необходимости коренного изменения конструкции.

След в истории и игромании

Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.

Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.

Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.

Выжившие автомобили [ править ]

Есть несколько уцелевших танков серии IS, примеры которых можно найти по следующему адресу:

ИС-2

  • Операционные системы. Górali [стоящий танк], Краков, Польша
  • Музей Войска Польского , Варшава, Польша
  • Музей оружия в форте Виняры , Познань, Польша
  • Музей бронетанкового вооружения в Учебном центре Сухопутных войск, Познань, Польша (действующий, см. Фильм )
  • Танковый музей Народно-освободительной армии, Пекин, Китай.
  • Парк Свободы, Оверлун, Нидерланды.
  • Музей истории Украины во Второй мировой войне , Украина
  • Музей Курземской крепости, Занте, Латвия.
  • Диорама Курская битва, Белгород, Россия.
  • Музей американского наследия , Большой Бостон , США
  • Армейский технический музей , Лешаны, Чешская Республика [28] (ранее в Праге как памятник советским танкистам )

ИС-2М

  • Имперский военный музей Даксфорд , Англия.
  • Кубинский танковый музей , Россия.
  • Парк Победы (Park Pobedy — Парк Победы), Ульяновск, Россия.
  • Парк Победы на Поклонной горе, Москва, Россия.

ИС-3

  • Музей бронетанкового корпуса ЦАХАЛ , Израиль.
  • Музей бронетанкового вооружения, Учебный центр Сухопутных войск, Познань, Польша
  • Армейский технический музей, Лешаны, Чехия (действующий). [28]
  • Музей Войска Польского , Варшава, Польша. (Форт Черняков, филиал музея).
  • Национальный музей доспехов и кавалерии, Форт Беннинг, Джорджия, США.
  • Парк Победы в северной части Ульяновска, Россия.
  • Ульяновское СВУ, Ульяновск, Россия
  • Музей боевой славы, Гомель , Беларусь.
  • Диорама Курская битва, Белгород, Россия.
  • По крайней мере, один ИС-3 использовался сепаратистским правительством в Донбассе до того, как был захвачен украинскими войсками.

ИС-3М

  • Египетский национальный военный музей, Каирская цитадель , Египет.
  • Фонд военных транспортных средств , Калифорния, США. [29]
  • Королевский музей вооруженных сил и военной истории , Брюссель, Бельгия. (все еще работает)

ИС-4

  • Кубинский танковый музей , Россия.

ИС-7

  • Кубинский танковый музей , Россия.

Галерея [ править ]

  • ИС-2
  • ИС-2М
  • ИС-2М в Кубинковском танковом музее
  • ИС-3 в Военно-техническом музее Лешаны
  • Тяжелый танк ИС-3 в Музее Польской техники Войсковой в Варшаве.
  • Бывший ИС-3М египетской армии

Источники [ править ]

  • Барятинский, Михаил (2006). Танки ИГ
    . Хершем, Суррей: Издательство Иана Аллана. ISBN 0711031622 ; (13) 9780711031623
  • Гланц, Дэвид М .; Дом, Джонатан М. (2015). Когда столкнулись титаны. Как Красная Армия остановила Гитлера
    (переработанное и дополненное (Kindle) изд.). Университетское издательство Канзаса. ISBN 978-0-7006-2152-1.
  • Йенц, Томас (1995). Немецкий танк «Пантера»: в поисках боевого превосходства
    . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing . ISBN 0-88740-812-5
  • Джентц, Том; Дойл, Хиллари (1993). Тяжелый танк Тигр-1 1942–45 гг
    . проиллюстрировано Сарсоном, Питером. Скопа. ISBN 978-1-85532-337-7.
  • Перретт, Брайан (1987). Советская броня с 1945 года . Лондон: Blandford Press. ISBN 0-7137-1735-1.
  • Сьюэлл, Стивен «Cookie» (2002). «Красная звезда — белый слон?» in Armor
    , июль – август 2002 г., стр. 26–32. Форт-Нокс, Кентукки: Центр вооружения армии США. ISSN 0004-2420
  • Залога, Стивен (1994). Тяжелый танк ИС-2 1944-1973 гг
    . Osprey Publishing. ISBN 978-1-85532-396-4.
  • Залога, Стивен (1996). Тяжелые танки КВ-1 и 2 1939–1945 гг
    . Osprey Publishing. ISBN 978-1-8553-2496-1.
  • Залога, Стивен; Грандсен, Джеймс (1984). Советские танки и боевая техника времен Второй мировой войны
    . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-606-8.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]