World of Tanks Blitz: обновление 8.4 и польские тяжи

В 1941 году имевшиеся в РККА тяжелые танки КВ-1 без проблем боролись с любой бронетехникой Вермахта. Основным противником машин стала неразбериха первых месяцев боев, приведшая к большим потерям людей и материальной части. В 1942 году на вооружение немецких частей поступил тяжелый танк «Тигр», бороться с которым на равных КВ-1 с 76 мм пушкой уже не мог.

Начиная с 1942 года стали появляться проекты советских тяжелых машин, вооруженных пушками увеличенного калибра. Наиболее успешным стал танк ИС-1, который послужил базой для еще более тяжеловооруженной машины ИС-2, продержавшейся в строю до середины 90-х годов.

История создания

В начале 1942 года в Челябинске был создан проект дальнейшей модернизации танков КВ-1/1с, получивший обозначение КВ-13. В конструкции машины широко использовались отливки из броневой стали, соединенные сваркой. Танк предполагался для замены техники серий Т-34 и КВ в рамках концепции единой бронированной машины. Но далее постройки 3-х прототипов дело не пошло.

Осенью 1942 года под Ленинградом появились первые немецкие тяжелые танки «Тигр», что ускорило начало работ над новой советской машиной с улучшенной защитой и вооружением. Зимой 1943 года выходит постановление о необходимости разработки и постройки прототипов тяжелого танка серии ИС, которое поступило в Челябинск и на опытный танковый завод №100.

Базой для разработки стал КВ-13, причем одновременно велись работы по машинам, вооруженным 76 и 122 мм пушками (будущие ИС-1 и ИС-2 соответственно). К этому времени в распоряжении советских военных был захваченный образец танка «Тигр», который испытали обстрелом из танковых и противотанковых орудий.

Из-за недостаточной эффективности 76 мм артиллерии было предложено создать новую 85 мм пушку, базирующуюся на основе зенитки 52-К. На ранних этапах также рассматривалась возможность применения 107 мм пушки ЗиС-26, но отсутствие серийного выпуска боеприпасов привело к отказу от идеи в пользу 85 мм системы.

К лету были готовы две конструкции, созданные ЦАКБ и КБ завода №9, которые отличались элементами конструкции.

При попытке вписать орудие в башню, конструкторы пришли к выводу о необходимости расширения погона, что повлекло за собой перекомпоновку корпуса танка. Из-за роста длины в ходовую часть ввели шестой торсион с катком (от которого отказались при создании КВ-13).

Поскольку разработка 85 мм системы опережала создание носителя, то летом 1943 года стартовало производство КВ-85. Окончательная разработка первого танка серии ИС, получившего обозначения ИС-85 (с марта 1944 года – ИС-1), закончилась только осенью, а в октябре были собраны первые 2 серийные машины. К этому времени в Челябинске активно дорабатывался проект ИС-2, поэтому жизненный цикл ИС-1 оказался коротким.

Серийный выпуск техники прекратился уже в январе 1944 года, всего было собрано 107 экземпляров танка. Кроме того, существовал опытный экземпляр танка, созданный в рамках работ по «Объекту 248», вооруженный 100 мм орудием С-34.

Модули

Пробитие (мм)Урон (HP)Скорострельн. (выстр/мин)Разброс (м/100 м)Сведение (с)Вес (кг)Цена (|)
VI85 мм Д-5Т120/161/43160/160/28012.350.462.86150061530
VII100 мм Д-10Т175/235/50230/230/33070.422.86225778180
VII85 мм Д-5Т-85БМ144/194/44165/165/29010.310.372.86185073600
VII122 мм Д2-5Т175/217/61390/390/4654.070.463.43260084980
VIII122 мм Д-25Т175/217/61390/390/4654.860.463.432590125140
Броня (мм)Поворот (гр/сек)Обзор (м)Вес (кг)Цена (|)
VIИС-85100/100/10037.625332.5720015000
VIIИС-122100/100/10028350750026300
Мощность (л. с.)Вероятность пожара (%)Вес (кг)Цена (|)
VIIВ-2ИС6001575036000
IXВ-2-54ИС7001270079290
Макс. нагрузка (т)Скорость поворота (гр/сек)RminВес (кг)Цена (|)
VIИС-147.532B/21150012990
VIIИС-2М48.435B/21150018080
Дальность связи (м)Вес (кг)Цена (|)
VII10РК44010018600
IX12РТ62511033600

Описание конструкции

Корпус тяжелого танка ИС-1 состоит из катаных листов брони толщиной 20-90 мм и литой носовой части, соединенных электродуговой сваркой под флюсом. Литая передняя часть имеет стенки переменной толщины в диапазоне 30-120 мм. Причем в ходе боевой эксплуатации был отмечен случай пробития детали в тонком месте бронебойной пулей, выпущенной из ружья Pz.B.41.

Башня обтекаемой конфигурации, изготовлена по технологии литья, толщина стенки 100 мм.

Фронтальная часть башни сложной криволинейной формы, несущая на себе амбразуру орудия, изготовлена в виде отдельной детали, соединенной с основным элементом болтами. Линия стыка погона имела заглубление в плоскость крыши корпуса, что снижало вероятность заклинивания конструкции при попадании снаряда. На внутренней кромке погона башни устанавливалась мерная шкала, использовавшая для наведения орудия при стрельбе с закрытой позиции.

Три члена экипажа размещались в башне, в суженной передней части корпуса находилось место механика-водителя. Сбоку от механика имелась точка установки пулемета с дистанционным приводом спуска, на поздних машинах от монтажа конструкции отказались. Для наблюдения за местностью на башне танка имелась башенка литой конструкции, в которой располагались смотровые приборы.

Основным вооружением ИС-1 являлась 85 мм пушка Д-5Т, установленная в цапфах. Конструкция орудия позволяла смещать ствол в горизонтальном направлении на малый угол без поворота башни. В боекомплект танка входили 59 унитарных патронов с бронебойными и осколочными снарядами. С пушкой был спарен 7,62 мм пулемет ДТ, еще один ствол располагался на задней стенке башни в специальном приливе.

В состав силового агрегата входил 12-цилиндровый 520-сильный атмосферный дизель В-2-ИС и оригинальная 4-скоростная коробка с 2-ступенчатым делителем. Крутящий момент передавался на ведущие колеса заднего расположения через планетарные редукторы с дополнительными фрикционами, обеспечивавшими разворот машины.

Ходовая часть оборудовалась торсионами.

Для ограничения хода балансиров на корпусе стоят стальные отбойники. Катки оснащены внутренними резиновыми амортизирующими кольцами. Гусеничная лента набрана из 86 траков шириной 650 мм, натяжение выполняется кривошипом фронтального ленивца.

Выжившие автомобили [ править ]

Есть несколько уцелевших танков серии IS, примеры которых можно найти по следующему адресу:

ИС-2

  • Операционные системы. Górali [стоящий танк], Краков, Польша
  • Музей Войска Польского , Варшава, Польша
  • Музей оружия в форте Виняры , Познань, Польша
  • Музей бронетанкового вооружения в Учебном центре Сухопутных войск, Познань, Польша (действующий, см. Фильм )
  • Танковый музей Народно-освободительной армии, Пекин, Китай.
  • Парк Свободы, Оверлун, Нидерланды.
  • Музей истории Украины во Второй мировой войне , Украина
  • Музей Курземской крепости, Занте, Латвия.
  • Диорама Курской битвы в Белгороде, Россия.
  • Музей американского наследия , Большой Бостон , США
  • Армейский технический музей , Лешаны, Чешская Республика [27] (ранее в Праге как памятник советским танкистам )

ИС-2М

  • Имперский военный музей Даксфорд , Англия.
  • Кубинский танковый музей , Россия.
  • Парк Победы (Park Pobedy — Парк Победы), Ульяновск, Россия.
  • Парк Победы на Поклонной горе, Москва, Россия.

ИС-3

  • Музей бронетанкового корпуса ЦАХАЛ , Израиль.
  • Музей бронетанкового вооружения, Учебный центр Сухопутных войск, Познань, Польша
  • Военно-технический музей, Лешаны, Чехия (действующий). [27]
  • Музей Войска Польского , Варшава, Польша. (Форт Черняков, филиал музея).
  • Национальный музей доспехов и кавалерии, Форт Беннинг, Джорджия, США.
  • Парк Победы в северной части Ульяновска, Россия.
  • Ульяновское СВУ, Ульяновск, Россия
  • Музей боевой славы, Гомель , Беларусь.
  • Диорама Курской битвы в Белгороде, Россия.
  • По крайней мере, один ИС-3 использовался сепаратистским правительством в Донбассе до того, как был захвачен украинскими войсками.

ИС-3М

  • Египетский национальный военный музей, Каирская цитадель , Египет.
  • Фонд военных транспортных средств , Калифорния, США. [28]
  • Королевский музей вооруженных сил и военной истории , Брюссель, Бельгия. (все еще работает)

ИС-4

  • Кубинский танковый музей , Россия.

ИС-7

  • Кубинский танковый музей , Россия.

Галерея [ править ]

  • ИС-2
  • ИС-2М
  • ИС-2М в Кубинковском танковом музее
  • ИС-3 в Военно-техническом музее Лешаны
  • Тяжелый танк ИС-3 в Музее Польской техники Войсковой в Варшаве.
  • Бывший ИС-3М египетской армии

Технические характеристики ИС-1

Ближайшими конкурентами советского ИС-1 стали немецкие тяжелые машины «Пантера « и «Тигр», вооруженные длинноствольными 75 или 88 мм орудиями. Танк Pz.Kpfw.V, превосходивший отечественную машину в подвижности, несколько уступал по бронированию, расположенному под выгодными углами наклона.

Машина Pz.Kpfw.VI являлась более опасным противником благодаря толстой броне и мощному 88 мм орудию.

ИС-1Pz.Kpfw.VAusf.DPz.Kpfw.VIAusf.E
Масса, кг442004480057000
Длина (без ствола), мм677068706316
Ширина, мм307032703705
Высота, мм274029952930
Толщина брони, мм30-12017-11028-100
Скорость хода по шоссе, км/ч375538
Запас хода, км150250195

Общей проблемой германской техники стало использование бензиновых двигателей, не отличавшихся надежностью. Применение шахматной подвески улучшало плавность хода, но в зимнее время отмечались случаи заклинивания катков из-за намерзающей грязи. Большой проблемой являлась замена внутренних катков, для демонтажа узла приходилось снимать соседние колеса.

ЭВМ серии «М»

Пока академик Лебедев работал над электронно-вычислительным устройством в Киеве, в Москве образовывалась отдельная группа электротехников. Сотрудники Энергетического института имени Кржижановского Исаака Брука (электротехник) и Башира Рамеева (изобретатель) в 1948 году подают в патентное бюро заявку на регистрацию проекта собственной ЭВМ. В начале 50-х Рамеев становится руководителем отдельной лаборатории, где и предназначалось появиться этому устройству. Буквально за один год разработчики собирают первый прототип машины М-1. По всем техническим параметрам это было устройство, намного уступающее МЭСМ: всего 20 операций в секунду, тогда как машина Лебедева показывала результат в 50 операций. Неотъемлемым преимуществом М-1 были ее габариты и энергопотребление. В конструкции использовано всего 730 электрических ламп, они требовали 8 кВт, а весь аппарат занимал лишь 5 м2.

Боевое применение

Танки Ис-1 поступили на вооружение полков прорыва в конце зимы 1944 года, вытеснив устаревающие КВ-1/1с. Экипажи включали в себя 2 офицеров и 2 сержантов, обучение велось на полигоне в районе Тулы.

Первый бой ИС-1 провели в феврале, ведя наступление на линии Фастов — Белая Церковь.

Немецкие танки, подпустив советские машины на малую дистанцию, открыли огонь, уничтожив несколько ИС-1. Спустя 3 недели несколько ИС-1 были разбиты 88 мм зенитками в ходе боев под Уманью.

В начале-середине марта зафиксированы бои ИС-1 с «Тиграми», которые сожгли несколько машин ИС-1. При этом ответный огонь советских танков оказался малоэффективен из-за большой дистанции боя (по разным оценкам от 1,5 до 1,8 км). В первой декаде месяца два танка сгорели в результате огня 75 мм штурмовых орудий Вермахта. Эти боестолкновения лишний раз подтвердили слабость вооружения ИС-1 и ускорили насыщение армии машинами ИС-2.

Уцелевшие ИС-1 применялись на различных участках фронта вплоть до окончания войны, а затем были переведены в категорию учебных машин. Некоторые машины принимали участие в штурме Берлина. Официальной датой снятия машины с вооружения является май 1954 года.

Примечания[править]

  1. Желтов И. Г. и др. Танки ИС
    //Танкомастер (спецвыпуск), 2004
  2. Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.
  3. https://www.battlefield.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=149&Itemid=65
  4. ↑ https://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/T34_85/t34_85_2.html
  5. ↑ Ошибка цитирования Неверный тег ; для сносок не указан текст
  6. Шмелёв И. П. Бронетехника Германии 1934—1945 гг.:Иллюстрированный справочник. — М.:ООО «Издательство Астрель», 2003 стр. 209, ISBN 5-271-02455-5
  7. https://subscribe.ru/archive/radio.oldradio/200203/29020515.html

След в истории и игромании

Мелкосерийный по сути ИС-1 стал пробной машиной, позволившей создать танки ИС-2, заметно превосходившие немецкую технику по мощности вооружения. Отмеченная уже на ИС-1 слабая броневая защита фронтальных проекций перешла и к преемнику, который только в середине 1944 года получил модернизированную отливку носовой части.

Танки ИС-1 являются игровыми машинами в компьютерных симуляторах World of Tanks, War Thunder и ряде других.

Единственным производителем модели ИС-1 в масштабе 1:35 является компания Dragon. При этом копийность набора далека от идеальной – требуется замена элементов ходовой части и башни, а также применение фототравленых деталей, улучшающих восприятие модели.

Ссылки [ править ]


  1. Пек, Майкл (2 июля 2014 г.). «Новое оружие украинских повстанцев — танк времен Второй мировой войны» . Война скучна . Проверено 30 октября 2022 года .
  2. https://tank.uw.ru/archive/sebestoimostx/
  3. «Производство ИС-1» .
  4. Николас Моран. «Внутри вождского люка: ИС-7 Часть 2» . Youtube
    . World of Tanks Северная Америка.
  5. Zaloga & Grandsen 1984 , стр. 176.
  6. Киннер, Джеймс; Сьюэлл, Стивен (29 июня 2022 г.). Советский тяжёлый танк Т-10 и варианты . Bloomsbury Publishing. ISBN 9781472820532.

  7. Николас Моран (9 декабря 2014 г.). «Внутри вождского люка: ИС-7 Часть 1» .
    World of Tanks Северная Америка
    . YouTube.
  8. «Тяжелый танк ИС-7 (Объект 260) — Энциклопедия танков» . Танковая энциклопедия
    . 5 мая 2022.
  9. «Советский тяжелый танк ИС-7 [советский тяжелый танк ИС-7]» . Tankmuseum.ru. 2016-01-05 . Проверено 21 февраля 2016 .[ постоянная мертвая ссылка
    ]
  10. «Тяжелые советские танки» . Tankmuseum.ru. 1945-09-09. Архивировано из оригинального 22 мая 2011 года . Проверено 15 июня 2011 .
  11. ^ а б Залога 1994 , стр. 17.
  12. ^ a b c Миллер 2000, стр. 250.

  13. Гао, Чарли (8 декабря 2022 г.). «Встречайте сталинского монстра холодной войны: тяжелый танк Т-10М» .
    Национальный интерес
    .
  14. Залог & Grandsen +1984 , стр. 119, 176.
  15. «ИС-3 образца 1945 года» . onwar.com
    . Архивировано из оригинала на 2014-08-11.[
    ненадежный источник?
    ]
  16. Миллер, Дэвид (1999). Холодная война: история . ISBN 0-312-24183-6.
  17. Zaloga 1994 , стр. 5-6.
  18. Zaloga 1994 , стр. 19.
  19. Zaloga 1994 , стр. 20.

  20. Никифоров Алексей. «ИС-7: бронированное чудо?» .
    PKKA CA
    . Проверено 9 октября 2014 года .
  21. Das letzte Jahr der deutschen Heeres 1944-1945 «фон Вольфганг Флейшер / Podzun-Pallas Verlag

  22. József, Cseh (зима 2012 г.). «Мадьяр Нефадсерег fegyverzettel való ellátásának néhány problémája az 1950-es évek elején» [Некоторые проблемы снабжения Венгерской народной армии вооружением в начале 1950-х годов] (PDF) (на венгерском языке).
  23. Марк Эксуорси Корнел I. Scafeş, Cristian Crăciunoiu, третья ось, Четвертый Ally: румынские вооруженные силы в европейской войне 1941-1945
    , стр. 221
  24. «Танк» Иосиф Сталин-3 «разгромил блокпост на Донбассе, естьшие» [ Танк «Иосиф Сталин-3» разгромил блокпост на Донбассе, жертвы]. РИА Новости. 30 июня 2014 г.
  25. «Украинские правительственные войска нацелены на дальнейшие успехи» . Обзор рынка (The Wall Street Journal)
    . 6 июля 2014 г.
  26. «Украинский флаг поднят над Константиновской городской управой» . ukrinform.ua
    . Архивировано из оригинала на 2014-07-14 . Проверено 2 августа 2014 .
  27. ^ a b «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЛЕШАНИ> Основная информация» (на чешском языке). Vojenský Historický ústav Praha. Архивировано из оригинала на 5 мая 2009 года.
  28. «Фонд военных транспортных средств — Коллекция по категориям» . Mvtf.org . Проверено 15 июня 2011 .
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]