Гайд по танку Т-10 в игре World of Tanks


Танк Т-10М «объект 272»

Следующая модификация танка Т-10 — «объект 272» — разрабатывалась в соответствие с решением пленума Научно-технического комитета ГБТУ, состоявшегося 14 декабря 1954 г. Первоначально её ведущим инженером был назначен А. Шнейдман, затем руководство работами передали П. Михайлову.
Танк Т-10М «объект 272»
Модернизация коснулась в первую очередь вооружения танка. 122-мм орудие Д-25Т, которое устанавливалось ещё на танках ИС-2, было, наконец, отправлено на покой. Вместо него танк получил существенно более мощное орудие М-62Т2С (2А17), хотя и того же калибра. Само орудие М-62 проектировалось в КБ завода №172 в Перми (тогда ещё г. Молотов) под руководством главного конструктора М. Цирульникова. Опытные экземпляры прошли испытания в 1953 г. и показали значительно лучшие баллистические характеристики. Так, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с при бронепробиваемости 225 мм на расстоянии 1000 м. У Д-25 эти характеристики равнялись, соответственно, 795 м/с и 145 мм. Кроме того, М-62 имело и ряд эксплуатационных преимуществ. Характерным внешним признаком М-62 был дульный тормоз щелевого типа, поглощавший до 70% силы отдачи при выстреле.

Т-10 в засаде. На манёврах Группы советских войск в Германии. Белая полоса справа на корпусе означает принадлежность танка к определённой стороне участников. Начало 1960-х гг.

Опытный образец стабилизированного в двух плоскостях орудия М-62Т2С прошёл заводские испытания летом 1955 г. Первые три его образца со стабилизаторами 2Э12 «Ливень» были отправлены на ЛКЗ 1 ноября 1955 г. и установлены на «объект 272» с прицелом наводчика Т2С-29-14.

Башня танка Т-10М, вид спереди слева

Обновили на танке и вспомогательное — пулемётное — вооружение, оснастив его более мощными 14,5-мм КПВТ. Один из пулемётов, спаренный с орудием, мог использоваться и в качестве пристрелочного на дальностях до 2000 м. На его прицеле Т2С-29 для этого имелась специальная прицельная шкала. Другой пулемёт — зенитный с коллиматорным прицелом ВК-4 — размещался на башне, на погоне люка заряжающего; его наибольшая прицельная дальность составляла 1000 м. При необходимости из этого пулемёта можно было вести огонь и по наземным целям, используя оптический прицел ПУ-1.

Башня танка Т-10М: 1 — отверстие для пальца крепления рамки пушки; 2 — окно для пулемёта ДШК; 3 — крюк; 4 — дождевой щиток; 5 — отверстие для тяги крепления рамки пушки; 6 — броневой лист крыши башни; 7 — отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего ТНП; 8 — крышка люка заряжающего; 9 — рукоятка механизма поворота верхнего погона люка заряжающего; 10 — броневое ограждение прицела ТПН-1; 11 — крышка люка командира танка; 12 — крышка кормового ящика башни для ЗИП; 13 — кормовой ящик для ЗИП; 14 — стакан антенного ввода; 15 — отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51; 16 — поручень; 17 — колпак бронировки прицела Т2С-29; 18 — выемка для открывания откидного листа над радиаторами

Башенный люк заряжающего танка Т-10М. Видны шестерня механизма поворота люка и отверстия крепления турели зенитного пулемёта

Все члены экипажа, кроме заряжающего, имели приборы ночного видения: командир — ТКН-1Т, механик-водитель — ТВН-2Т, наводчик — ТПН-1-29-14 «Луна», позволявший вести прицельную стрельбу ночью с максимальной дальностью 1150 м. Бронирование башни несколько усилили, поменяли места размещения приборов наблюдения и прицелов, форму их бронировок. Изменили конструкцию крышки люка механика-водителя и крыши силового отделения.

Башня танка Т-10М, вид спереди справа

Установили на танке более мощный дизель В-12-6, имевший 750 л. с. при 2100 об/мин и отличавшийся конструкцией картера, коленчатым валом, поршнями цилиндров и т.д. Ввели ножную педаль тормоза и новые бортовые редукторы, у которых планетарный ряд размещался внутри ведущего колеса. Для улучшения плавности хода число гидроамортизаторов увеличили до шести, а динамический ход опорного катка возрос со 144 до 172 мм. Запас возимого топлива довели до 400 л за счёт двух новых баков, которые разместили на кормовой части корпуса. Танк получил систему ПАЗ и ТДА для постановки дымовой завесы.

Башенный командирский люк танка Т-10М

Размещение на танке прицела ТПН-1 по-боевому: 1 — прицел; 2 — шаровой фланец прицела; 3 — кольцо; 4 — стяж­ной болт; 5 — конический вкладыш; 6 — кронштейн прицела; 7 — рычаг подъёмного механизма пушки; 8 — тяга параллело­грамма; 9 — рычаг механизма привода головного зеркала прице­ла; 10 — броневое ограждение; 11 — прожектор Л-2

Общий вид танка Т-10М слева и сверху

Общий вид танка Т-10М справа, спереди и сзади

Упоры и балансиры опорных катков, направляющее колесо танка Т-10М

Ходовая часть танка Т-10М

Ходовая часть танка Т-10М: 1 – кривошип направляющего колеса; 2 – механизм натяжения гусеницы; 3 – упор; 4 – балансир; 5 – кронштейн поддерживающего катка; 6 – поддерживающий каток; 7 – бортовая передача; 8 – гусеница; 9 – опорный каток; 10 – направляющее колесо

Ведущее колесо танка Т-10М

В качестве средств связи использовались радиостанция Р-133 и ТПУ Р-120. В результате всех этих изменений масса танка возросла до 51,5 т. Государственные испытания «объекта 272» завершились в декабре 1956 г. По их результатам танк был рекомендован к производству. К этому времени к выпуску новой модификации подключили ЛКЗ. До этого танки Т-10, Т-10А и Т-10Б производились только на ЧКЗ. Несмотря на все усилия, приложенные конструкторами и руководством отрасли, добиться полной унификации машин, выпускавшихся на этих двух заводах, не удавалось. Поэтому 26 сентября 1957 г. приказом министра обороны было принято на вооружение под обозначением Т-10М сразу два танка: «объект 272» — ленинградский и «объект 734», выпускавшийся в Челябинске.

Отделение управления танка Т-10М: 1 — рукоятка запорного устройства крышки люка маханика-водителя; 2 — аппарат ТПУ; 3 — масляный манометр коробки передач; 4 — провод высокого напряжения к прибору ТВН-2Т; 5 — центральный щиток механика-водителя; 6 — крышка люка механика-водителя; 7 — электропровод к стеклоочистителю; 8 — рукоятка управления заслонками эжекторов; 9 — центральный вентиль системы воздушного запуска; 10 — кран-редуктор воздухопуска; 11 — закрывающий механизм крышки люка механика-водителя; 12 — баллоны ППО; 13 — снарядные гильзы; 14 — ручной топливоподкачивающий насос; 15 — ящик для укладки гранат; 16 — рычаг ручной подачи топлива; 17 — рукоятка селектора; 18 — рычаг реверса; 19 — запасной прибор ТПВ-51; 20— правый рычаг управления; 21 — педаль подачи топлива; 22 — сиденье механика-водителя; 23 — педаль остановочного тормоза; 24 — ящик с прибором ТБН-2Т; 25 — педаль управления; 26 — левый рычаг управления: 27 — выключатель аккумуляторных батарей; 28—розетка внешнего запуска; 29 — аккумуляторные батареи; 30 — сумка с документацией танка; 31 — бачок для питьевой воды; 32 — электрораспределительный щиток

Машины ЧКЗ отличались конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах, системе питания топливом. Хотя такая ситуация и шла вразрез с требованиями по стандартизации и унификации вооружения и военной техники, тем не менее танки с этими конструктивными отличиями находились в серии вплоть до 1962 г., когда производство Т-10М в Челябинске завершилось; на ЛКЗ их выпуск продолжался до конца 1965 г. С 1959 г. в Ленинграде пошла в серию командирская машина «объект 272К» на базе Т-10М, предназначенная для обеспечения связи командира подразделения с вышестоящим командованием и штабами. Для размещения дополнительной радиостанции Р-112 и зарядного агрегата боекомплект к пушке уменьшили до 22 выстрелов. Дальность связи Р-112 при работе с 10-метровой антенной на стоянке в телеграфном режиме составляла 100 км, в телефонном режиме — 40 км. Всего с 1959 по 1964 г. было построено 100 Т-10МК (выпускались только на ЛКЗ).

Боевое отделение: 1 — блок питания ночного прицела ТПН-1; 2 — радиостанция: 3— азиму­тальный указатель; 4 — щиток элек­трооборудования башни; 5— стопор башни; 6 — распределительная короб­ка К-1; 7 — авод антенны; 8 — коробка компенсатора; 9 — пульт светового курсоуказателя; 10 — механизм пово­рота башни; 11 — электроблок прице­па Т2С-29; 12 — ночной прицел ТПН-1; 13—аппарат ТПУ; 14 —прицел Т2С-29; 15 — пополнительный бачок; 16 — подъ­ёмный механизм пушки; 17 — пушка М62-Т2; 18 — ограничитель сниже­ния пушки; 19— спаренный пулемёт КПВТ: 20 — преобразователь частоты ПТ-200Ц; 21— магазин спаренного пулемёта; 22 — ящик с ЗИП прице­ла Т2С-29; 23— снарядная каретка; 24 — семи-местная гильзовая укладка; 25 — магазин спаренного пулемёта; 26 — ящик с прибором ТПБ-51

В процессе производства в конструкцию Т-10М постоянно вносились изменения. Так, с декабря 1962 г. стали устанавливать более простую в изготовлении механическую трансмиссию, первоначально разработанную в качестве резервного варианта. Она была на 507 кг легче прежней и имела значительно меньшие габариты, что позволило дополнительно разместить в забронированном объёме 100 л топлива. С 1963 г. Т-10М начали выпускать с системой ОПВТ: танк теперь мог преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. С 1964 г. ввели автоматическую систему ППО с более эффективным огнетушащим составом «3,5».

Корпус танка Т-10М. Вид кормовой части

Корпус танка Т-10М (вид на корму): 1 — верхний кормовой откидной лист; 2 — задние боковые листы; 3 — палец крепления серёг рычага амортизатора; 4 — бонки крепления грязеочистителей; 5 — гнездо для установки бортовой передачи; 6 — буксирный крюк; 7 — торсионный валик; 8 — нижний кормовой лист

Корпус танка Т-10М (вид спереди справа): 1 — нижний наклонный лобовой лист; 2 — верхние наклонные лобовые листы; 3 — петли для крепления переднего отражателя; 4 — кронштейн кривошипа направляющего колеса; 5 — буксирный крюк; 6 — защёлка буксирного крюка: 7 — скобы для крепления вертикального щитка; 8 — ограждение фары; 9 — передний наклонный лист крыши; 10 — люк механика-водителя; 11 — защитный брусок; 12 — подбашенный лист; 13. 19 — выпускные окна эжекторов; 14, 18 — окна сеток над радиаторами; 15 — окно сетки запуска в двигатель воздуха летом; 16 — лист крыши над двигателем; 17 — окно сетки впуска а двигатель воздуха зимой; 20 — верхний наклонный бортовой лист; 22 — нижний гнутый бортовой лист; 22 — кронштейн балансира опорного катка; 23 — упор балансира; 24 — фланац; 25 — ограждение фары и сигнала; 26 — цапфа механизма натяжения гусеницы

Т-10М (башня, сиденья, приборы и рычаги управления, боеукладки условно не показаны): 1, 26 — передние грязевые щитки; 2 — подбашенный лист крыши; 3, 24— передние ящики ЗИП; 4 — окно для запуска в двигатель воздуха летом; 5, 22 — средние ящики ЗИП; 6—выпускные окна эжекторов; 7 и 20—сетки окон над радиаторами; 8 и 19—задние ящики ЗИП; 9 — пробка заправочного отверстия топливного бака; 10 и 16 — пробки отверстий для доступа к регулировочным гайкам тормозных лент; 11 и 15 — задние грязевые щитки; 12 — верхний кормовой откидной лист; 13 — окно впуска воздуха в двигатель зимой; 14 — крышка люка для обслуживания системы смазки; 17— пробка над масляным щупом; 18 — съемный лист крыши над двигателем; 21 — пробка заправочного отверстия системы охлаждения; 23 — днища корпуса; 25 — крышка люка механика-водителя; 27 — скобы для крепления вертикального щитка; 28 — передний отражатель

Очередная модернизация танка Т-10М была связана с его вооружением. Прогресс в танкостроении не стоял на месте и если в 1950-е годы 122-мм советские танковые орудия без проблем пробивали своими бронебойными калиберными снарядами броню любых танков НАТО, то в 1960-х ситуация изменилась. 105-мм орудия американского танка М60 и 120-мм английского «Чифтен», выпускаемых в тот период, поражали Т-10М. Калиберные бронебойные снаряды нашего орудия М-62 не брали лобовую броню этих танков.

Крыша МТО танка Т-10М

В сложившейся ситуации по заданию Министерства обороны и Государственного комитета по оборонной технике началась разработка 122-мм подкалиберных и невращающихся кумулятивных снарядов для орудия М-62Т2С. Выстрел с кумулятивным снарядом, пробивавшим вертикально расположенную броневую плиту толщиной 450 мм, приняли на вооружение 30 ноября 1964 г. С 1967 г. в боекомплект Т-10М был включен и бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1600 м/с, пробивавший 320-мм броню на дальности 2000 м. В 1963 г. небольшое количество танков Т-10М дополнительно вооружили противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка». Такими же ПТУР и тогда же пытались довооружить и средние танки Т-55. Пусковая установка для трёх ракет «Малютка» размещалась снаружи на задней части башни в специальном кожухе; она была оснащена механизмом подъёма с электроприводом. Наведение ракет осуществлялось согласованием углов наведения пусковой установки и линии прицеливания штатного прицела наводчика. В боекомплект танка входило шесть ракет.

Противотанковый ракетный комплекс “Малютка”. Переносной пехотный вариант: ракеты на пусковых установках в боевом положении, пульт управления с монокулярным визиром и аппаратурой наведения

Пусковая установка для трех ракет “Малютка” на задней части башни танка Т-10М

Можно утверждать, что танк Т-10 оказался вполне удачной машиной, в которой органично сочетались мощная броневая защита, высокоэффективное вооружение и хорошие маневренные качества. Простота устройства, удобное управление, высокая проходимость выгодно отличали его от других советских и зарубежных тяжёлых танков. В начале 1950-х годов, когда началась разработка Т-10, тяжёлые танки собственной конструкции, кроме СССР, имели на вооружении только США — М103 (1956 г.) и Англия — «Конкэрор» (1954 г.). Однако оба эти танка уступали Т-10: были тяжелее и выше, имели небольшую скорость; за счёт того, что они оснащались карбюраторными двигателями, их запас хода по топливу был значительно ниже, не говоря уже о существенно большей пожароопасности. «Конкэрор» с 120-мм нарезным орудием, оказавшимся чрезвычайно громоздким, мог похвастаться только одноплоскостным в вертикальной плоскости стабилизатором, а М103 — вообще такового не имел. Т-10А уже в 1956 г. оснащался одноплоскостным стабилизатором, а Т-10Б — двухплоскостным. На зарубежных танках отсутствовала система ПАЗ, не имели они и возможности преодолевать водные преграды по дну. Правда, советский танк несколько уступал им по броневой защите передней части корпуса, зато значительно превосходил по подвижности и проходимости. В целом танк Т-10 отвечал основным тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к тяжёлым машинам того периода.

Днище корпуса танка Т-10М:
1 — днище корпуса; 2 — люк для выхода газов из котла подогревателя; 3 —отверстие слива горючего из сливного бачка и слива охлаждающей жидкости; 4 — люк слива масла из масляного бака; 5 — люки под силовой передачей; 6 — пробки слива масла из карманов корпуса подбортовыми передачами; 7 — люк слива горючего; 8 — люк под двигателем; 9 — люк запасного выхода; 10 — лючок слива масла
Перевернувшийся танк Т-10М. Хорошо видны люки на днище корпуса

Долгое время западные эксперты считали, что в СССР было построено более 8 тыс. танков Т-10 всех модификаций, в соответствии с этим называя его самым массовым тяжёлым танком в мировом танкостроении. На деле всё оказалось намного скромнее. Согласно последним опубликованным данным, с 1953 по 1965 г. было выпущено всего 1439 танков Т-10 всех модификаций. Эти машины в основном направлялись на вооружение тяжёлых танковых дивизий, которые стали формироваться с 1954 г.

Размещение приборов системы стабилизации в башне: 1 – прицел Т2С-29; 2 – исполнительный цилиндр; 3 – преобразователь; 4 – дополнительный бак; 5 – вторая распределительная коробка; 6 – электромашинный усилитель; 7 – гидроусилитель; 8 – блок гиротахометров; 9 – ограничитель; 10, 13 – распределительные коробки; 11 – исполнительный двигатель; 12 – коробка компенсатора; 14 – электроблок

Размещение боекомплекта в танке Т-10М: 1 — одиночные укладки на семь снарядов на верхней полке в нише башни; 2 — двухместные укладки гильз на нижней полке в нише башни; 3 — двухместные и одиночные укладки гильз в нише корпуса; 4 — одиночные укладки гильз на стенке ниши башни; 5 — одиночные укладки гильз на правом борту башни; 6 — пятиместная укладка снарядов с одиночной укладкой для гильзы на вращающемся полу; 7 — семиместная укладка гильз с тремя одиночными укладками снарядов в отделении управления; 8 — одиночная укладка снаряда в нише корпуса за семиместной гильзовой укладкой; 9 — трёхместные укладки снарядов в трёх каретках на погоне башни; 10 — двухместная укладка снарядов и двухместная укладка гильз над аккумуляторами; 11 — двухместная укладка снарядов под сиденьем командира танка; 12 — одиночная укладка снарядов в левом углу боевого отделения у моторной перегородки; 13 — коробки (3 шт.) с лентами по углам боевого отделения для спаренного пулемёта; 14 — коробки с лентами на вращающемся полу (3 шт.) и на борту башни (1 шт.) для зенитного пулемёта; 15 — укладки цинковых коробок с патронами на вращающемся полу (5 шт.) и под вращающимся полом (2 шт.)

В этот период в рамках пересмотра способов ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия проводились мероприятия по изменению штатной организации войск. С целью повышения живучести армейских подразделений в их составе резко увеличивалось количество танков, бронетранспортёров, зенитных средств. Так, по новым штатам, принятым в 1954 г., в танковом полку танковой дивизии состояло 105 машин (ранее их было 65). Кроме того, в состав дивизии был включен механизированный полк. С того же года стали формироваться ттд, предназначавшиеся для прорыва укрепленной обороны противника, в которые входило по три ттп, вооруженных 195 машинами. Именно сюда и начали передаваться поступающие в войска танки Т-10.

Установка спаренного с орудием пулемета ДШК в маске орудия танка Т-10М

Щелевой дульный тормоз 122-мм орудия М-68Т2С танка Т10-М

Заряжание орудия Д-15ТА танка Т-10. Снаряд находится на цепи досылателя, отправляющего его в камеру орудия

Броневая маска орудия танка Т-10М

Первыми были развернуты две тяжёлые танковые дивизии в составе Группы советских войск в Германии. Это были 13-я гвардейская Бобруйско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова и 25-я гвардейская Краснознамённая. Позже к ним присоединились 5-я Корсуньская Краснознамённая ттд и 34-я Днепровская ордена Суворова из состава Белорусского военного округа, а также 14-я гвардейская Бахмачская дважды Краснознамённая ордена Суворова ттд из Киевского военного округа. Для их формирования использовались как личный состав, так и материальная часть расформированных в 1956 г. отдельных тяжёлых танкосамоходных полков.

Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организаций Варшавского договора. 1968г..

Танки Т-10М в Чехословакии в составе войск стран Организаций Варшавского договора. 1968г..

В составе Сухопутных войск ттд просуществовали до начала 1970-х гг., когда в армейские соединения стали поступать основные танки Т-64, Т-72 и, наконец, Т-80. По своим боевым характеристикам они значительно превосходили тяжёлые Т-10, которые постепенно передавались на долговременное хранение, перебрасывались в укрепрайоны на советско-китайской границе или же отправлялись на разборку-разделку. Официально, как и многая другая советская бронетанковая техника, тяжёлые танки Т-10 были сняты с вооружения только в 1993 г., уже в Российской Армии. Танк Т-10 не может похвастаться сколько-нибудь яркой боевой карьерой. На экспорт эти машины никогда не поставлялись, поэтому им не представилась возможность показать себя, например, в боях на Ближнем Востоке, где прошло боевую обкатку большинство советской танковой техники (Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, ПТ-76). Единственной крупной войсковой операцией, в которой приняли участие Т-10, стала операция «Дунай» — ввод войск стран Организации Варшавского Договора на территорию Чехословакии «в целях борьбы с контрреволюцией в Восточной Европе». Они находились в составе 13-й ттд 1-й гвардейской ТА и в 25-й Краснознамённой дивизии 20-й гвардейской Краснознамённой армии.

Источник: Бронеколлекция 4’09

Видео-обзоры


Т-10 – КАК ИГРАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ БЕЗ ГОЛДЫ WoT? Гайд

Т-10 – Лучше не бывает !!!

«ЖЕСТКИЙ НАГИБАТОР…8000 УРОНА на Т-10» / НА ЧТО СПОСОБЕН Т-10? #ЛучшееДляВас

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]