Гайд по легкому танку второго уровня Strv m/38 World of Tanks от aces.gg


Привет всем любителям погонять в песочнице, с вами aces.gg! Как вы уже догадались, сейчас мы поговорим об одном из представителей низкоуровневой техники. Речь пойдет о шведском легком танке второго уровня и перед вами Strv m/38 гайд

.
Разумеется, второй уровень в каждой ветке развития, если ориентироваться на быструю прокачку, является промежуточным. Однако для полноты восприятия мы рассмотрим Strv m/38 характеристики
и сравним этот танк с одноклассниками.

ТТХ Strv m/38

В плане обобщенных параметров у нашего маленького шведа имеется стандартный по меркам ЛТ-2 запас прочности, а также неплохая, но не самая большая базовая дальность обзора в 300 метров.

Если же рассматривать Strv m/38 ТТХ

бронирования, все очень посредственно, броня у нас абсолютно картонная. Это значит, что данный танк без проблем будет пробиваться даже из пулеметиков. Как вы понимаете, рассматривать отдельно лоб машины или борта нет смысла, одинаково мало миллиметров тут по кругу, так что в бою стоит быть особо внимательными и осторожными.

С точки зрения подвижности, легким наш танк можно назвать с натяжкой, так как Strv m/38 World of Tanks

имеет слабоватую максимальную скорость, но что еще более важно – у нас посредственная динамика, из-за недостаточного соотношения лошадиных сил на тонну веса. Но вот с маневренностью все в порядке, поворачивает
Strv m/38 танк Швеции
довольно бодро.

Орудие

А теперь, по традиции, пришло время обратить ваше внимание на вооружение данного агрегата и сразу хотелось бы сказать, что пушка в нашем распоряжении среднестатистическая.

Итак, Strv m/38 орудие

имеет такой же альфастрайк, как у большинства легких танков одноклассников, примерно такую же скорострельность, как у большинства и поэтому, мы наносим стандартные 1065 единиц урона в минуту, это немного и немало.

Что же касается параметров бронепробития, с этой стороны наша пушка достаточно хороша, Strv m/38 WoT

может комфортно себя чувствоваться в топе списка, но с некоторыми третьими уровнями будут проблемы, для комфортной игры лучше все-таки возить с собой немного голды.

Если же говорить о точности орудия, как и большинства танков на уровне, легкий танк Strv m/38 World of Tanks

имеет большой разброс и плохую стабилизацию, так что наносить урон в движении очень сложно. Правда, эти недостатки с лихвой компенсируются быстрым сведением, а еще на нашей стороне просто превосходные углы вертикальной наводки, ведь ствол опускается на 15 градусов вниз.

Описание конструкции[править]

Корпус и бронирование[править]

Корпус легкого танка имел клепано-сварную конструкцию. Он собирался из листов катаной броневой стали, обладавших разной толщиной. Так лобовые листы корпуса танка имели толщину 15 мм, они были расположены под значительными углами наклона, что увеличивало толщину приведенной брони. Борта корпуса также были изготовлены из бронеплит толщиной 15 мм, а вот крыша и днище корпуса имели толщину всего 6 мм.

Компоновка корпуса танка была классической. В передней части находилось отделение управления и трансмиссия. Место мехвода располагалось у левого борта танка и выделялось рубкой небольшой формы с прямоугольным люком и тремя смотровыми приборами с триплексами. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса. Здесь находились места командира танка и наводчика. На крыше боевого отделения была установлена башня конической формы. В передней сильно выдвинутой вперед бронированной маске располагалась пушка и спаренный с ней пулемет. Кормовая ниша башни была предназначена для установки радиостанции. Антенна штыревого типа была выведена на левый борт башни. Также на крыше башни со смещением в правую сторону была расположена командирская башенка, слева впереди располагался перископический прицел в бронированном колпаке. Для эвакуации экипажа по обоим бортам башни были размещены бронированные люки.

Вооружение[править]

В качестве вооружения была выбрана 37-мм противотанковая пушка . В Швеции орудие приняли на вооружение в 1937 году под обозначением 37-мм infanterikanon m/34 (модель 1934 года — пехотное орудие). В 1938 орудие было несколько модернизировано и выпускалось как 37-мм pansarvarnskanon m/38 (модель 1938 года — противотанковое орудие). Также существовал танковый вариант пушки под названием 37 mm Kanon m/38 stridsvagn. 37-мм пушка Bofors для своего времени обладала высокими боевыми качествами и была способна поражать практически любой танк. На дистанции до 300 метров бронебойный снаряд мог пробивать броню толщиной до 60 мм, до 500 метров — 48 мм, до 1000 метров — 30 мм, до 2000 метров — 20 мм. Бронебойный снаряд весил 700 грамм и развивал начальную скорость 810 м/с. Практическая дальность составляла 7100 метров, скорострельность — 10 выстрелов в минуту.

Таблица бронепробиваемости для 37-мм противотанковой пушки Бофорс
Бронебойно-трассирующий каморный снаряд Marskin panssarintuhoojat
Дальность, мПри угле встречи 60°, мм
30042
50037
100028
Приведена информация из финских источников, методика измерения пробивной способности неизвестна. Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

Кроме пушки, танк вооружался и 8-мм пулеметом Karlskrona Ksp m/36. Пулемёт являлся лицензионной копией авиационной версии Браунинга m/22 (Ksp m/22) под новый 8-мм патрон 8×63 m/32 (реальный калибр 7.87 мм). Новый патрон с 14,2-граммовой пулей, имевшей начальную скорость 760 м/с по дульной энергии почти вдвое превосходил старый патрон 6.5х55 и на 25% американский патрон Спрингфилд .30-06. В пулемёте был переработан узел пружинного буфера, спроектирован заново узел экстрактора, изменился спусковой механизм. Производство этих пулеметов в Швеции и оружейным отделением продолжалось до конца 1944 года[1].

Двигатель и трансмиссия[править]

В задней части корпуса находился 6-цилиндровый бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664, развивавший мощность 142 л.с. Здесь же располагался топливный бак, а также системы охлаждения и смазки. В крыше моторного отделения и в кормовом бронелисте для доступа к силовой установке были сделаны специальные люки. Трансмиссия танка включала в себя главный фрикцион сухого трения, 5-скоростную механическую коробку переключения передач, бортовые фрикционы и блокируемый дифференциал.

Ходовая часть[править]

Ходовая часть нового танка включала по 4 сдвоенных катка с резиновым бандажом и индивидуальной торсионной подвеской, а также два поддерживающих ролика (применительно на каждый борт), направляющее колесо (ленивец) заднего расположения и ведущее переднее колесо зубового зацепления. Для уменьшения удельной нагрузки и улучшения сцепления с грунтом во время движения ленивец почти лежал на земле.

Преимущества и недостатки

Чтобы правильно развить свой танк, то есть укомплектовать его нужным оборудованием, изучить необходимые перки и выехать в бой, нужно знать некоторые нюансы. Разумеется, речь идет о том, какие у Strv m/38 WoT

есть сильные и слабые стороны, сейчас разморимся. Плюсы: • Неплохой урон в минуту; • Быстрая скорость сведения; • Очень комфортные углы вертикальной наводки; • Небольшие габариты. Минусы: • Слабая броня; • Посредственная подвижность; • Плохая точность; • Небольшой запас прочности и обзор.

Оборудование для Strv m/38

Теперь, когда вы знаете о преимуществах и недостатках машины, можно подумать о том, как ее укомплектовать. Конечно, на втором уровне с разнообразием дополнительных модулей ситуация напряженная, так что для Strv m/38 оборудование

поставим следующее: 1. – лучший вариант из всех доступных, ведь мы получаем 5-процентное улучшения нескольких очень важных характеристик. 2. – слегка подстегнет слабый базовый обзор, а в комплексе с первым пунктом есть шанс получить преимущество над вражескими одноклассниками. 3. – лучшей альтернативы у нас нет, так почему бы не улучшить комфорт нанесения урона, при помощи ускорения сведения?

Разбор характеристик Strv m 42 — 57 Alt A.2


Рассмотрев уже окончательные характеристики после СуперТеста Wot, можно увидеть, что уменьшили обзор танка на 10 метров, который равен теперь 350 метров и является самым низким на уровне. Так же срезали пробитие голдовыми снарядами на 20 единиц, что составляет 190, не сказать что много, но нижний бронелист Советсвкого тяжёлого танка ИС 3 пробиваться будет через раз. Перезарядка барабана составляет менее 17 секунд, а между снарядами 2 секунды, что показывает весьма хороший результат. Но подкачала скорость сведения орудия, которое составляет 2.3 секунды и не позволяет по КД раскидывать барабан, а после выстрела приходится постоянно досводиться.

Тактика игры на Strv m/38

Все вы прекрасно понимаете, что в песочнице тяжело придерживаться какой-то определенной стратегии, тут всегда царит хаос и неразбериха. Однако определенные нюансы все же стоит учитывать и на Strv m/38 тактика

боя должна предполагать максимальную осторожность.

Чтобы не слиться в самом начале сражения, не стоит лететь вперед планеты всей, пропустите наиболее отчаянных, пусть противник отвлечется на них. Вы же, в свою очередь, можете заняться истреблением таких же сорви голов из вражеской команды, у Strv m/38 WoT

для этого есть все необходимое.

Также независимо от карты, на которую вы попали и вашей позиции в списке, старайтесь использовать рельеф местности, различные руины, насыпи и даже поверженные танки в своих интересах. Strv m/38 танк Швеции

обладает превосходными углами вертикальной наводки, а показывая врагу только свою небольшую башню, при условии, что вы не будете все время стоять на месте, можно размениваться в ощутимый плюс по ХП.

Еще вы можете придерживаться второй линии, ввиду отсутствия брони и посредственной подвижности подобная пассивная тактика дает свои плоды. К тому же легкий танк Strv m/38 World of Tanks

имеет неплохую пушку и у вас не должно возникнуть проблем с реализацией урона на дальних дистанциях.

Подводя итог, хотелось бы напомнить, что вам нельзя сталкиваться больше, чем одним противником единовременно, постоянно следите за мини-картой и помните, Strv m/38 шведский танк

весьма хорош для своего уровня и на нем можно показывать хорошие результаты, если играть осторожно.

Качественно и очень дорого

Шведским военным пришлось довольно долго ждать достойного результата от отечественной танковой промышленности. Работы над танками собственной разработки начались в Швеции ещё в конце 20-х годов, а осязаемых и удовлетворительных по качеству плодов пришлось ждать почти 10 лет.

Впрочем, благодаря тому, что немцы в определённом смысле использовали шведскую промышленность как полигон для собственных экспериментов, ко второй половине 30-х годов шведы имели богатые наработки по танкостроению. А разработанный под руководством немецкого конструктора Отто Меркера лёгкий танк
Landsverk L-60стал первой гусеничной боевой машиной, которую Швеция поставила на экспорт. Конструкция этого же танка легла в основу двух похожих машин, Strv m/38 и Strv m/39,принятых на вооружение шведской армией.

Первый серийный

С принятием на вооружение танка L-60 сами шведы не спешили. Их осторожность была вполне объяснимой: разработанные Меркером в начале 30-х годов танки L-10 (Strv m/31) и L-30 (Strv fm/31) получились довольно интересными, но не лишёнными недостатков, да и их цена совсем не радовала. Только после того, как первый из L-60 отправился в Ирландию, шведские военные, наконец, обратили на отечественный танк пристальное внимание. Заказ на его шведскую модификацию, получившую обозначение Landsverk L-60S, был оформлен в июле 1936 года.

Разработанный Отто Меркером танк обладал для своего времени выдающимися характеристиками и имел ряд оригинальных идей в конструкции, включая впервые применённую на танке торсионную подвеску. Тем не менее, шведские военные выдвинули ряд претензий к этой машине.

Во-первых, их совершенно не устраивало то, что в шведском танке стоит немецкий двигатель. В случае охлаждения отношений между странами (а шведы прекрасно видели, что творится в Европе) танки могли остаться без моторов. А двигатель Büssing-NAG L8V-G отнюдь не был незаменимым. В Швеции существовало и собственное производство двигателей со схожими параметрами. Речь идёт о моторах для грузовиков Scania-Vabis 335, которые выпускались ещё с 1931 года. В 1936 году эти машины получили рядный 6-цилиндровый мотор Scania-Vabis 1664 объёмом 7,75 литров и мощностью 140 лошадиных сил. Он был чуть больше, чем Büssing-NAG L8V-G, но при этом имел очень похожие характеристики. Именно этот двигатель и было решено поставить на Landsverk L-60S.


Башня Landsverk L-60S, чертёж S-21116 от 6 марта 1937 года. Именно такая башня была установлена на танке №62

Претензии были и к башне. Дело в том, что разработанный для Ирландии L-60 не имел радиостанции. Поскольку в корпусе места для размещения рации не нашлось, оставалось единственное место – башня. Но и здесь свободного пространства для весьма важного элемента оснащения современного танка просто не оказалось. Создание кормовой ниши в башне для установки туда рации было очевидным способом решить эту проблему.

Не устраивало шведских военных и вооружение L-60. По их мнению, вместо датской 20-мм пушки Madsen танк следовало вооружить танковой версией 37-мм противотанкового орудия Bofors. Мало того, что эта пушка была куда мощнее, так ещё и выпускалась она в самой Швеции, что снимало риск внезапного прекращения поставок орудий из Дании.


Проект установки автоматических пушек калибра 20 и 37 мм в башню Landsverk L-60S, чертёж S-1042 от 19 апреля 1937 года

Работы по установке в башню L-60 рации начались ещё в начале 1936 года. Тогда башня получила кормовую нишу по типу той, что сделали поляки на своём танке 7TP. Впрочем, от этой полумеры шведы довольно быстро отказались.

Окончательный облик Landsverk L-60S стал формироваться к весне 1937 года. При этом тот танк, который сегодня известен под обозначением Strv m/38, появился отнюдь не сразу. Поначалу инженеры Landsverk видели новый танк несколько другим, и особенно это касается башни. Танк №62, первый из построенных Landsverk L-60S, был оснащён башней проекта 1937 года и выглядел совсем не как серийное изделие.


Landsverk L-60S №62, лето 1937 года. Хорошо заметно, что лобовая часть корпуса и носовая часть башни отличаются от серийного Strv m/38

В соответствии с полученными от военных требованиями башня получила развитую кормовую нишу. В ней разместилась радиостанция, антенный порт которой был выведен с левого борта. Кроме того, заряжающий (он же командир танка) получил командирскую башенку. Модификации подверглась и лобовая часть башни. Вооружение по сравнению с танком-предшественником не изменилось: несмотря на требования шведских военных, здесь по-прежнему использовалась 20-мм автоматическая пушка Madsen. Правда, её сильно сместили вправо, а от единой бронировки орудийной маски конструкторы отказались.


Опытный танк №62, вид сбоку

Зачем это было сделано, можно легко понять по чертежу S-1042 от 19 апреля 1937 года. Инженеры Landsverk пытались сделать башню универсальной, то есть допустить возможность установки в неё разных пушек. 37-мм пушка Bofors m/38 в этом списке, к слову, поначалу даже и не значилась. Среди вооружения, установка которого прорабатывалась, фигурировали 20-мм автоматические пушки Madsen и Solothurn, а также 37-мм автоматическая пушка Bofors.

Впрочем, довольно быстро выяснилось, что идея с автоматической пушкой была неудачной. Дело в том, что башня танка оказалась слишком узкой в лобовой части. В результате здесь оставалось место либо для спаренного пулемёта, либо для магазина к автоматической пушке.


Окончательная конфигурация Landsverk L-60S, принятая в серийное производство

В конце концов, танк №62 был построен к июлю 1937 года с башней, созданной по чертежам от марта месяца. Вооружение так и осталось в виде 20-мм автоматической пушки Madsen и спаренного пулемёта ksp 8 mm m/36 strv. Определённые отличия от танка №61 имелись и у корпуса машины: носовая часть была выполнена по типу более лёгкого собрата Landsverk L-120. Но по итогам испытаний от подобного исполнения лобового листа корпуса отказались, поскольку его прочность снизилась. Впрочем, и первый вариант лобовой части корпуса имел одну уязвимую деталь, от которой конструкторы так и не отказались. Прямо по центру верхнего лобового листа располагалась фара, прикрытая бронированным кожухом.

Не пошла в серию и башня танка №62. Орудийная маска нового типа выглядела крайне ненадёжно, да и спаренный пулемёт с возможностью отдельной от пушки наводки по горизонтали особых выгод не давал.


Strv m/38 №77 во дворе Landsverk, март 1939 года. Для установки антенны по-походному танк имел специальный кронштейн

10 сентября 1937 года шведские военные приняли решение о закупке пятнадцати танков L60-S, получивших армейское обозначение Strv m/38. Шестнадцатой машиной серии стало опытное шасси №61, доведённое в 1938 году до состояния полноценного танка. Что же касается танка №62, то он использовался в дальнейшем для различных опытов, включая переделку в самоходную установку.

Переделанный в первый серийный Strv m/38 танк №61 получил башню, имевшую орудийную установку по типу Landsverk L-60, только вместо 20-мм автоматической пушки в неё наконец установили 37-мм пушку Bofors m/38. Аналогично Landsverk L-60 выглядела и лобовая часть корпуса, с которой, впрочем, был убран люк доступа к главной передаче.


Этот же танк спереди

Серийное производство Strv m/38 началось на Landsverk 25 августа 1938 года, а последний танк с серийным номером 77 был изготовлен в марте 1939 года. Темпы выпуска, мягко говоря, не потрясали воображение, что в итоге заставило шведских военных искать альтернативу для отечественного танка за рубежом.

Но обвинять фирму Landsverk в торможении производства вряд ли стоит. Несмотря на то что Швеция имела развитую промышленность, переоценивать её потенциал не следует. Воевать шведы не планировали, а партия из 15 танков для Landsverk была достаточно крупной: за все предшествующие годы это предприятие выпустило меньше гусеничных боевых машин. Кроме того, очень остро стоял и финансовый вопрос.


Strv m/38 №77 сзади

В 1939 году танки начали поступать в строевые части шведской армии. Первые восемь Strv m/38 поступили в Готаландский лейб-гвардейский пехотный полк (Göta livgarde, I 2), дислоцировавшийся в Стокгольме. Осенью 1939 года его матчасть перешла в другие формирования. Первым из них стал Скараборгский пехотный полк (Skaraborgs regemente, I 9) в Шёвде. В 1942 году этот пехотный полк, существовавший с 1624 года, был переформирован в Скараборгский танковый полк (Skaraborgs pansarregemente, P 4).

Остальные танки отправились в Сёдерманландский пехотный полк (Södermanlands regemente, I 10), который дислоцировался в Стренгнесе. Эта часть тоже имела богатую историю и вела родословную с 1634 года. В 1942 году полк I 9 также был переформирован в танковый полк (P 3). Кстати, нынешние запасники шведского танкового музея Arsenalen находятся на месте, где ранее дислоцировался этот полк. В 1963 году, после переформирования, он получил индекс P 10, а в 2005 году – прекратил своё существование. К слову, в танковом полку P 10 как раз служил Штефан Карлссон (Stefan Karlsson), руководитель музея Arsenalen.


Strv m/38 на учениях шведской армии

Служба у Strv m/38 оказалась довольно долгой. Танки с серийными номерами 63, 64, 66, 67, 68, 70, 71, 74, 75 и 76 в конце концов были переданы в Сканский кавалерийский полк (Skånska kavalleriregementet, K 2), дислоцировавшийся в Хельсингборге. Из этих машин до наших дней дожили две — №63, ныне находящийся в музее города Хаслехолм, и №66, экспонирующийся в музее Arsenalen. Танк №63 интересен тем, что у него переделаны органы управления: вместо штатного рулевого колеса механик-водитель имеет в распоряжении рычаги. Кроме того, в ходе эксплуатации несколько изменился обвес этой машины, в частности, сзади появились крепления для запасных траков.

Окончательно Strv m/38 были списаны только в 1957 году.

Модернизация по немецкому образцу

Несмотря на то что башня танка №62 так и не пошла в серию, незамеченной для шведского танкостроения она не оказалась. К идее со смещённым вбок основным вооружением инженеры Landsverk вернулись в 1939 году. В значительной степени к этому решению их привело появление информации по немецкому среднему танку Z.W., он же Pz.Kpfw.III. Дело в том, что немецкий танк имел не один, а сразу два спаренных пулемёта, причём существовала возможность их наводки по вертикали отдельно от пушки.

Используя в качестве основы башню танка №62, инженеры Landsverk разработали новую конструкцию. На сей раз пушку сдвинули влево, а два спаренных пулемёта разместили справа. Для того чтобы пулемёты поместились в лобовом листе башни, эту деталь пришлось расширить. От идеи единой бронировки маски конструкторы снова отказались. Бронировка 37-мм танкового орудия Bofors надёжно прикрывала установку. Что касается спаренных пулемётов, то их установили в шаровых установках, прикрытых спереди отдельными бронировками. Благодаря шаровым установкам спаренные пулемёты можно было наводить на цель отдельно от пушки не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости.


Чертёж переработанной башни Landsverk L-60S со спаркой пулемётов

Между тем в Европе становилось всё горячее. В марте 1939 года была оккупирована и разделена Чехословакия, а 1 сентября Германия напала на Польшу. Было очевидно, что обеспечить сохранение нейтралитета Швеции поможет только крупная и боеспособная армия.

Танки в этом отношении являлись эффективным, но очень дорогостоящим средством усиления. Шведская казна была не способна выделить большие объёмы финансирования единовременно. Правительству требовалась очень веская причина для выделения солидных для небольшого королевства сумм. В октябре 1939 года командующий шведской армией Пер Сюльван обратился к королю Густаву V с запросом о выделении 18 миллионов шведских крон на приобретение 104 танков. В итоге 28 ноября парламент утвердил выделение всего 4 миллионов крон на приобретение 20 танков. А спустя всего 2 дня началась война между СССР и Финляндией.

К слову, выделенный бюджет весьма красноречиво говорит и о цене продукции Landsverk. Шведская крона на тот момент была дороже французского франка, и 200 000 крон за один танк – это очень немаленькая сумма. По цене Landsverk L-60 оказался сопоставим с Pz.Kpfw.III, хотя по боевым возможностям он был скорее сравним с БТ-7, который стоил более чем в 2 раза дешевле. Ещё ближе к шведскому танку по тактико-техническим характеристикам находился чехословацкий LT.vz.38, который даже в самом дорогом исполнении получался тоже в 2 раза дешевле. Совсем неудивительно, что шведские военные вели очень активные переговоры с чешской фирмой ČKD, приведшие в итоге к появлению Strv m/41.


Strv m/39 с серийным номером 85 на заводском дворе, 1940 год

19 декабря 1939 года шведские военные подписали ещё один контракт с Landsverk на изготовление 20 танков Landsverk L-60S/II. В армии эта машина получил обозначение Strv m/39. Вторая серия оказалась не просто «допечаткой» Strv m/38. Помимо переделанной башни, у этих танков хватало изменений и по корпусу, и по внутренним агрегатам.

От управления при помощи рулевого колеса конструкторы отказались, вместо него механик-водитель получил обычные рычаги. Большой люк для доступа к главной передаче вернулся на место, а в дополнение к нему на нижнем лобовом листе появился ещё один люк, формой чем-то напоминающий миску.

Конструкция лобовой части корпуса изменилась: вместо сварки встык теперь нижний лист делался с загибом. При этом верхний лобовой лист крепился на болтах и мог полностью сниматься. Решение это было весьма странным и явно не способствовало повышению снарядостойскости. Несколько усложнилась и форма надмоторной плиты, получившей массивную выштамповку. Переделки привели к росту боевой массы танка до 8,7 тонн.


Strv m/39 из состава танкового полка P 3, Стренгнес, 1943 год. Хорошо заметно, как изменилась лобовая часть корпуса

Предполагалось, что поставки двух десятков Strv m/39 закончатся в октябре 1940 года. По факту же Landsverk смогла завершить производство танков только весной 1941 года. Причиной стал срыв поставок 37-мм пушек со стороны фирмы Bofors. Танки получили серийные номера 80–99. Машины были распределены между пехотными полками I 9 (будущим танковым полком P4) и I 10 (P 3). Позже танки с серийными номерами 90, 91, 92 и 94 передали в кавалерийский полк К 2.


Ряд изменений был внесён и в форму моторного отделения

В отличие от Strv m/38, который по-настоящему серьёзных модернизаций избежал, Strv m/39 в ходе войны подверглись серьёзным переделкам. Шведы внимательно следили за ходом военных действий и делали из них определённые выводы. В частности, было ясно, что бронирование толщиной в 15 мм в лобовой части не соответствует современным требованиям.

В результате появилась программа по усилению бронирования, которая реализовывалась на Strv m/39 совместно с более поздними танками – Strv m/40 (L-60S/III). На верхний лобовой лист корпуса наваривались бонки, к которым болтами прикручивались экраны толщиной 35 мм. Дополнительное бронирование получила верхняя часть корпуса, экраны прикрыли и рубку механика-водителя. Получила усиление и броня башни, причём здесь экраны приварились. Бронировка пушки была заменена на утолщенную. Масса Strv m/39 с усиленной бронезащитой увеличилась до 9,36 тонн.


Благодаря удачной конструкции танки 1-й и 2-й серий прослужили в шведской армии до 1957 года

Прослужили Strv m/39 примерно столько же, сколько и их предшественники. Несмотря на то что шведские лёгкие танки получились дорогими, они имели и существенные преимущества. Прежде всего, это касалось надёжности. Кроме того, с точки зрения удобства эксплуатации и организации внутреннего пространства L-60S оказались на высоком уровне. Даже рослый танкист легко помещался внутри такой боевой машины, да и внутреннее оборудование размещалось удобно. В сочетании с бережливостью шведов неудивительно, что последние такие машины были списаны только в 1957 году.

До наших дней сохранились два Strv m/39. Первый из них, с серийным номером 90, ныне находится в музее Beredskapsmuseet неподалеку от Хельсингборга. Второй танк с серийным номером 94 находится в запасниках музея Arsenalen. Обе этих машины прошли модернизацию, но при этом экранировка с верхнего лобового листа на них снята.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl
Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Источники и литература:

  • РГВА
  • Архив Карла Бломстера (Karl Blomster)
  • https://tanks.mod16.org
  • Landsverk L-60, Christer Baadstцe, PANSAR 1–2013, 2–2013
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]