Развитие шведской истребительной авиации в начале сороковых годов

Во время Зимней войны никто не помог финнам больше шведов: 135 тысяч винтовок, 336 орудий, 300 морских мин, 50 миллионов патронов и 300 тысяч снарядов. Продовольствие, лекарства, запчасти, одежда… Объём помощи на современные деньги составил около 1,6 миллиарда долларов США. Взаимные обиды двух народов были оставлены в прошлом.

На ту же тему

«Надо было сдаться»: 6 «школьных» заблуждений о советско-финляндской войне

Швеция не собиралась нарушать свой более чем вековой нейтралитет и рисковать войной с СССР. И всё же Стокгольм решился отправить добровольцев. Это стало секретом Полишинеля — но формальности были соблюдены. Тысяч шведских подданных, составивших две трети всех добровольцев, «там не было».

«Не было» в Финляндии и 19-й авиафлотилии королевских ВВС Швеции. Строго говоря, такой авиафлотилии — авиаполка в шведской номенклатуре — никогда не существовало. Вот только следующая авиачасть по странному стечению обстоятельств получила номер 20.

Карлсоны идут на войну

Вооружённые силы нейтральной Швеции были невелики. Спасать финнов тайком отправили треть всех военных самолётов королевства, десятки пилотов и сотни человек наземного персонала.

«Несуществующая» авиафлотилия состояла из менее чем 20 машин. Это были двенадцать британских бипланов Gloster Gladiator версий Mk. Is и Mk. IIs; четыре лёгких бомбардировщика-биплана Hawker Hart, собиравшихся в Швеции по британской лицензии; тренировочный Raab-Kazenstein 26 и транспортный Junkers F.13. Потом к ним добавились ещё несколько — в общем счёте в Финляндии побывало 24 шведских самолёта.

Личный состав в основном набрали в 4-й и 8-й авиафлотилиях.

Энтузиазма у лётчиков было много, с навыками дело обстояло хуже.

Шведский генштаб собирался и помочь соседям, и дать хоть кому-то из пилотов реальный боевой опыт.

Шведские пешие добровольцы из-за долгих проволочек попали на фронт только на последние две недели боёв. Их коллеги-лётчики оказались в Финляндии уже в начале января — сразу после сражений при Суомуссалми и на Раатской дороге. Им предстояли два месяца войны против превосходящих во всех смыслах советских ВВС.

На ту же тему

5 войн Кровавого Ялмара

Финны назначили шведских авиаторов ответственными за оборону неба Лапландии. Зелёную краску шведских ВВС частично закрасили алюминиевым аэролаком — это был в мировой истории первый случай применения зимнего камуфляжа в авиации. Синие круги с золотыми коронами превратились в финские голубые свастики, а шведские тактические номера — в жёлтые буквы латинского алфавита.

Формально шведы при пересечении границы и после прибытия на аэродром финского Кеми превратились в лётчиков 5-го авиаполка ВВС Финляндии. Поскольку воевать предстояло в глуши, где шведского не знали, с собой авиаторы носили записки по-фински: «я — шведский лётчик-доброволец». Палево — а что делать? Говорящего на чужом языке парашютиста местные могли принять за советского пилота — со всеми вытекающими.

Начальное положение дел.

К началу Второй мировой войны Шведские ВВС представляли собой разношерстную сборку из устаревших машин, таких как биплан J-6

«
Яктфалк
» и других моделей иностранного производства.

Биплан J-6 «Яктфалк».

Созданная правительственная комиссия оценила их боеспособность как неудовлетворительную. В случае втягивания страны в войну они не смогли бы обеспечить выполнение поставленных перед ними задач и были бы уничтожены. Необходимо было срочно принимать соответствующие меры для исправления сложившейся ситуации. Первым шагом была закупка партии современных самолетов за рубежом. Самолеты закупались в США (Republic P-35A

получивший название
J-9
) и в Италии (
Reggiane Re.2000 Falco
названный
J-20
).

Истребитель J-20.

Истребитель J-9.

Однако руководство страны понимало, что это лишь временные меры и в случае введения эмбарго на поставки военной техники они останутся ни с чем. Необходимо было налаживать создание собственных истребителей. Основная надежда здесь приходилась на молодую фирму SAAB

.

Озёрные обитатели и полковник Филин

ТВД Лапландии — дремучая тайга с узкими дорогами, редкими поселениями и бесчисленными озёрами, которые зимой были единственными фрагментами ровной поверхности без деревьев, пригодными для создания аэродрома. Первой точкой базирования самолётов стало замёрзшее озеро в 15 км к северо-востоку от Рованиеми — база «Оскар». Шасси всех машин заменили на лыжи.


Перекрашенный шведский «Гладиатор»

Советские авиаторы тоже базировались на озёрах. Противником шведов стала авиагруппа северного направления при 9-й армии РККА. Она же — «авиагруппа Филина» по фамилии командира, полковника Василия Михайловича Филина.

Её ядром был 145-й истребительный авиаполк, только что собранный из эскадрилий 20-го и 38-го ИАП. В его распоряжении находились несколько десятков истребителей И-15бис. Часть лётчиков уже имела боевой опыт: озеро Хасан, Халхин-Гол, Испания. Ещё в группу Филина входили эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3 и эскадрилья разведчиков Р-5. Советские пилоты уже открыли счёт: 24 декабря капитан Сокол сбил разведывательный Junkers W.34.

Вслед за единственной успешно наступавшей дивизией 9-й армии, 122-й стрелковой, советские авиаторы принялись разворачивать передовые базы на озёрах всё ближе к Рованиеми.

Одну из таких баз шведские авиаторы и отправились бомбить 12 января.

Технические характеристики истребителя J22.

Остановимся более подробно на истребителе FFVS J 22.

Он был разработан коллективом фирмы
FFVS
и представлял собой свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла. Он имел смешанную деревянно-стальную конструкцию, которая отличалась простотой изготовления.

Истребитель J-22A

На самолет устанавливался локализованный вариант американского двигателя Pratt & Whitney R-1830-SC3-G Twin Wasp

. Это был 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением и мощностью в 1050 л/c. Максимальная скорость истребителя 575 км/ч. Практический потолок 9300 м. Радиус действия 1270 км.

Кабина пилота J-22.

Опыт, который был получен при создании данного истребителя был очень важен в последующем становлении шведской авиационной промышленности.

Первый бой комом

В полёт должны были отправиться все четыре «харта» и девять «гладиаторов». Однако из-за сильного мороза завести удалось моторы только четырёх истребителей.

Шведы атаковали попавшуюся советскую колонну, а в 14:40 появились над передовым аэродромом на озере Мяркъярви. Только военлётов Филина там не было. Незадолго до обеда они успели перебазироваться на аэродром Кайрала.

Скандинавы сбросили бомбы. На не ожидавшем налёта объекте началась беспорядочная стрельба. Трое красноармейцев погибли, трое были ранены. На льду оставались два У-2 и нелётный И-15бис. По ним не попали. Однако в отчёте шведы сообщили о двух сбитых и трёх разбомбленных истребителях.

Пилот «Глостера» с бортовым F Якоби по сей день считается первым шведским лётчиком, сбившим вражеский самолёт. Видимо, чтобы дальнейшее не выглядело совсем уж безысходным.

На выходе из атаки шведам пришлось на малой высоте проскакивать между холмами. Сказалось отсутствие опыта. Строй рассыпался, все пытались вырулить сами по себе. Два «харта» с бортовыми X и Y столкнулись: один упал на другого. Пилоты выпрыгнули с парашютами и попали в плен — в том числе командир эскадрильи бомбардировщиков. Они вернутся в Швецию в мае 1940 года.

Стрелки покинуть машины до падения не смогли. Один из них рухнул на землю в машине и погиб — по найденной при нём записке командование РККА узнало, что в воздухе появились шведы. Ко второму, Сундстену, судьба оказалась благосклоннее. Его «Харт» принял горизонтальное положении и приземлился мягко. Он достал из самолёта лыжи и совершил 90-километровый переход при 40-градусном морозе, уворачиваясь от советских патрулей.


«Хокер Харт» — ещё официально шведский

Оставшиеся самолёты потеряли друг друга. На обратном пути «Харт» с бортовым Z догнало поднявшееся на перехват советское звено. Военлёты Крючков, Громов и Бондаренко записали на свой счёт победу: они изрешетили и принудили противника к посадке на замёрзшее болото. Экипаж переждал в зарослях, пока истребители израсходовали боезапас по упавшей машине, а затем достал лыжи и добрался до финских частей.

В первом бою шведская авиагруппа лишилась трёх из четырёх бомбардировщиков. Чудом уцелела машина, где на месте стрелка был командир полка майор Бекхаммар.

Проект истребителя J-19.

В соответствии с требованиями ВВС

главный конструктор фирмы
SAABФрид Ванстрем
начал разрабатывать несколько проектов. Один из них
J-19
, проектировался как моноплан классической схемы с двигателем воздушного охлаждения, расчетная скорость составляла 605 км\ч при полетной массе 2690 кг.

Проект истребителя J-19.

Конструкция самолета была цельнометаллической. Шасси – трехопорное, с широкой колеёй и хвостовым колесом. Стойки и колёса убирались в крыло и центроплан, полностью закрываясь щитками. Вооружение могло состоять из двух 8-мм пулеметов, которые устанавливались над двигателем, и четырех 13,2-мм пулеметов в крыле. Однако ввиду ряда причин этот истребитель не был доведен до серийного производства.

Военное ведомство отдало предпочтение другому истребителю FFVS J 22

, который создавался по схожей схеме. Фирма
SAAB
же, помимо разработки бомбардировщиков
B17
и
B18
, приступила к созданию истребителя по двухбалочной схеме, в последствии получившего индекс
SAAB J21
.

Истребитель J-21A.

Это уникальная машина стала единственным в мире серийным истребителем, который выпускался как с поршневым, так и с турбореактивным двигателем. Мы еще рассмотрим его в одном из следующих обзоров.

Собачьи свалки над Лапландией: не Нарва, но и не Полтава

К одиночному «Харту» через некоторое время присоединился ещё один. Они совершали редкие набеги на советские цели до конца войны без особого успеха. Двадцать второго января «Харт» атаковал базу 145-го полка в Кайрале, но даже финские источники не упоминают о нанесённом ущербе. Восемнадцатого февраля один из бомбардировщиков в ночном налёте заявил о повреждении на поле советского И-15… что советские данные не подтверждают.

Шведские истребители сосредоточились над прикрытием неба над Рованиеми, Кеми, Оулу и Кемиярви. Двенадцать машин, разделённые на четвёрки и пары, должны были защитить огромное пространство при многократном советском превосходстве. Получалось не очень.

Проблем добавляли морозы и технические моменты. Шестнадцатого января пара «гладиаторов» трижды поднималась на перехват советских бомбардировщиков в районе Оулу с неработающими пулемётами: шведы собирались идти на таран. Тарана не понадобилось: советские самолёты в тот день Оулу так и не нашли.

Первое столкновение в воздухе произошло на следующий день, 17 января. Четвёрка «гладиаторов» встретила четвёрку «И-15бис». Дальнейшее не совсем понятно. Боя как такового не случилось. Шведы дали пару очередей издалека. Советские лётчики ретировались. Скандинавы, несмотря на превосходство в скорости, преследовать не стали.


И-15бис на лыжном шасси

На следующий день из радиоперехвата стало известно: 145-й полк потерял два истребителя. Лейтенант Бондаренко совершил вынужденную посадку в лесу после перегрева двигателя, самолёт восстановлению не подлежал. Второй скапотировал при посадке, лейтенант Венедиктов был ранен.

Шведы записали две победы фенрихам Мартину и Сальвену — не пропадать же добру.

Настоящий бой произошёл 23 января. Четвёрка шведов под командованием фенриха Якоби отправилась на перехват советских истребителей, расстреливавших финскую пехоту под Мяркъярви. Шведы сообщили, что встретили четвёрку «И-15бис». Советские источники говорят о звене лейтенанта Конкина, как было принято в ВВС РККА, из трёх машин.

Вооружение самолётов было почти одинаковым. Однако советских пилотов защищали бронеспинки, а на британских машинах их не было. Впрочем, стреляли шведы не слишком метко: на трёх советских машинах после боя нашли по 25, 14 и две пробоины, хотя скандинавы израсходовали бо́льшую часть боезапаса.

Лейтенант Конкин стрелял лучше. Истребитель фенриха Шёквиста взорвался в воздухе. Затем на горизонте показалось звено скоростных И-16. Скандинавы сочли за благо выйти из боя, пока это было возможно.

Двадцать шестого января шведы чуть не потеряли ещё две машины. Два пилота заблудились в тумане и приземлились вместо своей базы на одной из советских. Под огнём они едва сумели подняться в воздух и унести ноги.

В 1939 -1940 годах шведские лётчики воевали против советских пилотов

Формально королевство Швеция не воевало с 1814 года. Тогда произошла шведско-норвежская война. Многие думают, что последним крупным сражением, в котором участвовали шведы и русские, была Полтавская битва в 1709 году. Но это не так.

В последний раз две страны скрестили оружие во время войны 1808 -1809 годов, во время так называемой Финляндской войны, по результатам которой в состав Российской Империи вошло Княжество Финляндское. Известны также столкновения советского Балтийского флота и шведских ВМФ во время Второй мировой войны. Мы рассказывали о том, как в 1952 году истребители ПВО страны сбили над нейтральными водами Балтийского моря самолет радиоразведки ВВС Швеции ДС-3 и поисковую летающую лодку «Каталина» — смотри статью «Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1»

. А в этой статье речь пойдет о неизвестных широкому кругу читателей ожесточенных воздушных боях между шведскими и советскими летчиками во время Зимней или советско-финской войны 1939 – 1940 годов.

Зимняя война

Вторая половина 30-х годов ХХ века была тревожной. В воздухе витало предчувствие большой войны. Каждая европейская страна стремилась решить свои международные проблемы до того, как заговорят пушки. Отношения между СССР и Финляндией в 20-х – 30-х годах были сложными. Сразу после революции 1917 года в Финляндии, по сути, была небольшая гражданская война. Белофинны взяли верх, что неудивительно, учитывая менталитет жителей Финляндии. Большевистским лидерам это, понятно, не понравилось, но гражданская война была в разгаре, и Москве было не до Финляндии. Руководство Финляндии, между тем, приняло решение, которое через 20 лет фактически привело к Зимней войне. В 1919 году страна предоставила свои военно-морские базы и аэродромы вооруженным силам Великобритании, которые боролись с Советской Россией. В Финском заливе развернулись самые настоящие морские бои. Обе стороны несли серьезные потери. Англичане захватили два новейших эсминца типа «Новик» — «Автроил» и «Спартак». Еще три «Новика» — «Гавриил», «Константин» и «Свобода» — погибли на минном поле. Английскими торпедными катерами был потоплен крейсер 1 ранга «Олег». Советская подводная лодка «Пантера» потопила новейший английский эсминец «Виттория», на минах подорвалась и погибла английская подводная лодка L-55, были повреждены два английских крейсера «Кассандра» и «Верулам». Отдельно стоит упомянуть атаку англичанами Кронштадта, но об этом чуть позже.

Во второй половине 30-х годов советско-финская граница проходила в 32 километрах от Ленинграда. Советское военное командование прекрасно осознавало опасность этого факта, и после ряда совещаний в Политбюро СССР вышел на переговоры с Финляндией, в том числе, и по вопросу об обмене территориями. Переговоры провалились. Советские ВВС бомбили Хельсинки. Началась Зимняя война. 14 декабря 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций. Сейчас некоторые историки утверждают, что это было агрессией со стороны СССР. Финская армия, авиация и военно-морской флот были значительно слабее Ленинградского военного округа и Балтийского флота. Это правда. Вооруженные силы Финляндии предназначались только для обороны своей страны. Но опасность Финляндии для СССР заключалась не в количестве солдат, пушек, самолетов и кораблей, а совсем в другом. Финляндия, как это уже было в 1919 году, могла предоставить свои базы значительно более сильному противнику. В Генштабе Советской армии очень хорошо помнили «Кронштадтскую побудку». Эта английская операция готовилась заранее и в тайне. Торпедные катера доставили в Швецию, а затем скрытно перевели в Финляндию. Катера базировались на тайных базах в Терийоки (ныне Зеленогорск) и в Бьёрке (ныне Приморск). Катера типа СМВ несли по две торпеды и имели скорость 40 узлов. Одновременно с этими событиями в Балтийское море прибыл английский гидроавианосец (гидроавиатранспорт) «Виндиктив» с гидросамолетами «Шорт-18» на борту. 18 августа 1919 года, используя базы на территории Финляндии, англичане провели комбинированную атаку на Кронштадт. Сначала рейд Кронштадта атаковали английские самолеты. Наносимые ими удары были отвлекающими. Главный удар должны были нанести семь британских торпедных катеров типа СМВ. Их задачей было потопить основные корабли Балтийского флота. Правда, эта атака особого успеха англичанам не принесла. Они потопили плавбазу подводных лодок (старый разоружённый крейсер) «Память Азова» и легко повредили линейный корабль «Андрей Первозванный», потеряв при этом четыре торпедных катера. В то время шуму эта атака англичан принесла много, победу в операции каждая сторона присвоила себе, хотя, по сути, это была «ничья». После «Кронштадтской побудки» оборону базы от авиации и торпедных катеров резко усилили. Главным же итогом стало понимание руководством Красной Армии того факта, что опасность финского направления заключается в возможности появления в Финляндии иностранных военных баз.

По теме

2136

Путин рассказал о работе таксистом в 1990-е годы

В 1990-е годы России Владимир Путин был частным извозчиком. О том, как приходилось зарабатывать на хлеб в непростые для всей страны и для него в частности времена, глава государства рассказал в фильме «Новейшая история» телеканала «Россия 24».

Можно по разному оценивать итоги Зимней войны. Историки с разной идеологией делают прямо противоположные выводы. Мы же отметим главный факт. После окончания Зимней войны, опасность таких атак, как «Кронштадтская побудка», для Ленинграда и Кронштадта, резко снизилась. СССР решил эту проблему, наверное, не совсем гуманно, но времена тогда были совершенно не гуманными.

Шведские соколы

Когда началась Зимняя война, многие страны оказывали помощь Финляндии. Но самая большая по объему помощь была оказана Королевством Швеция. Шведы поставили финнам 135 000 винтовок и 50 миллионов патронов к ним, 336 орудий разного калибра и 300 000 снарядов, 300 морских мин. Объем помощи в сегодняшних ценах составил около 1,6 миллиарда долларов. Но на этом королевство решило не останавливаться. Было решено послать на помощь соседям авиафлотилию – так шведы тогда называли авиаполк – самолеты с летчиками и техническим персоналом. Это было, конечно, секретом Полишинеля – все заинтересованные лица и организации обо всем знали, но формально Швеция соблюдала свой нейтралитет. Тысяч шведских добровольцев во всех родах войск, составивших две трети всех добровольцев, приехавших на эту войну, в Финляндии «не было». Целого авиационного полка – тоже «не было». Любопытный момент. Было принято решение о переброске в Финляндию 19-ой авиафлотилии ВВС Швеции. Этот номер в ВВС скандинавского королевства остался незанятым. Следующая авиафлотилия, которая была сформирована, получила номер 20.

Всего на войну поехали десятки летчиков, сотни техников и 20 самолетов. В Финляндию были отправлены 12 британских истребителей-бипланов “Gloster Gladiator” модификаций Mk.Is и Mk IIs, 4 легких бомбардировщиков-бипланов “Hawker Hart”, которые собирались в Швеции по британской лицензии; 1 тренировочный “Saab Kazenstein-26” и 1 транспортный “Junkers F.13”; и ещё два самолета. Позднее добавили еще несколько машин. Так что общее количество самолетов стало 24. Лётчики-добровольцы, в основном, прибывали из 4-ой и 8-ой авиафлотилий. Тайной мыслью шведского Генштаба было обкатать в реальных боевых условиях как можно больше своих летчиков. Финское командование определило зону ответственности шведского полка – оборона неба Лапландии. Зеленый камуфляж шведских ВВС закрасили белой краской – на самолеты нанесли зимний камуфляж. Голубые круги с тремя коронами превратили в белые круги с голубой свастикой – эмблемой ВВС Финляндии. Номера на борту самолетов – как в ВВС Швеции – закрасили и нанесли жёлтые буквы латинского алфавита – обозначение в ВВС Финляндии. Так 19-я авиафлотилия ВВС Швеции превратилась в 5-й авиаполк ВВС Финляндии. Так как воевать надо было в финской глубинке, где никто не знал шведского языка, всем летчикам выдали шведско-финский разговорник. Это было сделано, чтобы в случае сбития самолета, местные жители не устроили самосуд над летчиком.

Война

Лапландия как театр военных действий – дремучая тайга с узкими дорогами и озерами. Противником шведских летчиков была авиагруппа северного направления при 9-й армии. В состав авиагруппы входил 145 истребительный авиаполк (несколько десятков истребителей И-15бис), эскадрилья бомбардировщиков ДБ-3 и эскадрилья разведчиков Р-5. 24 декабря советская авиагруппа сбила свой первый самолет – разведчик “Junkers W/34” 12 января шведы вылетели на свое первое задание — бомбежку одного из передовых советских аэродромов. На задание должны были вылететь 4 “Hawker Hart” и 9 “Gloster Gladiator”. Неудачи начались ещё до взлета. Из-за сильного мороза запустить двигатели смогли только 4 самолета. На передовом советском аэродроме боевой авиации не оказалось – там стояли 2 У-2 и нелётный И-15бис. По ним даже не попали. На обратном пути два “Hawker Hart” столкнулись в воздухе и упали на землю. Два летчика попали в советский плен, один стрелок погиб, второй после падения остался жив. Он совершил на лыжах 90 километровый переход при 40 градусном морозе вышел в расположение финских войск. Так советское командование узнало о появлении в Финляндии шведских летчиков. Но это был ещё не конец. Третий бомбардировщик сбили поднятые на перехват с другого аэродрома И-15бис. Так в одном бою шведы лишились трех из четырех своих бомбардировщиков.

По теме

1422

Бочкарёв: Более 200 социальных объектов планируется построить в Москве в 2022-2024 годах

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, в 2022-2024 годах в столице запланировано сооружение 213 социальных объектов.

К оставшемуся “Hawker Hart” через несколько месяцев добавился еще один, перегнанный из Швеции. Эти два бомбардировщика совершали рейды до конца Зимней войны. Погода вносила свои коррективы. Так, из-за сильных морозов, истребители взлетали на защиту города Оулу с замерзшими неработающими пулеметами. Шведские летчики готовы были идти на таран. К счастью, в эти морозные дни советская авиация Оулу не бомбила. Первое столкновение в воздухе произошло 17 января. Четверка “Gloster Gladiator” встретила в воздухе четверку И-15бис. Дальнейший ход событий не совсем ясен. Шведы открыли огонь, советские летчики от боя уклонились и ушли. Преследовать шведы их не стали. Следующий день внес ясность. 145 авиаполк понес первые потери. Два И-15бис совершили вынужденную посадку. Была ли она вызвана огнем шведских истребителей, или морозами, сейчас не понятно.

Первый серьезный бой произошел 23 января. Четверка шведских истребителей была поднята на перехват советских самолетов, расстреливающих финскую пехоту. С советской стороны были три И-15бис. Советских летчиков спасли бронеспинки. После боя в советских самолетах были до 25 пробоин, но летчики были живы. У шведских самолетов бронеспинок не было, и дела были значительно хуже. Один истребитель был сбит. 26 января произошло почти комическое происшествие. Два шведских истребителя потеряли ориентировку в тумане и …. приземлились на советский аэродром. Правда, поняв свою ошибку, успели взлететь.

Одной из основных задач шведских летчиков, было недопущение прорыва советских бомбардировщиков к финским городам. Шведы не всегда могли похвастать результативностью, но были и победы. Хотя выполнением боевой задачи у шведов считалась сорванная бомбардировка финского города. Шведы говорят о 35 сорванных бомбардировках. При этом они сбили всего два СБ-2. Подавляющее число советских машин, обстрелянных шведскими истребителями, дотягивало до своих аэродромов.

21 февраля произошел большой международный скандал. Семь советских СБ-2 умудрились заблудиться, и вместо финского Рованиеми отбомбились по шведскому поселку Паяла. Расстояние между финским и шведским населенным пунктом было больше 100 километров! Были ранены двое гражданских жителей.

В последние дни войны шведам, наконец-то, улыбнулась удача. Шведские истребители сбили два советских СБ-2, а самое главное, они сбили один тяжелый бомбардировщик

ТБ-3. Его фото на земле облетело весь мир. Интересный момент. В бою участвовала шестерка бомбардировщиков ТБ-3, одним из которых командовал капитан Николай Гастелло. Тогда он благополучно довел свой бомбардировщик до аэродрома. В тот же день шведы понесли последнюю потерю в Зимней войне. Один из “Gloster Gladiator” после ремонта совершал испытательный полет и развалился в воздухе. Летчик погиб.

Заключение

13 марта война закончилась и шведские летчики, как и другие шведские добровольцы, вернулись домой. Потери шведов составляли три погибших летчика и двое пленных. Они потеряли три бомбардировщика и три истребителя. Советский Союз потерял один ТБ-3 и три СБ-2. Потеря двух И-15бис официальными советскими источниками не подтверждается. Помешать советским бомбардировщикам в бомбежке финских городов они практически не смогли. Но шведы получили бесценный опыт. ВВС королевства был увеличен до 800 самолетов, и, самое главное, шведы стали сами строить боевые самолеты. В настоящее время шведская школа самолетостроения одна из передовых в мире.

Карлсоны против бомбардировщиков

С последних чисел января группа Филина и бомбардировщики из авиагруппы 14-й армии начали масштабное воздушное наступление на северные финские города. Двадцать девятого января крупный налёт на Рованиеми сорвался из-за облачности. Спустя два дня 36 СБ-2 и ДБ-3 обрушили на город 27 тонн бомб. Помешать им шведы не смогли, хотя пытались.


Дальний бомбардировщик ДБ-3

Первого февраля на Рованиеми вышли сорок советских бомбардировщиков. Они атаковали пятью группами с разных сторон. Первую шведы прозевали, зато во второй фенрих Сальвен сумел сбить СБ-2 пятого смешанного авиаполка, сделав более двухсот попаданий. Весь экипаж лейтенанта Бабкина погиб. Это стало первой объективно подтверждённой победой шведских истребителей. Бортстрелки советских бомбардировщиков заявили об уничтожении трёх вражеских истребителей, но шведы потерь не имели.

К середине февраля десяток шведских истребителей должен был прикрывать от всё более многочисленных советских бомбардировщиков участок фронта в 200 километров.

Шведы считают, что сорвали 35 бомбёжек, советские источники относятся к этому тезису с большим скепсисом.

На ту же тему

Непредсказуемый «колосс без головы»: немецкие выводы о русской армии

Большей части советских бомбардировщиков, повреждённых истребителями, удавалось дотянуть до баз. До сих пор неизвестна судьба СБ-2 лейтенанта Даниленко, о сбитии которого 21 февраля заявляли шведы.

В большинстве случаев скандинавы и советские военлёты банально не встречали друг друга в небе. Тому способствовали и погода, и не слишком большой профессионализм переутомлённых шведских пилотов… и «выдающиеся» умения довоенных советских экипажей бомбардировщиков, которые привели к большому скандалу и «разборам полётов» в Кремле.

Двадцать первого февраля семь советских СБ-2 умудрились заблудиться и вместо Рованиеми скинуть бомбы на шведский посёлок Паяла более чем в ста километрах от цели. Правда, из 150 бомб в пределы посёлка попали лишь несколько и налёт обошёлся шведам в двух раненых гражданских.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]