Подробные ТТХ T95/FV4201 Chieftain
Британский тяж обладает прочностью в 2200 единиц. Это и не много, и не мало для подобного вида техники, если сравнивать с другими тяжелыми прем-танками X уровня. К примеру, Объект 279 ранний имеет результат в 2400 ед., а Объект 260 – в 2100 единиц.
Укреплен Чифтейн броней корпуса с показателем 127/88/25 мм, а башни – 350/175/17 мм. Видно, что бронирование башни имеет больший показатель, отчего орудие спецмашины становится почти непробиваемым.
Продолжая обзор, перейдем к характеристике орудия. Здесь оно превосходит всех одноклассников, выдавая показатель бронепробития – 270 ед.(при заряде голдой можно поднять до 310).
На тяже установлено 120-миллиметровое орудие Gun_L11, показатель урона – 440 единиц. Он не отличается от других прем-машин десятого уровня.
- Время сведения – 2.1 секунды;
- разброс на 100 м – 0.35 м;
- скорострельность – 5.71 выстрелов в минуту;
- урон в минуту – 2’514 ед.
Машина не выделяется хорошей стабилизацией, поэтому точность во время движения будет ниже, нежели в состоянии покоя. Углы вертикальной наводки в -7 градусов дадут больше выживаемости при условии правильного использования.
Мощность двигателя в 1000 лошадиных сил так же входит в стандарт. К примеру, VK 72/01(К) имеет мощность в 1200 л.с., а FV215B – в 950 «лошадок».
Скорость Чифтейна не огорчает – 46 км/ч вполне позволяет удобно передвигаться. Скорость поворота – 30 градусов в секунду, поворота башни – почти так же — 28 градусов в секунду.
Радиус обзора в 410 метров значительнее большинства одноклассников. Коэффициент маскировки в 26%, незаметность в движении – 20%. Все это позволит близко подходить к врагу, но не подставлять себя под удары арты.
Конструкция танка «Чифтен»
Компоновка классическая, отделение управления в передней части танка, боевое — в средней, моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус танка сварной, собран из литых и катаных деталей, при этом броня составляет 53% массы танка. Листы расположены под углом, профиль танка максимально уменьшен.
Рабочее место механика-водителя расположено по оси танка, причем оно выполнено в полу-лежачем виде, что позволило значительно уменьшить высоту передней части танка. Сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от днища, что позволяет более эффективно защитить его от мин. Три другие члена экипажа размещаются в башне. Места командира и наводчика находятся справа от орудия, заряжающего — слева. При ведении стрельбы заряжающий работает стоя.
Башня танка «Чифтен» имеет сложную форму — конструкторы, вместо того, чтобы «втискивать» оборудование в её объем пошли по другому пути и спроектировали её профиль «вокруг» оборудования и мест экипажа, что также дало экономию веса и пространства.
Основным вооружением является 120-мм нарезная пушка L11, установленная в приливе лобовой части башни без броневой маски (конструкция башни позволила создать амбразуру орудия шириной всего 225 мм, что позволяет обходится и без маски). На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела.
Чертеж танка «Чифтен» Mk 3
Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления. 120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. Пороховые заряды находятся в полностью сгорающих при выстрелах шелковых мешках, а контейнеры пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, подаваемых автоматически из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи — десять трубок. Заряжание пушки производится вручную, с помощью гидромеханического досылателя.
Пушка и спаренные с ней пулеметы стабилизированы в двух плоскостях. Система стабилизации разработана на базе аналогичной системы танка «Центурион». Несмотря на стабилизацию орудия, основным режимом ведения огня является стрельба с места. Система управления огнем позволяет наводчику до подхода к рубежу открытия огня наводить орудие на цель, остановка нужна только для произведения выстрела из пушки.
Расстояние до цели на дистанциях до 2000 м определяется с помощью пристрелочного 12,7-мм пулемета. При стрельбе фугасными снарядами с закрытых позиций необходима подготовка данных, как и при ведении огня из обычных буксируемых пушек.
Посредством оптического канала командир может отметить выбранную цель в поле зрения прицела наводчика. Прицеливание орудия возможно как наводчиком, так и командиром, причем действия последнего считаются приоритетными. Стрельба ночью ведется с помощью ИК-прицелов AVL1A1, которые устанавливаются вместо дневных прицелов командира и наводчика. Для подсветки целей на левой стороне башни установлен ксеноновый прожектор №2 Mk 3.
Командирская башенка для лучшего удержания цели в прицеле и удобства наблюдения при развороте башни вращается в сторону, противоположную направлению разворота, сохраняя неизменной линию визирования; время полного разворота — 16 с. В башенке установлено девять неподвижных перископических наблюдательных приборов AFV № 49 с суммарным полем зрения 360°. Командирский люк — двустворчатый. Обзор заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный прибор кругового вращения AFV №30Mk 1. По бортам в передней части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. В кормовой нише башни установлены две радиостанции: УКВ-диапазона и коротковолновая. Танк оснащен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.
Ходовая часть «Чифтена» практически идентична ходовой части танка «Центурион» и включает шесть опорных катков на борт, с задним расположение ведущих колес. Ходовая часть для защиты от легких кумулятивных противотанковых средств прикрыта стальными четырехсекционными экранами толщиной 10 — 15 мм.
Оборудование и перки
Для того, чтобы определить нужную область прокачки, стоит снова взглянуть на технические характеристики. Мы предлагаем подобную сборку исходя из данных характеристик, каждый танкист в любом случае подстраивает свою технику под индивидуальный стиль игры.
· Стабилизатор вертикального наведения – исправит проблемную стабилизацию броневика;
· Досылатель для увеличения скорости перезарядки;
· Вентиляция увеличит навык экипажа.
Говоря об экипаже, хочется сказать про навык ремонта техники и пожаротушения. Довольно стандартный набор, однако очень полезный в бою.
В массовой культуре
Стендовый моделизм
Танк Чифтен ограниченно представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии танка Чифтен в масштабе 1:35 выпускаются фирмой Тамия (Япония). Модель отличается средней проработкой и детализацией. 23.05.2015 — фирма Takom продемонстрировала 3D модель базы данного танка.
Фирма Takom выпустила в продажу четыре модификации танка «Чифтен» в масштабе 1:35 Mk 2
(каталожный номер 2040),
Mk 5/P
(каталожный номер 2027),
Mk10
(каталожный номер 2028),
Mk11
(каталожный номер 2026).
Рок-музыка
Танк Чифтен изображён на обложке альбома 1971 года «Salisbury» группы «Uriah Heep»
Электронная музыка
Танк Чифтен изображён на обложке альбома 2022 года «No Geography» группы «The Chemical Brothers»
В компьютерных играх
В большинстве новых игр танк Чифтен будет представлен как ОБТ (основной боевой танк), либо СТ (средний танк).
Танк представлен в модификациях Mk2, Mk6, Mk10 и Mk11 в ММО Armored Warfare. Возможна установка дополнительной броневой защиты «Stillbrew» («Стиллбрю»).
Присутствует в браузерном шутере Red Crucible Firestorm. Также есть моды для игры «В тылу врага 2: Штурм» добавляющие в эту игру танк Чифтен.
Представлен в массовой многопользовательской онлайн-игре War Thunder, в патче 1.57: «Весенний марш». Танк представлен в модификациях Mk.3, Mk.5, Mk.10 (c накладной бронёй «стилбрю») и занимает шестой ранг ветки развития бронетанковых войск Великобритании.
Представлен в ММО World Of Tanks вариантом Cheiftain/T95 — танк выдавался за кампанию на Глобальной Карте под названием «Азиатский Тайфун» за очки славы (в количестве порядка 15 тысяч). В игре является средним танком Великобритании VIII уровня. Также появился тяжелый на X уровне, под названием-T95/FV4201 Chieftain.
Навыки и умения экипажа
Чифтейн не является историческим, однако проект этой машины существовал. Именно из-за невозможности подбора экипажа проект и закрылся.
Итак, машина имеет в составе экипажа четыре человека: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего(радиста).
Мы предлагаем обучить экипаж таким образом:
- Командир – «Шестое чувство», «Ремонт», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Наводчик – «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Механик-водитель – «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Заряжающий(радист) – «Ремонт», «Радиоперехват», «Боевое братство», «Маскировка».
Модификации британского танка «Чифтен»
Mk 1 (1965 г.) — предсерийный вариант с двигателем мощностью 585 л.с. Изготовлено 40 единиц.
Mk 2 (1966 г.) — первая серийная модификация с литой башней, 120-мм нарезной пушкой L11A2 с боеприпасами раздельного заряжания и длиной ствола 55 калибров. Двигатель L60 Mk 4 мощностью 650 л.с. Боевая масса 51,6 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено 532 единицы.
Mk 3 (1969 г.) — двигатель L60 №4 Mk 6 мощностью 720 л.с., командирская башенка №15 Mk 2 с одностворчатым люком, оснащенная усовершенствованной оптикой и зенитным пулеметом L37A1. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Прицеливание пулемета в вертикальной плоскости синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира. Для ведения огня из пулемета по воздушным целям предусмотрена установка зенитного прицела. Боевая масса 54,1 т. Изготовлено 199 единиц.
Mk 3/3 (1970 г.) — «Чифтен» с лазерным дальномером Barr & Stroud №1 Mk 2, интегрированным в основной прицел наводчика; двигатель L60 №4 Мk 6А мощностью 730 л.с., 120-мм пушка L11A3;, улучшенный вытяжной вентилятор в боевом отделении. Изготовлено 29 единиц.
Mk З/ЗР (1970 г.) — экспортный вариант Mk 3 для Ирана.
Mk 4 (1970 г.) — опытный вариант с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета. Изготовлено 2 единицы.
Mk 5 (1971 г.) — Mk 3/3 с двигателем L60 №4 Mk 7А, модернизированная пушка L11A5 с коллиматором для выверки прицела наводчика, модернизированный пристрелочный пулемет, СУО 1FCS, командирская башенка №21 с теплопеленгатором XL 161. Усовершенствованная система ПАЗ. Повышена живучесть ствола пушки. Изготовлено 97 единиц.
Устройство основного танка «Челленджер» (переработки проекта «Чифтен»), обратите внимание на положение механика-водителя
Mk 5/5Р (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Ирана. Двигатель L60 №4 Mk 8А мощностью 750 л.с. Изготовлено 785 единиц.
«Чифтен» Mk 5/5К (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Кувейта. Изготовлено 165 единиц.
«Чифтен» Mk 6 (1976 г.) — Mk 2, модернизированный до уровня Mk 5.
«Чифтен» Mk 7 (1976 г.) — Mk 3 модернизированный до уровня Mk 6.
«Чифтен» Mk 8 (1976 г.) — Mk 3/3 модернизированный до уровня Mk 6.
«Чифтен» Mk 9 (1981 г.) — Mk 6, оснащенный системой управления огнем FFCS.
«Чифтен» Mk 10 (1981 г.) — Mk 7, оснащенный системой управления огнем 1FCS.
Mk 11 (1981 г.) — Mk 8, оснащенный системой управления огнем IFCS, тепловизионным прицелом наводчика, новой системой ПАЗ и блоками пассивной броневой защиты Stillbrew, установленными на передней части башни и корпуса.
Mk 15 — экспортная модификация для Омана. Изготовлено 15 единиц.
FV 4030/1 — усовершенствованный экспортный вариант для Ирана с модернизированной подвеской, увеличенной емкостью топливных баков и усиленной броневой защитой. Изготовлено 187 единиц.
Также на базе танка «Чифтен» создано семейство вспомогательных машин:
Мостоукладчик (саперный танк) Chieftain AVLB. В передней части корпуса танка навешивался бульдозерный отвал или минный трал. Экипаж машины — три человека. С 1989 по 1994 г. переоборудовал в эту машину 48 базовых танков разных модификаций.
БРЭМ Chieftain ARV производились фирмой Vickers с 1974 года и базировалась на шасси танка Chieftain Mk 5. В передней части корпуса установлены две гидравлические лебедки с приводом от основного дизеля. Тяговое усилие основной лебедки — 30 т, вспомогательной — 3,5 т. Длина троса основной лебедки — 122 м, вспомогательной — 260 м. В передней части корпуса смонтирован бульдозерный отвал, а с правой стороны корпуса — кран ATLAS АК 6000М грузоподъемностью 5,8 т. Экипаж 4 человека, масса БРЭМ — 56 т. Вооружение состоит из 7,62-мм пулемета с дистанционным управлением и 66-мм дымового гранатомета. 41 машину приобрел Иран, ещё 30 БРЭМ — Иордания.
БРЭМ ARRV — та же БРЭМ ARV, но оборудованная гидравлическим краном большей грузоподъемности, для полевого ремонта танка (замены двигателя). Переоборудована из части БРЭМ ARV.
Кроме этого, танк «Чифтен» послужил основой для Иранского танка Shir 1.
Британский основной танк Chieftain
Тактика ведения боя
Каждый танкист имеет свою тактику ведения боя, но мы можем подсказать, исходя из характеристик, подходящую этой спецмашине.
При выборе линии ведения стрельбы стоит выбрать все-таки вторую. Так вы не будете подставлять недостаточно хорошую броню под удар и сможете реализовать свое главное преимущество – вооружение.
Лучше всего будет укрываться за кустарниками или использовать в свою пользу рельеф земли, не подставляя корпус под огонь.
Лучше быть социальным и работать в команде, чем вести бой в одиночку. Никогда не стоит забывать про уязвимость данной техники и не пытаться атаковать бортом.
Удачи в бою, танкист!
Боевое применение
Как и другие его европейские конкуренты, «Чифтен» широко экспортировался в другие государства, в основном в страны Ближнего Востока. В отличие от своего предшественника, танка «Центурион», «Чифтен» не был принят на вооружение другими государствами блока НАТО и Содружества наций.
«Чифтен» зарекомендовал себя как удачно скомпонованный танк. Ещё одно важное его преимущество заключалось в том, что танк обладал достаточным техническим заделом, позволяющим не только постоянно модернизировать его путём установки новых технических компонентов, но и подстраивать машину под требования местных ТВД. Танк «Чифтен» постоянно модернизировался до начала 1990-х годов, когда его заменил танк «Челленджер», конструкция которого во многом была создана под влиянием «Чифтена». Последние модификации Chieftain Mk.9 и Mk.10, стоявшие на вооружении британской армии до 1995 года, отличались новым дополнительным бронированием «стиллбрю» (англ
. Stillbrew), усовершенствованной СУО и тепловизионной системой наблюдения у наводчика.
Накладная броня Stillbrew (металополимерные блоки) была разработана полковником Стиллом и Джоном Брюером, оба являлись сотрудниками MVEE. Решение было принято в результате ирано-иракской войны, когда иранские «Чифтены» показали уязвимость для 125-мм оперённых подкалиберных снарядов танков Т-72, а также для кумулятивных боевых частей ПТУР.
Танки «Чифтен» поставлялись по меньшей мере в шесть стран, в их числе Иран, Кувейт, Оман и Иордания.
Ирано-иракская война
Самая большая партия машин была продана в Иран: перед революцией 1979 года туда поступило 894 машин модификаций: Mk 3 и Mk 5(P) и 55 Chieftain ARVE. В результате иранская армия имела больше этих танков чем сама Великобритания. События 1979 года прекратили дальнейшие поставки. Перед войной, в 1980 году Великобритания поставила Ираку 29 Chieftain AVRE (аббревиатура от Armoured Vehicle Royal Engineers). Основным военным конфликтом, в котором применялись «Чифтены», стала ирано-иракская война, длившаяся с 1980 по 1988 год.
«Чифтены» были самыми массовыми танками Ирана. К началу войны имелось 894 танка и 55 БРЭМ этого типа. Они были в составе 81-й бронетанковой дивизии (1-я, 2-я и 3-я бригады) в Керманшахе, 92-й бронетанковой дивизии (1-я, 2-я и 3-я бригады) в Хузестане и 88-й танковой бригады (один батальон в Хузестане, остальные на границе Афганистана и СССР). На вооружении каждой бригады находилось по 125 танков «Чифтен». 81-я и 92-я дивизии также имели полк из около 80 лёгких танков «Скорпион». Ирак на начало войны имел 29 БРЭМ на базе «Чифтенов».
В начале войны иранские танки понесли большие потери, много танков было захвачено. 10 ноября иракцы провели выставку трофейного вооружения в Багдаде, на которой было 58 «Чифтенов». Они принимались на вооружение 6-й бронетанковой дивизии Ирака. По состоянию на конец 1980 года у Ирака на вооружении имелся 31 танк «Чифтен». 5 — 9 января 1981 года иранские танки приняли участие в крупнейшем танковом сражении войны возле Дизфуля. 300 иранских «Чифтенов» и «Паттонов» сразились с 300 иракскими Т-62. Иранская атака была отбита. По данным Ирака, в трёхдневных боях иранцы потеряли 214 танков. Иран признал потерю только 88 машин, однако иностранные журналисты насчитали куда большее количество подбитых и брошенных иранских танков. Так, по их данным, только лишь на поле боя было оставлено 150 танков, сколько ещё подбитых иранцам удалось эвакуировать остаётся неизвестным. Ирак по подсчётам журналистов потерял примерно 40 танков Т-62. В ходе этих боев иранцы убедились, что 115-мм оперённые подкалиберные снаряды пушки У-5ТС пробивают лобовую броню «Чифтенов». Иранские «Чифтены» неплохо себя показали в битве за Абадан. В ходе июльских боёв под Басрой были отмечены первые встречи с танками Т-72. Около 50 «Чифтенов» в ходе этих боёв были захвачены.
В 1982 году из захваченных «Чифтенов» и других иранских танков Ирак сформировал целую танковую дивизию (17-ю). Запасные части для ремонта «Чифтенов» иракцы в 1985 году закупили у Великобритании, до этого они для ремонта трофейных танков разбирали свои БРЭМ. Есть неподтверждённая информация, что в 1984 году Ирак купил у Кувейта 50 танков «Чифтен» Мк.5. Иран также искал возможности для поставок запасных частей к танкам. Американцы заявляли что для «Чифтенов» Иран получал запчасти из Израиля.
В ходе боевых действий выяснилось, что 120-мм орудие «Чифтена» гарантированно[как?
] поражает[
чем?
] все имеющиеся на вооружение Ирака танки советского производства, включая наиболее современные Т-72. Боевые столкновения Т-72 и «Чифтена» сопровождались тяжёлыми потерями с обеих сторон. Последний крупный танковый бой «Чифтены» провели во время операции «Сорок Звёзд».
К концу войны у Ирана осталось немногим более 60 «Чифтенов». Примечательно, что у Ирака этих танков к концу войны было больше, чем у Ирана, — всего в ходе войны было захвачено до 300 машин. В 1989 году Ирак, испытывая трудности с ремонтом и техническим обслуживанием танков английского производства, продал Иордании 120 захваченных в войне «Чифтенов», включая 30 машин в полностью исправном состоянии.
Кувейтско-иракская война
«Чифтены» применялись во время кувейтско-иракской войны в 1990 году. Кувейт имел 165 танков этого типа. Так, во время «Битвы за мосты» в южном пригороде Кувейт-Сити части танковой дивизии Ирака, оснащённые танками Т-72 и БМП, вошли в Кувейт-Сити и столкнулись с 35-й танковой бригадой Кувейта, имевшей на вооружении 35 танков «Чифтен», — одним из немногих подразделений Кувейтской армии, оказавших организованное сопротивление. Наступление иракских сил на этом участке было ненадолго остановлено. Кувейтцы заявили что подбили и уничтожили 25 иракских Т-72 и 15 Т-55/Т-62. Только 18 танков 35-й бригады смогли уйти в Саудовскую Аравию. 136 подбитых и брошенных кувейтских «Чифтенов» было захвачено Ираком.
Операция «Буря в пустыне»
Перед операцией «Буря в пустыне» количество танков «Чифтен» у изгнанной кувейтской армии на территории Саудовской Аравии было увеличено до 80 машин за счёт срочных поставок из Великобритании, они вошли в Ирак в составе Многонациональных сил. У Ирака перед операцией имелось гораздо больше этих танков: 200—300 машин различных модификаций, кроме того имелось несколько Chieftain AVRE, отмечены факты их ограниченного применения. В ходе боевых действий Ирак потерял несколько танков и один БРЭМ.