Охотник на «Тигров»: за что на фронте любили ИСУ-122

Реальная Припять не слишком похожа на локации «Сталкера». Некоторых это разочаровывает. Последний реактор заглушили в 2000 году, но и по сей день рядом с живописной «заброшкой» торчат современные постройки, ходят люди и ездит транспорт.

До лесных пожаров 2020-го и пандемии коронавируса в зоне отчуждения хватало и туристов. Со снорками и псевдогигантами дело обстоит гораздо хуже, а контролёры встречаются разве что ведомственные.

Зато здесь можно встретить стальных «зверобоев».

Немного о локациях

Между Яновским затоном, выселенными микрорайонами Припяти и Рыжим лесом всё ещё работают объекты нефтебазы. У восточного забора одного из них живописно врастает в землю массивный силуэт, который мгновенно узнает любитель военной истории.

Игрок в WoT не удержится от комментария: «Бревномёт!». На ржавой броне всё ещё виден тактический номер «130».


(Фото: KRANZ)
Если присмотреться к соседней свалке техники ликвидаторов, найдётся ещё одна САУ. В гораздо худшем состоянии, с развороченным моторно-трансмиссионным отделением и без ствола. Орудие вырвали не сталкеры в поисках хабара и не охотники за радиоактивным черметом. Именно в таком виде машина с бортовым номером «100» и прибыла к ещё дымящейся Чернобыльской АЭС в мае 1986‑го.


(Фото: KRANZ)

Была ещё одна. Со стволом и бортовым номером «129». Она чаще других встречается на фотографиях времён ликвидации — но дальнейшая её судьба не совсем понятна.

По одной из версий, она застряла и была брошена в окрестностях села, а ныне урочища Корогод — пустоши в 12 километрах к юго-западу от Припяти, невдалеке от «психотронно выжигающей мозги» РЛС «Дуга». По некоторым утверждениям, именно здесь базировался импровизированный взвод инженерных войск на ИСУ.


(Источник фото)

Как говорят очевидцы, у разваливающихся домов и ферм Корогода табун лошадей Пржевальского встретить можно, а вот с САУ «129» всё сложно. То ли она есть, то ли её нет, то ли она была, но потом исчезла. Фотографий этой машины после завершения работ по ликвидации в Сети не видно, в отличие от её «коллег» на нефтебазе.

Чем была обеспечена бронезащита?

Лобовые части первых ИСУ-152 отливались. Затем броневая отливка была заменена сварной конструкцией. Для этого в производстве корпусов и рубок применялись бронированные катанные плиты, которые обеспечивали танку дифференцированную противоснарядную защиту. Их толщина составляла 2, 3, 6, 7, 9 см и 5 мм. При их монтаже учитывались рациональные углы наклона. В результате это отразилось на показателях высоты и объема бронерубки в ИСУ-152 «Зверобой».

Характеристики степени защищенности бортов данного танка, по сравнению с СУ-152, были несколько ниже. Но конструкторам это удалось компенсировать за счет утолщения брони. Для защиты противооткатных устройств применялись неподвижные литые бронированные кожухи и подвижные литые сферические бронемаски, которые использовались еще и как уравновешивающий элемент.

Откуда в Припяти взялись САУ?

Насколько известно, машины перебросили в Припять с базы хранения в Новомосковске Днепропетровской области. Территория УССР считалась тылом советских группировок в Европе и была удивительно богата на военные склады: мало ли что из старого военного имущества может пригодиться, если Третья мировая пойдёт для СССР не лучшим образом.

Ликвидировать аварию на АЭС отправили не САУ образца Второй мировой. ИСУ-152К — модернизация середины 1950-х годов, с новым двигателем мощностью 520 л. с. и элементами тяжёлого танка Т-10 в ходовой части. Машины этого типа успели повоевать при подавлении венгерского восстания и в арабо-израильских войнах. К 1974 году их признали несоответствующими современным требованиям и отправили на базы хранения.


(Источник фото)

На ту же тему

Атомный рубеж: что будет с мировой энергетикой?

Многие источники утверждают, что «зверобоев» при ликвидации аварии на ЧАЭС было около десятка. Попавшие в Сеть фотографии демонстрируют три машины, из которых до наших дней дожили остовы двух. Две обычные, с орудиями МЛ-20С, одна — без, с заглушкой на месте ствола.

Порой пишут о свинцовых экранах — но на фотографиях их не видно. Впрочем, броня САУ и сама по себе должна была служить неплохой защитой для экипажа.

Большинство очевидцев и пытавшихся разобраться авторов склоняются к тому, что САУ под Чернобылем использовали как тяжёлые гусеничные тягачи. А также для сноса построек таранными ударами. Но для этих целей больше подходят БТТ-1 — танковые тягачи на базе ИСУ-152. Всё то же, только со штатным бронелистом на месте орудия и рядом доработок для использования как раз в подобных ситуациях.

Почему на ликвидацию аварии отправили именно САУ с пушками, а не тягачи на их базе, приспособленные для инженерных работ? Или правы утверждающие, что ИСУ-152К вели-таки огонь из 152-мм орудий по горящей станции?

Кем разрабатывался танк?

Работы по созданию ИСУ-152 «Зверобой» проводились конструкторским бюро опытного завода №100 в городе Челябинске. Руководителем стал Жозеф Яковлевич Котин. Под его началом была создана вся линейка советских тяжелых танков. Главный конструктор ИСУ-152 «Зверобой» — Г. Н. Москвин. Первые машины были выпущены Челябинским Кировским заводом (ЧКЗ) в 1943 году. Несколько единиц изготовили работники Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Всего три года (с 1943 по 1946-й) осуществлялось серийное изготовление ИСУ-152 «Зверобой».

Зачем именно ИСУ?

В Припяти в составе сил инженерного отдела 90-й оперативной группы в основном работали инженерные машины ИМР и ИМР-2. Вскоре прибыли и специально переоборудованные ИМР‑2Д.

Они были дороже, чем ИСУ и БТТ, но мощнее, современнее, с манипулятором на корпусе и системой защиты от оружия массового поражения. Дополнительное экранирование свинцом позволило им действовать даже в зонах высокого радиационного заражения у руин четвёртого энергоблока.


(Источник фото)

Вот только наличие манипулятора исключало их использование для сноса тараном высоких зданий, при котором сверху будет падать бетон и ломать ценное оборудование.

Для этого ИСУ-152К с прочной бронёй и снятым пулемётом гораздо пригоднее.

Однако БТТ-1 в таком качестве были бы ещё лучше.

Только вот у них, в отличие от ИСУ-152К, нет орудия МЛ-20С, которое может стрелять бетонобойными и кумулятивными боеприпасами для «вскрытия» бункеров и прочих укреплённых построек.

Описание конструкции

Компоновка данной самоходной артустановки ничем не отличается от остальных советских САУ. Боевая машина защищена бронированным корпусом. Конструкция танка состоит из двух частей: броневой рубки и кормы.

Экипаж состоял из пяти человек. Передняя часть корпуса, являясь боевым и одновременно управленческим отделением (бронерубкой), стала местом дислокации механика-водителя, наводчика и заряжающего, всего боезапаса и главного орудия. Местом расположения двигателя и трансмиссии стала кормовая часть. Командир и замковый располагались справа от орудия. По отзывам очевидцев, шансы у экипажа выбраться живыми при подбитии танка были минимальные. Причиной этого стало наличие топливного бака в рубке.

Устройство танкового корпуса

Для посадки и выхода экипажа ИСУ-152 оборудован специальным прямоугольным двухстворчатым люком, расположенным в верхней части корпуса между крышевым и задним листом бронерубки. В правой части от танкового орудия располагался еще люк округлой формы. Слева от орудия также имелся люк, но он не предназначался для экипажа. Через эти люки выводились наружу только удлинители панорамных прицелов. При необходимости экипаж мог покинуть ИСУ-152, используя аварийный люк в днище корпуса. Боевой комплект загружался в танк через мелкие люки. Боевая машина оснащалась ремонтными маленькими люками, с помощью которых обеспечивался быстрый доступ к горловине топливного бака, агрегату танка или к какому-либо другому его узлу.

Устройство ходовой части

ИСУ-152 оснащался индивидуальной торсионной ходовой частью. С каждой стороны борта располагались цельнолитые двухскатные опорные катки (6 штук). Для каждого из них был предусмотрен специальный ограничитель хода, который при помощи сварки соединялся с бронекорпусом. Для поддержания танковой гусеницы использовались три малых цельнолитых поддерживающих катка. Подобную конструкцию имел и СУ-152. Натяжение гусеницы осуществлялось при помощи винтового механизма. Гусеницы оборудовались специальными одногребневыми траками, 986 штук), ширина которых составляла 65 см.

Устройство прицелов и средств наблюдения

Вести наблюдение за окружающей обстановкой экипаж танка ИСУ-152 мог через люки посадки-высадки, которые были оборудованы специальными перископическими приборами. Для механика-водителя был предусмотрен смотровой прибор с триплексом. Защиту данному приспособлению обеспечивала броневая заслонка. Местом для установки прибора стал люк-пробка, устроенный с левой стороны от танковой гаубицы. В небоевой ситуации данный люк выдвигался вперед, за счет чего у механика-водителя увеличивался радиус обзора.

Во время стрельбы прямой наводкой на дистанции 900 метров для орудий были разработаны телескопические прицелы СТ-10. При стрельбе с закрытой позиции, а также при прямой наводке на дистанции, превышающей 900 метров, использовалась панорама Герца. Для этого были разработаны специальные удлинители, которые обеспечивали обзор через люк в крыше танка. Благодаря наличию специальных подсвечивающих приборов стрельба из ИСУ- 152 была возможна и в ночное время.

Электрооборудование

Источником питания для однопроводной электропроводки в ИСУ-152 являлся генератор П-4563А, использующий 1 кВт реле-генератор РРА-24Ф. Также электропитание могло осуществляться при помощи двух последовательно соединенных аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128. Их общая емкость составляла 128 А/ч. Энергия в танке была необходима для обеспечения:

  • Наружного и внутреннего освещения боевой машины.
  • Подсветки прицельных приборов.
  • Наружного звукового сигнала.
  • Работы контрольно-измерительных приборов (амперметра и вольтметра).
  • Функционирования радиостанции и танкового переговорного устройства.
  • Работы электродвигателя инерционного стартера, бобин свечей, используемых при зимнем запуске двигателя.

Трансмиссия

Для боевой машины была предусмотрена механическая трансмиссия. Она состояла из следующих элементов:

  • Многодискового главного фрикциона.
  • Четырехступенчатой коробки передач.
  • Двух бортовых двухступенчатых планетарных механизмов поворота.
  • Двух комбинированных бортовых редукторов (двухрядных).

Танк был оснащен механическими управленческими приводами. Наличием планетарных механизмов поворота танк ИСУ-152 отличался от предыдущей модели. За счет этих узлов трансмиссия стала более надежной, чего нельзя сказать о боевых машинах, созданных на базе танка КВ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]