БАИ – родоначальник семейства первых советских легких и средних бронемашин


БА-6

Утром 12 января 1943-го случилось, наконец, то, чего голодный, замерший Ленинград ждал с осени 1941-го — войска Ленинградского и Волховского фронтов начали наступление. Советские части соединились, прорвав блокаду, 18-го, под Шлиссельбургом. В этих боях участвовало и 19 броневиков БА-10. Именно на Ленинградском фронте, еще в 1943-м, таких машин было немало, ведь их ремонтировал тот самый Ижорский завод, который ранее производил. Ну а часть броневиков пошла еще дальше — на запад…

БЛИНДАЖ НА КОЛЕСАХ

Идея бронеавтомобиля стара почти как сам автомобиль. Первый период расцвета блиндированных, как их тогда часто называли, машин пришелся на первую мировую. Броневики делали на базе не только грузовиков, но и многих легковых моделей — от «Форда-Т» до «Роллс-Ройса Сильвер Гоуст». В России строили бронеавтомобили на шасси «Руссо-Балта» и импортных. Ну а практически сразу после начала производства первого советского грузовика АМО-Ф15 по заданию артиллерийского управления РККА разработали БА-27 с 37-миллиметровой пушкой и пулеметом калибра 6,5 мм.

Отечественные броневики развивались вместе с автопромом — медленно и трудно. Конечно, вооруженной машине необходимы достаточно мощное шасси и соответствующий двигатель. Но ни того, ни другого в начале 1930-х наша промышленность не делала. Поначалу пришлось использовать доработанное трехосное шасси импортного «Форда-Тимкен» и 40-сильный фордовский (он же — горьковский после пуска завода на Волге) мотор.

БА-6

На Ижорском заводе, построив ряд экспериментальных и мелкосерийных машин, в 1933 году начали выпускать БА-3 с 45-миллиметровой пушкой в башне от танка Т-26. После модернизации и установки на отечественное шасси ГАЗ-ААА машина получила обозначение БА-6. Ее серийное производство начали в 1936-м.

ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК

Удивительна судьба наших броневиков тех лет. Их расцвет продолжался всего десятилетие, но какое! Они успели поучаствовать в четырех войнах. Боевой путь начали в Испании, куда республиканской армии поставили 60 машин, в том числе 37 БА-6. На относительно хороших (по сравнению с нашими) дорогах они показали себя неплохо. Порой были даже полезнее менее быстрых танков. Несколько машин в качестве трофеев достались франкистам и довольно долго стояли у них на вооружении. Мало того, советскую конструкцию приспособили к трехосному шасси «Шевроле» и делали такие машины серийно.

Летом 1939 года немало бронеавтомобилей отправилось на Халхин-Гол. Они оказались очень эффективными не только в стычках с японской пехотой и кавалерией, но и против легких танков. Правда, тут же отчетливо проявились многие недостатки, о которых, впрочем, говорили и раньше. Военные рекомендовали перед атакой на пересеченной местности надеть на ведущие колеса стальные гусеницы «оверолл», поскольку завязший на бездорожье броневик становился отличной мишенью, а броня не выдерживала огня пулемета «Гочкисс» калибра 13,2 мм. О и вообще неудобное расположение членов экипажа, особенно того, кто командовал орудием в башне. Высока была и пожароопасность машины, в которой бойцы сидели фактически в обнимку с бензобаком.

История бронеавтомобиля ЛБ-НАТИ

Легкий бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ (первоначально БА-8 НАТИ или БА-НАТИ) был разработан в 1937—1939 годах и изготовлен в единственном экземпляре Выксинским заводом ДРО в августе 1939 года (руководитель проекта — старший инженер Н.Коротоношко). Машина сочетала в себе целый ряд конструктивных новшеств, и была первым отечественным полноприводным бронеавтомобилем. Хотя толщина брони ЛБ-НАТИ не превышала 10-мм, за счет рациональных углов наклона бронелистов, машина была неплохо защищена от вражеского огня, имела хорошую скорость (до 80 км/ч) и запас хода почти в 300 км.

Всесторонние испытания проведенные на полигоне НИБТа выявили превосходство ЛБ-НАТИ над стандартным легким броневиком РККА БА-20 в скорости, проходимости, защищенности и вооружению. Однако и недочетов выявилось достаточно. К принятию на вооружение ЛБ-НАТИ было отказано — во всяком случае, до устранения замечаний приемочной комиссии. К сожалению, главными из них были «неустранимые противоречия»: перегруз корпуса и как следствие быстрый износ двигателя (к сожалению, общая беда бронеавтомобилей 1930-х г.г.) и ненадежность переднего моста (также следствие перегруза корпуса).


Чертеж бронеавтомобиля ЛБ-НАТИ

Дорабатывать ЛБ-НАТИ не стали — сразу послу окончания испытаний, все работы по проекту были свернуты. Единственный построенный броневик некоторое время использовался в качестве экспериментального, для изучения конструктивных особенностей полноприводных машин. Что с ним стало впоследствии, никаких сведений не сохранилось.

БА-6


Между моторным отсеком и ногами экипажа щель, через которую в кабину проходит теплый воздух вместе с выхлопными газами. Справа — место пулеметчика.
Между моторным отсеком и ногами экипажа щель, через которую в кабину проходит теплый воздух вместе с выхлопными газами. Справа — место пулеметчика.

Финская война 1940 года добавила печального опыта. Неполноприводные машины с задними двускатными шинами на зимнем бездорожье очень часто оказывались беспомощными. Военные писали в отчетах, что нужен двигатель в 90–100 л.с. вместо 50-сильного, который ставили на БА-10 — модернизированный БА-6. Немало трофейных машин служило в финской армии вплоть до начала 1960-х годов, получив то, чего им так не хватало, — мощную фордовскую «восьмерку». У нас же БА-10, самый массовый в этом классе броневик, делали до осени 1941-го, пока немцы вплотную не приблизились к Ижоре.

ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ

22 июня 1941 года группа бронеавтомобилей 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, умело замаскированных в лесу близ шоссе, под командованием старшего лейтенанта Суровцева несколько часов сдерживала немецкую колонну легких танков и мотоциклов. Маленький эпизод огромной войны — считаные часы «боя местного значения». Вряд ли кто-то из тех бойцов и тех бронемашин дожил до победы. Но они сумели внести в нее свой вклад.

Многие машины вышли из строя в первые месяцы войны, уцелевшие продолжали воевать и под Москвой, и под Ленинградом. Даже в 1944 году несколько броневиков участвовало в боях за Латвию — в частности, в штурме Елгавы.

Конструкция бронеавтомобиля ЛБ-НАТИ

Шасси броневика ЛБ-НАТИ базировалось на узлах и агрегатах грузового автомобиля ГАЗ-ММ (колеса, рулевой механизм, элементы рамы, коробка передач), но было доработано НАТИ. Была укорочена рама, база сокращена до 2750 мм, рессоры заменены продольными полуэллиптическими, а подвеска передних и задних колес оснащена гидравлическими амортизаторами.

Машина получила 6-цилиндровый двигатель от ГАЗ-61 мощностью 76 л.с. (первоначально планировалось поставить «Додж» мощностью 72 л.с.), а также двухступенчатую раздаточную коробку со встроенным межосевым дифференциалом, обеспечивающую три варианта передачи крутящего момента: на все колеса, только на задние, только на передние.


Бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ на испытаниях

Оба ведущих моста «ЛБ – НАТИ» были ведущими, задние колёса оснащались сдвоенными скатами. И передние, и задние колеса имели развитые грунтозацепы. Ступицы колёс имели бронезащиту, бензобак был протекторированный, с защитой от пуль и осколков. Колёса автомобиля заполнялись гусматиком.

Корпус броневика ЛБ-НАТИ полностью сварной, листы имеют рациональный угол наклона.

Для посадки экипажа из трёх человек, а так же при необходимости пассажира, кузов автомобиля имел двери, кроме того конструкторы предусмотрели в его полу аварийный люк.

Башня — коническая, унифицированная с башней легкого танка Т-40. Вооружение составляло 1х 12,7-мм пулемёт «ДШК», 1х 7,62-мм пулемёт «ДТ».

Связь экипажа с командованием осуществлялось при помощи радиостанции«71-ТК-1» со штыревой антенной.

БА-6


Под бронелистом газоновский 40-сильный (позднее 50-сильный) двигатель.
Под бронелистом газоновский 40-сильный (позднее 50-сильный) двигатель.

А в последний год войны машины чаще использовали как мобильные КПП на прифронтовых дорогах — сегодня это назвали бы блок-постом. Погоду на полях последних сражений Великой Отечественной делали исключительно танки, а на подхвате у них были полугусеничные и полноприводные американские бронетранспортеры. Именно эти машины, куда более совершенные и практичные, стали причиной полного забвения броневиков 1930-х по окончании войны.

И как они, наши деды, в этом воевали?! Залезть в низкую и узкую дверцу, разместиться на маленьком сиденьице — уже проблема! Забухтел тщедушный 40-сильный моторчик, натужно завыла трансмиссия, БА-6, щедро наполняя кабину выхлопными газами (своего рода печка!), потихоньку поехал. Помню, в отчетах военных читал, как уставали экипажи броневиков даже на коротких маршах. Верю! А если с марша — в бой? Справа строчит пулемет, сверху грохает «сорокопятка», на пол падают гильзы, по кузову бьют вражеские пули. А водитель тем временем маневрирует, спасая экипаж и машину и видя мир в узенькую амбразуру. И ведь воевали!

Эта машина — как рядовой неизвестный солдат начала войны, в серой грязной шинели, обмотках вместо сапог, с винтовкой-трехлинейкой. Но из тяжелого ратного труда таких безымянных, небравых рядовых и таких несовершенных, простеньких машин сложилась наша Победа.

Чтобы понять ее цену, полезно хотя бы прокатиться в этом, кстати, полностью оригинальном БА-6. Трудности современной жизни после этого предстают в несколько ином свете…

БА-6

ГВАРДИИ РЯДОВОЙ

Бронеавтомобиль БА-6 выпускали в 1936–1938 гг. Шасси — модернизированное ГАЗ-ААА, двигатель — 40-сильный (позднее на БА-6М с измененной рамой и башней — 50-сильный), 3-ступенчатая коробка передач с демультипликатором. Броня 8 мм, скорость до 42 км/ч. Построили 306 машин, часть — с радиостанциями. Сделали также прототип для движения по рельсам. Модернизированных БА-10 с 50-сильным мотором до осени 1941-го выпустили 3331 экземпляр.

Редакция благодарит Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

БА-6: баллада о солдате

БА-9 Средний бронеавтомобиль

Как известно, все советские бронеавтомобили, выполненные на базе коммерческого шасси, имели несколько недостатков, наиболее серьёзных из которых считалась плохая проходимость по пересеченной местности. Его устранение могло быть решено двумя путями – радикальное снижение массы, либо разработка специализированного полноприводного шасси. Первый вариант казался более простым и надежным, поэтому осенью 1936 году он получил наибольший приоритет.

Первый опытный образец модернизированного бронеавтомобиля БА-6М

получил укороченную на 600 мм раму и на 200 мм карданный вал, более мощный двигатель ГАЗ М-1 (50 л.с.), усиленные передние рессоры, дополнительные ребра жесткости на передней оси, другой угол установки рулевой колонки, а также множество более мелких доработок.

Бронекорпус изготовлялся из катаных броневых листов толщиной от 6 до 10 мм, который почти полностью был заимствован от серийного БА-6. Исключение составил только капот, ставший более приземистым из-за уменьшения высота радиатора на 33 мм.

Вооружение БА-6М состояло из 45-мм пушки 20К и двух 7,62-мм пулеметов. Спаренная пушечно-пулеметная установка монтировалась в новой башне конической формы с углом наклона стенок 10°.

Прототип БА-6М построили в крайне сжатые сроки и в конце осени 1936 года провели его испытания. По большей части машина оправдала ожидания. За счет проведенных мероприятий удалось повысить максимальную скорость, хотя проходимость по-прежнему оставляла желать лучшего. Тогда на рассмотрение поступил проект облегченного варианта бронемашины, отличавшийся установкой 12,7-мм пулемета ДК в башне и одним 7,62-мм пулеметом ДТ в лобовой части корпуса. Снижение огневой мощи, в данном случае, было частично оправдано. Крупнокалиберный пулемет позволял не менее эффективно бороться с легкой бронетехникой и пехотой противника, чему способствовала его более высокая скорострельность. Более основательным преимуществом ДК была высокая кучность стрельбы. В ходе сравнительных испытаниях с 20-мм пушкой ШВАК, где проводился обстрел броневых плит толщиной 20 мм, на дистанции 500 метров пулемет показа 100% попадание в цель. На дистанции 600 метров этот показатель уменьшался до 33%, но для пушки Шпитального всё выглядело ещё хуже (42% и 10% соответственно). Кроме того, ликвидация спаренной пушечно-пулеметной установки вместе со снарядной боеукладкой, позволяло сэкономить 500 кг массы.

Новый бронеавтомобиль получил название БА-9

и был предъявлен на испытания спустя всего несколько недель. При боевой массе 4300 кг удалось получить чуть более высокую скорость, в то время как ходовые характеристики остались практически на том же уровне. Тем не менее, в конце 1936 года поступило распоряжение начать серийный выпуск БА-9 и в следующем году изготовить не менее 100 единиц. Однако промышленность сдать столько пулеметов ДК не смогла. В январе 1937 года помощник начальника АБТУ Свиридов, курировавший вопрос поставок крупнокалиберных пулеметов, в письме И.Халепскому сообщал, что на 9 января отдел стрелкового вооружения готов сдать всего 50 ДК, в то время как их требовалось не менее 250.

Тем временем, с 3 по 5 марта 1937 года, специально назначенная комиссия провела повторные испытания БА-9, в ходе которых выявилось неудовлетворительное крепление вооружение и рабочих механизмов и машину требовалось отправить на доработку. Так как крупносерийное производство пулеметов ДК наладить не смогли (сложность конструкции и стоимость 12,7-мм пулемета оказались слишком высокими), дальнейшие работы по БА-9 пришлось прекратить, хотя к испытаниям уже был готов второй опытный образец. Судьба опытных машин остается после этого неизвестной.

Источники: М.Коломиец «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945», Москва, Яуза\Эксмо. 2007

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ БА-3 обр.1934 г.

БОЕВАЯ МАССА4500 кг
ЭКИПАЖ, чел.3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм4760
Ширина, мм1970
Высота, мм2090
Клиренс, мм240
ВООРУЖЕНИЕодин 12,7-мм пулемет ДК и один и 7,62-мм пулемет ДТ в башне, один пулемет ДТ в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ1000 патронов калибра 12,7-мм 1512 патронов калибра 7,62-мм
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический прицел ТОП-1 оптический прицел (для курсового пулемета)
БРОНИРОВАНИЕлоб корпуса — 10 мм борт корпуса — 8 мм лоб моторного отсека – 10 мм борт моторного отсека – 6-8 мм лоб башни – 10 мм борт башни – 8 мм корма — 8 мм крыша – 6 мм днище — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬГАЗ-М1, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 60 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа с демультипликатором
ХОДОВАЯ ЧАСТЬколесная формула 6х4: передние колеса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ55 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА230 км по шоссе 180 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град.20°
Высота стенки, м?
Глубина брода, м0,60
Ширина рва, м?
СРЕДСТВА СВЯЗИ?

Бронеавтомобиль БА-6 — ветеран двух войн.

БА-6: баллада о солдате
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]