БТР-90 “Росток”: последняя реплика советских бронетранспортеров


БТР-90 «Росток» — это российский колесный бронетранспортер, разработанный еще в середине 90-х годов конструкторами Горьковского автомобильного и Арзамасского машиностроительного заводов. БТР-90 – это последняя машина из семейства отлично зарекомендовавших себя советских восьмиколесных бронетранспортеров (БТР-60, 70, 80).

БТР-90 «Росток» был принят на вооружение в 2008 году. Планировалось, что серийное производство бронетранспортера начнется в 2011 году, но Министерство обороны отказалось от закупки этой машины. Свое решение военные объяснили нежеланием тратить бюджет на приобретение очередного «апгрейда» старой советской техники. Их аргументацию вполне можно понять: любая техника имеет свой предел модернизации, и, видимо, в Министерстве обороны посчитали, что для данного ряда боевых машин он уже достигнут.

Существует две модификации бронетранспортера – БТР-90 «Бережок» и БТР-90М «Бахча», – которые отличаются от базовой модели конструкцией боевого отделения. Кроме того, велась работа над созданием на базе бронетранспортера БТР-90 санитарной машины БММ «Сухожилие» и самоходной артиллерийской установки. Однако оба проекта так и не были реализованы.

История создания

Работа над созданием нового колесного бронетранспортера началась в КБ Горьковского автозавода в первой половине 90-х годов, сразу после получения ТТЗ от Министерства обороны.

Следует сказать, что требования военных к новой машине были довольно жесткими. В задании предусматривалось наличие внутри корпуса десяти мест для членов экипажа и десанта, возможность установки на машину новых и перспективных видов вооружения, значительное повышение уровня маневренности, подвижности и скоростных характеристик бронетранспортера. Особое внимание заказчики требовали уделить броневой защите. И все вышеперечисленное не должно было отрицательно сказываться на авиатранспортабельности боевой машины.

Подготовка тактико-технического задания бронетранспортера, да и вся его дальнейшая разработка велась с учетом опыта использования подобных машин в реальных боевых конфликтах, которого к этому времени у российских военных уже было предостаточно.

В 1994 году на Арзамасском заводе собрали опытный образец машины, бронекорпус которой был изготовлен на Челябинском заводе тяжелого машиностроения. В том же году БТР-90 был представлен широкой общественности.

Девяностые годы были нелегким временем для отечественного ВПК, поэтому испытания и доработки нового бронетранспортера затянулись до 2004 года.

Параллельно шли работы над созданием бронированной медицинской машины (БММ) на базе БТР-90 «Росток». Они начались в 1997 году. Разработчиком этого проекта была выбрана . Опытный образец БММ «Сухожилие» был изготовлен в июне 2000 года, после чего начались его государственные испытания. Сроки завершения проекта несколько раз переносились, в мае 2006 года было принято решение о полном прекращении работ.

БТР-90 был официально принят на вооружение в 2008 году. Эта машина стала первым колесным бронетранспортером, созданным отечественной промышленностью. В 2009 году в войска поступила опытная партия БТР-90, однако статус его оставался неопределенным. Дело в том, что в государственном оборонном заказе шла речь только о производстве БТР-82А, никакого другого колесного бронетранспортера в документе не было. В это же время шла разработка новой концепции вооружений сухопутных войск ВС РФ, и места в ней для БТР-90, увы, нашлось – в 2011 году Министерство обороны официально отказалось от бронетранспортера, и не включила его в государственную программу закупок до 2022 года.

Вероятно, предполагая такой исход событий заранее, в 2010 году на том же Арзамасском заводе началась разработка нового БТР на базе «Ростка». Он получил название «Гильза». В этой машине конструкторы попытались выполнить главное требование военных – изменить саму компоновку боевой машины. Планировалось перенести моторно-трансмиссионное отделение в переднюю часть бронетранспортера, а отсек для десантников разместить в корме. Однако и этот проект был отвергнут военными.

В настоящее время на финальной стадии находятся работы над «Бумерангом» – унифицированной колесной платформой, на базе которой планируется создать целое семейство боевой техники. Впервые она была показана широкой публике во время парада Победы в 2015 году. Поставки в войска этой боевой машины должны начаться в 2020 году.

Развитие [ править ]

Разработкой БТР-90 занимался Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ), входящий в состав Военно-промышленной компании . Развитие началось в начале 1990 — х годов, с первого прототипа завершена и отображается для публики в 1994 году автомобиль был предназначен для использования механизированных подразделений в русской армии , а также морских подразделений ВМФ России , в качестве средства для обеспечения огневая поддержка, транспортировка личного состава, задачи наблюдения, разведки и патрулирования. На базе шасси БТР-90 может быть создан широкий спектр машин, отвечающих самым разным требованиям. [2]

Автомобиль спроектирован так, чтобы быть высокомобильным и маневренным на любой местности, обеспечивая высокий уровень защиты экипажа и пассажиров. На БТР-90 установлена орудийная башня, идентичная той, что использовалась на БМП-2 . [3]

Описание конструкции

БТР-90 – это бронированная восьмиколесная боевая машина с формулой 8 × 8. Его корпус сварен из катаных броневых плит. Верхняя передняя часть не имеет излома, характерного для других колесных БТР, созданных на Горьковском автозаводе. Днище машины имеет V-образную форму, которая обеспечивает ей высокий уровень противоминной защиты. Толщина лобовой брони «Ростка» позволяет выдерживать попадание 25-мм снаряда, а при необходимости на бронетранспортер можно установить дополнительное бронирование, а также навесить системы динамической или активной защиты.

Компоновка БТР-90 повторяет схему предыдущих восьмиколесных бронетранспортеров из данной серии (БТР-60, 70, 80). В передней части машины находится отделение управления, в котором размещены места стрелка (справа) и водителя (слева). Последний для наблюдения использует пять перископических приборов, которые обеспечивают обзор в секторе 180°.

За отделением управления следует боевой отсек, в котором расположено основное вооружение БТР-90, установленное в броневой башне кругового вращения. Здесь же находятся места командира машины и оператора-наводчика. Все вооружение бронетранспортера стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести точный огонь во время движения. Наводчик оснащен комбинированным (с дневным и ночным режимом) прицелом БПК-3-42, а командир – прибором наблюдения ТКН-АМ, который также выполняет и функции дальномера.

Кроме основного вооружения, БТР-90 может комплектоваться ПЗРК «Игла» и противотанковым гранатометом РПГ-7.

Десантное отделение боевой машины может вместить семерых пехотинцев в полной экипировке. Высадка и посадка производится через боковые двери в бортах корпуса (аналогично БТР-80), а также через люки в верхней части корпуса. Причем нижние половинки боковых люков в откинутом положении выполняют функции подножек, что существенно облегчает процесс десантирования. Пехотинцы, находясь в десантном отделении, имеют возможность вести огонь из личного оружия. Для этого в корпусе БТР сделаны амбразуры. Каждая из них имеет шаровую опору, которую при необходимости можно закрыть бронезаслонкой.

В корме бронетранспортера находится моторно-трансмиссионное отделение, доступ к которому возможен как через два больших люка на крыше корпуса, так и изнутри машины. От воздействия зажигательных боеприпасов радиатор защищен специальными щитками. Топливные баки БТР-90 также расположены в задней части машины.

В состав силовой установки машины входит двигатель жидкостного охлаждения 2В-06-2С, который в качестве топлива может использовать и бензин, и дизель. Его высокая мощность (510 л. с.) обеспечивает довольно тяжелой машине отличный уровень маневренности и подвижности. Благодаря низкому расходу топлива и значительному объему топливных баков запас хода БТР-90 увеличился на 100 км по сравнению с БТР-80.

Отдельно следует отметить конструкцию трансмиссии бронетранспортера, которая позволяет машине поворачиваться на одном месте (как танк). Это особенно важно в условиях городского боя или в горной местности.

Подвеска бронетранспортера независимая торсионная с полным приводом. Имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Следует отметить, что БТР-90 может двигаться даже при разрушении четырех колес, хотя большинство его западных аналогов останавливаются даже при потере одного колеса.

БТР-90 способен без подготовки преодолевать водные препятствия. Его движение на воде обеспечивают два водометных движителя, расположенные в задней части машины. Плавать бронетранспортер может при волнении до трех баллов, он способен заходить с воды на десантный корабль и сходить с него. Скорость передвижения на воде составляет примерно 9 км/ч.

Вооружение базовой модификации бронетранспортера состоит из автоматической пушки 2А42 (30 мм), гранатомета АГС-17, пулемета ПКТ (7,62 мм) и ракетного комплекса «Конкурс-М». Автоматическая пушка может поражать бронированные цели и живую силу противника на дальности до 4 км, а также вести огонь по низколетящим воздушным целям на дистанции до 2,5 км. На башне машины установлены шесть гранатометов «Туча» для постановки дымовых завес.

Управление вооружением БТР-90 осуществляется с помощью боевой информационно-управляющей системы (БИУС).

Бронетранспортер имеет комплекс защиты от факторов поражения ОМП, есть автоматическая система пожаротушения.

В завершение можно добавить, что конструкторы уделили много внимания эргономике машины.

Защита

Сварной закрытый корпус БТР-90 производится из катаных бронелистов увеличенной толщины, что в комплексе с рациональными углами их наклона гарантирует надежную защиту от осколков артиллерийских снарядов и крупнокалиберных пуль. Существенно усилена и противоминная защита БТР-90, усовершенствованная с учетом боевого опыта применения бронетехники в Афганской войне. Так, днищу машины придали V-образную форму, более стойкую к воздействию ударной волны, чем привычная плоская.


БТР-90. Вид сзади

Новый БТР-90 оснащен высокоэффективной системой коллективной защиты боевого расчета от воздействия ударной волны при ядерном взрыве, а также от радиоактивной пыли, проникающей радиации, бактериологического оружия и различных отравляющих веществ. Для усиления защиты на БТР90 могут устанавливаться дополнительное бронирование, а также системы динамической и активной защиты.

При использовании в регионах с жарким климатом БТР-90 может быть оснащен кондиционером.

Модификации бронетранспортера БТР-90

На базе БТР-90 «Росток» было разработано две модификации, главное отличие которых комплекс вооружения:

  • БТР-90 «Бережок». Этот бронетранспортер вооружен 30-мм пушкой 2А42, гранатометом АГС-30, пулеметом ПК. В отличие от базовой модификации у «Бережка» есть СУО и тепловизор;
  • БТР-90М. Этот бронетранспортер имеет боевой модуль «Бахча», в состав которого входит 100-мм орудие, автоматическая пушка 2А72, ПТРК и пулемет ПКТМ. Есть тепловизор и СУО.

Перспективы

При всех своих новшествах и изменениях в конструкции и вооружении БТР-90 вызвал нарекания со стороны МО РФ, отказавшегося закупать образец БТР и экспортировать его. Главная претензия — отсутствие у десанта возможности выхода с кормы. Расположение десантных люков на бортах, обусловленное приобретенной плавучестью машины, сделало мотострелков уязвимыми при высадке.

Помимо этого МО России решило максимально унифицировать все транспортные, боевые и специальные машины, побуждая промышленников строить их на едином шасси. Таким БТР нового поколения станет, судя по всему, машина системы «Бумеранг», работа над которой находится сейчас в опытно-конструкторской стадии.

Оценка проекта

БТР-90 «Росток» смело можно назвать «венцом развития» линейки советских восьмиколесных бронетранспортеров. По сравнению с предшественниками он имеет лучшую броневую защиту, более высокую маневренность и скоростные характеристики, мощный комплекс вооружения. Но есть несколько важных «но»…

Конструкторы значительно увеличили массу машины. Если БТР-80 имел вес 13,6 т, то «Росток» «подрос» до 22 т. Кроме того, БТР-90 был оснащен тяжелым – возможно, даже слишком тяжелым – вооружением. В итоге получилась странная «химера» – уже не привычный армейский БТР, но еще не тяжелая боевая машина пехоты.

Назвать БТР-90 современным как-то не поворачивается язык, ведь проектирование этой машины началось еще в первой половине 90-х годов. Однако главной претензией военных к бронетранспортеру стала его компоновка, унаследованная БТР-90 от череды своих предшественников периода Холодной войны. От советских бронетранспортеров требовали плавучесть, поэтому десантные люки были выполнены по бортам машин. Это делает пехотинцев уязвимыми для огня противника. БТР-90 унаследовал такую схему.

Современные бронетранспортеры обычно имеют компоновку с МТО, расположенным в передней части машины, и десантным отделением – в кормовой. В этом случае повышается общая защищенность БТР, и улучшаются условия для десантирования.

Однако даже не в этом главная проблема БТР-90. Изменилась сама концепция использования мотострелковых подразделений. Она требует максимальной унификации всех боевых, специальных и транспортных машин, которые используются в войсках. Кроме того, подобный подход значительно уменьшает затраты на производство и обслуживание техники.

Ее реализацию можно увидеть на примере создания нескольких отечественных универсальных платформ. Это всем известная «Армата», легкий гусеничный «Курганец» и линейка колесных бронетранспортеров «Бумеранг». Именно последний в будущем заменит линейку советских БТР.

Варианты [ править ]

Был построен прототип, получивший обозначение БТР-90М

(см. Фото) с увеличенной башней, заимствованной у БМП-3 , с установленной спаренной со 100-мм нарезной пушкой / ракетной системой 2А70 с низкой скоростью стрельбы (которая может стрелять обычными снарядами или управляемыми лазерным лучом противотанковыми снарядами 9М117). -tank ракеты ( ПТРК ), такие как AT-10 Stabber ), 30 мм Шипунов 2А72 пушки , и 7,62 ПКТ пулемета . БТР-90М впервые был представлен на всеобщее обозрение в 2001 году и в настоящее время не находится на вооружении.

Другой вариант БТР-90 выпускался с 120-мм орудием 2С9 Нона низкого давления , как и БТР-80 Нона-СВК

.

Крымск [ править ]

30 июля 2013 года Россия сообщила, что она разработала и испытала бесшумный бронетранспортер с гибридным двигателем, который можно превратить в беспилотный наземный автомобиль . Названный « Крымск»

, он основан на БТР-90 и может бесшумно двигаться от электродвигателя с батарейным питанием, когда его дизельный двигатель выключен. В настоящее время он может перемещаться только на короткие расстояния на электроэнергии, но новые типы аккумуляторов могут увеличивать расстояния «в десятки раз». Во время испытаний Крымск двигался с максимальной скоростью 97 км / ч (60 миль / ч), разгоняясь до 80 км / ч за 33 секунды. Крымск представляет собой платформу с дистанционным управлением и может быть оснащена системами вооружения, в том числе будущим лазерным или электромагнитным оружием . [11]

Ссылки [ править ]

  1. «Минобороны РФ отказалось закупать бронетранспортеры БТР-90 — Интерфакс» . Интерфакс.ру. 2011-10-27. Архивировано 03 марта 2012 года . Проверено 16 ноября 2013 .
  2. ^ а б в «БТР-90» . aeronautics.ru. Архивировано 24 июля 2001 года . Проверено 24 июля 2001 .CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  3. ^ a b c «БТР-90 [ГАЗ 5923]» . globalsecurity.org. Архивировано 17 сентября 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 .
  4. ^ а б «БТР-90» . warfare.be. Архивировано 23 февраля 2014 года . Проверено 28 сентября 2008 .
  5. «БТР-90» . russian.power.rf. Архивировано 20 декабря 2016 года . Проверено 4 декабря 2016 .
  6. «БТР-90» . Militaryfactory.com. Архивировано 24 сентября 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 .
  7. «БТР-90» . fas.org. 3 сентября 2000 года. Архивировано 31 декабря 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 .
  8. ^ а б «БТР-90» . onwar.com. Архивировано 6 июля 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 .
  9. «БТР-90» . deagel.com. Архивировано 19 сентября 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 .
  10. «Технические характеристики БТР-90 (ГАЗ 5923)» . globalsecurity.org. Архивировано 12 июня 2008 года . Проверено 28 сентября 2008 .
  11. Россия разрабатывает бесшумный роботизированный бронированный автомобиль. Архивировано 1 августа 2013 г.на Wayback Machine — Rian.ru, 30 июля 2013 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]