Су-35: Что у нас не так с радаром «Ирбис»? Даже алжирцам он не понравился


Су-35: Что у нас не так с радаром «Ирбис»? Даже алжирцам он не понравился

Со слов безымянного автора американского военного журнала Military Watch, Алжир отказался от покупки Су-35 только потому, что на истребителе не решена проблема интеграции радиолокационной системы с электронным сканированием.

Речь идет о радарах с активной фазированной решеткой второго поколения, известных еще на Западе, как технология AESA (аббревиатура Active electronically scanned array — активная матрица электронного сканирования). Дескать, самолеты Су-35 на 60% дороже Су-30 за счет «умного нутра», но «производительность набора датчиков» не отвечает требованию времени.

Что это? Информационная война, или все-таки правда, о которой топ-менеджеры нашей оборонки «тактично» умалчивали последние годы? Разговоры о том, что у советского военного наследия потенциал развития не безграничен, ведутся давно, как и о том, что отставание в научно-техническом прогрессе может оказаться фатальным для России.

Об этом, к слову, заявлял президент Путин: «Именно отставание — вот главная угроза и вот наш враг. Если не переломим ситуацию, то оно будет неизбежно усиливаться. Это как тяжелая хроническая болезнь, что неутомимо, шаг за шагом подтачивает и разрушает организм изнутри».

Итак, американский журнал MW напоминает, что Алжир неизменно является вторым по величине клиентом российского экспорта вооружений после Индии и на сегодняшний день имеет самый большой оборонный бюджет на африканском континенте, более чем вдвое превышающий его конкурента Египта. Для нашей оборонки — это курица, несущая золотые яйца.

Год назад в СМИ, в том числе зарубежных, поползли слухи, что именно Алжир станет первым покупателем новейшего Су-57, по натовской классификации Felon («Уголовник»). Намекали об этом и в России.

Снова подгадила «американка»?

На первый взгляд, можно прийти к мысли, что основной причиной снижения экспортного потенциала сверхманевренного Су-35С в Североафриканском регионе, а также его поражения в «конкурентном спарринге» с Rafale является присутствие в оборонных структурах Алжира и Египта жесткого лобби Госдепартамента США и Пентагона. Тем более что заокеанские представители данных ведомств неоднократно выдвигали Алжиру и Каиру ультиматум с требованием отказаться от приобретения российских машин, невыполнение которого было чревато рядом болезненных экономических санкций в отношении североафриканских государств.

Сверхманевренный Су-35С.

© wikipedia

Между тем детальный сравнительный анализ параметров бортовых радиолокационных комплексов Су-35С и Rafale F3R, к сожалению, подтверждает объективность решения оборонных ведомств Алжира и Египта об отказе от детища ОКБ Сухого в пользу машины от Dassault, причина чего и была озвучена изданием Military Watch Magazine. Ведь оборонное ведомство Египта на сегодняшний день продолжает реализацию ряда многомиллионных контрактов с Рособоронэкспортом (включая закупку перспективных ударно-разведывательных вертолётов Ка-52/К), невзирая на угрозу санкционного давления со стороны Вашингтона.

Высокоэнергетические радары на базе пассивных ФАР «дальнозорки», но уязвимы для современных комплексов РЭБ.

Ферромагниты значительно снизили ЭПР Су-35

Главная » Реальная история » Летательные аппараты настоящего и будущего » Ферромагниты значительно снизили ЭПР Су-35

Летательные аппараты настоящего и будущегоСамолёты настоящего и будущего

admin 09.04.2013 268

0

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

Ежедневная газета НОА Китая опубликовала статью «Су-35 может обнаруживать МиГ-21 только на расстоянии 100-150 км», сообщает news.ifeng.com 8 апреля.

Конструкция истребителя Су-27 имеет огромный задел для модернизации и постоянно совершенствуется, на его базе созданы палубный истребитель, фронтовой бомбардировщик, учебно-боевой самолет и другие, такие как Су-30/32/34/35/37. Нынешний Су-35 может быть представлен как «вершина семейства». На его разработку ушло 20 лет.

Су-35 унаследовал все сильные стороны Су-27. Истребитель имеет 12 узлов подвески, максимальная боевая нагрузка 8 т, может выполнять задачи истребителя завоевания превосходства в воздухе, наносить удары по наземным и морским целям. Его силовая установка в виде двух ТРДДФ 117С по своим характеристикам относится к числу самых передовых в мире. Ресурс двигателя увеличен в 2-2,7 раза по сравнению с АЛ-31Ф. Капитальный ремонт производится через 1500 часов работы по сравнению с 500 у АЛ-31Ф, срок службы увеличен до 4000 часов вместо 1500 у базовой модели.

В планере самолета широко использованы титановые сплавы, максимальная скорость 2,35М.

Стелс-характеристики всегда были слабым местом Су-27 ввиду наличия двух прямых мотогондол и большой отражающей поверхности кабины. В этом отношении Су-35 проделал большой прогресс. Российские разработчики разработали ферромагнитный материал, который наносится на входные отверстия воздухозаборников и на лопатки компрессора двигателя, в результате радиолокационная сигнатура самолета существенно снижена. Это покрытие не влияет на работу двигателей и противообледенительной системы, способна выдержать температуру воздушного потока до 200 градусов по Цельсию.

Бортовая РЛС управления оружием «Ирбис» с пассивной ФАР способна обнаруживать воздушные цели на дальности 350-400 км. Истребители с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) 3 кв. м обнаруживаются на дистанции 100-150 км. Радар способен отслеживать 30 целей одновременно и наводить 8 ракет с активной головкой самонаведения по 8 из них.

Истребитель МиГ-21 имеет ЭПР 3 кв. м и часто применяется в качестве воздушной цели для истребителя Су-30МКК, который может обнаруживать его на дальности 100 км. Американский F-16 также имел радиолокационную сигнатуру, подобную МиГ-21, но его последние версии имеют ЭПР менее 1 кв. м.

Датчики и авионика

Наиболее важные улучшения в Су-35 по сравнению с его предшественниками связаны именно с электронными приборами. Он оснащен мощной системой РЭБ «Хибины», предназначенной для искажения радиолокационных волн и дезориентации ракет противника.

Ожидается, что РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис» поможет в борьбе с самолетами-невидимками. Она способна отслеживать до тридцати воздушных целей с ЭПР три метра на расстоянии до 400 км, а цели с ЭПР в 0,1 метра на расстоянии более 80 км. «Ирбис» также имеет режим «воздух-земля», в котором может направлять высокоточные боеприпасы на четыре наземных цели.

Радиолокатор дополняет оптико-локационная станция ОЛС-35, которая включает в себя инфракрасную систему поиска и сопровождения с радиусом действия 80 км, потенциально серьезную угрозу для стелс-истребителей.

Стоимость Су-35 оценивается в 40-65 млн долларов США. В экспортных контрактах указывается цена около 80 млн долларов США за единицу.

mil.ru / Пресс-служба Минобороны РФ

История

Су-35 — это модернизация советского Су-27, созданного, чтобы составить конкуренцию концепции F-15, тяжелого двухмоторного многоцелевого истребителя, сочетающего в себе отличную скорость, большой набор оружия и высокую маневренность.

Самолет, о котором идет речь в этой статье, правильно называется Су-35С, он не имеет переднего горизонтального оперения и является самым функциональным истребителем из семьи «Фланкер». Его разработка началась в 2003 году при авиационном производственном объединении в Комсомольске-на-Амуре — филиале ПАО «. Первые опытные экземпляры появились в 2007 году, а производство началось в 2009.

mil.ru / Пресс-служба Минобороны РФ

Проблемы со «зрением»

Строевые машины для переоснащения истребительных эскадрилий ВКС России и экспортные Су-35С по-прежнему располагают мощнейшими в современной истории тактической авиации бортовыми РЛС Н035 «Ирбис-Э» с пиковой мощностью порядка 20 кВт и возможностью обнаружения целей с ЭПР один квадратный метр на дистанции около 270—300 километров. Именно этот коэффициент эффективной отражающей поверхности соответствует истребителям семейства «Рафаль».

РЛС Н035 «Ирбис-Э» с пиковой мощностью порядка 20 кВт.

© cont.ws
Тем не менее радары «Ирбис-Э» построены на базе устаревших пассивных фазированных антенных решеток (ПФАР) с низким уровнем помехозащищённости. Подобная архитектура не позволяет радару «Ирбис-Э» формировать провалы диаграммы направленности в направлении постановщиков радиоэлектронных помех противника. В итоге приёмный тракт данной радиолокационной станции частично подавляется, снижая эффективную дальность обнаружения целей на 30—60% (в зависимости от мощности и амплитудно-частотных характеристик станции постановки помех противника).

На этом фоне французские многоцелевые истребители Rafale F3R оснащаются хоть и не самыми высокоэнергетическими, но куда более передовыми бортовыми РЛС RBE2 на базе активных фазированных антенных решеток (АФАР). Все приёмо-передающие модули данных станций оснащены индивидуальными арсенид-галлиевыми СВЧ-транзисторами и аттенюаторами индивидуального управления, что позволяет формировать вышеуказанные «провалы» диаграммы направленности в направлении вражеских источников РЭБ. В данном случае подавление приемного тракта радара минимально, а эффективная дальность снижается лишь на 15—25%.

Воздушный бой над Балтикой. Американский «невидимка» F-35 всухую проиграл «Сухому»

Пресловутый американский истребитель-невидимка F-35 безоговорочно проиграл свой первый в истории воздушный бой русскому истребителю Су-30СМ. В небе над Балтикой «невидимка» пятого поколения был замечен, отфиксирован в качестве цели, после чего Су-30СМ четвёртого поколения сблизился с ним, полетал рядышком, затем повернулся набок, продемонстрировав натовцу своё ракетное вооружение, и потихоньку ушёл. Говорят, русские лётчики закрывали при этом глаза руками – чтобы не обижать итальянского коллегу ужасным предположением, что они его видит. Всё это происходит на фоне скандала в США, где сам Пентагон принимает непростое решение отказаться от дальнейших закупок F-35…

Конечно, «боем» это можно назвать только условно. Друг по другу самолёты двух потенциальных противников не стреляли.

Просто в небе над Балтийским морем летел истребитель F-35A военно-воздушных сил Италии. Итальянский истребитель дежурил в формате так называемой воздушной полиции, как бы защищая Эстонию от агрессивных русских. Самолёты прибыли в Эстонию по ротации и базировались на аэродроме Эмари.

Цимес ситуации тут в том, что F-35A считается самолётом-«невидимкою». Американская реклама утверждает, что его эффективная поверхность рассеивания (ЭПР), то есть отражательная способность, составляет всего 0,005 кв.м – с теннисный шарик, как кричит реклама. Насколько это соответствует действительности, было до сих пор неизвестно – в ближнем контакте нам эти машины «осветить» вживую с самолётных РЛС не удавалось. Если верна аналогия с (тоже супер-пупер, пятого поколения «невидимкою») F-22A «Рэптор», то на деле может быть на порядок, а то и на два больше. Это тоже хорошо, но в таком случае наш Су-35СМ, оснащённый РЛС Н035 «Ирбис», может обнаружить подобную цель на расстоянии 165-240 км.

Но многое зависит от диапазона. Машины, которые плохо видно в Х-диапазоне (как F-35), то есть сантиметровом, хорошо видны с истребителей, оснащённых РЛС L-диапазона, то есть в дециметровых волнах. В прессе встречались упоминания, что Су-30СМ могут (или смогут в модернизированном варианте) обнаруживать цели с ЭПР около 0,2 кв.м на удалении 190-200 км. А это и есть не рекламный, а фактический ЭПР F-35A.

Полетали, увидели, сбили

Как бы то ни было, русский двухместный истребитель Су-30СМ, предназначенный для завоевания господства в воздухе, мощный и сверхманёвренный, итальянскую «невидимку» увидел. И в ходе первого в истории сближения обоих самолётов подошёл к нему на малое расстояние.

Навели ли его с земли, сам ли увидел – не суть важно. Важно то, что в ходе своей операции русский самолёт некоторое время летел рядом с «итальянцем», с очевидностью снимая и мониторя все нужные его характеристики и сигнатуры. Включая реальную величину ЭПР. Затем сделал манёвр, который в итальянском секторе авиации НАТО принято называть non è professionale e irresponsabile. В общем, непрофессионально и безответственно прошёл перед «партнёром», показав ему брюхо с ракетами на десяти точках подвески. Сигнал для всех военных лётчиков мира понятный: не нарушай границу, а то всё вот это богатство может оказаться твоим.

После чего русский отвалил в сторону и ушёл.

Вот и весь «бой». Который, однако, в условиях технически мирного времени показал всем, кому надо, всё, что надо. А именно: русский истребитель, превышающий F-35 по скорости и манёвренности, уже нашинковал бы его поражающими элементами своих ракет, буде такая встреча состоялась бы в боевых условиях. Потому что хоть Су-30СМ невидимостью не балуется, будучи самолётом ударным, то есть в любом случае активно светящим своим радаром, и с его ЭПР в 5 кв.м «коллега» увидит его километров за 200, – но зато по манёвренности и скорости в 2 Маха он вполне способен будет увернуться от обеих ракет «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 C/D AMRAAM (или ASRAAM), коими вооружён F-35.

А в реальных условиях американская машина с её реально невеликой скоростью и поворотливостью была бы перехвачена что флотскими, что наземными ПВО и получила бы от «сушки» ракеты тоже средней дальности Р-27 на расстоянии до 140 км.

Но важен ещё и фон

Да, важен ещё и фон, на котором произошла описанная встреча.

Дело в том, что в программе обновления истребительного парка США не нашлось места для новых заказов на F-35! Конечно, там сразу начали раздаваться голоса, что, мол, этих машин и так налепили слишком много, новые просто не нужны, потому что курс взят на изготовление к середине 2022 годов модернизированной версии F-35 Block 4. И что вместо увеличения количества этих самолётов лучше «потратить средства на поддержание машин в пригодном состоянии».

Звучит хорошо. Только вот «пригодное состояние», как оказалось, подразумевает… приобретение для этих истребителей двигателей! Нехватка которых, оказывается, «приводит к тому, что самолёты становятся не способными к полётам на высоких скоростях».

Ну, ещё бы – на крейсерских 850 км/ч в современном небе можно летать только пассажирским самолётам…

В общем, разговоры разговорами – а они явно запускаются корпорацией Lockheed Martin, оказавшейся ныне в весьма стеснённых условиях, – но сама американская пресса пишет так:

Самым большим сюрпризом стало отсутствие заказа на дополнительные истребители F-35.

Зато в течение 2022 финансового года 1,4 млрд долларов будут израсходованы на закупку 12 истребителей F-15EX, которые производятся конкурентом «Локхида» – корпорацией Boeing.

А потому, по мнению некоторых наблюдателей, срок «середина 2020-х» может в реальности означать «никогда». Потому что само внимание ВВС США к F-15EX означает, что F-35 уже и на этом уровне расценены как машины плохие, ненадёжные, неперспективные. И притом запредельно дорогие. Так что пусть лучше за них платят союзники и клиенты США, которые оказались втянуты в своего рода «истребительную пирамиду». То есть они свои деньги уже заплатили ещё на стадии разработки, часть из них получили контракты на производство тех или иных деталей для американской машины, контракты на них действуют до 2028 года – и теперь с этой пирамиды соскочить им некуда.

Прекрасная бизнес-схема: грандиозная реклама – предложения на вложения – разработка моделей за счёт доверчивого заказчика – реклама – заявки – контракты – деньги – участие в производстве – закупки – деньги. И сегодня примерно 20 стран по такой схеме оказались реальными не «халявщиками», а «партнёрами» Штатов. Только им от этого не легче. Как тому же легко обнаруженному и условно сбитому «итальянцу» над Балтикой.

И это его поймал даже не «одноклассник» F-35 – русский истребитель 5-го поколения Су-57…

Требуются «Жуки» и «Белки»

Радары RBE2 французских истребителей Rafale вынуждают ОКБ Сухого к реализации программы переоснащения Су-35С новейшими РЛС «Белка» или «Жук-АМЭ».

Приходим к вполне логичному выводу, что в дальнем воздушном бою против Су-35С пилоты французских Rafale F3R, задействовав бортовые станции РЭБ Spectra в X-диапазоне, способны снизить дальность собственного обнаружения ПФАР-радарами «Ирбис-Э» с 270 до 140—120 километров. В то же время более помехозащищённые РЛС RBE2 французских истребителей будут пеленговать более крупносигнатурные Су-35С на удалении 170—200 километров, после чего будет выдаваться целеуказание дальнобойным ракетам класса «воздух-воздух» MBDA Meteor.

Французский лёгкий многофункциональный истребитель Rafale F3R.

mostbeautifulplanes.com
Подобная дуэльная ситуация была смоделирована в середине июля 2021 года в ходе военно-воздушного учения с отработкой дальнего боя между экспортными версиями Су-35С и Rafale F3R в воздушном пространстве Египта. По данным компетентных источников в Командовании ВВС Египта, французская машина установила господство воздухе, в то время как контейнерный комплекс РЭБ «Хибины-М» не смог подавить работу рафалевского АФАР-радара RBE2. Действенным средством в данном случае может стать лишь переоснащение всех строевых и экспортных истребителей Су-35С новейшими бортовыми радиолокационными комплексами на базе АФАР «Жук-АМЭ» либо Н036 «Белка» из элементной базы истребителей пятого поколения Су-57.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]