В середине 30-х годов нацистская Германия быстро избавлялась от ограничений Версальского мира, воспрещавших ей иметь мощные вооружённые силы. Разработка будущего «Бисмарка» началась в 1934 году. Немцы готовились к новой крупной войне, и вступать в неё без сильного флота никто не собирался. Однако широкая кораблестроительная программа была для Германии невыполнимой: воссоздать могучий кайзеровский флот нацисты не могли. Однако построить флот, способный уничтожить хотя бы французскую эскадру, они намеревались твёрдо. В 1936 году в рамках планов постройки нового флота были заложены два линкора, вошедших в историю морской войны, — «Бисмарк» и «Тирпиц».
«Бисмарк» предназначался для классического боя линейных кораблей. Он обладал тяжёлой бронёй, малоуязвимой для настильного пушечного огня, и мощным вооружением, в первую очередь, однако, приспособленным для ближнего боя: угол возвышения орудий остался небольшим. Такой выбор связан с расчётом на бои в условиях плохой видимости на небольших дистанциях.
Хуже, однако, дела обстояли с концепцией применения новых линкоров. Франция в 30-е годы считалась серьёзным врагом, но что делать, если придётся воевать ещё и против могучего флота Великобритании, немцы представляли смутно. Между тем именно это произошло в действительности.
«Бисмарк» окончательно достроили и ввели в строй 24 августа 1940 года. Корабль получил под начало капитан цур зее Эрнст Линдеман, команда составила более двух тысяч человек. К этому моменту Франция сдалась, уничтожать её флот немцам уже не требовалось. Зато в самом начале новой мировой войны нацистам объявила войну Британия, и теперь немцы остались с хорошо подготовленным, но фатально малочисленным флотом.
Невозможность обеспечить высадку десанта на Альбион заставила отказаться от планируемой операции «Морской лев». Гитлер обратился к безумной идее разгромить Советский Союз, и задачи германского флота стали туманными. Решение пришло в апреле 1941 года, когда адмирал Редер решил обратиться к рейдовой войне. Хотя впоследствии говорили, будто это и было изначальным предназначением «Бисмарка», в реальности создавать настолько мощный и дорогой корабль для операций против конвоев было бы просто расточительством. Операции линкора против конвоев задумывались, как ни странно, просто за отсутствием более подходящих задач, которые можно было бы ему поставить.
Как бы то ни было, был спланирован рейд боевого отряда во главе с «Бисмарком». Его должен был поддержать крейсер «Принц Евгений». Первоначально планировался выход в море ещё двух линкоров, менее мощных «Шарнхорста» и «Гнейзенау», но из-за технических проблем они остались на базах. Операцию двух оставшихся боевых кораблей возглавил контр-адмирал Лютьенс, вышедший в море на «Бисмарке».
19 мая «Бисмарк» и «Принц Евгений» направились в обход Британии и Исландии на Северную Атлантику.
Последний поход «Бисмарка» — в жизни и на экране
75 лет назад, 18 мая 1941 года, крупнейший линкор Третьего рейха «Бисмарк» вышел в свой первый боевой поход, ставший для него последним. Подробности этого похода были настолько невероятны и захватывающи, что им посвятили множество книг и кинокартин. Наиболее знаменитым художественным фильмом о судьбе корабля стала лента «Потопить Бисмарк!», вышедшая на экраны в 1960 году. Насколько реальная история «Бисмарка» отличается от кинематографической?
Рождение
Думать над обликом будущего суперлинкора в Германии начали ещё в 1932 году. Первоначально его водоизмещение должно было составить 35 000 т, а вооружение — восемь 330-мм орудий. Однако «за время пути собака могла подрасти», и 14 февраля 1939 года «Бисмарк», длиной свыше 240 м, максимальным водоизмещением без малого 51 000 т и четырьмя башнями с парой новейших 380-мм пушек в каждой, был торжественно спущен на воду — в присутствии Гитлера и командующего флотом гросс-адмирала Редера.
Размеры практически любой детали «Бисмарка» поражали воображение. Каждый снаряд для орудий корабля весил 800 кг. 12 высоконапорных котлов обеспечивали огромному линкору скорость в 30 узлов. Главный пояс корабля состоял из сваренных плит цементированной бронестали КС толщиной 320 мм. По качеству эта сталь была одной из лучших в мире — только британцы с маркой СА имели броню качественнее. Общий вес брони составлял внушительные 18 700 т — или 40% от боевого водоизмещения по проекту.
«Бисмарк» на базе в Киле. Изображение позволяет оценить размеры корабля www.steelnavy.com
«Бисмарк» идёт в бой
К маю 1941 года германские линкоры уже имели за плечами опыт удачных рейдов в Атлантику. В ходе операции «Берлин» 22 января−22 марта 1941 года линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» смогли потопить 22 судна общим водоизмещением более 115 000 т. Гросс-адмирал Редер, естественно, горел желанием повторить успех. По плану «Учений на Рейне» «Бисмарк» и корабли поддержки должны были выйти из портов Германии, а «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — из французского Бреста. Далее они совместно начинали охоту на конвои по всей Северной Атлантике. Капитаном «Бисмарка» был Эрнст Линдеман, а всей корабельной группировкой командовал адмирал Гюнтер Лютьенс.
Впрочем, в изначальные планы вмешались обстоятельства. Сначала на «Шарнхорсте» вышли из строя трубки пароперегревателей — потребовалось несколько месяцев ремонта. Затем «Гнейзенау» «поймал» торпеду с пролетавшего «Бофорта» — и «Бисмарк» остался только с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» в паре. Но тут и «Принц Ойген» на рядовом переходе из Готенхафена в Киль подорвался на магнитной мине. Пришлось ждать его ремонта — Редер опасался близкого вступления в войну США (тогда вражеских кораблей в океане сразу стало бы гораздо больше) и не хотел отменять операцию насовсем.
В итоге «Бисмарк» вышел в море в ночь на 19 мая (чуть раньше это же сделал «Принц Ойген»). О выходе суперлинкора на охоту очень быстро узнали противники — уже 20 мая около 15 часов шведский крейсер «Готланд» передал радиограмму о встрече с германской эскадрой. Радиограмма немедленно попала к англичанам. 21 мая разведывательный «Спитфайр» смог сфотографировать и «Бисмарк», и «Принц Ойген».
Британцы известили о своей находке уже находящиеся в море тяжёлые крейсера «Норфолк» и «Саффолк», а также лёгкие крейсера «Бирмингем» и «Манчестер». На перехват врага вышла эскадра из новейшего линкора «Принц Уэльский» (на его борту даже остались рабочие с верфи), линейного крейсера «Худ» и шести эсминцев. Линкор «Кинг Джордж V» пока остался в запасе, на базе в Скапа-Флоу.
Тем временем, вечером 21 мая «Бисмарк», пользуясь туманом, двинулся в Арктику. 22 мая, узнав о том, что немцы уже где-то в море, «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес» с 5 лёгкими крейсерами тоже покинули базу. Затем к поиску «Бисмарка» подключились линейный крейсер «Рипалс» из Клайда, линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройал» из Гибралтара.
Первая кровь
Вечером 23 мая сначала тяжёлый крейсер «Саффолк», а затем и «Норфолк» обнаружили радаром немецкую эскадру. Утром следующего дня в Датском проливе между Гренландией и Исландией начался бой. Первыми обнаружили врага и открыли огонь «Худ» и «Принц Уэльский». В 5:55 «Бисмарк» ответил. И вдруг, в 6:01, после пятого залпа «Бисмарка»…
Гибель «Худа»
«Худ», ещё недавно крупнейший корабль британского флота, его краса и гордость, а с ним и почти полторы тысячи (точнее, 1415) членов экипажа практически мгновенно исчезли в море. Спасти успели лишь троих человек. До сих пор любители флота ожесточённо спорят, что же погубило «Худ». Выстраиваются траектории, как именно бронебойный снаряд при повороте линкора мог пробить броневой пояс, скос бронепалубы и крышу погреба 102-мм снарядов. Может, прошёл через турбинное отделение? Или попал в воду и просто «поднырнул» под пояс? Такой снаряд, но невзорвавшийся, как раз нашли в «Принце Уэльском». Итог (тоже вероятный): порох в погребе вспыхнул, раскалённые газы ринулись по вентиляционным шахтам. Загорелись десятки тонн пороха уже главного погреба — и в несколько секунд разломили корпус корабля.
Через две минуты «Принц Уэльский», получив несколько попаданий, прикрылся дымовой завесой и вышел из боя. «Бисмарк» отделался тремя попаданиями: одно разорвало трубопровод к топливным цистернам, второе вывело из строя катапульту для корабельного гидросамолёта, третье — паропровод в турбогенераторном отделении. В итоге скорость корабля упала до 28 узлов, а топливо потекло за борт. Подумав, адмирал Лютьенс решил вернуть «Бисмарк» в Брест для ремонта, а «Принц Ойген» отпустить для самостоятельной охоты.
Следующим вечером в 22:00 «Бисмарк» атаковали восемь торпедоносцев «Суордфиш» с авианосца «Викториес», под прикрытием шести истребителей «Фулмар». Хотя пилоты впервые в жизни взлетели с палубы, один из них смог поразить линкор. Но ночью британские крейсера… потеряли «Бисмарк» на радарах. По иронии судьбы, на линкоре принимали излучение РЛС, и Лютьенс, думая, что британцам всё равно известно его местоположение, послал длинную радиограмму о положении дел на борту. Англичане смогли запеленговать «Бисмарк», но неправильно нанесли данные на карту. В результате почти полсотни кораблей много часов искали «Бисмарк» не там, где он плыл на самом деле. И только утром 26 мая патрульная «Каталина» снова обнаружила неуловимый линкор.
Но теперь британские корабли не успевали настигнуть «Бисмарк». Оставалась последняя надежда — на палубную авиацию. 14 «Суордфишей» с авианосца «Арк Ройал» выпустили 11 торпед… по своему же крейсеру «Шеффилд». К счастью, магнитные взрыватели нескольких торпед сработали слишком рано, от остальных кораблю удалось увернуться. И только вторая атака пришлась по настоящему врагу. Из 13 торпед две или три попали в цель. Но только одна стала роковой — она наглухо заклинила оба руля линкора.
Ночью «Бисмарк» атаковали британские эсминцы. Выпустив 14 торпед по неуправляемому кораблю, они… не попали ни разу. А утром англичане снова потеряли линкор, но вскоре опять смогли обнаружить.
Смерть «Бисмарка»
Британцы бросили в финальный бой линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V» с 406-мм и 356-мм орудиями. Первый залп в 8:47 дал «Родней». Менее часа спустя англичанам удалось вывести из строя все башни главного калибра «Бисмарка». Вскоре умолкли и остальные его пушки. Германский линкор представлял собой пылающую развалину. «Родней», стремясь как можно быстрее разделаться с противником, пока не кончилось топливо, даже стрелял по беспомощному «Бисмарку» крупнокалиберными 24,5-дюймовыми торпедами, причём промахиваясь. Хотя пушки «Кинг Джордж V» и «Роднея» далеко не всегда работали, как полагается, вместе с тяжёлыми крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир» они выпустили почти три тысячи (точнее, 2876) снарядов калибром от 133 до 406 мм и добились примерно 300–400 попаданий. Летящие снаряды можно было заметить даже невооружённым глазом.
Первые разрывы британских снарядов
https://www.kbismarck.com/
Оставшиеся в живых офицеры «Бисмарка» приняли решение затопить корабль подрывными зарядами. После 10:20 заряды сдетонировали, и «Бисмарк» стал медленно крениться на левый борт. Тем временем «Дорсетшир» вышел в торпедную атаку: две торпеды попали в правый борт, затем ещё одна была выпущена в левый. В 10:39 изуродованный линкор опрокинулся и затонул. Немецкие подводные лодки и авиация так и не пришли ему на помощь. Британцам удалось спасти всего 115 человек, более 2100 нашли свою смерть в воде.
На экране и под водой
После войны настало время киноделов. Вышедшая на экраны в 1960 году картина «Потопить Бисмарк!» заслужила множество похвал за точность отображения исторических событий. Оно и неудивительно — к примеру, Эдвард Мэроу, журналист, известный радиорепортажами из военного Лондона, сыграл в фильме… самого себя. Эсмонд Найт, игравший капитана «Принца Уэльского», в 41-м был на борту этого же корабля и получил ранение в том самом бою. Использовались реальная хроника спуска «Бисмарка» на воду и записи боёв. Виды «изнутри» кораблей снимали на «Вэнгарде» — единственном британском линкоре, дожившем до этого времени.
Эдвард Мэроу
Взлом кодов с помощью аналитиков Блетчли-парка оставался секретным вплоть до 1975 года, поэтому в фильме он не упомянут. Зато в кино точно показана летающая лодка «Каталина», нашедшая «Бисмарк». Не умолчали и об атаке своего же корабля. Отлично отображена сложность работы британского штаба, определяющего действия кораблей.
Для усиления драматизма на экране британцы «понесли» даже более серьёзные потери, чем в реальности: «Бисмарк» сбивает зенитным огнём два «Суордфиша» (в реальности несколько самолётов было повреждено). Любопытно, что при этом сцена, где сообщается о находке и спасении лодки с тремя лётчиками, совершенно точна. Два истребителя «Фулмар» с «Викториес», истратив горючее, сели в море, и три человека были спасены.
Также линкор, уже получив роковую торпеду, отражает атаку эсминцев и топит один из них — «Солент». Такого эсминца не было в составе британского флота, и ни один из эсминцев не был потерян. Но иначе события после поражения руля выглядели бы чистой «игрой в одни ворота».
«Бисмарк» на киноэкране
Адмирал Лютьенс в кино показан горячим поклонником Гитлера и убеждённым, если не фанатичным, нацистом. Он со всем энтузиазмом радостно настраивает команду на грандиозную и победную охоту за конвоями. Однако выжившие члены экипажа описывали реального Лютьенса как задумчивого и даже угрюмого человека. В жизни адмирал настаивал на откладывании операции до окончания ремонта «Шарнхорста» или даже ввода в строй «Тирпица». Лютьенс также не хотел вступать в бой с «Худом» и «Принцем Уэльским» (перехват конвоев был куда важнее дуэлирования) — а в кино именно он приказывает Линдеману открыть огонь.
И только через много лет после войны к останкам «Худа» и «Бисмарка» смогли добраться подводные аппараты. Судя по положению обломков, «Худ» действительно начал поворачивать перед самым взрывом. В 2002 году он был объявлен военным захоронением, поэтому все дальнейшие работы прекратились.
«Бисмарк» на дне
https://www.kbismarck.com/
В 2002 году знаменитый кинорежиссер и энтузиаст глубоководных погружений Джеймс Кэмерон организовал экспедицию к «Бисмарку» на судне «Академик Мстислав Келдыш». С помощью батискафов «Мир-1» и «Мир-2» удалось установить характер повреждений корпуса. По нему следует, что, вероятно, обречённый корабль был в итоге затоплен собственной командой (как всегда утверждали выжившие из экипажа).
Источники и литература:
- https://www.imdb.com/
- https://www.kbismarck.com/
- https://www.scharnhorst-class.dk/
- Evans, Alun. Brassey’s Guide to War Films. Dulles, Virginia: Potomac Books, 2000.
- Буркхард фон Мюлленгейм-Рехберг. Линкор «Бисмарк». — М., Эксмо, Яуза. 2006.
- Дашьян А. Убийцы «Бисмарка». Линкоры «Нельсон» и «Родней». М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010.
- Кофман В. Гибель владыки морей. Линейный крейсер «Худ». — М., Коллекция, Яуза, Эксмо, 2009.
- Малов А. А., Патянин С. В. Линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». — М.: Эксмо, 2014
Строительство
Киль корабля был заложен 1 июля 1936 года на германской верфи Blohm & Voss. 14 февраля 1939 года линкор сошел со стапелей. При спуске судна на воду присутствовала внучка князя Бисмарка (в честь него корабль получил свое название), которая по традиции «окрестила» корабль бутылкой шампанского, а также действующий Адольф Гитлер. 24 августа следующего года на должность капитана линкора «Бисмарк» был назначен Эрнест Линдеманн. Испытания судна и его оснащение продолжались вплоть до начала 1941 года.
Память
Военные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с гражданскими лайнерами «Титаник» и «Олимпик». В обоих случаях мировую известность получило то судно, которое погибло в своем первом плавании, а корабль, прослуживший гораздо дольше, остался в тени. В 1960 году режиссером Льюисом Гильбертом была снята картина «Потопить «Бисмарк»».
Место, где закончилась история линкора «Бисмарк», было обнаружено лишь 8 июня 1989 года благодаря стараниям Роберта Балларда, который ранее нашел тот самый «Титаник». По международным законам, это место считается военным захоронением. С момента потопления и по сей день туда было организовано шесть экспедиций. В том же 1989 году Патрик Прентис снял еще одну документальную картину о тайнах линкора «Бисмарк». В 2002 году свою лепту в память о корабле внес и режиссер фильма «Титаник» Джеймс Камерон. Пользуясь российскими подводными аппаратами «Мир», он осуществил подводные съемки для фильма «Экспедиция «Бисмарк»».
Технические характеристики
Габариты корабля впечатляют: длина – 251 м, ширина – 36 м, высота от киля до первой палубы на миделе – 15 м. Стандартное водоизмещение линкора «Бисмарк» составляло 41,7, а полное – 50,9, тысяч тонн. Не менее внушительным было бронирование судна: 70 % его длины было покрыто главным бронепоясом толщиной от 170 до 320 мм. Рубка и орудийные башни главного калибра линкора «Бисмарк», получили еще более толстую броню – 220-350 и 360 мм соответственно.
Вооружение судна было не менее серьезным. Оно состояло из восьми 380-миллиметровых орудий главного калибра, 12 вспомогательных орудий калибром 150 мм и большого количества зенитной артиллерии. У каждой из башен главного калибра было свое имя: носовые назывались Антон и Брюн, а кормовые – Цезарь и Дора. Несмотря на то что у английских и американских линкоров тех времен главный калибр был немного крупнее, орудие «Бисмарка» представляло для них серьезную угрозу. Совершенная система прицеливания и управления огнем, а также высокое качество пороха позволяли «Бисмарку» с 20 километров пробивать 350-мм броню.
Энергетическая установка судна была представлена двенадцатью паровым котлами системы Вагнера и четырьмя турбозубчатыми агрегатами. Ее суммарная мощность составляла более 150 тысяч лошадиных сил, что позволяло судну разгоняться до 30 узлов. Экономным ходом корабль мог пройти более 8,5 тысяч морских миль. Такие характеристики линкора «Бисмарк» были выдающимся достижением немецких инженеров. Экипаж судна составляли 2200 матросов и офицеров.
Погоня
«Принц Уэльский» вместе с подошедшими к нему кораблями «Норфолк» и «Саффолк» продолжил преследование немецкой флотилии. Гибель судна «Худ» была воспринята британским Адмиралтейством крайне болезненно. Позже для расследования ее обстоятельств была учреждена специальная комиссия. Вскоре к охоте за линкором «Бисмарк» была привлечена большая часть британского военного флота базирующегося в Атлантике, в том числе корабли охраны конвоев.
24 мая в начале семи вечера в густом тумане «Бисмарк» развернулся на своих преследователей. Во время короткого обмена залпами попаданий не было, но британцам пришлось уклоняться. В результате судно «Принц Ойген» успешно прервало контакт. Спустя десять дней оно прибыло во французский Брест. 24 мая в 22 часу адмирал Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки горючего его линкор не может продолжать попытки отбиться от преследования неприятеля и вынужден отправиться прямо на Сен-Назер. Тем временем адмирал Тови отдал авианосцу «Викториес» приказ сократить дистанцию. В начале одиннадцатого с корабля стартовало 9 торпедоносцем модели «Свордфиш». Несмотря на массивное сопротивление, им все-таки удалось один раз точно попасть в борт вражеского судна. В этом случае внушительные размеры линкора «Бисмарк» сыграли с ним злую шутку.
К 2:30 все самолеты вернулись на авианосец. «Бисмарк» практические не пострадал от этого налета, так как единственное точное попадание пришлось прямо на главный бронепояс. Однако одного человека немецкий экипаж все-таки потерял. Это была первая потеря фашистов за все время похода. Для защиты от торпедоносцев экипажу линкора «Бисмарк» пришлось задействовать все зенитные оружия и некоторые крупнокалиберные пушки. Чтобы торпедоносцам было сложнее целиться, судно увеличило скорость и всеми возможными способами пыталось уклониться от обстрела. Хоть атака британцев и не сказалась на состоянии судна, из-за резких маневров усугубились некоторые проблемы, оставшиеся от предыдущих обстрелов. Так, заведенные на пробоину в носу корабля пластыри-паруса, отошли, в результате чего течь усилилась, а вместе с ней усилился и дифферент на нос.
В ночь на 25 мая преследователи «Бисмарка» начали совершать зигзаги, очевидно, остерегаясь перспективы стать жертвами немецких подводных лодок. Воспользовавшись этим, линкор ускорился и прервал контакт. В 4 часа утра об этом официально сообщило судно «Саффолк».
Результат
Последний бой «Бисмарка» стал иллюстрацией того, насколько сложно поразить линкор даже при численном превосходстве и наличии схожей по характеристикам техники. С другой стороны, решающий удар по огромному судну нанесла одна торпеда с небольшого самолета. Поэтому главный вывод, который военные извлекли из гибели линкора «Бисмарк», состоял в том, что линкоры уступили главенствующее положение во флоте авианосцам.
Вскоре немецкое военно-морское командование отказалось от рейдерских операций надводного флота в пользу неограниченной подводной войны. Второй линейный корабль типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», за все годы войны не произвел по неприятельским судам ни одной залповой атаки. Однако британцам пришлось связать внушительные силы морского и воздушного флота на случай если базирующийся в Норвегии линкор все-таки выйдет в море.
Атака «Суордфишей»
После боя в Датском проливе и гибели «Худа» возникла реальная угроза, что «Бисмарк» сумеет прорваться на просторы Атлантики, где найти его будет крайне сложно. Поэтому адмирал Тови бросил в бой авианосец «Викториес», чтобы тот атаковал немецкий линкор своими торпедоносцами. На авианосце, ещё не успевшем приобрести боевой опыт, находились лишь девять ударных самолётов — это были старенькие бипланы «Суордфиш» 825-й эскадрильи. Имелись ещё шесть истребителей «Фулмар» 802-й эскадрильи, остальное же место в ангаре было занято частично разобранными истребителями Hurricane, которые следовало доставить на Мальту. Вскоре девять торпедоносцев поднялись с палубы авианосца и скрылись в низко нависших над океаном облаках. Эскадрилью вёл капитан-лейтенант Юджин Эсмонд. Вскоре «Суордфиши» обнаружили свою цель. Ровно в полночь три торпедоносца одновременно сбросили торпеды, атакуя линкор с левого борта, целясь в район миделя. Следующие три торпеды, сброшенные через минуту 2-й группой, были нацелены в носовую часть корабля. 7-я машина нацелила свою торпеду в район носовой надстройки, а 8-й «Суордфиш» сбросил торпеду с правого борта. Именно эта, сброшенная последней, торпеда поразила правый борт линкора в районе ходового мостика. Пилоты истребителей, прикрывавшие атаку торпедоносцев, сообщили, что видят поднимающийся из носовой части чёрный дым, а сам он снизил ход. Это попадание оказалось роковым. Для «Бисмарка», именно с него началась длинная череда неудач, приведшая к гибели корабля. На линкоре затопило румпельный отсёк. Спустившийся водолаз обследовал баллер повреждённого руля и выяснил, что отремонтировать его в походных условиях невозможно. Выстоявший в бою против двух могучих противников, огромный корабль получил тяжёлое ранение от старенького биплана, устаревшего ещё к началу войны. В результате немецкий корабль потерял свою манёвренность, скорость и вынужден был лечь на курс, который вёл его прямо на английскую эскадру. Так и вышло.
Действия подводных лодок
Немецкие субмарины, которые в составе «волчьих стай» вели в Атлантике охоту на вражеские конвои, были оповещены о выходе «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в поход.
24 мая по радиограмме подлодки получили сообщение о победе линкора над «Худом», а также установку в дальнейшем руководствоваться приказами, учитывающими положение «Бисмарка».
25 мая подводная лодка U-557, находящаяся в нескольких сотнях миль от линкора, обнаружила и атаковала крупный конвой. На следующий день ей приказали поделиться своими координатами с другими субмаринами для совместного удара.
Рано утром 27 мая всем субмаринам, у которых остался запас торпед, приказали на максимальной скорости отправиться к «Бисмарку». Подлодки получили приказ с запозданием в 8 часов: он был подписан в 22 часу предыдущего дня. На момент подписания большинство лодок принимало участие в атаке конвоя, скрывалось от эскортов и по техническим причинам не могло получить приказ. Кроме того, в этот момент субмарины, преследующие конвой, оттянулись от «Бисмарка» на север. 27 мая в 11:25 штаб сообщил подлодкам, что линкор стал жертвой массированной атаки противника. Все находившиеся поблизости субмарины получили приказ отправиться на спасение членов экипажа корабля.
Придя на место гибели, подлодки обнаружили на поверхности огромное количество обломков и толстый слой нефти. После дня поисковых работ они вернулись в районы патрулирования.
Обнаружение
Немецкий линкор «Бисмарк», по всей видимости, продолжал принимать сигналы радаров «Саффолка», и уже в 7 часов утра 25 мая адмирал Лютьенс сообщил командованию о продолжении преследования. Вечером того же дня командование потребовало от «Бисмарка» данных о его местоположении и скорости и указало, что британцы, скорее всего, потеряли немецкое судно из виду. Лютьенс не послал ответной радиограммы, однако благодаря перехвату утренних сообщений враг все-таки смог определить его приблизительный курс. Ошибочно предположив, что линкор направился к проливу, разделяющему Исландию и Фарерские острова, адмирал Тови отправился во главе своего соединения на северо-восток.
К 10 утра 26 мая летающая американо-британская лодка «Каталина», вылетевшая с Лох-Эрне (Северная Ирландия) на поиск немецкого судна, обнаружила его точное местоположение. На тот момент «Бисмарку» оставалось всего 700 миль до французского Бреста, где он мог бы рассчитывать на поддержку бомбардировщиков люфтваффе. В силу этого обстоятельства, лишь одно британское соединение имело шансы на замедление линкора – базирующееся в Гибралтаре соединение «Н», которым командовал адмирал Соммервилль. Главным козырем этой флотилии был авианосец «АркРойял», с которого уже в 14:50 того же дня вылетел отряд торпедоносцев. На тот момент в районе их атаки находился крейсер «Шеффилд», который отделился о соединения для установления контакта с неприятелем. Пилоты не были об этом оповещены, поэтому атаковали свой собственный корабль. К счастью для британского флота, ни одна из 11 пущенных торпед не попала в судно. Впоследствии плохо себя проявившие магнитные детонаторы торпед было решено заменить на контактные.
В 17:40 крейсер «Шеффилд» установил с линкором «Бисмарк» контакт и принялся преследовать его. В 20:47 с авианосца «Арк Ройял» для второй атаки вылетело 15 торпедоносцев. Им удалось нанести два (по некоторым источника, три) точных удара, один из которых стал для немецкого корабля роковым. В попытке уклониться от торпеды линкор получил мощный удар в кормовую часть, в результате которого у него заклинило рули. Потеряв возможность маневра, судно начало описывать циркуляции. Все попытки восстановить управляемость были тщетны, и линкор начал движение на северо-запад. Примерно через час после начала атаки торпедоносцев линкор начал обстреливать «Шеффилд» и ранил 12 человек из его экипажа. Ночью произошел бой линкора «Бисмарк» с пятью британскими торпедоносцами. Обе стороны так и не смогли нанести точный удар.
Плюсы и минусы линкора
К числу несомненных достоинств «Бисмарка» относят:
- Достаточно мощное бронирование;
- Надёжную противоторпедную защиту;
- Высокую скорость;
- Высокие характеристики всех типов орудий по мощности и дальности;
- Эффективную систему управления огнём.
В качестве недостатков германского линкора указываются:
- Ограниченная дальность хода;
- Очень низкие показатели экономичности силовой установки;
- Недостаточную защищённость прислуги зенитных орудий.
Боевые и технические характеристики «Бисмарка» в целом ненамного превосходили французские линейные корабли типа «Ришелье» и итальянские типа «Литторио».
Маршрут первого и последнего рейда «Бисмарка»