Танк Т-90 — последний советский и первый российский


После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.

Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект “Чёрный орёл”). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.

Краткая история создания

Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.

Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.

Наиболее современным и эффективным считался Т-80 — в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.

Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.

Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был — Т-90.

Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.

Машины на базе танка Т-80

  • Самоходная артиллерийская установка Мста-С.
  • Самоходная артиллерийская установка 2С7 Пион.
  • Боевые модули зенитно-ракетного комплекса С-300В.
  • Специальная пожарная машина на гусеничном ходу СПМ.
  • Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У.
  • Плавающий транспортёр ПТС-4.
  • Траншейный экскаватор БТМ-4М.

152-мм дивизионная самоходная гаубица «Мста-С», также «родная сестра» Т-80

Также, на базе основного танка Т-80УД разработаны:

  • Украинский основной танк Т-84 (Т-80УД с форсированным двигателем, новыми приборами прицеливания и динамической защитой).
  • «Объект 478ДУ9», он же Т-84У, он же Т-84У «Оплот» (Т-84 с измененной башней, установкой современных зарубежных приборов наблюдения и увеличенными бортовыми экранами).
  • БМ «Оплот» (он же «Оплот-М») — дальнейшее развитие концепции Т-80УД, современный основной танк.

• Справочник бронетехники • Техника того же периода •

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Устройство танка

Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм — вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).

Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично — блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.

В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично — бортов и крыши.

Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.

На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.

Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.

Негативно на живучести сказывается плотная компоновка — баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания — он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.

Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.

Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.

Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.

Основной боевой танк России Т-90 (часть 2)

Любое заимствование и использование данного материала – только с разрешения автора

<<< См. предыдущую часть

Т-90К – командирский вариант

На основании Поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 года, в рамках ОКР «Самбук» [38НИИИ Минобороны России. 75 лет исследований и испытаний бронетанкового вооружения и техники. Под ред. Федоты В.И. Кубинка, 2006 г.], в КБ приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование «Объект 188К». Танк предназначен для выполнения функций управления подчиненными подразделениями, связи с вышестоящими командирами, а также для ведения боевых действий в составе частей и подразделений и гибкого управления частями в ходе боевых действий как днем, так и ночью.

Основной объем общекомпоновочных работ по командирскому изделию выполнил ведущий конструктор В.И.Бундин. Количество блоков системы управления огнем и средств связи, размещаемых на «Объекте 188К», значительно возросло по сравнению с командирским вариантом танка Т-72Б. В связи с этим у В.И. Поткина возникли серьезные опасения по поводу возможности приемлемого размещения всей необходимой аппаратуры на новом изделии. Тем не менее, благодаря кропотливой и плодотворной работе, проведенной в кратчайшие сроки в КБ, этот сложный вопрос был успешно решен.

Основные общемашинные характеристики танка Т-90К были выполнены на уровне характеристик базового танка Т-90. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, состав вооружения, приборы наблюдения, броневая защита, система отопления, оборудование для подводного вождения, оборудование для самоокапывания, оборудование для установки противоминного трала выполнены такими же, как на танке Т-90. Дополнительно к штатному, специальное оборудование танка Т-90К, обеспечивающее выполнение функции управления, включает: KB радиостанцию Р-163-50К, штыревые антенны, комплект KB антенн, устанавливаемых на 11-метровую телескопическую мачту; танковую навигационную аппаратуру ТНА-4-3, артиллерийскую буссоль ПАБ-2М; дополнительный электроагрегат АБ-1-П/28.5-В-У, мощностью 1 кВт.

KB радиостанция предназначена для обеспечения радиосвязи в сетях командования в диапазоне частот 2…30 МГц на стоянке и в движении. Радиостанция обеспечивает двустороннюю телефонную и телеграфную связь, слуховой и автоматический прием сигналов тонального вызова, прием на поворотную антенну высотой 4 м на дальность до 50-80 км. Количество заранее подготовленных частот – 16. Конструкция опоры штыревой KB антенны позволяет устанавливать её в наклонное положение. В этом положении антенна дополнительно поддерживается специальной пружиной, закрепленной на башне. Такое положение антенны превращает её в «антенну зенитного излучения». Использование «антенны зенитного излучения» эффективно при организации связи в горной местности. На установленную на 11-метровой мачте антенну «симметричный вибратор» в диапазоне 2…18 МГц обеспечивается дальность связи до 350 км. Радиостанция обеспечивает также режимы: двухчастотный симплекс, дежурный прием со сканированием по записанным частотам, прием и передачу адресного вызова, прием и передачу кодограмм.

Танковая навигационная аппаратура служит для определения местоположения танка или подразделения на местности, направления движения, расстояния до заданного пункта назначения. Аппаратура состоит из гирокурсоуказателя, пульта управления, координатора, выносного (индикаторного) планшета для топографической карты. Аппаратура обеспечивает определение координат танка с высокой точностью от пройденного пути без переориентирования, решает следующие навигационные задачи:

автоматическое определение координат танка;

автоматическое определение дирекционного угла танка;

автоматическое определение дирекционного угла на пункт назначения;

индикация местоположения танка на топографической карте;

автоматическое определение разностей координат местоположения танка и координат пункта назначения. Буссоль ПАБ-2М используется для определения дирекционного угла в условиях плохой видимости и при отсутствии видимых ориентиров.

Электроагрегат представляет собой вспомогательную генераторную установку с приводом от карбюраторного двигателя и предназначается для питания потребителей во время стоянки при неработающем основном двигателе. [Ямов В.А. Указ.соч.]

После завершения испытаний, на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «Объект 188К», получив наименование танк Т-90К, был принят на вооружение Российской Армии. [Колмаков Д.Г. Указ.соч.С.67.]

Т-90С – машина для экспорта

Одновременно с работами по базовой машине «Объект 188» шли работы над созданием экспортной версии танка Т-90 – «Объект 188С», разрешенной к поставкам за рубеж указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 года под наименованием «Т-90С». Основным отличием Т-90С от Т-90 стало некоторое снижение уровня защиты. Впрочем, это традиционное решение для экспортных машин. Однако да же в таком виде машина была очень хорошо защищена. Кроме того имелись незначительные отличия в комплектации, а все служебные надписи были выполнены на английском языке. Самые первые образцы «эСки» попали в танковые училища России, в которых проходили подготовку и переподготовку экипажи из стран импортеров нашей боевой техники. Одним учебных заведений, в числе первых получивших Т-90С, стал Челябинский танковый институт [Основной боевой танк России Т-90. Диск DVD с фотообзором и рекомендациями по масштабному моделированию. ООО «Модел Поинт» при участии ООО «ДиАл», 2008 г.]. Однако с развертыванием широкого экспорта случилась заминка – активного продвижения на рынки эта машина тогда не получила. Гос совместно с «Промтехэкспортом» делала ставку на Т-80У, считая его более экспортно-привлекательным. По этим причинам сорвалось представление машины на выставке IDEX’93. На совещании по поводу участия российской делегации в выставке, состоявшемся 11.10.1992 года в Москве в департаменте оборонных отраслей Правительства РФ, предложение по участию Т-90С было забалатировано – УВЗ и УКБТМ было разрешено демонстрировать только Т-72С. Тагильчане не сдавались и всеми силами пробивали свою машину. Первая презентация Т-90С состоялась в июне 1997 года на выставке IDEX’97 в Абу-Даби (ОАЭ). С этого времени Т-90С становится непременным участником многих выставок и показов вооружения.

Т-90С образца 1999 года [*] – демонстрационные модели

[* Колмаков Д.Г. «Легендарная «тридцатьчетверка». Н.Тагил, 2006 г.; В.Ямов, С.Устьянцев, Д.Колмаков. Боевые машины УРАЛВАГОНЗАВОДА. Популярная серия. «Бронетехника УРАЛВАГОНЗАВОДА. Ретроспектива 1941-2009». Рукопись.]

С течением времени технический облик экспортных образцов Т-90С несколько видоизменился. Непременным условием успеха стало оснащение танков более качественными и совершенными тепловизионными прицельными комплексами. Не секрет что СССР, и его наследница – Российская Федерация, имели большие проблемы с разработкой и производством современной оптико-электронной техники. Уровень советских научно-технических разработок оставался традиционно очень высок, но подводила промышленность и элементная база. В 1990-х годах в России были разработаны танковые тепловизионные прицелы «Агава» и «Ноктюрн». Однако выпуск «Агавы» был крайне ограниченным, а «Ноктюрн» существовал лишь в опытных образцах. В то же время разработка и производство тепловизионной техники на Западе велись в нарастающем темпе, и являлись одним из наиболее приоритетных направлений. Русским танкостроителям невольно пришлось обратиться к опыту зарубежных компаний. Первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1993 году. Наибольшее внимание привлекали израильские и французские образцы. В итоге на новые демонстрационные образцы Т-90С были установлены тепловизионные приборы разработки ОАО «Пеленг» (Республика Беларусь) в которых использовалась термокамера «Catherine-FS» от французской и телевизионными мониторами «Tompson».

Очень серьезные изменения претерпела конструкция башни. К концу 90-х годов, в связи с отсутствием государственных заказов на новую технику, производство башенного литья в России было свернуто. Производить отливку башен малыми сериями стало крайне невыгодно. В этой ситуации пригодился задел по работам над производством танковых башен методом сварки катаных броневых листов. Конструкция такой башни разрабатывалась УКБТМ в конце 80-х – начале 90-х годов совместно московским НИИ Стали и прошла отработку на ряде экспериментальных машин. Катаные броневые листы обеспечивали при равной прочности защиты меньший расход металла и соответственно меньший вес конструкции. Кроме того, несколько увеличился внутренний объем, что позволило в дальнейшем применять новые более длинные подкалиберные боеприпасы с увеличенной на 20% бронепробиваемостью. Несмотря на то, что трудоемкость изготовления такой башни повысилась, себестоимость ее производства все равно оставалась ниже, чем при литье мелкими партиями. Первые опытные машины со сварными башнями были изготовлены в 1998 году. Одна из них прошла натурные испытания обстрелом на полигоне 38НИИИ МО РФ. С 2002 года сварная башня стала устанавливаться на все выпускаемые образцы танка Т-90С. Литой «колпак» оставался только на машинах проходивших переделку из ранние выпущенных.

В 1998-99 годах Т-90С получил новую силовая установка с 1000-сильным многотопливным четырехтактным дизельным двигателем В-92С2 производства ЧТЗ. Внедрению В-92С2 предшествовала большая работа танкового КБ совместно с КБ двигателестроения. Экспериментальной установкой на стендах и машинах были отработаны самые разнообразные дизельные двигатели. Одним из наиболее перспективных образцов для Т-90 был барнаульский турбо-дизель КД-34. Однако на последних этапах его место занял челябинский В-92С2. Этот дизель с турбонаддувом прошел всесторонние стационарные испытания на стендах заводов, а так же испытывался в составе опытных образцов Т-90 в самых разных климатических условиях и показал высокую надежность. Танк существенно прибавил в динамике.

Изменения затронули и ходовую часть машины. Требования улучшения подвижности, а так же требования к движению по асфальтированным дорогам без разрушения их покрытия (особенно актуальные у потенциальных импортеров) привели к необходимости установки новой гусеничной ленты с параллельным РМШ. В отличие от «старой» гусеницы с последовательным зацеплением траков, на ней имелась возможность установки так называемых «асфальтоходных башмаков». Внешне новая гусеница очень похожа на аналогичную от Т-80, однако между ними имеется одно, но очень важное и принципиальное отличие: гусеница Т-80 имеет обрезиненную беговую дорожку, а на гусенице Т-90 беговая дорожка стальная. Это дает большое преимущество в стоимости, особенно если учесть что гусеница является ресурсной деталью. Помимо этого, при взаимодействии металла беговой дорожки и резинового бандажа опорного катка возникают меньшие потери на трение чем при взаимодействии «резина-резина» на Т-80. Это дает выигрыш в топливной экономичности за счет меньших потерь мощности и экономию в плане больших ресурсов бандажей катков и гусеничной ленты [Вавилонский Э., Куракса О., Неволин В. Основной боевой танк России.Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Н.Тагил. 2008 г. С.91-98]. С 1996 года новая гусеница устанавливается на всех образцах Т-90 [Хлопотов А. Танк Т-72БА: посредственная модернизация или модернизация по средствам? Журнал «Техника и вооружение» №10 2009 г.]. И именно с такой гусеницей Т-90С выступил на своей премьере на IDEX’97.

На Т-90 в дополнение к штатным навигационным системам появилась современная система спутниковой навигации. Для облегчения работы механика-водителя установлены складывающиеся зеркала и видеокамера заднего вида [Ямов В.А. Указ.соч.; Основной боевой танк России Т-90. Диск DVD с фотообзором и рекомендациями по масштабному моделированию. ООО «Молел Поинт» при участии ООО «ДиАл», 2008 г.].

Еще одной новой системой опробованной на демонстрационных образцах Т-90С со сварной башней стала СЭМЗ – система электромагнитной защиты. СЭМЗ предназначается для защиты от мин с неконтактным магнитным взрывателем, путем наведения ложного магнитного поля вне проекции корпуса машины, что приводит к преждевременному срабатыванию мины.

Комплекс ВДЗ остался неизменным, изменилось лишь количество блоков на крыше башни – теперь их стало 17. Пусковые установки системы «Туча» располагаются несколько по иному, чем на Т-90С с литой башней – на правой консоли установлены всего 4 ПУ, а еще 2 расположены на крыше башни.

Первая публичная демонстрация Т-90С со сварной башней, тепловизионным прицельным комплексом и силовой установкой с дизелем В-92С2 состоялась на выставке вооружений «UralExpoArms – 1999» на полигоне ФГУП НТИИМ в июле 1999 года. В 2000 году для демонстрации на выставке в Нижнем Тагиле «RussiaExpoArms – 2000», танк оснастили маскировочным комплектом «Накидка» разработки и производства НИИ Стали. В рабочих документах выставки эта машина имела обозначение «Объект 188СМ», что дало повод журналистам условно именовать данный вариант как «Т-90М» или «Т-90СМ» [Выставка «Урал Экспо Армс 2000» в Нижнем Тагиле. Журнал «Танкомастер» №4 за 2000 г.].

См. продолжение >>>

Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»

Поделиться в социальных сетях:

Вооружение Т-90

Главный калибр танка — “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия — двухплоскостной.

Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) — в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.

Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.

Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту. Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М «Инвар» с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.

С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.

Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность — до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.

Электронное оборудование

Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника — Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.

Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.

На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители — он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.

Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.

На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.

Управление огнём танка

Ведение огня в Т-14 управляется прицельным комплексом. Его основные преимущества:

  • Наличие визирного и встроенного лазерного каналов управления, дальномера
  • Возможность регулировки визирного канала кратностью от 4 до 12
  • Дальность, на которой распознаётся объект – 5 км
  • Максимальное расстояние, измеряемое дальномером – 7,5 км
  • Оборудование прицела-дублёра на зависимой линии прицела
  • Устройство баллистического вычислителя
  • Автоматическое сопровождение целей
  • Усовершенствованный стабилизатор вооружения

Танк оснащается радарами на базе антенной решетки АФАР, состоящей из большого количества сот-микроволновых передатчиков. Такая антенна обладает способностью быстро изменить направление локации.

Тактико-технические характеристики

В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.

Т-90АLeopard 2A6MChallenger 2
Длина/Ширина, мм9530/37806670/370011570/3520
Боевая масса, т46,568,562,5
Экипаж, человек344
Основное вооружение, боекомплект125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела
Автомат заряжанияЕсть
Вспомогательное вооружение1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД2 x 7.62 мм пулемёта MG32 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37
Управляемое вооружениеРефлекс-М
ПодвескаТорсионнаяТорсионнаяГидропневматическая
Тип двигателя12-цилиндровый дизель В-92С212-цилиндровый дизель MB 87312-цилиндровый дизель CV-12
Мощность силовой установки, л. с.100015001200
Максимальная скорость, км/ч707256
Запас хода, км (по шоссе)550550400

Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.

Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.

Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.

У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.

Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.

Силовая установка, трансмиссия и управление

В основе силовой установки танка заложен отечественный дизельный двигатель марки А-85-3А. Его ресурс не меньше 2000 часов. Технические характеристики:

  • Тип двигателя – Х-образный, 12-цилиндровый, четырёхтактный с газотурбинным наддувом и промежуточным воздушным охлаждением
  • Смесеобразование – впрыск топлива
  • Мощность – 1500 л.с.
  • Масса – 1550 кг
  • Габариты: длина – 813 мм, ширина – 1300 мм, высота – 820 мм
  • Подвеска у «Арматы» управляемая, 6-катковая, на лопастных амортизаторах. Дифференциальный механизм оснащён гидрообъёмной передачей. Автоматическая 12-ступенчатая коробка передач может переключаться вручную. К органам управления относятся: штурвал, педали тормоза и газа, рычаг для переключения скоростей.

Модификации

За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант — Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.

Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений — штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.

А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку — топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.

Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.

Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.

Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.

Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.

Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” — совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.

Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.

Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.

Комплексная система защиты

Система защиты танка Т-14 состоит из нескольких составляющих:

  • Броневой защиты. Новый танк на платформе «Армата» защищается специально разработанной броневой сталью. Её характеристики позволяют уменьшить толщину листа и общий вес конструкций.
  • Активной защиты «Афганит», принятой к внедрению в 2014 году. Специально предусмотренные заряды выпускаются против снарядов и ракет противника, поражая их на расстоянии не больше 20 метров. Пусковая установка выполнена из лафета, который вращается в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Ударное ядро наводится на цель при помощи программированного инициирования взрывателей.
  • Динамической защиты. Суть её заключается в том, что по бортам башни устанавливают по три блока. Это – контейнеры с элементами динамической защиты, которые разделены наполнителем. Борта защищаются установкой по семь аналогичных блоков. Кормовая зона закрывается решётчатыми экранами на корпусе и башне. Устанавливаются перед боевыми действиями в особых случаях, например, в условиях города. Дополнительный вес составляет почти тонну, однако это не особо снижает подвижность танка.

Т-14 – танк не просто новый, он определил перспективы танкостроения в России на десятилетия вперёд. В ближайшие годы планируется произвести не менее 2-3 тысячи танков этого типа и бронемашин на его базе.

Видео: новые российские танки

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]