Классификация танков на протяжении истории их применения несколько раз меняла терминологию. Один из таких терминов — основной боевой танк, подразумевающий многоцелевую машину, сочетающую высокую ударную мощь, подвижность и броню. Именно такая техника становится основой танковых соединений в масштабных операциях.
В российской классификации известно два термина — основной танк и специальный. Первый тип совпадает с западной классификаций. Специальный — это узкоцелевая машина, применяемая для отдельных типов войск или задач.
«Черный орел» — проект российского основного танка, разрабатываемого в 1990-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Известен также как «Объект 640». Собран лишь как опытный образец, в серийное производство выпущен не был.
Новая броневая сталь
Несколько лет назад (впервые кстати за 30 лет) в России была разработана новая броневая сталь.(разработчик НИИ стали). Новая сталь марки 44С-св-Ш будет использована вместо традиционных серийных броневых сталей в танке «Армата» и других машинах на его базе. Сталь получилась благодаря сбалансированному составу углерода и основных легирующих и карбидообразующих элементов, а также особенности технологии ее выплавки, прокатки и термической обработке в конце. Благодаря уникальным производственным секретам удалось добиться хорошего контроля над чистотой и финальной структурой броневого сплава. В результате получился более твердый сплав (54 единицы твердости по шкале Роквелла против 45-48) при сохранении тех же пластических и упругих характеристик. Прирост бронестойкости нового сплава составил около 15% по сравнению с существующим. Использование новой стали позволит высвободить дополнительно несколько тонн веса танка при одновременном повышении уровня защиты. Но пока что не известно пойдет ли эта сталь на производство танка целиком или только для капсулы экипажа и отдельных частей. Сталь не теряет свои свойства при очень низких температурах и может применяться в северных широтах, например в Арктике.Сварка стали не представляет проблем ,что облегчает производство и ремонт.
25 мм лист новой стали после успешных испытаний бронебойной пулей Б32 калибра 12,7 мм. Источник https://niistali.ru В данный момент сталь находится на этапе опытно-промышленного освоения, то есть предстоит решить еще несколько технических вопросов перед началом массового производства. В будущем сталь может использоваться так же для модернизации устаревшей бронетехники, например в качестве дополнительных броневых накладок на основную броню или изготовления отдельных бронеэлементов.
Динамическая защита
Про динамическую защиту на данный момент неизвестно почти ничего.По некоторым данным защита называется Малахит и она будет превосходить ДЗ модульного типа Реликт которая стоит на самых современных танках России Т-90АМ (СМ). Защита сможет противостоять самым современным основным боеприпасам, таким как тандемные кумулятивные и бронебойные подкалиберные снаряды.
Дополнительные системы В качестве дополнительных систем защиты на танке будет стоять система оптико-электронного подавления по типу «Штора», система постановки дымовой завесы связанная с системой предупреждения о лазерном облучении.
Ходовая часть
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с использованием гусеничных лент. Каждая лента снабжена двумя съемными уширителями, устанавливаемыми, соответственно, с внешней от танка стороны и с внутренней стороны. Уширители установлены с помощью болтового крепления в скобах (крайних связях) гусеницы. Со снятыми уширителями среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,87-0,9 кг/см2, т.е. на уровне существующего на современных танках.
При установленных уширителях среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,80-0,81 кг/см2, т.е. оптимального с позиций проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Габарит танка «f» по гусеницам с установленными на гусеницах уширителями превышает железнодорожный габарит, однако снятие внешних уширителей позволяет уменьшить габарит танка по гусеницам и осуществлять перевозку танка на железнодорожных платформах.
Применение съемных уширителей в гусеницах, позволяет при транспортировке танка снять с внешних сторон гусениц уширители, вывернув болты на внешних скобах, тем самым уложиться в железнодорожный габарит и обеспечить перевозку танков по железной дороге, а при необходимости вступить в бой сразу же после съезда с железнодорожной платформы. В то же время установка уширителей обеспечивает проходимость на грунтах с низкой несущей способностью.
Огневая мощь
Вооружение находится в необитаемом роботизированном боевом отсеке и управляется экипажем дистанционно из капсулы управления.125мм пушка повышенного могущества 2А82 Планируется установить на танк орудие повышенной мощности калибра 125мм под индексом 2А82. Оно было разработано в 2000х годах, испытано и поставлено в производство в 2013 году. По сравнению с существующими серийными пушками (серии 2А46) стоящих на Т64-72-80-90,орудие 2А82 обладает в среднем на 30% более высокой дульной энергией при почти полном сохранении тех же габаритов и массы.(разве что ствол стал длиннее почти на метр).Превосходство над серийным танковым орудием 120мм (L44 и L55) составляет около 15% по дульной энергии. (США-М1 Абрамс, Германия танк Леопард 2А6, 2А7, Турция-перспективный танк Алтай)
125мм пушка 2А82 в сравнении с 2А46. Источник https://www.russianarmor.info
Предположительно некоторые отличия этого орудия, это увеличенная зарядная камора позволяющая разместить более мощный пороховой заряд и более прочный материал ствола позволяющий выдерживать более высокое давление при выстреле и тем самым придавать снаряду более высокую скорость полета.Как результат: увеличивается эффективность бронебойных снарядов, а так же дальность и точность артиллерийского огня. Предположительно начальная скорость бронебойного снаряда 2000 м/сек.
Создание этой пушки потребовало от конструкторов и производителей освоения самых передовых технологий, таких как производство новой стволовой стали и особой термомеханической обработки ствола орудия. При производстве ствола применен процесс автоскрепления. Это механическая обработка внутренней поверхности ствола после которой внутренние слои испытывают нагрузку сжатия, а внешние.Этот процесс увеличивает жесткость и сопротивление деформации, что позволяет увеличить давление при выстреле.Ствол частично хромирован внутри для увеличения срока службы и живучести.
Орудие может стрелять всеми типами существующих 125мм боеприпасов (для 2А46, 2А75 и др), а так же особо мощными боеприпасами, разработанными специально для него. Это было одно из основных требований МО по причине уже имеющегося отлаженного производства 125мм снарядов и большого их количества на складах. В будущем эта пушка может применяться для модернизации устаревающей бронетехники типа Т72, Т80, Т90 и похожих машин.
На рисунке красным показаны размеры которые займет система вооружения на основе 2А82- и синим—существующая 2А46. Источник https://gurkhan.blogspot.com
Основной боекомплект размещается в подбашенном автомате заряжания. Имеется дополнительный автомат заряжания позади башни для бронебойных боеприпасов повышенного могущества (они длиннее и не помешаются в стандартный подбашенный автомат заряжания. Боекомплект ориентировочно 40-45 снарядов (включая управляемые противотанковые и даже зенитные ракеты). В будущем 125мм пушку можно будет заменить на 152мм 2А83 (как и на Т-95) для дальнейшего повышения огневой мощи.
Вспомогательное вооружение С пушкой будет спарен пулемет калибра 7.62. Общий боекомплект-2000 патронов. Особо здесь написать нечего так как это в принципе стандартно почти для всех танков СССР /РФ. В башне установлена 30мм автоматическая пушка 2А42 или 2А72 для поражения низколетящих целей, лекгобронированной техники и пехоты. Боекомплект предположительно 300-400 снарядов (бронебойные и осколочные). Будет и зенитная установка калибра 12.7мм с дистанционным управлением. Она будет обладать возможностью автоматически сбивать ракеты подлетающие к танку после получения сигнала с радара. Планируется установить на танк так же 30 или 57 мм автоматический гранатомет. Как видно выбор вариантов вооружения широкий, что значительно повышает огневую мощь и список решаемых задач.
Комповка
Предположу что самый возможный вариант — это комповка как на танке Т-95. Отделение управления с экипажем размещается за мощным бронепакетом впереди, в специальной бронированной капсуле и отделено от расположенных за ним боевого и моторного-трансмиссионного отделений специальной бронеперегородкой. Тем самым значительно увеличивается шанс выживаемости экипажа при поражении танка и возгорании топлива или зарядов. В случае подрыва боекомплекта основная энергия взрыва выходит наружу через специальные вышибные бронепанели в корпусе танка.
Предполагаемая схема нового танка. Видны 2 автомата заряжания.Подбашенный для стандартных снарядов и забашенный для боеприпасов повышенного могущества (удлинённых). Источник https://vpk.name
По другой , на мой взгляд маловероятной версии, впереди размещается двигатель, а за ним в специальной бронекапсуле экипаж, затем за перегородкой роботизированный боевой модуль. Есть даже место для небольшого десанта или дополнительного оборудования. Двигатель в этом случае обеспечивает дополнительную защиту спереди по примеру израильского танка Меркава.
Один из предполагаемых обликов танка Армата с передним расположением двигателя. Источник https://pro-tank.ru
Планируется что броневая капсула управления будет единой и для других машин проекта Армата (БМП, САУ и др).
Описание конструкции
В основу разработки танка «Черный орел» закладывалась концепция применения данной техники в локальных конфликтах. По мнению разработчиков, оно обусловлено снижением вероятности масштабных боевых действий с наступлением больших танковых подразделений.
С учетом данного аспекта современный танк должен иметь хорошую транспортабельность для переброски в заданный регион, сочетать маневренность и быстрое развертывание. Основная проблема для этого заключалась в необходимости снижения массы за счет брони и башни, что сказывалось на выживаемости танка.
Особенность корпуса данной машины в наличии броневых перегородок, делящих ее на три отделения. Весь экипаж расположен ниже уровня башни в обитаемом отделении. Кресла регулируются, имеется походное положение и боевое. Для покидания машины у каждого члена экипажа имеется свой люк — в корпусе для механика-водителя и два в башне для командира и наводчика.
Отделение управления
Отделение управления находится в передней части в соответствии с классической компоновкой. Ключевое отличие — разделение на три отсека. Механик-водитель занимает средний, по боками от него за броневыми перегородками находятся топливные баки. Конструкция надежно защищает экипаж от их взрыва.
Боевое отделение
Боевое отделение также имеет нестандартную компоновку. Места наводчика и командира располагаются в средней части, в боевом положении не выше погона башни. Предусмотрена защита экипажа от взрыва боекомплекта и отвод пороховых газов. Заряжание пушки автоматизировано.
Башня
В конструкции башни предусмотрена круговая защита от попадания снарядов, учитывается и вероятность поражения сверху. Из-за этого башня уменьшена в размерах, предусмотрено разделение на два отсека. Передняя часть имеет угол наклона в 20-30 градусов, что уменьшает вероятность поражения.
С учетом габаритов и компоновки башни ее защищенность увеличена в 1,7-2 раза при курсовых обстрелах в 35-40 градусов. Общая масса увеличена лишь до 30%, что считается оптимальным сочетанием для обеспечения живучести танка.
Защита от поражения сверху предусматривает устойчивость башни к кассетным парашютным снарядам с прицеливанием. Также броня может выдерживать удар противотанковых ракетных комплексов типа «Билл-2» и «Джавелин».
Уровни защиты
Для сохранения траспортабельности танка оптимальной считается его масса до 50 т. Нередко данный показатель достигается за счет снижения боекомплекта и броневой защиты, что в итоге сказывается на боевых возможностях и живучести машины.
«Черный орел» имеет три уровня защиты:
- традиционная броня считается ключевой пассивной обороной танка, защищает его корпус и башню;
- активное поражение снарядов;
- радиолокационное обнаружение и подавление средств противника.
Броня танка традиционна дифференцирована. Наибольшая защищенность у лобового и носового листа, меньше — с боков. При этом боковая броня также увеличивается в носовой части. Вертикальные броневые листы для защиты экипажа выполнены с противоосколочным и противорадиационным подбоем.
Ко второму уровню относят активную динамическую защиту с выстреливающими элементами типа «Дрозд-2». Подобная система обнаруживает и поражает снаряды на расстоянии, исключая попадания по машине.
Для этого в корпусе предусмотрены мортиры, у каждой свой сектор стрельбы. Радиусы поражения перекрываются и позволяют обстреливать снаряды по всей окружности. Обнаружение обеспечивается радиолокационной системой, блок управления которой находится у командира и наводчика.
Общая работа систем защиты подразумевает следующую схему:
- радиолокационный комплекс «Штора» обнаруживает средства наблюдения противника или лазерное облучение с целью наведения снаряда;
- экипаж информируется об атаке, допускается автоматический или командный пуск аэрозольной гранаты;
- аэрозоль сбивает автонаведение, затрудняет поиск цели управляемыми боеприпасами и работу противотанковых комплексов;
- в случае запуска снаряда вступает в действие система «Дрозд», цель обнаруживается и поражается осколочным полем на безопасном для танка расстоянии;
- последний уровень — танковая броня, включая навесные блоки с динамической защитой.
В случае пробития брони выживаемость экипажа обеспечивается компоновкой танка и внутренними броневыми листами. Энергия взрыва направляется вверх и в стороны, для этого имеются специальные вышибные люки. Защита экипажа обеспечивается и в случае подрыва боекомплекта или топливных баков.
Комплекс активной защиты (КАЗ) Афганит
КАЗ «Афганит» разработки коломенского КБМ. Согласно патенту RU 2263268 комплекс нового поколения представляет из себя следующее. На корпусе танка, на высокоскоростной поворотной установке размещен заряд направленного взрыва (кумулятивный с образованием ударного ядра). Специальный радар отслеживает появление объектов летящих к танку, определяет скорость и размер объекта, затем через систему контроля разворачивает и подрывает заряд в направлении угрозы (ракета ПТУР/ПТРК, артиллерийские снаряды). При подрыве кумулятивного заряда формируется так называемое ,,ударное ядро,, которое поражает летящий объект на расстоянии 4-5 метров от танка.
Предполагаемый вид защитного снаряда системы Афганит.Источник https://topwar.ru
Количество размещенных защитных зарядов на танке неизвестно. Скорость ударного ядра после формирования составляет 2-2.5 км/сек, что в комплекте с чувствительным радаром позволяет сбивать боеприпасы летящие со скоростью до 1700 м/сек. В будущем возможно создание системы сбивающей цели летящие со скоростью до 2600-3000 м/сек.
Почему остановились работы над прототипом
После 1999 Чёрный орёл танк открыто больше не демонстрировался. О его принятии также никто не заявлял. На фоне отсутствия заказов от Минобороны Омский завод в 2005 году обанкротился. Именно данный аспект и считается причиной прекращения разработок.
В 2009 появилось официальное заявление Минобороны о том, что танка «Черный орел» не существует. Все наработки в данном направлении были направлены на создание «Арматы», из-за чего «Объект 640» считается одним из ее предшественников.
Радиолокатор на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР)
Армата будет оснащена радарами такого типа, как и у проектируемого истребителя пятого поколения Т-50. Это будут радиолокаторы на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР). АФАР это множество сот – микроволновых передатчиков. Антенна может быстро менять направление локации (не нужен поворот «тарелки» локатора). Антенна очень надёжная и выход из строя одного или нескольких из элементов (при пробитии пулей или осколком) не приводит к выходу из строя радара, что есть незаменимое качество в боевых условиях. Такой радар будет применяться как обороне, так и в наступлении. Он может применяться в составе системы управления огнем и как часть комплекса активной защиты определяющая подлетающие к танку боеприпасы. (Возможно будет совместная работа с комплексом Афганит) Система способна одновременно «вести» до 25 аэродинамических целей и определять цели размером до 30 см в радиусе до 100 км. Предположительно это максимальные параметры того что можно установить при желании заказчика.
Достоинства и недостатки
Кормовая часть
К преимуществам экспериментального танка относят:
- хорошие ходовые качества;
- комплексную трехуровневую защиту машины;
- защиту экипажа от снарядов и подрыва;
- автоматизированное заряжание орудия.
Помимо данных качеств выделяют ремонтируемость танка. Большинство аспектов сделаны по модульной системе, что позволяет быстро менять составные части, возвращая машину в строй.
Недостатки «Черного орла» так и не выявлены. Танк собран в единственном экземпляре, в серийное производство не поступил. Также не проводилось и масштабных испытаний, способных выявить недочеты конструкции.
В вопросе перспективности данного проекта многие спорят до сих пор, считая ряд технических характеристик завышенным и не соответствующим действительности, тем более при отсутствии государственных испытаний. Однако в 2011 году было официально заявлено об использовании ряда наработок данного проекта в создании «Арматы».
Автор статьи: Парпурин Вадим
Танк Черный орел – видео
https://youtube.com/watch?v=ka4PE9A9bD8
Опытный образец впервые был продемонстрирован в 1997 году и представлял собой модифицированную ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан опытный образец с башней, установленной на семикатковое шасси. Серийно не производился. Во время демонстраций опытных образцов танка на выставках башня танка всегда была укрыта плотной маскировочной сеткой.
Конструкция
Шасси танка представляет собой модифицированное шасси Т-80У. Корпус удлинён, что позволило значительно усилить верхнюю лобовую деталь и устранить ослабленную зону в районе перископов механика-водителя. Корпус танка поделён на три герметичных отсека, изолированных друг от друга вертикальными бронированными листами, которые установлены вдоль продольной оси. В боковых отсеках размещены топливные баки. В центральном отсеке расположено отделение управления, связанное с боевым отделением. Места для членов экипажа расположены в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к ним осуществляется через люки командира и наводчика в корпусе башни и люк механика-водителя в корпусе танка. Места экипажа оборудованы регулируемыми сиденьями, имеющими два положения: походное и боевое. При переводе сидений в боевое положение экипаж находится ниже уровня погона башни. В походном положении наводчик и командир танка располагаются в корпусе и в башне.
Со стороны топливных отсеков вертикальные бронированные листы корпуса покрыты плитами из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения — плитами из противоосколочного материала. Боекомплект расположен в автомате заряжания, установленном в нише башни и выполненном в виде съёмного бронированного модуля с вышибными броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации. Башня сварная принципиально нового типа. Выполнена в виде двух симметрично разнесённых броневых отсеков, жёстко закреплённых на общем основании. Отсеки образованы разнесёнными между собой и расположенными соосно внутренними и наружными боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усечённых пирамид.
Проект предусматривал вооружение танка 125-мм пушкой, спаренного с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установки с 12,7-мм пулемётом «Корд».
При боевой массе в 48 тонн, танк предполагалось оснастить новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л.с. Таким образом, удельная мощность танка превышала 30 л.с./т и, как следствие этого, динамические характеристики «Объекта 640» должны были значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20 — 25 л.с./т.
Перспективы проекта
По заявлениям представителей Министерства обороны Российской Федерации, серийное производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков. В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», но никаких подробностей о сроках и планах запуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Министерства обороны Российской Федерации полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.
28 апреля 2011 года бывший первый заместитель Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майор Юрий Коваленко сообщил, что наработки «Чёрного орла» будут использованы в новом основном боевом танке «Армата».
История создания
Модель «Черного орла»
Разработка танка «Черный орел» велась в условиях повышенной секретности. Точных сведений о начале работы над проектом не имеется, по некоторым данным она велась с конца 1980-х. Первая демонстрация состоялась в 1997, однако ТТХ танка не разглашались, а сам танк демонстрировали на удалении, скрывая маскировочной сетью его башню.
Опытный образец вновь был показан в 1999, однако сведения о нем также скрывались. Это не мешало средствам массовой информации и простым обозревателям строить теории об исключительности новой техники. В начале 2000-х было объявлено о создании нового Т-95, который многие связывали с об. 640.
Двигатель
В качестве силовой установки для «Арматы» будет использован Х – образный, 12-ти цилиндровый 1200-сильный турбодизель А-85-3А (так же обозначается как 12Н360). Номинальная мощность двигателя составляет 1500 л.с. но она была снижена до 1200 л.с так как это вполне достаточно для новой машины. Благодаря уменьшению мощности был увеличен мото-ресурс двигателя (наработка до капитального ремонта около 2000 часов).Появился запас для будущего форсирования дизеля. Двигатель разработан челябинским конструкторским бюро «Трансдизель», а производство планируется на Челябинском Тракторном Заводе. По удельной мощности (л.с на кг веса или м3) двигатель является одним из лучших.При необходимости существует возможность работать на различных сортах топлива как например керосин или автомобильный бензин. Так же планируется установка 12ти ступенчатой автоматической коробкой передач, которая при надобности может управляться и в ручную. (этакий типтроник для танка).Предположительно двигатель и коробка передач будут обьеденены в единый силовой блок (моноблок) для удобства его замены.
На танке будет вспомогательный генератор для питания бортовых систем и зарядки аккумуляторов во время стоянки или в нахождения в засаде. Тем самым не нужно запускать основной дизель, экономится топливо, значительно снижается шумность и заметность танка, а так же экономится ресурс основного двигателя.
Х – образный, 12-ти цилиндровый 1500-сильный турбодизель А-85-3А (12Н360). Источник https://gurkhan.blogspot.com
Для действий в условиях Арктики платформа Армата в перспективе может оснащаться газотурбинным двигателем (ГТД). По сравнению с дизелем ГТД имеет некоторые преимущества в холодном климате: 1) Легкость пуска при низких температурах (до –40°С) 2) Как результат пункта 1 -более высокая оперативная готовность. 3) Отсутствие больших затрат мощности на систему охлаждения. 4) Плавность управления, смены рабочего режима и как результат улучшена проходимость на слабых грунтах.
В качестве опции можно предположить установку ГТД-1250 ( как на существующем Т-80У) . Двигатель уже хорошо освоен в эксплуатации и в производстве. В конце 90ых был разработан и испытан перспективный двигатель ГТД-1500 мощностью 1500 л.с. (»Изделие 39″) Он создавался с применением новейших в то время материалов и технологий. ГТД-1500 представляет собой форсированную версию двигателя ГТД-1250 мощностью 1500 л.с. По сравнению с ГТД-1250 у него немного увеличена степень сжатия в компрессоре и расход воздуха .
Слева—существующий двигатель ГТД-1250 (Источник https://klimov.ru)Справа перспективный двигатель ГТД-1500- Изделие 39 (Источник https://bastion-opk.ru)
Броня
Броневая составляющая танка выглядит следующим образом:
- Последний рубеж защиты экипажа обеспечивает центральный отсек, изолированный листовой броней от двух боковых отсеков, в которых установлены топливные баки (всего 3 отсека, расположенных вдоль корпусного помещения);
- Боковые стороны танка у топливных отсеков помимо основной многослойной брони имеют дополнительную защиту в виде противорадиационных плит;
- Боевое и командное отделения защищены противоосколочными плитами.
В качестве активной защиты используется модификация АЗ «Дрозд» – «Дрозд-2». Оборудование предназначено для защиты танка от гранат и различных противотанковых снарядов. Интересно, что как и сам танк, АЗ «Дрозд-2» не пошел в серийное производство.
Характеристики
Главное, что выделяет на фоне остальной военной техники танк Т-95, – характеристики машины. Большая их часть из военных соображений держится в секрете. Но известно, что масса машины равняется 50 тоннам. На её вооружении стоят пушка (152 мм) и пулемёт (12,7 мм). Для защиты экипажа, состоящего из трёх человек, используется два комплекса – «Штора-2» (пассивная) и «Дрозд-2» (активная). Танк комплектуется двигателем, мощность которого составляет 1500 лошадиных сил. Его габариты примерно такие же, как у моделей Т-80 и Т-90. Что касается самой конструкции, то она является абсолютно новой, а не создана на основании какой-либо существующей. Новинка оснащена подвеской, которая обеспечивает высокую плавность движения.
Боевая информационно—управляющая система (БИУС)
Экипажу в бою будет помогать система БИУС. Она представляет из себя комплекс специальной электронной аппаратуры для расчета и вывода рекомендаций по управлению оружием и маневрированию.Это значительно повышает ситуационную осведомленность экипажа на поле боя и боевые возможности машины.
Основные функции БИУС
Сбор, обработка и отображение информации поступающих с камер, радаров, командного центра или других машин, осуществление необходимых боевых и навигационных расчётов(целеуказание и рекомендации по выборы вооружения) и другие функции. Силовая установка и ходовая часть.
Концепция
Как отмечается многими современными специалистами, в связи с уменьшением вероятности конфронтации между крупными вооруженными силами, на первый план выступает фактор использования танков в локальных конфликтах как средств усиления, требующий повышения подвижности, пригодности к быстрому развертыванию и транспортабельности (включая авиатранспортирование) перспективного танка. А это напрямую связано с ограничением массы, основной вклад в которую вносят бронированные корпус и башня.
По заключению специалистов масса перспективного танка, отвечающего условиям транспортабельности и другим требованиям, должна находится в пределах 40-50 т.
Однако требование ограничения массы не должно достигаться в ущерб живучести (выживаемости) танка на поле боя, его долговечности и длительности периода жизненного цикла серии. И здесь наиболее сложным является обеспечение выживаемости в боевых условиях.
Обеспечением выживаемости преследуется цель сохранения, прежде всего, экипажа танка, а затем машины в целом, имея ввиду максимальное сокращение безвозвратных потерь танков путем обеспечения возможности быстрого их восстановления (быстро заменяемые модули бронирования, съемный ТЗМ и пр.).