После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.
Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект “Чёрный орёл”). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.
Краткая история создания
Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.
Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.
Наиболее современным и эффективным считался Т-80 — в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.
Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.
Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был — Т-90.
Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.
Вперед на экспорт!
Практически одновременно с базовым «Объектом 188» разрабатывался и его экспортный вариант — «Объект 188С», в основном отличавшийся более низкой защищенностью и различиями в комплектации. Внешне они практически не отличались. Хотя разрешение на экспорт Т-90С было получено одновременно с принятием на вооружение базовой машины в 1992 году, но сразу прорваться за пределы России машина не смогла. В тот период чиновники от «Росвооружения» делали ставку на более совершенный и дорогой газотурбинный Т-80У, который, по их мнению, был более экспортно привлекательным. Того же мнения придерживались и военные. Даже в 1996 году, когда Т-90 был официально избран в качестве танка для переоснащения частей и подразделений Российской Армии, тогдашний начальник ГАБТУ генерал-полковник А.А. Галкин высказывался против Т-90, считая более перспективной машиной Т-80У. Правда, продать танки Т-80У за рубеж удалось только Кипру и Южной Корее, и то последней в счет погашения российского долга этой стране. Контракт стоимостью 172 млн. долл. на покупку 41 Т-80У/ УК для вооружения Национальной гвардии Кипра был подписан в апреле 1996 года. Поставка танков началась летом того же года и завершилась в июне 1997 года. В 1996 году Россия официально сообщила об экспорте 33 танков Т-80У в Южную Корею. За эти поставки был списан российский долг на сумму 210 млн. долл. По другим данным, к 2007 году Южная Корея располагала уже 80 такими танками. В обоих случаях это были не вновь произведенные, а машины из наличия Вооруженных Сил.
Впервые вывезти за границу Т-90С удалось только в 1997 году, тогда он был представлен на выставке вооружений IDEX-97 в Абу-Даби. А пока шли поиски иностранных заказчиков, экспортный Т-90С потихоньку совершенствовался. В первую очередь подтянули характеристики ночного прицельного комплекса.
Еще в ходе наземной операции по освобождению Кувейта — «Меч пустыни», в 1991 году, американские и британские танкисты, пользуясь существенным преимуществом в дальности обнаружения целей в условиях ограниченной видимости, которое обеспечивало им использование современных тепловизионных систем ночного видения, в серии ночных боев 25-26 февраля нанесли тяжелые потери иракским войскам. Так как днем перемещение иракских танков было практически невозможно из-за господства в воздухе союзной авиации, то танковые бои, как правило, проходили в ночное время. Полезны оказались тепловизионные прицелы и днем, так как видимость часто была ограниченной из-за дыма от горящих нефтяных полей, подбитой техники, пылевых шквалов или дождя.
По сравнению со старыми инфракрасными прицелами второго поколения, стоящими на танках Т-72 и Т-90 образца 1992 года, тепловизоры были лишены многих недостатков. В частности, их работа не ухудшалась в плохие погодные условия, прицел не «слеп» от вспышек выстрелов, ему не нужна была внешняя подсветка, которая демаскировала танк (большие инфракрасные прожекторы подсветки исчезли у западных танков еще в конце 70-х годов).
Неудивительно, что иностранные заказчики при покупке бронетехники обращали большое внимание на наличие и качество тепловизионных прицелов. Но так как своего производства тепловизионных прицельных комплексов в России не было, то на демонстрационные образцы Т-90С пришлось устанавливать белорусские прицелы , в которых использовалась французская термокамера Catherine-FS.
Другое направление совершенствования Т-90 оказалось вынужденным. Когда в России во второй половине 90-х годов из-за невостребованности «умерло» крупносерийное производство танкового башенного литья на ЗСО (завод им. Серго Орджоникидзе в Челябинске), а танковые башни, отливаемые малыми сериями, оказались крайне дорогими, конструкторам пришлось искать выход. К счастью, имелся «задел» еще времен СССР, когда была отработана конструкция танковой башни для Т-72, сваренной из катаных броневых листов. При равной с литой прочности и защите она имела меньший вес, кроме того, несколько увеличился внутренний объем и повысилась снарядостойкость. Гримаса советской плановой экономики состояла в том, что сварную башню не запустили в производство раньше потому, что не хотели ломать налаженное производство литых башен. Теперь же сварной башне дали «зеленый свет». Первые сварные башни для Т-90 были изготовлены в 1998 году и успешно прошли натурные испытания обстрелом на полигоне. С 2002 года все выпускаемые Т-90С уже получали сварную башню.
Состав системы управления огнем Т-90МС Иллюстрация ОАО НПК «Уралвагонзавод»
Аналогичная история приключилась и на Украине. С закрытием на Мариупольском заводе производства литых башен, которыми комплектовались Т-80УД, в Харькове на заводе им. Малышева тоже перешли на башню сварной конструкции. В результате 175 танков Т-80УД, из 320 поставленных Пакистану в рамках подписанного между этой страной и Украиной в 1996 году контракта, комплектовались сварными башнями.
Устройство танка
Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм — вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).
Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично — блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.
В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично — бортов и крыши.
Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.
На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.
Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.
Негативно на живучести сказывается плотная компоновка — баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания — он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.
Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.
Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.
Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.
Индия — страна слонов и танков
Поставки Т-80УД в Пакистан во многом способствовали и экспортному успеху Т-90С. Давний соперник Пакистана — Индия — не могла оставаться равнодушной к получению своим беспокойным соседом новой танковой дивизии, это нарушало военный паритет в регионе. С другой стороны, не оставалось уже надежд на выдерживание сроков программы разработки собственного индийского танка «Арджун». Поэтому, учитывая имеющееся в Индии значительное количество советских танков Т-72М и Т-72М1, индусы естественным образом проявили интерес и к Т-90. Предварительные переговоры, консультации и согласования тянулись более двух лет, пока в апреле 1999 года не была достигнута договоренность об испытании трех Т-90С в Индии. Все три танка отличались друг от друга. Различными были тепловизионные прицелы — «Ноктюрн» или «Эсса», только на один танк устанавливалась система «Штора», два танка имели литые башни, а третий — сварную.
В мае-августе Т-90С прошли программу испытаний в пустыне Тар, в экстремальных условиях — днем жара здесь доходила до 50°С. По этой раскаленной пустыне машины совершили пробег в 2000 км, а затем отстреляли 150 выстрелов. Результатами испытаний индийские военные были удовлетворены, и начался длительный процесс согласования условий контракта. На востоке любят и умеют торговаться, поэтому окончательное подписание контракта состоялось только спустя почти полтора года — 15 февраля 2001 года в Дели. По его условиям Россия обязалась поставить Индии 310 танков Т-90С, что было достаточно для перевооружения танковой дивизии (к этому времени Пакистан уже получил все 320 танков Т-80УД). Из них 124 собирались в России и поставлялись заказчику в готовом виде, а 186 танков должны были собираться из сборочных единиц в самой Индии на казенном заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в городе Авади (штат Тамил Наду). Общая стоимость контракта составляла 800 млн. долларов, и поставки по нему были полностью выполнены в 2003 году.
Итак, что же получили индийцы за свои деньги? В результате настойчивых требований они получили не просто экспортный Т-90С в его первоначальной конфигурации 1992 года, а машину, сочетавшую в себе (на их взгляд) все самое лучшее из предложенных на испытания трех образцов. Интересно, что такой «индийский» Т-90С существенно превосходил Т-90 образца 1992 года, поставлявшийся «Уралвагонзаводом» для Российской Армии. На индийских танках вместо ночного прицела «БуранПА», стоявшего на российских машинах, устанавливался более совершенный тепловизионный прицел наводчика «Эсса» совместного франко-белорусского производства. Командир получил прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4C «Агат-С». От комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1» индийцы отказались, и на месте его осветителей в передней части башни были смонтированы дополнительные трапецевидные контейнеры комплекса динамической защиты «Контакт-5», в результате чего защищенность башни повысилась по сравнению с российскими танками. Интересно, что индийцы потребовали усилить и противоатомную защиту. По их требованию толщина антинейтронного надбоя была увеличена почти в два раза, несмотря на то, что противоатомная защита российских Т-90 и так считалась довольно мощной. Учитывая, что извечные противники — Индия и Пакистан — оба входят в ядерный клуб, такое требование говорит о том, что индийские военные не исключают в вероятном вооруженном конфликте с Пакистаном применение тактического ядерного оружия. Все индийские Т-90С (кроме первых сорока машин) оснащались сварными башнями, усиленной ходовой частью, а также 1000-сильным дизельным двигателем В-92С2 (напомним, что российские Т-90 на тот момент имели дизель В-84 мощностью 840 л.с.).
Вооружение Т-90
Главный калибр танка — “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия — двухплоскостной.
Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) — в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.
Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.
Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту. Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М «Инвар» с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.
С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.
Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность — до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.
Электронное оборудование
Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника — Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.
Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.
На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители — он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.
Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.
На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.
Чем хорош Т-90М?
В 2022 году на одном из мероприятий министерства обороны впервые показали модернизированный танк Т-90М. К настоящему времени такая техника успела пройти основные испытания, и вскоре должна пойти в войска. Проект Т-90М предусматривает едва ли не крупнейшую за все время модернизацию базовой машины, за счет которой та должна получить повышенные характеристики и расширенные возможности. Рассмотрим, какие решения предлагает новый проект, а также определим, что они дадут обновленному танку.
Напомним, ОБТ Т-90М был создан в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». Эта ОКР предусматривала объединение опыта предыдущих проектов и использование новых решений. Все это обеспечивает серьезный прирост характеристик. Так, ранее сообщалось, что в ходе реальных учений модернизированный танк Т-90М значительно превзошел по боевой эффективности строевую машину Т-90А. Еще в 2022 году был подписан контракт на серийный выпуск такой техники, и в скором будущем ожидается поставка первых машин в армию.
Броня крепка
Ключевой характеристикой любого танка является его живучесть. В проекте Т-90М предусматривается применение ряда новых средств и компонентов, обеспечивающих повышение уровня защиты и сокращение негативных последствий поражения машины.
Опытные образцы Т-90М несколько раз демонстрировались с комплектом «Накидка». Специальные многослойные чехлы на корпусе и башне призваны сокращать заметность бронемашины в разных диапазонах, что уменьшает вероятность ее обнаружения авиационными или наземными средствами противника. Как следствие, сокращается дистанция взятия на сопровождение и падает общая эффективность атаки.
С целью отражения угрозы «на дальних подступах» танк может оснащаться комплексом активной защиты «Арена-М». Такая система должна в автоматическом режиме отслеживать обстановку, выявлять подлетающие боеприпасы и уничтожать их ответным выстрелом. Впрочем, пока до конца не ясно, получат ли серийные Т-90М новый КАЗ. Вполне возможно, что им придется работать без подобного оснащения – как прочим танкам нашей армии.
Штатная комбинированная броня лба корпуса и башни дополняется новой накладной защитой. Лобовая проекция и часть других поверхностей оснащаются современной динамической защитой типа «Реликт». Прочие части танка закрываются экранами. По известным данным, ДЗ «Реликт» по своей эффективности в несколько раз превосходит ДЗ «Контакт-5», используемую на Т-90 до нынешней модернизации.
Внутренние объемы танка существенно перекомпонованы и доработаны с целью снижения рисков при поражении. Так, введены новые экраны-подбои, призванные удерживать вторичные осколки и защищать экипаж или основные приборы. Также из внутренних отсеков удалена часть опасных элементов. Внутри корпуса сохранен горизонтальный конвейер автомата заряжания, тогда как прочие укладки перенесены в кормовой отсек башни. Также из носовой части корпуса удалили бак-стеллаж, что сократило риски возгорания.
Танк Т-90М получил глубоко модернизированную башню с рядом характерных признаков. Прежде всего, такая башня имеет развитую кормовую нишу, в которой организована укладка для боекомплекта. В обычных условиях отсек для выстрелов изолирован от боевого отделения и экипажа.
Таким образом, Т-90М серьезно отличается от предыдущих бронемашин своего семейства с точки зрения живучести. При наличии КАЗ противотанковый боеприпас имеет минимальные шансы прорваться к танку. Если ему это удалось, пробитие ДЗ или решетчатых экранов и бронирования под ними не гарантируется. Если же это произошло, экипаж и оборудование защищены от потока осколков. Опасные зоны, попадание в которые грозит фатальными последствиями, резко сокращены.
Танки наши быстры
В очередной раз модернизация Т-90 предусматривает доработку силовой установки. В проекте Т-90М используется дизельный двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. Вместе с агрегатами трансмиссии он образует систему-моноблок, что известным образом облегчает обслуживание и ремонт. Боевая масса танка не превышает 50 т, благодаря чему двигатель В-92С2Ф дает ему удельную мощность не менее 22,5 л.с. на тонну. Как следствие, достигается выгодное соотношение подвижности и расхода топлива.
Согласно ранее опубликованным официальным данным, максимальная скорость Т-90М на шоссе достигает 60 км/ч. Запас хода – 550 км. Параметры проходимости сохранены на уровне предыдущих бронемашин семейства.
В соответствии с актуальными тенденциями последних лет, Т-90М получает вспомогательную силовую установку. Этот дизель-генератор предназначен для выработки электроэнергии и обеспечения работы радиоэлектронного оборудования при выключенном основном двигателе.
Переработка внутренних объемов сказалась на внешнем оснащении танка. В связи с удалением переднего бака-стеллажа пришлось предусмотреть новую емкость для горючего. С целью достижения максимально возможного запаса хода предлагается использовать уже три внешних бака. Две бочки для топлива монтируются на кормовом листе корпуса, а на левой надгусеничной полке рядом с моторным отсеком находятся крепления для третьей.
Следует отметить, что установка третьего внешнего бака-бочки уже стала поводом для критики. Отмечается неудобство работы с такой емкостью, обусловленное значительной высотой ее установки. Кроме того, третья бочка на полке может мешать круговой наводке орудия на малых углах возвышения. Впрочем, топливо из этой бочки можно использовать первым, и к моменту начала боя избавиться как от самой емкости, так и от связанных с нею проблем.
Точные сведения о доработке ходовой части отсутствуют. По всей видимости, Т-90М сохраняет подвеску, катки и гусеницу существующих машин. Эти агрегаты проектировались с определенным запасом, и в новом проекте их замена не требуется.
Гремя огнем
Т-90М получает обновленный комплекс вооружения, основанный на современных компонентах. При этом обновление затронуло не все его элементы. Так, в прошлом утверждалось, что модернизированный танк получит гладкоствольное орудие-пусковую установку 2А82. Однако позже, по настоянию военного ведомства, в проекте сохранили проверенное временем орудие 2А46М. В то же время, в проекте внедрили ряд других новых систем.
В башне сохраняется автомат заряжания, совместимый с современными танковыми боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. В конвейере автомата помещается 22 выстрела, оставшиеся боеприпасы перевозятся в кормовой нише башни, отделенной от обитаемого отсека. По разным данным, автомат может работать с современными подкалиберными бронебойными снарядами, имеющими увеличенные габариты и показывающими повышенные характеристики.
Улучшенный танк получает систему управления огнем «Калина», уже использовавшуюся в проектах семейства Т-90М. Такая СУО включает комбинированный дневной-ночной прицел наводчика «Сосна-У» и панорамный прицел командира ПК ПАН. Имеются автомат сопровождения цели, двухплоскостной стабилизатор вооружения, средства опознавания «свой-чужой», средства навигации и т.д. СУО интегрирована с информационно-управляющей системой тактического звена, что позволяет передавать и принимать данные о целях на поле боя.
При помощи таких средств управления огнем танк способен вести бой в любое время суток и в любых метеоусловиях. Обеспечивается обнаружение целей с последующей атакой или выдачей целеуказания другим танкам. Также данные об обстановке могут поступать со стороны. Характерной особенностью СУО «Калина» является высокая степень автоматизации, ускоряющая реакцию на поступающие угрозы и снижающая нагрузку на экипаж.
Вспомогательное вооружение танка состоит из двух пулеметов. Один из них спарен с пушкой, второй устанавливается на крыше башни на дистанционно управляемом боевом модуле Т05БВ-1. В качестве спаренного используется пулемет ПКТ калибром 7,62 мм. Боевой модуль может комплектоваться оружием нормального или крупного калибра. Благодаря применению ДУМВ Т05БВ-1 танкисты имеют возможность вести огонь из всего доступного оружия без выхода за пределы защищенного объема.
Наши люди мужества полны
Проект Т-90М также предусматривает серьезную переработку обитаемых отсеков, связанную с совершенствованием их оснащения и повышением эргономических характеристик. Экипаж танка, как и в предыдущих модернизациях, состоит из трех человек. Их размещение тоже не изменилось: механик-водитель занимает место в носовой части корпуса под собственным люком, командир и наводчик работают в башне, по бокам от орудия.
Рабочие места экипажа в башне имеют все необходимое оборудование для работы с СУО и прочими системами. От предшественников Т-90М отличается некоторыми новыми приборами, входящими в состав его СУО. Кроме того, предусматриваются новые функции. Так, командиру предлагается следить за обстановкой при помощи смотровых приборов на люке или панорамного прицела. При обнаружении цели через один из триплексов командир может использовать автоматическую систему доворота панорамного прицела в нужный сектор. Это ускоряет опознавание и атаку целей. Кроме того, впервые в линейке Т-90М командир получает пульт выбора боеприпаса для досылания в орудие. Ранее тип снаряда устанавливался только наводчиком.
Один из перископических приборов водителя в темное время суток предлагается заменять трехканальным смотровым прибором ТВН-10. Это изделие имеет один оптический и два телевизионных канала с выводом сигнала на монитор. Вождение танка в разных условиях также упрощается за счет применения набора видеокамер, образующих почти сплошное поле наблюдения вокруг танка.
Внутренняя связь между танкистами обеспечивается переговорным устройством на трех абонентов. За внешнюю отвечает радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» с двумя независимыми модулями.
Станут в строй российские танкисты
Контракт на поставку первой партии серийных ОБТ Т-90М российской армии был подписан в августе 2022 года. По его условиям, НПК «Уралвагонзавод» должна в 2018-19 годах передать вооруженным силам 30 бронемашин нового типа. Сообщалось, что 10 танков будут построены с нуля, а оставшиеся два десятка машин переделают из Т-90 предыдущих модификаций, временно выведенных из эксплуатации.
В прошлом году на военно-техническом форуме «Армия-2018» был подписан еще один контракт на танки Т-90М. На этот раз речь шла о 30 бронемашинах новой постройки с поставкой всей партии в 2019 году. Таким образом, к настоящему времени армия успела законтрактовать 60 танков Т-90М. Две трети этой техники требуется построить заново, а оставшиеся 20 танков появятся по результатам модернизации. Последние из заказанных 60 машин должны отправиться на службу до начала следующего года.
Возможно, процесс модернизации имеющихся танков или строительства новых столкнулся с определенными трудностями. Из-за этого первые Т-90М не смогли попасть в армию в прошлом году. Впрочем, в феврале в отечественных СМИ появились сообщения, согласно которым первые Т-90М поступят в войска уже в этом году. При отсутствии каких-либо серьезных проблем обе партии из 60 танков могут уйти в армию уже в этом году.
Что будет после выполнения двух актуальных заказов – неизвестно. Весьма вероятно, что НПК «Уралвагонзавод» получит новые контракты на модернизацию или строительство танков Т-90М, а армия продолжит наращивать количество такой техники. Впрочем, подробности подобных планов пока официально не публиковались.
Известно, что в частях российской армии эксплуатируется около 350 ОБТ Т-90 двух модификаций. Еще порядка 200 бронемашин находятся на хранении. Таким образом, новейший проект модернизации с литерой «М» имеет неплохие перспективы с точки зрения количества. При наличии соответствующего желания Минобороны, а также при необходимых финансовых возможностях, обновление могут пройти несколько сотен танков. Параллельно может осуществляться массовое строительство полностью новой техники.
Танк будущего
Разработчики и военное ведомство регулярно публикуют отдельные сведения о новейшем танке Т-90М, но значительная часть данных все еще не подлежит разглашению. Однако даже доступная информация показывает рост основных характеристик и возможностей улучшенного танка, что должно положительным образом сказаться на возможностях войск в целом.
Из доступных данных следует, что Т-90М представляет собой вполне современную боевую бронированную машину, соответствующую актуальным требованиям и способную продолжать службу в течение длительного периода. Он способен стать удачной и эффективной заменой для более старых версий Т-90, а также хорошим «сослуживцем» для модернизируемых Т-72Б3 и вновь строящихся Т-14. Модернизированная техника двух типов в течение некоторого времени будет составлять основу бронетанковых частей и вносить ключевой вклад в боеспособность сухопутных войск.
Первые ОБТ модификации Т-90М поступят на службу уже в этом году. Законтрактовано 60 танков, которые предстоит построить или модернизировать в самое ближайшее время. В дальнейшем можно ожидать продолжение их производства. Таким образом, российские бронетанковые части ожидает новое масштабное обновление парка техники, призванное положительно повлиять на их боеспособность, и оно будет осуществляться при помощи современной и достойной бронемашины.
По материалам сайтов: https://uralvagonzavod.ru/ https://interfax.ru/ https://tass.ru/ https://tvzvezda.ru/ https://rg.ru/ https://ria.ru/ https://vpk.name/ https://otvaga2004.ru/ https://bmpd.livejournal.com/ https://gurkhan.blogspot.com/
Тактико-технические характеристики
В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.
Т-90А | Leopard 2A6M | Challenger 2 | |
Длина/Ширина, мм | 9530/3780 | 6670/3700 | 11570/3520 |
Боевая масса, т | 46,5 | 68,5 | 62,5 |
Экипаж, человек | 3 | 4 | 4 |
Основное вооружение, боекомплект | 125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела | 120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела | 120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела |
Автомат заряжания | Есть | — | — |
Вспомогательное вооружение | 1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД | 2 x 7.62 мм пулемёта MG3 | 2 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37 |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | — | — |
Подвеска | Торсионная | Торсионная | Гидропневматическая |
Тип двигателя | 12-цилиндровый дизель В-92С2 | 12-цилиндровый дизель MB 873 | 12-цилиндровый дизель CV-12 |
Мощность силовой установки, л. с. | 1000 | 1500 | 1200 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 72 | 56 |
Запас хода, км (по шоссе) | 550 | 550 | 400 |
Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.
Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.
Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.
У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.
Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.
Модификации
За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант — Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.
Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений — штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.
А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку — топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.
Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.
Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.
Малазийский фальстарт
В 2000 году окрыленные наметившимся успехом в Индии россияне заявили Т-90С для участия в международном тендере на закупку танков, проводимом Малайзией. Для испытаний в аэропорт Куала-Лумпур был доставлен модернизированный после испытаний в Индии экземпляр Т-90С с установленным кондиционером. Вместе с Т-90С в рамках тендера сравнительные испытания проходили также польский танк РТ-91 «Тварды» (являющийся модернизацией советского Т-72М), украинский Т-84 и шведский легкий танк CV90 120. Испытания проходили в период с 19 июня по 21 августа, причем местных военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надежность танков в непростых местных условиях. Машинам было предложено пройти около 2800 км по джунглям, горной местности, через заболоченные участки и водные преграды. В ходе этого «забега» в самом центре джунглей Т-90 не без «помощи» малазийского механика-водителя (испытания проводили смешанные российскомалазийские экипажи) стащило с размытой глинистой дороги в кювет, откуда его удалось извлечь только усилиями, по одной из версий, двух «хендаевских» экскаваторов, а по другой — Т-90С эвакуировали при помощи 50-тонного японского крана КАТО, заплатив за это 5 тыс. долларов. Но наперекор всем невзгодам Т90С успешно дошел до финиша.
Т-90МС — хорошо виден отсек для части боекомплекта в задней части башни
Детали конструкции Т-90МС — командирский люк, дистанционная пулеметная установка
Правда, результаты малазийского конкурса оказались весьма неожиданными. Несмотря на то, что в ходе испытаний польский PT-91M по большинству основных показателей значительно уступил и российскому Т-90С, и украинскому Т-84, в апреле 2002 года правительство Малайзии объявило о своем решении закупить 48 танков PT-91MZ и шесть БРЭМ «WZT-4» в Польше. Общая сумма контракта составила 370 млн. долларов. Российские эксперты утверждают, что один польский танк обошелся Малайзии приблизительно в 4 млн. долларов, или на 1,2 млн. дороже участвовавшего в этом тендере российского Т-90С. По одной из версий, такое решение объяснялось политикой диверсификации — Малайзия закупила у России истребители Су-30МК, а контракт на танки отдали Польше, по другой — банальной коррупцией.
Применение в боях и след в истории танкостроения
Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.
За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.
Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.
Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.
Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.
Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” — совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.
Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.
Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.