Тяжёлый танк КВ-2 (Клим Ворошилов) спроектирован в СКБ-2 ЛКЗ (г. Ленинград) под руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер Л.Н. Духов) в 1939-1940 годах. Первый опытный образец танка, получивший обозначение №У-1, был изготовлен на ЛКЗ в начале февраля 1940 года. За время серийного производства на ЛКЗ (г. Ленинград) в 1940-1941 годах было изготовлено 204 танка КВ-2.
Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
КВ-2 что это такое — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Климент Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1939—1943 гг., названных в честь героя Гражданской войны в России, военного и политического деятеля Ворошилова Климента Ефремовича. Первоначально именовался «КВ с большой башней».
Танк КВ-2 — видео
Эта машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 гг.
Конструкция
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной, отличной от 75 мм, использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. При этом первые образцы танков КВ-2 отличались от серийных машин формой башни и конфигурацией маски орудия. Башня серийных КВ-2 выпускалась в двух вариантах: первоначальная установка МТ-1 и более поздняя «пониженная» башня меньшей массы. Внешне эти два типа башен легко различимы по их лобовой оконечности: установка МТ-1 имеет наклонные скуловые бронеплиты, а «пониженный» вариант — вертикальные. Оба варианта башен сваривались из катаных бронеплит, их толщина брони равнялась 75 мм. «Пониженная» модификация башни рядом со своей кормовой дверцей имела шаровую установку пулемёта ДТ. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Угломерный круг башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Четыре члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка и помощника заряжающего. Посадка и выход экипажа производились через кормовую дверцу башни и два круглых люка: один в башне на месте командира и один в корпусе на месте стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.
Двигатель
КВ-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-2 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.
Трансмиссия
Танк КВ-2 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:
— многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»; — пятиступенчатая коробка передач тракторного типа; — два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»; — два бортовых планетарных редуктора. — ленточные плавающие тормоза
Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом.
Ходовая часть
Подвеска машины — индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.
Электрооборудование
Электропроводка в танке КВ-2 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128. Потребители электроэнергии включали в себя:
— электромотор поворота башни; — наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов; — наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины; — контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр); — средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство; — электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.
Средства наблюдения и прицелы
Общая обзорность танка КВ-2 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел единственный смотровой прибор в башне — панораму ПТК. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.
Для ведения огня КВ-2 оснащался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-9 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-9 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.
Средства связи
Средства связи включали в себя коротковолновую радиостанцию 71-ТК-3 и внутреннее переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента. Радиостанциями оснащались все выпущенные танки КВ-2.
Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.
Вооружение
На танке КВ-2 устанавливалась 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т), танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена, однако башня с орудием М-10Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения. Как результат, штатный электромотор привода поворота башни даже при небольшом крене машины не справлялся со своей задачей. Гаубица М-10Т имела вертикальные углы наводки от −3 до +18°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.
Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряды и метательные заряды в гильзах) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 152-мм гаубицы М-10 штатный боекомплект КВ-2 был ограничен только одним видом боеприпасов:
— осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530 массой 40 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — от 5,47 до 6,86 кг) и специальным зарядом, получаемым из штатного заряда Ж-536 буксируемой гаубицы М-10 удалением нескольких равновесных пучков пороха.
Однако на практике в обстановке хаоса лета 1941 года из-за отчаянного положения с обеспеченностью КВ-2 положенными по штату боеприпасами применялись любые виды 152-мм гаубичных снарядов, подходящих к гаубице М-10, которые только удавалось найти (в некоторых военных округах комплектность была на уровне 10 %, в других штатных боеприпасов для КВ-2 не было вовсе). То есть могли использоваться как бетонобойные снаряды Г-530, так и осколочные гаубичные гранаты сталистого чугуна О-530А, зажигательные снаряды, старые фугасные гранаты, шрапнель. Стрельба на полном заряде категорически запрещалась, так как из-за большой отдачи и отката могло заклинить башню, от сотрясения могли пострадать узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной группы. По последней причине стрельба дозволялась только с места, что ещё больше повышало уязвимость танка в бою. Бронепробиваемость снарядов танковой гаубицы М-10Т в доступных источниках не приводится, однако на практике ей было по силам пробить броню любого бронеобъекта вермахта в 1941 и начале 1942 года. Бронепробиваемость морского полубронебойного снаряда обр. 1915/28 гг. составляла 72 мм стали с расстояния 1500 метров под углом 60 градусов.
Советский тяжелый танк КВ-2 (серийный номер Б-9633) на показе комначсоставу РККА на полигоне в подмосковной Кубинке. Машина запечатлена перед преодолением противотанкового рва.
На серийном танке КВ-2 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3087 патронов. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.
В начальном периоде войны КВ-2 легко уничтожал любой танк противника, и почти всегда безнаказанно, так как его броню не пробивали ни снаряды танковых орудий, ни штатной противотанковой артиллерии. Эффективно бороться с КВ-2 могли только изначально не предназначавшиеся для этих целей зенитные орудия Flak 18/36/37.
Производство
В феврале 1940 года КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Причиной снятия с производства послужила начавшаяся Великая Отечественная война. Всего ЛКЗ построил 204 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны.
Боевое применение
Заводские испытания нового танка продлились недолго. Уже 17 февраля оба прототипа отправились на фронт. В ходе войсковых испытаний была собрана необходимая для улучшений информация. В частности, была расширена номенклатура допустимых боеприпасов – именно укрепления линии Маннергейма стали теми объектами, благодаря которым «танк с большой башней» стал стрелять бетонобойными снарядами. Также военные высказали ряд предложений относительно компоновки новой башни. В соответствии с этими рекомендациями, во второй половине 1940 года инженеры СКБ-2 доработали ее форму. В первую очередь, переделке подверглись ее габариты. Обновленная башня танка имела меньшую высоту и обозначалась индексом МТ-2. Одновременно с этим изменили форму лобовой и бортовых плит. Для удобства сборки лоб башни стал прямоугольным, а не трапециевидным, как раньше. Также переработали маску орудия и ввели несколько менее крупных усовершенствований.
Доработанный танк с башней МТ-2 представлял собой то, что и хотели получить военные. Теперь вооружение бронемашины имело должную мощность и удобство эксплуатации. Что касается уровня защиты, то бронирование танков КВ с самого начала их боевой работы получало самые лестные отзывы. Так, после боев на лбу, бортах и башнях опытных «танков с большой башней» насчитывали десятки вмятин от вражеских снарядов. За несколько месяцев боевых испытаний ни один из них так и не смог пробить 75 миллиметров катаной гомогенной брони. В качестве примера мощи вооружения и уровня защиты новой машины можно привести слова танкиста Э. Ф. Глушака:
— Препятствия на линии Маннергейма были сделаны основательные. Перед нами высились в три ряда громадные гранитные надолбы. И все же для того, чтобы проделать проход шириной 6—8 метров, нам понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока взламывали надолбы, противник нас непрерывно обстреливал. Дот мы быстро засекли, а затем двумя выстрелами полностью разрушили его. Когда вышли из боя, на броне насчитали 48 вмятин, но ни одной пробоины.
Немецкие солдаты у советского тяжелого танка КВ-2 с башней МТ-1, подбитого у литовского местечка Шаукотас в 30 километрах от Расейняя. Машина выпуска июля–августа 1940 года из 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта. На башне видны многочисленные следы от попаданий 37-мм бронебойных снарядов.
Совокупность защиты, вооружения и подвижности повлияли на решение Наркомата обороны. В начале 1941 года новый танк был принят на вооружение под обозначением КВ-2. Серийное производство было развернуто на ленинградском Кировском заводе. КВ-2 выпускался до октября 1941 года. В первые месяцы войны выпуск тяжелых танков постепенно снижался. Причиной этого были сразу несколько факторов: сложность и трудоемкость производства, тяжелое положение промышленности, необходимость эвакуации производств и т.д. Точное количество произведенных танков КВ-2 вызывает вопросы. Чаще всего приводится цифра в 330-340 машин. Однако ряд источников указывает тот факт, что пермский завод №172 успел произвести только сотню систем подвеса для гаубиц. Из этого делается вывод о соответствующем количестве собранных танков.
Несмотря на сравнительно небольшое количество изготовленных танков КВ-2, на фронтах Великой Отечественной войны они произвели настоящий фурор. Своими 152-мм снарядами тяжелые танки уверенно поражали всю имевшуюся на тот момент немецкую бронетехнику. Бронирования, в свою очередь, хватало для защиты от подавляющего большинства пушек. Более-менее нормально бороться с «Климами Ворошиловыми» второй модели могли только 88-мм зенитные пушки. Однако дуэль танка и зенитчиков не имела заранее понятного результата: за счет большего калибра танк мог уничтожить расчет орудия, не входя в зону гарантированного поражения. К тому же танкисты располагались за полноценными листами брони, а не за противопульным щитком пушки. В целом, КВ-1 и КВ-2 были грозной силой, которой стоило бояться. Однако некоторые нюансы применения, логистики и т.п. привели к печальным результатам.
В качестве примеров неудач новых танков часто приводится 4-я танковая дивизия. За первые две недели Великой Отечественной войны это соединение потеряло 22 танка КВ-2. При этом только пять из них были подбиты противником. Остальные из-за отсутствия горючего или запчастей были брошены или уничтожены экипажем. Собственно говоря, основная масса потерь советских тяжелых танков пришлась именно на небоевые инциденты. Трудности со снабжением и постоянные отступления вынуждали танкистов не ремонтировать свои машины, а бросать или уничтожать их. Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях советские танкисты доставляли противнику массу проблем. Ярким примером этого являются воспоминания одного из немецких офицеров, служивших в 1-й танковой дивизии:
— Наши роты открыли огонь с 700 м. Мы подходили все ближе. Скоро мы были уже в 50-100 м друг от друга. Но мы не могли добиться успеха. Советские танки продолжали наступать, и наши бронебойные снаряды просто отскакивали от их брони. Танки выдерживали стрельбу прямой наводкой из 50-мм и 75-мм пушек. В KВ-2 попало более 70 снарядов, но не один не смог пробить его броню. Несколько танков были выведены из строя, когда нам удалось попасть в гусеницы, а затем расстрелять с небольшого расстояния из пушек. Затем их атаковали саперы с ранцевыми зарядами.
Немецкие солдаты осматривают подбитый советский танк КВ-2. Машина выпуска ноября—декабря 1940 года из состава 8-й, либо 12-й танковых дивизий Юго-Западного фронта, подорвана в селе Ясеновцы, Золочевского района, Львовской области. На заднем плане расположен немецкий артиллерийский тягач Krupp-Protze Kfz.70. Слева от танка, в кювете, советская 152 мм гаубица обр.1910/1937г.
Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:
— С утра 2-й батальон 11-го танкового полка совместно с группой фон Шекендорфа наступали вдоль дороги, обходя болото справа. Весь день части отражали постоянные атаки русской 2-й танковой дивизии. К сожалению, русские 52-тонные тяжелые танки показали, что они почти нечувствительны к огню наших 105-мм орудий. Несколько попаданий наших 150-мм снарядов также оказались неэффективны. Тем не менее, в результате постоянных атак танков Pz Kpfw IV большая часть танков противника была выбита, что позволило нашим частям продвинуться вперед на три километра западнее Дубисы. Группе «Раус» удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепления, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона. В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой Раус, и связь с этой частью отсутствовала в течении всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк.
Уцелевшие во время отступления Красной Армии танки КВ-2 воевали в течение нескольких лет. Начиная с 1943 года, часть тяжелых танков переделывалась в ремонтно-эвакуационные машины. Дело в том, что их ходовые качества к тому времени уже не в полной мере устраивали военных, а двигатель хорошей мощности был способен обеспечить эвакуацию подбитой бронетехники. Несколько КВ-2 были захвачены Вермахтом и использовались в своих целях. В германской армии советские танки получили обозначение PzKpfw KV-II 754(r). Последний из этих трофеев был уничтожен в 45-м, во время штурма Кенигсберга.
Сохранившиеся экземпляры
Основной период жизни и боевой работы танков КВ-2 пришелся на самые тяжелые времена Великой Отечественной войны. Из-за этого танки несли большие потери, в первую очередь, небоевые. Это стало одной из главных причин того, что из трех с лишним сотен собранных танков до нашего времени дожил только один. Сейчас он является экспонатом Центрального музея Вооруженных сил. Еще один танк КВ-2 раннего выпуска (с «большой башней», полностью на ходу) в музее военной техники «УГМК» г. Верхняя Пышма Свердловской области Музей «Боевая Слава Урала».Интересно, что в музее ВВС Северного флота (Сафоново, Мурманская область) имеется еще один танк, похожий на КВ-2. Слово «похожий» применено здесь по той причине, что танк из Сафонова был изготовлен для съемок художественного фильма «Танк Клим Ворошилов-2» и базой для него стала другая тяжелая бронемашина – ИС-2.
КВ-2 в Центральном музее Вооружённых Сил
Описание конструкции танка КВ-2 обр. 1940 г.
Танк КВ-2 обр. 1940 г. имел классическую схему общей компоновки с размещением в носовой части корпуса отделения управления, в средней части корпуса, и установленной сверху башне, – боевого отделения и в кормовой части корпуса – моторного и трансмиссионного отделений. Экипаж танка состоял из шести человек, размещавшихся: командир танка – в башне справа от орудия, механик-водитель – в отделении управления по продольной оси корпуса, наводчик орудия (артиллерист) – в башне слева от орудия, радист – в отделении управления у правого борта корпуса, замковый – в башне слева от казённой части пушки, младший механик-водитель (заряжающий) – в башне справа от казённой части орудия.
Броневой корпус, силовая установка, силовая передача и ходовая часть танка взяты без изменений, за исключением крыши боевого отделения, от танка КВ-1.
Башня танка сваривалась из катаных броневых плит толщиной 35, 75, 110 миллиметров. Башня устанавливалась на погонное устройство диаметром 1535 миллиметров в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание. Угломерный круг башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций. В лобовом наклонном броневом листе смонтирована установка МТ-1, включавшая в себя 152,4-мм гаубицу, перископический и телескопический прицелы, справа от которой расположено отверстие для стрельбы из пулемёта, над которым устроено отверстие для прицеливания. В крыше башни имелись один люк для посадки экипажа, перископический прицел и командирская панорама в бронированных стаканах и два зеркальных смотровых прибора, в кормовой части крыши. Часть танков оснащалась зенитной турелью П-40, установленной на вращающемся погонном устройстве башенного люка. В бортах башни имелись две смотровые щели с приборами «Триплекс» и два отверстия для стрельбы из револьвера, закрываемые броневыми пробками. В кормовой стенке башни устроен люк для монтажа и демонтажа орудия, закрытый броневой крышкой на болтах, справа и слева от которой расположены отверстия для стрельбы из пулемёта, над которыми были отверстия для прицеливания.
Основное вооружение танка состояло из одной 152,4-мм танковой гаубицы обр. 1938/40 гг. (М-10Т). Для прицеливания при стрельбе из орудия использовались перископический прицел ПТ-5 и телескопический прицел ТОД-9. Два 7,62-мм пулемёта ДТ использовались как вспомогательное вооружение и размещались в специальных укладках в боевом отделении. Бое-комплект танка составлял 36 выстрелов раздельного заряжания для орудия и 2961 патронов для пулемёта (47 пулемётных дисков).
Читать: Советский танкетка ППГ
Тактико-технические характеристики КВ-2
Экипаж, чел.: 6 Количество выпущенных, шт.: 204 Компоновочная схема: классическая
Вес КВ-2
— 52 тонн
Размеры КВ-2
— Длина корпуса, мм: 6950 — Ширина корпуса, мм: 3320 — Высота, мм: 3250 — Клиренс, мм: 430
Броня КВ-2
— Тип брони: гомогенная катаная — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 75 — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 70 — Борт корпуса (верх), мм/град.: 75 — Борт корпуса (низ), мм/град.: 70 — Корма корпуса (верх), мм/град.: 60—75 — Корма корпуса (низ), мм/град.: 70 — Днище, мм: 30—40 — Крыша корпуса, мм: 30—40 — Лоб башни, мм/град.: 75 — Маска орудия, мм/град.: 110 — Борт башни, мм/град.: 75 — Корма башни, мм/град.: 75
Вооружение КВ-2
— Калибр и марка пушки: 1 × 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т) — Длина ствола, калибров: 24,3 — Боекомплект пушки: 36 снарядов раздельно-гильзового заряжания — Прицелы: телескопический прицел ТОД-9, перископический ПТ-9, командирская панорама ПТ-К — Пулемёты: 3 × 7,62-мм ДТ-29
Двигатель КВ-2
— Тип двигателя: 12‑цилиндровый V‑образный дизель жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 600
Скорость КВ-2
— Скорость по шоссе, км/ч: 34 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 16
— Запас хода по шоссе, км: 250 — Запас хода по пересечённой местности, км: 150 — Тип подвески: торсионная — Преодолеваемый подъём, град.: 36° — Преодолеваемая стенка, м: 0,87 — Преодолеваемый ров, м: 2,7 — Преодолеваемый брод, м: 1,6
Фото КВ-2
Советский танк КВ-2 с башней МТ-1, застрявший в речке Зиедаплис (Zieduplis). Танк захвачен немецкими войсками 24.06.1941 года. На башне и маске орудия большое количество следов от попаданий снарядов малого калибра. Танк из состава 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса 11-й армии Северо-Западного фронта. Возможно, этот танк был потерян в районе городка Шета в 17 км востоку от города Кедайняй в Литве. Машина выпуска июля—августа 1940 года.
Танк КВ-2 из состава 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса, подбитый в бою за город Остров 5 июля 1941 года. Серийный номер машины Б-4754. В сохранившихся актах на списание о танке КВ-2 №4754 говорилось следующее: «Танк был подбит – перебита гусеница, которая свалилась. Снарядом пробита боковая бронь трансмиссии и повреждены тяги управления и бортовые фрикционы, движение танка было невозможно. Так как подбитые и горевшие танки забили проездную часть моста, отход был невозможен ввиду подбитого управления танка и свалившийся гусеницы, и танку не было возможности развернуться. Командир батальона дал приказание выйти из танка, а сам остался в машине для выведения танка из строя. Дальнейшая судьба капитана Русанова до сих пор не известна, остальной экипаж вернулся в часть. Поле боя немедленно было занято противником и эвакуация оставшейся машины с поля боя стала невозможна.» По данным ОБД «Мемориал», капитан Иван Иванович Русанов из 6-го танкового полка погиб 5 июля 1941 года. На других фотографиях этого танка видно обгоревшее тело погибшего советского танкиста — с большой долей вероятности это и есть И.И. Русанов.
Советский танк КВ-2, завязший в грязи около Витебского аэродрома. На заднем плане фото виден остов советского самолета, разбитая аэродромная техника и немецкий бомбардировщик Do.17Z. Предположительно на фотографии тяжелый танк КВ-2 (заводской номер Б-4712) из состава 1-го танкового батальона 28-го танкового полка 14-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса Западного фронта. В начале июля 1941 г., после ремонта двигателя под Смоленском, танк принял участие в обороне города Витебск: огнем препятствовал переправе немцев через железнодорожный мост, подбив 8 танков противника и израсходовав 2 боекомплекта. После этого боя танк был направлен для пополнения заправки, но по дороге был снова брошен в бой, без снарядов. Экипажу удалось повредить два танка и одно орудие противника, но серьезные повреждения получил и сам КВ – пробиты радиаторы, повреждена смотровая щель механика-водителя, в результате попадания снаряда пробита броня башни, погибли 2 члена экипажа – лейтенант Климычев и младший сержант Климов. При выходе из атаки танк увяз в грязи, из за отсутствия средств эвакуации и сильного огня противника танк эвакуировать не смогли, при выходе из машины пропали без вести два заряжающих.
Советский тяжелый танк КВ-2, провалившийся с мостиком в селе Пелча в районе Дубно. Машина выпуска ноября—декабря 1940 года из 12-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Юго-Западного фронта. На башне след попадания фугасного снаряда. Возможно, позднее танк был взорван, так как имеется ряд снимков без крыши башни и со стволом в положении отката.
Немецкий солдат рядом с советским тяжелым танком КВ-2, опрокинувшимся с железнодорожной платформы на станции Лида. Танк выпуска мая-июня 1941 года, предназначался для 29-й танковой дивизии 11-го механизированного корпуса Западного фронта и был отправлен 17 июня 1941 года из Ленинграда в Гродно в числе других двадцати КВ-2. Однако в связи с началом войны до места назначения эшелон с танками не дошел. При разгрузке на станции Лида танк опрокинули с платформы на пути. В дальнейшем, он был убран с путей и оттащен к другим захваченным КВ-2, где и стоял довольно длительное время.
Источник