Секретная разработка немцев для СССР — наш самый тяжелый танк

В случае с советскими конструкторами бронетанковой техники сложно сказать, что их имена незаслуженно забыты. Так или иначе известно, под чьим руководством были созданы те или иные танки, самоходные артиллерийские установки и колёсная бронетехника. В этом отношении советское танкостроение выглядит более честным, чем многие зарубежные танковые школы.

О том, кто создал Т-34, хорошо известно, но попробуйте найти главного конструктора Pz. Kpfw. III, Medium Tank M4 или Cromwell. В истории советского танкостроения есть несколько десятков имён тех, кто либо возглавлял конструкторские коллективы, либо был ведущим инженером машины (именно ведущий инженер фактически является автором танка). Другой вопрос, что некоторые фигуры, причём зачастую ключевые, затерялись на фоне более известных конструкторов.

Как раз к этой категории относится Николай Фёдорович Шашмурин. Имя этого человека знают не все, между тем его вклад в советское танкостроение огромен. Этот талантливый инженер-конструктор имел отношение к большинству тяжёлых танков, создававшихся в Ленинграде. Всего же за несколько десятилетий Шашмурин так или иначе участвовал в разработке нескольких десятков боевых машин. Главным его достижением стали тяжёлые танки, или, как он их называл, танки предельных параметров. Тяжёлые танки ИС-1 и ИС-2 создавались им как ведущим инженером, то есть именно Шашмурин является автором этих знаковых машин. Вместе с тем Шашмурин не так известен, как, например, Ж. Я. Котин, с которым у него были крайне сложные отношения.

Засекретить экспериментальный образец

Сам танк поначалу хотели использовать на парадах, но потом решили лишний раз его не «светить». Во-первых, из соображений секретности — при всех недостатках машина обладала рядом интересных решений. А во-вторых, чтобы одинокий танк не смущал наблюдателей, вызывая закономерные вопросы, где же второй, третий, и так далее: «Что же вы у себя в Советском Союзе тяжелый танк не потянули?».

Поэтому машину отправили в академию бронетанковых войск, знакомить слушателей с несостоявшимся и небезупречным хайтеком. Заодно используя моторесурс танка для обучения людей.

Конструктор, создавший ИС

Начало Великой Отечественной войны изменило планы по разработке и выпуску тяжёлых танков. КВ-4 и КВ-5 очень быстро ушли в небытие, хотя на самом деле группа Цейца продолжала работать над КВ-5 вплоть до августа 1941 года. Кировский завод сконцентрировался на выпуске КВ-1. Но при этом тему КВ-3 не закрыли — теперь его планировали осваивать в Челябинске, на ЧТЗ. 30 июня 1941 года по Кировскому заводу был издан приказ, согласно которому в Челябинск переводились 18 инженеров-конструкторов, включая Духова, Павлова и Шашмурина.

Вместе с конструкторами и их семьями на эшелон погрузили многострадальный КВ-3, который так и не успели собрать полностью. Впрочем, вскоре стало и не до КВ-3. ЧТЗ, осенью 1941 года переименованный в ЧКЗ, вскоре стал единственной площадкой, где выпускали КВ-1. Шашмурин вместе с остальными ленинградскими конструкторами влился в коллектив конструкторского бюро ЧКЗ, вскоре переименованного в СКБ-2.

Коробка передач «группа 21-212», разработанная Шашмуриным для КВ-1с. Она оказалась наиболее удачной и пошла на серийный танк.

© warspot.ru
Конец 1941 — начало 1942 года было временем, когда разрабатывались различные инициативные проекты. Это касалось и ЧКЗ. Например, там спроектировали «рейдовую машину» на базе Т-34, максимальная скорость которой достигала 70 км/ч. Шашмурин же разрабатывал танкетку «Злоба народная» (увы, никакой документации по ней не сохранилось). Боевая машина массой 2,5 тонны должна была иметь пулемётное вооружение, силовую установку из двух пусковых двигателей трактора ЧТЗ С-65, броню толщиной 20 —25 мм и экипаж из двух человек.

Строить танкетку не стали, а весной 1942 года Шашмурину нашлась работа по прямой специальности. Дело в том, что в начале 1942 года массово пошли жалобы на коробки передач КВ-1. Это было связано и со снижением качества выпуска, и с перегрузом машины, которая весила уже под 50 тонн. 20 марта 1942 года вышло постановление ГКО № 1472, которое обязывало поднять качество устанавливаемых на КВ-1 двигателей и коробок передач. Но на практике как раз в это время начались работы по танку, позже ставшему известным как КВ-1с.

Первый опытный КВ-1с. Параллельно с ним Шашмурину пришлось работать по другому танку.

© warspot.ru
Поначалу речь шла о немного облегчённом КВ-1 с более мощным мотором и новой коробкой передач. Для подстраховки работы запустили по двум коробкам передач. Первую КПП «группа 12-21», создал Ф. А. Маришкин. Вторую КПП, известную как «группа 21-212», разработал Шашмурин. Свою коробку передач, уже восьмиступенчатую, Николай Фёдорович делал на базе КПП, которую в своё время создал для Т-220. К тому времени он уже работал в организованном на ЧКЗ опытном заводе № 100. Испытания, которые начались с 20-х чисел апреля 1942 года, показали, что коробка передач Шашмурина получилась более удачной. Окончательно её выбрали в середине июня.

КВ-13 (он же ИС-1) — первый танк, ведущим инженером которого стал Шашмурин. Эту машину Николай Фёдорович не любил, считая, что надо делать нормальный тяжёлый танк.

© warspot.ru
На практике КВ-1с, ведущим инженером которого стал М. Ф. Балжи, существенно отличался от того, что предполагалось изначально. Помимо новой коробки передач, танк получил облегчённый корпус, чья конфигурация по сравнению с КВ-1 несколько изменилась. Кроме того, существенно изменилась ходовая часть — за счёт её переделки также удалось облегчить танк. Наконец, танк получил новую башню, конструкция которой перекликалась с ещё одной челябинской разработкой — КВ-13.

Данная машина, разработка которой началась с марта 1942 года, являлась радикальным вариантом замены КВ-1. В ней решили совместить броневую защиту тяжёлого танка, а также подвижность и габариты среднего танка. При этом КВ-13 (в документах завода № 100 именовался как ИС-1), ведущим инженером которого являлся Н. В. Цейц, оставался тяжёлым танком. Так сложилось, что разработку данной машины решили притормозить в угоду КВ-1с, кроме того, 3 июля было подписано постановление ГКО № 1958 «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. В результате судьба КВ-13 оказалась под большим вопросом. Для Цейца происходившее с его проектом стало последним ударом. 19 июля 1942 года он умер от сердечного приступа на руках Шашмурина. Сам Шашмурин прямо обвинял в смерти Цейца самого Котина, у которого состоялся сложный разговор с уже немолодым конструктором. Так или иначе, но после смерти Цейца ведущим инженером КВ-13 стал Шашмурин.

Второй вариант КВ-13, уже официально ИС-1, вместе со вторым вариантом ИС-2. Танки были более удачными, чем предшественник, но всё равно ещё имели ряд существенных недостатков.

© warspot.ru
Танк, доставшийся «в наследство», Шашмурину откровенно не нравился. В своих воспоминаниях Николай Фёдорович говорил, что КВ-13 был чуть ли не попыткой заменить Т-34, но это не так. Вместе с тем идея тяжёлого танка в габаритах среднего оказалась неверной, более того, в текущем виде КВ-13 уже не устраивал ГАБТУ КА, поскольку имел двухместную башню. Опытный образец был построен во второй половине сентября 1942 года и 26-го числа вышел на испытания. Машина была чересчур «сырой», кроме того, ходовая часть оказалась слишком слабой. В ходе одного из ходовых испытаний Шашмурин сам сел за рычаги. С танком он не церемонился, в результате часть опорных катков оказалась повреждена. Разразился скандал, но всё очевиднее становилось то, что в текущем виде у КВ-13 нет будущего.

Объект 237, тот самый «танк предельных параметров», который хотел получить Шашмурин.

© warspot.ru
С ноября 1942 года начались работы по проектированию переработанного КВ-13, который уже был детищем Шашмурина. В нём Николай Фёдорович реализовал свои идеи, в том числе и восьмискоростную коробку передач, которая теперь работала в паре с планетарными механизмами поворота конструкции А. И. Благонравова. Танк заметно потяжелел — теперь его боевая масса составляла не 32, а 37 тонн. Башня снова стала трёхместной, а вместо 76-мм пушки ЗИС-5 поставили Ф-34, которая занимала меньше места в боевом отделении.

Помимо новых решений, во втором варианте КВ-13 (завод № 100 продолжал именовать машину ИС-1) ощущалось влияние КВ-1с, который с августа 1942 года пошёл в серию. Облегчённый КВ оказался заметно подвижнее и надёжнее предшественника, но существенно растерял броневую защиту. Поэтому детище Шашмурина стало рассматриваться как потенциальный сменщик КВ-1с. 24 февраля 1943 года Сталин по предложению Зальцмана (на тот момент он был наркомом танковой промышленности) подписал постановление ГКО № 2943сс «Об изготовлении опытных образцов танков «ИС»». Тем самым работы по ИС-1 форсировали, а ему в пару добавился ИС-2 с башней по типу КВ-9 и 122-мм орудием У-11.

Параллельно шли работы по Объекту 238 (КВ-1с с 85-мм орудием в штатной башне).

© warspot.ru
Первый образец ИС-1 был готов к 8 марта 1943 года. Машина оказалась надёжнее предшественницы, но выявился ряд проблем. Пятикатковое шасси было уже слабовато для такой массы, имелись и проблемы с системой охлаждения. Первоначально предполагалось, что танк вскоре запустят в серийное производство, но результаты испытаний показали, что это преждевременное решение. Окончательно «добило» второй вариант КВ-13 появление у немцев тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.

Испытания обстрелом трофейного образца, которые прошли в конце апреля 1943 года, показали, что 76-мм орудия ЗИС-5 и Ф-34 не пробивают немецкую новинку даже в борт с дистанции в 200 м. Срочно были запущены работы по созданию более мощного орудия калибра 85 мм. Они шли в тесной связи с ЧКЗ, и очень быстро выяснилось, что для такой системы башня ИС-1 маловата — требовалось расширить погон до 1700—1800 мм. Конечно, были попытки сделать установку 85-мм орудия в башне со штатным погоном, но они оказались лишены смысла.

В сентябре 1943 года Объект 237 приняли на вооружение Красной армии как ИС-1 (ИС-85).

© warspot.ru
В мае 1943 года начались работы под новым танком, имевшим чертёжный индекс 237. Ведущим инженером машины оставался Шашмурин, который последовательно превращал КВ-13 в полноценный тяжёлый танк. Боевая масса, согласно расчётам, составляла уже 43—44 тонны, а максимальная скорость оценивалась приблизительно в 40 км/ч. В новом танке легко угадывался второй вариант КВ-13, но при этом его существенно переработали. Корпус стал длиннее, число опорных катков выросло до шести, учли проблемы, выявленные на испытаниях в марте — апреле 1943 года. Башня стала больше, а диаметр погона вырос до 1800 мм.

В конце мая 1943 года новый танк стали именовать как ИС-3, но вскоре оно сократилось до ИС, а к июлю его стали чаще называть как Объект 237. Параллельно Шашмурин как ведущий инженер работал над Объектом 238, попыткой поставить в штатную башню КВ-1с новую 85-мм пушку С-31. Как показали испытания, сама по себе идея поставить данное орудие была реальной, но работа расчёта башни оказалась слишком стеснённой. Да и сама С-31 оказалась неудачной системой. Первоначально на обоих Объектах 237 также стояли орудия С-31, но позже на первый образец поставили 85-мм орудие Д-5Т. Что же касается ходовых качеств Объекта 237, то уже первые испытания показали — танк состоялся. Средняя скорость чистого движения составила 22 км/ч, при этом исчезли проблемы с перегревом. Позже средняя скорость выросла ещё больше.

Объект 240. Главным его отличием стала 122-мм пушка Д-25Т.

© warspot.ru
Новый танк выглядел явно перспективнее КВ-1с, но, поскольку требовалось время на его освоение, 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО № 3891сс «О производстве танков КВ с 85-мм пушкой (КВ-85)». Данная машина, носившая обозначение Объект 239, была принята на вооружение как КВ-85. Танк, ведущим инженером которого был М. Ф. Балжи, представлял собой переработанный КВ-1с, на который поставили такую же башню, как у Объекта 237.

При этом танк получился тяжелее, но быстрее осваивался заводом. На этом основании Зальцман предложил вместо Объекта 237 запустить в серию модернизированный КВ-85. Но этот проект получил жёсткий отпор со стороны В. А. Малышева, летом 1943 года возвращённого на должность наркома танковой промышленности. Было очевидно, что детище Шашмурина имеет больше перспектив. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО № 4043 «О производстве танков ИС». Объект 237 приняли на вооружение Красной армии как ИС-85 (ИС-1).

В серию Объект 240 пошёл как ИС-2 (ИС-122). Он стал основным тяжёлым танком Красной армии в 1944—1945 годах.

© warspot.ru
Выпуск ИС-1 на ЧКЗ начался с ноября 1943 года, но продержался он в серии недолго. Дело в том, что ещё в мае 1943 года началась работа над установкой в новый ИС более мощного орудия — Д-25Т. Данная система калибра 122 мм базировалась на баллистике корпусной пушки А-19, которая на испытаниях оказалась наиболее эффективным средством против «Тигра».

Работу над Д-25Т форсировали летом 1943 года, а в конце сентября опытный образец орудия поставили на второй образец Объекта 237. Эту машину, которую также вёл Шашмурин, переименовали в Объект 240. В ходе испытаний выяснилось, что в целом идея установки более мощного оружия себя оправдала. 31 октября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО № 4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой». Согласно ему, уже в декабре 1943 года должен был начаться выпуск первых танков данного типа. Машина получила обозначение ИС-2 (ИС-122), по сравнению с опытным танком была немного доработана башня.

Без сомнения, ИС-2 стал апогеем творческой деятельности Шашмурина. Он стал первым советским тяжёлым танком, который безоговорочно превосходил танки среднего типа по вооружению. В дальнейшем предпринимались попытки поставить Д-25Т в средний танк, но испытания показали, что для среднего танка орудие крупновато. А ИС-2 стал основным советским тяжёлым танком 1944—1945 годов, одновременно оказавшись одним из танков Победы. База ИС послужила основой для создания самоходных артиллерийских установок семейства ИСУ. Велика была заслуга Шашмурина и в работе над КВ-1с. За работу над этим танком в 1943 году он удостоился Сталинской премии 2-й степени. Награда (Сталинская премия 1-й степени) за ИС нашла его позже — в 1946 году.

Проект глубокой модернизации ИС-2, март 1944 года.

© warspot.ru
В конце 1943 года у Шашмурина была возможность стать главным конструктором ЧКЗ, но он от этого предложения отказался — Николаю Фёдоровичу было интереснее создавать новые танки, а не работать, по сути, менеджером. На тот момент в Челябинске кипело противоборство сразу нескольких группировок. Между ЧКЗ и заводом № 100 шла тихая война, при этом с конца 1943 года под руководством Н. Л. Духова начались работы над тяжёлым танком нового поколения, получившим обозначение Объект 701.

Тем временем на заводе № 100 начались работы по глубокой модернизации ИС-2. Выяснилось, что броневой защиты лобовой части недостаточно. Это было связано и со «ступенчатой» лобовой частью корпуса, которую, как и смотровой лючок механика-водителя, отстаивал Котин. Шашмурин же продвигал идею спрямлённой лобовой детали, так же считали и на НИБТ Полигоне. Поэтому с данным решением согласился и Малышев. Также в марте 1944 года Шашмурин разработал проект глубокой модернизации ИС-2 — по сути, новый танк, с кормовым размещением боевого отделения. Это была одна из последних работ Шашмурина в Челябинске.

Последней крупной работой Шашмурина в Челябинске стала разработка ИС-2 со спрямлённой носовой деталью корпуса.

© warspot.ru
26 мая 1944 года Сталин подписал постановление ГКО № 5959сс «Об организации производства танков ИС, бронекорпусов к ним и о восстановлении металлургии на Кировском и Ижорском заводах Наркомата танковой промышленности в г. Ленинграде». Вторым пунктом значилась организация на старом месте филиала завода № 100, также возрождалось СКБ-2 Кировского завода. Вместе с рядом других конструкторов Шашмурин вернулся в Ленинград, где почти с нуля предстояло возрождать завод. В этот момент он стал начальником возрождённого СКБ-2.

Т-72

Массовая модель 2-го поколения. Производился с 1974 г по 2005 г., остается на вооружении до сих пор. Кроме СССР и затем России, производится еще в 5 странах: Индии, Ираке, Польше, Чехословакии и Югославии.

Танковая техника создавалась с начала 20 века и используется в армиях мира до сегодняшнего дня. Преимуществом машин считается защита брони, проходимость, способность применять артиллерийские и стрелковое оружие одновременно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]