Танк Т-60: «неистребимая саранча», пожиравшая немцев


Если начать разговор о танках СССР времён Великой Отечественной Войны, первым на ум придёт, конечно же, Т-34. Следом за ним наверняка вспомнятся ИС или КВ. Кто-то упомянет довоенные БТ, ограниченно применявшиеся и в конце войны. А между тем основная тяжесть сражений раннего периода войны легла на машину Т-60.

Этот лёгкий танк, созданный в кратчайшие сроки на основе уже устаревшей конструкции, оборонял Москву и Ленинград. Иногда “шестидесятки” удостаиваются нелестных оценок, вплоть до объявления их вообще “ненужными”. Но именно эти “ненужные” “танкетки” оказались критически нужны РККА, и значимость их роли никак нельзя преуменьшать.

История создания

До начала Великой Отечественной Войны московский завод №37 разработал и начал производить лёгкий плавающий танк Т-40. По тогдашней классификации такая техника считались особым классом “малых танков”. Им предписывалось вести разведку, участвовать в контрпартизанской борьбе — то есть решать задачи, обычно возлагающиеся на бронеавтомобили.


Танк Т-40

Т-40 стал самым совершенным «малым танком», но в начавшейся войне пользы от него было немного. Нехватка техники среднего класса приводила к попыткам использовать Т-40 для непосредственной поддержки пехоты. Противопульная броня и пулемётное вооружение для таких задач были слишком слабы.

На завод №37 поступило распоряжение свернуть выпуск малых Т-40 и приступить к производству лёгкого танка Т-50.

Да, Т-50 был гораздо сильнее вооружён, отлично бронирован и при этом подвижен — но выполнить распоряжение завод просто не мог. Требовалась полная переоснастка предприятия, а времени и средств на это не было. На общих темпах производства танков вынужденный простой положительно сказаться не мог.

Главный конструктор завода Н.А. Астров выдвинул контрпредложение — подготовить новый боеспособный танк, Т-60. Опытный образец с небронированным корпусом построили всего за месяц. Астров лично перегнал его на завод ГАЗ, где и начали осваивать серийный выпуск машины. Осенью 1941 новые советские танки уже воевали.

Модификации вертолёта CH-47

Грузовые варианты “Чинука”, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных моторов, повышением грузоподъёмности, совершенствованием электроники. У вертолётов серии F, кроме того, фюзеляж новой конструкции, упрощающий обслуживание.

Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецвойск. 12 штук получил 160-й авиаполк специального назначения. Их оснастили системой дозаправки в воздухе и устройством для спуска десанта на тросах.

Следующая серия, E, имела увеличенную дальность полёта, новую авионику. Построили 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали свой вариант “Чинука” для спецопераций – Chinook HC3. Собрано было восемь таких вертолётов, но из-за проблем с авионикой их переделали в транспортные.

Удовлетворяя нужды японских сил самообороны, по лицензии производили модель CH-47 J с другими двигателями и авионикой.

Гражданские «Чинуки» обозначили индексом “модель 234”. Имелись три варианта: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские CH-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.

“Цивильное” исполнение «Чинуков» серии D стало называться “модель 414”.

В 1965-ом четыре “Чинука” переоборудовали в тяжёлые ударные вертолёты ACH-47. Три таких штурмовика, мощно вооружённых и защищённых бронёй, направили во Вьетнам — проходить войсковые испытания, но логистические трудности застопорили программу. Воевавшие вертолёты были потеряны в бою, а единственный сохранившийся по сей день используется, как учебный.

Конструкция, экипаж, средства связи

Т-60 на фоне довоенных машин был сильно упрощён. Алюминиевые и дюралевые детали заменили чугунными, убрали пол в корпусе и моторный щит. Устранили всё амфибийное оборудование.

Корпус и башня Т-60 сваривались из катаной гомогенной брони высокой твёрдости.

Замена цементированной брони Т-40 на гомогенную позволяла увеличить объёмы выпуска, сохранив приемлемую пулестойкость. Бронелисты лба и кормы устанавливались под рациональными углы наклона, за исключением вертикальных бортов. Некоторые бронелисты выполнялись съёмными — чтобы было удобнее обслуживать агрегаты.

Максимальная толщина брони первоначально доходила до 20мм. Когда первые бои показали уязвимость Т-60 даже для противотанковых ружей, броню усилили. Сначала проблема решалась установкой дополнительных экранов, а с 1942 корпуса собирались из более толстых листов — до 35 мм. Восьмигранная башня с бортами толщиной в 25мм была смещена влево, так как правую часть корпуса занимал моторный отсек. С февраля 1942 толщину бортов так же довели до 35 мм.

Экипаж машины состоял из двух танкистов. Механик-водитель сидел по центру корпуса, в его распоряжении имелся смотровой прибор с броневым щитком. Для покидания машины (или посадки в неё) танкист пользовался люком в крыше бронерубки на лобовом листе. Командир танка, одновременно являющийся наводчиком и заряжающим, сидел в башне. Для аварийной эвакуации экипажа предназначался люк в днище корпуса.

Средства связи на линейных Т-60 сводились к светосигнальному устройству с цветными лампочками, посредством которого командир отдавал приказы мехводу. Такое устройство имелось на ранних сериях, и от него быстро отказались. Связь с пехотой и другими машинами обеспечивали флажки — для них в башне предусмотрели специальный лючок. Командирские машины, в отличие от линейных, имели и танковое переговорное устройство, и рацию с дальностью связи до 16 км.

Первые машины сохраняли вооружение Т-40 — пулемёты ДШК и ДТ.

Но в июле 1941 постановление ГКО предписало вооружить Т-60 авиационной пушкой ШВАК калибра 20мм. Её танковый вариант, созданный из узлов крыльевых и турельных пушек, получил обозначение ТНШ (Танковая Нудельмана-Шпитального). Боезапас — 750 выстрелов, в лентах ёмкостью по 58 выстрелов. Для стрельбы использовали бронебойно-зажигательные и осколочные снаряды.

Бронебойные снаряды позволяли бороться с лёгкой техникой, причём малое запреградное действие в какой-то мере компенсировал высокий темп стрельбы орудия (до 800 выстрелов в минуту). Аналогично, при небольшой мощности осколочного снаряда высокая скорострельность позволяла создать высокую плотность огня. По некоторым сведениям, с 1942 года выбор снарядов пополнился подкалиберными с вольфрамовым сердечником, но достоверных подтверждений этому нет.

Недостаточная эффективность пушки ШВАК отмечалась уже при испытаниях Т-60, поэтому к работам по созданию более эффективного оружия приступили сразу.

С пушкой был спарен пулемёт ДТ, его боезапас насчитывал 15 дисков (945 патронов). При необходимости пулемёт снимался и применялся, как ручной. Установка наводилась на цель с помощью телескопического прицела ТМФП и запасного механического. Коробки с выстрелами укладывались в стеллаже на днище, пулемётные диски — над укладкой с пушечными боеприпасами. Для самообороны экипажа имелась сумка с 10 гранатами Ф-1.

Всю правую сторону корпуса занимало моторное отделение. Двигатель ГАЗ-202 — рядный шестицилиндровый, четырёхтактный — вариант автомобильного мотора со сниженной с 85 до 70 л.с. мощностью. Когда двигателей не хватало — устанавливали менее мощные агрегаты от ГАЗ-М1.

Запускали мотор заводной рукояткой, использовать стартёр разрешалось исключительно в условиях боя.

В корме, за бронированной перегородкой, размещались радиаторы и баки с горючим. Два ручных огнетушителя служили противопожарным оборудованием.

Механическую трансмиссию с четырёхступенчатой коробкой передач разместили в носу танка. Управление осуществлялось через простые механические приводы.

Ходовую часть Т-60 позаимствовали от Т-40. Конструкция подвески осталась торсионная, дополнительные амортизаторы отсутствовали.

Устройство корпуса

При изготовлении сварной граненой башни Т-70 применяются катаные листы. Их толщина составляет 3,5 и 4,5 см. Они обеспечили дифференцированную противопульную броневую защиту. Для усиления сварных швов используются клепки. Для сварной граненой башни применяют стальные листы толщиной 3,5 см. Башня танка была в виде усеченной пирамиды, для установки которой используется шариковая опора. Место ее расположения – средняя часть в корпусе танка. Чтобы усилить башню, конструкторы использовали броневые угольники. Они предназначались специально для сварных стыков между катаными листами башни. Для изготовления применялись бронированные плиты. В танке они соединялись друг с другом при помощи сварки.

В верхней части корпуса находился люк, который использовался механиком-водителем. Через люк осуществлялась посадка и высадка. Днище танка было оснащено аварийным люком – лазом. В первом варианте танка крышка люка оснащалась специальной смотровой щелью. В дальнейшем было решено ее заменить поворотным зеркальным перископическим прибором для наблюдения. С помощью данного приспособления командир мог осуществлять круговой обзор.

ТТХ в сравнении с аналогичными машинами

В качестве британского аналога Т-60 выбран авиадесантный “Тетрарх”, как наиболее близкий по году постановки на вооружение и массово-габаритным характеристикам.

Т-60Pz.Kpfw.IIAusf. CM3Mk.VII «Тетрарх»
Размеры
Длина, м4,14,814,534,6
Ширина, м2,42,282,242,39
Высота, м1,72,02—2,152,642,02
Боевая масса, т6,49,512,687,6
Вооружение
Вооружение1 х 20-мм ТНШ-20 1 х 7,62-мм ДТ1 × 20-мм KwK 30, 1 × 7,92-мм MG-341 × 37-мм M6 5 х 7,62-мм М1919А41 х 40-мм QF 2-pounder 1 × 7,92-мм BESA
Бронирование
Лоб корпуса30-35 мм29—34,5 мм16—44 мм16 мм
Борта и корма корпуса15- 10 мм14,5 мм25 мм14-10 мм
Лоб башни20 мм34,5 мм38 мм16 мм
Борта и корма башни25 мм14,5 мм25 мм14-10 мм
Подвижность
Двигателькарбюраторный 6-цилиндровый рядный ГАЗ-202, 70 л.скарбюраторный 6-цилиндровый рядный «Майбах» HL 62 TRM, 140 л. с.карбюраторный 7-цилиндровый радиальный «Континенталь» W-670-9A, 250 л. с.карбюраторный 12-цилиндровый оппозитный Meadows MAT, 180 л.с.
Удельная мощность, л. с./т1214,717,921,0
Максимальная скорость по шоссе, км/ч42405864
Запас хода по шоссе, км450190113224

По параметрам бронезащиты Т-60 в целом не уступал конкурентам, в сочетании с меньшими габаритами и заметностью это сильно снижало его уязвимость. С другой стороны, британские и американские машины вооружались более мощными орудиями.

Основной лёгкий танк Вермахта Pz.II, как и Т-60, нёс 20-мм авиапушку, что примерно уравнивало их боевые возможности.

Битва на Курской дуге

Самым масштабным танковым сражением за всю историю является Курская битва. В сражении участвовали порядка 8 000 танков, территория битвы составляла 150х200 км, большую часть которой ранее занимали плодородные поля. Окружение и захват порядка полумиллиона советских солдат в районе города Курск было последним шансом немецкого командования, чтобы переломить ход войны. Обширная операция готовилась 3 месяца, под Курск стекались крупные силы фашистской армии: 780 тыс. человек, 10 000 орудий, 2 500 танков.

Однако Советская армия не могла не заметить таких перегруппировок и тоже стягивала силы, причем куда большие. Со стороны Советского союза было собрано около 2 млн человек, 25 000 орудий и больше 5 000 танков. Вдоль Курской дуги рылись окопы, было выкопано более 400 км противотанковых траншей, подготовлены минные поля.

5 июля 1943 года артиллерия СССР открыла огонь по немецким позициям, причем сделано это было ровно за час до начала запланированной крупномасштабной операции Германии по наступлению. Только через час от запланированного времени, оправившись от неожиданной атаки, немецкие танковые силы пошли вперед. Основным советским танком в этой битве был Т-34, со стороны немцев в бой вступили «Тигры» и «Пантеры», а также самоходные артустановки «Фердинанд».

Боевое использование

В боях под Москвой Т-60 получили боевой крещение. Эти лёгкие танки первой получила в октябре 1941 21-я танковая бригада. К ноябрю все её Т-60 были потеряны в боях. Выпуск средних танков на тот момент был недостаточен, и лёгким приходилось вынужденно их замещать. Участвуя в лобовых атаках вместе с Т-34 и КВ, Т-60 несли тяжёлые потери. Подбивать немецкие танки лёгким машинам удавалось только при удачном стечении обстоятельств.

Весной 1942-го по реке 60 лёгких танков перебросили в Ленинград.

К началу Харьковской операции количество Т-60 в войсках ещё было значительным, но к этому времени нацисты уже получили более мощные противотанковые орудия и танки с усиленной защитой. Опытные танкисты ещё были способны эффективно действовать на Т-60.

В целом его вооружение и броня были явно недостаточными — даже для задач поддержки пехоты. Лучше всего Т-60 показывали себя в разведке — но при наличии опытных командиров. С конца 1942 года лёгкие танки уходили с передовой в тыл. В том же 1942-м завершилось и производство Т-60 — он уступил место мощнее вооружённому и лучше защищённому Т-70.

Но это не значит, что боевой путь Т-60 закончился. Когда прорывали блокаду Ленинграда, именно Т-60 захватили плацдарм, форсировав Неву, и первыми соединились с частями Волховского фронта. Эту важную роль танки получили по объективным причинам — малый вес Т-60 позволял перейти реку по льду. И даже уйдя с передовой, Т-60 продолжали применяться для тех самых задач, которые должен был выполнять “малый” танк Т-40 — борьба с диверсантами в тылу, охранение войск на марше, разведка боем.

Активно использовались лёгкие танки в качестве учебных машин. С вооружения их сняли после окончания войны. Примечательно, что все сохранившееся Т-60 были отправлены на переработку. Музейные Т-60 нынешнего времени — восстановленные реставраторами машины, потерянные в боях.

Некоторое количество Т-60 было захвачено противником.

Вермахт и румынская армия использовали их в тыловых частях, в полицейских дивизиях и как артиллерийские тягачи. Румыны даже переделали около 30 машин в самоходки с пушкой Ф-22 калибра 76,2мм.

Немецкие танки “Тигр” и “Фердинанд”

Новые танки имели ряд преимуществ, так «Тигр» имел броню толщиной 10 см и был практически неуязвим. Вопреки ожиданиям немцев, однако, прорыв не удался, наступление встретило отчаянное сопротивление. К концу дня в южной части фронта 4-я танковая дивизия немцев продвинулась лишь на 15 км, 9-я дивизия на севере – только на 10 км, неся при этом большие потери. За два дня поле битвы было усеяно десятками тысяч погибших, сотни сожженных, догорающих танков.

Уничтоженные самоходные артиллерийские установки “Фердинанд” на Курской дуге

С 13 июля, когда командование немецкими войсками приняло решение об отступлении, Советская армия перешла в контрнаступление и, фактически взяла инициативу ведения войны до самого 9 мая 1945 года. Стоит отметить, победа в битве на Курской дуге Советским Союзом была скорее не следствием успеха в боях, а наличием значительно больших резервных сил. Если сравнить потери с обеих сторон, легко заметить, что немецкие войсковые части пострадали меньше советских. Так, потери со стороны СССР составляли:

  • убитые, взятые в плен, пропавшие без вести – более 250 тыс. человек;
  • раненные – более 600 тыс. солдат и офицеров;
  • потери танков и САУ – 6 064 шт.

Со стороны Германии эти цифры выглядят так:

  • убитые, пропавшие без вести – более 100 тыс. человек (по данным Германии, по данным, СССР более – 500 тыс. общих потерь),
  • ранены – 433 933 солдат и офицеров,
  • потери танков и – САУ 2 900 шт.

Преимущество новых танков фашистской Германии после Курской битвы стало очевидным. Танкисты говорили, что с «Тиграми» и «Пантерами» в бронированных Т-34, они чувствуют себя будто голые. Факты это подтверждают, если эффективная дальность стрельбы по танку Т-34 для «Тигра» составляла 2 км, для «Пантеры» – 1,5 км, то Т-34 наносила урон новым боевым машинам с расстояния не больше чем 300-500 м. Единственным преимуществом в бою легендарного танка оставалась маневренность и скорость.

Задачей советских конструкторов стала усилить броню и бронебойную силу Т-34 с максимальным сохранением его скоростных качеств

В условиях войны, к тому же важно было, чтобы производство нового танка не требовало значительной переделки техники производства, так как это требовало больших затрат времени и ресурсов

Новый танк приобрел башню, внутри которой размещалась пушка с 85 мм калибром, вместо 76 мм, башня имела усиленную броневую защиту, количество бойцов в экипаже увеличилось с 4 до 5. Броня Т-34 по-прежнему уступала тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр», однако главное достоинство танка по сравнению с тяжелыми танками Германии сохранилось – скорость.

След в истории, оценка проекта

Если не учитывать условия, в которых Т-60 создавался, то его очень просто заклеймить, как очевидный шаг назад. Танк Т-50 превосходил его по всем параметрам, и гораздо лучше отвечал потребностям войск. А ведь Т-60 был не упрощённым вариантом “пятидесятки”, а, по существу, глубокой модернизацией заведомо устаревшего Т-40.

Авиационная пушка, никогда не предназначавшаяся для борьбы с бронетехникой, едва справлялась с этой задачей. Экипажа из двух человек было трудно — вместо контроля над ситуацией в бою командир вёл огонь и заряжал оружие. Примитивные приборы наблюдения и отсутствие радиосвязи (на большинстве танков) не давали “шестидесятке” стать полноценной разведывательной машиной.

Но ведь конструкторам во главе с Н.А. Астровым нужно было разработать не “опережающий время” и “не имеющий аналогов” танк для удовлетворения имперских амбиций — они создавали надёжную боеспособную машину, выпуск которой легко можно было наладить на их заводе.

Когда для обороны были нужны любые танки — лишь бы массовые — а счёт времени шёл на дни, принятие на вооружение даже “ненужного” танка выглядит вполне оправданным.

При этом никаких огрехов в конструкции Т-60 нет — в своём классе он даже был бы одним из лучших. Просто весь класс успел устареть.

Результат

В 1942-м была начата сборка Т-70. Танк был полностью сконструирован только в феврале. В этом же году он был направлен в Москву. При осмотре представителями Главного бронетанкового управления были выявлены недостатки Т-70. Танк, характеристики которого незначительно превосходили базовый Т-60, энтузиазма у членов комиссии не вызвал. По броневой защите он немного превзошел Т-60, а наличие 45-мм орудия нивелировалось, поскольку башня танка была рассчитана только на одного человека, вынужденного одновременно выполнять обязанности командира, наводчика и заряжающего. Астров Н. А. заверил комиссию, что данная никчемность танка Т-70 будет исправлена к марту.

Разное о CH-47

Уже упоминавшийся британский “Чинук“ с позывным Bravo November, задействованный на Фолклендах, знаменит не только объёмом перевезённого груза. Вместе с кораблём “Атлантик Конвейер” были утрачены не только прочие тяжёлые вертолёты, но и все запасные части для CH-47 вместе с инструментами.

В ходе одного вылета BravoNovember «благодаря» неисправности альтиметра и плохой видимости ударился о воду при скорости 175 км/ч. Экипаж сохранил контроль над машиной и вернулся на базу, а повреждения сочли незначительными.

Спустя 20 лет старый «Чинук» (заказанный ещё в 1978) отличился в Ираке, доставляя на поле боя бойцов Королевской Морской Пехоты, а в 2006, в Афганистане, эвакуировал раненых солдат из-под огня талибов. Четверо из пилотов, летавших на Bravo November были удостоены креста «За выдающиеся лётные заслуги».

Один американский “Чинук” участвовал в не столь героической, но не менее интересной истории. В 1988 ливийские силы бросили в пустыне ударный вертолёт Ми-24. Чтобы завладеть образцом техники противника, CH-47 вывез его ночью, во время песчаной бури. Операция окончилась удачно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]