«Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк


«Объект 490». СССР мог создать самый мощный в мире танк

Серп и «Молот»
Вторая мировая наглядно показала, что в сфере танкостроения почти никто не мог сравниться с СССР, включая сумрачный гений Третьего рейха. Этот статус нужно было поддерживать, а кроме того, в заданный час икс Советская Армия должна была быть готовой выполнить бросок к Ла-Маншу. СССР явил на свет таких монстров, как «Объект 279». Он, напомним, имел массу в 60 тонн (очень много, по меркам 50-х) и, что самое интересное, четыре гусеницы для лучшей проходимости.
Однако, как мы знаем, развитие советской школы танкостроения во многом предопределили относительно простые, не очень дорогие и достаточно мощные для своего времени ОБТ, главным образом, Т-72 и Т-64. К сожалению, уже в 80-е их конструкции во многом уперлись в тупик из-за сложностей повышения защиты экипажа в условиях крайне плотной компоновки. Так появились теперь уже знаменитый Объект 477 «Молот», Т-95 (он же «Объект 195») и многие другие наработки. Задача ставилась простая — сделать максимально живучую боевую машину, которая даст экипажу возможность пережить попадание в жизненно опасные пространства ОБТ. Не забыли про оружие: теперь в качестве главного калибра рассматривали грозную перспективную 152-мм пушку вместо привычных 125-мм орудий. Такое решение позволяло резко повысить огневую мощь, но делало машину потенциально тяжелее, а также сложнее в обслуживании.

Уже потом, в России появится знаменитый экспериментальный «Черный орел», который, по сути, стал очень глубокой модернизацией Т-80, но с принципиально новыми возможностями защиты экипажа и очень хорошей удельной мощностью, превосходившей даже показатели лучших западных ОБТ. Про «Армату», нужно полагать, читатели и так прекрасно знают.

Две башни да четыре гусеницы

Казалось бы, удивить искушенную публику нечем: в памяти у многих как монструозные немецкие проекты, так и шведская «IKEA на гусеницах» в лице Strv 103. А также вышеупомянутые несостоявшиеся преемники 72-го. Однако совсем недавно на сайте btvt.info были опубликованы материалы про совершенно удивительный «Объект 490», который сразу прозвали «последним советским проектом перспективного танка». Но интересен он не только временем появления: машину, к слову, разрабатывали в конце 80-х — начале 90-х.

Необычна сама концепция, которую, насколько можно судить, ранее никто не воплотил на практике. Приведем изложенную в источнике историю появления ОБТ. «В октябре 1984 года руководство ГБТУ и ГРАУ прибыли в Харьковское конструкторское бюро машиностроения во главе с генералом Потаповым и Баженовым, чтобы ознакомиться с развитием разработки перспективного танка. На «Объект 490А» была установлена пушка калибра 125 мм (разрабатывался вариант 130 мм), и разговоры о повышении калибра продолжались уже давно. Начались споры о том, какой калибр выбрать — 140 мм или 152 мм. В этот момент генерал Литвиненко, глава НКТ ГРАУ (Научный комитет главного артиллерийского и ракетного управления), сделал диаграмму очень хорошо и четко демонстрирующую, насколько эффективен калибр 152 мм для танка. С этого момента калибр 152 мм был принят для будущего проекта, и никто никогда не возвращался к этому вопросу. После того как было принято решение о калибре пушки перспективного танка, существующие варианты танков Объект 490 «Тополь» и Объект 490А «Бунтарь» потребовали полной перекомпоновки».

Новый вариант «Объекта 490» стал уже совсем другим танком. Топливный отсек, отсек систем двигателя и силовой установки, а также отсек основного вооружения расположили в передней части танка. Дальше располагался отсек автомата заряжания, а экипаж разместили в задней части танка. Танкистов, кстати, было всего двое: механик-водитель и командир. Экипаж остался бы в живых даже при тотальном «расстреле» машины с передней полусферы.

Танк получил четыре гусеницы: он мог двигаться при повреждении двух гусеничных движителей (с противоположных сторон). В кормовой части отсека имелось два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения. Машина получила два двигателя, выдававших суммарно весьма нескромные 2000 лошадиных сил. Это существенно больше, чем у Т-14: напомним, по имеющимся данным, он имеет двигатель 12Н360 переменной мощности: от 1200 до 1800 лошадиных сил. Перспективная машина в теории могла продолжать движение даже в случае выведение из строя одного из двигателей.

Пожалуй, главным отличием боевой машины от почти что всех танков того времени была просто фантастическая огневая мощь. ОБТ получил сразу две башни. В передней располагалась 152-мм пушка 2А73, а в задней — 30-мм гранатомет. На ней также были установлены панорамический прицел с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел. Кроме этого, танк получил два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. Конечно, все это давало ему огромные возможности по поражению самых разных целей, в том числе — всех существующих и перспективных танков NATO. Всего машина несла 32 унитарных выстрела в автоматизированной укладке. Весьма любопытная особенность — применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ с высотой подъема 4,6 метра, что давало танку хорошие возможности по преодолению водных препятствий.

По имеющимся данным, танк получил надежную защиту от бронебойных подкалиберных (примерно 2000 мм) и кумулятивных снарядов (примерно 4500 мм). Во всяком случае, эти данные без указания конкретики приведены в источнике. В любом случае, в плане защищенности танк превосходил все существующие, и даже перспективные аналоги. Повышали живучесть комплекс активной защиты «Штандарт», а также мортиры системы «Туча». Из потенциальных недостатков можно выделить очень ограниченные возможности ВПК СССР по производству современных тепловизоров. В плане ведения ночного боя сравниться с лучшими танками NATO было по умолчанию тяжело, но это касалось и всех остальных советских танков.

Инновации против модернизации

Т-64, Т-72 и Т-80 прошли сразу несколько серьезных этапов модернизации, даже если говорить конкретно про советские годы. Очевидно, отказываться от этих танков, тем более, с учетом гигантского числа произведенных машин, СССР не планировал. Это позволяет уверенно говорить о двух вещах. Во-первых, перспективный танк должен был быть максимально похож на предыдущие поколения. Ведь использование столь разношерстного парка ОБТ было бы не столько технически сложным, но и невероятно дорогим «удовольствием». Во-вторых, перспективный танк должен был быть относительно дешевым сам по себе, чтобы соответствовать советской доктрине применения военной техники.

«Объект 490» не мог вписаться в эти требования. Из более конкретных недостатков стоит выделить очень ограниченные углы склонения пушки на борт и корму, что практически невозможно было исправить, не переделав боевую машину полностью. На практике это означало, что поразить цель, находящуюся за ОБТ, было очень тяжело: 152-мм орудие применять было затруднительно, а огневой мощи установленного во второй башне 30-мм гранатомета явно не хватало.

Аналогия с упомянутым выше шведским Strv 103, который иногда называют «истребителем танков», не слишком корректна. Последний никогда не задумывался как «полноценный» танк и был создан с учетом очень ограниченных (в сравнении со США и Советским Союзом) финансовых возможностей скандинавской страны. У СССР в 80-е не было нужны создавать «полу-САУ»: нужен был максимально многоцелевой ОБТ. Желательно, не дороже Т-72, но это, конечно, в идеале.

Озвученные факторы не увеличивали шансов на воплощение машины в железе (на всех представленных фото — макет). Но более всего на судьбу как «Объекта 490», так и других его перспективных собратьев, повлиял распад СССР. Можно почти не сомневаться: не произойди этого, армия в 1990-2000-е получила бы новый танк, созданный на основе одной из передовых разработок 80-х. Что это были за разработки, другой вопрос. Надеемся, к нему мы еще вернемся.

Советский танк XXI века

Речь идет о «рассекреченом» советском проекте перспективного танка, разрабатывавшемся в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Проект имел индекс «Объект 490», а работы над ним велись параллельно с уже известным «Боксером» («Объект 477»), под руководством Е. А. Морозова.

Благодаря оригинальным конструктивным решениям новая машина разительно отличалась от всех предыдущих советских танков. «Объект 490» имел два члена экипажа, два двигателя, две пары гусеничных движителей! Орудие, правда, было одно, но калибра 152 мм (2А73)!


Компоновка корпуса

Машина была условно разбита на пять изолированных отсеков разделявшимися броневыми перегородками. В первом отсеке размещалось топливо, во втором — силовая установка, в третьем — основное вооружение, в четвертом — автомат заряжания (АЗ), а в последнем – экипаж (командир-стрелок и механик-водитель), которому был обеспечен беспрецедентный уровень защищенности. Кроме оригинальной компоновки свой вклад в защищенность вносили также блоки динамической защиты и комплекс активной защиты «Штандарт». По расчетам, защита экипажа составляла эквивалент 2000 мм гомогенной брони от бронебойных подкалиберных снарядов и эквивалент 4500 мм — от кумулятивных снарядов.

Размещение башни (кругового вращения) со 152-мм пушкой обеспечивало ей углы возвышения/склонения от -5° до +10° только лишь в диапазоне курсовых углов ±45°. Правда этот недостаток частично компенсировался за счет применения управляемой гидропневматической подвески (позволяла изменять клиренс и наклон корпуса машины). Боекомплект основного орудия составлял 32 унитарных выстрела и размещался в автомате заряжания. Для перезарядки пушку требовалось приводить к оси АЗ .Отсек АЗ был оборудован вышибными панелями.

Дополнительное вооружение танка включало два двухствольных пулемета, а также 30-миллиметровый автоматический гранатомет.

Каждый из пары гусеничных движителей приводился в движение своим двигателем — четырехцилиндровым двухтактным дизелем — 4ТД (мощность 800 л.с.). Такая схема позволяла избежать длительной разработки нового танкового двигателя большой мощ­ности.

Благодаря использованию гидрообъемной передаче машина могла двигаться с одинаковой скоростью (до 55 км/час) как вперед, так и назад! Предусматривалось, что на марше машина как раз и будет двигаться кормой вперед, для этого люк механика-водителя в кормовой части отсека экипажа, был снабжен специальным иллюминатором для вождения.


Заключительный вариант танка танка «Объект 490»: а – продольный разрез; б – вид в плане со снятой башней и крышей корпуса; 1 — пушка; 2 — башня; 3 – погон башни; 4 – крышка отсека автомата заряжания; 5 – отсек экипажа; 6 – кормовые люки экипажа; 7 – отсек автомата заряжания; 8 – отсек силовой установки; 9 – топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 — двигатели; 12, 15, 19, 20 – бортовые коробки передач для передачи мощности к ведущим колесам переднего и заднего обводов; 13, 14, 18, 21 – ведущие колеса передних и задних обводов; 17, 22 – гусеницы передних и задних обводов

К основным преимуществам проекта специалисты относят размещение экипажа в наименее подверженной обстрелу кормовой зоне танка в высокозащищенной капсуле. Интересно, что было уделено достаточное внимание и вопросам его жизнеобеспечения — согласно проекту отсек экипажа, оборудовался системами отопления и кондиционирования, а также санузлом и мини-кухней. Также в качестве позитива отмечалась простота создания на базе «Объекта 490» семейства машин. С одним или двумя двигателями, с удобным размещением десанта или целевой нагрузки, например, высокозащищенной БМП (здесь можно вспомнить платформу «Армата»).

Развал СССР поставил крест на проекте «Объект 490», который так и остался только на бумаге. Не было построено даже полноразмерного макета, таким образом, к сожалению, выложенные в Интернете изображения этой машины представляют собой всего лишь реконструкцию или модель.

Реконструкция танка танка «Объект 490»

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Сухопутная техника

Предыдущая статья Пассажирские троллейбусы производства СССР. Часть 4. «КИЕВ-3», ЛАЗ-695БТ/«КИЕВ-5»ЛА, ЗиУ-5Г/ЗИУ-5Д и другие

Следующая статья Т-72, Т-80 и Т-90 — сила в деталях

Предоставлено SendPulse

Нравится 0

Огневая мощь

Хотя танк является уни­версальной машиной, способной поражать разнооб­разные цели, его главная задача (в соответствии с концепцией основного танка) – борьба с сильнобронированными целями типа танк. Необходимость ее решения определяет «облик» и состав комплекса танкового вооружения, тип и характеристики основного оружия. Данная концепция сохраняется и в наше время.

Основное вооружение финального варианта танка состояло из 152 мм пушки 2А73 с полностью автоматизированным боекомплектом из 32 унитарных выстрелов расположенным в двух конвейерах. Каждый конвейер имел свою систему досылания выстрела. Хотя башня обеспечивала круговое вращение углы возвышения/склонения пушки относительно горизонта составляли -5°, +10° только в диапазоне курсовых углов ±45°. Этот недостаток компенсировался за счет применения управляемой гидропневматической подвески, что за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.

В то же время значительно возросла насыщенность поля боя танкоопасной живой силой, вооруженной носимыми противотанковыми средствами – РПГ, ПТРК. Борьбе с такими целями уделялось важное внимание при создании харьковского танка 21 века. Дополнительное вооружение включало два, расположенных по обеим сторонам кормовой части блока вооружения 2-ствольных 7,62 мм курсовых пулемета ТКБ-666 (ЦКИБ СОО) с независимым наведением по вертикали. Углы возвышения (+45°) позволяли поражать цели расположенные на верхних этажах зданий и в горной местности. Готовый боекомплект каждого пулемета составлял 1500 патронов. На задней башне, расположенной над капсулой экипажа размещался 30 мм автоматический гранатомет с углами наведения по горизонту 360°, по вертикали -10°, +45°).

Особенно лаконично была построена СУО танка. Прицельные комплексы строились в виде отдельно расположенного тепловизионного модуля и лазерного дальномера размещенного справа (по ходу танка) в бронемаске. Телевизионный модуль и канал наведения управляемого снаряда размещался слева. Панарамический прицел с визуальным каналом располагался на задней башне, изображение передавалось как командиру-наводчику так и механику водителю. Дневно-ночная ТВ панорама размещалась на станке автоматического гранатомета на задней башне.

Модульная установка тепловизионного и телевизионного прицелов в бронемаске танка позволяла размещать разработанные и производимые серийно в 80-е годы приборы, например 1ПН71 1ПН126 «Аргус» и пр. имевшие большие габаритные размеры, при этом приводы по углу места и азимуту не требовались, так как прицелы стабилизировались с пушкой. Дополнительная точность достигалась благодаря «активной» подвеске, снижавшей нагрузки на стабилизатор вооружения. Поиск целей (при приведении к углу и положению заряжания) мог в то же время осуществляться независимым дневным панорамическим прицелом и дневно-ночной панорамой установленными на блоке вооружения второй башни.

Интересной особенностью компоновки танка «Объект 490» являлось применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°). На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка. По бортам башни устанавливались мортиры системы «Туча» — 12 штук (с) btvt.info

Над отсеком экипажа танка «Объект 490» размещалась вторая башня с дополнительным вооружением, панарамическим прицелом с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел, устанавливающийся на станке вместе с автоматическим гранатометом. Вид на корму – вторая башня с блоками динамической защиты и дополнительным вооружением, установлен максимальный угол возвышения пушки. Мортиры КАЗ «Штандарт» в кормовой части и бортах отсека экипажа. В кормовой части отсека два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения по-походному (кормой вперед) (с) btvt.info

К ограничениям компоновки танка «Объект 490» можно отнести недостаточные углы склонения пушки на борт и корму (с) btvt.info

Проблему создания и серийного производства компактных танковых прицелов с тепловизионным каналом не удалось решить спустя десятилетия после развала СССР. На данный момент проблема решается путем закупки и лицензионного производства зарубежных компонентов (в РФ). Уровень развития технологий в СССР, РФ отражает прибор 1ПН126, принят в 2005 г. Сложно представить себе вариант «альтернативной истории» развития систем технического зрения в СССР, в случае если бы он не развалился, но надеяться на компактность и высокие характеристики, позволяющие отказаться от визуального канала было бы безосновательно.

Круговой обзор из танка планировалось реализовать при помощи телекамер переднего обзора расположенных на верхней лобовой детали носового узла корпуса и на надгусеничных полках, а так же камер заднего обзора размещенной по центру кормы корпуса. Также у экипажа имелись призменные приборы наблюдения с выводом изображения над окулярами панорамического прицела.

Объект 490 «Перспективный танк 21 века»

© Андрей Тарасенко

Модель танка 21 века.

В октябре 1984 года руководство ГБТУ и ГРАУ прибыли в ХКБМ во главе с генералом Потаповым и Баженовым, чтобы ознакомиться с развитием разработки перспективного танка. На «Объект 490А» была установлена пушка калибра 125 мм (разрабатывался вариант 130 мм), и разговоры о повышении калибра продолжались уже давно. Начались споры о том, какой калибр выбрать — 140 мм или 152 мм. В этот момент генерал Литвиненко, глава НКТ ГРАУ (Научный комитет главного артиллерийского и ракетного управления), сделал диаграмму очень хорошо и четко демонстрирующую насколько эффективен калибра 152 мм для танка. С этого момента калибр 152 мм был принят для будущего проекта, и никто никогда не возвращался к этому вопросу

.

После того как было принято решение о калибре пушки перспективного танка, существующие варианты танков Объект 490 «Тополь» и Объект 490А «Бунтарь» потребовали полной перекомпоновки.

Компоновка «Бунтаря» претерпела изменения, в результате которых был создан танк «Объект 477

», компоновка которого была утверждена в 1985 году. Из дневников Ю. М. Апухтина:
12.05.85.

Шомин, наконец, утвердил компоновку. Ковалюх добился, что конструкция автомата заряжания не кольцевая, а сзади замкнутый контур с подпиткой боеприпасами из корпуса. Посмотрим, что из этого получится.
Таким образом, в проекте вернулись к компоновке близкой классической за исключением вынесенного вооружения. Новый вариант «Объект 490» Е. А. Морозова находился в разработке параллельно с «Боксером»/«Молотом», и также был перепроектирован для оснащения орудием 152 мм 2А73.

Это привело к созданию одного из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения, отличающегося не имеющими аналогов уровнями защиты экипажа, подвижности и огневой мощи:

— защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы;

— 32 унитарных выстрела L

=1400 в полностью автоматизированной укладке;

— мощность двигателей до 2000 л.с.

— возможность движения при повреждении 2-х гусеничных движителей (с противоположных сторон).

Е. А. Морозов.

Деревянная модель первого варианта новой компоновки танка «Объект 490». 1:10. В первоначальном варианте гусеничные движители предполагались в обводах 3+3 катка.

Ранний вариант компоновки с размещением экипажа в кормовой части танка

(Проблема сокращения численности экипажа основного танка. Ю. М. Апухтин, А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов, П. И. Назаренко. ВБТТ. №6. 1980).

Описание компоновки танка

Основным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на 5 изолированных друг от друга отсеков и распо­ложение их вдоль продольной оси от носа к корме в последовательности, соответствующей их вкладу и боевую эффективность танка.

Размещение отсеков танка «490». Ранний вариант.

1 — топливный отсек;

2 — отсек систем двигателя и силовой установки;

3 — отсек ос­новного вооружения;

4 — отсек автомата заряжания;

5 — отсек экипажа.

Первым расположен топливный отсек с ми­нимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка (700 и 1000 мм от БПС и КС). Повреждение этого отсека, разделенного продольными перегородками, и частичная утрата топ­лива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности.

За топливным отсеком в корпусе расположен отсек систем двигателя и силовой установки, а над ним — отсек ос­новного вооружения. Эти отсеки имеют более высокий уровень защиты, так как выход из строя двигателя или пушки существенно снижает боевые возможности танка. Расположенный в носовой части корпуса топливный отсек является эк­раном для силовой установки и повышает ее живучесть при снарядном обстреле. Силовая установка включает в себя 2 одина­ковых двигателя (на макете 5ТДФ, в перспективе планировалась установка 4ТД). Трансмиссия с гидрообъемной передачей позволяет регулировать ве­личину мощности, передаваемой на каждый гусеничный обвод. Это позволяет:

· использовать двигатели умеренной мощности (800-1000 л.с.) при высокой мощности силовой установки в целом;

· продолжить движение при боевых повреждени­ях одного из двигателей;

· снижать путевые расходы топлива за счет ис­пользования одного из двигателей или обоих вместе в зависимости от дорожных условий.

· скорость хода вперед и назад аналогичная – более 75 км/ч, что значительно увеличивает выживаемость танка в бою.

Затем размещается отсек автомата заряжания (A3) с боекомплектом, имеющий еще более вы­сокий уровень защиты и экранируемый от фрон­тального огня тремя предыдущими, а в верхнем поясе отсеком основного вооружения. Поражение этого отсека, кроме потери танком своей огневой мощи, может привести к детонации зарядов с тяжелыми последствиями. Для нейтрализации вы­соких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в днище отсека предусмотрены «вышибные пластины» (на первом варианте в крыше), выполняющие функции предохранительного клапана. Длина отсека A3 предусмат­ривает возможность размещения унитарного боеприпаса (L

=1400 мм) и позволяет упростить кинематику подачи и досылания боеприпаса в камору пушки. В первом варианте компоновки танка выстрелы в АЗ размещались в конвейерах вертикально (32 выстрела), поступая в размещенный по центру расходный механизм на 4 выстрела, в заключительном варианте – горизонтально.

Последним в кормовой части танка размещен отсек экипажа. Экипаж расположен в удобной позе — сидя с обеспечением всех эргономических требований (санузел, отопление, кондиционер, приготовление пищи). На крыше, во второй башне, размещен комплекс электронно-оптических средств поиска целей и управ­ления основным и дополнительным вооружением. Такая компоновка танка обеспечивает диффе­ренцирование уровня защиты и живучести отдель­ных компонентов танка в соответствии с их зна­чимостью.

Интересной особенностью компоновки являюсь применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°).

Новый вариант перспективного танка отличался от первоначального решениями по схеме броневой защиты, автомата заряжания и гусеничного движители (4+2 катка).

Вариант перспективного танка (разработка ~1989-91).

Вооружение 150 мм пушка 2А73, автомат заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерами.

Дополнительное вооружение – 30 мм гранатомет на задней башне и два 2×7,62 мм пулемета ТКБ-666.

По периметру танка и в шахтах между бортами отсека экипажа для поражения целей, атакующих сверху размещены 26 мортир КАЗ «Штандарт».

Размещение отсеков танка «490». Вариант по публикации в ВБТТ №7. 1991, последней публикации Е. А. Морозова.

При разработке проекта большое внимание уделено защите от боеприпасов, атакующих сверху.

1 — топливный отсек;

2 — отсек систем двигателя и силовой установки;

3 — отсек ос­новного вооружения;

4 — отсек автомата заряжания;

5 — отсек экипажа.

Огневая мощь

Хотя танк является уни­версальной машиной, способной поражать разнооб­разные цели, его главная задача (в соответствии с концепцией основного танка) – борьба с сильнобронированными целями типа танк. Необходимость ее решения определяет «облик» и состав комплекса танкового вооружения, тип и характеристики основного оружия. Данная концепция сохраняется и в наше время.

Основное вооружение финального варианта танка состояло из 152 мм пушки 2А73 с полностью автоматизированным боекомплектом из 32 унитарных выстрелов расположенным в двух конвейерах. Каждый конвейер имел свою систему досылания выстрела. Хотя башня обеспечивала круговое вращение углы возвышения/склонения пушки относительно горизонта составляли -5°, +10° только в диапазоне курсовых углов ±45°. Этот недостаток компенсировался за счет применения управляемой гидропневматической подвески, что за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.

В то же время значительно возросла насыщенность поля боя танкоопасной живой силой, вооруженной носимыми противотанковыми средствами – РПГ, ПТРК. Борьбе с такими целями уделялось важное внимание при создании харьковского танка 21 века. Дополнительное вооружение включало два, расположенных по обеим сторонам кормовой части блока вооружения 2-ствольных 7,62 мм курсовых пулемета ТКБ-666 (ЦКИБ СОО) с независимым наведением по вертикали. Углы возвышения (+45°) позволяли поражать цели расположенные на верхних этажах зданий и в горной местности. Готовый боекомплект каждого пулемета составлял 1500 патронов. На задней башне, расположенной над капсулой экипажа размещался 30 мм автоматический гранатомет с углами наведения по горизонту 360°, по вертикали -10°, +45°).

Особенно лаконично была построена СУО танка. Прицельные комплексы строились в виде отдельно расположенного тепловизионного модуля и лазерного дальномера размещенного справа (по ходу танка) в бронемаске. Телевизионный модуль и канал наведения управляемого снаряда размещался слева. Панарамический прицел с визуальным каналом располагался на задней башне, изображение передавалось как командиру-наводчику так и механику водителю. Дневно-ночная ТВ панорама размещалась на станке автоматического гранатомета на задней башне.

Модульная установка тепловизионного и телевизионного прицелов в бронемаске танка позволяла размещать разработанные и производимые серийно в 80-е годы приборы, например 1ПН71 1ПН126 «Аргус» и пр. имевшие большие габаритные размеры, при этом приводы по углу места и азимуту не требовались, так как прицелы стабилизировались с пушкой. Дополнительная точность достигалась благодаря «активной» подвеске, снижавшей нагрузки на стабилизатор вооружения. Поиск целей (при приведении к углу и положению заряжания) мог в то же время осуществляться независимым дневным панорамическим прицелом и дневно-ночной панорамой установленными на блоке вооружения второй башни.

Интересной особенностью компоновки являюсь применение ствола пушки

в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°).

На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка.

По бортам башни устанавливались мортиры системы «Туча» — 12 шт.

Над отсеком экипажа размещалась вторая башня с дополнительным вооружением, панарамическим прицелом с визуальным каналом

и дневно-ночной телевизионный прицел, устанавливающийся на станке вместе с автоматическим гранатометом.

Вид на корму – вторая башня с блоками динамической защиты и дополнительным вооружением.

Максимальный угол возвышения пушки.

Мортиры КАЗ «Штандарт» в кормовой части и бортах отсека экипажа.

В кормовой части отсека два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором

для вождения по-походному (кормой вперед).

К ограничениям компоновки можно отнести недостаточные углы склонения пушки на борт и корму.

Проблему создания и серийного производства компактных танковых прицелов с тепловизионным каналом не удалось решить спустя десятилетия после развала СССР. На данный момент проблема решается путем закупки и лицензионного производства зарубежных компонентов (в РФ). Уровень развития технологий в СССР, РФ отражает прибор 1ПН126, принят в 2005 г. Сложно представить себе вариант «альтернативной истории» развития систем технического зрения в СССР, в случае если бы он не развалился, но надеяться на компактность и высокие характеристики, позволяющие отказаться от визуального канала было бы безосновательно.

Круговой обзор из танка планировалось реализовать при помощи телекамер переднего обзора расположенных на верхней лобовой детали носового узла корпуса и на надгусеничных полках, а так же камер заднего обзора размещенной по центру кормы корпуса. Также у экипажа имелись призменные приборы наблюдения с выводом изображения над окулярами панорамического прицела.

По теме см. – Эволюция танковых прицелов — от механических прицелов к системам управления огнем.

Пример изображение на экране монитора «Аргус» (уровень 90-х). От визуального канала отказываться было преждевременно.

Защита

4.04.74

.
Проскуряков (ВНИИТМ):
— Защита должна быть дифференцированной и обеспечивать угол обстрела ±25 .. 35 градусов. Виды защиты: броня, активная защита и маскировка. Броня должна быть существенно поднята по сравнению с изделием «225» и «226».

Надо обеспечить защиту от натовского снаряда калибра 120 мм с увеличенной начальной скоростью. Без брони танка нет. Защиту решать не за счет толщины, а за счет новых решений

.

Маневренность должна быть повышена за счет гидромеханической трансмиссии. Ее сейчас Исаков делает совместно с ВНИИТрансмашем на мощность 1500 л.с. Это должно повысить средние скорости движения, уменьшить время разгона, повысить управляемость, плавное изменение радиусов поворота машины, обеспечить максимальную скорость заднего хода

.

Решения компоновки танка 21 века уделяли ключевое внимание обеспечению защиты компонентов танка в соответствии с их вкладом в боевую эффективность. Если первый (топливный) отсек имел лобовую противоснарядную защиту на уровне, заданном ТТТ, то последний отсек (эки­пажа) будет практически защищен в 2-2,5 раза сильнее. Поскольку создание снарядов с таким уровнем бронепробиваемости в обозримом будущем невозможно, указанное построение компоно­вочной схемы дает возможность обеспечить высо­кую вероятность выживаемости танка в бою при минимальной массе брони.

Вид сверху.

Ранжирование основных систем танка по вкладу в живучесть
Система

Ущерб при поражении Возможность резервирования К
Экипаж Полный выход из строя Запасной экипаж (при сохранении технической исправности танка) 1,0
Боекомплект Безвозвратные потери танка (при взрыве) Резервирование невозможно 0.9
Комплекс ведения огня (боевой отсек) Потеря возможности поражения противника Дополнительное вооружение, упро­щенный резервный комплекс управ­ления огнем, полуавтоматическое управление автоматом заряжания 0,8
Моторно-трансмиссионная установ­ка Потеря подвижности Резервная силовая установка уменьшенной мощности 0.6
Топливо Сокращение запаса хода Безвозвратные потери танка (при возгорании топлива) Резервный топливный бак Резервирование невозможно 0.5

Схема танка (в плане) с последовательно размещенными отсеками:

1 — лист носовой части; 2 — топливный отсек; 3 — топливная перегородка;

4 — моторный отсек; 5 — моторная перегородка; 6 — боевой отсек; 7 — перегородки боеукладок; 8 — отсеки боеукладок; 9 — перегород­ка отсека экипажа; 10 — отсек экипажа; 11 — угол обстрела наиболее мощными поражающими средствами α

Подход к защите перспективного танка описан в статье А. И. Мазуренко, Е. А. Морозов. П. И. Назаренко «Пути повышения живучести танка».

Развитие проекта «490».

1 и 2 – с вертикальным размещением выстрелов в двух конвейерах АЗ и расходным механизмом в центре, вышибные пластины выполнены в крыше отсека АЗ;

3 – с горизонтальным размещением в двух конвейерах. Вышибные пластины выполнены в днище отсека АЗ.

Данное направление развития было заложено А. А. Морозовым еще в 70-е, после завершения проектирования и начала крупносерийного производства танка Т-64А. Подробно решения описаны в записях дневников о проектировании танка «Объект 450» по Теме «101».

В раннем варианте разработки проекта защита верхней детали носового узла корпуса включала плиту из стали толщиной 80 мм установленную под углом 60°. На плиту устанавливался съемный пакет (170 мм/60°) с тандемно-установленными активными элементами защиты, которые разделялись 50 мм стальной плитой. По своей идее такая защита была схожа с устанавливаемым сейчас на танк «Оплот» модулем ДЗ «Дуплет».

Защита башни представляла из себя комбинированную структур с разнесенным (бронемаска), комбинированным с активными элементами (лоб и борта) бронированием.

Эквивалент защиты с верхней полусферы – 180…200 от УЯ и 600 от кумулятивных боеприпасов. Единственным уязвимым местом танка являлась башня в ее центральной части, где бронирование составляло 50 мм (5°). Однако, даже в случае поражения этого участка кумулятивными боеприпасами или УЯ из строя мог быть выведен только один из двигателей.

Крыша отсека боекомплекта представляла комбинированную структуру с активными элементами и многослойным бронированием, на заключительном варианте «вышибные пластины» выполнялись в днище для снижения ослабленных зон защиты сверху.

Наружные и центральные детали в защитных конструкциях корпуса и башни выполнялись из стали высокой твердости, внутренние из стали средней твердости. Это позволяло уменьшить формирование осколочного потока при пробитии элементов бронирования.

Заключительный из описанных (П. Ф. Гнедаш, Л. И. Мазуренко, Е. А. Морозов. Возможный вариант нетрадиционной компоновочной схемы танка. Вестник бронетанковой техники, №7. 1991) вариант танка 21 века защищала комбинированная броня (сталь+наполнитель+сталь) расположенная под углом 80°. Деталь формировала защиту верхнего и среднего пояса защиты танка.

а – продольный разрез; б – вид в плане со снятой башней и крышей корпуса; 1 — пушка; 2 — башня; 3 – погон башни; 4 – крышка отсека автомата заряжания; 5 – отсек экипажа; 6 – кормовые люки экипажа; 7 – отсек автомата заряжания; 8 – отсек силовой установки; 9 – топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 — двигатели; 12, 15, 19, 20 – бортовые коробки передач для передачи мощности к ведущим колесам переднего и заднего обводов; 13, 14, 18, 21 – ведущие колеса передних и задних обводов; 17, 22 – гусеницы передних и задних обводов.

Схема защиты включала слой активных элементов защиты с комбинированной схемой с продольным обжатием наполнителя (сталь + ЭДЗ + наполнитель), повышающая защиту на ~40%. Общий габарит бронирования составлял 260 мм. Конструкция обеспечивала защиту не только от боеприпасов, атакующих по горизонтали, но и защиту от боеприпасов (УЯ, кумулятивных) атакующих сверху.

Отсеки танка были изолированными и разделялись перегородками – 20 мм для отсека топлива, систем двигателя. 20 мм перегородка между 1 и 2 двигателями. Перегородки с габаритом 50 мм устанавливалась перед отсеком боекомплекта и капсулой экипажа. В днище капсулы экипажа был предусмотрен эвакуационный люк, служивший, также в качестве санитарного узла.

Бронирование днища корпуса также было дифференцированным 20, 50 и 100 мм (комбинированное) в зонах размещения топлива и двигательного отсека; отсека боекомплекта; капсулы экипажа.

Перспективные устройства защиты разработки НИИ Стали (90-е).

Снизу в центре фото перспективного элемента ДЗ 32Э, слева элемент «Гофр».

Габаритные размеры перспективного активного элемента были вдвое меньше серийного 4С22.

Это позволяло обеспечить большую площадь прикрытия защищаемых проекций.

Подвижность

Расположенная в средней части танка, впереди боевого отделения, силовая установка обеспечивала дополнительную защиту экипажа. Четырехгусеничная ходовая часть, обусловленная такой компоновочной схемой, существенно повышает живучесть танка при минном подрыве. Увеличению живучести способствует также раздельное исполнение систем, обслуживающих каждый двигатель.

На базе танка с двумя двигателями можно создать семейство машин с использованием одного или двух двигателей в зависимости от типа и назначения машины, от массы и мощности, потребляемой навесным оборудованием.

Требования к подвижности танков непрерывно возрастают. Предполагается, что средняя скорость танка ближайшего будущего при движении по сухим грунтовым дорогам должна достигать 50…55 км/ч. Для достижения такой скорости удельная мощность танка должна быть не менее 21…23 кВт/т, а максимальная скорость, обеспечиваемая скоростным диапазоном трансмиссии 80…90 км/ч.

Преодоление естественных препятствий и искусственных заграждений, проделывание проходов при помощи навесного и встроенного оборудования требуют дополнительного увеличения мощности силовой установки.

Одной из важных мер защиты танка является повышение подвижности с целью эффективного маневрирования под огнем (в том числе и задним ходом, не подставляя уязвимую корму). Исследования показывают, что за счет защитного маневрирования на поле боя вероятность попадания в танк снижается в 2-4 раза, защищенность повышается в 1,5-2 раза. Это относится в особенности к защите от управляемых ракет.

Таким образом, для увеличения подвижности танка с прогнозируемой массой (свыше 54 тонн) требуется силовая установка мощностью 1320…1470 кВт.

Высокие динамические качества танков в ука­занном диапазоне мощностей в сочетании с хоро­шей топливной экономичностью при малой загруз­ке можно обеспечить двигателями с двумя уровня­ми мощности (4ТД – 800 и 1000 л.с.).

Второй, нижний, уровень мощности необходим для экономичной эксплуатации танка при ограниченной скорости движения и сравни­тельно легких дорожных условиях.

Для перспективного танка может быть применена силовая установка с двумя одинаковыми двигателями, размещенными в средней части танка, бортовыми гидрообъемно-механическими трансмиссиямии гидрообъемным приводом механизма поворота. Механизм реверса обеспечивает возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями

.

Маршевое движение танка в колоне предпологалось осуществлялять кормой вперед. В кормовом люке механика водителя имелся иллюминатор и ТВ система заднего обзора. Кресло выполнялось поворотным.

Ходовой макет шасси и СУ «490».

Ходовой макет шасси танка с силовой установкой с двумя двигателями и 4-гусеничной ходовой частью:

1 — кабина, 2 — передняя часть; 3 — задняя часть.

Макет изготовлен на базе двух танков Т-64А с двигателем 5ТДФ. У танков вырезана верхняя часть корпуса с боевыми отделениями; отделение управления и моторно-трансмиссионное связанны в единый модуль. Соединенные кормовыми частями, они образуют ходовой макет с двумя двигателями и четырьмя гусеничными обводами.

Масса макета 35,6 т. Бортовые редукторы задней части макета модернизированы так, что они обеспечивают движение со скоростью, соответствующей ско­рости движения передней части. В передней части макета установлена система управления двигателями.

Схема шасси танка с силовой установкой, имеющей два двигателя:

1- ведущее колесо; 2 — направляющее колесо; 3 – бортовой редуктор; 4 — гидрообъемно-механическая трансмиссия; 5 — редуктор ГОП; 6 — реверс с понижающим редуктором; 7 — двигатель; 8 — гидрообъемный привод механизма поворота

Каждый из двигателей развивал мощность 590…660 кВт·с кратковременным форсированием до 740 кВт. Таким образом, общая мощность силовой установки достигает 1180…1320 кВт, а удель­ная мощность макета 33…37 кВт/т. Это позволит обеспечить удельную мощность танку равную 29 кВт/т.

При такой компоновке отпадет необходимость длительной разработки нового танкового двигателя большой мощ­ности. Предлагаемая схема повышает долговечность и топливную экономичность силовой уста­новки за счет рационального использования мощ­ности одного или обоих двигателей. Подробнее см. статью Танковая силовая установка с двумя двигателями.

Элементы ходовой танка по типу «Объект 219» (катки).

Варианты танка прорабатывались с эжекционной, комбинированной и вентиляторной системой охлаждения.

Возвращение к истокам – 4ТД

Двигатель 4ТПД, эскизный проект 1953 г.

Докторская диссертация А.Д. Чаромского – стратегическая линия развития танкового двигателестроения в СССР в послевоенные годы

Для перспективного танка 21 века предполагалось использовать двигатель 4ТД, основанный на технологиях, отработанных на серийном двигателе 6ТД-2. Установка двух двигателей 6ТД-2 являлась избыточной по мощности, кроме того для уменьшения габаритов оптимальной была установка двух двигателей меньших размеров. Создание нового двигателя 4ТД в 80-е годы не имело рискованных технических аспектов с учетом технологий 6ТД и отсутствия проблемных вопросов неуравновешенности 5ТД и 3ТД. 4ТД развивал мощность в номинальном и форсированном режиме 800 и 1000 л.с.

Много лет потребовалось некогда конфликтовавшим на территории СССР разработчикам танков для того, чтобы прийти к выводу –

«А в результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение принять для последующей разработки единое МТО с харьковским двигателем 6ТД-2, но со всеми танковыми системами двигателя, созданными тагильчанами

».

Э.Б. ВАВИЛОНСКИЙ (начальник отдела силовых установок, ведущий конструктор отдела нового проектирования УКБТМ). Источник — Главный конструктор Владимир Поткин. Танковый прорыв. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

Еще одним подтверждением правильного направления выбранного Морозовым стала демонстрация в октябре 2022 года на симпозиуме AUSA проекта перспективного двигателя, для боевых бронированных машин США, созданного в рамках программы «Advanced Combat Engine». Им оказался американский «аналог» 4ТД созданный с применением технологий современного уровня —

«Advanced Combat Engine» продемонстрированый на AUSA 2022. Оппозитный 2-тактный двигатель объемом 14.3л, четырехцилиндровый, был разработан для TARDEC армии США (Tank Automotive Research, Development and Engineering Center) в партнерстве с Cummins. Мощность 1000 л.с. при 2400 об./мин. Двигатель является частью 30-летней стратегии модернизации американской бронетехники.

Преимущества проекта танка 21 века А. А. Морозова.

1. Максимально возможная защита экипажа в рамках весовых ограничений ~55 тонн.

2. Размещение экипажа в наименее подверженной обстрелу кормовой зоне танка в высокозащищенной капсуле.

3. Простая и лаконичная схема размещения прицельных комплексов, соответствующая уровню развития науки и техники на ближнесрочную перспективу. Наличие визуального канала в панорамическом прицеле с обзором с наивысшей точки танка.

4. Применение простой схемы автомата заряжания без ограничений по длине выстрела L

=1400 (активная часть БПС до 1300 мм) с полной автоматизацией боекомплекта. Весь боекомплект основного вооружения полностью механизирован и размещен в едином автомате заряжания с простой тра­екторией и кинематикой доставки выстрела в ка­зенник пушки.

5. Возможность движения передним и задним ходом с одинаковыми скоростями (75 км/ч).

6. Простота создания семейства машин с 1 или 2 двигателями и удобным размещением десанта и целевой нагрузки. Например, высокозащищенного БМП. Существенное влияние на облик танка, наряду с принципиальными решениями основных узлов и систем, могут оказать: сокращение функциональ­ных задач, решаемых танками в бою; приспособление конструкции танка в качестве базовой ма­шины для семейства ВГМ и к условиям массового производства; необходимость сохранения возможности дальнейшего совершенствования в ходе жизненного цикла машины.

7. С целью повышения живучести ходовая ча­сть имеет 4-обводная с приводом на каждый обвод. Это дает возможность танку при разрыве од­ного из обводов (и даже двух на разных бортах) не утратить подвижность.

8. Максимальная защита капсулы экипажа от всего набора поражающих средств, включая химическое, бактериологическое и радиа­ционное воздействие, ком­форт в обитаемом отделении (наличие санитарных устройств, устройства для разогрева пищи и кондиционера). Совместное размещение экипажа кардинально решает вопросы взаимопомощи и взаимозаменяемости, существенно упрощает вопросы внутренней связи и дублирова­ния функций танкистов.

9. Максимальная противоминная защита танка и членов экипажа;

10. Силовая установка танка имеет возможность работы в двух режимах:

1) максимальной мощности — при движении и тяжелых дорожных условиях и в бою;

2) в частичном режиме (~50% Мmax — при движении по хорошим грунтовым дорогам и до­рогам с твердым покрытием. Оба режима долж­ны быть по экономичности равноценны, обеспечи­вая минимальный удельный расход топлива. Это наиболее радикальный путь повышения запаса хода танка при ограниченном объеме возимого топлива.

11. Замена торсионной подвески гидропневматической, поми­мо решения основной задачи — повышение средних скоростей за счет улучшения показателя плавности хода, — дает возможность управляв клиренсом танка, что повышает его проходимость и живучесть в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости. Таким образом, введение лишь одной системы повышает показатели подвижности (прямой эффект), защищенности и огневой мощи тапка (побочный эффект).

По теме:

Объект 490А «Бунтарь»

Объект 490 «Тополь»

Объект 299 (ОАО «Спецмаш»)

Танк Т-14 «Армата» Тяжелая БМП Т-15 Объект 195 «Т-95» (ОАО «УКБТМ») Объект 640 «Черный орел» (ОАО КБТМ) Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО «КБТМ»)

Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М»

Комплекс РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (код РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle «Серп») — российский ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальной баллистической ракетой, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в России после распада СССР. Принята на вооружение в 1997 году. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники (МИТ).

Ракета комплекса «Тополь-М» является твёрдотопливной, трёхступенчатой. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. Базируется ракета как в шахтных пусковых установках (ШПУ), так и на мобильных пусковых установках. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году.

Предназначена для выполнения задач по нанесению ядерного удара по территории противника в условиях противодействия существующих и перспективных систем ПРО, при многократном ядерном воздействии по позиционному району, при блокировке позиционного района высотными ядерными взрывами. Применяется в составе комплекса 15ПО65 шахтного базирования и 15П165 мобильного базирования.

Стационарный комплекс «Тополь-М» включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет, смонтированных в шахтных пусковых установках, а также командный пункт. Основные характеристики ракеты Тополь-М

Количество ступеней3
Длина (с ГЧ)22,55 м
Длина (без ГЧ)17,5 м
Диаметр1,81 м
Стартовая масса46,5 т
Забрасываемый вес1,2 т
Вид топливаТвёрдое смесевое
Максимальная дальность11000 км
Тип головной частиМоноблочная, ядерная, отделяемая
Количество боевых блоков1 + около 20 муляжей
Мощность заряда550 Кт
Система управленияАвтономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базированияШахтный и мобильный

Мобильный комплекс «Тополь-М» представляет собой одну ракету, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый транспортно-пусковой контейнер (ТПК), смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 высокой проходимости и конструктивно практически не отличается от шахтного варианта. Вес пусковой установки — 120 тонн. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 18 метров.

Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля. Двигатель V-образный 12-ти цилиндровый дизель с турбонаддувом ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л.c. Глубина преодолеваемого брода до 1,1 метра.

При создании систем и агрегатов мобильного «Тополь-М» использован ряд принципиально новых технических решений по сравнению с комплексом «Тополь». Так, система неполного вывешивания даёт возможность развёртывать ПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает её живучесть.

«Тополь-М» способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки, как против оптических, так и других средств разведки (в том числе за счёт снижения инфракрасной компоненты демаскирующего поля комплекса, а также применения специальных покрытий, снижающих радиолокационную заметность).

Межконтинентальная ракета состоит из трёх ступеней с твёрдотопливными маршевыми двигателями. В качестве топлива используется алюминий, в роли окислителя выступает перхлорат аммония. Корпуса ступеней выполнены из композитов. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют).

Система управления – инерциальная, на основе БЦВК и гиростабилизированной платформы. Комплекс высокоскоростных командных гироскопических приборов обладает улучшенными точностными характеристиками. Новый БЦВК обладает повышенной производительностью и стойкостью к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Обеспечено прицеливание за счёт реализации автономного определения азимута контрольного элемента, установленного на гиростабилизированной платформе, с помощью наземного комплекса командных приборов, размещенного на ТПК. Обеспечена повышенная боеготовность, точность и ресурс непрерывной работы бортовой аппаратуры.

Метод старта — миномётный для обоих вариантов. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 Кт тротилового эквивалента. Головная часть также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс средств преодоления ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части. Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории.

Ложные цели неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном). Ложные цели позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой. Впервые спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, Московский институт теплотехники работает над оснащением «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс». Проходят испытания мобильного варианта этого комплекса, размещённого на шасси восьмиосного тягача МЗКТ-79221.

Высокая устойчивость ракеты 15Ж65 к воздействию систем ПРО потенциального противника достигается за счёт:

  • Сокращения по времени и протяжённости активного участка путём крайне быстрого разгона ракеты. Время разгона до конечной скорости (свыше 7 км/с) составляет менее 3 мин.
  • Возможности ракеты маневрировать на активном участке, усложняющей решение противником задачи перехвата, а также совершать программный манёвр при прохождении облака ядерного взрыва
  • Защитного покрытия корпуса новой разработки, обеспечивающего комплексную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва и оружия, основанного на новых физических принципах.
  • Комплекса преодоления ПРО, включающего пассивные и активные ложные цели и средства искажения характеристик головной части. ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном), позволяют имитировать характеристики боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном, переходном и значительной части атмосферного участка нисходящей ветви траектории полета боевых блоков ракеты, вплоть до высот 2 — 5 км; являются стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и пр. Впервые спроектированы ЛЦ, способные противостоять РЛС со сверхразрешением. Средства искажения характеристик головной части состоят из радиопоглощающего (совмещенного с теплозащитным) покрытия ГЧ, генераторов активных помех и пр. Радиолокационная заметность боевого блока снижена на несколько порядков, ЭПР составляет 0,0001 кв.м. Дальность его обнаружения снижена до 100 — 200 км. Оптическая — и ИК-заметность ББ предельно снижена за счёт эффективного охлаждения поверхности ББ на заатмосферном участке и снижению светимости спутного следа ББ на атмосферном участке, достигаемой в т.ч. за счёт впрыска в следовую область специальных жидких продуктов, снижающих интенсивность излучения. В результате принятых мер обеспечивается преодоление моноблочной ГЧ перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования с вероятностью 0.93 — 0.94. Высоко- и заатмосферный участок ПРО преодолевается с вероятностью 0.99, атмосферный — с вероятностью 0.93 — 0.95.

Ракета 15Ж65 оснащена термоядерной моноблочной БЧ мощностью 0.55 МГт. Проведены испытания МБР с РГЧ (от 3 до 6 разделяющихся головных частей мощностью 150 кт.) В перспективе планируется оснащение ракеты маневрирующей ГЧ (испытания которой также успешно проведены в 2005 г. и продолжаются), в связи с чем возможность перехвата ГЧ, по мнению российских специалистов, будет практически сведена к нулю.

Круговое вероятное отклонение — не более 200 м, что позволяет ГЧ полумегатонной мощности уверенно поражать сильнозащищённые точечные цели (в частности, КП и ШПУ). В силу ограниченного забрасываемого веса, ограничивающего мощность ЯБЧ, ракета «Тополь-М» в отличие от ракеты 15А18 «Воевода» (мощность моноблочной ГЧ которой составляла 20-25 МГт) имеет ограничения по осуществлению уничтожающего воздействия по крупной площадной цели.

Комплекс 15П165 мобильного базирования обладает уникальными характеристиками начальной выживаемости, способен функционировать скрытно и автономно в течение длительного периода времени. Площадь патрулирования комплекса — 250 000 кв.км.

Ракета «Тополь-М» унифицирована с ракетой «Булава» морского базирования, создаваемых для вооружения РПКСН проекта 955. Конкурентом «Булавы» является жидкостная МБР Р-29РМУ2 «Синева». Она существенно превосходит «Булаву» (как и все другие МБР) по энергомассовому совершенству, но уступает по важному для российских ракет морского базирования критерию — выживаемости на активном участке за счёт меньшей скорости разгона и большей уязвимости от лазерного оружия, свойственной жидкостным ракетам по сравнению с твёрдотопливными. Однако ракета «Булава», со стартовой массой около 37 тонн, существенно уступает по ударной мощи существующим более тяжёлым твёрдотопливным ракетам, в том числе ракете «Трайдент»-2 со стартовой массой 59 тонн. (БЧ «Булавы» — 6х150 кт, «Трайдент-2″ (теоретически) — 8х475 кт). Проект оснащения морской составляющей ядерных сил России ПЛАРБ с лёгкими баллистическими ракетами «Булава» подвергается критике специалистов, указывающих на необходимость вооружения отечественных ПЛАРБ высокотехнологичной твёрдотопливной БРПЛ Р-39УТТХ, испытания которой были свёрнуты в 90-х гг. и которая, в случае постановки на вооружение, не имела бы мировых аналогов среди БРПЛ по ударной мощи и лётно-техническим характеристикам.

Транспортировка ракеты «Тополь-М» и загрузка в шахту

Транспортировка и загрузка в шахту межконтинентальной баллистической ракеты ракетного комплекса 5-го поколения РТ-2ПМ2 «Тополь-М». Место действия: 60-я Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознамённая ракетная дивизия.

«Объект 490А»: две версии одного перспективного танка

В истории отечественного танкостроения восьмидесятые годы стали периодом активного поиска новых необычных компоновочных и конструктивны решений. Множество любопытных идей тогда предложило и проработало Харьковское КБ по машиностроению (ХКБМ). Некоторые из них были реализованы в двух вариантах проекта «490А» или «Бунтарь». Тем не менее, обе версии проекта так и не вышли из ранних стадий.

Одно из немногих фото ходового макета ОБТ «490М»

Параллельные проекты

С конца семидесятых в ХКБМ работали над проектом ОБТ с шифром «Объект 490». В нем развивались уже известные идеи и предлагались новые. Параллельно разрабатывался танк с индексом «490А» и названием «Бунтарь». Этот проект тоже включал смелые решения, но от некоторых предложений с сомнительными перспективами отказались.
В частности, для ОБТ «490» предусматривалось сокращение экипажа до двух человек с соответствующей перестройкой электроники и другой аппаратурой. В проекте «490А» отказались от этого и сохранили третьего танкиста. В остальном проект был не менее смелым и тоже предусматривал применение нехарактерных решений.

Проектирование и последующие испытания ОБТ двух типов должны были занять несколько лет. В начале девяностых годов уже мог бы решаться вопрос принятия техники на вооружение. Однако работы по «Объекту 490А» затянулись – после испытаний первого опытного образца было принято решение существенно переделать проект.

Первая версия

В 1982 г. ХКБМ завершило подготовку документации по первому варианту «Бунтаря». В соответствии с ней построили деревянный макет. Вскоре появился ходовой макет, а затем и полноценный опытный образец, предназначенный для всесторонних испытаний.


Вид на другой борт
«Объект 490А» получил корпус традиционной компоновки с башней лафетного типа. Командир и наводчик располагались ниже уровня крыши корпуса, что позволило сократить габариты башни. В носовой части корпуса, за мощной лобовой преградой, помещались отделение управления и топливный бак. Правую половину боевого отделения занимала автоматика заряжания.

Основным оружием «Бунтаря» должна была стать 125-мм гладкоствольная пушка, являющаяся дальнейшим вариантом развития серийного изделия 2А46. Орудие получало средства дистанционного управления и комплектовалось автоматикой заряжания. Выстрелы раздельного заряжания располагались в механизированной укладке внутри боевого отделения. Механизмы отвечали за их извлечение, подъем к орудию и досылание.

С целью увеличения боекомплекта прорабатывались разные предложения. Создавалась новая укладка автомата заряжания максимально плотной компоновки. Также изучалась концепция т.н. заряда изменяемой формы. Она предлагала отказ от жесткой гильзы с зарядом, роль которой отводилась мягкому картузу. Гибкий картуз мог менять форму при загрузке в укладку или при досылании в камору, что позволяло оптимизировать использование доступных объемов.

Размещение экипажа внутри корпуса под башней предъявляло особые требования к средствам наблюдения и системе управления огнем. ОБТ предлагалось оснастить необходимыми смотровыми и прицельными приборами, построенными с применением оптического волокна. Волокно позволяло упростить конструкцию средств наблюдения, уменьшить проекции смотровых приборов, а также обеспечить их оптимальное размещение без мертвых зон.


Компоновка отделений танка

«Объект 490А» успешно дошел до стадии строительства и испытаний опытного образца. В 1983-84 гг. прототип обкатали на полигоне и сделали выводы. Часть технических решений получила одобрение, а другие нуждались в дальнейшей проработке. Кроме того, к ОБТ теперь предъявлялись обновленные требования, результатом которых стала существенная переработка проекта.

Спецназ РФ и США: гонка усовершенствований

Вторая версия

Прирост огневой мощи модернизированного 125-мм орудия посчитали недостаточным для гарантированного решения боевых задач. В связи с этим второй вариант «Объекта 490А» перестроили под более мощную 152-мм гладкоствольную пушку. Применение нового орудия повлекло за собой перестройку боевого отделения. Также вносились иные коррективы, связанные с результатами прошедших испытаний.
Компоновка машины в целом осталась прежней, но боевое отделение серьезно переделали. Орудие осталось в вынесенной установке, а под ним теперь располагались устройства автомата заряжания. Места командира и наводчика поместили у бортов отделения – по бокам от автоматики.

Механизированные укладки для безгильзовых выстрелов с ЗИФ находились в передней и задней части отделения. Под ними и под местами танкистов проходил кольцевой конвейер. В задней части башни предусматривался подъемник для подачи выстрелов к пушке. При всей своей сложности и большом объеме, предложенный автомат заряжания вмещал 40 выстрелов.

С точки зрения СУО новый танк «490А» серьезно отличался от старого. Оптоволокно плохо показало себя на испытаниях, и его заменили стандартными приборами и телевизионными устройствами. В состав бортовой электроники предложили ввести аппаратуру комплекса активной защиты. Его РЛС должны были монтироваться на бортах башни, автоматика управления – внутри танка.

Обновленный проект «Бунтарь» был готов в 1984 г. Можно было строить макеты и опытный образец, проводить испытания и делать выводы. Но ничего этого не произошло. Испытания предыдущего прототипа показали наличие некоторых нерешенных проблем. Новый проект тоже имел недостатки. Вследствие этого пути развития ОБТ вскоре серьезно пересмотрели, а проект «490А» пришлось закрыть.

Излишняя смелость

Разработка «Объекта 490А» столкнулась с рядом характерных проблем, прямо связанных с новыми смелыми техническими решениями. Одни новые компоненты плохо показали себя на испытаниях, а другие нуждались в разработке и длительной доводке. Все это предопределило судьбу проекта.
Пока «Бунтарь» планировалось оснащать 125-мм пушкой повышенного могущества, основные задачи и проблемы были связаны с автоматом заряжания. Предложение о переходе на большой калибр с принципиально новым выстрелом привело к новым затруднениям. Оказалось, что создание выстрела с ЗИФ, пригодного для применения на практике, является крайне сложной задачей.

До конца разработки такого боеприпаса все работы по 152-мм пушке не имели особого смысла. Более того, к середине восьмидесятых от идеи ЗИФ отказались и вернулись к отработанным принципам заряжания.

Оптоволокно в приборах наблюдения и прицеливания себя не оправдало. Существующие и доступные материалы не обеспечивали требуемое разрешение оптики и снижали ее реальную эффективность. Отсутствие перспектив в этом направлении привело к тому, что на втором варианте «Объекта 490А» использовалась «традиционная» оптика.


Размещение агрегатов в первой версии проекта

К этому добавлялась необходимость совершенствования защиты, разработка новых приборов управления огнем, улучшение силовой установки и т.д. Таким образом, при всех видимых преимуществах и перспективах, новый ОБТ получался слишком сложным в разработке – а в дальнейшем и сложным в строительстве.

Наработки для будущего

Дальнейшую проработку проекта «490А» посчитали нецелесообразной. В предложенном виде второй вариант проекта имел ряд недостатков, устранение которых требовало слишком много усилий. В связи с этим решили отказаться от доводки «Бунтаря» и запустить новый проект, учитывающий накопленный опыт.
Уже в 1984 г. начались работы по новому основному танку с индексом «477» и названием «Боксер». Отдельными чертами он напоминал «Бунтаря», но в остальном являлся самостоятельной разработкой. Также в нем использовались новые оригинальные конструктивные идеи разного рода.

К этому времени в рамках проекта «490А» успели построить только макетный образец и опытный танк, проходившие испытания в 1983-84 гг. После начала разработки второй версии «Объекта 490А» эта техника осталась не у дел. Ее перевели на хранение без перспектив к возвращению к работе. По разным данным, ходовой макет все еще существует, но в прошлом его разукомплектовали. Сейчас интереснейшее изделие представляет собой жалкое зрелище.

Тем не менее, эта машина в свое время сделала важную работу и показала реальные перспективы тех или иных технических решений. Такие выводы позволили скорректировать новые проекты. Однако на горизонте была совершенно новая эпоха, и большая часть наработок по «Объекту 490А» попросту пропала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]