Штурмовое орудие – боевая машина на базе линейных танков, которая использовалась для поддержки пехоты в наступлении. Их главная задача — уничтожение огневых точек противника. Не каждая машина могла справиться с подобной задачей. Например, требуется уничтожить крупную постройку, которую занял противник, а орудия, способного уничтожить постройку, на данный момент нет.
В такой ситуации можно использовать тяжелую артиллерию, но гораздо удобнее установить мощную гаубицу на подвижное танковое шасси, что увеличивает мобильность и взаимодействие с пехотой. Именно этим вопросом и занялись немцы в период войны с Советским Союзом. В итоге было создано новое штурмовое орудие, аналогов которому не было – «Штурмтигр».
История создания
Германская промышленность выпустила значительное количество штурмовых орудий. Созданные на базе средних танков штурмовые орудия «Штурмгешутц» обладали крепкой броней, оснащались 75-мм противотанковыми орудиями и 105-мм гаубицами.
Во время проведений боевых действий выяснилось, что мощности данных орудий недостаточно для уничтожения полевых укреплений противника. Поэтому сразу появилась необходимость в создании нового штурмового орудия, способное нести мощное вооружение и бронирование, достаточное для условий городского боя.
Разработка такой машины началась в 1942 году. Она должна была иметь обозначение «Бэр» — медведь, использовать шасси тяжелого танка T-VI «Тигр», увеличенное в размерах. Предполагалась установка 305-мм орудия. Вскоре проект был отвергнут военным командованием Вермахта. Несмотря на это, Гитлер отдал приказ, по которому велась разработка другого штурмового орудия на базе тяжелого танка PanzerKampfwagen VI.
Новое штурмовое орудие получило название «Штурмтигр».
Первоначально на нем задумывалось установить 210-мм гаубицу. Проектирование данного орудия откладывалась — это могло привести к срыву всего проекта. Чтобы это избежать, было предложено заменить 210-мм орудие установкой 380-мм бомбомета RW-61, который предполагалось использовать в военно-морских силах гитлеровской Германии. Вес снаряда RW-61 составляет 350 кг. Бомбомет должен был размещаться на немецких крейсерах.
Машина получила высокую оценку от самого Гитлера, который настаивал на немедленном развертывании производства данных штурмовых орудий. Но с принятием на вооружение тянули, так как офицеры в Генштабе придерживались мнения, что это бесполезная разработка в сложившейся ситуации на фронте, ведь немецким войскам в четвертом периоде войны требовалось чаще обороняться, нежели наступать.
Несмотря на все возражения в Генштабе, первая партия тяжелых танков «Тигр» была отправлена на завод фирмы Алкетт на переделку в САУ. На это повлиял, как ни странно, фюрер Третьего Рейха.
Презент из-под Киева
Впервые эту боевую машину, «крёстным отцом» которой являлся будущий фельдмаршал Манштейн, немцы применили в ходе боёв за Францию в мае-июне 1940 года. Нельзя сказать, что советская разведка ничего не знала о StuG III
Просто она не особо акцентировала на ней внимание, ограничившись коротким описанием:
О том, насколько важным и эффективным инструментом нападения являются эти низкие, подвижные и хорошо вооружённые боевые машины, советские военные не догадывались. Между тем, в июне 1941 года на границах Советского Союза находилось более десяти батальонов штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung, сокращённо StuG.Abt.), действовавших обычно на самом острие наступления. Среди них был и 197-й батальон штурмовых орудий под командованием майора Гельмута Христа.
Красноармейцы позируют на трофейном StuG III из StuG.Abt.197, август 1941 года
Этот батальон был сформирован в октябре 1940 года. На вооружение он получил машины StuG III Ausf.B. Боевое крещение StuG.Abt.197 прошёл в мае 1941 года, когда совместно со 132-й пехотной дивизией участвовал во вторжении в Югославию. В начале вторжения в СССР батальон был подчинён XXXXVIII-му танковому корпусу группы армий «Центр». Вскоре после начала боевых действий его переподчинили XXXXIV-му корпусу 6-й армии в составе группы армий «Юг».
Та же машина на НИИБТ Полигоне, начало сентября 1941 года. Хорошо видны повреждения ходовой части, а также буква Е на борту
К 15 августа батальон находился в районе города Канев, где начались затяжные бои за Днепр. Именно здесь в ходе контратак советской пехоты удалось захватить как минимум два StuG III Ausf.B из состава StuG.Abt.197. Машина из 3-й батареи досталась в ходовом состоянии и поучаствовала в фотосессии с захватившими её бойцами. На ходу оказалась и вторая машина, имевшая номер шасси 90 247 и имя собственное Prinz Eugen. Судя по повреждениям и отчётам StuG.Abt.197, потеряны самоходки были в результате подрыва на минах. После небольшого ремонта их отвели в тыл советских войск.
Часто встречается утверждение, что как минимум одна из этих захваченных самоходных установок позже пошла в бой с советским экипажем. Однако это не соответствует действительности. Уже в начале сентября самоходная установка из 3-й батареи оказалась на НИИБТ Полигоне. Что же касается машины с именем собственным Prinz Eugen, то её сначала переправили в тыл Центрального фронта. Там было составлено её краткое описание, причём называли трофей в нём не иначе, как «средний немецкий танк Т-3 с неподвижной башней». Описание касалось исключительно внутреннего и внешнего устройства машины. Полученные в ходе изучения характеристики примерно соответствовали реальным ТТХ StuG III. Несмотря на скоротечность составления описания, специалисты, изучавшие машину, успели её частично разобрать, после чего собрали обратно.
Вторая трофейная САУ StuG III Ausf.B из StuG.Abt.197
На НИИБТ Полигоне пошли по другому пути. Вместо того, чтобы подробно изучать новую машину, для начала был составлен краткий перечень её характеристик. Сводный материал о танках немецкой армии был подготовлен уже к 11 сентября 1941 года. Отражённые в нём тактико-технические характеристики оказались точнее, особенно это касалось толщины брони. Помимо измерений, на НИИБТ Полигоне были проведены и кратковременные испытания. В ходе них StuG III Ausf.B развил максимальную скорость 50 км/ч.
Эта же машина слева. Самоходная установка несла имя собственное Prinz Eugen
В документах НИИБТ Полигона немецкая штурмовая САУ именовалась не иначе как «артиллерийский танк», сокращённо Art-Sturm. Неизвестно, кто «изобрёл» этот термин, но обозначение «Артштурм» намертво прикрепилось к StuG III в советских документах.
Самоходная установка Штурмтигр — видео
Когда Кригсмарине (ВМФ) отказался от своей затеи, мортиру заполучили армейские начальники. Единственной подходящей самодвижущейся платформой для нее оказался танк «Тигр». Войскам на Восточном фронте требовалось нечто подобное (калибра 210 мм или около того) для борьбы с трудными целями. Казалось, «Штурмтигр» ожидало большое будущее, однако к тому моменту, когда производственники успели запустить изделие в серию, наступил уже август 1944 г., Германия теперь все глубже уходила в оборону, а потому большого заказа не последовало. Строительством занималась , взявшая за основу «Тигра» Ausf Е, на который специалисты установили угловатую бронированную рубку с наклонным лобовым броневым листом.
САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры
«Штурмтигр», представлял собой переработанный в штурмовое орудие танк «Тигр I», предназначенный для стрельбы специальными снарядами по неподвижным целям. «Штурмтигр» мог вести огонь как прямой наводкой, так и с удаленной на расстояние до 6 км позиции. 380-мм мортира, или гаубица, создавалась как вооружение подлодок для обстрела наземных объектов, поскольку выстрел из орудия осуществлялся с использованием реактивной тяги, эту установку можно считать предтечей современных баллистических ракет, запускаемых с субмарин.
Применение в бою и модификации
У «Штурмтигра» отсутствуют модификации. Но с учетом эксплуатации данных штурмовых орудий, некоторые изменения всё-таки вносились в отдельные экземпляры машин.
Машины поступили на вооружение трех образовавшихся в 1944 году рот. Впервые «Штурмтигр» использовали в подавлении польского восстания в Варшаве, которое вспыхнуло в августе 1944 года. В дальнейшем участвуя в боях на Западном фронте, показали свои способности в поражении танков противника. Также имеются данные об уничтожении одним «Штурмтигром» трех танков армии союзников (одним выстрелом).
Есть неподтвержденные сведения, что «Штурмтигры» применяли также в отвлекающей операции «Северный ветер».
Тактико-технические характеристики Штурмтигр
— Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней. — Разработчик: Alkett — Годы разработки: 1943—1944 гг. — Годы производства: 1944—1945 гг. — Годы эксплуатации: 1944—1945 гг. — Количество выпущенных, шт.: 18
Экипаж: 5 человек
Вес Штурмтигр
— Боевая масса, т: 66
Габаритные размеры Штурмтигр
— Длина корпуса, мм: 6280 — Длина с пушкой вперёд, мм: 6280 — Ширина, мм: 3705 — Высота, мм: 2850 — Клиренс, мм: 485
Бронирование Штурмтигр
— Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80° — Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65° — Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0° — Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8° — Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48° — Крыша корпуса, мм: 28 — Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47° — Борт рубки, мм/град.: 82 / 20° — Корма рубки, мм/град.: 82 / 10° — Крыша рубки, мм/град.: 40
Вооружение Штурмтигр
— Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм — Тип пушки: Реактивный бомбомёт — Длина ствола, калибров: 5,4 калибров — Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов — Углы ВН, град.: 0…+85° — Углы ГН, град.: ±10° — Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8
— Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм
Двигатель Штурмтигр
— Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см. — Мощность двигателя, л. с.: 650
Применение в бою и модификации
У «Штурмтигра» отсутствуют модификации. Но с учетом эксплуатации данных штурмовых орудий, некоторые изменения всё-таки вносились в отдельные экземпляры машин.
Машины поступили на вооружение трех образовавшихся в 1944 году рот. Впервые «Штурмтигр» использовали в подавлении польского восстания в Варшаве, которое вспыхнуло в августе 1944 года. В дальнейшем участвуя в боях на Западном фронте, показали свои способности в поражении танков противника. Также имеются данные об уничтожении одним «Штурмтигром» трех танков армии союзников (одним выстрелом).
Есть неподтвержденные сведения, что «Штурмтигры» применяли также в отвлекающей операции «Северный ветер».
Тактико-технические характеристики Штурмтигр
— Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней. — Разработчик: Alkett — Годы разработки: 1943—1944 гг. — Годы производства: 1944—1945 гг. — Годы эксплуатации: 1944—1945 гг. — Количество выпущенных, шт.: 18
Экипаж: 5 человек
Вес Штурмтигр
— Боевая масса, т: 66
Габаритные размеры Штурмтигр
— Длина корпуса, мм: 6280 — Длина с пушкой вперёд, мм: 6280 — Ширина, мм: 3705 — Высота, мм: 2850 — Клиренс, мм: 485
Бронирование Штурмтигр
— Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80° — Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65° — Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0° — Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8° — Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48° — Крыша корпуса, мм: 28 — Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47° — Борт рубки, мм/град.: 82 / 20° — Корма рубки, мм/град.: 82 / 10° — Крыша рубки, мм/град.: 40
Вооружение Штурмтигр
— Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм — Тип пушки: Реактивный бомбомёт — Длина ствола, калибров: 5,4 калибров — Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов — Углы ВН, град.: 0…+85° — Углы ГН, град.: ±10° — Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3×8
— Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм
Двигатель Штурмтигр
— Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см. — Мощность двигателя, л. с.: 650
Скорость Штурмтигр
— Скорость по шоссе, км/ч: 38,2 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38,2
— Запас хода по шоссе, км: 100 — Запас хода по пересечённой местности, км: 100 — Удельная мощность, л. с./т: 10,6 — Тип подвески: Индивидуальная торсионная — Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18
Знакомьтесь, Sturmpanzer VI Sturmtiger
Это настоящий танковый монстр, для которого запланировано 10 000 ХР. Думете, что такой запас прочности невозможно снести за 5 минут боя? Просто вы ещё не знакомы с характеристиками вооружения.
Боезапас состоит из двух типов снарядов, различающихся уроном и дальностью эффективного ведения огня. Выглядит это так:
- Кумулятивы. Пробивают мощную лобовую броню и при удачном попадании сносят 7 000 ХР. Однако скорость полёта у них медленная, поэтому подходят боеприпасы только для ближнего боя.
- Фугасы. Наносят не больше 3 000 урона, зато больше подходят для стрельбы на дальних дистанциях. Кроме того, раздают 30-метровый сплеш в радиусе от точки взрыва.
Самоходная установка Штурмтигр — видео
Когда Кригсмарине (ВМФ) отказался от своей затеи, мортиру заполучили армейские начальники. Единственной подходящей самодвижущейся платформой для нее оказался танк «Тигр». Войскам на Восточном фронте требовалось нечто подобное (калибра 210 мм или около того) для борьбы с трудными целями. Казалось, «Штурмтигр» ожидало большое будущее, однако к тому моменту, когда производственники успели запустить изделие в серию, наступил уже август 1944 г., Германия теперь все глубже уходила в оборону, а потому большого заказа не последовало. Строительством занималась , взявшая за основу «Тигра» Ausf Е, на который специалисты установили угловатую бронированную рубку с наклонным лобовым броневым листом.
Ствол ракетной ПУ был чуть смещен к правому борту и снабжен отверстиями для вывода газов реактивного снаряда. В самом боевом отделении помещалось всего 12 снарядов, однако с помощью ручного крана можно было через люк на крыше пополнить боезапас с борта транспортера для подвоза боеприпасов. Каждый снаряд весил ни много ни мало 350 кг, поэтому для транспортировки их от места хранения боеукладки к затвору ПУ в рубке имелся еще один кран. Разные источники называют совершенно разные цифры выпущенных «Штурмтигров» — от 10 до 81 единицы, но наиболее достоверное количество — 18 единиц. Поступили они на вооружение трех батарей «Штурммерсеров» и приняли некоторое участие в обороне Германии, таким образом, по назначению фактически не использовались.
Ориентир
Примерно в это же время изучением конструкции корпуса StuG III занимался коллектив НИИ-48. Определялся состав брони, типы соединения листов, выявлялись наиболее удачные решения, которые можно было бы внедрить в советское броневое производство:
Схема бронекорпуса StuG III из отчёта НИИ-48
Стоит отметить, что и до обстрела немецких танков шли работы по подкалиберным снарядам для 45-мм пушек, а также разработка 45-мм противотанковой пушки с удлинённым стволом. Итоги испытаний лишь подстегнули сроки внедрения обоих конструкторских решений.
Поначалу немецкая новинка не особо заинтересовала советских конструкторов. Однако впоследствии САУ StuG III оказала огромное влияние на развитие советской средней самоходной артиллерии. До неё отечественные средние САУ представляли собой, как правило, полуоткрытые истребители танков с вращающейся башней, например проект У-20. Но уже весной 1942 года приоритеты конструкторов поменялись в пользу разработки штурмовых САУ с закрытой рубкой, концептуально повторяющих StuG III. Но об этом поговорим уже в следующий раз.
Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами
Аналогом немецкого штурмового орудия выступала САУ ИСУ-152. Советская машина была универсальной машиной, не созданная для ведения городских боев, обладала большей надежностью. По мощности снаряда она уступала немецкой, но отличалась лучшей дальнобойностью, скорострельностью и быстрой перезарядкой.
Параметры | Штурмтигр | ИСУ-152 |
Страна | Германия | СССР |
Экипаж, чел | 5 | 5 |
Длина/Ширина, мм | 6280/3705 | 6543/3070 |
Вооружение | 380-мм бомбомет RW-61, 1 пулемет MG-34 | 152-мм гаубица МЛ-20С, 1 пулемет ДШК |
Бронирование, мм | 82-150 | 75-90 |
Масса | 66 | 46 |
Скорость передвижения по шоссе | 38 | 40 |
Запас хода | 100 | 350-500 |
Преодолеваемые препятствия ров/стена, м | 2,3/0,79 | 2,5/1 |
На сегодняшний день сохранилось два «Штурмтигра». Один находится в бронетанковом музее, в Кубинке. Другой — в музее немецкого города Зинсхайм.
Выпуск «Штурмтигра», как и некоторых других машин из списка «Wunderwaffe», затянулся, и настал тот час, когда Вермахт был не способен вести наступательные действия, как это было в 1941-42 гг. Это привело к тому, что данное штурмовое орудие потеряло свою основную роль.
Задачей этой машины был штурм городов противника, но после поражения под Курском, немецкие войска потеряли военную инициативу на Восточном фронте, поэтому о наступлении и речи быть не могло.
Ещё больше усугубило ситуацию открытие второго фронта армией союзников. Главной целью авиации союзников стали немецкие заводы, что затрудняло немцам сборку танков. И без того нагруженная промышленность не могла выполнить все требования по производству технологически сложных боевых машин. Под давлением обстоятельств, «Штурмтигр» был отведен на второй план.
Оценка машины
Вооружение и защищённость
Применение на «Штурмтигре» новейшего для своего времени вооружения — реактивного бомбомёта (в различных источниках именуемого также реактивным миномётом или ракетомётом) — обеспечило САУ непревзойдённую в своём классе огневую мощь, сравнимую разве что с железнодорожными или наиболее тяжёлыми традиционными артиллерийскими системами. Вместе с этим, реактивный бомбомёт, а также его размещение на «Штурмтигре», имели и ряд серьёзных недостатков. Одним из них была крайне низкая точность, свойственная, впрочем, любой ракетной артиллерии того времени — на максимальной дистанции стрельбы в 5700 метров разброс попаданий составлял до 4 % от дистанции стрельбы, или круга диаметром около 230 метров. Впрочем, с учётом назначения «Штурмтигра» это не являлось столь серьёзным недостатком — в городских условиях обычная дистанция стрельбы была значительно меньше, и средний разброс в радиусе 5 метров на дистанции в 1000 метров вполне позволял вести огонь по столь крупным целям как здания или укрепления. Другим недостатком, относившимся уже к калибру системы, была крайне низкая скорострельность — даже в относительно просторной рубке САУ 4 человека не могли обеспечить ей скорострельность более 1 выстрела в 10 минут.
«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра». Лобовая деталь рубки, толщиной 150 мм, расположенная под углом 47° к вертикали, была малоуязвима даже для наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Из противотанковых орудий лишь британская 76-мм противотанковая пушка QF 17 pounder при использовании подкалиберного снаряда, советская 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) и американская 90-мм зенитная пушка М2 (использовавшаяся как танковая и противотанковая; подкалиберным снарядом)) имели шансы пробить её на предельно малых дистанциях. Вместе с тем, эта деталь имела и своё уязвимое место — 380-мм канал ствола бомбомёта, попадание в который, вполне вероятное на малых дистанциях, даже при наиболее благоприятном для экипажа САУ исходе гарантированно лишало машину боеспособности. Нижняя часть ранних машин, помимо базовой 100-мм плиты «Тигра», защищалась прикручиваемой болтами дополнительной 50-мм бронеплитой, но в дальнейшем, поскольку и бронирование базовых танков показало себя в боевых условиях вполне достаточным, дополнительные плиты не устанавливались, чтобы не утяжелять и без того ненадёжную вследствие перегруженности машину. Даже базовая 100-мм плита, расположенная на «Штурмтигре» под углом 25°, обеспечивала защиту от большинства танковых и противотанковых орудий на нормальных дистанциях боя. В этих условиях лобовое бронирование рубки выглядело излишним и перегружавшим машину, не увеличивая существенно её защищённость.
380-мм фугасная ракета «Штурмтигра»
Защищённость бортовой и кормовой проекций «Штурмтигра» осталась в целом на уровне базовой машины. Если в начале 1943 года она обеспечивала ему надёжную защиту от подавляющего большинства танковых и противотанковых орудий, то уже к 1944 году развитие противотанковой артиллерии лишило «Штурмтигр» этого преимущества. Хотя артиллерийские системы, способные пробить его бортовую броню с больших дистанций, такие как 76-мм M5 или QF 17 pounder, либо 57-мм ЗИС-2, были сравнительно немногочисленны, применение САУ в городских условиях делало для неё опасными даже сравнительно малоэффективные при других обстоятельствах устаревшие орудия. При этом, всякое пробитие брони для «Штурмтигра», нёсшего по бортам боевого отделения более тонны взрывчатых веществ, представляло значительную угрозу.
Надёжность
«Тигр», служивший базой для «Штурмтигра», после периода первоначальной доводки, устранившего или значительно уменьшившего многие из его ранних проблем, превратился в сравнительно надёжную для своей весовой категории машину. Тем не менее, многие из его недостатков, такие как невысокая надёжность трансмиссии или склонность двигателя к перегреву, так и не были окончательно устранены до конца его службы. «Штурмтигр» же, помимо унаследования от базовой машины этих проблем, потяжелел по сравнению с ней на 10 тонн, что привело к крайней перегрузке подвески. Проблема усугублялась ещё и неравномерным распределением нагрузки, поскольку основная часть дополнительной массы — 150-мм лобовая плита рубки и бомбомёт, пришлась на передние катки. Именно проблемы с подвеской в дальнейшем стали основной причиной выхода из строя «Штурмтигров», усугубляясь повышенной сложностью ремонта из-за шахматного расположения катков подвески.
Ствол «Штурмтигра» с заряженной 380-мм ракетой
Оценка боевого применения
За время своей сравнительно недолгой службы «Штурмтиграм» почти не довелось использоваться по своему прямому назначению. Единственным эпизодом, когда «Штурмтигру» довелось принимать участие в штурме городов, было подавление Варшавского восстания. Впоследствии, хотя «Штурмтигры» не раз направлялись для выполнения подобных задач, обстановка на фронте, усугублённая частыми поломками САУ, неизменно препятствовала этому. Тем не менее, в тех отдельных эпизодах, когда «Штурмтигры» использовались против подходящих целей — зданий или укреплённых точек, его 380-мм орудие доказало свою высокую эффективность в их разрушении.
Однако в условиях отступления германских войск подобные цели были редки, и в тех случаях, когда «Штурмтигры» всё же вступали в бой, их целью обычно становились наступавшие англо-американские части. В этих же условиях критичными становились такие недостатки «Штурмтигра», как низкая точность стрельбы и крайне медленное перезаряжание. Постоянные же проблемы с надёжностью и нехваткой боеприпасов, усугублённые перебоями в снабжении, привели к тому, что подавляющее большинство «Штурмтигров» не были уничтожены в бою, а были подорваны и брошены своими экипажами.
Вид на боевое отделение «Штурмтигра», захваченного британскими войсками весной 1945 года. Замок 380-мм бомбомёта отсутствует