Возможности БТР-87 – новые тактико-технические характеристики


БТР-82
БТР-82А Вооружённых Сил Казахстана. 7 мая 2015 года. Астана
БТР-82А
Классификациябронетранспортёр
Боевая масса, т15,4[1]
Экипаж, чел.3
Десант, чел.7
История
ПроизводительАрзамасский машиностроительный завод
Годы разработки2009—2010
Годы производства2011 — н. в.
Количество выпущенных, шт.более 1490 на 2022 год[2][3]
Основные операторысм. Эксплуатанты
Вооружение
Калибр и марка пушки30 мм, КБП
Тип пушки2А72 2А42 (БТР-82АТ)
Прицелывсесуточный ТКН-4ГА
ПулемётыПКТМ
Двигатель
Производительность
Максимальная мощность220 кВт (299 л. с.)
Камера сгорания
КонфигурацияV-образный
Объём10 850 см3
Цилиндров8
Диаметр цилиндра120×120 мм
Тактность (число тактов)
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Подвижность
Мощность двигателя, л. с.300
Медиафайлы на Викискладе

БТР-82
— российский бронетранспортёр, представляющий собой глубокую модернизацию БТР-80. Принят на вооружение ВС России в 2013 году.

История[ | ]

Опытные образцы БТР-82 и БТР-82А были собраны в декабре 2009 года на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ)[4][5]. Испытания машин прошли зимой 2010 года, после чего они были приняты на вооружение. В 2011 году на БТР-82А были перевооружены некоторые части Южного военного округа[6].

Вооружённые силы Казахстана приняли на вооружение БТР-82А раньше, чем ВС России, по контракту заключённому в 2010 году, согласно которому поставки начались в 2012 году[7].

После завершения испытаний в 2013 году приказом министра обороны С. К. Шойгу БТР-82 был принят на вооружение Российской армии[8].

БТР-87: Чудесные превращения для похода за границу

Недавно СМИ сообщили о том, что новейший БТР-87, «выросший» из «истребителя танков» БТР-82А, в скором будущем может превратиться в полноценную легкую самоходную гаубицу. Оказалось, что на него без особых проблем можно установить боевое отделение самоходной «Ноны-СВК» (еще одна «поволжская» — пермско-нижегородская — разработка), способное работать по целям осколочно-фугасными «Китоловами-2», дооснастить ракетным комплексом «Корнет-ЭМ» и т. д.

Неприхотливость родственника

Напомним, впервые широкая общественность увидела новый БТР производства «Завода корпусов» из нижегородской Выксы весной 2016 года, когда предприятие опубликовало свой отчет за 2015 год с фотографиями в том числе и опытного образца БТР-87. При том, что упоминался он уже за несколько месяцев до того и даже, по некоторым данным, выставлялся на форуме «Армия-2017» — правда, лишь в рамках закрытого показа. Но так или иначе данные о том, что «восемьдесят седьмой» есть продукт глубокой модернизации такой достойнейшей машины, как БТР-82А, в просторы интернета «утекли» еще раньше его изображения.

В мае прошлого года мы рассказывали о том, что БТР-82А, который традиционно выпускался на Арзамасском машиностроительном заводе, на вооружение был принят в 2013 году (см. «Иракский выбор российского БТР»). Если точнее, то тогда были приняты два варианта — БТР-82 и БТР-82А, но между собой они различались по большему счету лишь особенностями вооружения, отсутствием / наличием автоматической 30 мм пушки. От своего предшественника — самого, пожалуй массового бронетранспортера БТР-80. легендарной «шайтан-арбы» — «двойки» отличались более мощным и неприхотливым (по слухам, спокойно переваривающим даже тепловозное топливо) двигателем, усовершенствованной ходовой частью, новыми системами противоосколочной защиты и топографического ориентирования, разнообразными цифровыми надстройками и криптозащитами последнего поколения.

Появление «восемьдесят вторых» сделало еще более актуальным спор — что же на самом деле такое, эти российские БТРы — еще бронетранспортеры, рассчитанные лишь на транспортировку бойцов, или же их возможностей в части огневой поддержки хватает, чтобы считаться уже пусть неформальными, но боевыми машины пехоты. Однако, сохранили эти машины и некоторое наследие «восьмидесятого» — в частности, принцип десантирования бойцов лишь с боков, а не с кормы, что было по словам многих экспертом, серьезным минусом.

Конкуренция бумерангом

И именно новая компоновка, гораздо больше отвечающая последним тенденциям, стала одним из главных отличий БТР-87. Десант теперь там высаживается через задние люки, а экипаж дополнительно прикрывает вынесенный вперед двигатель. Но здесь стоит напомнить, что именно в прошлом году военные активно заговорили о возможной скорой замене «восемьдесят вторых» на бронетранспортеры и БМП, созданные на базе «Бумера» — перспективной унифицированной колесной платформы «Бумеранг», созданной все теми же арзамасскими мастерами.

Летом было заявлено, что этот очень имиджевый проект вот-вот должен закончить предварительные испытания, выйти на государственные и научиться плавать («Мы облегчаем вес, и перед нами стоит задача сделать так, чтобы машина поплыла. Сейчас она достаточно большая по массе, но мы считаем, что у нас все получится»), а серийные поставки «Бумеранга» намечены на 2022 год, В качестве основных особенностей «Бумеранга» называлась чуть ли не беспрецедентная защищенность с многослойной «танковой» броней, а также выведенный в переднюю часть корпуса двигатель и, как следствие, обеспечение долгожданной возможности десантирования с задней кормы, а не боков. То есть та же самая фишка, что у БТР-87. Впрочем, эксперты и вездесущие журналисты уже, похоже, определились с разделом будущего у «Бумера» и «восемьдесят седьмого». «Стоит отметить, что БТР-87 предназначен главным образом для экспорта. Современный и, что немаловажно, доступный по цене и ремонтопригодный бронетранспортер нужен многим покупателям. Созданный на базе доказавших свою надежность машин новый БТР наверняка заинтересует их», — писала «РГ».

Оксана Драпкина: Правила здоровых новогодних праздников

Споет ли «Нона» по-новому?

После того, как в августе уже текущего года БТР-87 впервые открыто (и не на фото, а вживую) показали на международном военно-техническом форуме «Армия-2017», прошла информация о том, что его защита выдерживает в лобовой проекции выстрел из 23-мм автоматической пушки с расстояния 500 метров, а сбоку — очередью из пулемета калибра 12,7 мм.

Изначально стандартное вооружение БТР-87 сводилось к классической «паре» — 30 мм пушки спаренной с танковым 7,62 мм «калашниковым». Однако, позже выяснилось, что помимо более мощного двигателя и «кормового» десантного отсека у этого БТРа есть еще и некий универсальный башенный погон, за счет которого бронетранспортер можно устанавливать самые разнообразные боевые модули, дооснащать его неуправляемыми реактивными снарядами, «Шмелями»-огнеметами, противотанковыми ракетами. Или, например, дополнить транспорт боевым отделением от самоходной «Ноны-СВК». Над ней, напомним, еще в 80-х начинали работать конструкторы будущих «Мотовилихинских заводов» в Перми (шасси под нее придумывали уже на ГАЗе на базе БТР-80), а с 90-го года «Нона» серийно выпускается на все той же Мотовилихе.

Считается, что это орудие способно вести прицельный огонь без предварительной подготовки с закрытых позиций и прямой наводкой любыми видами 120 мм мин как отечественного производства. Однако, боевое крещение в Первую Чеченскую выявило явные ее недостатки: ограниченность углов наведения по горизонтали, малый возимый боекомплект, отсутствие автоматизации в части наведения) — впрочем, с другой стороны, от зарубежных аналогов «Нона» отличалась низкой ценой, что, возможно и сказалось, на ее экспортной востребованности — в частности, известно о поставках нескольких десятков «Ноны» в Венесуэлу в десятых годах.

В 2012 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков заявил об отказе министерства закупать технику, «которая не отвечает требованиям Вооруженных сил, или испытания которой не завершены». В этот список попали и восемнадцать орудий «Нона-СВК» общей стоимостью более 306 миллионов рублей. Позже было заявлено о начале разработки нового 120 мм орудия на смену «Ноне-СВК» — по задумке это была новая пермская разработка «Вена», «перенесенная» с гусеничной БМП-3 на колесную базу БТР-90, однако, по последним данным, этот проект до сих пор заморожен.

Подпишитесь на нас Вконтакте

Конструкция[ | ]

  • Прицел ТКН-4ГА
  • Боевой модуль

На машине установлен 8-цилиндровый 4-тактный V-образный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14‑300 мощностью 300 л. с.

Конструкция башни — это унифицированный модуль, оснащённый системой стабилизации вооружения в двух плоскостях и электрическими приводами. Вооружение представлено 14,5-мм пулемётом КПВТ (для БТР-82) или скорострельной 30-мм пушкой 2A72 (для БТР-82А), спаренные с 7,62-мм пулемётом ПКТМ в модуле башенной пушечно-пулемётной установки (БППУ). Спаренное вооружение снабжено электроприводом и цифровым двухплоскостным стабилизатором, комбинированным всесуточным прицелом наводчика ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами, со стабилизированным полем зрения и каналом управления дистанционным подрывом снаряда[9]. На модификации прицела ТКН-4ГА-03 ночной канал заменён тепловизионным.

Повышена живучесть, проходимость, надёжность и ресурс эксплуатации по сравнению с БТР-80. Имеется противоосколочная защита в виде специальных накладок на внутренней поверхности корпуса и кондиционер[10]. Бронетранспортёр получил цифровые радиостанции Акведук

с шифрованием сигнала и комбинированные приборы наблюдения. Повышена противоминная стойкость[11][12].

С наличием системы стабилизации орудия появилась возможность эффективной стрельбы в движении и ночью. На внутренних поверхностях корпуса смонтирована противоосколочная защита. Штатное место оператора на БТР-82А переместилось из башни в обитаемое отделение. С целью ослабить воздействие от мин, все сиденья установлены на крепления поглощающие удар. Машина оснащена новой улучшенной системой пожаротушения[13].

Описание устройства

Размещение узлов и агрегатов у нового бронетранспортёра осталось традиционным. В дальнейшем это сыграет отрицательную роль, но об этом позже. Итак, моторно-трансмиссионное отделение БТР-90 находится в корме, там же расположены и топливные баки. Это обеспечивает пониженную уязвимость двигателя. При этом, однако, становится невозможной посада и высадка стрелков через корму. А этот способ в настоящее время считается самым безопасным.

О бронировании подробно не сообщалось, за исключением заявлений о применении бронелистов увеличенной толщины. При этом наибольшая толщина брони предшествующего БТР-80 достигала 10 мм. А современные бронебойные пули типа М993 калибра 7.62мм имеют заявленную пробиваемость до 18мм брони.

Вероятно, заявления о надёжной защите от огня крупнокалиберных пулемётов следует считать преувеличением или речь в этом случае шла не о бронебойных пулях. Есть сведения о том, что толщина лба башни у БТР-90 «Росток» составляет 23мм. А пули NM173 калибра 12.7мм должны пробивать броню толщиной 22мм на дистанции до 900м.

Для повышения живучести при подрыве на минах днище бронетранспортёра изменили, сделав V-образным. Учитывая то, насколько популярными в начале 21-го века стали «миноустойчивые» бронеавтомобили – это было очень удачное и своевременное решение. Заслуживает внимания и то, что лобовой лист БТР-90 состоял из одной детали, а лобовые люки и ветровые стёкла были упразднены.

Как и на прежних машинах, десант попадает в броневик через бортовые люки между вторым и третьим колёсами.

Дополнительно имеются два люка в крыше, позади башни. Сохранены бортовые амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из стрелкового оружия. Они закрываются герметично заслонками.

Традиционно советские и российские бронетранспортёры выпускались оснащёнными крупнокалиберным пулемётом КПВТ и спаренным с ним ПКТ. Вооружение БТР-90 стало гораздо мощнее. «Базовая комплектация», известная под именем БТР-90 «Росток» имеет автоматическую пушку калибра 30мм и 7.62мм пулемёт, автоматический гранатомёт АГС-17 и противотанковые ракеты «Конкурс». Такое количество средств поражения несёт не всякая БМП. А двухплоскостной стабилизатор позволяет БТР эффективно вести огонь в движении.

Ещё сильнее вооружён БТР-90 «Бережок». Автоматический гранатомёт у этой модификации заменён более современным и лёгким АГС-30, а ракетное вооружение усилено за счёт установки ПТРК «Корнет» с наведением по лучу лазера. Помимо этого, наводчик «Бережка» получил в своё распоряжение тепловизор и систему управления огнём с автоматическим баллистическим вычислителем.

Наконец, БТР-90М оснащённый боевым модулем «Бахча», по вооружению аналогичен БМП-3. Автоматическая пушка и 7.62мм пулемёт дополнены орудием калибра 100мм. Оно ведёт огонь осколочно-фугасными снарядами, а для поражения бронетехники запускает через ствол управляемые ракеты «Аркан». В состав дополнительного вооружения БТР-90 входят дымовые гранатомёты калибра 81мм — шесть установок размещены на бортах башни.

Экипаж бронетранспортёра БТР-90 разместился иначе, чем на предыдущих БТР. Ранее командир машины сидел на правом переднем сиденье, рядом с механиком-водителем, а башня была одноместной. Теперь командир и наводчик сидят в двухместной башне, слева и справа. Сиденье рядом с водителем отвели старшему стрелку.

Водитель, лишившись лобового стекла, в небоевых условиях наблюдает за обстановкой дороге из люка, подняв сиденье.

В бою он пользуется пятью перископами. За боевым модулем – отсек для десанта, в нём установлены травмозащитные сиденья для семи стрелков. Для защиты солдат при подрыве на минах сиденья подвешены к бортам.

БТР-80 оснащался обычным «Камазовским» восьмицилиндровым дизелем, мощностью 210 л.с. А вот «сердцем» БТР-90 стал шестицилиндровый оппозитный двигатель 2В-06, впервые примененный на БМД-3. Его мощность довели до 510 л.с. – это вдвое больше, чем у предшественника. Ничего удивительного в том, что при возросшей массе «девяностый» стал даже подвижнее. Хотя расход топлива возрос до ста литров на сто километров движения по трассе, однако, общий запас хода тоже стал выше.

Традиционная коробка передач с ручным переключением уступила место гидромеханической. А главным новшеством стало введение в трансмиссию гидрообъёмной передачи. Она даёт возможность вращать колёса с разной скоростью, разворачивая бронетранспортёр буквально на месте.

Изменилась конструкция водомётного движителя. Вместо одного водомёта, установленного по центру корпуса в корме, у БТР-90 их стало два – снаружи бортов. Винты у водомётов трёхлопастные. Подвеска осталась независимой торсионной, с гидравлическими амортизаторами и системой регулировки давления в шинах.

БТР-90 стал первой российской колёсной боевой машиной, на которую установили бортовую информационно-управляющую систему.

Помимо этого, бронетранспортёр имеет усовершенствованную защиту от оружия массового поражения.

Модификации[ | ]

БТР-82А, выставленный на конкурсе Танковый биатлон-2014 Модернизированный бронетранспортер БТР-82АМ БТР-82АТ с боевым модулем БТР-БМ на выставке «Армия-2021».

  • БТР-82А
    — модификация с 30-мм пушкой 2А72 в модуле БППУ.
  • БТР-82А1 (БТР-88[14])
    — модернизированный БТР-82, оснащённый дистанционно управляемым боевым модулем разработки ЦНИИ «Буревестник» с 30-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулемётом.
  • БТР-82АМ
    — БТР-80 модернизированный до уровня БТР-82А. Модернизация производится в ходе капитального ремонта на ремонтных предприятиях.[15]
  • БТР-82АТ
    — модификация с комплектом дополнительных экранов и решёток, комбинированным двухканальным прицелом и ПТРК «Корнет» в десантном отделении.[16]
  • БТР-82В
    — вариант для Росгвардии с боевым модулем от БТР-80[17].
  • БТР-87
    — глубокая модернизация БТР-82А, имеет полностью новый бронекорпус с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и задним расположением отделения для десантников. Разработан ООО «Военно-промышленная компания» (Группа ГАЗ) и в основном предназначен для экспорта. Впервые был показан в июне 2015 года на международном военно-техническом форуме «Армия-2015» в парке Патриот Кубинке[18].

История

Характеристики БТР-82А натолкнули военных конструкторов на мысль создать бронетранспортёр улучшенного типа. БТР-87, получился не просто транспорт для высадки десанта, а по боевым возможностям – это современная боевая машина пехоты. Недостаточная защищённость экипажа и десантников не позволяла «восемьдесят второму» вести полноценный ближний бой из-за недостатка лобовой брони. Как и множество модификаций советской разработки на базе всё той же БТР-80 рождается в этот раз уже изменённая конструкция – боевая колёсная машина БТР-87, причиной становится установка двигателя в переднюю часть корпуса.

Эксплуатанты[ | ]

Воспроизвести медиафайл

Амфибийные возможности БТР-82А 336-й гв. обрмп в ходе учения в Балтийском море. 17 марта 2022 года.

  • Абхазия : 100 единиц по состоянию на 2022 год
  • Азербайджан : более 44 единиц по состоянию на 2022 год[20]
  • Казахстан : 70 БТР-82А, по состоянию на 2022 год[21]
  • Россия, на 2022 год:
  • Сухопутные войска: 1000 БТР-82А/АМ[22]
  • Береговые войска ВМФ: 700 БТР-82А[23]
  • Воздушно-десантные войска: 130 БТР-82АМ[24]
  • Войска национальной гвардии: неизвестное количество БТР-82А/БТР-82АМ[25]
  • Сирия: неизвестное количество БТР-82А по состоянию на 2020 год[26].

Боевое применение[ | ]

  • В 2014 году компания Armament Research Services основываясь на информации, размещённой в социальных сетях[27] разместила информацию о наличии бронетранспортёров у сторонников самопровозглашённых республик[28]. Министр обороны Украины Валерий Гелетей обвинил Российскую Федерацию в поставках этого вида техники в зону конфликта[29].
  • В конце августа 2015 года сирийская армия опубликовала видео БТР-82А. Окраска машин соответствовала используемой в ВС России. Наблюдатели предполагают, что машины были взяты из российских армейских запасов и доставлены в Сирию на российском большом десантном корабле «Николай Фильченков»[30][31].
  • Осенью 2022 года во время конфликта в Нагорном Карабахе БТР-82 использовались азербайджанской армией. Как минимум одна единица была потеряна в ходе конфликта[32]. После подписания трёхстороннего мирного соглашения, в зону конфликта были переброшены российские миротворцы также использующие БТР-82.[33]
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]