Су-34 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Су-34 — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника за счёт уникальных боевых качеств и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.
Интересные факты
Один из первых предсерийных экземпляров Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими дозаправками в воздухе, чем была подтверждена возможность выполнения длительных перелетов на этом типе самолета.
Между креслами для размещения экипажа Су-34 выполнен проход, который может использоваться как место для сна и отдыха. За сидениями имеется свободное пространство, достаточное для размещения членов экипажа в полный рост.
При этом показания приборов выводятся на остекление фонаря, что позволяет вести наблюдение за ними, находясь в задней части кабины.
На всех фронтовых бомбардировщиках Су-34 имеется кухня, оснащенная сосудами для хранения запаса воды и пищи и микроволновой печью.
В задней части кабины размещен санузел. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете с номиналом один рубль, выпущенной Банком России в серии «Вооруженные силы РФ». Монета вышла ограниченным тиражом (5 тыс. шт.) в 2009 году.
Весной 2016 года пара Су-34 использовалась для уничтожения ледовых заторов на реке Северная Двина. Для разрушения льда применялись авиабомбы весом по 250 кг.
Бомбардировщик Су-34 — видео
По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++ и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.
История
Самолёт создавался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24, успешно применяемому в вооружённых конфликтах последних лет. Разработка самолёта велась на фоне существования у вероятного противника большого количества современных истребителей четвёртого поколения типа F-15 и F-16 и, соответственно, возникающей необходимости для разрабатываемого самолёта способности ведения оборонительного воздушного боя с равными возможностями для самолётов поколения 4+.
В качестве основы для разработки самолёта был положен опыт боевого применения всех типов самолётов, состоящих на вооружении Военно-воздушных сил СССР (России), а также зарубежный опыт применения авиации в локальных конфликтах. При разработке самолёта конструкторами была применена аэродинамическая схема «Продольный триплан», позволяющая увеличить маневренные возможности летательного аппарата по сравнению с обычной схемой, так же по сравнению с самолетом Су-27 была увеличена бомбовая нагрузка и запас топлива. Передняя часть самолета приплюснутой формы, получившей прозвище «Утенок», оборудована двухместной кабиной, в которой реализованы методы повышения комфортности для экипажа при длительной продолжительности полётов.
Разработка самолёта началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»). В качестве основы для разработки самолёта была взята база проекта успешного истребителя Су-27. Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34, состоялся 13 апреля 1990 года. Первый публичный показ самолёта под обозначением Су-32ФН состоялся весной 1995 года во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. Затем были произведены опытные самолеты в количестве 2 летных и одного образца для стенда статических испытаний. После них последовали предсерийные самолёты в количестве 6 летных и ещё одного образца для стенда статических испытаний. В последующем, шестой предсерийный самолёт доработан до серийного образца, который теперь базируется в 929-ый ГЛИЦ г. Ахтубинск.
Первый полёт серийного самолёта Су-34, построенного в рамках государственного заказа для ВВС России, состоялся 12 октября 2006 года с аэродрома OAO «НАПО им В. П. Чкалова». Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Евгений Рудакас и Рустем Асадуллин. Государственная программа испытаний проходила с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года в несколько этапов одновременно с производством самолёта.
Су-34 принят на вооружение ВВС РФ 20 марта 2014 года.
Производство
Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе 20 апреля 2005 года. В 2008 году подписан 5-летний контракт № 319/3/1-ЕОЗ от 10 ноября 2008 года стоимостью 33,6 млрд рублей на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году.
1 марта 2012 года подписан госконтракт на поставку до 2022 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34.
Поставки
Первые два серийных Су-34 по первому контракту были получены 18 декабря 2006 года. Начиная с 2015 года планируется выпускать по 18-20 машин в год. Пока все мощности на заводах загружены, но на предприятии идёт масштабное переоборудование. В перспективе ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов этого типа и к 2022 году полностью заменить ими Су-24.
Первые два Су-34 по второму контракту были переданы в Новосибирске ВВС России 24 декабря 2013 года, следующие 18 самолётов — в 2014 году, еще 18 самолётов — в 2015 году, и 16 самолётов — в 2016 году. Осталось 38 самолётов.
По состоянию на 29 ноября 2015 года ВКС РФ получили 79 машин (из них 11 в 2015 году). Однако, по другим данным, уже к концу 2015 года ВКС РФ получили 18 самолётов, из них 2 внеплановых, таким образом общее число машин переданных в ВКС РФ составило 83 единицы.
Планы поставок
В планах завода стоит выпуск по 18—20 самолётов в год, начиная с 2015 года. 16 августа 2016 года официальный представитель НАЗ им. В. П. Чкалова заявил, что в ближайшее время ВВС России получат сотый по счёту фронтовой бомбардировщик Су-34. К 2022 году ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов Су-34 и полностью заменить ими Су-24.
По информации Минобороны России, по плану авиазавод должен ежегодно поставлять ВКС России по 14 самолётов. Однако идёт перевыполнение графика на 2 машины ежегодно начиная с 2014 года. Таким образом с 2014 по 2016 год поставлено по 16 Су-34 ежегодно. Такое же количество самолётов будет передано ВКС в 2022 году.
Планер и шасси
Планер фронтового бомбардировщика Су-34 имеет интегральную схему компоновки и построен по схеме продольного триплана. Крыло трапециевидной формы имеет угол по передней кромке равный 42 град.
Перед крылом установлено дополнительное горизонтальное оперение, которое может быть повернуто в широком диапазоне целиком. Силовые установки размещались в двух гондолах, установленных в центроплане самолета.
Входные воздушные каналы не имели регулировки, поскольку основным предназначением Су-34 было нанесение бомбовых и ракетных ударов при полете на небольших высотах. Носовой обтекатель фюзеляжа получил удлиненную форму, которая позволила поместить бортовой радар с антенной малых габаритов.
Для взлета и посадки самолета применяется шасси с носовой управляемой стойкой, оснащенной двумя колесами параллельного расположения и двумя основными опорами, размещенными на крыльях.
Ниши крыльевых стоек расположены в цетроплане, непосредственно за гондолами двигателей. При уборке стойка, оснащенная тандемной установкой двух колес, поворачивается вокруг оси.
Схема шасси разрабатывалась с учетом возможности применения самолета Су-34 с грунтовых аэродромов.
Для дополнительного торможения при посадке имеется двойной парашют, размещенный в контейнере на верхней части фюзеляжа. Перед выпуском куполов контейнер выдвигается из фюзеляжа Су-34.
Боевое применение
Вооружённый конфликт в Южной Осетии
Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех Хибины. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.
Военная операция России в Сирии
Во время военной операции России в Сирии 6 самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористов в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены.
С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняют истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.
Боевое применение для хозяйственных нужд
Самолёты были задействованы весной 2016 года для бомбометания по ледовым заторам в Вологодской области.
Топливная система
Запас топлива на борту самолета Су-34 находится в нескольких топливных баках, расположенных в фюзеляже, цетроплане и консольных частях крыльев. Количество баков и их точное расположение отличается по данным из различных источников.
Все баки связаны между собой системой трубопроводов с перекачивающими насосами. Это позволяет равномерно вырабатывать топливо в ходе полета, сохраняя центровку самолета в заданных пределах.
Забор керосина в топливоподающую аппаратуру двигателей выполняется из специального расходного бака. Внутренняя поверхность всех баков покрыта протектором на основе пенополиуретановой смеси.
При пробитии бака Су-34 с такой защитой исключается формирование топливовоздушных смесей, которые могут привести к пожару на борту.
Для увеличения радиуса действия возможна установка сбрасываемых топливных баков на внешних подвесах. Максимальный объем подвесных емкостей до 3000 л.
Вторым способом увеличения дальности полета является система дозаправки в воздухе.
В роли заправщика могут выступать машины типа Ил-78 или другой самолет Су-34, оснащенный специальным подвесным агрегатом для дозаправки. Заправка может осуществляться в ночных условиях при помощи подсветки шланга двумя фарами, размещенными в носовой части.
Конструкция
РЛС переднего обзора
Радиолокационная станция самолёта Су-34 Ш-141 предназначена для обнаружения наземных и воздушных целей. Дальность обнаружения:
— крупных наземных целей до 200—250 км, — типовых наземных целей до 150 км, — с идентификацией типа цели как «потенциальные танки и БМП на гусеничном ходу» до 75 км, — крупных воздушных целей без стелс-технологий типа «транспортные самолёты» составляет до 250 км, — малых воздушных целей типа «истребитель» до 90 км.
РЛС поддерживает сопровождение до 10 целей (одновременно) и обстрел до 4 целей (одновременно), а также рассчитана на ассистирование наведению ракет «воздух-воздух» с собственными радарами путём «подсветки цели» для РВВ-АЕ и Р-27 . Для ракеты ближнего боя Р-73 — до 20-40 км, c инфракрасной ГСН РЛС обеспечивает выдачу первоначальных координат цели.
РЛС имеет функцию для выполнения полёта на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности TFR.
РЛС заднего обзора
РЛС заднего обзора расположена в контейнере между двигателями и позволяет обнаруживать атаку Су-34 в заднюю полусферу ракетами, при этом как контрмеру РЛС заднего обзора поддерживает режим обстрела атакующего истребителя путём наведения специальной ракеты РВВ-АЕ воздух-воздух, запущенной с самого Су-34 в заднюю полусферу для атаки нападающего истребителя не тратя времени на маневрирование для его уничтожения.
Поскольку РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет в заднюю полусферу — довольно уникальная технология, которой не имеют, по заключениям экспертов и опубликованным спецификациям, самые распространённые (F-15, F-16) и даже перспективные (F-22, Eurofighter Typhoon) истребители-бомбардировщики НАТО, то многие специалисты дискутируют о реальности его существования и работоспособности.
Многие эксперты считают, что РЛС заднего обзора находится в незавершённой стадии, другие считают, что РЛС ещё не принята на вооружение. Так в открытой печати опубликовано фото сборки Су-34 со снятым радиопрозрачным колпаком, под которым видны две миниатюрные панели. Аналогичное устройство просматривается на других фото. Однако назначение и принадлежность данных устройств к каким-либо системам самолёта не указана.
На выставке МАКС-2001 были предоставлены обрывочные сведения о РЛС заднего обзора «Копьё-ДЛ». По ТТХ «Копьё-ДЛ» в версии 2001 года — миниатюрная панель радара с диаметром порядка 30 см, тем не менее, обеспечивала контроль ракет в задней полусфере и на дистанции 6-14 км при углах +/- 60 градусов.
Многие аналитики считают, что в качестве РЛС заднего обзора используется радар Н012, и даже опубликовали график его чувствительности, который был представлен НИИП им. Тихомирова западным потенциальным покупателям на Singapure Air Show 2008.
Подвесное разведывательное оборудование
В варианте использования Су-34 как самолёта разведки предусмотрено использование подвесного оборудования — подвесного универсального контейнера разведки (УКР) «Сыч», который разработан в трёх вариантах, в зависимости от вида разведки:
— радиотехнический; — радиолокационный; — оптический.
Эффективная отражающая площадь
Разработка самолёта велась с учётом современных требований по снижению ЭПР. С этой целью при производстве самолёта применены композитные материалы, позволяющие снизить уровень отражения радиолокационных волн за счёт радиопоглощающих покрытий, при проектировании интегральной аэродинамической схемы исключались аэродинамические гребни (подфюзеляжные кили) и специально рассчитывалась геометрия планера.
По утверждению представителей ОКБ им. П. О. Сухого Су-34 при полётах на малых высотах имеет степень радиолокационной заметности на уровне крылатой ракеты.
Средства радиоэлектронной борьбы и подавления комплексов ПВО
Для активного противодействия радиолокационным станциям наведения противника в случае своего обнаружения Су-34 оборудован комплексом радиоэлектронной борьбы, который Су-34 уменьшают вероятность его поражения системами с радиолокационным наведением примерно в 30 раз. Оснащение комплекса самолёта близко к оснащению специализированных самолётов РЭБ. Мощность комплекса РЭБ на Су-34 по оценке западных экспертов примерно аналогична уровню оборудования самолётов EF-111A и EA-18G.
Комплекс РЭБ Су-34 имеет приёмники облучения внешней РЛС и может использовать модули РЭБ Хибины (изделие Л-175В) или Л005-С Сорбция-С.
Для огневого поражения РЛС систем ПВО противника Су-34 может использовать ракеты Х-58, X-15П, Х-31П на дальностях до 120—160 км и Х-31ПД на дальностях 180—250 км.
Практическая эффективность комплекса РЭБ была проверена во время военного конфликта в Грузии, где Су-34 использовался как самолёт радиоэлектронной борьбы.
Средства наведения бомб и ракет по наземным целям
Для применения авиационных средств поражения самолёт оборудован прицельным комплексом, который позволяет производить поиск и поражение целей с помощью радиолокационной системы. Одной из систем комплекса является оптическая система «Платан», с помощью которой происходит наведение на цель ракет «воздух-земля» типа Х-29Л, управляемых бомб КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л с лазерными ГСН, требующими подсветки цели. Версии ракеты Х-29Т и бомб КАБ-500Кр не требуют дальнейшего наведения комплексом Су-34 после получения начальных координат цели, наведение на цель далее происходит через распознавание ТВ-камерой в ГСН.
Применяемый для поражения обычными средствами поражения (обычные (неуправляемые) бомбы, неуправляемые ракеты) прицельный комплекс самолёта обеспечивает точность, сопоставимую с применением дорогостоящего высокоточного оружия. Такая эффективность применения обычных средств поражения отмечена экспертами НАТО на основе опыта применения Су-34 в Сирии. При этом экспертами НАТО отмечается сравнительно низкая стоимость бомбардировок по сравнению с использованием управляемых бомб (Стоимость бомб типа BGL составляет около $100 000 за единицу, их российский аналог КАБ-500С стоит около 3 миллионов рублей, что в среднем в 3 раза дороже обычной бомбы. Скопившиеся в РФ большие запасы обычных бомб, оставшиеся в наследство от СССР, позволяют снизить стоимость высокоточного боевого применения Су-34.
Возможности самолёта позволяют применять бомбы и ракеты номенклатуры НАТО с использованием производимого ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э. С. Яламова (УОМЗ) по лицензии французской Thales Group модуля Damocles. Данный модуль позволяет применять высокоточные системы поражения стандартов НАТО. Разработка данного модуля в сотрудничестве с Thales Group по Damocles была вызвана необходимостью исполнения контракта с Малайзией на поставку самолётов Су-30, но впоследствии предусмотрено для применения на Су-34. Модуль, выполненный в варианте подвесного контейнера, позволяет применять управляемые бомбы серии BGL, обнаруживать оптическими средствами бронированную технику на дальности до 27 км, управлять наведением по лазерному каналу управляемых бомб и ракет на дальности до 16 км. Помимо использования номенклатуры боеприпасов НАТО технологии Damocles приспособлены к применению отечественных боеприпасов.
Кабина Су-34
С целью повышения живучести самолёта и защищенности экипажа внешний корпус кабины самолёта выполнен из бронированной оболочки из титанового сплава. При её разработке учитывались недостатки, выявленные в ходе боевого применения самолётов Су-25[5]. Толщина брони Су-34 — 17 мм, что гораздо толще брони Су-25, рассчитанной на поражение снарядами калибра 12,7 мм. Масса бронирования Су-34 составляет 1480 кг, что почти в 1,5 раза больше, чем у Су-25. Отличительной особенностью бронирования Су-34 от Су-25 является выполнение брони полностью из титанового сплава, без алюминиевых и стальных плит. Кабина имеет бронированное остекление.
Кабина самолёта оборудована двумя катапультными креслами К-36ДМ, позволяющие выполнять катапультирование во всём диапазоне высот и скоростей полёта, а также с земли (включая руление). Вход в кабину выполнен через нижний люк по ступенькам. Люк расположен вблизи передней стойки шасси.
Системы обеспечения жизнедеятельности экипажа
Для обеспечения эффективной работы экипажа при полётах на максимальную дальность и продолжительность (с дополнительными подвесными топливными баками на дальность до 7000 км) Су-34 оборудован следующими системами обеспечивания жизнедеятельности, повышающими комфортность:
— ассенизационное устройство — биотуалет; — герметичная кабина с кислородной системой, обеспечивающей выполнение полётов без кислородных масок до высоты 10000 м; — система кондиционирования и отопления кабины; — кухонный отсек (мини-кухня), включающий микроволновую печь и термосы для хранения пайков и воды; — пространство, расположенное за креслами, позволяющее выпрямиться в полный рост; — система электромассажа, встроенная в кресла; — система проецирования показаний приборов на лобовое стекло, позволяющая выполнять наблюдение за параметрами полёта при нахождении вне кресла.
Средства обеспечения работы с неподготовленных аэродромов
Самолёт оснащён вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, позволяющей осуществлять автономный запуск двигателей без использования наземных средств запуска. Наличие автономного источника питания позволяет использовать самолёт с неподготовленных аэродромов, не имеющих оборудования для запуска, что существенно расширяет радиус боевого действия.
Двигатель и режим полёта «суперкруз»
Самолёт оборудован двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31Ф-М1, имеющими 13 300 кгс тяги каждый и позволяющими развивать скорость до 1900 км/ч. Проходящая постоянная модернизация самолёта предполагает оснащение самолёта новыми двигателями типа АЛ-41Ф, которые обеспечивают тягу на форсажных режимах до 14 000 кгс и 14 500 кгс в режиме «чрезвычайный форсаж» каждый, а также позволяют выполнять полёты на сверхзвуковой скорости в режиме «суперкруз»). Данный режим обеспечивает несомненное преимущество перед самолётами, не имеющими данного режима, ввиду высокого расхода топлива на форсажных режимах, вынужденных поддерживать сверхзвуковую скорость полёта.
Система автоматического пожаротушения
Для повышения живучести самолёт оборудован системой автоматического пожаротушения, а также средствами дублирования и экранирования всех систем. Топливные баки защищены от пожара и взрыва за счёт заполнения пенополиуретаном с открытыми ячейками, технология применения которого базируется на изоляции топлива от воздуха за счёт эффекта «капсулирования», что препятствует образованию горючей паровоздушной смеси при повреждении топливных баков.
Аварии и лётные происшествия
4 июня 2015 года около 16:30 при заходе на посадку на аэродром Бутурлиновка (Воронежская область) после выполнения планового учебно-тренировочного полёта потерпел аварию фронтовой бомбардировщик Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 1-го командования ВВС и ПВО России. Полк с декабря 2013 года временно базируется на аэродроме Бутурлиновка на период ремонта взлётно-посадочной полосы на штатном аэродроме базирования полка Балтимор (Воронеж). Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и перевернулся. Экипаж самолёта не пострадал.
Двигатели
В качестве силовой установки на самолетах Су-34 применяются два турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с двухконтурной конструкцией. Такая схема позволила увеличить рабочие параметры двигателя и сократить удельный расход топлива.
В первом контуре двигателя на одном валу установлены две ступени компрессора и две турбины. Между компрессором и турбиной располагается камера сгорания.
Второй контур, представляет собой оболочку, построенную вокруг корпуса первого контура. При помощи осевого вентилятора в зазор между контурами нагнетается атмосферный воздух, который подается к форсажной камере, расположенной за турбиной первого контура.
В зависимости от модификации двигатели семейства АЛ-31Ф способны развивать тягу от 12800 до 14500 кгс. Предельная тяга достигается на режимах чрезвычайного форсирования и может удерживаться недолго.
Такой режим снижает ресурс двигателя и не рекомендован для частого применения.
На борту бомбардировщика Су-34 располагается автономная установка с приводом от небольшого газотурбинного двигателя. Эта система применяется для пуска основных двигателей при эксплуатации с полевых аэродромов.
Технические характеристики
Он принадлежит к поколению 4++, способен наносить атакующие удары в любое время суток, справляется с задачами на малой высоте, поражает воздушные цели. Рассмотрим более подробно размеры, грузоподъемность, летные возможности:
- общая длина истребителя 23,3 метра;
- размах крыльев 14,7 м;
- общая площадь крыльев 124 м2;
- максимальный подъемный вес 45 тонн;
- максимальная скорость около поверхности 1400 км/ч;
- дальность полета на высоте 4 тысячи километров, у земли 1;
- количество человек 2;
- радиус боя от 600-1300 км.