Армия в современном мире требует оснащения передовым вооружением, боевыми машинами и квалифицированным составом. Однако наравне с этим необходимо обеспечивать пехоту и транспорт продовольствием, снаряжением и т. п. Для этих целей используются специальные средства передвижения. Так, в 60 гг. военными инженерами Советского союза был изобретен гусеничный транспортер — МТЛБ. Тягач является многоцелевым и оснащен легкой броней. Примечательно, что он до сих пор находится на вооружении в армии РФ.
Исторические факты о создании вездехода МТЛБ
В 60-х годах правительство СССР совместно с руководящим составом вооруженных сил приняло решение провести обновление артиллерийского тягача АТ-П. В качестве экономии бюджета на общем совете постановили разрабатывать транспортное средство не с нуля, а использовать базовую серийную модель. Для нужд советской армии по характеристикам больше всех подходил на роль вездехода — МТ-Л. Основополагающим изменениям подвергся корпус — его заменили на бронированный. Остальные узлы и механические части практически не были затронуты.
Разработкой и внедрением обновления МТЛБ (фото) занимались конструкторы Харьковского тракторного завода. Первые шаги на пути к современному вездеходу были сделаны в 64 году. Спустя 24 месяца тягач поставили в серийное производство.
Название «многоцелевой тягач» было присвоено инженерами на начальном этапе. При этом вряд ли, специалисты догадывались, насколько термин будет соответствовать действительности. Так, в армии России сегодня на базе МТ-ЛБ уже создано больше 80 модификаций и специальных транспортных средств. Обусловлено это тем, что машина зарекомендовала себя, как надежный вездеход в различных военных конфликтах.
Примечательно, что перед вездеходом МТЛБ не ставится цели принимать непосредственное участие в бою, т. к. сначала он разрабатывался, как бронетранспортер орудий, расчетов и боевых снарядов. Соответственно, он не предназначен для атаки, а установка пулемета используется в качестве обороны.
Боевая машина МТЛБ
Популярность тягач завоевал за счет следующих свойств:
- высокий уровень надежности;
- простое обслуживание;
- возможность проведения ремонтных работ вне бокса;
- относительно небольшой вес;
- высокая мощность;
- проходимость обеспечивается за счет гусеничного тракта.
К сведению: помимо того, что вездеход числиться на вооружении в России, тягач приобретается десятками других государств по всему миру. С момента запуска в серию МТЛБ был выпущен свыше девяти тысяч раз. На 2010 г. в ВС РФ находится порядка четырех тысяч машин разной модификации.
Опыт боевого применения[править | править код]
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине, бытует мнение о ней как о машине низкоскоростной, слабозащищённой, со слабой огневой мощью. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой боевой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик как боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП/БТР с другой стороны — это совершенно разные классы военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилось задачи создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, тягач для буксирования артиллерийских орудий, шасси для монтирования различных устройств, а также — как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулемётное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что, помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог в случае необходимости эффективно защитить пулемётным огнём не только себя, но и орудийные расчёты, за которыми машина была закреплена как тягач.
Основные конструктивные моменты вездехода
Корпус машины имеет сварную конструкцию из стальных плит небольшой толщины. Броня предназначена для защиты от стрелковых видов оружия. Тем не менее, это позволило сохранить вес у МТЛБ — 9,7 т. Такая скоромная масса позволила инженерам обеспечить вездеход возможностью передвигаться по воде. А высокая проходимость обеспечена гусеничным трактом, создающим низкое давление на поверхность.
Корпус машины оснащен следующими отделениями:
- двигатель;
- трансмиссия;
- система управления;
- транспортно-грузовой отсек.
Внутри могут свободно размещаться как личный состав, так и пассажиры.
В вездеходе МТЛБУ трансмиссионная подвеска расположена спереди вместе с коробкой передач и поворотным механизмом. За этой частью установлена перегородка из брони с отсеком управления. Отделение также вмещает места для водителя и механика. Обзор за местностью осуществляется через лобовое стекло, оснащенное защитой. Справой стороны на корпусе вмонтирована башня с пулеметом (калибр 7,62). Обслуживание силовой установкой занимается командир тягача.
Отделение с двигателем находится за отсеком с управлением и занимает практически всю среднюю часть. Помимо мотора, здесь находится главный фрикцион.
На корме присутствует отсек для транспортировки грузов и десанта. Кормовые двери и люки, расположенные выше корпуса, используются в качестве входа-выхода.
Главное, что у МТЛБУ есть такая техническая характеристика, как восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238В. Двигатель обладает мощностью в 300 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 61,5 км/ч.
Катки у машины оснащены воздушной камерой, обеспечивающие движение по водной глади, т. е. транспортное средство способно плавать. Гусеничный тракт тягача осуществляет давление на грунт до 0,45 кг/см², подвеска имеет независимый торсионный тип.
Преимущества:
- Высокая проходимость;
- Отличная маневренность;
- Простота эксплуатации;
- Низкая цена;
Вы можете купить МТЛБ — цена от . Вы также можете купить вездеход МТЛБ в наличии и на заказ, как новый, так и с консервации.
Цена на вездеход МТЛБ зависит от комплектации и навесного оборудования. Цена нового МТЛБ начинаются от 2 950 000 руб. Цена на вездеход МТ-ЛБ также значительно зависит от общего состояния и года выпуска. Для более подробной информации по цене обращайтесь к официальным дилерам.
Цена МТЛБ с консервации зависит от года выпуска и общего состояния вездехода. Купить МТЛБ с консервации можно от 1 390 000 руб. Цена на МТ-ЛБ с консервации в полной комплектации и рабочем состоянии — от 1 550 000 руб. Цена сильно зависит от наличия навесного и дополнительного оборудования.
Вездеход МТЛБ обладает выдающимися техническими характеристиками и высокой проходимостью. Ходовые качества МТ-ЛБ позволяют использовать вездеход на всей территории России, в условиях крайнего севера и в суровом климате Сибири.
Вездеход МТЛБ комплектуется четырехтактным дизельным двигателем V8 ЯМЗ 238-В c рабочим объемом 14,86 л, непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением.
Технические параметры
После проведения модернизации МТЛБ (фото) военный оснастили обновленным шасси с гусеничным трактом на 7 катков. Мотор был заменен на ЯМЗ-238В, что в итоге позволило машине иметь более совершенные технические характеристики, нежели у предшественницы. Примечательно, что это относится как к основным параметрам мощности, так и к уровню проходимости.
В рядах ВС России бронетранспортер получил название мотолыга-МТЛБ, «эмтээлбешка».
Ходовые свойства, мощный мотор, высокая грузоподъемность, а также проходимость дают возможность использовать тягач по всей стране. При этом на подвижность не влияет бездорожье и условия Крайнего Севера. Эти качества также ценятся вооруженными силами других государств.
Двигатель
На МТЛБУ установлен дизельный двигатель с восьмью цилиндрами ЯМЗ-238Н-1. Мотор оснащен турбонадувом, что вкупе с 300 лошадиными силами позволяет машине передвигаться по шоссе со скоростью 61,5 км/ч.
Главными техническими характеристиками двигателя, установленного на бронетранспортер, в отличие от старых версий, является внушительное обновление. Так, конструктора добавили:
- масляный картер с обечайкой;
- упругую муфту;
- привод на вентилятор без использования фрикционного колеса.
Габариты МТ-ЛБ
У МТЛБ есть внутри кабина, изготовленная из цельной металлической обшивки. Допускается посадка до восьми человек, не считая личного состава машины. Кроме того, вездеход оборудован закрытым кузовом для транспортировки до 4 тонн груза либо десяти пассажиров.
Таким образом, обновленная версия мотолыги в армии позволяет больше вмещать, а дополнительным бонусом выступает круговой обзор местности. Примечательно, что и кузовная часть также была увеличена до 81 см. Это стало возможным за счет внедрения 7-опорного катка.
Высота аналогично подверглась изменениям — прибавили 20 см, что позволило расширить внутреннее пространство МТЛБУ.
Габаритные характеристики:
Масса, тонна | 9,7 |
ДхШхВ, метры | 6,45×2,86×1,86 |
Объем прицепа на буксире, тонна | 4,5 |
Полезный удельный вес, тонна | 2 |
Скорость по дороге, max км/ч | 61,5 |
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч | 30 |
Расход топлива зависит от местности | от 90 до 120 л/100 км |
Клиренс (среднее значение), см | 40 |
Скорость передвижения по водному пространству, км/ч | 6 |
Подвижность машины
МТЛБ-У оборудована 6-ступенчатой коробкой передач, обеспечивающая передвижение бронетранспортера по асфальтированной магистрали, грунтовой дороге, а также по водному пространству и пересеченной местности.
МТЛБ — технические характеристики подвижности (км/ч):
- максимально развивает скорость по автомагистрали — 61,5;
- усредненное значение по пересеченной местности — 30;
- по водному пространству — 6.
Система управления
Основная масса функций блока управления вездеходом находится в свободном доступе для водителя машины. Кроме запуска двигателя, механик способен активизировать отопление и другие системы, необходимые для комфортного нахождения внутри (фото) МТЛБ.
Ходовая машины
Ходовая также претерпела обновление в ходе модернизации. В новой версии установлены 14 опорных катков, 2 ведущих и 2 направляющих колеса. При этом последние обладают натяжными устройствами. Две гусеницы имеют ширину в 56 см и 4 гидроамортизатора.
Подвеска обеспечивает плавный ход, гася удары и толчки во время езды тягача по бездорожью. Дополнительным плюсом является тот факт, что подвеска имеет независимый, торсионный тип.
Расход топлива МТЛБ
МТЛБ — техническое описание (инструкция по эксплуатации) расхода топлива:
60 мин. работы мотора, л | 42-43 |
Расход на 100 км, л | от 80 до 100 |
Расход масла зависит от расхода дизеля | до 2% |
Дополнительные характеристики | |
Номинальная грузоподъемность (т):
| 2,12,3 |
Вес прицепа, тонна | 6,7 |
Колея, метры | 2,5 |
База, метры | 3,7 |
Клиренс, метры | от 0,395 до 0,415 |
МТЛБу | Двигатель
Вездеход МТЛБу оснащен новым восьмицилиндровым, четырехтактным дизельным двигателем ЯМЗ-238Н-1 с системой турбонаддува, мощностью 300 л.с.
Отличительными чертами двигателя ЯМЗ-238Н-1 вездехода от предыдущих конструктивных версий являются серьезные конструкторские доработки: масляный картер глубокий с обечайкой, привод вентилятора без шкива и упругой муфты.
Модификации машины МТЛБ
Вездеход МТЛБ — универсальная машина, на которую можно устанавливать различные устройства, передвижные лаборатории, буровые установки за счет базы из 7 катков шасси. Тягач используется не только на вооружении ВС России, но также применяется в нефтегазовой отрасли, георазведке в качестве транспорта по бездорожью и воде.
Применяя различные модификации бронетранспортера можно добиться использования тягача не только для перевозки грузов и десанта, но и в качестве командно-штабного передвижного пункта. Или как МТ-ЛБВ-Н для с/х нужд.
Разработано свыше 80 вариантов модификаций, например:
- базовым вариантом является МТЛБУ;
- многоцелевой тягач — МТ-ЛБу-Н;
- вездеход с расширенной кабиной — МТ-ЛБу-М;
- пожарное транспортное средство на гусеничном тракте, в т. ч. авианаводчик-разведчик — МТ-ЛБу-ГПМ-10;
- насосная станция — МТ-ЛБу-ПНС-1;
- вездеход для лесопожарных нужд — МТ-ЛБу-ЛПВ;
- и другие виды.
МТЛБ создавался, как универсальная платформа, на которую можно устанавливать боевые орудия и гаубицы. Однако в ходе испытаний стало понятно, что 6 катков не в состоянии вынести нагрузку, а корпус не позволяет монтировать тяжелое вооружение или ПВО. Поэтому корпус удлинили, установив седьмое колесо, заменили старый мотор, что позволило увеличить параметры грузоподъемности.
В обновленной машине способны размещаться десять пассажира и личный состав, либо боевые припасы. На основании этих факторов тягач стал популярен не только у военных, но и у гражданского населения.
Мотолыга — это легкая, но мощная машина, предназначенная для выполнения различных задач — от перевозки гражданских лиц до транспортировки грузов. Высокий запас хода, отличные технические характеристики и проходимость дают возможность использовать вездеход практически в любых условиях местности.
Гусеничная пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10
Место работы
МТЛБ является типичной машиной «рабочего» типа. В культуре и обыденной жизни обыватели немного знают о существовании этого многоцелевого тягача, а уж тем более как расшифровывается аббревиатура.
Для связанных с работой в тяжелых условиях севера или военных, без этой машины сложно представить нормальную службу или работу.
Грузоподъемность и вместительность, безотказность в эксплуатации, сравнительно дешевые запчасти и простой ремонт дают неоспоримые преимущества гусеничному вездеходу МТЛБ перед конкурентами, как среди бойцов вооруженных сил, так и среди геологов Транснефти из ХМАО. Модификации можно увидеть в фильмах и на постаментах в Сибири и на Дальнем Востоке, в краях, где суровые люди делали суровую работу на этих суровых машинах.
Техника на базе вездехода
На базе бронетранспортера созданы различные машины, например:
- МТП-ЛБ — передвижное устройство для проведения технологической помощи. Место башни занимает грузовая платформа.
- Объект № 26 — САУ «Гвоздика» монтируется на удлиненном шасси.
- Комплект «Дева» (2С24).
- Разведывательная машина РХМ «Кашалот», работающая в условиях химической атаки.
- Самоходный «Тунджа» оснащен минометом (калибр 120 мм).
В разные годы на базе тягача создавались:
- заградители для мин;
- средство для проведения радиоразведки;
- передвижные медпункты;
- машины для штаба;
- бронетранспортеры с мощной защитой и вооружение;
- зенитные и противотанковые комплексы;
- а также многое другое.
Универсальный солдат. Многоцелевой транспортер-тягач МТ-ЛБ
Шасси МТ-ЛБ оказалось настолько удачным, что на его базе разместили около двух десятков различных образцов техники и вооружения, например: зенитный ракетный комплекс «Стрела 10», противотанковый ракетный комплекс «Штурм С», радиолокационную станцию (РЛС) разведки наземных и надводных целей СНАР-10 «Леопард», машину радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот».
Дополнительно расширились возможности применения МТ-ЛБ в качестве многоцелевого шасси для размещения различного вооружения после разработки более вместительной модификации — МТ-ЛБу с удлиненной на один каток ходовой частью.
МТ-ЛБу стал рекодсменом по количеству размещенных на нем комплексов вооружения и военной техники — более пятидесяти! Это и командно-штабные машины, машины разведки, связи и управления, радиолокационный комплекс «Зоопарк», комплекс дистанционной химической разведки «Даль» и т.д. Серийное производство МТ-ЛБ началось в 1968 году на Харьковском тракторном заводе им.
Описание конструкции
«Мотолыга» — выполненный по классической схеме вездеход без особых инженерных изысков.
В передней части корпуса располагается кабина для механика-водителя и командира машины, и органы управления МТЛБ «Мотолыга».
Управление происходит при помощи педалей акселератора и сцепления (во время переключения ступеней в коробке передач), поворот осуществляется за счет блокировки боковых фрикционов (2 рычага – правый и левый).
Для обзора в кабине были установлены окна. Для освещения пути в ночное время использовались фары. Командир, в случае необходимости, мог вести огонь из закрепленного на крыше пулемета ПКТ.
Устройство МТЛБ
За спиной водителя располагался моторный отсек, точнее двигатель и основной фрикцион. В случае необходимости ремонта не требовались усилия для доступа к нему.
За движком размещалось отделение для грузов и перевозимого состава, в размере до 10 пехотинцев в полном обвесе. В случае суровой необходимости в пассажирское отделение могло уместиться 18 человек.
Для посадки и высадки использовались: 2 люка в крыше и двери на фронтальной части машины. Для обогрева герметизированного транспортного отделения устанавливалась печка. В машинах, отправляемых на крайний Север предусматривалась дополнительная печка.
Внутренняя комановка МТ-ЛБ
, Украина, ОАО «Муромтепловоз», Россия. Использование в воинских частях
Поставленные в армейские части вездеходы впервые приняли участие в боевых действиях в ходе войны в Афганистане. После распада СССР транспортеры достались бывшим союзным республикам и использовались в локальных конфликтах. Машины предназначались для доставки грузов, боеприпасов для минометов или артиллерии, а также эвакуации раненых. Бронирование корпуса выдерживало попадание пуль, выпущенных из автоматов Калашникова на любом расстоянии. Установленный в башне пулемет использовался для защиты экипажа вездехода или расчета буксируемого орудия.
Вездеходы не входили в штат мотострелковых батальонов (МСБ), но часть применялись для перевозки личного состава. Во время Афганской войны часть машин прошла полевую модернизацию. Например, буксируемый миномет «Василек» устанавливался в грузовой платформе, что противоречило требованиям руководства по боевому применению, но повышало маневренность огневой точки. Возимый боекомплект располагался внутри корпуса, а также крепился на внешней стороне листов вместе с дополнительным имуществом экипажа.